Методика экономического анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика экономического анализа



Для анализа характерен диалектический метод познания:

1) все явления и процессы рассматриваются в постоянном движении, из­менении, развитии.

2) каждый процесс, каждое явление рассматривается как единство и борьба противоположностей.

3) изучение хозяйственной деятельности предприятий должно прово­диться с учетом всех взаимосвязей. Изучение и измерение причинных связей в анализе можно осу­ществить методом индукции и дедукции.

Индукция заключается в том, что исследование ведется от частного к общему, от частных фактов к обобщениям, от причин к результатам. Метод индукции применяется для комплексной оценки чувствительности всех показателей к изменению отдельных фак­торов.

Дедукция – исследование осуществляется от общих фактов к частным, от результатов к причинам. С помощью дедукции исследуется весь комплекс факторов, формирующих исследуемый результативный показатель.

4) каждый процесс, каждое экономическое явление надо рассматривать как систему,как совокупность многих взаимосвязанных элементов, каждый из ко­торых вносит свой вклад в ее развитие. Любое воздействие внут­реннего или внешнего характера на один из элементов системы отражается и на других ее элементах. Из этого следует необходи­мость системного подхода к изучению объектов анализа, что явля­ется еще одним из направлений методологии исследования.

Системный подход предусматривает максимальную детализа­цию изучаемых явлений и процессов на элементы (собственно анализ) и их систематизацию.

Наряду с системным подходом существует ситуационный подход, согласно которому основу управления составляет ситуация, которой надо управлять с целью предупреждения кризисных явлений. Чтобы принять правильное решение, необходимо оценить сложившуюся ситуацию и спрогнозировать ее развитие в перспективе. Ситуационный подход в настоящее время является од­ним из перспективных направлений развития методологии и ме­тодики экономического анализа.

Под методом экономического анализа понимается способ познания, исследования и описания хозяйственной деятельности организаций в их развитии.

Сущность метода экономического анализа хозяйственной деятельности определяется его предметом и задачами, а выбор метода определяется целями исследования. Важно различать метод экономического анализа, т.е. способ подхода к изучению хозяйственной деятельности, и технические приемы и методики, используемые при анализе.

Под методикой понимается совокупность способов и правил выполнения аналитического исследо­вания. Различают общую и частные методики анализа.

Общая методика используется при изучении различных объек­тов экономического анализа в различных отраслях экономики.

Частные методики конкретизируют общую, применительно к опре­деленным отраслям экономики, типам производства, объектам исследования, видам анализа.

Любая методика анализа представляет собой указания или ме­тодологические советы по проведению аналитического исследова­ния, а именно:

• советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования;

• описание способов и приемов исследования изучаемых объ­ектов;

• указания по организации анализа, его методическому, тех­ническому и информационному обеспечению;

• рекомендации по оформлению результатов анализа.

Более подробно рассмотрим два элемента методики АХД:

1) технология анализа (последовательность выполнения анали­тической работы);

При выполнении АХД выделяют несколько тех­нологических этапов:

Øуточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы;

Øразрабатывается система по­казателей, с помощью которых характеризуется объект анализа;

Øсобирается и подготавливается к анализу необходимая ин­формация;

Øпроводится сравнение фактических результатов хозяйство­вания с показателями плана отчетного периода, принятыми нор­мами и стандартами, фактическими данными прошлых лет, дости­жениями ведущих предприятий, средними по отрасли и т.д.;

Øуста­навливаются тенденции и темпы развития предприятия, его рейтинг, положение на финансовом и товарном рынках;

Øобнару­живаются проблемы, требующие разработки мероприятий по их разрешению;

Øустанавливаются факторы и их влияние на результаты де­ятельности предприятия в прошлом и в перспективе, выявляются неиспользованные возможности достижения целей предприятия и на основании этого производится оценка достигнутых результа­тов;

Øрассматриваются возможные сценарии развития предпри­ятия в сложившейся ситуации, оцениваются имеющиеся резервы повышения эффективности работы предприятия;

Øподготавливаются рекомендации по принятию стратегиче­ских и тактических управленческих решений, направленных на достижение поставленных целей; оцениваются возможные послед­ствия принимаемых решений, степень производственных и фи­нансовых рисков; уточняются оперативные, текущие и перспек­тивные планы предприятия.

2) способы исследования изучаемых объектов (методический инструментарий анализа)

Важнейшим элементом методики анализа хозяйственной деятельности являются приемы и способы анализа, которые ис­пользуются на различных этапах аналитического исследования.

Классификация приемов и способов:

I. Количественные (математические) приемы и способы – такие приемы, в основе которых лежат достаточно строгие формализованные зависимости:

1 Традиционные логические приемы обработки информации: способ сравнения, в том числе многомерный сравнительный анализ; абсолютные, относительные и средние величины; способ группировки; балансовый способ; табличный и графический.

2 Приемы детерминированного факторного анализа:

· моделирование факторных систем, в том числе детализация факторов;

· способы факторного анализа: способ цепных подстановок; способ абсолютных разниц; способ относительных разниц; индексный способ; способ пропорционального деления и долевого участия; интегральный способ; логарифмический способ.

3 Приемы финансовой статистики.

4 Приемы стохастического анализа: регрессионный анализ; корреляционный анализ; дисперсионный анализ; компонентный анализ; многомерный факторный анализ.

5 Приемы оптимизации показателей: математическое программирование; исследование операций; теория массового обслуживания; сетевые методы планирования и управления и другие.

II. Качественные (эвристические) приемы – это психологические приемы творческого мышления. Основаны на описании причин и условий деятельности предприятий на логическом уровне. Их можно разделить на:

1 Методы экспертных оценок: метод Дельфи; метод коллективной генерации идей (метод «мозгового штурма»); теория катастроф; сценарный метод.

2 Многомерные (матричные) методы: матрица «Мак-Кинси» («экран бизнеса»); матрица БКГ; SWOT – анализ и др.

 

Диалектический подход базируется на принципах: - все явления и процессы необходимо рассматривать в постоянном движении, из­менении, развитии; - каждый процесс, каждое явление необходимо рассматривать как единство и борьбу противоположностей; - изучение хозяйственной деятельности предприятий должно прово­диться с учетом всех взаимосвязей  

Рисунок 1 – Примерная схема взаимосвязи метода, методики, приемов и способов анализа

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.007 с.)