Определение социальной проблемы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение социальной проблемы.



Очень важно на данном этапе не путать понятие «социальная проблема» и ее видимые последствия. Например, увидев неубран­ный мусор в населенном пункте, не следует формулировать социальную проблему как проблему мусора. Это лишь следствие. А проблема может состоять в следующем:

· отсутствие экологической культуры чиновников, отвечаю­щих за этот участок работы;

· низкий уровень профессионализма представителей местных органов власти;

· отсутствие программ экологического воспитания в системе школьного и внешкольного образования;

· низкий уровень общей культуры жителей данного населен­ного пункта и т.д.

Справка: «Проблема — осознание субъектом невозможности разрешать трудности и противоречия, возникшие в данной ситуа­ции, средствами имеющихся знаний и ранее полученного опыта» (Психологический словарь).

Проблема — сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения и разрешения (Краткий энциклопедический сло­варь).

Для решения проблемы она должна быть превращена в твор­ческую задачу, позволяющую использовать различные модели ее решения.

Исходя из такого определения социальной проблемы, и следу­ет разрабатывать социальный проект, с помощью которого возможно решение самой проблемы, что позволит устранить такие последствия, как неубранный мусор в населенном пункте, то есть устранить последствия, но с таким расчетом, чтобы они впредь не появлялись. Иначе «борьба» с мусором превратится в замкнутый круг, поскольку причины не будут устранены.

Определение самой социальной проблемы позволяет устранить саму «болезнь» (то есть причины), а не ее внешние проявления. Обратите на это особое внимание, иначе вся последующая работа может не иметь социального эффекта, и вызовет разочарование членов вашей коман­ды, а главное — вы не сможете принести реальной пользы местному сообществу.

Для более глубокого понимания сути социальных проблем, в том числе и вашего сообщества, того населенного пункта, в кото­ром вы живете, поработайте в библиотеке, просмотрите местные газеты, различные справочники, проанализируйте содержание документальных фильмов и телепередач и т.п. Это поможет вам составить более полное представление о том, какие вообще социальные проблемы есть в мире, в стране, в вашем регионе и, наконец, в вашем городе. Такой подход поможет вам избежать ошибки при определении социальной проблемы, которая будет в центре вашего проекта, и ее масштаба.

Во-первых, вы не возьметесь за слишком узкий вопрос, хотя если вы поможете даже одному человеку решить его жизненную проблему, это будет определенным вкладом в изменение ситуации. И, все же, следует подумать над масштабным проектом, разумеется с учетом возможностей вашей команды и организации в целом.

Во-вторых, вы не замахнетесь на слишком большой проект, который окажется вам не по силам. Иначе ваш первый социальный опыт окажется неудачным, принесет только разочарования.

Организуйте всестороннее обсуждение тех вариантов социальных проблем, которые могут стать объектом вашего проекта. В ходе обсуждения выслушайте всех желающих поделиться своим представлением о современных социальных проблемах разного уровня, начиная от глобальных и общегосударственных до местных, тo есть присущих вашему городу, поселку, селу.

Все высказывания и мнения участников тщательно записывайте, не упуская ни одного предложения для дальнейшего анализа всей поступившей информации.

Используйте возможности такого обсуждения для того, чтобы еще раз проверить правильность своих выводов, которые вы сделали после изучения общественного мнения, убедиться в необходимости работы именно в этом направлении, получить поддержку граждан местного сообщества, что в значительной мере обеспечит успешность дальнейшей работы над избранной проблемой.

Проанализируйте социальные проблемы по ряду критериев

· важность данной социальной проблемы для региона (города, поселка, села), с точки зрения жителей, т.е. по результатам социологического опроса (диагностики);

· масштабность данной проблемы, т.е. ответ на вопрос «Какое количество жителей заинтересовано в решении данной социальной проблемы?»;

· возможность практического решения проблемы силами вашей общественной организации.

Отберите 1-2 наиболее актуальные проблемы, в решение которых ваше общественное объединение может внести свою весомую лепту. Это необходимо для того, чтобы вы смогли сосредоточиться на конкретном деле, не распыляя свои силы и имеющиеся средства.

Четко сформулируйте социальную проблему, над которой вам предстоит работать.

Цель проекта

Для кого

Определение целевой аудитории.

Ограничение своей целевой группы позволяет выделить ее из массы людей и обращаться к ней, зная, что она из себя представляет. Когда целе­вая аудитория определена, производится ее анализ.

Анализ целевой аудитории.

При анализе отношения целевой аудитории к продвигаемым вами идеям, услугам, продукции необходимо рассмотреть уровень знания по вашей теме, эмоциональное отношение и готовность со­вершить желаемое вами действие. Это можно сделать следующим образом.

Знание. Неинформированность, неосведомленность – целевая аудитория, может не знать о вашей идее, услуге, продукции, о ва­шей организации, ее названии и деятельности, либо иметь нечеткое представление о вас. С другой стороны, аудитория может обла­дать достаточным знанием по интересующей вас теме.

Эмоции. Эмоциональное отношение может различаться от край­не негативного до очень положительного. Важно определить, что именно вызывает негативную реакцию, в чем причина — возмож­но, в реальных недостатках в работе, возможно, в вашем невнимательном отношении к своему имиджу.

Эмоциональное предпочтение именно вашей организации, идеи, услуги, продукции может отсутствовать у вашей целевой аудито­рии даже при хорошем отношении к вам. Поэтому важно проанализировать, что вызывает предпочтение, а что — нет.

Эмоциональная убежденность – даже отдавая вам предпочте­ние, ваша аудитория может быть не убеждена в необходимости поддержать предлагаемый проект.

Действия. Представители вашей целевой аудитории должны совершить действия, либо изменить поведение так, как вы от них ожидаете. Необходимо знать, какие действия по отношению к вам или проекту целевая группа предпринимает или не предпринимает.

Исполнители

Нужно определить, какие именно обязанности требу­ется выполнять членам вашей команды для реализации составленного плана. Проще говоря, какие «должности» вам необ­ходимо ввести, чтобы все мероприятия были реализованы точно и в срок.

Не советуем придумывать «должность» для человека, лишь бы у него было чем заниматься. Все обязанности должны быть ре­альными, наполненными конкретным содержанием, которое продиктовано составленным планом работы над проектом.

Перечень таких обязанностей (должностней) нужно сначала про­сто зафиксировать на бумаге, а потом приступить к описанию подробного содержания каждой из них.

Содержание каждой обязанности следует описать понятно и четко, таким образом, чтобы человек, берущий на себя ту или иную обязанность, хорошо представлял, что от него потребуется. Это ка­сается как содержания работы, так и времени, которого она потребует.

Именно конкретность и четкость описания обязанностей — за­лог того, что однажды кто-либо из членов команды не откажется ее выполнять, ссылаясь на то, что он об этом не знал.

Сроки проекта

Механизм реализации

Важно проработать структуру управления проектом и систему взаимодействия заинтересованных в проекте лиц (групп, учреждений и т.д.) с целью создания организационной основы для успешной реализации проекта.

Бюджетирование

· Осуществление запланированных мероприятий, как прави­ло, потребует определенных ресурсов. Например, для изготовления листовки с призывом «Просим не сорить в нашей родной школе» нужна бумага, а также средства тиражирования (ксерокс, про­стая пишущая машинка и т.д.).

· Разумеется, все это необходимо предусмотреть, указав объе­мы требуемых ресурсов. Причем, как и все остальные разделы плана, этот раздел должен быть конкретным и четким, то есть с указанием «чего и сколько» нужно для выполнения данного пунк­та плана.

· При составлении перечня необходимых ресурсов следует при­держиваться технологического подхода, суть которого в том, чтобы мысленно представить себе все этапы выполнения конкретного ме­роприятия плана и определить, что же нужно для его успешной реализации. Самый простой пример, который демонстрирует суть технологического подхода и хорошо знаком практически каждому человеку — приготовление еды. Чтобы сварить вкусный борщ, хо­зяйка готовит... Не будем перечислять все составляющие; но, если чего-то вдруг не хватит во время варки, поздно бежать в магазин или на рынок. Надо готовить все заранее.

· Следовательно, необходимо тщательно продумать все необхо­димые компоненты, перечислить эти ресурсы, чтобы во время реализации проекта не возникали сбои из-за отсутствия того или иного ресурса.

· При определении объемов необходимых ресурсов не следует пользоваться принципом «Попроси 200 рублей, дадут 100», то есть не рекомендуется завышать цифры. Нужен оптимальный вариант расчета, хотя это также потребует определенных усилий и времени. С другой стороны, если вы из скромности укажете недостаточный объем того или иного ресурса, выполнение плана может оказаться под угрозой.

· Важно понимать, что в качестве источника необходимых для выполнения плана ресурсов может быть не только ваша организа­ция. Можно обращаться в любую другую организацию, на фирму, к индивидуальным спонсорам, а также к тем людям, которые гото­вы поддержать вас различными доступными им способами. Но для этого им нужно объяснить основной замысел своего социального проекта, показать над какой актуальной для данного сообщества проблемой вы собираетесь работать или уже работаете, убедить их в том, что это ваша общая задача и т.д.

· Получение помощи со стороны — это особое искусство, ко­торым нужно овладевать в процессе самой деятельности по реализации проекта.

Эффективность проекта

· Это очень важный раздел подготовки проекта, так как в зависимости от того, что и каким образом вы будете оценивать, зависит отношение к результатам вашего проекта, как самой команды, так и других людей. Прежде всего, подчеркнем, что все пункты плана должны быть четкими, объемы представлены в конкретных цифрах, а сроки выполнения — точными датами.

Это первое требование — конкретность критериев и показате­лей, которыми определяется степень достижения поставленной цели работы над выбранной социальной проблемой.

· Каждый критерий должен иметь четкие показатели, в соот­ветствии с которыми можно определить степень достижения максимально возможного результата.

Справка: Критерий — признак, на основании которого произво­дится оценка чего-либо; мерило оценки. (Энциклопедический словарь)

· Есть два основных вида показателей:

- количественные (по количеству сделанного, например, поса­женных деревьев, выпущенных листовок, проведенных бесед и т.д.);

- качественные (по изменению состояния, качества того или иного объекта, который стал целью вашего проекта, например, чи­стота школьного двора).

Второй способ более сложный, так как его трудно замерить, например, количеством убранных бумажек или другого мусора. Но его также следует использовать, так как далеко не всегда возможно измерить изменения в социальной сфере с помощью одних цифр.

Нужно помнить и о том, что не все можно измерить, например, понимание людьми необходимости экономить воду или электриче­ство. Но, тем не менее, в этом направлении надо работать, хотя это может быть самым общим критерием.

При определении критериев и показателей оценки выполнения работы над проектом следует помнить принцип «делать все, что в наших силах».

Если вы в качестве показателей определите слишком простые дела, то вам самим быстро станет скучно, и проект превратится в фарс.

Но не стоит брать слишком высокую планку, то есть ставить себя с самого начала в ситуацию стресса. Это очень тонкий воп­рос, решение которого может найти только сама команда. Необходимо оптимальное сочетание возможностей команды и труд­ностей, с которыми вам предстоит столкнуться во время выполнения плана.

Риски

Сторонники. Если вы столкнулись с какой-либо проблемой, нуж­но считаться с вероятностью того, что ваша организация будет не в состоянии разрешить ее и достичь своих целей в одиночку. В этом случае, чтобы придать больший вес вашей кампании, найдите себе сторонника (или сторонников). Постарайтесь заранее изучить потенциальных сторонников, тогда вы будете знать, сможете ли вы привлечь их и как это сделать. Желательно, чтобы ваши союзники тоже сформулировали свою собственную стратегию.

Внимание. Вы беспокоитесь о том, достаточно ли серьезна проблема для того, чтобы люди присоединились к вам или поддержали вас? Проанализируйте, кого беспокоит эта проблема, что люди получат в случае победы, на какой риск они могут пойти, каково их влияние на другие целевые группы.

Оппоненты. Выявив ваших противников в разрешении проблемы, вы должны проанализировать, чего им будет стоить ваша победа, и можно ли их нейтрализовать. Если нет, то лучше знать, чего от них можно ожидать: что они готовы делать (или сколько затратить), чтобы противостоять вам, насколько они сильны.

Силовые структуры. Таким термином в организации кампаний называют действующих лиц, способных повлиять на решение проблемы. Это могут быть организации или частные лица, которые занимают в настоящий момент нейтральную позицию, но которые вследствие ваших действий могут стать сторонниками, оппонентами или остаться нейтральными. Вы должны учесть, как силовые структуры будут реагировать на шаги, которые вы предпринимаете.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.019 с.)