Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Девиация и социальный контрольСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель занятия: формирование социологических представлений о социальном поведении и его регулятивных механизмах; содержательный анализ понятий «норма» и «ценность»; изучение механизмов социального контроля; определение девиантного поведения; знакомство с основными социологическими концепциями девиантного поведения; углубление знаний о различных формах девиантного поведения. Основные понятия: социальное поведение, социальная норма, нормы-ожидания, нормы-правила, привычка, обычай, традиция, ценности, санкция, формальные и неформальные санкции, позитивные и негативные санкции, социальный контроль, конформизм, девиантное поведение, делинквентное поведение, первичная и вторичная девиация, аномия, инновация, ритуализм, ретритизм, мятеж, стигма, девиантная карьера. Основные теории и концепции: концепция гениальности (Ч. Ломброзо), атропологическая концепция преступного поведения (Э.Хуттон), концепция предрасположенности к преступному поведению (Х. Шелдон), концепция генетической предрасположенности к делинквентному поведению (П. Джекобс), теория аномии Э. Дюркгейма, теория аномии Р. Мертона, теория культурного переноса (В. Миллер), теория конфликта (Р. Квинни и др.), теория стигматизации (Э.Лемерт, К. Эриксон), концепция девиантной карьеры (Г. Беккер). План: 1. Социальное поведение и социальный контроль. 2. Понятие девиации. Функции и дисфункции девиации. 3. Социологические теории девиации. 4. Формы отклоняющегося поведения. Вопросы для самоконтроля студентов 1. Дайте определение социальной норме, привычке, обычаю, традиции, ценности, санкции. Приведите примеры. 2. Социальный контроль общества и система правосудия, эффективность их действий. 3. Дайте определение девиантному и делинквентному поведению. Проиллюстрируйте на примерах. 4. Покажите относительность природы девиации. Приведите примеры. 5.Социальный контекст и его влияние на подход к девиантному поведению. Покажите на примерах. 6. Каковы причины возникновения девиантного поведения? 7. Функции девиации и их назначение. 8.Дисфункции девиации и их роль в жизни общества. 9. Назовите основные положения концепции аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона. 10. Дайте характеристику выделенным Р. Мертоном реакциям людей как способу достижения поставленных целей (5 реакций). 11. Изложите основные моменты теории культурного переноса 12. Теория конфликта и ее подход к девиантному поведению. 13. Теория стигматизации и ее оценка девиации. Темы сообщений и рефератов 1. Социальные аспекты пьянства и алкоголизма в современном российском обществе. 2. Суицид: причины, распространение, способы преодоления. 3. Проституция как социальное явление: история и современность. 4. Наркомания в России: причины и следствия. 5. Социальный портрет современной проститутки. 6. Коррупция в российском обществе: причины, формы существования, эффективность противодействия. 7. Коррупция в медицинских учреждениях России: причины, формы, социальные последствия. 8. Функции и дисфункции системы правосудия в России. 9. «Оборотни в погонах» в российском обществе: отклонение или норма? 10. Пенитенциарная система в России: функции и дисфункции социального института. 11. «Откосить от армии»: норма или девиация? 12. Преступность в России: причины, формы, динамика, методы борьбы и их эффективность. 13. Гомосексуализм на западе и в России: подходы, оценки, распространение в обществе. 14. Лесбиянство: половая субкультура или контркультура? 15. Партизанские движения на западе и в России: причины, типы, поддержка общества. Литература 1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- М.: Гардарики, 2000. Гл.5. 2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций.- 3-е изд., перераб и дополн.- М.: Центр,2000. Тема 7. 3. Гидденс Э. Социология.- М.: Эдиториал УРСС, 1999. Гл. 5,6. 4. Смелзер Н. Социология.- М., 1994. Гл. 7. 5.Гилинский Я.И. Афанасьев В.С. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учебное пособие.- СПб., 1993. 6. Шапинский В.А., Мареев В.И. Девиантное поведение и социальный контроль: Учебное пособие.- Ростов-на-Дону, 1997. 7. Дюркгейм Э. Самоубийство.- М., 1994. 8. Ломброзо Ч., Ферреро Г. Женщина преступница и проститутка.- Ставрополь, 1991. 9. Блох А. История проституции.- СПб., 1994. 10. Бойко И.Б. Самоубийство и его предупреждение.- Рязань, 1997. 11. Наркомания как форма девиантного поведения.- М., 1997. Дополнительная литература 1. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социологические исследования.-1992.- № 2,3,4. 2. Горин Г. Русское пьянство как социально-культурный феномен // Власть.-1998.- № 3. 3. Голосенко И. Русская дореволюционная социология о феномене проституции //Рубеж.- 1997.- № 10-11. 4. Меджевский А.А., Гирин С.А., Мизерий А.И. Граждане и эксперты о коррупции // Социологические исследования.- 1999.- № 12. 5. Грошева И.А. Социальный контроль в практиках профилактики девиации // Социологические исследования.- 2008.- № 2. 6.Сидоров А.И. Коррупция: и диагноз и приговор // Социологические исследования.- 2008.- № 2. 7. Усиекова Е.С. Суицидальные риски // Социологические исследования.- 2008.- № 2. 8. Явгуновская Т.М., Степанова И.Б. Социальная характеристика женской наркопреступности // Социологические исследования.- 2008.- № 2. 9. Бачинин В.А. Христианское телевидение в пенитенциарной системе // Социологические исследования.- 2007.- № 3. 10. Мягков А.Ю., Смирнова Е.Ю. Структура и динамика незавершенных самоубийств // Социологические исследования.- 2007.- № 3. 11. Попова А. Д. Суд присяжных зеркале общественного мнения // Социологические исследования.- 2007.- № 3. 12. Ханипов Р.М. Делинквентность: современные подростковые сообщества и насильственные практики // Социологические исследования.- 2007.- № 12. 13. Кривошеев В.В. Короткие жизненные проекты: проявление аномии в современном обществе // Социологические исследования.- 2009.- № 3.
Тема: Религия и образование Цель занятия: знакомство с возникновением и функционированием института религии, его формами и их динамикой, функциями и дисфункциями в обществе, положением в обществе на различных этапах развития последнего, взаимоотношениями религии и государства; изучение института образования в обществе, его назначения, структуры образования, доктрин и подходов к образованию в обществе, существующих тенденций развития, эффективности и качества образовательного процесса, социальных ожиданий людей, стремящихся к образованию. Основные понятия: религия, супранатурализм, анимизм, теизм, монотеизм, политеизм, абстрактные идеалы в религии, религиозная община, универсальная церковь, экклесия, деноминация, секта, культ, ритуал; социализация, креденциализм. План: 1. Формирование религии как социального института. 2. Проблемы взаимоотношений государства и церкви в России. 3. Проблемы образования в современной России. Вопросы для самоконтроля студентов 1. Как происходит формирование религии в обществе? 2. Назовите и охарактеризуйте известные вам социальные формы организации религии. 3. Каковы функции религии в обществе? 4. Определите роль дисфункций религии в обществе. 5. Конфликтология и функционализм о религии. 6. Работа М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» как идейное обоснование предпринимательства. 7. Назовите и дайте характеристику основным этапам взаимоотношения церкви и государства в истории России. 8. Функционалистский подход к образованию. 9. Конфликтология об образовании. 10. Проблемы образования в современной России: А) государственное образование; Б) негосударственное образование. Темы сообщений и рефератов 1. Церковь и ее роль в жизни современного российского общества. 2. Молодежь и церковь: история взаимоотношений в России. 3. Является ли религия «опиумом народа»? 4. РПЦ и ее роль в поворотных моментах жизни общества (крещение Руси, монголо-татарское иго, петровские реформы, приход к власти большевиков, Великая Отечественная война, современность). 5. Сектантство и РПЦ: история и современность. 6. Российская социал-демократия начала ХХ века и сектантство: точки соприкосновения. 7. Вузовское образование вчера и сегодня: проблемы и перспективы. 8. Негосударственное образование в России: его роль и перспективы развития. 9. Религия и образование: точки соприкосновения. 10. Тенденции развития современного российского образования. 11. Есть ли перспективы создания и развития наукограда «Сколково»? 12. Социальный статус преподавателя высшей школы. 13. Православие, самодержавие, народность: история и современность. 14. РПЦ и ее взаимоотношение с другими конфессиями в России: история и современность. Литература 1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- М.: Гардарики, 2000, Гл. 9. 2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций.- 3-е изд., перераб. и дополн.- М.: Центр,2000. Тема 11. 3. Гидденс Э. Социология.- М.: Эдиториал УРСС, 1999. Гл.13,14. 4. Руткевич М.Н. Образованность населения России конца XIX- начала ХХ века.- М., 2007. 5. Токарев С.А. Ранние формы религии.- М., 1990. 6. Вебер М. Философия и социология религии // Работы по социологии религии и культуры. Вып 1.- М., 1991. 7. Религии народов современной России: Словарь.- М., 1999. 8. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии.- М., 1994. Ч. 1,2. Дополнительная литература 1. Григорьев С.И. Экспертная оценка отношения россиян к реформе высшей школы // Социологические исследования.- 2008.- № 11. 2. Зубова Л.Г., Андреева О.Н., Антропова Д.А. Ориентация выпускников на научно-исследовательскую деятельность // Социологические исследования.- 2008.- № 11. 3. Осипов А.Н., Карстанье П., Тумилев В.В., Зарубин В.Г. О социальном партнерстве в сфере образования // Социологические исследования.- 2008.- № 11. 4. Родионов С.Н., Шевцов Р.П. О религиозной тематике в школьном образовании // Социологические исследования.- 2008.- № 3. 5. Собкин В.С., Николашина Е.В. Школьное самоуправление: мнения старшеклассников // Социологические исследования.- 2008.- № 3. 6. Андреев А.Л. Процесс рехристианизации в секуляризованном российском обществе // Социологические исследования.- 2008.- № 8. 7. Зайди А.Х. Ислам и диалог в науке о человеке. Критический аспект непонимания // Социологические исследования.- 2008.- № 8. 8. Артамонова М.В. Преподаватели и руководители вузов об интеграции в Европейское образовательное пространство // Социологические исследования.- 2008.- № 1. 9. Шаронова С.А. Компетентностный подход и стандарты в образовании (сравнительный анализ стран ЕС и России) // Социологические исследования.- 2008.- № 1. 10. Быданова Е.Н. Анализ компетенций выпускников российских вузов // Социологические исследования.- 2008.- № 5. 11. Родионов С.Н. Религиозный дискурс в светском образовании // Социологические исследования.- 2008.- № 11. 12. Цветкова И.В. Критерии качества образования (в оценках тольяттинцев) // Социологические исследования.- 2008.- № 5. 13. Руткевич М.Н. Динамика образованности населения России в ХХ веке // Социологические исследования.- 2007.- № 10. 14. Руткевич М.Н. Образованность в постсоветской России: противоречивость процесса // Социологические исследования.- 2007.- № 12. 15. Белоножко М.Л., Хиту Е.Ф. Об особенностях высшего образования для взрослых // Социологические исследования.- 2007.- № 4. 16. Ивахненко Г.А. Динамика мнений студентов о модернизации высшего образования // Социологические исследования.- 2007.- № 11. 17. Добренькова Е.В. Проблемы вхождения России в Болонский процесс // Социологические исследования.- 2007.- № 6. 18. Карпенко М.П. Дистанционное образование: опыт становления и развития // Социологические исследования.- 2007.- № 3. 19. Розов Н.С. О моделях университета в современной России // Социологические исследования.- 2007.- № 10. 20. Лебедев С.Д. Отношение учащейся молодежи к религии // Социологические исследования.- 2007.-№ 7. 21. Красина О.В. На переходе к обществу знания // Социологические исследования.- 2007.- № 5. 22. Кирилл Митрополит. Православие и образование // Политические исследования.- 2008.- № 2. 23.Чередниченко Г.А. Образовательные и профессиональные траектории выпускников средней школы // Социологические исследования.- 2010.- № 7. 24. Хагуров Т.А. Образование в стиле «пепси» (полемические заметки) //Социологические исследования.- 2010.- №7. 25. Санина А.Г. Условия интеграции науки, образования и бизнеса в России // Социологические исследования.-2010.- № 7. 26. Андреева Л.А., Андреева Л.К. Религиозность студенческой молодежи. Опыт сопоставления с религиозностью россиян // Социологические исследования.- 2010.-№ 9.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.158.4 (0.009 с.) |