Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Социальные движения. Источники социального напряженияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель занятия: рассмотреть типы и характерные черты социальных движений, определить сущность социальной революции как способа преобразования общества, исследовать причины возникновения терроризма, его формы, цели, методы борьбы с ним, проанализировать причины, формы, последствия социальных движений в обществе, способы решения социальных проблем. Основные понятия: социальное движение, революция, реформа, движение сопротивления, движение экспрессивного типа, террор, терроризм, теория депривации, экстремизм. План: 1. Типы социальных движений (революционные движения, реформаторские движения, движения сопротивления, социальные движения экспрессивного типа и т.д.). 2. Революция как способ преобразования общества. Типы революций и их предпосылки. 3. Терроризм: история и современность. Экстремизм. 4. Причины социальных движений. Социальные проблемы. Вопросы для самоконтроля студентов 1. Что следует понимать под социальным движением? 2. Дайте характеристику революционным движениям. Какова их социальная база? Приведите примеры. 3. В чем суть реформаторских движений? Чем они отличаются от революционных движений? 4. Каково назначение движений сопротивления? Проиллюстрируйте на примерах. 5. Раскройте основные параметры движений экспрессивного типа. Приведите примеры. 6. На конкретных примерах проиллюстрируйте типы революций. 7. Дайте определение террору и терроризму. Что более характерно для России? 8. Терроризм как общественное явление. 9. Обязательно ли наличие таких явлений как террор и терроризм в жизни общества? Покажите на конкретных примерах. 10. Терроризм в несвободном обществе и демократическом обществе. Способы борьбы с терроризмом и их эффективность. 11. Укажите причины социальных движений в обществе. Таят ли они в себе опасность? Возможно ли их предотвращение? 12. Дайте характеристику теории депривации с точки зрения марксистской социологии и современной западной социологии. Темы сообщений и рефератов 1. Террор и терроризм в истории России: причины и последствия. 2. Социалистическая революция как способ преобразования России (1917 г.). 3. Терроризм в современном российском обществе. 4. Социальные проблемы в обществе и способы их разрешения. 5. Государственный терроризм как способ решения возникающих проблем. 6. Способы борьбы с терроризмом и их эффективность. 7. Экстремизм в России: теория и практика. 8. Теория депривации как отражение социального бытия. 9. «Стратегия -31» как способ защиты конституционных прав граждан России. 10. Выборы в России: инструмент достижения согласия или источник конфронтации? 11. Современная Россия: социальное партнерство или противоборство интересов? Литература 1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- М.: Гардарики, 2000. Гл.11. 2.Смелзер Н. Социология.- М., 1994. 3. Гидденс Э. Социология.- М.: Эдиториал УРСС, 1999. Гл.19. 4. Сорокин П. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / Пер. с англ., комментарии и статья В.В. Сапова.- СПб.: РХГИ, 2000. 5. Солженицин А.И. Как нам обустроить Россию (Посильные соображения) // Комсомольская правда.- 1990.- 18 сентября. 6. Пригожин И.,Стенгерс И. Порядок из хаоса.- М., 1986. 7. Джилас М. Лицо тоталитаризма.- М.: Новости,1992. 8. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс// Вопросы философии.- 1989.- № 3,4. 9. История терроризма в России в документах, биографиях, исследованиях / Автор составитель О.В. Будницкий.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 10. Кива А.В. Социальная революция на исходе ХХ века.- М.: Наука, 1992. 11. Халий И.А. Современные общественные движения: инновационный потенциал российских преобразований в традиционалистской среде.- М., 2008. Дополнительная литература 1. Книга правителя области Шан.- М.: Ладомир, 1992. 2. Октябрьская революция. Народ: ее творец или заложник?- М.: Наука, 1992. 3. Паренти М. Демократия для немногих. Пер. с англ.- М.: Прогресс, 1990. 4. Токвиль А. Демократия в Америке.- М.: Прогресс, 1992. 5. Эклунд К. Эффективная экономика: Шведская модель.- М.: Экономика, 1991. 6. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций.- М., 1999. 7. Максимов Б.И. Состояние и динамика социального положения рабочих в условиях трансформации // Социологические исследования.- 2008.- № 12. 8. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления // Социологические исследования.- 2008.- № 5. 9. Ярмиев М.З. Репрезентация бедности как социальной проблемы в российских СМИ // Социологические исследования.- 2008.- № 4. 10. Храмов А.Т. Социальное государство. Практика формирования и функционирования в Европе и России // Социологические исследования.- 2007.- № 2. 11. Ельчанинов М.С. Еще раз о возможности революции в современной России // Социологические исследования.- 2007.- 12. 12. Ильясов Ф.Н. Терроризм – от социальных оснований до поведения жертв // Социологические исследования.- 2007.- № 6. 13. Никифоров А.А. Революция как объект теоретического осмысления: достижения и дилеммы субдисциплины // Политические исследования.- 2007.- № 5. 14. Зубок Ю.А., Чупров В.И. Самоорганизация в проявлениях молодежного экстремизма // Социологические исследования.- 2009.- № 1. 15. Бойков В.Э. Конституция, власть и народ России 1990-х годов – начала XXI века // Социологические исследования.- 2009.- № 1. 16. Толмач А.Д. Феномен терроризма в массовом сознании // Социологические исследования.- 2009.- № 4. 17.. Ротмистров А.Н. Общественные движения: опыт классификации социологических концепций // Социологические исследования.- 2010.- № 8.
Тема: Массовое сознание и коллективное поведение Цель занятия: изучение различных форм массового сознания и коллективного поведения; анализ специфических черт и механизмов, определяющих поведение толпы, выявление особенностей протестного поведения. Основные понятия: массовое сознание, коллективное поведение, толпа, слухи, мода, массовая истерия, паника, стереотип, социальный миф, протестное поведение, относительная депривация. Основные теории и концепции: теории толпы Г. Тарда и Г. Лебона; методика определения численности и плотности толпы; теория возникновения норм Р. Тернера; теория прирастающей ценности Н. Смелзера; модель относительной депривации Дж. Дэвиса; модель крушения надежд; модель «прогрессирующей депривации». План: 1. Разнообразие моделей коллективного поведения (слухи, мода и увлечения, массовая истерия, паника) 2. Толпа и ее поведение. Модель прирастающей ценности Н. Смелзера. 3. Объяснения поведения толпы (теория заражения Г. Лебона, теория конвергенции, теория возникновения норм). 4. Протестное поведение: причины, теории, последствия, варианты минимизации ущерба. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте характеристику понятия массовое сознание. 2. Назовите отличительные признаки массового сознания. 3. Каковы оценочные критерии, характеризующие массовое сознание? 4. Возможно ли воздействие на массовое сознание? Приведите примеры. 5. Приведите примеры и дайте характеристику разнообразным моделям поведения людей. 6. Дайте характеристику толпе как модели коллективного поведения. Назовите основные типы поведения толпы и ее характерные черты. 7. Дайте характеристику следующим вариациям коллективного поведения: А) модель добавленной стоимости; Б) структурное благоприятствование; В) структурное напряжение; Г) разрастание обобщенного убеждения; Д) ускоряющие факторы; Е) мобилизация участников к действию; Ж) воздействие механизмов социального контроля. 8. Объясните поведение толпы с точки зрения: А) теории заражения; Б) теории конвергенции; В) теории возникновения норм. 9. Протестное поведение и его характеристики. Темы сообщений и рефератов 1. Социальные мифы: причины появления, назначение, результативность воздействия. 2. Символика и ее роль в жизни России. 3. Формы социального протеста в современной России. 4. Выборы и их роль в жизни общества. 5. Особенности психологии массового политического поведения. 6. Социальные мифы ХХ века. Литература 1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- М.: Гардарики, 2000. Гл.11. 2. Смелзер Н. Социология.- М., 1994. Гл.19. 3. Фролов С.С. Основы социологии: Учебное пособие.- М., 1997. 4. Гидденс Э. Социология.- М.: Эдиториал УРСС, 1999.Гл.15,19. 5.Психология масс. Хрестоматия.- Самара, 1998. 6. Психология толп.- М., 1998. 7. Московичи С. Век толп: Исторический трактат по психологии масс.- М., 1996. 8. Лебон Г. Психология народов и масс.- СПб., 1995. 9. Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я» // Фрейд З. Труды разных лет.- Тбилиси, 1990. Т.2. 10. Ольшанский В.Д. Массовые настроения в политике // Политика: проблемы теории и практики. Вып. VII. Ч. I.- М., 1990. Дополнительная литература 1.Кацва А.М. Протестное движение рабочего класса // Социологические исследования.- 2008.-№ 3. 2. Гулин И.А., Дементьева И.Н. Тенденции протестных настроений в Вологодской области // Социологические исследования.- 2008.- № 11. 3. Козырев Г.И. «Враг» и «образ врага» в общественных и политических отношениях // Социологические исследования.- 2008.- № 1. 4. Горбатов Д.С. Сплетничанье как элемент межгруппового общения // Социологические исследования.- 2009.- № 1. 5. Метаморфозы массового сознания россиян («Круглый стол») // Социологические исследования.- 2009.- № 5. 6. Горшков М.К. Фобии, угрозы, страхи: социально-психологическое состояние российского общества // Социологические исследования.- 2009.- № 7. 7. Курбатова М.В., Апарина Н.Ф., Коган Е.С. Выбор работниками способов защиты своих трудовых прав // Социологические исследования.- 2009.- № 7. 8. Лукин А.В., Лукин П.В. Мифы о российской политической культуре и российской истории // Политические исследования.- 2009.- № 1,2.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.37.82 (0.008 с.) |