Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Тоталитаризм и авторитаризм

Поиск

Цель занятия: познакомиться с истоками, причинами, разновидностями, эволюцией, финалом большинства существовавших тоталитарных режимов, особенностями их возникновения и функционирования, последующей их трансформацией в авторитарные и демократические режимы, рассмотреть характерные черты, особенности авторитарных политических систем, их позитивные и негативные черты.

Основные понятия: тоталитаризм, авторитаризм.

План:

1. Понятие и идейные истоки тоталитаризма.

2.Условия возникновения тоталитаризма.

3. Основные черты и разновидности тоталитарного строя.

4. Особенности авторитарных политических систем.

Вопросы для самоконтроля студентов

1. Что понимается под термином «тоталитаризм»?

2. Когда и кем он был введен в научный оборот?

3. Кто и когда начал разработку теории тоталитаризма.

4. Расскажите о тоталитарных идеях в истории.

5. Тоталитарная модель общества в работах Ф.А. Хайека, К. Ясперса, Н.А. Бердяева и др.

6. Укажите общие предпосылки тоталитаризма.

7. Назовите мировоззренческие предпосылки тоталитаризма.

8. Назовите психологические факторы, благоприятствующие появлению тоталитаризма.

9. Раскройте социальные и политические условия, способствующие привлекательности идей тоталитаризма для определенных социальных групп.

10. Как изменяется сфера сознания в тоталитарном обществе?

11. Что собой представляет политическая система тоталитарного общества?

12. Дайте характеристику социальной структуры тоталитарного общества.

13. Как меняется экономика в тоталитарном обществе?

14. Назовите основные разновидности тоталитаризма и дайте им характеристику.

15. Дайте характеристику иным тоталитарным режимам, в том числе и ныне существующим.

16. Укажите источники силы и причины исторической обреченности тоталитарных режимов.

17. Назовите характерные черты авторитарных режимов; укажите известные вам авторитарные режимы и охарактеризуйте их.

18.Определите сильные и слабые стороны авторитаризма.

Темы сообщений и рефератов

1. Причины возникновения тоталитарного строя в нашей стране и его характерные черты.

2. Проблемы перехода современного российского общества от тоталитаризма к демократии.

3. Десталинизация России: произойдет ли суд над тоталитарным прошлым?

4. Сравнительный анализ тоталитарных режимов в Германии и Италии I пол. ХХ века.

5. От тоталитаризма к авторитаризму в Китае.

6. Авторитарный режим в Китае: достоинства и недостатки.

7. Режим генерала Пиночета: от авторитаризма к демократии.

8.Авторитарный режим в России: истоки, причины, результаты.

Литература

1. Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2.- М.: Об-во «Знание России», 1993. Гл. 15.

2. Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. 2-е изд.- М.: Междунар. отношения, 1995. Гл. 7, 15.

3. Альбом схем по политологии (Учебно-методическое пособие) / Автор. колл. Глотов С.А и др.- Краснодар, 1995. С. 80-84.

4. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю.И. Аверьянов.- М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993.

5. Тоталитаризм как исторический феномен.- М., 1989.

6. Гозман Л.Я., Эткинд А.М. Люди и власть: от тоталитаризма к демократии.- М., 1989.

7. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма.- М., 1990.

8. Громыко А.Л. Политические режимы.- М., 1994. Разд. 1.

Дополнительная литература

1. Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования.- 1988.- № 5.

2. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии.- 1989.- № 3,4.

3. Арендт Х. Вирус тоталитаризма // Новое время.- 1991.- № 4.

4. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен ХХ века // Вопросы философии.- 1992.- № 2.

5. Андерсон Р.Д. Тоталитаризм: концепт или идеология? // Политические исследования.- 1993.- № 3.

6. Зубов А.Б. Плюрализм тоталитарности // Политические исследования.- 1993.- № 6.

7. Аверин Ю.П. Правый авторитаризм современной русской молодежи: многомерность и изменчивость // Вестник МГУ. Сер 18. Социология и политология.- 1995.- № 1.

8. Авцинова Г.И. Политический радикализм в России: концептуальные подходы к понятию и пути нейтрализации // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки.-1995.- № 3,4.

9. Соколов М.М. Русское Национальное Единство: анализ политического стиля радикально-националистической организации // Политические исследования.- 2006.- № 1.

10. Морозов И.Л. Попытка адаптации леворадикальной идеологии к реалиям современного мира: опыт сапатизма // Политические исследования.- 2006.- № 5.

11. Фадеичева М.А. Идеология и дискурсивные практики «нашизма» в современной России // Политические исследования.- 2006.- № 4.

12. Работяжев Н.В., Соловьев Э.Г. От Ленина к Данилевскому: метаморфозы геополитических воззрений КПРФ // Политические исследования.- 2007.- № 2.

13. Ильин М.В. Понятийная омонимия: конституции и режимы. Пополнение конституций // Политические исследования.- 2007.- № 5.

14. Гельман В.Я. Из огня да в полымя? (Динамика постсоветских режимов в сравнительной перспективе) // Политические исследования.- 2008.- № 2.

15. Туровский Р.Ф. Региональные политические режимы в России: к методологии анализа // Политические исследования.- 2009.- № 2.

16. Беликов С. К типологии праворадикальной молодежи // Свободная мысль.- 2008.- № 4.

17. Бузгалин А. Марксизм: к критическому возрождению // Свободная мысль.- 2008.- № 3.

Тема: Демократия: теория и реальность

Цель занятия: познакомиться с причинами, истоками, формами, тенденциями развития демократии в России и на западе; разнообразными теориями демократии и практикой политической жизни, достоинствами и недостатками существующих форм демократии.

Основные понятия: демократия, непосредственная демократия, представительная демократия, советская демократия, суверенная демократия.

План:

1. Понятие демократии.

2. Личность, группа и народ в концепциях демократии.

3. Осуществление власти.

4. Достоинства и недостатки демократии.

Вопросы для самоконтроля студентов

1. Раскройте многозначность термина «демократия».

2. В чем суть нормативного подхода к демократии?

3. Дайте характеристику описательно-эмпирического (дескриптивного) подхода к демократии?

4. Народовластие и государство: их существование и взаимодействие.

5. Каковы общие признаки демократии?

6.Коллективистские концепции демократии и их характеристика.

7.Дайте характеристику индивидуалистическим, либеральным концепциям демократии.

8. Раскройте основные черты плюралистических концепций демократии.

9. Теории непосредственной демократии: их достоинства и недостатки.

10. Теории репрезентативной демократии: основные черты и подходы.

11.Концепция элитарной демократии и корпоративизм: подходы к управлению обществом.

12. Назовите сильные и слабые стороны представительной демократии.

13.Определите отличительные черты современной демократии.

14.В чем суть ценностных обоснований демократии?

15. Каковы отличительные черты рационально-ценностного подхода к демократии?

16. Какими чертами обладала советская демократия?

17. Что вы можете сказать о «суверенной демократии»?

Темы сообщений и рефератов

1. Угрожает ли демократия безопасности нашей страны?

2. Исторические формы демократии в России и их эволюция.

3. Референдум как форма непосредственной демократии: опыт проведения на западе и в России.

4. Россия: от вече до современных форм демократии.

Литература

1. Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2.- М.: Об-во «Знание России», 1993. Гл. 16.

2. Гаджиев К. С. Политическая наука: Учебное пособие.- М.: Междунар. отношения, 1995. Гл. 6.

3. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю.И. Аверьянов.- М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1993.

4. Альбом схем по политологии (Учебно-методическое пособие) / Автор. колл. Глотов С.А и др.- Краснодар, 1995. С. 85.

5. Гончаров Д.В. Теория политического участия.- М., 1997.

6. Ковлер А.И. Исторические формы демократии: проблемы политико-правовой теории.- М., 1990. Гл.2-5.

7. Ковлер А.И. Кризис демократии? Демократия на рубеже XXI века.- М., 1997.

8. Лейпхарт А. Демократия в многосоставных обществах: сравнительное исследование.- М., 1997.

9. Громыко А.Л. Политические режимы.- М., 1994.

Дополнительная литература

1. Дай Р.Т., Зиглер Л.Х. Демократия для элиты. Введение в американскую политику.- М., 1984.

2. Паренти М. Демократия для немногих.- М., 190.

3. Миллс Р. Властвующая элита.- М., 1959.

4. Ожиганов Э.Н. Политическая теория М. Вебера.- Рига, 1986.

5. Мигранян А. Политическое участие в буржуазных теориях демократии // Рабочий класс и современный мир.- 1988.- № 1.

6. Мигранян А. Плебесцитарная теория Макса Вебера и современный политический процесс // Вопросы философии.- 1989.- № 6.

7. Пугачев В.П. Демократизация: общие условия и российская специфика // Вестник МГУ. Сер. 12. Социально-политические исследования.- 1994.- № 5.

8. Красин Ю.А. Метаморфозы демократии в изменяющемся мире // Политические исследования.- 2006.- № 4.

9. Меркушев В.Н. Права человека в мировой политике: теоретические модели // Политические исследования.- 2006.- № 4.

10. Филиппова Н.А. Прямая демократия в политико-правовой системе современной России // Политические исследования.- 2006.- № 4.

11. Руденко В.Н. Новые Афины, или Электронная республика (О перспективе развития прямой демократии в современном обществе) // Политические исследования.- 2006.- № 4.

12. Материалы круглого стола ИФ РАН. Демократия: универсальные ценности и многообразие исторического опыта //Политические исследования.-2008.- № 5.

13. Розов Н.С. Коллегиально разделенная власть и условия поэтапного становления демократии в России // Политические исследования.- 2008.- № 5.

14. Хрустов Г. Ф. Судьбы демократии в России // Политические исследования.- 2008.- № 1.

15. Ржешевский Г.А. Демократия: миф, реальность или раскрученный брэнд // Политические исследования.- 2008.- № 5.

16. Чихарев И.А. Масштабы и ритмы демократизации // Политические исследования.- 2009.- № 3.

17. Петровский В.Е. Правило «открытого окна»: о правах человека в России и современном мире // Политические исследования.- 2010.- № 1.

 

Тема: Политический процесс

Цель занятия: познакомиться с понятием «политический процесс», его структурой и характером, разнообразными формами политического участия или неучастия индивидов в политической жизни, ролью и функциями выборов в органы власти, совокупностью приемов и методов реализации управленческих решений, типологией политического процесса.

Основные понятия: политический процесс, политическое участие, конвенциональное и неконвенциональное участие, автономное и мобилизованное участие, абсентеизм, рационально-универсальный метод. метод последовательных ограничений («метод ветвей»), популизм, элитизм, консерватизм, демократизм, радикализм.

План:

1. Сущность политического процесса.

2. Политическое участие.

3. Принятие и реализация управленческих решений.

4.Типология политического процесса.

Вопросы для самоконтроля студентов

1. Дайте определение понятию «политический процесс».

2. Назовите структурные элементы политического процесса и дайте им характеристику.

3. Определите характер политического процесса, дайте характеристику 3-м режимам его существования (режим функционирования, режим развития, режим упадка).

4. Что понимаете вы под понятием «политическое участие»?

5. Какой смысл вы вкладываете в понятие «конвенционального» и «неконвенционального» участия?

6. Изложите основные положения 2-х концепций, отражающих взаимоотношения между электоратом и избранными представителями.

7. Какова роль и функции выборов в органы власти?

8. Всегда ли выборы выполняют в обществе позитивные функции?

9. Назовите и дайте характеристику групп людей, отказывающихся от участия в политической жизни.

10 Какие вопросы решаются на фазе принятия решений?

11. Что представляет собой рационально-универсальный метод принятия решений?

12. Как при принятии решений функционирует метод «ветвей»?

13. Назовите основные типы реализации управленческих решений.

14. Какие средства достижения властных целей используются при популизме?

15. Какие методы осуществления политики правящим режимом характерны для элитизма?

16. На какие методы достижения политических целей ориентируется консерватизм, как форма политического правления?

17. Какими методами оперирует радикализм, стремясь к достижению политических решений?

18. На что ориентируется демократизм как тип реализации решений?

19. Каковы особенности и структура внутриполитического демократического процесса?

20. С точки зрения публичности осуществления элитой и электоратом своих функций, явного или неявного отправления государством своих полномочий и прерогатив, можно выделить открытый и скрытый политические процессы. Чем они отличаются друг от друга?

21. Какие различия лежат в основе стабильных и нестабильных политических процессов?

Темы сообщений и рефератов

1. Конвенциальное и неконвенциональное участие в России: причины, формы, последствия.

2. Роль и функции выборов в органы власти в России: теория и практика.

3. Причины неучастия граждан России в политической жизни и реакция власти на позицию абсентеизма.

4. Мобилизованное участие как характерная черта выборов в современной России.

5. Популизм в России как один из типов реализации решений.

Литература

1. Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2.- М.: Об-во «Знание России», 1993. Гл.17.

2. Альбом схем по политологии (Учебно-методическое пособие) / Автор. колл. Глотов С.А.- Краснодар, 1995. С.106-110.

3. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост.: Ю.И. Аверьянов.- Изд-во Моск. коммерчю ун-та, 1993.

4. Вятр Е. Социология политических отношений / Пер. с польск.- М., 1979. Гл.12.

5. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием / Пер. с англ. – М., 1980.

6. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Анализ общественной политики и оценка программ // Политические исследования.- 1991.- № 3.

7. Мерфин Р. Технология избирательных кампаний // Политические исследования.- 1991.- № 3.

8. Рябов А.В. О некоторых особенностях развертывания политического процесса в России (1990-1994) // Вестник МГУ. Сер.12. Социально-политические исследования.- 1994.- № 5. С. 68-81.

Дополнительная литература

1. Гаврилов Г.А. Некоторые особенности выборов по многомандатным избирательным округам // Политические исследования.- 2006.- № 4.

2. Барсукова С.Ю., Звягинцев В.И. Механизм «политического инвестирования», или Как и зачем российский бизнес участвует в выборах и оплачивает партийную жизнь // Политические исследования.- 2006.- № 2.

3. Гаман-Голутвина О.В. Российский парламентаризм в исторической ретроспективе и сравнительной перспективе // Политические исследования.- 2006.- № 2,3.

4. Калинин К.О. Факторы электорального спроса на российском политическом рынке (На примере выборов губернатора Вологодской области) // Политические исследования.- 2006.- № 3.

5. Кынев А.В. Политические партии в российских регионах: взгляд через призму региональной избирательной реформы // Политические исследования.- 2006.- № 6.

6. Медведев Ю.Г. Партийное выдвижение кандидатов в одномандатных округах на выборах в российские региональные законодательные собрания // Политические исследования.- 2006.- № 3.

7. Анохина Н.В., Мелешкина Е.Ю. Пропорциональная избирательная система и опасности президенциализма: российский случай // Политические исследования.- 2008.- № 5.

8. Шейнис В.В. Превращения избирательной системы в России // Общественные науки и современность.- 2008.- № 6.

9. Перегудов С.П. Политическая система России после выборов 2007-2008 гг.: факторы стабилизации и дестабилизации.Ч.1,2 // Политические исследования.- 2009.- № 2,3.

10. Дахин А.В. Система власти в России в 2000-х годах и модели политического управления регионами // Политические исследования.- 2009.- № 2.

11. Михалева Г.М. Когда был выбран путь (Российские партии в ходе двух электоральных циклов, 1993-2000гг.)//Политические исследования.- 2009.- № 2.

 

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО КУРСУ «СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ».

Каждый из предложенных тестов содержит один вариант правильного ответа.

 

Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ.

 

1. Какая наука стала основой для появления социологии?

а) история;

б) философия;

в) политология;

г) экономика.

2. Что является объектом изучения социологии?

а) человеческая история;

б) человек;

в) человеческое общество;

г) человеческое сознание.

3. Кто ввел в научный оборот термин «теории среднего уровня»?

а) Р.Мертон;

б) М.Вебер;

в) Э.Дюркгейм;

г) Т. Парсонс.

4. Что включает в себя социологический метод опроса?

а) наблюдение;

б) интервью;

в) анализ документов;

г) экспериментальную оценку.

5. Социология как наука возникает:

а) в конце 30-х – начале 40-х гг. XIX в.;

б) в 1848 г.;

в) в конце XIX в.;

г) в начале XIX в.

6. Основоположником социологии считается:

а) Э.Дюркгейм;

б) О.Конт;

в) К.Маркс;

г) И.Кант.

7. Термин «социология» впервые был использован в работе:

а) О. Конта «Курс позитивной философии»;

б) Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии»;

в) Д. Сиклера «Статистическое описание Шотландии»;

г) Э. Дюркгейма «Правила социологического метода».

8. Видным представителем психологического направления в русской социологии Х1Х века был:

а) Н.К.Михайловский;

б) Г.В.Плеханов;

в) Л.И.Петражицкий;

г) Л.И.Мечников.

9. Идеи субъективной социологии получили развитие в работах:

а) П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского;

б) Е.В. де Роберти;

в) М.И. Туган-Барановского;

г) М.М. Ковалевского.

10. Сравнительно-исторический метод активно использовался в работах:

а) П.Б. Струве;

б) М.М. Ковалевского;

в) Г.В. Плеханова;

г) П.А. Сорокина.

 

Тема 2. СТРАТИФИКАЦИЯ ОБЩЕСТВА, СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО И СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.

 

1. К основным слагаемым социальной стратификации относятся:

а) власть, престиж, доход;

б) возраст, национальность, доход;

в) доход, престиж, место проживания;

г) статус, образование, партийность.

2. К открытому обществу относятся:

а) рабство;

б) сословия;

в) классы;

г) касты;

д) рабство и касты.

3. К факторам индивидуальной мобильности относятся:

а) уровень полученного образования;

б) социальные революции;

в) физические и умственные способности;

г) внешние данные;

д) национальность.

4. Кого считают родоначальником теории стратификации:

а) П.Сорокина;

б) К.Маркса;

в) М.Вебера;

г) Т.Парсонса;

д) Р.Дарендорфа.

5. Какой класс определяет стабильность и динамизм общества:

а) высший;

б) средний;

в) низший;

г) средний и низший;

д) высший и средний.

6. Социальная стратификация представляет собой:

а) устойчивую связь элементов в социальной системе;

б) дифференцирование, ранжирование индивидов, групп, классов в соответствии с занимаемым ими местом в данной социальной системе;

в) неравенство статусов, вытекающее как из способностей индивидов выполнять ту или иную социальную роль, так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе.

7. Термин «социальная клаузола» означает:

а) социальное перемещение конкретного человека;

б) совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в стратификационной структуре общества;

в) возведение социальных барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самих себе;

г) количество ступеней, по которым удалось подняться или пришлось опуститься индивиду или группе.

8. Термин «маргинальность» означает:

а) изменение социальной позиции одним и тем же индивидом вне сравнения с его родителями;

б) переход индивида из одного социального слоя в другой, расположенный на том же уровне;

в) феномен нахождения индивида или социальной группы на грани двух общностей, как бы между двумя культурами, связанный с социальными перемещениями;

г) перемещение индивида или социальной группы из одного социального слоя в другой, более низкий.

9. Под депривацией следует понимать:

а) любое состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами или группами, или с интернализованным набором стандартов;

б) неравномерное распределение доходов в обществе и ограниченное удовлетворение потребностей некоторых индивидов и групп;

в) состояние, связанное с ценностным конфликтом, возникающим при несовпадении с идеалами общества идеалов отдельных индивидов и групп;

г) склонность общества оценивать качества и способности индивидов и групп выше, чем у других, выражая эту оценку в распределении таких социальных вознаграждений, как престиж, власть, высокий статус в обществе и соответствующие ему возможности участия в социальной жизни.

10. Конфликтологическая теория стратификации во многом основана на идеях:

а) К. Маркса;

б) К. Дейвиса и У. Мура;

в) П.А. Сорокина;

г) М.М. Ковалевского.

Тема 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОРГАНИЗАЦИИ.

 

1. Какие основные черты, характеризующие социальные группы, выделил американский социолог Роберт Мертон?

а) определенные способ взаимодействия, членство, самоидентификация;

б) определенный способ взаимодействия, членство, групповая идентичность;

в) родственные связи, групповая идентичность;

г) взаимная ответственность, групповая идентичность.

2. Социальная группа обеспечивает удовлетворение эмоциональных потребностей ее членов. Как называется данная функция?

а) функция социализации;

б) инструментальная;

в) экспрессивная;

г) функция социальной поддержки.

3. Выявите ошибочное суждение:

а) организации – это, прежде всего, социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей;

б) организации свойственна высокая степень формализации их внутренней структуры в том смысле, что правила, регламентация, распорядок охватывают практически все сферы поведения ее членов;

в) в организации основное значение придается индивидуальным личным качествам, а не умению выполнять определенные функции;

г) организации присуще наличие координирующего и управляющего органов.

4. Под социальной группой следует понимать:

а) совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно-необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности;

б) социальную общность, социальная связь и взаимодействие в которой носят обезличенный, утилитарный и функциональный характер;

в) малая по составу социальная общность, члены которой объединены общей деятельностью, интересами, целями и находятся в непосредственном устойчивом общении друг с другом;

г) социальная общность, положение и поведение отдельных членов регламентируются нормативными документами.

5. К первичной социальной группе можно отнести:

а) школьный класс;

б) производственное предприятие;

в) университет;

г) политическую организацию.

6. К вторичной социальной группе относятся:

а) студенческая группа;

б) группа друзей;

в) семья;

г) армия.

7. Среди предложенных типов формальных организаций укажите неправильное суждение:

а) добровольные организации;

б) принудительные организации;

в) утилитарные организации;

г) неформальные организации.

8. Среди указанных организаций назовите утилитарную организацию:

а) общество рыболовов;

б) клиника для душевнобольных;

в) клуб шахматистов;

г) университет.

9. Среди указанных организаций назовите неформальную организацию:

а) общество охраны природы;

б) клуб шахматистов;

в) кружок любителей пения;

г) общество ветеранов афганской войны.

10. Какое из предложенных определений относится к гражданскому обществу как форме социальной организации?

а) социальная структура, основанная на иерархии должностей и ролей, предписанных четкими правилами и стандартами, и на разделении функций и власти;

б) совокупность независимых, имеющих возможность реализовать свои цели личностей и их добровольных объединений;

в) целостная функционально-целевая система с присущей ей социальной структурой, формирующейся на основе разделения труда, специализации функций и иерархизированного взаимодействия между индивидами, группами и структурными подразделениями, созданная для удовлетворения социальных потребностей индивидов и общества и действующая в определенном внешнем окружении.

 

Тема 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ. ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ.

 

1. Среди представленных типов социальных движений укажите ошибочное суждение.

а) революционные движения;

б) реформаторские движения;

в) движения сопротивления;

г) конформистские движения.

2. Автором теории социальной революции является:

а) М.А. Бакунин;

б) К. Маркс;

в) Л.Д. Троцкий;

г) Л.О. Бланки.

3. Социальная революция стремится:

а) к полной отмене существующей системы ценностей;

б) внести в существующую систему ценностей изменения, способствующие более эффективному функционированию этой системы;

в) к свержению государственных и классовых структур общества и замене их новым социальным порядком, радикально отличающимся от предшествующего;

г) не только добиться перемен, но и блокировать введение изменений или отменить уже осуществленные изменения.

4. К социальным движениям экспрессивного типа относятся:

а) экологические движения;

б) феменистские движения;

в) религиозные секты;

г) движение негров в южных штатах США за введение гражданских прав.

5. Терроризм можно определить как:

а) приверженность в политике и идеях к крайним взглядам и действиям;

б) применение силы против людей или собственности с целью запугивания и принуждения правительства, формальной организации или гражданского населения к выполнению своих политических, религиозных и социальных планов;

в) стремление к полной отмене существующей системы ценностей;

г) стремление не только добиться перемен, но и блокировать введение изменений или отменить уже существующие изменения.

6. Какой источник конфликтов признается в социологии универсальным?

а) социальное неравенство;

б) наличие противоположных ориентаций;

в) идеологические причины;

г) несовместимость интересов, целей, желаний и претензий конфликтующих сторон;

д) несовершенство человеческой психики.

7. Когда социальный конфликт является движущей силой позитивных социальных изменений?

а) когда он вовремя пресекается;

б) когда он предупреждается;

в) когда присутствует продвижение конфликта к разрешению;

8. Последствия социальных конфликтов можно подразделить на:

а) интегративные и дезинтегративные;

б) интегративные;

в) дезинтегративные.

9. Силовой вариант разрешения конфликта применяется в следующих случаях:

а) когда оппоненты с равными силами действуют во взаимоисключающих направлениях и имеют прямо противоположные цели;

б) при лимите времени для принятия решения в связи с возникновением различных обстоятельств;

в) когда необходимо быстрое, решительное действие, иногда даже в условиях чрезвычайных обстоятельств;

г) ограниченности ресурсов.

10. Компромиссное решение конфликта считается возможным в следующих случаях:

а) выхода из ситуации, когда сотрудничество или соперничество не дают успеха;

б) нежелание иметь дело с острым конфликтом из-за боязни потери имиджа;

в) когда отсутствует опасное обострение конфликтной ситуации и поэтому нет необходимости в тщательной выработке решений;

г) выработки соглашения на основе принципа консенсуса.

Тема 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.

1. Все общества находятся в постоянном развитии, в процессе изменений и перехода из одного состояния в другое. Какие основные направления и формы движения общества выделяют социологи?

а) прогресс и регресс; эволюция, реформы, революция;

б) прогресс; реформы и революция;

в) социальные изменения; прогресс и регресс;

г) прогресс и регресс; эволюция и реформы.

2. Социологи рассматривают социальные изменения в странах третьего мира с двух точек зрения – теории модернизации и теории мировой системы. Какие принципиальные различия в содержании этих теорий?

а) теория модернизации базируется на сходствах в процессе политического и экономического развития, а теория мировой системы исходит из того, что страны третьего мира не могут повторить путь пройденный западными странами;

б) нет принципиальных различий;

в) теория модернизации исходит из того, что страны третьего мира не могут повторить путь развития, пройденный западными государствами, а сущность теории мировой системы состоит в том, что для всех обществ есть только один доминирующий путь развития, тот, которыми шли западные страны.

3. В социологии различают несколько видов модернизации. Исключите неверный вариант.

а) органическая модернизация;

б) неорганическая модернизация;

в) спонтанная модернизация.

4. Согласно одной из типологизаций в социологии все общества делятся на простые и сложные. Укажите те черты простого общества, которые не имеют к нему отношения.

а) относительно небольшие размеры объединений;

б) низкий уровень разделения труда и развития техники;

в) приоритет кровно-родственных связей;

г) полное социальное, экономическое и политическое равенство;

д) образование государств.

5. Укажите черты, не имеющие отношения к характеристике сложных обществ.

а) кровно-родственные отношения заменяются безличностными, неродственными;

б) появляется прибавочный продукт, устанавливаются товарно-денежные отношения;

в) возникают классы, касты, сословия, слои;

г) аппарат управления развит недостаточно.

6. К числу авторов, рассматривающих развитие общества с позиций социального эволюционизма можно отнести следующих социологов. Укажите неверный ответ.

а) Г. Спенсер;

б) Э. Дюркгейм;

в) К. Маркс;

г) Ф. Теннис.

7. Автор теории «стадий роста» У. Ростоу рассматривает поступательное развитие общества как прохождение 5 важнейших ступеней-стадий. Укажите неверный ответ.

а) традиционное общество;

б) переходное общество;

в) период промышленной революции;

г) индустриальное общество;

д) постиндустриальное общество.

8. Укажите видных представителей теории постиндустриального общества:

а) О. Конт;

б) А. Токвиль;

в) Р. Арон, Р. Дарендорф, Дж. Гэлбрейт;

г) Д. Белл, З. Бжезинский, А. Тоффлер.

9. Для индустриального общества характерны следующие черты. Укажите неверный вариант.

а) развитая и сложная система разделения труда в обществе в целом, при сильной его специализации в конкретных сферах производства и управления;

б) массовое производство товаров на широкий рынок;

в) механизация и автоматизация производства и управления;

г) научно-техническая революция;

д) индивидуализация производства и потребления.

10. Назовите специфическую форму организации в постиндустриальном обществе:

а) церковь и армия;

б) корпорация;

в) университеты;

г) СМИ.

 

Тема 6. КУЛЬТУРА В ОБЩЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ.

 

1. К базисным элементам культуры относятся:

а) язык, ценность, культурная норма;

б) язык, ценность, табу;

в) обычай, мораль, религия, право;

г) ценность, культурная норма, социальный контроль.

2. Какие формы культуры различают в зависимости от того, кто производит культурные образцы и каков уровень ее элементов?

а) элитарную, народную, массовую;

б) материальную, духовную;

в) доминирующую культуру, субкультуру, контр- культуру;

г) национальную, мировую.

3. Какая культура интересна для социологии в первую очередь?

а) материальная;

б) духовная;

в) национальная;

г) мировая.

4. Какой вид культуры обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с государственными ценностями?

а) элитарная;

б) народная;

в) массовая;

г) контркультура.

5. Народная культура включает:

а) изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу;

б) мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы;

в) популярную и эстрадную музыку, цирк, любовно-сексуальные романы, триллеры, газетные «сенсации» и т.д.

г) строения, памятники, автомобили, книги и т.д.

6. Какой из представленных вариантов не относится к субкультуре общества?

а) молодежная субкультура;

б) субкультура студенческой молодежи;

в) субкультура пожилых людей;

г) субкультура хиппи.

7. Любая культура может быть понята только в ее собственном контексте и только тогда, когда она рассматривается в ее целостности. Данное суждение имеет отношение к:

а) этноцентризму;

б) субкультуре;

в) культурному релятивизму;

г) контркультуре.

8. Стремление людей одной культуры оценивать другие культуры через призму собственной имеет отношение к:

а) этноцентризму;

б) субкультуре;

в) культурному релятивизму;

г) контркультуре.

9. Роль культуры в обществе реализуется через ряд функций. Укажите неверный вариант ответа.

а) образовательно-воспитательная функция;

б) интегративная и дезинтегративная функция;

в) регулирующая функция;

г) систематизирующая функция.

10. Ценности – это:

а) социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к достижению которых следует стремиться;

б) исторически сложившиеся элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколения, сохраняющиеся в определенном сообществе в течение длительного времени;

в) традиционно установленные образцы поведения, закрепленные коллективными привычками;

г) совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления, ценности и нормы и вызывающие определенные чувства.

 

Тема 7. ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ.

 

1. Что отличает человеческое общество от космически-природных явлений?

а) инстинкт;

б) интеллект;

в) интуиция.

2. Когда возникло сложное общество?

а) 4-5 млрд. лет назад;

б) 2-3 млн. лет назад;

в) 40-50 тыс. лет назад;

г) 6-10 тыс. лет назад.

3. Кто предложил термин «социальный институт»?

а) Р.Бейлз;

б) Ф.Шилз;

в) Ю.Левада;

г) Г.Спенсер.

4. Какой социальный институт является первичным?

а) политическпй;

б) экономический;

в) семейный;

г) религиозный.

5. Какие основные виды социальных контактов предшествуют социальному действию?

а) пространственные контакты;

б) контакты заинтересованности и контакты обмена;

в) контакты обмена;

г) пространственные контакты, контакты заинтересованности и контакты обмена.

6. Какой из видов социального действия является наиболее массовым?

а) целенаправленное;

б) ценностно-рациональное;

в) аффективное;

г) традиционно<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.169 (0.012 с.)