Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часть V. Создание функциональной модели и спецификации. Уроки

Поиск

Часть V. Создание функциональной модели и спецификации. Уроки

В этой части книги собрана серия из 25 уроков, которые проведут вас через основные этапы создания функциональной SADT-модели и составления спецификаций, базирующихся на ней. Уроки предназначены как для самостоятельных, так и для групповых занятий. Каждый урок разбит на четыре раздела: "Цель", "Действия", "Примечания" и "Образец". В разделе "Цель" указано то, что вы должны выполнить. В разделе "Действия" перечислены шаги, которые надо сделать для достижения цели. В разделе "Примечания" выделены некоторые важные моменты, связанные с применением SADT в процессе выполнения урока. В разделе "Образец" приведен пример выполнения урока учебной группой. Если вы занимаетесь самостоятельно, то прежде чем выполнить уроки, прочитайте главу, в которую они включены. В каждом уроке прочтите сначала разделы "Цель", Действия" и "Примечания", а затем попытайтесь выполнить все этапы раздела "Действия". После окончания каждого урока сверьте полученный результат с приведенным в разделе "Образец". Переделывайте работу только в случае, если вы не выполнили того, что требуется в уроке. Не пересматривайте ваши результаты, если они естественно вытекают из анализа, хотя и не полностью согласуются с образцом. Продолжайте анализ, выполняя другие уроки, и письменно фиксируйте результаты. По выполнении всех заданий у вас будет очень хороший конспект, отражающий ваш первый опыт в SADT-моделировании. Если изучение методов SADT-моделирования проходит в условиях класса, то преподаватель должен познакомиться с нашими рекомендациями, приведенными ниже. В них содержатся необходимые указания, как лучше всего дать пояснения для выполнения этих уроков. Перед началом работы обучающиеся должны прочитать только разделы "Цель" и "Действия". При выполнении тех уроков, где требуется, чтобы преподаватель руководил классом, следует обсудить пункты раздела "Примечания". В других случаях преподаватель кратко излагает эти пункты в конце урока. Кроме того, преподаватель должен использовать раздел "Образец" как ориентир для того, что должен сделать класс. Мы говорим "ориентир", поскольку не хотим, чтобы преподаватели ограничивали аналитические возможности учеников, заставляя их создавать точную копию образца модели.

Опыт преподавателей, использовавших модель "Питания семьи" для обучения SADT в разных странах, показал, что создаваемые модели во многом зависят от культурных традиций страны. Не думайте также, что для конкретной страны существует только один "правильный ответ". Различия в традициях существуют даже в разных регионах страны. Однако как бы ни использовались эти уроки, и в какой бы стране это ни происходило, создание модели "Питание семьи" показало, что это интересная, но достаточно сложная и надежная контрольная задача для первичного обучения применению SADT-методов.

Модель "Питание семьи"

Работа по системному анализу так же многообразна, как сферы ее проблем. Аналитики часто сталкиваются с трудными техническими проблемами, даже если изучаемая система кажется внешне простой. Некоторые считают, что только современные технические проблемы подходят для проверки мастерства и техники аналитика. Наш опыт обучения SADT во многих коммерческих фирмах мира и во многих военных организациях США показывает другое. Наиболее квалифицированные аналитики способны применить свое мастерство в широком спектре областей. Для них проблема заключается в наилучшем применении своего метода для решения конкретной задачи, а не в самой задаче и ее предметной области. Мы последовательно тестировали каждую группу подготовленных нами аналитиков с помощью приведенной ниже задачи, связанной с построением модели "Питание семьи". Выбор именно этой задачи базировался на нескольких факторах. Во-первых, модель "Питание семьи" не так легка, как может показаться. Ее сложность более чем достаточна для проверки любой методологии системного анализа. Во-вторых, эту задачу легко описать и понять. В-третьих, каждый является до некоторой степени экспертом в этой проблеме. Таким образом, можно сосредоточиться на изучении SADT, не затрачивая усилий на понимание деталей конкретной технической области или проблемы. Поскольку методологии SADT обучают и менеджеров, и студентов самых разных специальностей в различных университетах, мы уверены, что модель "Питание семьи" является хорошей учебной задачей общего характера. Она состоит в следующем:

Составить описание того, как реализовать питание семьи, состоящей из двоих взрослых, двоих маленьких детей и двоих подростков, так чтобы подростки могли понять это описание и следовать ему без посторонней помощи.

Проблема требует содержательного описания - спецификации. Проблема жизненна: это реальный очень важный процесс, не очень отличающийся от производственного процесса, которому должен быть обучен персонал любой организации. Для обучения этому процессу требуется документация определенного вида. Кроме того, как и другие виды документации на систему, спецификация может быть также использована в качестве справочника. Такие проблемы ежедневно возникают в мире производства. Серия уроков из этой части книги проведет вас через все этапы создания такой спецификации, будет направлять ваши аналитические размышления. Уроки покажут, как проанализировать проблему, продокументировать и описать процесс, выразить сложные взаимодействия между различными компонентами процесса и использовать построенную SADT-модель для составления спецификации. После такого пошагового моделирования вы получите реальное ощущение того, что может сделать системный аналитик с помощью графического языка и методологии SADT.

Рекомендации для преподавателей

Изложенный ниже материал предназначен для преподавателей, желающих примерно за 5 дней обучить SADT класс, состоящий не более чем из 20 учащихся. Каждый подраздел рекомендаций относится к одной главе из части V. Уроки следует выполнять последовательно, с перерывами в конце каждой главы. Первые уроки нужно выполнять всем классом, следующие - разбившись на группы, а последние - индивидуально. Читая наши рекомендации, имейте это в виду.

ГЛАВА 22. УРОКИ 1-7

Все семь уроков проработайте со всем классом. Ходите по аудитории и настойчиво добивайтесь по возможности участия в работе каждого учащегося. Записывайте примечания, составляйте списки и делайте наброски диаграмм у всех на виду, чтобы класс мог следить за развитием идей. Вы, как главный автор, разрешайте все конфликты, касающиеся содержания диаграмм и интерпретации терминологии. Потратьте время на очень аккуратное построение диаграмм А-0 и АО из урока 7, поскольку они де-факто станут образцом до конца курса обучения. При построении диаграмм используйте самую простую графику и наиболее нужные, но краткие названия. Избегайте соединительных линий между дугами и их метками,

ГЛАВА 23. УРОКИ 8-10

Эти уроки выполняются группами. Разделите класс на 3-6 групп, по одной на каждый блок диаграммы АО. Попытайтесь сбалансировать состав каждой группы по уровню подготовке учащихся. Постарайтесь, чтобы в каждый группе был хотя бы один опытный участник и один начинающий. Затем выделите каждой группе по одному блоку диаграммы. Учащиеся сами должны решать проблемы организации работы и распределения обязанностей (например, кто будет записывать, а кто - руководить). Постарайтесь привлечь к участию каждого. Напомните, что целью каждой группы, являются построение диаграммы, затем ее критическая оценка, и, наконец, создание папки. Во время занятий не надо обмениваться информацией с другими группами. Время обмена результатами наступит позже.

ГЛАВА 24. УРОКИ 11-14

Эти уроки выполняют те 3-6 групп, которые создавали декомпозицию первого уровня. Напомните, что наступило время обмена информацией. Ограничьте диалоги между группами. Для усиления дискуссии в некоторый момент вы можете обсудить с классом диаграмму АО. Укажите, что группы должны совместно улучшать диаграммы АО. Следите, чтобы ни одна из групп не давала ненужных заданий другой группе. Будьте главным арбитром при решении интерфейсных проблем.

ГЛАВА 25. УРОКИ 15-17

Эти уроки должны выполняться отдельными членами тех 3-6 групп, которые создавали декомпозиции первого уровня. Пусть каждая группа сама распределяет работу между ее членами. Только проследите, чтобы два человека не работали над одним и тем же блоком. Напомните всем обучающимся, что каждый из них должен самостоятельно создать как диаграмму, так и папку. На протяжении этих уроков разрешите классу обмениваться информацией.

ГЛАВА 26. УРОКИ 18-21

Эти уроки выполняются отдельными членами тех же 3-6 групп. Сообщите группам, что предыдущий шаг в решении интерфейсных проблем был на уровне класса (т.е. весь класс решал проблемы), а этот шаг будет на уровне групп (т.е. интерфейсные проблемы будут решаться внутри каждой группы). Поддерживайте диалоги, ведущиеся внутри групп. При необходимости проработайте диаграмму АО. Укажите, что группы должны совместно улучшать свои декомпозиции. Проследите, чтобы никого не заставляли делать лишнюю работу в диаграмме. Будьте арбитром при решении проблем, касающихся интерфейса между учащимися.

ГЛАВА 27. УРОКИ 22-25

Проработайте урок 22 всем классом. Урок 23 группы выполнят самостоятельно. Урок 24 учащиеся должны выполнить индивидуально. Текст к уроку 25 учащиеся пишут индивидуально на основе своих диаграмм Ахх. Если будет время, группы могут составить текст для своих диаграмм Ах, а преподаватель написать текст для диаграмм А-0 и АО, а также оформить титульный лист спецификации. Напомните классу, что целью является составление единого спецификационного документа, отражающего коллективные усилия на протяжении курса обучения. После завершения курса размножьте этот документ и разошлите его всем. Это поможет каждому запомнить изученное, в особенности соотношение между индивидуальной работой и работой в группе.

Начало моделирования

Вспомним, что SADT-модель начинается с очерчивания границ системы, определения цели и точки зрения модели и создания диаграмм верхнего уровня. Эта глава, состоящая из семи уроков, рассчитана на то, чтобы провести вас через те этапы, которые чаще всего выполняют SADT-аналитики в начале создания функциональной модели: в уроке 1 очерчивается контекст задачи, в уроке 2 определяется цель и точка зрения модели, в уроке 3 создается диаграмма АО, в уроке 4 - диаграмма А-0, в уроке 5 дается критическая оценка диаграммы А-0, в уроке б критически оценивается диаграмма АО, в уроке 7 обе диаграммы переделываются.

В идеале вы должны выполнить все семь уроков без перерыва. Это даст вам верное представление об объеме работы, необходимой для начала моделирования. В крайнем случае мы рекомендуем выполнить уроки 1-4, затем сделать перерыв, и далее приступить к выполнению уроков 5-7. Исходите из следующего расчета: полчаса на чтение, понимание и выполнение каждого урока. Не огорчайтесь, если вы не укладываетесь в полчаса. Ваша задача - научиться методологии, а не устраивать гонки на скорость. По мере приобретения опыта в SADT ваша производительность будет возрастать, потому что, как при изучении любого языка, чем больше вы пользуетесь языком SADT, тем лучше вы им овладеваете.

УРОК 1. Очерчивание границ объекта

Цель - создать очерченный контекст для модели "Питание семьи".

Действия

1. Прежде чем начать, вспомните основные понятия SADT-моделирования. Посмотрите, как они применяются к очерчиванию объекта моделирования.

2. Начните составлять список всех основных предметов, которые, по вашему мнению, являются частью системы. Дайте свободу ассоциациям. На этом этапе не беспокойтесь о точности.

3. Теперь оцените исходный список критически. Вычеркните названия, не относящихся к системе объектов. Если есть возможность, объединяйте названия в группы, проводя соединительные линии или обводя слова кружками. Добавляйте новые названия по мере развития ваших идей.

4. Остановитесь, когда поток идей иссякнет.

5. Теперь проделайте то же самое для функций системы. Для перечисления функций пользуйтесь списком данных, затем оцените новый список. Вычеркните те названия, которые не входят в систему. Группируйте сходные функции, соединяя их названия линиями или обводя кружками. Меняйте список данных по мере постижения работы системы.

6. Остановитесь, когда вы перечислите достаточное для создания диаграммы число объектов и функций.

Примечания

1. Это процесс, в ходе которого достигается общее согласие относительно границ "системы".

2. Ясность относительно входящих в систему объектов начнет появляться только после составления исходного списка, исключения из него каких-либо объектов и включения новых.

3. Иногда объекты, которые вначале были исключены, возвращаются снова в очерченный контекст.

4. Список данных изменится в ходе составления списка функций. Возможно, по мере возникновения новых идей вы начнете "метаться" между списками.

Образец Обратите внимание на то, что по ходу составления списков данных и функций был составлен список характеристик "подростка". Это пример того, как следует документировать предположения, возникающие в ходе анализа.

УРОК 10. Подготовка папки

Цель Собрать в SADT-папке проверенную вами диаграмму первого уровня и связанный с ней глоссарий.

Действия

1. Подготовьте как вашу диаграмму, так и глоссарий и проверьте согласованность информации.

2. Оформите титульный лист: внесите в него идентифицирующую информацию (автор, проект, дата), название папки, а также укажите, что она содержит, кому должна быть направлена и когда возвращена.

3. Добавьте в поле комментариев титульного листа другие специальные комментарии или замечания для читателей.

4. Скрепите страницы - сначала титульный лист, затем диаграмму АО, потом вашу диаграмму и, наконец, глоссарий. После этого пошлите папку библиотекарю проекта.

Примечания

1. Используйте поле комментариев для сообщения о каких-либо особенностях папки. Такие замечания часто помогают получить полезную рецензию, если попросить читателей обратить особое внимание на конкретные моменты (одно замечание может способствовать повышению качества рецензии).

2. Волнистая линия под датой на обложке папки означает, что дата возврата относится ко всем читателям. Мы будем на протяжении всех уроков последовательно использовать это обозначение на титульных листах.

Образец

1. В помещенном на титульном листе примечании содержится просьба к читателям определить термин информация о реальном количестве продуктов. Обратите внимание, как это затруднение отмечено в глоссарии.

2. Запасы, маршрут и список покупок определены в глоссарии через перечисление составляющих их частей.

Часть V. Создание функциональной модели и спецификации. Уроки

В этой части книги собрана серия из 25 уроков, которые проведут вас через основные этапы создания функциональной SADT-модели и составления спецификаций, базирующихся на ней. Уроки предназначены как для самостоятельных, так и для групповых занятий. Каждый урок разбит на четыре раздела: "Цель", "Действия", "Примечания" и "Образец". В разделе "Цель" указано то, что вы должны выполнить. В разделе "Действия" перечислены шаги, которые надо сделать для достижения цели. В разделе "Примечания" выделены некоторые важные моменты, связанные с применением SADT в процессе выполнения урока. В разделе "Образец" приведен пример выполнения урока учебной группой. Если вы занимаетесь самостоятельно, то прежде чем выполнить уроки, прочитайте главу, в которую они включены. В каждом уроке прочтите сначала разделы "Цель", Действия" и "Примечания", а затем попытайтесь выполнить все этапы раздела "Действия". После окончания каждого урока сверьте полученный результат с приведенным в разделе "Образец". Переделывайте работу только в случае, если вы не выполнили того, что требуется в уроке. Не пересматривайте ваши результаты, если они естественно вытекают из анализа, хотя и не полностью согласуются с образцом. Продолжайте анализ, выполняя другие уроки, и письменно фиксируйте результаты. По выполнении всех заданий у вас будет очень хороший конспект, отражающий ваш первый опыт в SADT-моделировании. Если изучение методов SADT-моделирования проходит в условиях класса, то преподаватель должен познакомиться с нашими рекомендациями, приведенными ниже. В них содержатся необходимые указания, как лучше всего дать пояснения для выполнения этих уроков. Перед началом работы обучающиеся должны прочитать только разделы "Цель" и "Действия". При выполнении тех уроков, где требуется, чтобы преподаватель руководил классом, следует обсудить пункты раздела "Примечания". В других случаях преподаватель кратко излагает эти пункты в конце урока. Кроме того, преподаватель должен использовать раздел "Образец" как ориентир для того, что должен сделать класс. Мы говорим "ориентир", поскольку не хотим, чтобы преподаватели ограничивали аналитические возможности учеников, заставляя их создавать точную копию образца модели.

Опыт преподавателей, использовавших модель "Питания семьи" для обучения SADT в разных странах, показал, что создаваемые модели во многом зависят от культурных традиций страны. Не думайте также, что для конкретной страны существует только один "правильный ответ". Различия в традициях существуют даже в разных регионах страны. Однако как бы ни использовались эти уроки, и в какой бы стране это ни происходило, создание модели "Питание семьи" показало, что это интересная, но достаточно сложная и надежная контрольная задача для первичного обучения применению SADT-методов.

Модель "Питание семьи"

Работа по системному анализу так же многообразна, как сферы ее проблем. Аналитики часто сталкиваются с трудными техническими проблемами, даже если изучаемая система кажется внешне простой. Некоторые считают, что только современные технические проблемы подходят для проверки мастерства и техники аналитика. Наш опыт обучения SADT во многих коммерческих фирмах мира и во многих военных организациях США показывает другое. Наиболее квалифицированные аналитики способны применить свое мастерство в широком спектре областей. Для них проблема заключается в наилучшем применении своего метода для решения конкретной задачи, а не в самой задаче и ее предметной области. Мы последовательно тестировали каждую группу подготовленных нами аналитиков с помощью приведенной ниже задачи, связанной с построением модели "Питание семьи". Выбор именно этой задачи базировался на нескольких факторах. Во-первых, модель "Питание семьи" не так легка, как может показаться. Ее сложность более чем достаточна для проверки любой методологии системного анализа. Во-вторых, эту задачу легко описать и понять. В-третьих, каждый является до некоторой степени экспертом в этой проблеме. Таким образом, можно сосредоточиться на изучении SADT, не затрачивая усилий на понимание деталей конкретной технической области или проблемы. Поскольку методологии SADT обучают и менеджеров, и студентов самых разных специальностей в различных университетах, мы уверены, что модель "Питание семьи" является хорошей учебной задачей общего характера. Она состоит в следующем:

Составить описание того, как реализовать питание семьи, состоящей из двоих взрослых, двоих маленьких детей и двоих подростков, так чтобы подростки могли понять это описание и следовать ему без посторонней помощи.

Проблема требует содержательного описания - спецификации. Проблема жизненна: это реальный очень важный процесс, не очень отличающийся от производственного процесса, которому должен быть обучен персонал любой организации. Для обучения этому процессу требуется документация определенного вида. Кроме того, как и другие виды документации на систему, спецификация может быть также использована в качестве справочника. Такие проблемы ежедневно возникают в мире производства. Серия уроков из этой части книги проведет вас через все этапы создания такой спецификации, будет направлять ваши аналитические размышления. Уроки покажут, как проанализировать проблему, продокументировать и описать процесс, выразить сложные взаимодействия между различными компонентами процесса и использовать построенную SADT-модель для составления спецификации. После такого пошагового моделирования вы получите реальное ощущение того, что может сделать системный аналитик с помощью графического языка и методологии SADT.

Рекомендации для преподавателей

Изложенный ниже материал предназначен для преподавателей, желающих примерно за 5 дней обучить SADT класс, состоящий не более чем из 20 учащихся. Каждый подраздел рекомендаций относится к одной главе из части V. Уроки следует выполнять последовательно, с перерывами в конце каждой главы. Первые уроки нужно выполнять всем классом, следующие - разбившись на группы, а последние - индивидуально. Читая наши рекомендации, имейте это в виду.

ГЛАВА 22. УРОКИ 1-7

Все семь уроков проработайте со всем классом. Ходите по аудитории и настойчиво добивайтесь по возможности участия в работе каждого учащегося. Записывайте примечания, составляйте списки и делайте наброски диаграмм у всех на виду, чтобы класс мог следить за развитием идей. Вы, как главный автор, разрешайте все конфликты, касающиеся содержания диаграмм и интерпретации терминологии. Потратьте время на очень аккуратное построение диаграмм А-0 и АО из урока 7, поскольку они де-факто станут образцом до конца курса обучения. При построении диаграмм используйте самую простую графику и наиболее нужные, но краткие названия. Избегайте соединительных линий между дугами и их метками,

ГЛАВА 23. УРОКИ 8-10

Эти уроки выполняются группами. Разделите класс на 3-6 групп, по одной на каждый блок диаграммы АО. Попытайтесь сбалансировать состав каждой группы по уровню подготовке учащихся. Постарайтесь, чтобы в каждый группе был хотя бы один опытный участник и один начинающий. Затем выделите каждой группе по одному блоку диаграммы. Учащиеся сами должны решать проблемы организации работы и распределения обязанностей (например, кто будет записывать, а кто - руководить). Постарайтесь привлечь к участию каждого. Напомните, что целью каждой группы, являются построение диаграммы, затем ее критическая оценка, и, наконец, создание папки. Во время занятий не надо обмениваться информацией с другими группами. Время обмена результатами наступит позже.

ГЛАВА 24. УРОКИ 11-14

Эти уроки выполняют те 3-6 групп, которые создавали декомпозицию первого уровня. Напомните, что наступило время обмена информацией. Ограничьте диалоги между группами. Для усиления дискуссии в некоторый момент вы можете обсудить с классом диаграмму АО. Укажите, что группы должны совместно улучшать диаграммы АО. Следите, чтобы ни одна из групп не давала ненужных заданий другой группе. Будьте главным арбитром при решении интерфейсных проблем.

ГЛАВА 25. УРОКИ 15-17

Эти уроки должны выполняться отдельными членами тех 3-6 групп, которые создавали декомпозиции первого уровня. Пусть каждая группа сама распределяет работу между ее членами. Только проследите, чтобы два человека не работали над одним и тем же блоком. Напомните всем обучающимся, что каждый из них должен самостоятельно создать как диаграмму, так и папку. На протяжении этих уроков разрешите классу обмениваться информацией.

ГЛАВА 26. УРОКИ 18-21

Эти уроки выполняются отдельными членами тех же 3-6 групп. Сообщите группам, что предыдущий шаг в решении интерфейсных проблем был на уровне класса (т.е. весь класс решал проблемы), а этот шаг будет на уровне групп (т.е. интерфейсные проблемы будут решаться внутри каждой группы). Поддерживайте диалоги, ведущиеся внутри групп. При необходимости проработайте диаграмму АО. Укажите, что группы должны совместно улучшать свои декомпозиции. Проследите, чтобы никого не заставляли делать лишнюю работу в диаграмме. Будьте арбитром при решении проблем, касающихся интерфейса между учащимися.

ГЛАВА 27. УРОКИ 22-25

Проработайте урок 22 всем классом. Урок 23 группы выполнят самостоятельно. Урок 24 учащиеся должны выполнить индивидуально. Текст к уроку 25 учащиеся пишут индивидуально на основе своих диаграмм Ахх. Если будет время, группы могут составить текст для своих диаграмм Ах, а преподаватель написать текст для диаграмм А-0 и АО, а также оформить титульный лист спецификации. Напомните классу, что целью является составление единого спецификационного документа, отражающего коллективные усилия на протяжении курса обучения. После завершения курса размножьте этот документ и разошлите его всем. Это поможет каждому запомнить изученное, в особенности соотношение между индивидуальной работой и работой в группе.

Начало моделирования

Вспомним, что SADT-модель начинается с очерчивания границ системы, определения цели и точки зрения модели и создания диаграмм верхнего уровня. Эта глава, состоящая из семи уроков, рассчитана на то, чтобы провести вас через те этапы, которые чаще всего выполняют SADT-аналитики в начале создания функциональной модели: в уроке 1 очерчивается контекст задачи, в уроке 2 определяется цель и точка зрения модели, в уроке 3 создается диаграмма АО, в уроке 4 - диаграмма А-0, в уроке 5 дается критическая оценка диаграммы А-0, в уроке б критически оценивается диаграмма АО, в уроке 7 обе диаграммы переделываются.

В идеале вы должны выполнить все семь уроков без перерыва. Это даст вам верное представление об объеме работы, необходимой для начала моделирования. В крайнем случае мы рекомендуем выполнить уроки 1-4, затем сделать перерыв, и далее приступить к выполнению уроков 5-7. Исходите из следующего расчета: полчаса на чтение, понимание и выполнение каждого урока. Не огорчайтесь, если вы не укладываетесь в полчаса. Ваша задача - научиться методологии, а не устраивать гонки на скорость. По мере приобретения опыта в SADT ваша производительность будет возрастать, потому что, как при изучении любого языка, чем больше вы пользуетесь языком SADT, тем лучше вы им овладеваете.

УРОК 1. Очерчивание границ объекта

Цель - создать очерченный контекст для модели "Питание семьи".

Действия

1. Прежде чем начать, вспомните основные понятия SADT-моделирования. Посмотрите, как они применяются к очерчиванию объекта моделирования.

2. Начните составлять список всех основных предметов, которые, по вашему мнению, являются частью системы. Дайте свободу ассоциациям. На этом этапе не беспокойтесь о точности.

3. Теперь оцените исходный список критически. Вычеркните названия, не относящихся к системе объектов. Если есть возможность, объединяйте названия в группы, проводя соединительные линии или обводя слова кружками. Добавляйте новые названия по мере развития ваших идей.

4. Остановитесь, когда поток идей иссякнет.

5. Теперь проделайте то же самое для функций системы. Для перечисления функций пользуйтесь списком данных, затем оцените новый список. Вычеркните те названия, которые не входят в систему. Группируйте сходные функции, соединяя их названия линиями или обводя кружками. Меняйте список данных по мере постижения работы системы.

6. Остановитесь, когда вы перечислите достаточное для создания диаграммы число объектов и функций.

Примечания

1. Это процесс, в ходе которого достигается общее согласие относительно границ "системы".

2. Ясность относительно входящих в систему объектов начнет появляться только после составления исходного списка, исключения из него каких-либо объектов и включения новых.

3. Иногда объекты, которые вначале были исключены, возвращаются снова в очерченный контекст.

4. Список данных изменится в ходе составления списка функций. Возможно, по мере возникновения новых идей вы начнете "метаться" между списками.

Образец Обратите внимание на то, что по ходу составления списков данных и функций был составлен список характеристик "подростка". Это пример того, как следует документировать предположения, возникающие в ходе анализа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.130.127 (0.014 с.)