Техники, направленные на изменение поведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техники, направленные на изменение поведения



Давая такие задания, психолог руководствуется установкой, что определенному типу поведения можно научиться, а от нежелательного – избавиться, или уменьшить его интенсивность. Примерами техник, направленных на изменения поведения могут служить:

1. Техника достижения компромисса (Ю.Е. Алешина)

Используется для понимания супругами позиций и желаний друг друга. Проходит в несколько этапов:

2. Техника предписания

Предписание определенного поведения членам семьи. Психолог просит членов семьи выполнить определенные задания, в основном конкретные действия. Предписания могут быть прямыми и парадоксальными. Нередко парадоксальные предписания невозможно выполнить. В этих случаях цель предписания – дать возможность семье продумать и обсудить с консультантом, почему данное предписание невыполнимо.

3. Техника семейного совета

Часто конфликтующие семьи теряют способность искренне общаться. Для преодоления этих стереотипов поведения предлагается выполнить довольно простую процедуру. В строго определенное время каждый член семьи говорит о своих планах, пожеланиях, потребностях. Все остальные внимательно слушают, не нарушая высказываний. Затем они кратко пересказывают услышанное, не критикуя и не интерпретируя. После этого говорит следующий. Высказывание заканчивается в строго определенное время.

4. Техника домашних заданий

· Консультант предлагает семье разного рода задания и упражнения для выполнения дома.

б) Техники, направленные на изменения образов.

Члены семьи создают образы самих себя, семьи и отношений. Эти образы возникают на опыте прошлого, но влияют на будущее. Они могут быть искаженными, недостаточно или слишком обобщенными, неполными. Методы, использующие воображение консультируемых, помогают им лучше осознать образы, определяющие их поведение.

1. Техника завершения фраз. Консультируемого просят закончить фразу, прореагировать на слово, образ, историю. С целью анализа психотравмирующей ситуации. (Упр. «Если семья это…»).

2. Техники драматизации (психодрама, кукольное интервью, ролевые игры) Используются с целью создания эмпатийного контакта между членами семьи, выявления особенностей семейных взаимоотношений.

3. Техники рисования (прорисовывание страхов, семьи, будущего).

4. Техника «Список ценностей» (Г. Флойд) Супружеской паре предлагается подготовить два списка ценностей: один – свои ценности, другой – ценности партнера. Цель – оценка правильности восприятия другого, выявление противоречий между партнерами и внутренних противоречий.

5. Техника парадоксального вмешательства. Консультант дает клиенту или семье указание, по отношению к выполнению которого он ожидает сопротивления. Позитивное изменение возникает в результате игнорирования семьей предписаний психолога. Например: психолог говорит клиенту: «Вы сейчас намного лучше контролируете свое пристрастие к алкоголю. Настолько лучше, что есть шансы того, что на следующей неделе вы вернетесь к своим прежним привычкам». Парадоксальное вмешательство не следует применять в кризисных ситуациях.

в) Социометрические техники.

Социометрические техники являются техниками диагностики и коррекции семейных отношений. («Генограмма», «Скульптура семьи», Семейная социограмма»

г) «Смешанные» техники.

  • Техника «Обмена ролями» ( Дж. Морено). Предполагается, что члены семьи станут рассматривать семейные связи по-новому, если исполнят роли друг друга. До обмена ролями психологу полезно собрать данные о вербальном и невербальном поведении, характерном для членов семьи, довести эти сведения до их сведения, получить пояснения и интерпретации.
  • Использование видео- и аудиозаписи. Дает уникальную возможность собрать в ходе консультирования объективные данные о поведении и проверить его адекватность. Важно то, что участникам сложно отрицать какие-либо собственные проявления (слова, действия) перед лицом объективных фактов.
  • Совместное выполнение семьей какого-либо задания. Позволяет проследить взаимодействие при его выполнении, и затем обсудить.

23.

Воспитание (в широком социальном смысле), включая в него воздействие на личность общества в целом (т.е. отождествляя воспитание с социализацией), рассматривается как социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека;

Воспитание (в узком смысле) - как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении - как решение какой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание общественной активности, коллективизма).

Понятие «воспитание» имеет целый веер терминов, обозначающих явления, лежащие рядом или тесно связанные с воспитанием. Среди таких понятий прежде всего необходимо выделить: формирование, становление, социализация.

24.

К. Юнг в монографии «Значение бессознательного для индивидуального воспитания» выделяет 3 вида воспитания:

1. Воспитание через пример. Такое воспитание может проходить совершенно бессознательно, поскольку ребенок психологически более или менее тождествен родителям и в целом своему окружению. При этом в случае влияния дурного примера даже самый лучший метод сознательного воспитания оказывается совершенно бессильным.

2. Сознательное коллективное воспитание. Имеется ввиду не воспитание в группе (например, в школе), а воспитание согласно нормативам, правилам и методам. Эти три принципа имеют коллективную природу и применимы в отношении большинства индивидов. Такое воспитание производит не более того, что содержится в его собственных предпосылках, а именно индивидов, которые сформированы в соответствии с общими нормативами, правилами и методами.

Коллективное воспитание неизбежно, и его нельзя заменить никаким другим. Однако его нельзя превозносить в качестве исключительного принципа, потому что среди детей немало таких, которые нуждаются в третьей форме воспитания, а именно в индивидуальном воспитании.

3. Индивидуальное воспитание. Его главная цель - развитие человеческой индивидуальности в противоположность задаче коллективного воспитания, которое нивелирует и унифицирует индивида. Все дети и воспитуемые вообще, которые успешно сопротивляются коллективному воспитанию, нуждаются в индивидуальном подходе.

Изучение опыта семейного воспитания в различных типах семей позволило исследователям, в частности В.А. Кан-Калику, выявить и описать наиболее часто встречающиеся «барьеры» общения между родителями и детьми, затрудняющие воспитательный процесс (рис. 4.):

Барьер «занятости» Родители постоянно заняты: работой, домашними делами, друг другом и им некогда обратить внимание на собственных детей, которые просто им «мешают». Это вызывает отчуждение ребенка, ведет к отстранению детей от родителей.

Барьер «взрослости». Понять собственных детей родителям мешает их собственный возраст, так называемая «высота взрослости». Они не в состоянии войти во внутреннюю психологическую ситуацию ребенка, не понимают его интересов, потребностей.

Барьер «старого стереотипа». Родители не ощущают возрастной динамики развития личности ребенка. Они привыкли видеть своего ребенка маленьким, неприспособленным, которым постоянно нужно руководить, подсказывать, давать оценки, а ребенок уже вырос и требует совершенно другого уровня отношений. Данный психологический барьер нередко вызывает конфликты, неверные методы психологического воздействия (родители стремятся воздействовать, а надо взаимодействовать). Характер данного психологического барьера может быть разнообразным: вмешательство в выбор друзей своего ребенка, в выбор ребенком будущей профессии и т. д.

Барьер «воспитательных традиций». Родители стремятся механически внедрять и воспроизводить в собственной семье формы, методы и средства воспитания, сложившиеся в их семьях в период их детства, дублировать педагогику собственных родителей и не учитывают изменившуюся ситуацию воспитания, уровень развития детей, в результате чего возникает некоторое несоответствие между средствами педагогического воздействия в семье и изменившейся личностью ребенка.

Барьер «дидактизма». Родители постоянно поучают собственных детей. Каждый шаг ребенка фиксируется, оценивается, по поводу каждого движения даются рекомендации. В результате этого из семейного воспитания исчезает личностный аспект, что формирует у ребенка внутреннюю психологическую установку на постоянное ожидание поучений, и формируют эмоциональный дискомфорт.

Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается установить благоприятный стиль общения в семье.

25.

Социализация — это «процесс вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщение его к системе социальных связей» (Я.Л. Коломинский, А.А. Реан).

Социализация — двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» (Андреева Г. М., 1980)

Сущность социализации состоит в том, что в ее процессе человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. В любом обществе социализация человека имеет свои особенности.

Стадии социализации:

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, за счет усвоения норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

o сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

o изменение себя, «стать как все»;

o конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Адаптация — усвоение детьми норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения. Индивидуализация — стремление каждого ребенка найти в себе нечто, выделяющее его среди других детей либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и проказах. Интеграция — стремление ребенка обозначить свою неповторимость, индивидуальность.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, молодежи с большим количеством условий, влияющих на их развитие. Их принято называть факторами (рис. 2.), к которым можно отнести:

o мегафакторы — космос, планета, мир;

o макрофакторы — страна, этнос, общество, государство;

o мезофакторы — регион, тип поселения, средства массовой коммуникации, субкультура;

o микрофакторы — семья, группы сверстников, воспитательные организации, конфессии; микросоциум.

26.

Интегративные показатели детско-родительских отношений: родительское отношение, тип, стиль семейного воспитания:

Родительское отношение в психологии понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. (Варга А.Я., Столин В.В.,1983).

Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка очевидна.

Влияние семьи осуществляется и проявляется следующим образом:

1. Семья как основа чувства безопасности

Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений — их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.

2. Модели родительского поведения

Дети обычно стремятся копировать поведение других людей и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.

Похоже, что аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примеры). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.

3. Семья и приобретение жизненного опыта

Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме того, с детьми важно много беседовать.

Дети, жизненный опыт которых включал широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и будут положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.

4. Дисциплина и формирование поведения

Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка. В детстве именно у родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2446; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.239 (0.027 с.)