Детерминация родительского отношения




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детерминация родительского отношения



В отечественной психологии детерминизм определяется как закономерная зависимость психических явлений от порождающих их факторов, включающих причинность как совокупность обстоятельств.

Качество детско-родительских отношений зависит от многих факторов и оказывает влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение, установки в общении, стадии взрослости

Причины возникновения того или иного типа родительского отношения имеют многофакторную зависимость.

Н.Ю. Синягина, отечественный психолог, выделяет следующие детерминанты родительского отношения:

· особенности личности родителя (экстраверсивный/интровертивный, уверенный/неуверенный, и.т.д.);

· формы поведения родителей (эмоциональное включение/отвержение, адекватность/неадекватность и т.д.);

· особенности личности ребенка (тревожность, неуверенность, проблемы общения и т.д.);

· уровень образования и психолого-педагогическая компетентность родителей;

· применяемые средства воспитательного воздействия;

· учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения.

Знание причин родительского отношения к ребенку, даст возможность психологу определить их влияние на психическое и соматическое развитие ребенка, и выстроить систему коррекционного взаимодействия для каждой семьи индивидуально.

27.

Модели помощи современной семье

Существуют различные модели помощи семье, которые может использовать психолог:

1. Педагогическая модельбазируется на гипотезе недостатка педагогической компетенции родителей. Субъектом жалобы в таком случае обычно выступает ребенок. Консультант вместе с родителями анализирует ситуацию, намечает программу мер. Хотя сам родитель может быть причиной неблагополучия, эта возможность открыто не рассматривается. Социальный педагог ориентируется не столько на индивидуальные возможности родителя ребенка, сколько на универсальные с точки зрения педагогики и психологии способы воспитания.

2. Социальная модельиспользуется в тех случаях, когда семейные трудности есть результат неблагоприятных жизненных обстоятельств. В этих случаях помимо анализа жизненной ситуации и рекомендаций требуется вмешательство внешних сил (органы опеки и попечительства, другие социальные службы).

3. Психологическая (психотерапевтическая) модельиспользуется тогда, когда причины трудностей ребенка лежат в области общения, личностных особенностях членов семьи. Она предполагает анализ семейной ситуации, психодиагностику личности, диагностику семьи. Практическая помощь заключается в преодолении барьеров общения и причин его нарушений.

4. Диагностическая модельосновывается на предположении дефицита у родителей специальных знаний о ребенке или своей семье. Объект диагностики — семья, а также дети и подростки с нарушениями и отклонениями в поведении. Диагностическое заключение может служить основанием для принятия организационного решения.

5. Медицинская модельпредполагает, что в основе семейных трудностей лежат болезни. Задача психотерапии — диагноз, лечение больных и адаптация здоровых членов семьи к больным.

Психолог, социальный педагог могут использовать различные модели помощи семье в зависимости от характера причин, вызывающих проблему детско-родительских и супружеских отношений

Направления и содержание психолого-педагогической работы с семьей

Даже в рамках нормального развития семьи имеется множество трудностей, требующих своевременной помощи и разрешения. На выполнение этой задачи и направлена в целом психолого-педагогическая работа с семьей.

В психолого-педагогической работе с семьей можно выделить следующие направления:

· диагностическое;

· коррекционное;

· профилактическое;

· просветительское.

Работа с семьей ведется как по запросу, так и по показаниям.

По запросу– в качестве заказчика – отдельный человек, испытывающий личные трудности (родитель, недовольный поведением ребенка);

По показаниям – заказчик – социальная служба (администрация школы), официальное лицо (воспитатель).

Направ-ление Работа с детьми Работа с родителями
Диагностическое 1. Контроль развития ребенка (своевременное обнаружение отставаний и профилактика неблагоприятных вариантов развития); 2. Выявление проблемных зон нормального развития ребенка (своевременная коррекция трудностей психологического плана в рамках медицинско-биологической нормы); 3. Выявление патологического развития ребенка (построение необходимой коррекционной работы с ребенком, просветительской работы с родителями); 4. Выявление проблем, связанных с аномальным развитием ребенка (решение психологических проблем детей с нарушенным соматическим здоровьем). 1. Изучение семейной микросреды; 2. Изучение особенностей ДРО; 3. Изучение типа, стиля, направленности семейного воспитания; 4. Изучение особенностей общения с ребенком.
Коррекционное 1. Психологическая помощь в случае кризисной жизненной ситуации; 2. Коррекция расстройства поведения (агрессия, ложь, воровство); 3. Коррекция недостатков развития; 4. Абилитационная работа с детьми с особыми образовательными потребностями; 1. Коррекция ДРО, типа стиля, направленности семейного воспитания. 2. Психологическая помощь в кризисных ситуациях;
Профилактическое 1. Предотвращение болезненных состояний и трудностей в развитии. 1. Профилактика нарушений прав ребенка в семье; 2. Профилактика конфликтов в сфере ДРО.
Просветительское 1. обучение саморегуляции поведения, психологического состояния; 2. Обучение общению (с подросткового возраста); 1. Обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком; 2. Информирование об особенностях развития ребенка;

28.

Факторы, обеспечивающие предрасположенность семьи для попадания в группу риска по нарушениюправдетей:

1. тесное жилье и большая скученность проживающих;

2. низкие доходы сказываются на реализации права ребенка на образование и всестороннее индивидуальное развитие способностей;

3. низкий образовательный статус родителей также влияет на реализацию права ребенка на всестороннее развитие;

4. отсутствие отца — источника уверенности и авторитета создает предпосылки к формированию у ребенка таких черт характера, как агрессивность в отношении взрослых, недисциплинированность, асоциальность, которые могут провоцировать ответное поведение матери, не справляющейся с ребенком;

5. отмечается снижение среднего интеллектуального уровня при повышении числа детей в семье. Многодетные родители редко помогают детям преодолевать трудности в обучении.

Диагностика нарушений прав ребенка в семье проводится в три этапа:

1-й этап.Выявление детей, имеющих те или иные психологические проблемы.

Дети, права которых в семье нарушаются, обычно испытывают те или иные сложности в адаптации. Им трудно учиться, они неорганизованны, агрессивны, неуравновешенны. Для них характерны частые смены настроения, неуверенность в себе, проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и со взрослыми, воровство. Метод проведения диагностики — экспертная оценка. В роли экспертов выступают воспитатели.

2-й этап.Выявление родителей, нарушающих права своих детей, то есть применяющих к ним физическое или психическое насилие.

С этой целью проводится диагностика агрессивности родителей, чьи дети испытывают трудности в адаптации, а также выясняются методы воспитательного воздействия, принятые в семье.

3-й этап Изучение особенностей семейного воспитания и отношений между родителями в семьях, где нарушаются права детей.

Возрастные особенности поведения ребенка, подвергающегося жестокому обращению в семье:

Возраст 0-6 мес.:малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, в 3-6 мес. - редкая улыбка.

Возраст 6 мес.-1,5 года:боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, испуг при попытке взрослых взять на руки, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, хныканье, замкнутость.

Возраст 1,5 – 3 года:боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении - от агрессивности до безучастности;

Возраст 3-6 лет: пассивная реакция на боль, отсутствие сопротивления, примирение со случившимся, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (проявление действий или поступков, характерных для более младшего возраста);

· болезненное отношение к замечаниям, критике; агрессивность, лживость, жестокость по отношению к животным, младшим; воровство, склонность к поджогам;

· несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, нервно-психические расстройства и т. п.

Младший школьный возраст (7-10 лет):стремление скрыть причину повреждений и травм, одиночество, замкнутость, стремление к уединению, отсутствие друзей или ухудшение взаимоотношений со сверстниками, боязнь идти домой после школы, низкая успеваемость;

· несвойственное возрасту, сексуально окрашенное поведение, стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости и т. п.

Подростковый возраст (11-15 лет):депрессия, низкая самооценка, побеги из дома, криминальное или антиобщественное поведение, употребление алкоголя, наркотиков, угрозы или попытки самоубийства, сексуализированное поведение, жалобы на боли в животе и т. п.

Для всех возрастов:задержка физического и умственного развития, задержка речевого и моторного развития, плохая успеваемость, нервный тик, энурез, нарушение сна, тревожность, различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря веса, язва желудка, кожные заболевания, различные аллергии), длительные подавленные состояния, печальный или утомленный вид, опухшие веки, нарушение аппетита, постоянный голод или жажда, санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез, стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание окружающих и т. п.

29.

Одним из эффективных путей изменения отношений между родителем и ребенком в позитивную сторону являетсятренинг.

Термин «тренинг» (от английского train, training) имеет ряд значений — «воспитание, обучение, подготовка, тренировка».

Тренинг - совокупность активных методов практической психологии, используемых с целью формирования навыков самопознания и саморазвития личности.

Обучение выстраивается по схеме:

В искусственно созданных условиях родители и дети получают новый опыт взаимодействия, решения имеющихся проблем и предполагается, что данный опыт будет использоваться в повседневной жизни.

Специфические черты тренинга:

· нацеленность на психологическую помощь;

· создание атмосферы доверия и творческой свободы;

· объективная оценка чувств и эмоций участников относительно друг друга;

· развитие и открытие новых качеств своей личности;

· реализация творческого потенциала и достижение оптимального уровня жизнедеятельности.

Преимущества тренингов:

· отрабатываются лишь те навыки, которые необходимы человеку для достижения конкретных целей;

· сочетаются различные формы обучения (лекции, разбор ситуаций, деловые игры, упражнения на отработку навыков, нацеленные на решение конкретных проблем участника).

· позволяет проанализировать реальные результаты, помогают участникам увидеть себя со стороны, откорректировать свои ошибки, закрепить положительные достижения;

· происходит сплочение команды;

· участники получают комплект материалов тренинга, что позволит им через какое-то время освежить в памяти усвоенные знания.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.009 с.)