Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Начальные этапы коррекционной работыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
С ДЕТЬМИ - АЛАЛИКАМИ Ананьева А.И., студентка 2 курса (г. Витебск, УО «ВГУ им. П.М. Машерова») Научный руководитель – Харитонова Е.А., кандидат педагогических наук, доцент
Одной из самых актуальных проблем современной логопедии остаётся тяжёлая форма детской речевой патологии – алалия, представляющая собой сложный комплекс языковых и неязыковых нарушений различной степени [1]. Важнейшей задачей коррекционного обучения безречевых детей является правильное эмоциональное развитие, воспитание желания и потребностей общаться с педагогами, родителями и сверстниками. При такой сложности структуры дефекта существует необходимость разработки комплексной программы коррекционного воздействия на начальных этапах. Существует множество наглядных пособий и материалов для работы с детьми-алаликами, однако в большинстве из них нечетко отражены формы и методы коррекционного обучения. Разработаны компьютерные программы, направленные на преодоление дефектов недоразвития речи. На начальных этапах формирования речи у ребенка с алалией отсутствует потребность общения в связной форме. Это обусловлено нарушением общей и речевой активности (мотивационной активности). Не формируется весь подготовительный этап, необходимый для реализации монологической речи. Взамен отсутствующей речи используются паралингвистические средства: жест, мимика, пантомима, интонация. Дети прибегают к перефразировкам, не оканчивают фраз, затрудняются при выражении главной мысли. Комплексный подход к формированию речи при моторной алалии направляет внимание на становление всех функций речи, способствующих ее развитию и улучшению познавательной деятельности. Ведется комплексная системная работа над речью и личностью в целом, при этом учитываются закономерности развития речевой функции в онтогенезе и закономерности строения языка. Систематическая логопедическая работа направляется на восполнение пробелов в речевом развитии и подготовку к дальнейшему школьному обучению по специальным программам. Эффективной логопедическая работа может быть только в том случае, если она проводится комплексно на фоне активного медикаментозного и психотерапевтического лечения, проводимого врачом-психоневрологом. Работа направляется в первую очередь на создание механизмов речевой деятельности: формируется мотив, коммуникативное намерение, внутренняя программа высказывания, его лексическая разверстка, отбор лексико-грамматических средств, грамматическое структурирование. На начальных этапах работы при моторной алалии формируется психофизиологическая основа речи, вырабатываются установки на деятельность и коммуникацию, ребенок подводится к необходимости общения, развивается потребность в нем. Основным является воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Ведется работа над диалогом, небольшим простым рассказом, нераспространенными, затем распространенными предложениями, формируются психофизиологические предпосылки речевой деятельности и первоначальные навыки в ситуации общения. При сенсорной алалии логопедическое воздействие направляется на воспитание сознательного анализа состава речи, развитие фонематического восприятия, понимания речевых структур. Работа начинается со строгой организации звукового и речевого режима ребенка, так как излишняя беспорядочная слуховая нагрузка задерживает развитие понимания и самой речи. Детям предоставляют часы и дни отдыха, спокойствия, их ограждают от излишних обращений к ним окружающих. Из обихода исключаются звуковые аппараты: звонки, радио, телевизор и т. д. Создается щадящий звуковой режим, ограничивается поступление речевых и неречевых сигналов. На начальных этапах работы и в более тяжелых случаях эффект в работе достигается только в результате длительной систематической работы с ребенком, преимущественно индивидуальной, в других случаях возможно объединение детей в маленькие группы, когда им уже нужна организация активной речевой практики [1, 2]. При проведении коррекционной работы с детьми с моторной алалией можно использовать следующие методы воздействия: музыкальные упражнения (позволяют повысить мотивацию, интерес, воздействуют на эмоциональную сферу; благотворно влияют на ребенка игра на губной гармошке, мелофоне, маракасах) [3]; методика Блисс (у детей развиваются видовые и родовые обобщения на основе освоения слова, выделяющего существенные признаки предметов) [4]; упражнение на сопоставление (формирует у младших школьников представление о нормативном образце связной речи); игры на установление правильного расположения картинок, объединённых единой темой (развивают навык связного говорения); диалоги (формируют активный словарь ребенка и понимание речи); игры (активизируют интерес к учебной работе) [5, 6]. На начальных этапах обучения важно установить с ребенком контакт, заинтересовать его в коррекционно-учебной деятельности и сформировать активный словарь для последующей работы с ним. Важно понимать, что трудности во владении речью сохраняются длительное время и для их устранения требуется специальное обучение. Требуется как можно раньше выявить дефект в развитии. На занятиях и вне учебного времени воспитатель и логопед должны учитывать отставание ребенка с алалией, принимать во внимание его индивидуальные особенности и подбирать для него доступные виды занятий. Не следует заострять внимание ребенка на его дефекте – это может привести к снижению самооценки. Также следует учитывать, что дети, страдающие алалией, характеризуются повышенной утомляемостью и низкой работоспособностью.
Список цитированных источников: 1. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.,1999. – С. 331-389. 2. Кириллова, Е. В. Начальные этапы коррекционной работы с безречевыми детьми / Е.В. Кириллова // Логопедия. – 2005. - № 4. – С. 65 – 75. 3. Артёмова, Е.Э. Использование музыкальных упражнений в структуре логопедический занятий с неговорящими детьми / Е.Э. Артёмова //Логопедия. – 2007. - № 1.- С. 28-29. 4. Васильева, Е.С. Использование методики Блисс для формирования элементарной коммуникации у безречевых детей // Е.С. Васильева // Дефектология. – 2006. - № 5. – С. 41-44. 5. Воробьева, В.К. Формирование у младших школьников с моторной алалией умения узнавать образцы связной речи / Воробьёва В.К. // Дефектология. – 1988. - № 6. – С. 56-62. 6. Воробьева, В.К. Обучение первоначальному навыку связного высказывания младших школьников с моторной алалией / В.К. Воробьёва // Дефектология. – 1989. - № 4. – С. 40-47.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.158.84 (0.008 с.) |