В начальных классах специального (коррекционного) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В начальных классах специального (коррекционного)



образовательного учреждения V вида

Формирование математических умений и навыков должно осуществляться в следующих направлениях: понятие числа - счетные операции - решение задачи.

Числа и величины

Понятие о натуральном числе проводится на основе практических действий с различными группами предметов.

При счете предметов рекомендуется называть не только число, но и сам предмет: один кубик, два кубика, три кубика, четыре кубика, пять кубиков; один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров и т.п. Таким образом, отрабатывается согласование числительного с существительным.

В процессе изучения натурального ряда чисел учащиеся овладевают прямым и обратным счетом, усваивают представления о месте каждого числа в натуральном ряду, определяют предыдущие и последующие числа.

От класса к классу осуществляется не только расширение числового ряда, но и углубление, систематизация, обобщение представлений о структуре натурального ряда, разрядах, классах.

Арифметические действия

Предпосылками овладения счетными операциями и умения решать математические задачи является развитие всех типов мышления с учетом их эволюционного развития (наглядно-действенное, наглядно-образное, вербально-логическое).

В связи с этим формирование счетных операций, как сложных умственных действий, осуществляется по следующим этапам (с учетом поэтапности формирования умственных действий): выполнение математического действия на основе предметных действий с конкретными предметами (этап материализации действия) сначала с помощью учителя, затем самостоятельно, выполнение математического действия с опорой на наглядность и громкую речь, но без использования практических действий с конкретными предметами, выполнение математических действий только в речевом плане, наконец, выполнение математических действий в умственном плане, в плане внутренней речи.

Конечной целью формирования счетных операций у младших школьников с НР является выполнение логических и математических действий во внутреннем плане, что является необходимым признаком автоматизированного действия.

В программе по математике младших классов школы для детей с НР предусмотрено овладение четырьмя арифметическими действиями: сложением, вычитанием, умножением и делением; усвоение математической терминологии, связанной с выполнением счетных операций. По мере изучения арифметических действий у детей формируются и автоматизируются вычислительные навыки, которые в соответствии с программой усложняются. Каждое арифметическое действие должно систематически закрепляться в устных и письменных вычислениях.

Работа с текстовыми задачами

Изучение натуральных чисел и нуля, формирование математических понятий связывается с решением задач. Предусмотрены простые арифметические задачи, которые являются важным средством усвоения многих математических понятий, формирования навыков постановки вопросов, понимания смысла читаемого, развития связного высказывания.

В процессе работы над простыми задачами у учеников должны быть сформированы умения, способствующие постепенному овладению анализом и решением сложных задач. Дети должны осознанно выделять в задаче ее составные части, восстанавливать ситуацию, изложенную в задаче, иллюстрировать условие задачи с помощью рисунка или чертежа. Особо следует остановиться на значении вопроса задачи. С этой целью используются разнообразные упражнения, например, предусматриваются задачи с одними и теми же данными, но с разными вопросами, что приводит к выбору различных арифметических действий.

В ходе обучения учащиеся должны научиться решать простые задачи различных видов, что исключит возможность выработки штампов в их решении.

При изучении математики наиболее трудной задачей для учащихся школы для детей с нарушениями речи является понимание и решение математических задач, которые представляют собой сложную вербально-мыслительно-мнестическую деятельность. Формирование этого вида математической деятельности у школьников с НР вызывает необходимость «пошагового», постепенного овладения. На начальном этапе используется наглядное восприятие содержания условия задачи с помощью реальных рисунков, далее с помощью абстрактных графических схем, построения конкретной модели, усвоения алгоритма решения определенного типа задач, и наконец, решение задачи лишь на основе внешней речи без использования зрительной наглядности.

Большое место в обучении математике школьников с НР отводится работе с текстовой задачей, что обусловлено особенностями речевого развития этих детей. В процессе анализа условия задачи необходимо проводить уточнение лексики, значения сложных логико-грамматических конструкций, выявлять причинно-следственные зависимости, смысловые соотношения числовых данных. Особое внимание уделяется умению формулировать вопрос, находить решение, давать правильный и развернутый ответ на вопрос задачи. Дети должны также уметь анализировать содержание ситуации, представленной в условии задачи, уметь запомнить и пересказать условие задачи, ответить на вопросы по содержанию задачи.

При обучении решению арифметических задач необходимо научить младших школьников приемам самостоятельной работы. Дети должны научиться правильно читать текст задачи, вычленять известные и неизвестные величины, контролировать себя при выборе арифметических действий и установлении их последовательности для ответа на вопрос задачи, а также точно помнить выполненные действия, составлять (устно и письменно) ответ на вопрос задачи.

Ученики должны уметь составлять по задаче выражение и вычислять его значение.

В работе над задачами важно упражнять детей в самостоятельном составлении задач по заданиям учителя. При этом привлекается различный наглядный и практический материал, используются коллективные и индивидуальные формы работы. Требования к содержанию задач усложняются постепенно с учетом индивидуальных особенностей детей. Самостоятельное составление задач способствует осознанному анализу структуры задач различных видов, активизирует отбор необходимых языковых средств, развивает творческое воображение детей, расширяет их кругозор, способствует развитию связной речи.

Пространственные отношения

Формирование пространственных представлений открывает большие возможности в плане развития лексико-грамматического строя речи. На начальном этапе обучения дети овладевают умениями ориентироваться на странице тетради, учебника, в окружающей обстановке. Развитие пространственных представлений идет в связи с изучением чисел и арифметических действий. Например, сформированные пространственные представления способствуют усвоению порядковых отношений чисел в натуральной последовательности. Особо выделяются отношения порядка: перед; после; между и т.п., которые используются в конструкциях учебных высказываний.

5. Геометрические фигуры

Большое внимание в данной программе уделяется геометрическому материалу, который изучается в тесной связи с усвоением арифметических знаний. Младшие школьники овладевают такими понятиями, как точка, прямая линия, ломаная линия, знакомятся с различными геометрическими фигурами (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг и др.).

Важное место в обучении математике занимает формирование геометрических представлений. Младшие школьники должны знать название геометрических фигур, распознавать их на рисунках и в окружающих предметах, владеть навыками моделирования простейших геометрических фигур.

Для закрепления представлений о геометрических фигурах, а также с целью развития мелкой ручной моторики рекомендуются практические упражнения по воспроизведению геометрических фигур с помощью линейки, циркуля, транспортира и др. инструментов.

В ходе практических работ у детей формируются умения измерять и чертить отрезки с помощью линейки и угольника, находить сумму длин сторон и площадь прямоугольника (квадрата), отражать результаты измерений и вычислений в форме связного учебного высказывания.

Геометрические величины

Программой предусмотрено выполнение различных видов практической деятельности по измерению с постепенным расширением единиц измерения (площади, длины, массы, времени). У детей должны быть сформированы элементарные практические навыки измерения, умение решать практические задачи в реальных жизненных ситуациях.

Приведем примеры:

· перечислить единицы измерения длины (массы, стоимости) от самой мелкой до самой крупной и наоборот;

· продолжи выражение: масса 1 яблока …; масса арбуза …; масса вагона угля …; ширина спички …; длина карандаша …; длина класса ….; расстояние до Москвы …;

· придумай и назови число, полученное при измерении единицами длины (массы, стоимости), при измерении двумя единицами длины (массы, стоимости). Например, расстояние до леса – 1км 400м, масса картошки – 70кг 800г, стоимость шоколада – 25руб. 70коп.

Чтобы выполнить действия с числами, полученными при измерении необходимо: выразить число в мелких мерах; выполнить арифметическое действие; выразить полученный ответ в крупных мерах.

Работа с информацией

Одним из разделов математики является информатика.

На уроках информатики младшие школьники осознанно и целенаправленно учатся работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализировать, классифицировать и пр.), отличать форму от содержания, т. е. смысла, узнавать и называть объекты окружающей действительности своими именами в терминах информатики.

На уроках информатики, при наборе текстов в текстовом редакторе обучающиеся овладевают умениями правильно писать (поскольку все ошибки компьютер выделяет подчеркиванием и предлагает правильно написанное слово), участвовать в диалоге (по скайпу устно или письменно с использованием чат-режима). Обучаясь работе на компьютере, обучающиеся составляют письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

(подготовительный – IV классы)

Пояснительная записка

 

Изобразительное искусство – важное средство развития личности школьника, формирования его гармоничных отношений со средой, обладающее большими потенциальными возможностями в коррекции речи, которая является сквозной циклической задачей всего процесса обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями (Чиркина Г.В.). «Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют развертыванию творческих сил личности, устраняют препятствия к реализации ее общественной направленности, приобретению знаний» (Левина Р.Е. нарушения речи и письма у детей: Избранные труды/ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. М.:АРКТИ, 2005. С.22)

У данной категории детей имеются особенности изобразительной деятельности: преобладает низкая техника рисования, отсутствует словесный комментарий (Гаркуша Ю.Ф., Коржевина В.В.), не проявляется интерес к рисованию, аппликации, лепке, не формируются навыки планирования и отчета, которые выступают как необходимые формы регулирующей функции речи (Н. П. Сакулина).

Большой потенциал для развития регулирующей функции речи, которая выступает в качестве промежуточного этапа в процессе становления речи как средства высших психических функций (воображения, мышления, памяти), имеют уроки изобразительного искусства.

В условиях нормативного развития регулирующая функция речи является новообразованием дошкольного возраста. При тяжелых нарушениях речи данная функция спонтанно не возникает, что негативно сказывается на продуктивности различных видов деятельности. Это определяет необходимость целенаправленного формирования данной функции речи в процессе систематического коррекционного обучения. Поэтому в данной программе внимание акцентируется на развитие вербального регулирования деятельности, которое оптимизирует процесс овладения рисованием, лепкой, аппликацией детьми с нарушениями речи.

С другой стороны, регулирующая речь в рамках предмета «Изобразительное искусство» выступает в качестве средства воображения и имеет два функциональных назначения: обеспечивает порождение творческой идеи и позволяет реализовать замысел. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, возможности программирования интеллектуальной деятельности, которые достаточно часто страдают у учащихся с речевыми нарушениями.

Для многих детей с нарушениями речи уроки и внеурочные формы работы в рамках предмета «Изобразительное искусство» являются единственной возможностью их приобщения к художественному искусству.

Поэтому при обучении детей с речевыми нарушениями имеет место двуединая педагогическая целевая установка предмета «Изобразительное искусство»:

· развитие изобразительной деятельности детей как продуктивного вида деятельности (академический компонент[1]);

· использование изобразительной деятельности как средства развития речи (формирование жизненной компетенции).

В основу программы положены следующие принципы:

1. Содержанием учебного предмета предусматривается реализация учащимися под руководством учителя различных видов деятельности (игровой, художественной, мыслительной, учебной и др.) в сочетании с практической художественной деятельностью, а также эстетическое восприятие произведений искусства, предметов и явлений действительности.

2. Развитие коммуникативных умений, формирование навыков порождения связного учебного высказывания, посредством вовлечения детей в беседу об изобразительном искусстве, при объяснении и разборе практического задания, анализе его результатов, в процессе которых активизируется терминологическая лексика в области изобразительного искусства, осуществляется развитие лексико-грамматического строя речи.

3. Принцип наглядности, который в контексте обучения детей с нарушениями речи изобразительной деятельности приобретает свою специфику. Особенности предметно-практической деятельности детей с нарушениями речи выражаются в том, что они лучше усваивают материал, представленный в наглядном, а не в речевом плане. Поэтому обучение правилам, последовательности, приемам работы в технике живописи, графики, реализации некоторых технических приемов (монотипия, песчаная картина, граттаж и др.) должно осуществляться посредством сочетания объяснения с демонстрацией, словесной инструкции с показом, восприятия предложенных учителем на уроке репродукций с поисковой работой учащихся по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам.

4. Вектором логопедической работы в рамках предметной области «Изобразительное искусство» должны выступать трудности формирования пространственно-временных отношений, нарушения восприятия и словесных обозначений временных, пространственных особенностей предметов, мнестических процессов, операций мышления у детей с речевыми нарушениями (Воробьева В.К., Грибова О.Е., Гриншпун Б.М., Русецкая М.Н., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ястребова А.В. и др.). Основой этой работы должны стать первично сохранный интеллект, возможности сохранения заданного способа рассуждения, использование помощи в работе (Давидович Л.Р., Уманская Н.М.).

5. Тематический принцип построения учебного материала и четкая организация урока в соответствии с содержанием темы. Гармоничное сочетание в системе урока различных видов деятельности: объяснения учителя, беседа, использование визуальной опоры, практической работы учащихся. Урок считается построенным методически неверно, если практическая деятельность учащихся занимает менее 25 минут.

В процессе преподавания изобразительного исскуства ставятся следующие задачи:

Коррекционно-обучающие

(технический компонент: формирование всех структурных компонентов деятельности)

· способствовать освоению основ изобразительного искусства (воздушная перспектива, симметрии/асимметрии, ритм и движение в разных видах искусства, пропорция в рисунке, композиция, колорита теплая/холодная цветовая гамма).

· обучать конкретным техникам - живописи (гуашь, акварель, акриловые краски, пастель) и графики (карандаш, фломастер, тушь, уголь, пастель), а также некотором техническим приемам (монотипия, песчаная (манная) картина, граттаж и др.); техническим приемам и способам изображения в разных видах изобразительной деятельности, с различными художественными материалами, в живописи – гуашь, акварель, акрил, пластилин «пластилиновая живопись», в графике - карандаш, фломастер, уголь, сангина, соус, тушь, пастель.

· обеспечивать усвоение законов цвета и колорита, формы и фактуры (в области живописи), образного языка, основой которого является точка и линия, плоскость и пространство (в области графики).

· раскрывать специфику образного отображения действительности посредством графики, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

· знакомить с произведениями декоративно-прикладного, изобразительного искусства и архитектуры, технической эстетики.

Коррекционно-воспитательные

(эстетический компонент и формирование качеств личности)

· осуществлять трудовое и эстетическое воспитание учащихся на основе познания и любования миром окружающей природы.

· воспитывать доброжелательность, отзывчивость, душевную красоту, гражданское отношение к явлениям и событиям окружающей действительности.

· развивать стремление к познанию действительности посредством искусства, эстетические чувства и понимание прекрасного.

Коррекционно-развивающие

(развитие психических функций: количественное и качественное развитие основных характеристик восприятия, внимания. Памяти, операций мышления, овладение механизмами и средствами воображения)

· обеспечивать развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, колористического видения, наблюдательности, творческого воображения, мышления, памяти, внимания, восприятия.

· развивать зрительно-пространственные функции (зрительный гнозис, восприятие зрительной модальности, пространственное восприятие, пространственные представления, зрительный анализ и синтез), формировать речевые обозначения пространственных отношений.

· расширять объем зрительной памяти.

· работать над пониманием обращенной речи

· формировать и развивать лексико-грамматические средства языка, связную речь, коммуникативную и регулирующую функции речи.

На начальных этапах (подготовительный класс, пропедевтический период первого класса) детей необходимо обучить устному комментированию процесса рисования (речевому сопровождению собственных действий), при котором изобразительная деятельность выступает в качестве наглядной опоры речи ребенка (Чевелева Н.А.). Ценность данного этапа состоит в том, что создаются условия, обеспечивающие в последующем овладение вербальным регулированием деятельности, а также изобразительная деятельность выступает в качестве базы усвоения терминологической лексики в данной предметной области. Далее (1 класс) задачи формирования регулирующей речи состоят в обучении вербального опережения (предвосхищения) действия на несколько шагов. На этом этапе ребёнок осваивает произвольное регулирование своих действий с помощью речевых стимулов. Фактически при осуществлении изобразительной деятельности реализуется планирование, которое вначале носит ступенчатый характер: ребёнок планирует один шаг действий, выполняет и на основе их результата определяет следующий шаг. Планирование обеспечивает эффективность, длительность, продуктивность изобразительной деятельности, что позволяет постепенно осуществить переход от предметного рисунка к сюжетному. Данный период является благоприятным для обучения детей с речевыми нарушениями составлению словесного отчета: ребенок описывает процесс деятельности после его выполнения.

Начиная со 2 класса, осуществляется обучение составлению развернутого речевого плана деятельности до ее начала, допускается коррекция запланированных действий по ходу их реализации. В практике уроков «Изобразительного искусства» в процессе подготовки к практической деятельности дети должны проговаривать то, что они будут делать, давать характеристику средств рисования (чем, где будет рисовать), последовательность действий и т.п. Таким образом, речевые формы опосредования обеспечивают смысловой анализ продуктов творческой деятельности, включающий в себя выделение существенных функциональных и структурных свойств и отношений.

Такие методы и приемы логопедической работы позволяют сформировать внешнюю речь на достаточном уровне, который в последствии обеспечит ее свертывание и функцию регулирования начнет выполнять мышление и др. когнитивные процессы.

Выделение планирующей и отчетной функций речи в форме эгоцентрической, а затем и внутренней речи имеет непосредственное отношение к регулированию деятельности:

· планирование деятельности - создание образа-замысла и плана его реализации;

· отчет – осуществление предвосхищающего, текущего последующего контроля.

Программой предусматриваются следующие виды уроков изобразительного искусства:

· диагностические уроки;

· пропедевтические уроки;

· уроки декоративного рисования;

· уроки предметного и тематического рисования;

· уроки рисования с натуры;

· уроки художественного труда (аппликации с элементами дизайна);

· уроки лепки;

· уроки-беседы об изобразительном искусстве.

Все виды уроков в процессе коррекционно-педагогического обучения детей с речевыми нарушениями взаимосвязаны, дополняют друг друга и равномерно проводятся в течение учебного года.

Диагностические уроки представляют собой организационную форму в рамках логопедической работы, которая позволяет выявить стартовые навыки в области живописи и графики (состояние технического компонента деятельности), особенности психической сферы детей с нарушениями речи, их мотивацию, психологические особенности, готовность к реализации изобразительной деятельности и т.п.

В результате этих уроков учитель может получить данные необходимые для организации обучения детей с нарушениями речи в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов, а также провести уровневое ранжирование возможностей школьников.

Условно эти возможности целесообразно разделить на три уровня:

1. Допустимый уровень – приближено к норме.

2. Средний уровень (дисгармоничное) – есть интерес к деятельности, хорошо владеет графическими шаблонами, остается на уровне репродукции, не может составить собственную композицию, творческий компонент отсутствует, т.к. недоразвитие речи, хорошо обводит, не переходит к сюжетному рисунку, остается на уроне предметного рисования, быстро утомляется.

3. Низкий уровень – мотивация деятельности снижена, не владеет техникой рисования, аппликации, лепки, нет замысла, отказывается от выполнения заданий, не любит раскрашивать, лепить, изобразительная деятельность в целом не вызывает интереса.

Пропедевтическими уроками ставятся задачи формирования базовых технических навыков. Используются упражнения и приемы работы с исходными формами.

Урок декоративного рисования является формой знакомства учащихся с декоративно-прикладным искусством, формирования умений и навыков выполнения ими разнообразных декоративно-оформительских работ. Эти уроки позволяют раскрыть значение народного искусства в жизни человека. Содержание академического компонента включает знакомство в доступной форме: с различными видами народной игрушки (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская, Кожлянская (Курская), Тверская, Абашевская), росписи по дереву (Полхов-Майданская (матрешка), Городец, Мезенская (Архангельская область), по металлу (Жостово), на лаковых изделиях из папье-маше: коробки, шкатулки, портсигары (Палех, Мстера, Федоскино, Холуй) по керамике (Гжель, Ступин (Рязань), вышивки (Торжок), кружевоплетения (Вологда); с элементами народного орнамента. Все знания закрепляются в практической деятельности на уроке. Выразительные средства декоративной композиции (точка, пятно, линия, фактура, цвет) и образный язык декоративно-прикладного искусства (ритм, симметрия/асимметрия, форма, динамика/статика) обладают большим коррекционным потенциалом, т.к. позволяют обогатить лексику учащихся, развивают тонкую моторику, психические процессы и функции.

Уроки-беседы об изобразительном искусстве проводятся, начиная с 4 класса, не чаще 2 раз в четверть. В подготовительном – 3 классах проводить такие уроки не целесообразно. На этом этапе обучения оптимальной формой организации учебной деятельности является рассказ учителя/беседа об изобразительном искусстве в как элемент урока. С этой целью выделяется до 10 минут в начале или конце урока.

Повысить эффективность уроков изобразительной деятельности позволяет использование информационно-компьютерных технологий:

· визуальный ряд (репродукции картин, портреты художников, отрывки из кино - и мультфильмов, учебных видеофильмов и др.), сопровождающий беседу об изобразительном искусстве, представленный посредствам мультимедиапроектирования;

· демонстрация творческих работ детей в формате мультимедиапрезентации с наложенным звуком (мультимедиагалерея);

· создание динамической компьютерной графики (фильмы, гриф-анимации, презентации, создающие эффект анимационного изображения) и др.

Пропедевтический период обучения рисованию в первом классе (является факультативным разделом и рекомендуется для детей не прошедших подготовительный класс).

В процессе преподавания предмета «Изобразительное искусство» учитель должен обеспечить непринужденную, приятную атмосферу в классе, заинтересованное продуктивное общение учащихся в процессе совместного творчества, результаты которого могут быть представлены на выставках детского творчества.

Целесообразно сочетать на уроках «Изобразительного искусства» индивидуальные формы работы с коллективными, которые вводятся в программу учебного предмета с целью формирования опыта сотрудничества при работе в коллективе, формирования коммуникативных умений и навыков.

Объем учебного времени в рамках учебного курса определяется из расчета, представленного в таблице.

Класс Кол-во учебных недель в учебном году Кол-во часов в неделю Вариант программы  
 
Подготовительный     подготовительный-IV классы  
I     пол-IV классы  
I     I-IV классы  
II       любой вариант  
III      
IV      

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Подготовительный класс

Диагностика (2-3 часа в начале и в конце года)

Свободный рисунок (предлагаются на выбор разные художественные материалы – гуашь, акварель, акрил, карандаш, пастель, восковые мелки и т.д.), выполнение аппликации (предлагается бумага разных цветов и фактуры, клей ПВА, клеящий карандаш, ножницы и т.д.), поделки из пластилина, соленого теста, глины, на свободную тему.

Задачи: оценить уровень развития изобразительной деятельности, качество сформированных графических навыков, возможности вербального регулирования деятельности (планирование рисунка, словесный отчет о нарисованном, вербальное сопровождение, самооценка), навыки организации изобразительной деятельности (выбор средств, время обдумывания замысла и т.п.), цветовое решение рисунка (сколько цветов используется в работе) состояние мелкой моторики (качество линий), ориентировку в пространстве (расположение изображений, их соразмерность, композиционное решение работы), возможности узнавания и называния геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), состояние эмоционально-волевой сферы.

Примерные темы для занятий: «Мыльные пузыри» (в мыльных пузырях отражается все, мимо чего они пролетают); «Моя семья»; «Осенний вернисаж» (выставка коллажей); «Подарок другу» (лепка) и т.д.

 

Пропедевтика (7-10 часов)

Графические и живописные упражнения: работа с раскрасками, шаблонами и трафаретами, штриховка, выполнение заданий с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Задачи: Формирование базовых умений и навыков изобразительной деятельности (знание основных цветов), речевого сопровождения собственных действий (устное комментирование), регулирование действий в соответствии с определенными условиями и правилами.

Примерные задания: «Рисуем радугу», упражнения по раскрашиванию, штриховке и т.п., «Хлебобулочные изделия» (лепка из соленого теста), «Веселые портреты» (знакомство с плоской скульптурой - выполнение портретов на плакетке (соленое тесто), «Облака» (составление коллажей – разные техники аппликаций, в т.ч. обрывная).

Декоративное рисование (2-4 часа)

Геометрический и растительный орнамент в полосе, в круге (по образцу).

Задачи: Научить составлять орнамент на основе Дымковской, Филимоновской, Кожлянской игрушки; отрабатывать навыки работы с гуашевыми красками.

Примерные задания: «Ярмарки краски», «В гончарной мастерской», «Глиняные игрушки».

Предметное и тематическое рисование (8-10 часов)

Предметное рисование: рисование с натуры простых предметов (игрушек, фруктов, овощей, цветов и т.п.)

Задачи: учить изображать предметы разных форм, используя разные художественные материалы и приемы.

Примерные задания: «Дары родного края», «В мире животных» (животные, распространенные в местности проживания), «Снежная сказка» (деревья в зимнем убранстве), «Новогодняя сказка», «Новогодние подарки», «Елочные игрушки».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.141.6 (0.073 с.)