Читательские умения (II полугодие) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Читательские умения (II полугодие)



Навык чтения

Способ чтения:

Плавное послоговое чтение с переходом на синтетический способ чтения коротких слов, состоящих из 3-4-х букв.

Правильность чтения:

Правильное орфографическое чтение.

Скорость чтения:

Темп чтения знакомого текста - 25-30 слов в минуту (указан минимум для выставления высшей отметки).

Выразительность чтения:

Умение ориентироватьсяна знаки препинания в конце предложений и соблюдать паузы и интонацию, соответствующих знакам препинания в конце предложения.

Осмысленность чтения:

· понимание прочитанных слов с ориентацией на их лексическое и грамматическое значение (подбор соответствующей картинки, показ предмета, признака, действия, устного объяснения значения и т.п.);

· понимание прочитанных предложений, в том числе, и на основе учета флективных отношений (подбор соответствующей картинки);

· понимание простых в содержательном и языковом отношении, небольших по объему текстов;

· понимание текстов с ориентацией на морфемы.

Навыки работы с текстом и книгой

· умение ответить на вопросы по содержанию прочитанного небольшого текста;

· умение находить ключевые (опорные) слова в небольших и простых в содержательном и языковом плане текстах;

· умение последовательно перечислять картины или со­бытия произведения (подготовка к составлению плана);

· умение составлять картинный план к прочитанному произведению и пересказывать в соответствии с ним;

· умение подробно пересказывать небольшие по объему тексты;

· умение осознавать тот факт, что читаемое создано кем-то (народом, конкретным чело­веком), что способствует преодолению «наивного реа­лизма» в восприятии литературы;

· умение называть героев, узнавать на иллюстрациях эпизодов, ситуаций прочитанного небольшого текста.

· называние автора и заглавия литературного произведения.

Коммуникативное и речевое развитие

Развитие устной речи:

· закрепление правильного фонетического оформления высказываний;

· формирование лексических, морфологических и синтаксических обобщений;

· работа над лексическим и грамматическим значением слова;

· обучение правильному употреблению слова в связной речи;

· обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов);

· обучение подробному пересказу по вопросам или картинному плану, составлению устных рассказов по картинкам;

· работа над грамматически правильным построением устного высказывания;

· обучение способам заучивания наизусть стихотворений.

Коммуникативное развитие:

· формирование умения внимательно слушать читаемое произведение;

· формирование умения внимательно слушать вопросы партнера по общению по поводу прочитанного;

· работа над умением вовремя включаться в ситуацию обсуждения прочитанного и реагировать на нее соответствующими действиями (ответы на вопросы, нахождение соответствующей иллюстрации, соответствующего эпизода);

· выработка умения оценивать ответы других учащихся как правильные и неправильные.

Одни и те же задания и упражнения (например, различные пересказы, составление устного и письменного рассказа), будучи приемами понимания прочитанного, одновременно развивают речь, т.е. являются и целью, и методом обучения.

 

III КЛАСС (105 часов)

 

Круг детского чтения

Стихотворения и рассказы об осени

Рекомендуемый список произведений:

«Осень» Е. Трутнева, «Эхо» Н. Сладков, «Осень» Г. Скребицкий, «Недосмотренные грибы» М. Пришвин, «Уж небо осенью дышало…» А. Пушкин, «Осень» М. Лермонтов; «Листопадничек» И. Соколов-Микитов; «Ласточки про­пали...» А. Фет, «Барсучий нос» К. Паустовский.

Сказки о животных и птицах

Рекомендуемый список произведений:

«Белый медведь и бурый медведь» - ненецкая сказка, «Журавль и цапля» - русская сказка, «Зимовье зверей» - русская сказка, «Сказка про воробья Воробеича и Ерша Ершовича» Д. Мамин-Сибиряк, «Белые перышки» - русская сказка, «Сказка про трех поросят» - английская сказка, «Как лиса шила волку шубу» - русская народная сказка, «Ромашки в январе» М. Пляцковский, «Хитрый петух» - болгарская сказка, «Теремок» - русская народная сказка, «Сапоги для индюка» Л. Яхнин, «Почему верблюд оглядывается, когда пьет» - казахская сказка, «Два козлика» К. Ушинский, «Зайцы и лягушки» Л. Толстой, «Заяц и еж» - Л. Толстой, «Гадкий утенок» Г.Х. Андерсен, «Волк и олень» - эстонская сказка.

Стихи и загадки о животных и птицах

Рекомендуемый список произведений:

«Вот такой воробей» М. Бородицкая, «Котята» С. Михалков, «Песня волка» В. Берестов, «Петушки» В. Берестов, «Ласточки» Р. Сеф, «Зайцу нравится капуста…» М. Пляцковский, «Крокодилушка» Льюис Кэрролл (перевод В. Набокова), «Белка» Т. Белозеров, «Буренушка» - народная песня, «Птичка» В. Жуковский, «Олененок» П. Комаров, «Два утенка» Саша Черный, «Воробьи» Р. Сеф.

Рассказы о животных и птицах

Рекомендуемый список произведений:

«Кот Васька» К. Ушинский, «Старый гриб» М. Пришвин, «Лиса-Патрикеевна» К. Ушинский, «Еж- спаситель» В. Бианки, «Как поссорились кошка с собакой» М. Пришвин, «Глупая утка» Т. Белозеров, «Лошадка» К. Ушинский, «Воробьишко» М. Горький.

Стихотворения и рассказы о зиме

Рекомендуемый список произведений:

«Деревья в лесу» М. Пришвин, «Весело сияет месяц над селом...» И. Никитин, «Зимний вечер» А. Пуш­кин; «Ветхая избушка» А. Блок, «Снежок» А. Александрова; «На коньках» Саша Черный; «Бенгальские огни» Н. Носов; «Снег летает и сверкает» С. Дрожжин; «Снежинка» К. Баль­монт, «Пороша» С. Есенин, «Поет зима, аукает...».

Стихотворения и очерки о Родине

«Березы», «Тихая моя родина» Н.М. Рубцов, «Родина» И. Соколов-Микитов, «Любимая мать-отчизна» М. Шолохов, «Россия» А. Блок, «Россия» К.Д. Бальмонт, «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…» М.Ю. Лермонтов.

Стихотворения и рассказы о весне

Рекомендуемый список произведений:

«Весной» А. П. Чехов, «Весна-художник» Г. Скребицкий, «Скворцы» А. Куприн, «Апрельские шутки» Н. Сладков, «Скворец-молодец» Н. Сладков, «Апрель» А. Барто, «Жаворонок» Г. Скребицкий.

Басни

Рекомендуемый список произведений:

«Муха» И. Дмитриев, «Мартышка и очки» И. Крылов

Стихотворения и рассказы о лете

Рекомендуемый список произведений:

«Дождик» Саша Черный, «Куличок» В. Бахревский, «Веселое лето» В. Берестов, «Заколдованная роща» Г. Белозеров, «Лето» В. Орлов.

Читательские умения (II полугодие)

Навык чтения

Способ чтения:

Чтение текстов целыми словами. Чтение трудных (сложных по звуко-слоговому составу, малознакомых) по слогам.

Правильность чтения:

Формирование правильного орфоэпического чтения.

Скорость чтения:

Темп чтения знакомого текста 40-50 слов в минуту (указан минимум для выставления высшей отметки).

Выразительность чтения:

· соблюдение при чтении пауз и интонаций, соответствующих знакам препинания в конце предложения, интонации перечисления при запятых;

· передача основного эмоционального тона произведения;

· передача эмоционального тона персонажа;

· чтение по ролям небольших произведений.

Осмысленность чтения:

· понимание содержания текста произве­дений более сложных, чем прежде, по языковому и смысловому уровню;

· понимание подтекста литературных произведений;

· определение эмоционального характера текста;

· определение того, что из описанного в тексте соответствует действительности, что – нет (небылицы).

Навыки работы с текстом и книгой

· умение определять связь заглавия с содержанием произведения, главной мыслью и разъяснять заглавие текста;

· умение прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам;

· умение делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части, составлять простой речевой план;

· умение озаглавливать эпизод;

· умение отвечать на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением;

· умение самостоятельно формулировать вопросы к тексту по ходу чтения;

· умение формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.

· умение определять, от какого лица (автора-повествователя, автора-рассказчика или персонажа) ведется повествование;

· умение выявлять роль авторского начала в произведении; по произведению представлять образ автора;

· умение использовать авторские ремарки для характерис­тики персонажей;

· умение характеризовать персонажи, определять соб­ственное отношение к их поступкам;

· умение ориентироваться в книге и работать с ее содержанием (оглавлением).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.019 с.)