Рекомендуемые лексические темы, их краткое содержание
Рекомендованный объем часов
1.
Наш класс, наша школа
Здравствуй, школа! (школа, класс, урок). Учебные принадлежности названия и назначения предметов, находящихся в классе, личные учебные вещи), их отличительные признаки, описание учебных принадлежностей (назначение, форма, цвет, величина).. Расположение школы и ее оформление (двор школы и его оборудование, основы безопасного поведения, экскурсия на пришкольный участок, расположение классов, учебных кабинетов и различных помещений, название и назначение помещений (класс, спальня, игровая, учительской, спортивный зал, актовый зал, компьютерный класс и т.д.). Умение объяснять дорогу в тот или иной кабинет (как пройти?). План класса, этажа. Оборудование школы (мебель, учебники, их название и назначение). Профессии работников школы (учитель, воспитатель, врач, медсестра, повар, уборщица, директор и др.). Самообслуживание (поддержание чистоты и порядка, обязанность детей и взрослых). Общение (понятие общения, речевой этикет (основные формы обращения), правила поведения в классе и в школе, способы разрешения споров и конфликтов (практика решения споров, выражение несогласие; выяснение непонятного и пр.). Режим дня в школе (школе-интернате). Расписание уроков (названия предметов, основные виды учебной деятельности школьников). Дни недели. Личная гигиена. Столовая (посуда и приборы, продукты питания, их хранение названия блюд. правила поведения за столом). Спальня (мебель, спальные принадлежности, их назначение). Одежда и обувь (название частей, уход за одеждой и обувью). Библиотека (книги, бережное отношение к ним).Компьютерный класс (компьютер и его составляющие). Игровая комната (игрушки, их названия, отличительные признаки.Описание предметов (цвет, размер, форма, функции, состояние). Комнатные растения (названия, их части, правила ухода). Животные живого уголка (названия, характеристика, правила ухода за ними).
2.
Осень
Наблюдение за сезонными изменениями в природе (погода, ее описание, фиксация наблюдений в календаре природы. Осенние месяцы. Наблюдения за явлениями природы (осень ранняя, золотая, поздняя (изменение окраски листьев, начало и конец листопада), ведение календаря природы/дневника погоды. Деревья и кустарники (различение и называние видов деревьев и кустарников, называние их частей, деревья, кустарники и цветковые растения (на пришкольном участке, в парке, лесу), охрана окружающей природы). Осенние работы (в саду, огороде, на пришкольном участке). Овощи и фрукты (названия, описание по вкусу, запаху, форме, размеру, способы их приготовления). Садовые и лесные ягоды. Сбор урожая в саду и на огороде. Продуктовый рынок и магазине «Овощи-фрукты» (что продается, покупаем продукты, общение с продавцом). Домашних животные и птицы (названия, особенности внешнего вида, части тела, отличительные признаки (величина, окраска), образ жизни (места обитания, питание, польза), уход за домашними животными, детеныши домашних животных). Экскурсия для наблюдения за осенними изменениями в природе (в парк, лес и т.д.).
3.
Наш город (село)
Наш город (село) (главная улица (площадь) города (села), культурно-просветительные учреждения и их назначение (памятники, парки, спортивные сооружения, театры, кинотеатры, клубы, церковь и пр.), правила поведения в общественном месте, отличительные признаки города и села). День города. Магазины (виды магазинов, товары, профессии и труд людей, работающих в магазине, речевой этикет). Улица (название улицы, на которой находится школа, домашний адрес, название участков улицы (дороги): тротуар, проезжая часть, обочина, перекресток). Дорожные знаки (правила перехода улицы, основы безопасного поведения (правила дорожного движения, обход транспорта), правила поведения на улице, ориентировка на улице (умение найти дорогу по словесному описанию, самостоятельно описать дорогу до дома, элементарный план улицы, макете города). Транспорт (названия и назначение основных видов транспорта, части машин, машины, облегчающие труд людей, профессии людей, занятых на транспорте, правила поведения в транспорте, речевой этикет.
4.
Зима
Сезонные изменения и явления природы (морозы, снегопад, снежный покров, замерзание водоемов, преобладание пасмурной погоды, продолжительность дня и ночи), название зимних месяцев, ведение календаря природы/дневника погоды. Зимний лес (хвойные и лиственные деревья, кустарники зимой, дикие животные, их жизнь зимой, подготовка к зиме. Зимой на реке (озере) (дикие птицы, их жизнь зимой). Зимняя одежда и обувь (материал, из которого изготовлены, сравнение, обобщающие понятия: одежда, обувь). Зимние развлечения детей (названия зимних игр и развлечений, видов спорта, спортивный инвентарь, правила игры). Птицы зимой (названия зимующих птиц, их отличительные признаки, названия частей тела птицы, наблюдение за жизнью птиц зимой, изготовление кормушек, подкормка птиц). Труд по поддержанию порядка на улицах города. Зимой в селе. Экскурсия для наблюдения за состоянием природы зимой (в парк, в лес). Праздник елки (Новый год, елочные украшения (название и описание елочных игрушек (форма, цвет, размер, материал, из которого они сделаны), новогодние подарки).
5.
Моя семья. Наш дом
Знания ребенка о себе (имя, полное имя, уменьшительно-ласкательные формы, отчество, фамилия, возраст, день рождения, домашний адрес, телефон). Состав семьи (родственники (близкие и дальние), родственные отношения в семье, взаимоотношения в семье, имена, увлечения членов семьи, их профессии.). Поход в гости (приглашение в гости, речевой этикет, правила поведения в гостях и дома. Семья дома (домашний труд взрослых, выполнения поручений детьми, уважение домашнего труда, бытовая техника, ее назначение, основы безопасного поведения (электрические приборы и газовое оборудование)). День рождения (поздравление с днем рождения, открытки, подарки, как отмечают день рождения).
6.
Весна
Сезонные изменения и явления природы (потепление, появление проталин, таяние снега и льда, половодье, ледоход, набухание почек, распускание почек на деревьях, появление травы, цветение растений), названия весенних месяцев, ведение календаря природы/дневника погоды, наблюдение за ветками деревьев, поставленных в воду ранней весной, проращивание лука, бобовых). Весна в лесу (лесные растения, дикие животные весной, дикие животные, их описание, сходство и различие диких и домашних животных. Птицы весной (перелетные птицы, их отличительные признаки, внешний вид, образ жизни, гнездование птиц, польза, приносимая ими, охрана птиц и гнездовий). Труд людей весной (в саду, на огороде, начало полевых работ, сельскохозяйственные машины, профессии людей, связанных с полеводством. Работа на пришкольном участке весной (растения пришкольного участка, их названия, выявление внешних отличительных признаков на основе сравнения нескольких видов деревьев и кустарников, названия и условия произрастания травянистых растений, уборка участка, посадка растений, оформление клумб и цветников, участие детей в работе на пришкольном участке). Весна в городе (весенняя уборка улиц городов). Основы безопасного поведение (половодье, таяние льда на реке, ледоход, сосульки)
7.
Родная
страна
Моя родная страна — Россия (родина, родной язык, родная страна, государство, карта, глобус, российские города, реки, озера (название наиболее известных и расположенных в данной местности)). Мы – россияне (жители разных стран и городов, граждане России - россияне). Столица России — Москва (столица – главный город страны, достопримечательности Москвы (экскурсия по Москве), ориентировка по карте). Государственная символика России (флаг, его цветовое оформление, значение цветов, герб, его внешний вид (золотой двуглавый орел на красном щите), значение изображения, гимн, правила поведения при исполнении гимна). Герб родного города. Некоторые сведения об истории города (села). День победы (подвиг русского народа в войне, поздравление ветеранов, экскурсия в местный краеведческий музей)
8.
Лето
Сезонные изменения и явления природы (наступление жарких дней (летний зной), прогревание водоемов, полное распускание листьев, увеличение светового дня, разнотравье), названия летних месяцев.
Лес летом (летние цветы (названия цветов, их описание (форма, размер, цвет), места произрастания, составные части цветка), насекомые (бабочка, пчела, гусеница, комар и др.), польза и вред, приносимые насекомыми ). Летом на водоеме (названия рыб, части тела рыб, рыбалка, купание в водоеме, пляжные принадлежности, основы безопасного поведения).Развлечения детей летом.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
Работа над словом: словоизменение, словообразование, активный и пассивный словарь
Составление словосочетаний,
· обозначающих переходность действия на предмет (моет чашку, пол),
· с существительными в винительном падеже в зависимости от рода и обозначения одушевленности и неодушевленности (видит мальчика, девочку, стол, парту),
· с сочетанием глагола с существительным в винительном падеже с предлогами В, НА, ПОД (поставил на стол, в стол; положил в книгу, на книгу, под книгу);
· обозначающих пространственные отношения в значении направления и места действия;
· местоимение + существительное.
· с существительными единственного числа и глаголами настоящего времени;
· согласование прилагательного с существительным в именительном падеже
· с сочетанием местоимения 1-го лица с глаголами.
Составление простого предложение с глаголами настоящего времени.
Составление связного учебного высказывания:сравнение предметов (цвет, форма, величина, состояние, назначение; конструкции типа: Этот учебник новый, а этот...)
Диалоги(типа):
— Здравствуйте, ___.
— До свидания, ___.
— ___, дай, пожалуйста.
—Возьми.
—Спасибо!
Отгадывание загадок; ответ: Это ___.
Выделение из предложенияслов, обозначающих предмет.
Вопросно-ответная форма:
понимание вопросов, выработка умений кратко и полно отвечать на них.
Различение вопросов кто? и что? как вопросов о предмете одушевленном или неодушевленном.
Тексты для аудирования и построения собственного высказывания (по картине (сюжетная, серия), по вопросам учителя):
Правила поведения в школе, классе. Правила поведения за столом.
Правила личной гигиены.
Условия хранения продуктов питания.
Комнатные растения и правила ухода за ними.
Мои любимые игрушки.
В библиотеке.
Бережное отношение к книгам.
Заучивание трех загадок / потешек по лексической теме.
Составление словосочетаний:
· обозначающих переходность действия на предмет (варит овощи, кормит птиц ),
· с существительными в винительном падеже в зависимости от рода и обозначения одушевленности и неодушевленности (видит ребенка, школьников, детей, цветок, деревья),
· с существительными (орудийного значения) и глаголами настоящего времени (подметает метлой)
· глагола + существительное в винительном падеже с предлогами В, НА, ПОД (пошел на огород, в сад, в лес, прыгнул под куст )
· с существительными множественного числа с окончаниями «-ы (и)», «-а (я)») и глаголами настоящего времени;
· числительное+существительное.
· существительным в родительном падеже с предлогом У и без предлога в значении принадлежности предмета или его отрицания (у козы; нет козы).
· в предложном падеже с предлогами В, НА (лежит в ящике, на ящике)
· существительными в винительном и творительном падежах единственного числа.
· с местоимением 2-го лица с глаголами
· Обозначающих количественные отношения и признаки предмета по счету.
Составление простого предложения вопросам, по схемам, моделям, отгадывание загадок (ответ: Это__, потому что__.), р аспределение по группам (Овощи — это…).
Распространение предложений: солнце светит (как?) ярко
Понимание предложения:побудительных, повествовательных, нераспространенных и распространенных, состоящих из 3 членов предложений.
Сравнение предметов по вкусу, весу, конструкция типа: лимон кислый, а апельсин сладкий.
Выделение из предложения слов,
обозначающих действия предмета.
одушевленный и неодушевленный предмет
Практическое усвоение предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения (глаголы в настоящем, времени).
Диалоги: «В магазине», «На рынке» (сколько стоит?, сколько взвесить?, дайте, пожалуйста, спасибо)
Различение вопросов
· кто? и что? как вопросов о предмете одушевленном или неодушевленном;
· вопросов что делает? и что делал? как вопросов о действии, выраженном в настоящем или прошедшем времени.
Тексты для аудирования Наступила осень. Ранняя осень. Поздняя осень, золотая осень. Листопад. Домашние животные. Домашние птицы. Сельскохозяйственные работы. На рынке. В магазине. Уход за домашними животными. В парке (в лесу)
Составление рассказа-описания (по картине (сюжетная, серия), по вопросам учителя, с опорой на план, модель): Русская береза. Астра. Яблоко. Огурец. Курица. Корова.
Аудирование стихов по лексической теме.
Заучивание одного стихотворения доступной сложности по лексической теме.
Наш город (село)
Предметный словарь: город, село, улица, парк, площадь, театр,кинотеатр, клуб стадион, библиотека, церковь, автобус, троллейбус, трамвай, такси, метро, мотоцикл, водитель, строитель, трактор, кран, бульдозер, адрес, тротуар, перекресток, поворот, переход, светофор, знак, дом, универмаг, улица, мост, движение, кондуктор, тракторист, товар, труд, покупатель, остановка, цирк, фонарь, фонтан, вокзал,
Действия: жить, гулять, учиться, ехать, водить, продавать, строить, переходить, бежать, управлять, ориентироваться, описать, работать, отдыхать, обгонять, выходить, заходить, платить,
Признаки: городской, сельский, дорожный, уличный, транспортный, автобусный, строительный, прямой, кирпичный, светлый, грузовой, легковой, пассажирский, удобный, родной, главная, городской, сельский, новый, жилой, дорожный, школьный, детский, овощной, мебельный, хлебный, проезжая.
Признаки действия: правильно, самостоятельно, резко, плавно, стремительно, легко, трудно
Время действия: вчера, днем, ночью
Имена собственные: названия городов, сел, улиц
Части целого:машина (кузов, колеса, кабина).
Слова-обобщения, распределение слов по группам: транспорт, города, улицы, машины, профессии
Многозначные слова: кран (водопроводный, подъемный).
Значение слова: перекресток, переход, безопасность, фонтан
Словообразование:водопровод, пешеход, кинотеатр, многоэтажный. Багаж-багажник-багажный
Антонимы. Большой/ маленький высокий/низкий, широкий/ узкий, далекий /близкий, далеко/близко, много/мало, дорогой/дешевый, дорого/дешево,широкая/узкая
Синонимы: водитель-шофер; быстро-стремительно, знаменитый-известный
Понимание и употребление слов, выражающих поручения, приказания.
Составление словосочетаний:
· с существительными с суффиксами «-ист», «-щик», «-чик», «-циц (а)», «-тель», «-аръ»)
· обозначающих переходность действия на предмет (строит дом),
· с существительными в творительном падеже с предлогами ПОД, НАД, ЗА (за поворотом, за автобусом, под мостом, над городом);
· прилагательное + существительное в творительном падежах единственного и множительного числа
· числительное + существительное;существительными множественного числа с окончаниями «-ы (и)», «-а (я)») и глаголами настоящего времени;
· с переходными глаголами (моетчашку), с орудиями или средствами действий (водит (что?) автобус; подметает (чем?) метлой).
· с существительным в родительном падеже без предлога (нет продавца, нет машины, нет автобуса, нет светофора; водитель (чего?) троллейбуса, автобуса, трамвая)
Понимание предложений:побудительных, повествовательных, нераспространенных и распространенных, состоящих из 4 членов предложений.
Составление предложений.Кто? Что делает? Сокращение (компрессия) предложений.
Домашний адрес(с опорой на образец, модель).
Диалоги: в транспорте, магазине.
Понимание предложений, выражающих поручения, приказания.
Тексты для аудирования: Наш город. Правила поведения в транспорте. Дорожные знаки. Правила уличного движения. Профессия – водитель автобуса.
Составление рассказа-описания
· машины по плану-модели;
· пути по схеме-плану (нахождение дороги по описанию; описание дороги домой;
Аудирование стихов и песен по лексической теме.
Заучивание двух стихотворений доступной сложности по лексической теме.
Составление словосочетаний:
· с существительными множественного числа с окончаниями «-ы (и)», «-а (я)») и глаголами прошедшего времени;
· с существительными, обозначающих детенышей животных (с суффиксами «-онок», «-енок»)
· с формами множественного числа существительных (с окончаниями «-ы (и)», «-а (я)») и глаголов настоящего и прошедшего времени.
· с существительными (ж., м., с. р.) с глаголами прошедшего времени
· с существительными в родительном падеже с предлогами из, с, от, около в значении места, откуда совершается действие (вышел из леса; сошел с поезда; отъехали от озера; живет около села);
· с существительными в дательном падеже с предлогом К в значении лица или места, к которому направлено действие (подошел к дому);
· с существительными в творительном падеже с предлогом С в значении совместимости или сопровождения (идет с воспитателем);
· обозначающих переходность.
Понимание предложения: побудительных, повествовательных, нераспространенных и распространенных, состоящих из 5 членов предложений.
Ответы на вопросы, с использованием глаголов прошедшего времени
Составление и употребление простых
предложений с существительными и глаголами в настоящем и прошедшем времени, состоящих из 3 членов предложения, с использованием словосочетаний: Новый год; новогодняя елка; елочные игрушки, зимние игры, зимняя одежда, хвойные деревья, дикие животные.
Выделение из предложений слов, обозначающих предмет и признаки предмета, распространение предложений по вопросам: какой? какая? какое? какие?
Понимание предложений, выражающих поручения, приказания.
Тексты для аудирования: Зимой в лесу. Пришла зима в город (в село).. Зимние олимпийские игры. В зоопарке. Как дикие животные к зиме готовятся. Зимой на реке («Серая шейка»)
Составление рассказа:
· рассказ-описаниеелочной игрушки по плану-модели;изготовление кормушки с опорой на технологическую карту (этапы изготовления);
· рассказ-рассуждение: Почему надо подкармливать птиц.
Воспроизведение
содержания текста,
сказки по иллюстрации
Самостоятельное
придумывание событий, изображенных на рисунке: предшествующих,
последующих.
Аудирование стихов и песен по лексической теме.
Заучивание трех стихотворений доступной сложности по лексической теме
Составление словосочетаний:
· с существительными с суффиксами «-ист», «-щик», «-чик», «-циц (а)», «-тель», «-аръ», обозначающих лиц по роду их деятельности;
· с существительными с суффиксами «-ик», «-ек», «-к», «-чек»,«очк», «-ечк», «-ищ» (уменыпительность-ласкательность-увеличительность;
· с существительном в дательном падеже в значенииадресата.
Понимание и употребление простых
предложений с существительными и глаголами в настоящем и прошедшем времени, состоящих из 3-5 членов предложения, с использованием словосочетаний: день рождения; домашний адрес; домашние дела; член семьи; вытирать пыль, печь пирог.
Диалоги: За столом в гостях.
Понимание конструкций типа: Я старше брата. Кто младше?
Составление и употребление в речи предложений со словосочетаниями, обозначающими переходность.
Различение окончания формы винительного падежа в зависимости от рода существительного: любить сына, собаку, дочь, маму...
Понимание и употребление предложений, выражающих поручения, приказания.
Тексты для аудирования: Семья. Родственные отношения. Семья дома. Правила поведения в гостях и дома. Техника безопасности при использовании бытовых приборов. День рождения
Составление рассказа о себе, о своей семье.
Составление рассказа-описаниявнешности («Моя мама»). Устное высказывание с помощью учителя о простых случаях и событиях из собственной жизни.
Чтение коротких текстов по изучаемой лексической теме.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких предложенных слов, объединенных ситуацией.
Пересказ знакомой сказки или рассказа без пропусков, повторения и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Устные высказывания (с помощью учителя): о простых случаях из собственной жизни или по аналогии с прочитанным; о событиях в школе, дома
Аудирование стихов и песен по лексической теме.
Заучивание трех стихотворений доступной сложности по лексической теме
Составление словосочетаний:
· с существительными с суффиксами «-ист», «-щик», «-чик», «-циц (а)», «-тель», «-аръ», обозначающих лиц по роду их деятельности;
· с существительными с суффиксами «-ик», «-ек», «-к», «-чек»,«очк», «-ечк», «-ищ» (уменыпительность-ласкательность-увеличительность;
· числительное + существительное, количественные отношения и признаки предмета по счету;
· с существительными в различных падежах..
Понимание и употребление побудительных предложений (повествовательных нераспространенных и распространенных) состоящих из 3-5 членов предложений, с сочетаниями, обозначающими временные отношения (глаголы в настоящем и прошедшем времени), с использованием словосочетаний: талый снег, первые проталины, первые подснежники, весенние месяцы, ранняя весна; дикие животные, домашние животные; перелетные птицы, зимующие птицы, птичьи гнезда, пришкольный участок,
Составление вопросов.
Распространение предложений по вопроса.
Составление предложений с заданными предлогами.
Понимание и употребление предложений, выражающих приветствие, поручения, приказания, благодарность.
Тексты для аудирования:Охрана птиц; Птицы – наши друзья. Пришла весна; ледоход, оттепель; Признаки весны. Весна в лесу. Основы безопасного поведения весной в городе и в селе. День космонавтики
Составление текста-описания:
сравнение деревьев,
кустарников, травянистых растений.
Составление рассказа-повествования: Как я провелвесенние каникулы. Мой день рождения. Как я поздравил друга с днем рождения.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких предложенных слов, объединенных ситуацией.
Устные высказывания (с помощью учителя): о простых случаях из собственной жизни или по аналогии с прочитанным; о событиях в школе, дома
Пересказ текста (по вопросам учителя), воспроизведение
содержания текста (пересказ текста с опорой на картинный материал, вопросы, план).
Чтение коротких текстов с окнами (методика Эббингауза):использованиеграмматической формы слова в
зависимости от ее значения в составе
предложения.
Аудирование стихов и песен по лексической теме.
Заучивание трех стихотворений доступной сложности по лексической теме
Родная страна
Предметный словарь: россияне, флаг, гимн, столица, Кремль, президент, герб, гражданин, столица, страна, язык, государство, карта, глобус, история, права, честь, щит, ветераны, подвиг, война, тюльпаны, орден, медаль, памятник, музей,
Действия: жить, гордиться, уважать, соблюдать, говорить, ехать, находиться, отмечать (на карте), ориентироваться, выступать, петь, изображать, защищать, помнить. возложить
Признаки: российский, русский, московский, родной, гражданский., главный, государственный, исторический
Признаки действия: гордо, честно, красиво
Имена собственные: названия стран, городов, фамилия, имя отчество президента Российской Федерации, Георгий-победоносец
Значение слова: щит, меч, копье, дракон
Слова-обобщения, распределение слов по группам: символы государства (герб, гимн, флаг)
Словообразование: красивый-красиво-красота-красавец. Россия-россиянин/россиянка-российский-всероссийский
Синонимы: орел-Орел, люди-народ
Составление словосочетаний:
· числительное + существительное, количественные отношения и признаки предмета по счету;
· с существительными в различных падежах;
Понимание и употребление побудительных предложений (повествовательных нераспространенных и распространенных) состоящих из 3-5 членов предложений, с сочетаниями, обозначающими временные отношения (глаголы в настоящем и прошедшем времени), с использованием словосочетаний: Моя страна; Российская Федерация; День Победы; Красная площадь; Вечный огонь; права человека; родная страна, родной город, родное село.
Выделение в предложении слов, обозначающих предмет, его признак, действие.
Составление вопросов.
Распространение предложений по вопросам.
Составление предложений с заданными предлогами.
Понимание и употребление предложений, выражающих приветствие, поручения, приказания, благодарность, извинение, просьбу.
Введение понятия ТЕКСТ, его особенности.
Тексты для аудирования по лексической теме.
Чтение рассказов с послетекстовыми
упражнениями и пересказом:О гербе, флаге России; Моя родная страна —Россия; Мы – россияне; Права человека;
День Победы. Чтение гимна России.
Составление
текста-описания:
флага, герба
Составление рассказа-повествования: Москва- столица нашей Родины. Как мы поздравляли ветеранов; подвиг русского народа. В музее.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких предложенных слов, объединенных ситуацией.
Устные высказывания (с помощью учителя): о простых случаях из собственной жизни или по аналогии с прочитанным; о событиях в школе, дома
Пересказ текста (по вопросам учителя), воспроизведение содержания текста (пересказ текста с опорой на картинный материал, вопросы, план).
Чтение текстов с окнами (методика Эббингауза):использованиеграмматической формы слова в
зависимости от ее значения в составе
предложения.
Аудирование стихов и песен по лексической теме.
Заучивание двух стихотворений доступной сложности по лексической теме
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.86.131 (0.015 с.)