Развитие речи подготовительный класс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие речи подготовительный класс



Авторы: Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская

ЛЕКСИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

Раздел Рекомендуемые лексические темы, их краткое содержание Рекомендованный объем часов
1. Наш класс, наша школа Здравствуй, школа! (наш учитель (имя отчество учителя), знакомство со школой (экскурсия по школе, расположение классов и других помещений (спальни, столовой, раздевалки, спортивного зала и т. д.), наш класс (имена одноклассников). Урок (речевой этикет (приветствие, обращение, просьба и т.д.), звонок). В классе (название и назначение предметов, находящихся в классе, учебных вещи, правила поведения во время занятий и на перемене). Режим дня и правила личной гигиены (части тела, предметы по уходу за телом, правила использования). Столовая (посуда (чайная и столовая), продукты питания, некоторые блюда, правила поведения за столом). Спальня (мебель, спальные принадлежности, белье, одежда). Игровая комната (игры, игрушки, описание).  
2. Осень Наступила осень (признаки осени: похолодание, изменение окраски листьев, травы, листопад, укорачивание светового дня, отлет птиц). Огород (название и описание некоторых овощей (4-5), блюда из овощей, труд людей на огороде осенью). Сад (название и описание некоторых фруктов и ягод (4-5), труд людей в саду осенью). Фрукты и овощи. Лес осенью (ягоды (название 2-3 ягод), животные готовятся к зиме). Работа на пришкольном участке (уборка участка, инвентарь). Экскурсия для наблюдения за осенними изменениями в природе (в парк, лес и т.д.)  
3. Наш город (село) Наш город (село) (название населенного пункта, основные достопримечательности (музеи, памятники и т.п.), культурно-просветительные учреждения (театр, кинотеатр, клуб, библиотека, стадион, парк, церковь и т.п.) и правила поведения в них). Завод и фабрика. Ферма и теплица. Домашние животные (названия 3-4 животных, их детеныши, уход за домашними животными)). Транспорт (виды транспорта, профессии, связанные с транспортом, правила поведения в транспорте, основы безопасного поведения (правила дорожного движения)).  
4. Зима Здравствуй, зима! (признаки зимы, растения зимой). Зимой на улице (снегопад, гололед, основы безопасного поведения). Труд людей зимой в городе и в селе. Зимняя одежда и обувь (предметы зимнего гардероба, виды зимней обуви, описание, функциональное назначение, отличительные признаки). Зимние развлечения. Праздник елки (Новый год, елочные украшения (название и описания 2-3 елочных игрушек по форме, цвету, размеру, материалу, из которого они сделаны, новогодние подарки). Птицы зимой (зимующие птицы, название 3-4 зимующих птиц (воробей, ворона, голубь, синица и т. п.)), забота о птицах (изготовление кормушек, чем кормить птиц зимой). Экскурсия для наблюдения за весенними изменениями в природе (в парк, лес и т.д.).  
5. Моя семья. Наш дом Мое имя, моя фамилия (знакомство, элементарные правила этикета, в гости, основы безопасного поведения (с кем и где нельзя знакомиться)). Наши имена (имя полное, уменьшительно-ласкательные формы женских и мужских имен). Моя семья (состав семьи, члены семьи, их имена, профессии). Наши мамы (мама, родственные связи, праздник мамы, изготовление подарков для мамы, бабушки, сестры). Семья дома (домашний труд взрослых, выполнения поручений детьми). День рождения (поздравление с днем рождения, подарки).  
6. Весна Пришла весна! (признаки весны: потепление, таяние снега, пробуждение почек и появление листьев на деревьях, зеленой травы, первых цветов, удлинение светового дня). Половодье (причины, признаки, основы безопасного поведения). Весна в городе (сосульки, основы безопасного поведения, труд людей весной). Весенние цветы (названия 2-3 цветов, описание, охрана окружающей среды). Здравствуйте, птицы! (перелетные птицы, название 3-4 перелетных птиц (ласточки, грачи, скворцы и т.д.), строительство гнезд, скворечников, охрана птиц). Одежда и обувь. Весной на пришкольном участке (уборка участка, посадка растений, вскапывание грядок, клумб). На огороде (посев семян овощей и цветов, рабочий инвентарь, укрывание их от заморозков.). Экскурсия для наблюдения за весенними изменениями в природе (в парк, лес и т.д.)  
7. Лето Здравствуй, лето! (признаки лета: жара, полное распускание листьев, прогревание водоемов, большой световой день, грозы). Летние цветы (названия 2-3 цветов, описание, места произрастания). Летние развлечения детей, основы безопасного поведения, охрана окружающей среды (на водоеме, в лесу и т.д.).  

 

ГРАММАТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ

 

Работа над словом: словоизменение, словообразование, активный и пассивный словарь Работа над словосочетанием, предложением Развитие связной речи
Наш класс, наша школа
Предметный словарь: класс, школа, этаж, двор, урок, ручка, рюкзак, парта, карандаш, тетрадь, линейка учебник, дневник, доска, мел, шкаф, стол, стул, библиотека, спальня, столовая, учитель, воспитатель, щетка, полотенце, расческа, мыло, шампунь, мочалка, кровать, подушка, одеяло, матрац, чашка, тарелка, ложка, вилка, хлеб, масло, сахар, чай, компот, котлеты, борщ, суп, каша, книга, игра, игрушка, мяч, кукла, машинка, мишка, кубики Действия: писать, читать, говорить, рисовать, играть, слушать, слышать, смотреть, видеть, убирать, собирать, клеить, отвечать, спрашивать, входить, выходить, чистить, стирать, учить, мыть, чистить, общаться, разговаривать, ссориться, спорить, разбивать, умыть, хранить, положить, класть брать, работать. Признаки предмета: чистый; красный, синий,белый, черный, желтый, зеленый Имена собственные: имена детей; имя и отчество учителя, воспитателя Время действия: утром, вечером, сегодня Признаки действия: хорошо, плохо Части целого: рубашка (рукав, воротник, манжета); машина (кабина, кузов, колесо, фары); Значение слова: библиотека Многозначные слова: класс, щетка, складывать (цифры, одежду, учебные вещи). Антонимы: большой / маленький; старый / новый; высокий / низкий; твердый / мягкий Слова-обобщения, распределение слов по группам: мебель, учебные принадлежности, игрушки, посуда (чайная, столовая, кухонная), одежда, обувь, Слова, выражающие приказания, поручения (единственное и множественное число), типа Покажи / покажите (что?); достань / достаньте (что?); убери / уберите (что?); принеси / принесите (что?). Этикетные слова: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания Составление словосочетаний · пространственного расположения предметов (тут, там, здесь, слева, справа, туда, сюда, и т. п.), а также посредством предлогов В, НА, обозначающих местоположение, направление действия, перемещение; · с личными и указательными местоимениями (я, ты, он, она, этот, тот, такой, столько); · существительных с местоимениями мой, моя, мои; · существительных и глаголов настоящего времени1-ого лица, мужского и женского рода Составление простого предложения с глаголами настоящего времени. Составление связного учебного высказывания (сравнение предметов: цвет, форма, величина, состояние, назначение; конструкции типа: Этот учебник новый, а этот...) Диалогитипа: — Здравствуйте, ___. До свидания, ___. — ___, дай, пожалуйста. — Возьми. — Спасибо! Отгадывание загадок; ответ: Это ___. Различение вопросов кто? и что? как вопросов о предмете одушевленном или неодушевленном. Выделение из предложенияслов, обозначающих предмет.   Беседы по лексической теме. Аудирование коротких текстов (2-3 предложения) по темам: Наша школа. Наш класс. Как вести себя в школе, классе. Правила поведения за столом. Правила личной гигиены. Игрушки. Отгадывание игрушек по описанию. Аудирование стихов по лексической теме.
Осень
Предметный словарь: календарь, природа, погода, небо, солнце, дождь, тучи, облака, ветер, трава, цветы, осень, дерево, куст, ветка, семена, овощи, помидор, огурец, морковь, картофель, лук, фрукты, яблоко, груша, слива, животные, птицы, лопата, грабли, метла, береза, дуб, липа, ель, сосна, астра, роза, шиповник, лес, сад, огород, малина, клубника, смородина, земляника, черника, брусника, парк, урожай Действия: дуть, светить, идти, желтеть, опадать, поспевать, копать, собирать, созревать, ехать идти, бежать, охранять Признаки: теплый, ясный,сухой, спелый, свежий, красивый, дождливый Признаки действия: тепло, холодно, сухо, дождливо, Время действия: осенью Слова-обобщения, распределение слов по группам: овощи, фрукты, деревья. Значение слова: листопад, календарь, похолодание Части целого:дерево (в етки, корень, ствол, листья, семена). Антонимы: ранний/поздний, теплый/ холодный; тонкий/толстый Слова, выражающие просьбу (единственное и множественное число), типа Покажи/покажите, пожалуйста, (что?); достань/достаньте, пожалуйста, (что?); убери/уберите, пожалуйста, (что?); принеси/принесите, пожалуйста, (что?) Этикетные слова извините, прошу прощения Составление словосочетаний: · пространственного расположения предметов (тут, там, здесь, слева, справа, туда, сюда, и т. п.), а также посредством предлогов В, НА, обозначающих местоположение, направление; · по конструкции типа: признак предмета (цвет, величина, форма, вкус, состояние) + предмет (красный помидор, спелое яблоко, большой парк, сладкая малина, чистые руки). · временных отношений (сейчас, утром, осенью). · с личными и указательными местоимениями (оно, этот, тот). · сочетании существительных с местоимениями мой, моя, мои. · существительных и глаголах настоящего времени 3-ого лица, мужского и женского рода · с существительными множественного числа с окончаниями «-ы (и)», «-а (я)») и глаголами настояще­го времени; · с существительными в винительном падеже с предлогами В, НА, ПОД, отвечающие на вопрос КУДА? (положил на стол, собирал в корзину). Составление простого не распространенного предложения · по вопросам, по схемам, моделям; отгадывание загадок (ответ: Это__); · р аспределение по группам (Овощи — это…). Беседы по лексической теме. Аудирование коротких текстов (2-3 предложения)Осень. На огороде. В саду. Животные. Отгадывание овощей и фруктов по описанию. Установление временной последовательности событий по серии картин (2 картины). Аудирование стихов по лексической теме.
Наш город (село)
Предметный словарь: город, село, улица, парк, площадь, театр, клуб стадион, библиотека, церковь, автобус, такси, машина легковая, грузовая, трамвай, троллейбус, метро, такси, водитель, переход, светофор, дом, движение, дорога, контролер, кошка, собака, корова, коза, курица, петух,утка, гусь Действия: жить, учиться, ехать, водить, переходить, бежать работать, отдыхать, обгонять, выходить, заходить, платить, Признаки: дорожный, уличный, грузовой, легковой, удобный, главная, городской, сельский, новый, Признаки действия: правильно, резко, плавно, легко, трудно Время действия: вчера, днем, ночью Имена собственные: названия городов, сел, улиц Части целого:машина (кузов, колеса, кабина). Слова-обобщения, распределение слов по группам: транспорт, улицы, машины Значение слова: перекресток, переход Антонимы. Большой/ маленький высокий/низкий, широкий/ узкий, много/мало, широкая/узкая Побудительные и вопросительные обращения, типаВозьми (те) карандаш (и). Взял (и) карандаш (и)? Этикетные слова Разрешите (сесть, выйти) Составление словосочетаний: · признака действия (ехать быстро); · обозначающих переходность действия на предмет (строит дом), · с существительными в предложном падеже с предлогами В, НА и с существительными в творительном падеже с предлогом ПОД, отвечающие на вопрос ГДЕ? (в значении местонахождения предмета) Выделение в предложении слов обозначающих предмет и действие. Домашний адрес(с опорой на образец, модель). Вопросно-ответная форма: · понимание конструкций, выражающих поручения,приветствие, благодарность, приказание; · понимание вопросов, выработка умений кратко и полно отвечать на них.   Беседы по лексической теме. Аудирование коротких текстов (2-3 предложения).Наш город (село). Завод и фабрика. Ферма и теплица. Домашние животные. Узнавание животного по описанию. Установление временной последовательности событий по серии картин (3 картины). Аудирование стихов и песен по лексической теме. Заучивание четверостишия доступной сложности.  
Зима
Предметный словарь: мороз, лед, снег, снегопад, гололед, хлопья, лыжи, сани,, коньки, воробей, галка, ворона, синица, снегирь, голубь, ель, река, озеро, мех, шерсть, кормушка, шар, шарик, подарок стекло, фольга, хлопушка, холод, снежки, снежинка,. заморозки Действия: замерзать, кормить, делать, играть, одеваться, посыпать, веселиться, петь, танцевать, дарить, замерзать, блестеть, чистить, снеговик, строить, лепить кататься, заботиться. Признаки: зимний, дикие, снежный, ледяной, елочный, меховой, шерстяной, стеклянный, бумажный, холодный, морозный, добрый. ласковый Признаки действия: быстро, весело, холодно, морозно. Время действия: зимой. Словообразование: корм - кормить - кормушка. Новый год – новогодний Слова-обобщения, распределение слов по группам: дикие животные; зимующие птицы; зимняя одежда, зимняя обувь, одежда, обувь; зимние игры. Значение слова:снегопад Антонимы: тепло/холодно, теплый/холодный, долго/ быстро, долгий/быстрый   Составление словосочетаний: · с существительными и глаголами прошедшего времени 1 –ого и 3-ого лица, мужского и женского рода · с существительными в родительном падеже с предлогом У, в значении принадлежности предмета –(у снегиря, у Ани). · с существительными в родительном падеже в значении отрицания(нет снега); Понимание предложения: побудительных, повествовательных, нераспространенных и распространен­ных, состоящих из 3 членов предложений. Ответы на вопросы ГДЕ? И КУДА? Составление предложений · простых распространенных (трехчленных) предложений, где третий член относится к глаголу и обозначает переходить действие на предмет (неодушевленное существительное в именительном падеже мужского и женского рода (переходит дорогу) – по вопросам учителя; · простых предложений, содержащих обращение к собеседнику с просьбой, вопросом   Беседы по лексической теме. Аудирование коротких текстов (2-3 предложения)Зима. Труд людей зимой. Зимние забавы. На катке. На горке. Новогодний праздник. Зимующие птицы. Делаем кормушку. Составление рассказов-описаний (по вопросам учителя) Зимняя шапка. Шуба/куртка. Сапоги/валенки. Елочный шарик (фонарик, сосулька) Составление коротких диалогов по вопросам с использованием изученных типов предложений о погоде. Аудирование стихов и песен по лексической теме. Заучивание одного стихотворения доступной сложности по лексической теме
Моя семья. Наш дом.
Предметный словарь: имя, отчество, фамилия, мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра, сын, дочь, внук, внучка, возраст, адрес, телефон, семья, гость, подарки, поздравления, пожелания, пирог, торт Действия: звонить, помогать, убирать, cmupamь, мыть, подметать, работать, любить, уважать, заботиться, гостить, печь, желать, поздравлять, принимать, угощать. Признаки: домашний, родной, близкий, любимый, вежливый. Признаки действия: вежливо, заботливо, бережно. Имена собственные: названия города (села), улиц, клички домашних животных, имена, отчества фамилии Части целого: чайник (носик, дно, крышка, ручка) Слова-обобщения, распределение слов по группам: родственники. Многозначные слова: печь (что?; что делать?) Значение слова: электричество Антонимы. Близкий- далекий, грустный- веселый. Синонимы: папа-отец; дорогой-любимый Этикетные слова благодарю за внимание, разрешите представиться Составление словосочетаний: · с существительными в творительном падеже без предлога в значении орудия или средства действия (рисует карандашом, вытирает тряпкой); · обозначающих временные отношения. Составление простых распространенных (трехчленных) предложений, где третий член относится к глаголу и обозначает переходить действие на предмет (неодушевленное существительное в именительном падеже мужского и женского рода (переходит дорогу) – по образцу   Беседы по лексической теме. Аудирование коротких текстов (2-3 предложения) С кем и где нельзя знакомиться. Моя семья. Моя мама (бабушка, сестра, учительница, воспитательница, подруга). Весенние цветы. Перелетные птицы. В гнезде. Весна в лесу. Составление рассказов-описаний (по образцу) Моя мама (сестра, бабушка, учительница, воспитательница). Семья. Готовим салат (омлет). Печем пирог (пирожки) Составление коротких диалогов по вопросам с использованием изученных типов предложений, тематика: представление себя, незнакомого человека. Приглашение (встреча) гостей. Аудирование стихов и песен по лексической теме. Заучивание одного стихотворения доступной сложности по лексической теме
Весна
Предметный словарь: почки, грач, скворец, жаворонок, гнездо, огород, растения, подснежник. тополь, ива, ландыш, гнездо, трактор, сеялка, борона, тракторист, агроном, цветник, сосульки, капель, грядка, Действия: таять, набухать, распускаться, появляться, цвести, наблюдать, проращивать, растить, прилетать, охранять пригревать,.светить, греть, радовать, Признаки: ранняя, поздняя, первый, теплый, солнечный, дождливый, весенний, перелетные, зимующие, дикие, домашние, полевые, редкий, долгожданна, нежные. Многозначные слова: почки. Словообразование: скворечник Слова-обобщения: дикие животные, домашние животные; дикие птицы, домашние птицы, перелетные птицы; зимующие птицы, деревья. Признаки действия:нежно, радостно Значение слова: грядка, клумба Антонимы: длинный/короткий, рано/поздно, Синонимы: аромат/запах, беда-несчастье;   Составление словосочетаний: · с существительными с суффиксами «- ик», «- ек», «-к»: (уменыпительность-ласкательность); · с существительными в дательном падеже без предлога, в значении адресата действия: (отдал Пете). Правильное соотнесение вопросов ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? со временем действия. Составление простых распространенных (трехчленных) предложений, где третий член относится к глаголу и обозначает переходить действие на предмет (неодушевленное существительное в именительном падеже мужского и женского рода (переходит дорогу) – по схеме Беседы по лексической теме. Аудирование коротких текстов (2-3 предложения) Весна. Птицы прилетели! Весна на реке. Первые цветы. Берегите природу! Осторожно, половодье! Сажаем деревья. На огороде. Весна в лесу. Составление рассказов-описаний (по схематическому плану) Признаки ве сны. Подснежник. Ландыш. Ласточка. Как посадить дерево. Клумба возле школы. Составление рассказа (при помощи учителя) по серии из двух картин. Составление коротких диалогов по вопросам с использованием изученных типов предложений о погоде, о событиях прошедшего дня. Аудирование стихов и песен по лексической теме. Заучивание одного стихотворения доступной сложности по лексической теме
Лето
Предметный словарь: жара, гроза, ягоды, поляны, лилия, мак, лепесток; муравей, рой, бабочка, море, песок, комар, вишня, черешня, виноград, грибы, пчела сом, щука, карась, рыбалка, велосипед, зонтик. Признаки: жаркий, цветочный, летний; муравьиный, пчелиный; морской, речной, полезный, солнечный, грибной, пчелиный Действия: создавать, поспевать, купаться, плавать, нырять, загорать, отдыхать, собирать, ездить, летать, цвести. Признаки действия:жарко Слова-обобщения, распределение слов по группам: ягоды, насекомые, грибы, цветы, рыбы Словообразование: рыба-рыбалов-рыбалка Части целого: гриб (шляпка, ножка, грибница), составные части цветка (корень, стебель, листья, лепестки, бутон) Антонимы: жара-холод, польза-вред, съедобные-несъедобные Синонимы: идти-шагать   Составление предложений с сочетаниями, обозначающими временные отношения. Составление простых распространенных (трехчленных) предложений, где третий член относится к глаголу и обозначает переходить действие на предмет (неодушевленное существительное в именительном падеже мужского и женского рода (переходит дорогу) – самостоятельно Распространение трехчленного предложения за счет слов, обозначающих признаки предмета.   Беседы по лексической теме. Аудирование коротких текстов (2-3 предложения) Составление рассказов-описаний (без опоры на наглядность и помощь). Составление рассказа (при помощи учителя) по серии из трех картин. Составление коротких диалогов по вопросам с использованием изученных типов предложений об увлечениях, о событиях прошедшего дня. Аудирование стихов и песен по лексической теме. Заучивание одного стихотворения доступной сложности по лексической теме

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

Значение слов и фраз, названия деталей, частей предметов, используемых в учебной деятельности, в быту, в окружающей действительности.

Варианты простейших обращений, просьб и поручений, адресованных одному или всем учащимся.

Учащиеся должны уметь:

Называть предметы, действия, которые воспринимаются в окружающей их действительности и точно соотносить их с субъектами окружающего мира.

Различать сходные предметы по существенным признакам.

Составлять простые распространенные предложения.

Выделять в предложении слова, обозначающие предмет и действие.

Адекватно использовать в речи личные и указательные местоимения (я, ты, он, она, оно, этот, тот).

Определять грамматические признаки числа в именах существительных и глаголах настоящего и прошедшего времени 1-ого и 3-его лица, мужского и женского рода, в сочетании существительных с местоимениями мой, моя, мои.

Различать значение предлогов.

Составлять простое распространенное (трехчленное) предложение, где третий член относится к глаголу и обозначает переходность действия на предмет (неодушевленное существительное в винительном падеже мужского и женского рода.

Правильно отвечать на вопросы «ГДЕ?» И «КУДА?»

Различать побудительные и вопросительные обращения типа: «Возьми карандаш.»; «Взял карандаш?»

Самостоятельно обратиться к собеседнику с просьбой-вопросом.

Составлять короткий диалог по вопросам учителя с использованием изученных типов предложений.

Понимать связное высказывание, состоящее из знакомых слов и оборотов речи.

Составлять краткое связное высказывание, состоящее из 2-3 предложений (индивидуально, с помощью учителя или коллективно).

Описывать хорошо известные предметы и демонстрируемые действия по вопросам учителя, по образцу, по схематическому плану.

Устанавливать временную последовательность событий по серии картин (2–3 картины), передавать их содержание (с помощью).

Составлять сообщение о погоде, о событиях предшествующего дня.

Распространять трехчленное предложение за счет слов, обозначающих признаки предмета.

Составлять предложения с сочетаниями, обозначающими временные отношения.

Учащиеся должны понимать и употреблять в речи:

Слова со значением:

· уменьшительности-ласкательности (существительные с суффиксами - ик, - ек, : столик, грибок, машинка);

· пространственного расположения предметов (тут, там, здесь, слева, справа, туда, сюда, и т. п.), а также посредством предлогов В, НА, обозначающих местоположение, направление действия, перемещение;

· признаки предмета (цвет, величина, форма, вкус, состояние (красный, круглый, большой, сладкий, чистый и др.);

· признака действия (писать красиво);

· временных отношений (сейчас, утром).

Словосочетания, выражающие следующие значения:

· пространственные отношения, указывающие направления движения, перемещения предметов: существительное в винительном падеже с предлогами В, НА, ПОД, отвечающие на вопрос КУДА? (положил на шкаф, под шкаф, в шкаф).

· местонахождение предметов: существительное в предложном падеже с предлогами В, НА и существительное в творительном падеже с предлогом ПОД, отвечающие на вопрос ГДЕ?

· принадлежности предмета: существительное в родительном падеже с предлогом У (у учителя, у Димы).

· отрицания: существительное в родительном падеже (нет книги).

· орудия или средства действия: существительное в творительном падеже без предлога (рисует карандашом, вытирает тряпкой).

· адресата действия (существительное в дательном падеже без предлога: (отдал Саше).

· признаки действия: (наречие: Вова пишет красиво).

Употреблять глаголы настоящего времени 1-го и 3-го лица, прошедшего времени. Правильно соотносить вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО БУДЕТ ДЕЛАТЬ? со временем действия.


Развитие речи 1 класс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.053 с.)