Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работы практического психолога. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работы практического психолога.



ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

по дисциплине

Организация и содержание работы психологической службы

 

1. История и современное состояние психологической службы образования за рубежом.

Психологическая служба образования или школьная психология существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка с дошкольного возраста до окончания школы, и имеет почти вековую историю. Наиболее представлена эта служба в США, где она начала развиваться с начала 1800-х и в настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных направлений современной психологии. Первыми психологами-практиками в США были экспериментальные психологи, изучавшие проблемы самовоспитания. Но скоро основными ф-ми психологической службы стали измерение и тестирование и главной задачей – отбор детей для обучения по спец. программам. Широкая практика тестирования способствовала возникновению и развитию службы «гайденс». С 1945 по 1960 в практику специалистов-консультантов этой службы прочно вошли батареи тестов как основной инструмент д-ти. Интересен опыт развития школьной психологической службы во Франции. Отцом французской школьной психологии называют Бине, начавшего свои исследования в этой области еще в 1894. В 1905 Министерство образования Франции обратилось к нему с просьбой психологически исследовать проблему детей, которые не в состоянии обучаться в школе по общей программе, в результате появился тест Бине-Симона, позволяющий выявить детей с задержкой умственного развития. За этим последовало открытие спец. классов для таких детей, а в 1909 открылась первая проф. Школьная психологическая служба. В 1947 в Париже начала работать группа психологов под руководством Валлона, который полагал, что цель психологической службы не в селекции детей по каким-либо признакам, а в психологической помощи каждому ребенку, в создании оптимальных условий обучения и воспитания всех детей. В 1951 Министерство образования Франции впервые представило описание функций школьных психологов. Однако в силу изменения политики в образовании д-ть службы во Франции была приостановлена, а школьные психологи переведены на должности учителей начальных классов. Потребность в школьных психологах на протяжении 50-60-х нарастала, прежде всего, вследствие увеличения детей с задержками умственного развития и др. нарушениями. Министерство образования вновь обратилось к психологической науке, за психометрическими методами с целью отбора детей, не способных обучаться в массовой школе. Для решения этих задач в 1960 открывается четыре психологических центра. Однако с 1970 преобладающей организационной формой д-ти школьной психологической службы во Франции становятся так называемые группы психолого-пед. помощи, состоящие из нескольких специалистов. Объектом д-ти этих групп являются в первую очередь дети дош. и мл. шк. возраста. В центре – проблемы обучения и поведения. Одна из основных задач – выявление детей, нуждающихся в особых формах и методах обучения. Проводятся также консультации родителей и педагогов по указанным проблемам. С середины 80-х начинается новый этап в развитии практической школьной психологии во Франции. В 1985 была создана рабочая группа, состоящая из представителей пяти различных организаций – членов Национальной ассоциации психологов. Эта группа провела спец. работу по определению функций педагогического психолога во Франции. Было подчеркнуто, что ф-ции пед. психолога, также как ф-ция любого практического психолога, должны включать в себя обслуживание потребностей клиента, однако подход пед. психолога имеет свою специфику. В последующее время во Франции обсуждается проект реорганизации существующей практики работы школьных психологов и создания единой системы школьной психологической службы, направленной на помощь отдельным индивидам, группам и целым учреждениям. Цели этой системы – предотвращать школьный неуспех, способствовать соц. адаптации детей, содействовать общеобразовательному и проф. росту уч-ся, повышать квалификацию учителей и др. участников образовательного процесса. Несмотря на то, что измерение и тестирование и сейчас широко применяются в практике психологической службы, последнее время многих ученых во всех странах мира не устраивает такая ограниченная д-ть школьных психологов. Они начали пересматривать измерение как главную д-ть, которая может способствовать решению проблемы психологической помощи детям.

 

2. История и современное состояние психологической службы образования в России.

В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже 19-20 вв. и связаны с так называемой педологией. В 30-е педологи-практики увлеклись измерением психического развития детей, шел поиск предмета исследования, способов практической работы с ребенком, т.е. наука находилась на этапе своего становления, когда ошибки неизбежны. Но ученым не дали возможности самим разобраться в существе проблем, их просто осудили (1936 – разгром педологии). А ведь ряд исследований Блонского, работы Выготского и его сотрудников по психическом развитии ребенка И только в конце 60-х у нас возобновился активный поиск форм практического участия психологов в работе школы. С начала 80-х происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования страны. Проблема психологической службы имеет серьезное теоретическое и практическое значение, от ее разработки во многом зависит решение ключевой задачи общества, а именно развитие активного, свободного, творчески мыслящего человека. Для качественного улучшения воспитания и образования подрастающего поколения нужна совместная работа педагогов и психологов, опирающихся на комплекс полученных в психологических исследованиях знаний. Обозначим основные вехи на пути становления психологической службы образования в России. Большое значение для развития представлений о школьной психологической службе имел «круглый стол» «Психологическая служба в школе», организованный в 1983. В том же году прошла Всесоюзная конференция психологов в Таллинне. Целью конференции являлись анализ результатов ведущихся во многих городах и республиках страны экспериментов по созданию школьной психологической службы. В 1984 в Москве состоялась первая всесоюзная конференция по вопросам психологической службы в СССР. В докладах и выступлениях подчеркивалось, что в развитии школьной психологической службы имеется определенный прогресс, что стала очевидной ее необходимость в системе народного образования. Существенным этапом развития школьной психологической службы стал многолетний (1981 –1988) эксперимент по введению в школы Москвы должности практического психолога. Теоретическое изучение проблемы и обобщение результатов работы школьных психологов позволили сформулировать цели и задачи школьной психологической службы, решить ряд вопросов, связанных с ее научно – методическим обеспечением, определить содержание и формы работы школьного психолога, его основные ф-ции, права и обязанности, разработать систему психологической службы в народном образовании. На основе анализа результатов эксперимента разработано Положение о психологической службе народного образования, которое широко используется в стране. В 1988 вышло Постановление Госкомитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные уч-ия страны, что явилось правовой основой д-ти школьного практического психолога, определило его соц. статус, права и обязанности. С этого момента служба развивается почти во всех регионах страны. Происходит расширение сферы д-ти детского практического психолога, соответственно меняется название службы – не школьная психологическая служба, а психологическая служба образования или практическая психология образования. Начинает вырисовываться структура службы. Общественное признание психологическая служба получила на первом съезде практических психологов образования РФ в Москве в 1994. Введение практической психологии в систему образования способствовало постановке и решению задач перехода от унифицированного образования к вариативному. Практическая психология содействовала переориентации образования на индивидуальное развитие личности, изменению общей образовательной ситуации в России.

 

3. Основные положения о психологической службе образования (цель и задачи, принципы организации деятельности, кадровый состав и пр.).

Психологическая служба образования – один из компонентов целостной системы образования страны. Это интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов:

1. Научный аспект – предполагает разработку методологических проблем психологической службы. 2. Прикладной аспект – предполагает использование знаний работниками образования.

3. Практический аспект – работа психолога, который обязан проф. грамотно использовать все то, чем располагает наука. 4. Организационный аспект – включает в себя создание действенной структуры психологической службы образования.Основной целью психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства Основной задачей – содействие психическому, психофизиологическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях. Основным средством – создание благоприятных психолого-пед. условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности. Направления д-ти психологической службы образования: 1.Актуальное – решение злободневных проблем связанных с трудностями обучения и воспитания детей, с отклонениями в поведении, общении и формировании личности.2 .Перспективное – развитие индивидуальности каждого ребенка, формирование готовности к созидательной жизни в обществеСтруктура психологической службы образования и функции ее звеньев. Психологическая служба образования создается как единая система в масштабах города, области, региона, а в перспективе – всей страны. Каждое звено этой системы имеет свои четко определенные ф-ции. Гарантией эффективности д-ти психологической службы служит последовательное и четкое проф. взаимодействие всех подразделений. В самом общем виде структура включает три звена:1. Детский практический психолог работает в конкретном учебном заведении, осуществляя психологическое изучение детей для индивидуального подхода к ним, обеспечения полноценного развития каждого ребенка, консультирует воспитателей, учителей, администрацию, родителей по проблемам обучения и воспитания, способствует повышению их психологических знаний.

2. Психологические кабинеты ведут непосредственную работу с психологами, контролируют и организуют их д-ть, оказывают методическую и иную проф. помощь, пропагандируют психолого-пед. знания, проводят психодиагностику и психокоррекцию сложных случаев, участвуют в работе МППК. В штат кабинета помимо психологов входят т.ж. соц. работники, педагог, врач-психоневролог. 3. Центр психологической службы – главная организация, руководящая деятельностью всех психологов региона. Отвечает за научно-методическое и научно-организационное обеспечение, т.ж. за подготовку практических психологов. В Центр могут обращаться родители, педагоги, другие работники народного образования. Центр состоит из двух отделов – индивидуальной помощи и психологического обеспечения образовательных учреждений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

по дисциплине

Организация и содержание работы психологической службы

 

1. История и современное состояние психологической службы образования за рубежом.

Психологическая служба образования или школьная психология существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка с дошкольного возраста до окончания школы, и имеет почти вековую историю. Наиболее представлена эта служба в США, где она начала развиваться с начала 1800-х и в настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных направлений современной психологии. Первыми психологами-практиками в США были экспериментальные психологи, изучавшие проблемы самовоспитания. Но скоро основными ф-ми психологической службы стали измерение и тестирование и главной задачей – отбор детей для обучения по спец. программам. Широкая практика тестирования способствовала возникновению и развитию службы «гайденс». С 1945 по 1960 в практику специалистов-консультантов этой службы прочно вошли батареи тестов как основной инструмент д-ти. Интересен опыт развития школьной психологической службы во Франции. Отцом французской школьной психологии называют Бине, начавшего свои исследования в этой области еще в 1894. В 1905 Министерство образования Франции обратилось к нему с просьбой психологически исследовать проблему детей, которые не в состоянии обучаться в школе по общей программе, в результате появился тест Бине-Симона, позволяющий выявить детей с задержкой умственного развития. За этим последовало открытие спец. классов для таких детей, а в 1909 открылась первая проф. Школьная психологическая служба. В 1947 в Париже начала работать группа психологов под руководством Валлона, который полагал, что цель психологической службы не в селекции детей по каким-либо признакам, а в психологической помощи каждому ребенку, в создании оптимальных условий обучения и воспитания всех детей. В 1951 Министерство образования Франции впервые представило описание функций школьных психологов. Однако в силу изменения политики в образовании д-ть службы во Франции была приостановлена, а школьные психологи переведены на должности учителей начальных классов. Потребность в школьных психологах на протяжении 50-60-х нарастала, прежде всего, вследствие увеличения детей с задержками умственного развития и др. нарушениями. Министерство образования вновь обратилось к психологической науке, за психометрическими методами с целью отбора детей, не способных обучаться в массовой школе. Для решения этих задач в 1960 открывается четыре психологических центра. Однако с 1970 преобладающей организационной формой д-ти школьной психологической службы во Франции становятся так называемые группы психолого-пед. помощи, состоящие из нескольких специалистов. Объектом д-ти этих групп являются в первую очередь дети дош. и мл. шк. возраста. В центре – проблемы обучения и поведения. Одна из основных задач – выявление детей, нуждающихся в особых формах и методах обучения. Проводятся также консультации родителей и педагогов по указанным проблемам. С середины 80-х начинается новый этап в развитии практической школьной психологии во Франции. В 1985 была создана рабочая группа, состоящая из представителей пяти различных организаций – членов Национальной ассоциации психологов. Эта группа провела спец. работу по определению функций педагогического психолога во Франции. Было подчеркнуто, что ф-ции пед. психолога, также как ф-ция любого практического психолога, должны включать в себя обслуживание потребностей клиента, однако подход пед. психолога имеет свою специфику. В последующее время во Франции обсуждается проект реорганизации существующей практики работы школьных психологов и создания единой системы школьной психологической службы, направленной на помощь отдельным индивидам, группам и целым учреждениям. Цели этой системы – предотвращать школьный неуспех, способствовать соц. адаптации детей, содействовать общеобразовательному и проф. росту уч-ся, повышать квалификацию учителей и др. участников образовательного процесса. Несмотря на то, что измерение и тестирование и сейчас широко применяются в практике психологической службы, последнее время многих ученых во всех странах мира не устраивает такая ограниченная д-ть школьных психологов. Они начали пересматривать измерение как главную д-ть, которая может способствовать решению проблемы психологической помощи детям.

 

2. История и современное состояние психологической службы образования в России.

В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже 19-20 вв. и связаны с так называемой педологией. В 30-е педологи-практики увлеклись измерением психического развития детей, шел поиск предмета исследования, способов практической работы с ребенком, т.е. наука находилась на этапе своего становления, когда ошибки неизбежны. Но ученым не дали возможности самим разобраться в существе проблем, их просто осудили (1936 – разгром педологии). А ведь ряд исследований Блонского, работы Выготского и его сотрудников по психическом развитии ребенка И только в конце 60-х у нас возобновился активный поиск форм практического участия психологов в работе школы. С начала 80-х происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования страны. Проблема психологической службы имеет серьезное теоретическое и практическое значение, от ее разработки во многом зависит решение ключевой задачи общества, а именно развитие активного, свободного, творчески мыслящего человека. Для качественного улучшения воспитания и образования подрастающего поколения нужна совместная работа педагогов и психологов, опирающихся на комплекс полученных в психологических исследованиях знаний. Обозначим основные вехи на пути становления психологической службы образования в России. Большое значение для развития представлений о школьной психологической службе имел «круглый стол» «Психологическая служба в школе», организованный в 1983. В том же году прошла Всесоюзная конференция психологов в Таллинне. Целью конференции являлись анализ результатов ведущихся во многих городах и республиках страны экспериментов по созданию школьной психологической службы. В 1984 в Москве состоялась первая всесоюзная конференция по вопросам психологической службы в СССР. В докладах и выступлениях подчеркивалось, что в развитии школьной психологической службы имеется определенный прогресс, что стала очевидной ее необходимость в системе народного образования. Существенным этапом развития школьной психологической службы стал многолетний (1981 –1988) эксперимент по введению в школы Москвы должности практического психолога. Теоретическое изучение проблемы и обобщение результатов работы школьных психологов позволили сформулировать цели и задачи школьной психологической службы, решить ряд вопросов, связанных с ее научно – методическим обеспечением, определить содержание и формы работы школьного психолога, его основные ф-ции, права и обязанности, разработать систему психологической службы в народном образовании. На основе анализа результатов эксперимента разработано Положение о психологической службе народного образования, которое широко используется в стране. В 1988 вышло Постановление Госкомитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные уч-ия страны, что явилось правовой основой д-ти школьного практического психолога, определило его соц. статус, права и обязанности. С этого момента служба развивается почти во всех регионах страны. Происходит расширение сферы д-ти детского практического психолога, соответственно меняется название службы – не школьная психологическая служба, а психологическая служба образования или практическая психология образования. Начинает вырисовываться структура службы. Общественное признание психологическая служба получила на первом съезде практических психологов образования РФ в Москве в 1994. Введение практической психологии в систему образования способствовало постановке и решению задач перехода от унифицированного образования к вариативному. Практическая психология содействовала переориентации образования на индивидуальное развитие личности, изменению общей образовательной ситуации в России.

 

3. Основные положения о психологической службе образования (цель и задачи, принципы организации деятельности, кадровый состав и пр.).

Психологическая служба образования – один из компонентов целостной системы образования страны. Это интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов:

1. Научный аспект – предполагает разработку методологических проблем психологической службы. 2. Прикладной аспект – предполагает использование знаний работниками образования.

3. Практический аспект – работа психолога, который обязан проф. грамотно использовать все то, чем располагает наука. 4. Организационный аспект – включает в себя создание действенной структуры психологической службы образования.Основной целью психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства Основной задачей – содействие психическому, психофизиологическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях. Основным средством – создание благоприятных психолого-пед. условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности. Направления д-ти психологической службы образования: 1.Актуальное – решение злободневных проблем связанных с трудностями обучения и воспитания детей, с отклонениями в поведении, общении и формировании личности.2 .Перспективное – развитие индивидуальности каждого ребенка, формирование готовности к созидательной жизни в обществеСтруктура психологической службы образования и функции ее звеньев. Психологическая служба образования создается как единая система в масштабах города, области, региона, а в перспективе – всей страны. Каждое звено этой системы имеет свои четко определенные ф-ции. Гарантией эффективности д-ти психологической службы служит последовательное и четкое проф. взаимодействие всех подразделений. В самом общем виде структура включает три звена:1. Детский практический психолог работает в конкретном учебном заведении, осуществляя психологическое изучение детей для индивидуального подхода к ним, обеспечения полноценного развития каждого ребенка, консультирует воспитателей, учителей, администрацию, родителей по проблемам обучения и воспитания, способствует повышению их психологических знаний.

2. Психологические кабинеты ведут непосредственную работу с психологами, контролируют и организуют их д-ть, оказывают методическую и иную проф. помощь, пропагандируют психолого-пед. знания, проводят психодиагностику и психокоррекцию сложных случаев, участвуют в работе МППК. В штат кабинета помимо психологов входят т.ж. соц. работники, педагог, врач-психоневролог. 3. Центр психологической службы – главная организация, руководящая деятельностью всех психологов региона. Отвечает за научно-методическое и научно-организационное обеспечение, т.ж. за подготовку практических психологов. В Центр могут обращаться родители, педагоги, другие работники народного образования. Центр состоит из двух отделов – индивидуальной помощи и психологического обеспечения образовательных учреждений.

Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работы практического психолога.

№ п/п Вид работы Среднее время Примечание
  Индивидуальная психодиагностическая работа, подготовка к обследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций. 3,5-6 ч. Из расчёта на одного человека
  Групповая психодиагностическая работа, подготовка к обследованию, его проведение и обработка результатов, оформление заключения и рекомендаций. 16-20 ч. Из расчёта на 15 человек
  Индивидуальная и групповая консульта-тивная работа с учащимися, оформление результататов. 1,5-3 ч. На одну беседу
  Индивидуальная развивающая и психо-коррекционная работа, включая подготовку, проведение и оформление результатов. 30-60 ч. На один цикл
  Подготовка к педконсилиуму и участие в нём. 5-7 ч. На один консилиум (без учёта диагностической работы)
  Индивидуальное и групповое консультирование родителей, оформление результатов. 1,5-2 ч. На одну беседу
  Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, оформление результатов. 1-2,5 ч. На одну беседу
  Деловые игры, тренинги и другие формы активной психологической работы с педагогами, включая подготовку, проведение и оформление результатов. 30-40 ч. На один цикл
  Подготовка и выступление на педсовете, метод. объединении, родительском собрании и др., оформление результатов. 1-4 ч. На одно мероприятие
  Подготовка и проведение классных (психологических) часов, оформление результатов. 1,5-3 ч. На одно занятие
  Ежедневное итоговое оформление документации. 0,5-1 ч.  
  Методическая работа. 12 ч. В неделю
                 

 

5. Психопросвещение как одно из направлений деятельности практического психолога (общее представление, виды и их специфика, методы и процедуры, содержание этапов).

Психологическое просвещениеэто приобщение взрос­лых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психоло­гическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заклю­чается в том, чтобы: 1)знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; 2) попу­ляризировать и разъяснять результаты новейших психоло­гических исследований; 3) формировать потребность в пси­хологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; 4) знакомить учащихся с основами самопознания, само­воспитания; 5) достичь понимания необходимости прак­тической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении. Характеристика форм и методов психопросвещения.Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это лекции, диспуты с органи­зацией дискуссий, семинары, психологические погружения и неко­торые виды тренингов. Данные формы просветительских воздейст­вий обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диа­логического (дискуссии) и группового (диспуты) общенияНаряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используются и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет. Кроме того, в распоряжение родителей может быть предоставлена библиотека с подборкой психологической литературы по вопросам семьи и брака. Для воспитателей может быть подготовлена подборка психолого-педагогической литературы. дивидуальным форма работы с родителями и воспитателями представлена в виде консультации.Особенности организации психологического просвещения педагогов и родителей.Темати­ческое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и воспитателей, так и по инициативе психоло­га. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планируется психологом. Для родителей это темы, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, психосексуаль­ным познанием и половой идентификацией, техническими информационными и игровыми средствами (телевидение, видео, компьютер, игровые компьютерные приставки, пейджеры, «томагочи»). Для воспитателей — развивающие программы для детей, симптоматика нарушений и отклонений в развитии детей, общие и специальные способности (детская одаренность) Для родителей это темы, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, психосексуальным познанием и половой идентификацией, техническими информационными и игровыми средствами (телевидение, видео, компьютер, игровые компьютерные приставки, пейджеры, «томагочи»).Данная тематика обусловлена анализом наиболее часто встречающихся запросов. Принципы отбора психологической информации для работы по психологическому просвещению. Актуальность. - Доступность-Практическая ориентированность. - Наглядность.

6. Психопрофилактика как одно из направлений деятельности практического психолога (общее представление, виды и их специфика, методы и процедуры, содержание этапов).

Психопрофилактическая работа — малоразработанный вид деятельности практического психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к психологической службе образования. В психопрофилактике выделяют три уровня: I уровень — так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как «нормальные», так и с проблемами (т. е. 10 из 10 учащихся).Многие авторы отмечают, что именно школы являются оптимальными системами для профилактики психического здоровья, и рассматривают школьных психологов в ка­честве основных специалистов, проводящих в жизнь такую первичную профилактику. II уровень — вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача — преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д. III уровень — третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учеными или поведенческими проблемами, его основная задача — коррекция или преодоление серьезных психологи­ческих трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения.От I к III уровню действия психолога становятся менее активны относительно планирования и обеспечения службы. Заботой большинства психо­логов является обеспечение II и III уровней, причем львиную долю времени занимает III уровень. Иными словами, большинство усилий школьных психологов направлено на работу с учащимися, которые уже испытывают трудности. Основная масса школьников остается без внимания психо­логов, если не считать прохождения ими традиционного систематического тестирования.Смысл психопрофилактической деятельности в том, чтобы поддержать и укрепить психи­ческое и психологическое здоровье детей и школьников. Исходя из представлений о сущности психологической службы образования, можно дать следующее определение психопрофилактической работы. Психопрофилактикаэто специальный вид деятельнос­ти детского психолога, направленный на сохранение, укреп­ление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства Психологическая профилактика предполагает (задача): 1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе 2)своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях; 3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на Виды психопрофилактики и основные направления работы педагога-психолога. Практическому психологу, работающему с целью сохранения «психического здоровья» детей, параллельно с диагностико-коррекционным циклом рекомендуется организовать психопрофилакти­ческие мероприятия с систематическим и целенаправленным воздействием. Профилактика психических нарушений должна охватывать все возрастные группы дошкольного учреждения и осущест­вляться коллективными усилиями педагогов и психолога в форме совместной деятельности.Мероприятия психопрофилактического профиля на практике объединяются в системы, состоящие из нескольких блоков традиционной направленности: 1. Двигательно -расслабляющая (релаксационная) деятельность. 2. Двигательно -организующая (регуляционная) деятельность .3. Имитационно -выразительная (идентификационная) деятельность.Каждый блок специфичен по содержанию и средствам психопрофилактических воздействий.

 

7. Психодиагностика как одно из направлений деятельности практического психолога (общее представление, виды и их специфика, методы и процедуры, содержание этапов).

Психодиагностика – область спец. знаний связанная с разработкой теории, методологии и отдельных методик для точной оценки свойств, состояний или уровня психического развития достигнутого индивидом или группой.Различают научно-практическую, т.е направленную на обнаружение ответов на вопросы вызванные исследованием и научно-исследовательскую психодиагностику, направленную на накопление психологических знаний для установления закономерностей.Прикладная психодиагностика отличается от исследовательской по следующим параметрам:1)занимает меньше времени;2)д.б. простой и доступной в обработке и анализе;3)результаты должны переводиться на пед. язык.Психодиагностика в системе образования тесно связана с проблемами педагогики, в этом ее основной смысл, т.е. в конечном счете, она предполагает наибольший выбор адекватных способов пед. Воздействия. Задачи: 1)контроль динамики психического развития детей;2)выявление индивидуальных особенностей психики, отклонений от нормы в положительную или отрицательную стороны;3)изучение развивающего эффекта различных систем и методов воспитания, с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающих функций. Основные принципы организации психодиагностики детей-дошкольников:1)соответствие выбранного диагностического подхода и конкретной методики целям и задачам психологической д-ти в ДОУ, т.е. используемые методы должны выявлять именно те психологические особенности детей, знание которых необходимо для успешного обучения и воспитания;2)результаты обследования д.б. сформулированы на пед. Языке;3)прогностичность используемых методов, т.е. возможность на их основе прогнозировать определенные особенности развития ребенка на дальнейших этапах детства, предупреждать по



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 773; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.129.145 (0.025 с.)