Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работы практического психолога.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ по дисциплине Организация и содержание работы психологической службы
1. История и современное состояние психологической службы образования за рубежом. Психологическая служба образования или школьная психология существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка с дошкольного возраста до окончания школы, и имеет почти вековую историю. Наиболее представлена эта служба в США, где она начала развиваться с начала 1800-х и в настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных направлений современной психологии. Первыми психологами-практиками в США были экспериментальные психологи, изучавшие проблемы самовоспитания. Но скоро основными ф-ми психологической службы стали измерение и тестирование и главной задачей – отбор детей для обучения по спец. программам. Широкая практика тестирования способствовала возникновению и развитию службы «гайденс». С 1945 по 1960 в практику специалистов-консультантов этой службы прочно вошли батареи тестов как основной инструмент д-ти. Интересен опыт развития школьной психологической службы во Франции. Отцом французской школьной психологии называют Бине, начавшего свои исследования в этой области еще в 1894. В 1905 Министерство образования Франции обратилось к нему с просьбой психологически исследовать проблему детей, которые не в состоянии обучаться в школе по общей программе, в результате появился тест Бине-Симона, позволяющий выявить детей с задержкой умственного развития. За этим последовало открытие спец. классов для таких детей, а в 1909 открылась первая проф. Школьная психологическая служба. В 1947 в Париже начала работать группа психологов под руководством Валлона, который полагал, что цель психологической службы не в селекции детей по каким-либо признакам, а в психологической помощи каждому ребенку, в создании оптимальных условий обучения и воспитания всех детей. В 1951 Министерство образования Франции впервые представило описание функций школьных психологов. Однако в силу изменения политики в образовании д-ть службы во Франции была приостановлена, а школьные психологи переведены на должности учителей начальных классов. Потребность в школьных психологах на протяжении 50-60-х нарастала, прежде всего, вследствие увеличения детей с задержками умственного развития и др. нарушениями. Министерство образования вновь обратилось к психологической науке, за психометрическими методами с целью отбора детей, не способных обучаться в массовой школе. Для решения этих задач в 1960 открывается четыре психологических центра. Однако с 1970 преобладающей организационной формой д-ти школьной психологической службы во Франции становятся так называемые группы психолого-пед. помощи, состоящие из нескольких специалистов. Объектом д-ти этих групп являются в первую очередь дети дош. и мл. шк. возраста. В центре – проблемы обучения и поведения. Одна из основных задач – выявление детей, нуждающихся в особых формах и методах обучения. Проводятся также консультации родителей и педагогов по указанным проблемам. С середины 80-х начинается новый этап в развитии практической школьной психологии во Франции. В 1985 была создана рабочая группа, состоящая из представителей пяти различных организаций – членов Национальной ассоциации психологов. Эта группа провела спец. работу по определению функций педагогического психолога во Франции. Было подчеркнуто, что ф-ции пед. психолога, также как ф-ция любого практического психолога, должны включать в себя обслуживание потребностей клиента, однако подход пед. психолога имеет свою специфику. В последующее время во Франции обсуждается проект реорганизации существующей практики работы школьных психологов и создания единой системы школьной психологической службы, направленной на помощь отдельным индивидам, группам и целым учреждениям. Цели этой системы – предотвращать школьный неуспех, способствовать соц. адаптации детей, содействовать общеобразовательному и проф. росту уч-ся, повышать квалификацию учителей и др. участников образовательного процесса. Несмотря на то, что измерение и тестирование и сейчас широко применяются в практике психологической службы, последнее время многих ученых во всех странах мира не устраивает такая ограниченная д-ть школьных психологов. Они начали пересматривать измерение как главную д-ть, которая может способствовать решению проблемы психологической помощи детям.
2. История и современное состояние психологической службы образования в России. В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже 19-20 вв. и связаны с так называемой педологией. В 30-е педологи-практики увлеклись измерением психического развития детей, шел поиск предмета исследования, способов практической работы с ребенком, т.е. наука находилась на этапе своего становления, когда ошибки неизбежны. Но ученым не дали возможности самим разобраться в существе проблем, их просто осудили (1936 – разгром педологии). А ведь ряд исследований Блонского, работы Выготского и его сотрудников по психическом развитии ребенка И только в конце 60-х у нас возобновился активный поиск форм практического участия психологов в работе школы. С начала 80-х происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования страны. Проблема психологической службы имеет серьезное теоретическое и практическое значение, от ее разработки во многом зависит решение ключевой задачи общества, а именно развитие активного, свободного, творчески мыслящего человека. Для качественного улучшения воспитания и образования подрастающего поколения нужна совместная работа педагогов и психологов, опирающихся на комплекс полученных в психологических исследованиях знаний. Обозначим основные вехи на пути становления психологической службы образования в России. Большое значение для развития представлений о школьной психологической службе имел «круглый стол» «Психологическая служба в школе», организованный в 1983. В том же году прошла Всесоюзная конференция психологов в Таллинне. Целью конференции являлись анализ результатов ведущихся во многих городах и республиках страны экспериментов по созданию школьной психологической службы. В 1984 в Москве состоялась первая всесоюзная конференция по вопросам психологической службы в СССР. В докладах и выступлениях подчеркивалось, что в развитии школьной психологической службы имеется определенный прогресс, что стала очевидной ее необходимость в системе народного образования. Существенным этапом развития школьной психологической службы стал многолетний (1981 –1988) эксперимент по введению в школы Москвы должности практического психолога. Теоретическое изучение проблемы и обобщение результатов работы школьных психологов позволили сформулировать цели и задачи школьной психологической службы, решить ряд вопросов, связанных с ее научно – методическим обеспечением, определить содержание и формы работы школьного психолога, его основные ф-ции, права и обязанности, разработать систему психологической службы в народном образовании. На основе анализа результатов эксперимента разработано Положение о психологической службе народного образования, которое широко используется в стране. В 1988 вышло Постановление Госкомитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные уч-ия страны, что явилось правовой основой д-ти школьного практического психолога, определило его соц. статус, права и обязанности. С этого момента служба развивается почти во всех регионах страны. Происходит расширение сферы д-ти детского практического психолога, соответственно меняется название службы – не школьная психологическая служба, а психологическая служба образования или практическая психология образования. Начинает вырисовываться структура службы. Общественное признание психологическая служба получила на первом съезде практических психологов образования РФ в Москве в 1994. Введение практической психологии в систему образования способствовало постановке и решению задач перехода от унифицированного образования к вариативному. Практическая психология содействовала переориентации образования на индивидуальное развитие личности, изменению общей образовательной ситуации в России.
3. Основные положения о психологической службе образования (цель и задачи, принципы организации деятельности, кадровый состав и пр.). Психологическая служба образования – один из компонентов целостной системы образования страны. Это интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов: 1. Научный аспект – предполагает разработку методологических проблем психологической службы. 2. Прикладной аспект – предполагает использование знаний работниками образования. 3. Практический аспект – работа психолога, который обязан проф. грамотно использовать все то, чем располагает наука. 4. Организационный аспект – включает в себя создание действенной структуры психологической службы образования.Основной целью психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства Основной задачей – содействие психическому, психофизиологическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях. Основным средством – создание благоприятных психолого-пед. условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности. Направления д-ти психологической службы образования: 1.Актуальное – решение злободневных проблем связанных с трудностями обучения и воспитания детей, с отклонениями в поведении, общении и формировании личности.2 .Перспективное – развитие индивидуальности каждого ребенка, формирование готовности к созидательной жизни в обществеСтруктура психологической службы образования и функции ее звеньев. Психологическая служба образования создается как единая система в масштабах города, области, региона, а в перспективе – всей страны. Каждое звено этой системы имеет свои четко определенные ф-ции. Гарантией эффективности д-ти психологической службы служит последовательное и четкое проф. взаимодействие всех подразделений. В самом общем виде структура включает три звена:1. Детский практический психолог работает в конкретном учебном заведении, осуществляя психологическое изучение детей для индивидуального подхода к ним, обеспечения полноценного развития каждого ребенка, консультирует воспитателей, учителей, администрацию, родителей по проблемам обучения и воспитания, способствует повышению их психологических знаний. 2. Психологические кабинеты ведут непосредственную работу с психологами, контролируют и организуют их д-ть, оказывают методическую и иную проф. помощь, пропагандируют психолого-пед. знания, проводят психодиагностику и психокоррекцию сложных случаев, участвуют в работе МППК. В штат кабинета помимо психологов входят т.ж. соц. работники, педагог, врач-психоневролог. 3. Центр психологической службы – главная организация, руководящая деятельностью всех психологов региона. Отвечает за научно-методическое и научно-организационное обеспечение, т.ж. за подготовку практических психологов. В Центр могут обращаться родители, педагоги, другие работники народного образования. Центр состоит из двух отделов – индивидуальной помощи и психологического обеспечения образовательных учреждений. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ по дисциплине Организация и содержание работы психологической службы
1. История и современное состояние психологической службы образования за рубежом. Психологическая служба образования или школьная психология существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка с дошкольного возраста до окончания школы, и имеет почти вековую историю. Наиболее представлена эта служба в США, где она начала развиваться с начала 1800-х и в настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных направлений современной психологии. Первыми психологами-практиками в США были экспериментальные психологи, изучавшие проблемы самовоспитания. Но скоро основными ф-ми психологической службы стали измерение и тестирование и главной задачей – отбор детей для обучения по спец. программам. Широкая практика тестирования способствовала возникновению и развитию службы «гайденс». С 1945 по 1960 в практику специалистов-консультантов этой службы прочно вошли батареи тестов как основной инструмент д-ти. Интересен опыт развития школьной психологической службы во Франции. Отцом французской школьной психологии называют Бине, начавшего свои исследования в этой области еще в 1894. В 1905 Министерство образования Франции обратилось к нему с просьбой психологически исследовать проблему детей, которые не в состоянии обучаться в школе по общей программе, в результате появился тест Бине-Симона, позволяющий выявить детей с задержкой умственного развития. За этим последовало открытие спец. классов для таких детей, а в 1909 открылась первая проф. Школьная психологическая служба. В 1947 в Париже начала работать группа психологов под руководством Валлона, который полагал, что цель психологической службы не в селекции детей по каким-либо признакам, а в психологической помощи каждому ребенку, в создании оптимальных условий обучения и воспитания всех детей. В 1951 Министерство образования Франции впервые представило описание функций школьных психологов. Однако в силу изменения политики в образовании д-ть службы во Франции была приостановлена, а школьные психологи переведены на должности учителей начальных классов. Потребность в школьных психологах на протяжении 50-60-х нарастала, прежде всего, вследствие увеличения детей с задержками умственного развития и др. нарушениями. Министерство образования вновь обратилось к психологической науке, за психометрическими методами с целью отбора детей, не способных обучаться в массовой школе. Для решения этих задач в 1960 открывается четыре психологических центра. Однако с 1970 преобладающей организационной формой д-ти школьной психологической службы во Франции становятся так называемые группы психолого-пед. помощи, состоящие из нескольких специалистов. Объектом д-ти этих групп являются в первую очередь дети дош. и мл. шк. возраста. В центре – проблемы обучения и поведения. Одна из основных задач – выявление детей, нуждающихся в особых формах и методах обучения. Проводятся также консультации родителей и педагогов по указанным проблемам. С середины 80-х начинается новый этап в развитии практической школьной психологии во Франции. В 1985 была создана рабочая группа, состоящая из представителей пяти различных организаций – членов Национальной ассоциации психологов. Эта группа провела спец. работу по определению функций педагогического психолога во Франции. Было подчеркнуто, что ф-ции пед. психолога, также как ф-ция любого практического психолога, должны включать в себя обслуживание потребностей клиента, однако подход пед. психолога имеет свою специфику. В последующее время во Франции обсуждается проект реорганизации существующей практики работы школьных психологов и создания единой системы школьной психологической службы, направленной на помощь отдельным индивидам, группам и целым учреждениям. Цели этой системы – предотвращать школьный неуспех, способствовать соц. адаптации детей, содействовать общеобразовательному и проф. росту уч-ся, повышать квалификацию учителей и др. участников образовательного процесса. Несмотря на то, что измерение и тестирование и сейчас широко применяются в практике психологической службы, последнее время многих ученых во всех странах мира не устраивает такая ограниченная д-ть школьных психологов. Они начали пересматривать измерение как главную д-ть, которая может способствовать решению проблемы психологической помощи детям.
2. История и современное состояние психологической службы образования в России. В нашей стране первые попытки практического использования психологии в обучении и воспитании детей возникли еще на рубеже 19-20 вв. и связаны с так называемой педологией. В 30-е педологи-практики увлеклись измерением психического развития детей, шел поиск предмета исследования, способов практической работы с ребенком, т.е. наука находилась на этапе своего становления, когда ошибки неизбежны. Но ученым не дали возможности самим разобраться в существе проблем, их просто осудили (1936 – разгром педологии). А ведь ряд исследований Блонского, работы Выготского и его сотрудников по психическом развитии ребенка И только в конце 60-х у нас возобновился активный поиск форм практического участия психологов в работе школы. С начала 80-х происходит интенсивное становление психологической службы в системе образования страны. Проблема психологической службы имеет серьезное теоретическое и практическое значение, от ее разработки во многом зависит решение ключевой задачи общества, а именно развитие активного, свободного, творчески мыслящего человека. Для качественного улучшения воспитания и образования подрастающего поколения нужна совместная работа педагогов и психологов, опирающихся на комплекс полученных в психологических исследованиях знаний. Обозначим основные вехи на пути становления психологической службы образования в России. Большое значение для развития представлений о школьной психологической службе имел «круглый стол» «Психологическая служба в школе», организованный в 1983. В том же году прошла Всесоюзная конференция психологов в Таллинне. Целью конференции являлись анализ результатов ведущихся во многих городах и республиках страны экспериментов по созданию школьной психологической службы. В 1984 в Москве состоялась первая всесоюзная конференция по вопросам психологической службы в СССР. В докладах и выступлениях подчеркивалось, что в развитии школьной психологической службы имеется определенный прогресс, что стала очевидной ее необходимость в системе народного образования. Существенным этапом развития школьной психологической службы стал многолетний (1981 –1988) эксперимент по введению в школы Москвы должности практического психолога. Теоретическое изучение проблемы и обобщение результатов работы школьных психологов позволили сформулировать цели и задачи школьной психологической службы, решить ряд вопросов, связанных с ее научно – методическим обеспечением, определить содержание и формы работы школьного психолога, его основные ф-ции, права и обязанности, разработать систему психологической службы в народном образовании. На основе анализа результатов эксперимента разработано Положение о психологической службе народного образования, которое широко используется в стране. В 1988 вышло Постановление Госкомитета СССР по образованию о введении ставки школьного психолога во все учебно-воспитательные уч-ия страны, что явилось правовой основой д-ти школьного практического психолога, определило его соц. статус, права и обязанности. С этого момента служба развивается почти во всех регионах страны. Происходит расширение сферы д-ти детского практического психолога, соответственно меняется название службы – не школьная психологическая служба, а психологическая служба образования или практическая психология образования. Начинает вырисовываться структура службы. Общественное признание психологическая служба получила на первом съезде практических психологов образования РФ в Москве в 1994. Введение практической психологии в систему образования способствовало постановке и решению задач перехода от унифицированного образования к вариативному. Практическая психология содействовала переориентации образования на индивидуальное развитие личности, изменению общей образовательной ситуации в России.
3. Основные положения о психологической службе образования (цель и задачи, принципы организации деятельности, кадровый состав и пр.). Психологическая служба образования – один из компонентов целостной системы образования страны. Это интегральное явление, представляющее собой единство четырех его составляющих, или аспектов: 1. Научный аспект – предполагает разработку методологических проблем психологической службы. 2. Прикладной аспект – предполагает использование знаний работниками образования. 3. Практический аспект – работа психолога, который обязан проф. грамотно использовать все то, чем располагает наука. 4. Организационный аспект – включает в себя создание действенной структуры психологической службы образования.Основной целью психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей дошкольного и школьного возраста. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, основу которого составляет полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства Основной задачей – содействие психическому, психофизиологическому и личностному развитию детей на всех возрастных ступенях. Основным средством – создание благоприятных психолого-пед. условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода, для реализации заложенного в соответствующем этапе онтогенеза возможностей развития индивидуальности. Направления д-ти психологической службы образования: 1.Актуальное – решение злободневных проблем связанных с трудностями обучения и воспитания детей, с отклонениями в поведении, общении и формировании личности.2 .Перспективное – развитие индивидуальности каждого ребенка, формирование готовности к созидательной жизни в обществеСтруктура психологической службы образования и функции ее звеньев. Психологическая служба образования создается как единая система в масштабах города, области, региона, а в перспективе – всей страны. Каждое звено этой системы имеет свои четко определенные ф-ции. Гарантией эффективности д-ти психологической службы служит последовательное и четкое проф. взаимодействие всех подразделений. В самом общем виде структура включает три звена:1. Детский практический психолог работает в конкретном учебном заведении, осуществляя психологическое изучение детей для индивидуального подхода к ним, обеспечения полноценного развития каждого ребенка, консультирует воспитателей, учителей, администрацию, родителей по проблемам обучения и воспитания, способствует повышению их психологических знаний. 2. Психологические кабинеты ведут непосредственную работу с психологами, контролируют и организуют их д-ть, оказывают методическую и иную проф. помощь, пропагандируют психолого-пед. знания, проводят психодиагностику и психокоррекцию сложных случаев, участвуют в работе МППК. В штат кабинета помимо психологов входят т.ж. соц. работники, педагог, врач-психоневролог. 3. Центр психологической службы – главная организация, руководящая деятельностью всех психологов региона. Отвечает за научно-методическое и научно-организационное обеспечение, т.ж. за подготовку практических психологов. В Центр могут обращаться родители, педагоги, другие работники народного образования. Центр состоит из двух отделов – индивидуальной помощи и психологического обеспечения образовательных учреждений. Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работы практического психолога.
5. Психопросвещение как одно из направлений деятельности практического психолога (общее представление, виды и их специфика, методы и процедуры, содержание этапов). Психологическое просвещение — это приобщение взрослых (воспитателей, учителей, родителей) и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы: 1)знакомить воспитателей, учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; 2) популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; 3) формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; 4) знакомить учащихся с основами самопознания, самовоспитания; 5) достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском учебно-воспитательном учреждении. Характеристика форм и методов психопросвещения.Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это лекции, диспуты с организацией дискуссий, семинары, психологические погружения и некоторые виды тренингов. Данные формы просветительских воздействий обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диалогического (дискуссии) и группового (диспуты) общенияНаряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используются и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет. Кроме того, в распоряжение родителей может быть предоставлена библиотека с подборкой психологической литературы по вопросам семьи и брака. Для воспитателей может быть подготовлена подборка психолого-педагогической литературы. дивидуальным форма работы с родителями и воспитателями представлена в виде консультации.Особенности организации психологического просвещения педагогов и родителей.Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и воспитателей, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планируется психологом. Для родителей это темы, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, психосексуальным познанием и половой идентификацией, техническими информационными и игровыми средствами (телевидение, видео, компьютер, игровые компьютерные приставки, пейджеры, «томагочи»). Для воспитателей — развивающие программы для детей, симптоматика нарушений и отклонений в развитии детей, общие и специальные способности (детская одаренность) Для родителей это темы, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, психосексуальным познанием и половой идентификацией, техническими информационными и игровыми средствами (телевидение, видео, компьютер, игровые компьютерные приставки, пейджеры, «томагочи»).Данная тематика обусловлена анализом наиболее часто встречающихся запросов. Принципы отбора психологической информации для работы по психологическому просвещению. Актуальность. - Доступность-Практическая ориентированность. - Наглядность. 6. Психопрофилактика как одно из направлений деятельности практического психолога (общее представление, виды и их специфика, методы и процедуры, содержание этапов). Психопрофилактическая работа — малоразработанный вид деятельности практического психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к психологической службе образования. В психопрофилактике выделяют три уровня: I уровень — так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как «нормальные», так и с проблемами (т. е. 10 из 10 учащихся).Многие авторы отмечают, что именно школы являются оптимальными системами для профилактики психического здоровья, и рассматривают школьных психологов в качестве основных специалистов, проводящих в жизнь такую первичную профилактику. II уровень — вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача — преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д. III уровень — третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учеными или поведенческими проблемами, его основная задача — коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения.От I к III уровню действия психолога становятся менее активны относительно планирования и обеспечения службы. Заботой большинства психологов является обеспечение II и III уровней, причем львиную долю времени занимает III уровень. Иными словами, большинство усилий школьных психологов направлено на работу с учащимися, которые уже испытывают трудности. Основная масса школьников остается без внимания психологов, если не считать прохождения ими традиционного систематического тестирования.Смысл психопрофилактической деятельности в том, чтобы поддержать и укрепить психическое и психологическое здоровье детей и школьников. Исходя из представлений о сущности психологической службы образования, можно дать следующее определение психопрофилактической работы. Психопрофилактика — это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства Психологическая профилактика предполагает (задача): 1) ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе 2)своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях; 3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на Виды психопрофилактики и основные направления работы педагога-психолога. Практическому психологу, работающему с целью сохранения «психического здоровья» детей, параллельно с диагностико-коррекционным циклом рекомендуется организовать психопрофилактические мероприятия с систематическим и целенаправленным воздействием. Профилактика психических нарушений должна охватывать все возрастные группы дошкольного учреждения и осуществляться коллективными усилиями педагогов и психолога в форме совместной деятельности.Мероприятия психопрофилактического профиля на практике объединяются в системы, состоящие из нескольких блоков традиционной направленности: 1. Двигательно -расслабляющая (релаксационная) деятельность. 2. Двигательно -организующая (регуляционная) деятельность .3. Имитационно -выразительная (идентификационная) деятельность.Каждый блок специфичен по содержанию и средствам психопрофилактических воздействий.
7. Психодиагностика как одно из направлений деятельности практического психолога (общее представление, виды и их специфика, методы и процедуры, содержание этапов). Психодиагностика – область спец. знаний связанная с разработкой теории, методологии и отдельных методик для точной оценки свойств, состояний или уровня психического развития достигнутого индивидом или группой.Различают научно-практическую, т.е направленную на обнаружение ответов на вопросы вызванные исследованием и научно-исследовательскую психодиагностику, направленную на накопление психологических знаний для установления закономерностей.Прикладная психодиагностика отличается от исследовательской по следующим параметрам:1)занимает меньше времени;2)д.б. простой и доступной в обработке и анализе;3)результаты должны переводиться на пед. язык.Психодиагностика в системе образования тесно связана с проблемами педагогики, в этом ее основной смысл, т.е. в конечном счете, она предполагает наибольший выбор адекватных способов пед. Воздействия. Задачи: 1)контроль динамики психического развития детей;2)выявление индивидуальных особенностей психики, отклонений от нормы в положительную или отрицательную стороны;3)изучение развивающего эффекта различных систем и методов воспитания, с целью выработки рекомендаций для повышения их развивающих функций. Основные принципы организации психодиагностики детей-дошкольников:1)соответствие выбранного диагностического подхода и конкретной методики целям и задачам психологической д-ти в ДОУ, т.е. используемые методы должны выявлять именно те психологические особенности детей, знание которых необходимо для успешного обучения и воспитания;2)результаты обследования д.б. сформулированы на пед. Языке;3)прогностичность используемых методов, т.е. возможность на их основе прогнозировать определенные особенности развития ребенка на дальнейших этапах детства, предупреждать по
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 865; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.97.9.168 (0.015 с.) |