Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация логопедической работы в школе.

Поиск

М.: ТЦ Сфера, 2007.

В своей книге авторы предлагают новый подход к организации работы школьного логопеда и представляют эффективную систему методов коррекции речевых нарушений у школьников.

Авторы подробно рассматривают как форму работы учителя-логопеда, например, распределение времени, отведенного на коррекционную работу, ведение документации для фиксирования коррекционного процесса, техническое оснащение логопедического кабинета, так и поурочные годовые планы и примерные конспекты уроков для учащихся разных классов, имеющих определенный диагноз, с характеристиками групп и подробными объяснениями направлений работы.

Книга рассчитана на логопедов, учителей начальных классов, методистов, администрацию образовательных учреждений, а также на тех родителей, дети которых имеют речевые нарушения.

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ АВТОРОВ............................................................................................................................................................................... 4

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО ЛОГОПЕДА..................................................................................................... 5

Должностные обязанности учителя-логопеда............................................................................................................ 5

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА........................................................................... 7

Обследование устной и письменной речи учащихся................................................................................................. 7

Коррекционно-образовательная работа....................................................................................................................... 8

Работа учителя-логопеда во время школьных каникул............................................................................................ 9

ОБОРУДОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА................................................................................................. 11

ДОКУМЕНТАЦИЯ И ЕЕ ВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................... 12

Журнал учета посещаемости логопедических занятий......................................................................................... 12

Журнал обследования устной и письменной речи.................................................................................................. 13

Речевая карта...................................................................................................................................................................... 13

Годовой план учителя-логопеда................................................................................................................................... 14

Сроки хранения документации...................................................................................................................................... 15

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С УЧАСТНИКАМИ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ................... 16

СОТРУДНИЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

С УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ...................................................................................................................... 16

Памятка для учителя......................................................................................................................................................... 16

СОТРУДНИЧЕСТВО С ЛОГОПЕДАМИ ДОШКОЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.............................................................................................................................. 17

СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ............................................................................................................................ 17

ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................................................................................................................................ 20

Приложение 1 РЕЧЕВАЯ КАРТА....................................................................................................................................... 20

Приложение 2 ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ................................................................................................................................................... 22

Приложение 3 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ,

ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННОЕ

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (НОНР)»....................................................................................................................... 25

Характеристика группы................................................................................................................................................... 25

Основные направления работы..................................................................................................................................... 25

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «НОНР» 27

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ

УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «НОНР»........................................................................................ 31

Приложение 4 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ,

ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ОНР)»....................................................................... 34

Характеристика группы................................................................................................................................................... 34

Основные направления работы..................................................................................................................................... 34

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ

УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ОНР»........................................................................................... 36

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ОНР» 39

Приложение 5 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (ФНР)»........................................................................................................................................................................... 43

Характеристика группы................................................................................................................................................... 43

Основные направления работы..................................................................................................................................... 43

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ФНР» 45

Приложение 6 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ФФНР: АКУСТИЧЕСКАЯ ДИСГРАфИЯ (на основе нарушений фонемного распознавания)»............................................................................ 51

Характеристики группы................................................................................................................................................... 51

Основные направления работы..................................................................................................................................... 51

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ

УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ФФНР»....................................................................................... 53

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ

УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ФФНР»....................................................................................... 59

Приложение 7 ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ,

ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ «ДИЗОРФОГРАФИЯ»............................................................................................................ 63

Характеристики группы................................................................................................................................................... 63

Основные направления работы..................................................................................................................................... 63

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ

УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ДИЗОРФОГРАфИЯ»............................................................... 66

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ

УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ДИЗОРФОГРАФИЯ»............................................................... 71

ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ

7 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ДИЗОРФОГРАФИЯ»......................................................................................... 74

Приложение 8 ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ С ГРУППАМИ УЧАЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ ДИАГНОЗЫ 77

Занятие № 5 с группой учащихся 5 класса, имеющих диагноз

«дизорфография»................................................................................................................................................................ 77

Занятие № 6 с группой учащихся 5 класса, имеющих диагноз «дизорфография» По мотивам рассказов А. Семенова «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды».................................................................................................................... 78

Занятие № 7 с группой учащихся 5 класса, имеющих

диагноз «дизорфография»................................................................................................................................................ 82

Занятие № 40 с группой, учащихся 7 класса, имеющих диагноз «дизорфография»...................................... 83

Занятие № 45 с группой учащихся 2 класса, имеющих диагноз «ФФНР: акустическая дисграфия (на основе нарушений фонемного распознавания)»........................................................................................................................................... 86

Занятие № 55 с группой учащихся 1 класса, имеющих диагноз «ФНР»............................................................ 88

Занятие № 10 с группой учащихся 1 класса, имеющих диагноз «ОНР»............................................................ 94


ОТ АВТОРОВ

Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадет в дошкольном образовательном учреждении и школе. Логопед не только открывает ему неограниченные возможности общения, он — своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребенка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Раздвигая рамки общения — как в среде сверстников, так и с взрослыми — ребенок становится более эмоциональным, пытливым и отзывчивым. Меняются его взгляды на мир, его отношения с окружающими. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

Настоящая книга адресована учителям-логопедам школьных логопедических пунктов. Поскольку коррекционная работа в школе осуществляется в основном в группе, логопед должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, при этом следуя единому плану занятий и понимая особенности детей, имеющих определенный логопедический диагноз. В приложении к книге представлены характеристики, основные направления работы и подробные годовые планы работы с группами учащихся 1—7 классов с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НОНР); общим недоразвитием речи (ОНР); фонетическим недоразвитием речи (ФНР); акустической дисграфией на основе нарушения фонемного распознавания (РФН) и дизорфографией.

Кроме того, в книге подробнейшим образом освещена технология ведения логопедической документации, а в приложении представлены образцы речевой карты, перспективного плана работы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи, а также учета работы с учащимися с недостатками речи, журнала обследования устной и письменной речи учащихся, журнала консультаций, журнала учета посещаемости групповых и индивидуальных занятий и др.

Для выработки единого подхода к коррекции развития учащихся логопед взаимодействует с педагогическим коллективом своего образовательного учреждения, родителями учащихся, логопедами дошкольных образовательных учреждений, ведет необходимую документацию, т.е. осуществляет целый комплекс мероприятий по эффективной коррекции речевых нарушений у школьников.

В разделе «Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционной работы» рассматриваются модели сотрудничества с учителями начальных классов, логопедами дошкольных образовательных учреждений и родителями учащихся.

Авторы пособия надеются, что представленные материалы помогут эффективно организовать работу учителя-логопеда, повысить его компетенцию в области нормативных правовых материалов, связанных с его деятельностью, а представленные подробные конспекты занятий помогут в повседневной нелегкой работе.

Желаем успехов!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.194.138 (0.008 с.)