Анализ работы логопедической службы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ работы логопедической службы



 

В начале 2011-2012 учебного года учителем-логопедом школы №87 была поставлена следующая цель:

Выявление и коррекция расстройств устной и письменной речи младших школьников.

Цель реализовывалась через решение следующих задач:

1. Диагностика устной речи первоклассников и письменной речи учащихся 2-4 классов. Выявление причин нарушений речи. Формирование групп со сходными нарушениями речи, составление программы коррекционно-логопедического воздействия.

2. Проведение коррекционно-логопедических занятий.

3. Распространение передового опыта. Информирование педагогов и родителей, взаимодействие с ними и выработка единых требований.

4. Подведение итогов работы за год и анализ. Ознакомление с результатами педагогов, родителей и администрации. Планирование работы на следующий учебный год.

Первая задача реализовывалась посредством следующих мероприятий

мероприятия Участники, время
Диагностика устной речи первоклассников Диагностика устной речи первоклассников
Диагностика письменной речи Диагностика письменной речи
Исследование нарушений чтения Исследование нарушений чтения
Выявление причин возникновения нарушений речи. Беседы с родителями и учителями Выявление причин возникновения нарушений речи. Беседы с родителями и учителями
Формирование групп со сходными нарушениями речи, составление планов индивидуальной работы Формирование групп со сходными нарушениями речи, составление планов индивидуальной работы
Составление программы коррекционно-логопедического воздействия. Составление программы коррекционно-логопедического воздействия.

 

Первая задача реализована на достаточном уровне: в начале учебного года выявлено большое количество учащихся с нарушениями как устной речи, так и письменной. На логопедический пункт зачислено 35 учащихся. Так количество нарушений устной речи в первом классе составляет 73 % от состава класса. Нарушений письменной речи – во вторых классах - 62%, в третьем - 30 %, в 4 классе - 66 % от общего числа учащихся в классе. Такой высокий процент обусловлен нарушением пространственного восприятия и как следствием этого – нарушением фонематического восприятия. А это основная причина возникновения ошибок чтения и письма, которые влияют на усвоение программного материала по учебным предметам и на успеваемость в целом. При составлении программы учитывалась необходимость включения в неё специальных нейропсихологических приёмов, способствующих эффективному восстановлению недоразвитых функций, действие которых направлено не на следствие, а на причину. Это богатый арсенал средств развития как мелкой, так и общей моторики, пространственно-временных представлений, реципрокной координации, тактильных ощущений. В течение учебного года проводилось обучение на семинаре по теме: «Нейропсихологическое сопровождение развития». И часть материала этого курса уже была использована в этом учебном году. В следующем учебном году планируется составить программу таким образом, чтобы была соблюдена последовательность работы с учётом нейропсихологии. А так же проводить эту работу совместно с педагогом-психологом, чтобы эффективнее воздействовать на учащихся в наиболее благоприятный для коррекции период (1 класс). Эту работу планируется проводить с вновь набранными первоклассниками.

При составлении программы для второго и третьих классов так же будут учитываться нейропсихологические знания, полученные на семинарах по кинезиологии и нейропсихологии.

Таким образом, актуальной задачей на следующий год является эффективное использование нейропсихологических знаний в логопедической практике.

Вторая задача реализовывалась посредством системы коррекционно-развивающих занятий с каждой подгруппой учащихся по составленной программе согласно расписанию.

 

мероприятия мероприятия
Групповая коррекция устной речи Групповая коррекция устной речи
Групповая коррекция письменной речи Групповая коррекция письменной речи
Индивидуальная коррекция чтения Индивидуальная коррекция чтения
Групповая коррекция письма Групповая коррекция письма

 

Учащиеся посещали коррекционно-логопедические занятия 3 раза в неделю. Занятия велись как фронтально, так и индивидуально (с теми, у кого более сложный дефект). Были скомплектованы следующие группы:

Группы № 1,2,3 – с нарушением чтения и письма, обусловленным фонетико-фонематическим недоразвитием речи (2-4 классы) – на один год обучения;

Группа № 4 – с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (1 класс) – на один год обучения;

Группа № 5 – с общим недоразвитием речи третьего уровня (1 класс) – на 2 года обучения;

Подгруппа № 6 – с нарушением чтения (4 класс) – на один год обучения;

Подгруппа № 7 – с оптической дисграфией (4 класс) – на полгода обучения.

Занятия велись согласно рабочей программе, заверенной завучем и директором школы, посещаемость фиксировалась в журнале коррекционно-логопедических занятий.

Вторая задача реализована на достаточном уровне. В следующем учебном году необходимо проведение тщательного обследования, разработка и внедрение эффективных программ по коррекции с использованием нейропсихологических методик.

Третья задача реализовывалась системой мероприятий:

 

педагоги педагоги
Выступление на консилиумах, педсоветах с результатами диагностики, а так же коррекционной работы. Выступление на консилиумах, педсоветах с результатами диагностики, а так же коррекционной работы.
Показ открытого занятия. Показ открытого занятия.
Индивидуальное консультирование Индивидуальное консультирование
Беседы с учителями начальных классов об особенностях детей, посещающих логопедические занятия, о динамике и результатах. Беседы с учителями начальных классов об особенностях детей, посещающих логопедические занятия, о динамике и результатах.
Участие в семинарах, научно-практических конференциях, с целью распространения передового опыта. Публикации статей в сборниках научно-практических конференций республиканского федерального и международного уровней.  
педагоги  
Выступление на консилиумах, педсоветах с результатами диагностики, а так же коррекционной работы.  

 

Третья задача реализована на достаточном уровне. В следующем учебном году необходимо выделить время для планёрок, чтобы строить расписание с учетом школьных мероприятий. Так же планируется ознакомить и внедрить в работу педагогов нейропсихологические методики, которые позволят более эффективно проводить коррекцию нарушений в наиболее благоприятный период (первый – второй класс).

 

Четвёртая задача реализовывалась посредством следующих мероприятий:

мероприятия Участники, время
Итоговая диагностика устной речи первоклассников (по Фотековой) 1 классы, май
Диагностика письменной речи 2-4классы, май
Исследование нарушений чтения 2-4классы
Обследование будущих первоклассников. Будущие первоклассники, май
Составление программы коррекционно-логопедического воздействия с учетом нейропсихологических методик. Май
Подведение итогов работы за год и анализ. Ознакомление с результатами педагогов, родителей и администрации. Планирование работы на следующий учебный год. Родители, педагоги, администрация, Родители, педагоги, администрация, май

 

Четвёртая задача реализована на достаточном уровне, в течение года велась активная коррекционно-логопедическая работа. Логопедическим воздействием было охвачено 35 человек вместо 12 (согласно предельной наполняемости логопункта на основании Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»). В целом с логопункта выпущено 26 учащихся, оставлено по программе второго года обучения 9. Таким образом, можно сделать вывод о том, что план реализован на 100%.

Основные направления работы на следующий год:

На следующий учебный год предварительно скомплектовано 4 группы обучающихся, будет продолжена работа с учащимися 1 и 2 класса, а так же индивидуальная работа с тяжёлыми речевыми нарушениями. После обследования вновь поступивших учеников так же будут скомплектованы группы со сходными речевыми нарушениями. Из числа будущих первоклассников планируется скомплектовать группу, и вести занятия по комплексной программе коррекции совместно с психологом школы. Так же на следующий учебный год планируется разработать инновационную Программу комплексной нейропсихологической коррекции для первоклассников, где будут использоваться логопедические, нейропсихологические и психологические методики в комплексе. Апробировать данную программу, провести в середине учебного года срез, информировать администрацию и педагогов о результатах работы на педсовете. Оснастить кабинет пособиями, необходимыми для проведения занятий по новой программе (массажёры, гимнастические коврики, мячи и т.д.), создать условия для более эффективной коррекции (зеркало с освещением).

Продолжить тесное сотрудничество с психологом и учителями начального звена, познакомить с эффективными нейропсихологическими упражнениями учителей, принимать активное участие в консилиумах по «сложным» детям.

Взаимодействовать с родителями обучающихся на логопедическом пункте (консультации, информирование о речевых нарушениях, путях их преодоления и результатах коррекционной работы, предоставление материала по развитию звукопроизношения – речевых упражнений на заданный звук, по развитию скорости чтения и т.д.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.008 с.)