Логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз «общее недоразвитие речи (онр)» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логопедическая работа с учащимися, имеющими диагноз «общее недоразвитие речи (онр)»



Характеристика группы

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно произносятся до 15 звуков.

2. Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях — несформированность) фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).

2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

г) недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие:

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Основные направления работы

1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов произношения.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи: — уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;

— уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.

3. Формирование связной речи:

— развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;

— установление логики (связности, последовательности), точное и четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

— устойчивости внимания;

— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

— способности к запоминанию;

— способности к переключению;

— навыков и приемов самоконтроля;

— познавательной активности;

— произвольности общения и поведения.

5. Формирование полноценных учебных умений:

— планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

- — работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

- — применение знаний в новых ситуациях;

— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

— проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

— составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).


ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ОНР»

Не-дели Заня-тия Темы и содержание коррекционной работы[5] Грамматические и лексические темы, используе-мые на занятиях[6] Развитие неречевых процессов[7]
         
Сентябрь
I Фронтальное обследование
II
I этап (диагностический)
III     Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных забо-леваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анато-мическое строение артикуляционного аппарата. Речевая мото-рика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особен-ности динамической стороны речи. Воспроизведение звукосло-говой структуры слова. Состояние фонематического воспри-ятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной речи). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение
 
IV  
 
II этап (подготовительный) Октябрь
I   Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти. Проводятся мероприятия по коррек-ции почерка (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики). При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть заданий и упражнений направляются на снятие «страха письма», неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям
   
II  
   
Ш  
III этап (коррекционный)
III   Работа над словом Слова, отвечающие на вопросы кто? что?    
IV       Слова, обозначающие предмет      
  Слова, обозначающие действие предмета Слова, отвечающие на вопрос что делает?    
Ноябрь
I Каникулы
II   Слова, обознача-ющие предметы; слова, обознача-ющие действие предмета; диффе-ренциация слов, обозначающих предмет, и слов, обозначающих действие Существительное — часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?; глагол — часть речи, отвечающая на вопрос что делать? Домашние и дикие животные Развитие слухового внимания и памяти, слухового восприятия, логического и образного мышления  
      Простое двусоставное нераспространенное предложение Большая буква в начале предложения. Точка в конце пред-ложения. Согласова-ние глагола с именем существительным в числе и роде    
III   Составление предложений по сю-жетной картинке      
  Слова, обознача-ющие признаки предметов Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?    
IV       Распространение простого двусос-тавного предло-жения определе-нием Согласование имени прилагательного с именем существи-тельным в роде, числе и падеже    
  Составление пред-ложений по сю-жетной картинке      
Декабрь
I   Работа с предлогами «в», «на» Раздельное написание предлогов    
    Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «в», «на» Вопрос куда?    
II       Работа с предло-гами «с», «со» Раздельное написание предлогов    
  Вопросы к предло-жениям, в состав которых входят слова с предлогами «с, со» Вопрос с кем? Развитие внимания. Упражнения, направ-ленные на увеличе-ние объема внима-ния. Игра «Пуговица»  
III   Работа с предло-гами «к», «от» Раздельное написание предлогов Упражнения, направ-ленные на увеличе-ние уровня распреде-ления внимания  
    Вопросы к предло-жениям, в состав которых входят слова с предлогами «к», «от» Вопросы куда? откуда? от чего? к чему? Упражнения, направ-ленные на усиление концентрации и ус-тойчивости зритель-ного внимания  
IV   Работа с предло-гами «из», «от», «у» Раздельное написание предлогов Усиление концент-рации слухового внимания  
  Вопросы к предложениям, в состав которых входят слова с предлогами «из», «от», «у» Вопрос куда? откуда? от чего? к чему? Упражнения, направ-ленные на трениров-ку переключения внимания. Упражне-ние «Красно-черные пары»  
Январь  
I Каникулы    
II  
III       Работа с предло-гами «по», «под» Раздельное написание предлогов    
  Вопросы к предло-жениям, в состав которых входят слова с предлогами «по», «под» Вопрос где?    
IV       Закрепление всех отработанных предлогов      
  Работа над связной речью. Формирова-ние монологичес-кой речи Согласование и управление различных частей речи Развитие логического и образного мышления и памяти  
Февраль  
I   Последовательный пересказ с опорой на вопросы. «Мура-вей», «Воробей и ласточка», «Лиса и рак», «Лев, лиса и медведь»   Коррекционные упражнения, направ-ленные на развитие образного мышле-ния. Игры «Дополни до...», «Догадайся, кто нарисован»  
Февраль  
    Последовательный пересказ с опорой на вопросы. «На птицеферме», «Собака и ее тень», «Цыпленок», «Сиротка» Развитие связной речи Коррекционные уп-ражнения, направ-ленные на развитие образного мышле-ния. Игра «Кубики», упражнение «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек»  
II   Последовательный пересказ текстов с ярко выраженной причинно-следст-венной связью с опорой на предмет-ные картинки и во-просы. «Петушок и бобовое зернышко»      
    Пересказы описа-тельного характера с опорой на кар-тинку. «Собака Кнопка», «Кошка Цыганка»   Упражнения для раз-вития способности к воссозданию мыс-ленных образов. Упражнение «Мысленные образы, отвечающие поня- тиям прямо или косвенно»  
III   Пересказы описа-тельного характера с опорой на картин-ку. «Березка», «Интересный жучок»   Упражнения для развития способно-сти к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и эмоции»  
    Пересказы описа-тельного характера с опорой на картинку. «Зима»   Развитие и уточнение временных представлений. Времена года  
IV   Пересказы описа-тельного характера с опорой на картинку. «Весна»   Развитие и уточнение временных представлений. Времена года  
    Пересказы описа-тельного характера с опорой на картинку. «Лето»   Развитие и уточнение временных представлений. Времена года  
Март  
I       Пересказы описа-тельного характера с опорой на картинку. «Осень»   Развитие и уточнение временных представ-лений. Времена года  
  Последовательный пересказ текстов описательно-повес-твовательного характера. «Кошка Мурка», «Собака Белка»      
II   Последовательные пересказы с опорой на серию картинок и последователь-ность действий. «Галины гладиолусы»   Упражнения для развития способ-ности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и их эмоциональная окраска»  
    Пересказы описательно-повествовательного характера      
III       Последовательный пересказ. «Кит», «Слон-няня»      
  Последовательный пересказ. «Кот Васька»      
IV Каникулы  
Апрель  
I       Последовательный пересказ. «Охота», «Белка»      
  Последовательный пересказ. «Товарищ», «Гроза», «Зима в лесу», «Летом», «На реке», «Гроза», «Летом в лесу», «Лисички», «Как звери воспитывают своих детей?», «Пробуждение природы», «Храбрец»      
II   Выборочный пересказ. «Цветок или волчья пасть?»      
      Выборочный пересказ. «Кто поступил правильно?»      
III   Выборочный пере-сказ. «Хитрецы»      
  Выборочный пересказ. «Слон-озорник»      
IV   Краткий пересказ. «Макс-помощник»      
  Примерный краткий пересказ. «Булька»      
Май  
I   Устные сочинения. «Запасы на зиму»      
  Устные сочинения. «Как белка спасла зайчика»      
IV этап (оценивающий)  
II   Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей  
     
III Фронтальное обследование    
IV  
                       

 


ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ОНР»

Не-дели Заня-тия Темы и содержание коррекцион- ной работы Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях Развитие неречевых процессов[8]
         
Сентябрь
  Фронтальное обследование
II
I—II этапы (диагностико-подготовительные)
III   Уточнение диагноза. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строе-ние артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического ана-лиза и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение
   
IV  
 
III этап (коррекционный) Октябрь
I     Звуковой состав слова Гласные и согласные звуки Развитие фонемати-ческих представ-лений и восприятия, развитие слухового внимания и памяти
  Работа над слогозвуковым составом слова    
           

Продолжение табл.

         
II   Звуковой состав слова Гласные и согласные звуки  
  Выделение гласных ряда из слогов и слов Слогообразующая роль гласных  
III   Выделение гласных II ряда из слов Буквы «я», «ё», «ю», «е»  
  Образование гласных II ряда   Развитие фонемати-ческого слуха. Игра «От звука к слову»
IV       Дифференциация гласных I и II ряда    
  Дифференциация гласных I и II ряда. [ы—и] в слогах и словах    
Ноябрь
I Каникулы
II       Дифференциация гласных I и II ряда. [ы—и] в предложе-ниях и текстах Написание гласных после шипящих «жи—ши» Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители»
  Дифференциация гласных I и II ряда. [А—я] в слогах и словах Написание гласных после шипящих «ча—ща» Отработка понятий «правый» и «левый». Упражнение «Разно-цветные точки»
III   Дифференциация гласных I и II ряда. [А—я] в предложе-ниях и текстах   Выполнение упраж-нений на усвоение пространственных отношений («на», «над», «под», «за» и
           

 

Продолжение табл.

         
        т.д.). Упражнение «Копирование точек»
      Дифференциация гласных I и II ряда. [У—ю] в слогах и словах Написание гласных после шипящих «чу—щу» Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?»
IV       Дифференциация гласных I и II ряда. [У—ю] в предложе-ниях и текстах Гласные звуки и буквы Узнавание предмета по контурному изо-бражению и деталям рисунка. Упражнение «Со-ставление фигуры из разрозненных деталей»
  Дифференциация гласных I и II ряда. [О—е] в слогах и словах Гласные звуки и буквы Узнавание предмета по контурному изо-бражению и деталям рисунка. Упражне-ние «Использование игр с постройками из кубиков»
Декабрь
I   Дифференциация гласных I и II ряда. [О—е] в предложе-ниях и текстах Гласные звуки и буквы Узнавание предмета по контурному изо-бражению и деталям рисунка. Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»
           

Продолжение табл.

         
      Дифференциация гласных I и II ряда. [Э—е] в слогах и словах Гласные звуки и буквы Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты»
II       Дифференциация гласных I и II ряда. [Э—е] в предложе-ниях и текстах Гласные звуки и буквы  
  Слоговой состав слова. Понятие слога. Деление слова на слоги Слогообразующая роль гласных. Ударение  
III   1-2-3-сложные слова с простым открытым слогом Ударный слог. Безударная гласная Формирование приемов учебной деятельности
  Слоговой анализ и синтез слова. Поря-док слогов в слове Правила переноса Формирование умения принять учебную задачу
IV   Согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных Гласные и согласные буквы и звуки  
  Дифференциация твердых и мягких согласных Обозначение мяг-кости согласных гласными II ряда и буквой «ь» Формирование умения планировать свои действия

 

Продолжение табл.

         
Январь
I Каникулы  
II
III   Мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда Мягкие согласные Формирование приемов самоконтроля. Игра «Число-контролер»
  Мягкие согласные. Обозначение мягкости буквой «ь» в конце слова Буква «ь» Формирование умения ориентиро-ваться на систему признаков (условий)
IV   Обозначение мягкости согласного буквой «ь» в середине слова Буква «ь» Формирование уме-ния действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, про-межуточного и ито-гового видов само-контроля. Упражнение «Офицер-солдат»
    Разделительный «ь»    
Февраль
I   Звукобуквенный анализ слов. Количество букв равно количеству звуков   Формирование уме-ния действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и

Продолжение табл.

         
          итогового видов самоконтроля. Упражнение «Поиск клада»
  Звукобуквенный ана-лиз слов. Количество букв больше коли-чества звуков    
II       Звукобуквенный ана-лиз слов. Количество букв меньше коли-чества звуков   Формирование приемов самокон-троля. Упражнение «Фабрика игрушек»
  Дифференциация звуков, имеющих ар-тикуляторно-акустическое сходство. Звонкие и глухие согласные Звонкие согласные Формирование приемов самокон-троля. Упражнение «Сделай так же»
III       Дифференциация [в—ф] Согласные буквы и звуки «в—ф»  
  Дифференциация [в'—ф']    
IV       Дифференциация [б—п] Согласные буквы и звуки «б—п»  
  Дифференциация [б'—п']    
Март
I   Дифференциация [г—к] Согласные буквы и звуки «г—к»  
  Дифференциация [г'—к']    

 

 

Продолжение табл.

         
II   Дифференциация [д—т] Согласные буквы и звуки «д—т»  
  Дифференциация [д'—т']    
III   Дифференциация [ж—ш] Согласные буквы и звуки «ж—ш»  
  Дифференциация [з—с] Согласные буквы и звуки «з—с»  
IV Каникулы
Апрель
I     Дифференциация [з'—с']    
  Дифференциация [с—ш]    
II     Дифференциация [з—ж]    
  Дифференциация [с—ц]    
III       Дифференциация [ч—ш]    
  Дифференциация [ч—щ]    
IV       Дифференциация [ч—ц]    
  Дифференциация [ч—т']    
Май
I   Дифференциация [р—л]    
  Дифференциация [р—р']    

 

Окончание табл.

         
IV этап (оценочный)
II   Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей
   
III Фронтальное обследование  
IV

Приложение 5
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА
С УЧАЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ ДИАГНОЗ
«ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ
РЕЧИ (ФНР)»

Характеристика группы

Дети данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой системы.

1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно произносятся до 15 звуков.

2. Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях — несформированность) фонематических процессов.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой;

в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).

II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой системы.

1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому свойству).

2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.

Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:

а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

г) недостаточное развитие связной речи.

III. Психологические особенности.

1. Неустойчивое внимание.

2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям.

3. Недостаточное развитие способности к переключению.

4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

5. Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.

6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений.

7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

Следствие:

а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности;

б) трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).

Основные направления работы

I. Развитие звуковой стороны речи. Формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи:

— узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии;

— отличать нормированное произнесение звука от ненормированного;

— осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;

— принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука;

— варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во всех видах речи.

2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи. Формирование связной речи.

3. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:

— устойчивости внимания;

— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);

— способности к запоминанию;

— способности к переключению;

— навыков и приемов самоконтроля;

— познавательной активности;

— произвольности общения и поведения.

4. Формирование полноценных учебных умений:

— планирование предстоящей деятельности (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);

— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);

— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);

— применение знаний в новых ситуациях;

— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.

5. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению:

— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям (т.е. занять позицию ученика);

— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

— умения свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии с полученной инструкцией;

— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на контроль и оценки учителя-логопеда.

6. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности:

— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным использованием усвоенной терминологии;

— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания);

— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого высказывания по ходу и итогам учебной работы;

— употребление усвоенной учебной терминологии в связных высказываниях;

— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за разъяснением;

— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой терминологии;

— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов занятия;

— формулирование задания при выполнении коллективных видов учебной работы;

— проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);

— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);

— составление устных связных высказываний с элементами творчества (фантазии).


ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ
С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА,
ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ФНР»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.094 с.)