Научные методы постановки психологического диагноза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные методы постановки психологического диагноза



СОДЕРЖАНИЕ

 

I. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА 2.1Пояснительная записка 2.2Содержание курса 2.3Список литературы III. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 3.1 Тематический план 3.2 Планы лекционных занятий 3.3 Планы семинарских занятий 3.4 Самостоятельная работа студентов IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ 4.1 Темы рефератов 4.2 Темы контрольных работ 4.3 Темы курсовых работ 4.4 Темы квалификационных работ 4.5 Основные понятия 4.6 Вопросы к экзамену 4.7 Критерии оценивания знаний  

 

 

I. ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ДГОТОВКИ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА

 

Индекс Наименование дисциплин и их основные разделы Всего часов
ДПП Дисциплины предметной подготовки  
ДПП.Ф.00 Федеральный компонент  
  ДПП.Ф.16   Методы психологической диагностики Научные методы постановки психологического диагноза; виды психологических диагнозов. Классификация современных методик психодиагностики. Использование компьютеров в психологической диагностике. Тестовые нормы и проверка их репрезентативности; стандартизация, границы применения норм, надежность, валидность, достоверность; универсальные психодиагностические методики; профессионально-этические нормы в диагностике. Психологическая диагностика особенностей детей с отклонениями в развитии, основные принципы их психологического изучения. Организация и проведение психодиагностического обследования, его этапы. Специфика применения психодиагностических методов при разных типах нарушения развития. Заключение по результатам психодиагностического обследования ребенка с нарушениями в развитии.    

 

II. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная записка

В настоящее время к числу наиболее актуальных проблем специальной детской психологии относится ранняя и всесторонняя диагностика особенностей психического развития ребенка. Наибольшие трудности связаны с анализом и интерпретацией результатов психологического обследование, так как они обеспечиваются широкими знаниями смежных областей психологии: детской, возрастной, общей, дифференциальной, социальной и др. По этой причине особое внимание в курсе «Методы психологической диагностики» должно быть уделено теоретическому анализу диагностируемых психологических феноменов с позиций современного состояния психологии, практическому применению и интерпретации результатов. При изучении курса особое внимание необходимо обратить на классификацию и специфические особенности разных типов психодиагностических методик. Необходимо помнить, что работа практикующего психодиагноста часто затрагивает жизненные интересы людей, отражается на их судьбах, поэтому ему следует не только знать, но и глубоко понимать этические нормы и правила, регулирующие деятельность психодиагноста. В связи с этим будущим специалистам необходимо иметь запас теоретических и практических знаний об особенностях психофизического развития детей, о структуре дефекта, и о том, как протекает развитие психических процессов в условиях нарушений

Цель дисциплины – овладение студентами представлений о теоретических, прикладных и инструментальных аспектах психодиагностики как научной и практической области психологических знаний, а также актуальных проблемах, задачах и перспективах развития современной психодиагностики, понимания роли и функций психодиагностики в профессиональной психологической деятельности.

Курс тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины как невропатология, анатомия, физиология, психопатология, нейропсихология, специальная педагогика, специальная детская психология, психолого-педагогическая диагностика, нейропсихология и др.

Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и государственных требований к минимуму содержания и уровня подготовки выпускников факультета коррекционной педагогики по специальности 050717 (032000) – Специальная детская дошкольная педагогика и психология (квалификация педагог- дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии) с дополнительной специальностью 031900 специальная психология (квалификация специальный психолог).

В ходе ее достижения решаются задачи:

1. ознакомить с важнейшими отраслями и этапами развития психодиагностики;

2. сформировать представление об основных подходах, направлениях и концепциях, сферах применения и использования психодиагностических методик;

3. ознакомить с содержанием профессионально-этических норм психодиагноста;

4. сформировать навыки организации процесса психологического тестирования;

5. ознакомить с диагностическими методиками, используемыми в психологической практике, их возможностями и ограничениями, преимуществами и недостатками;

6. обучить способам обработки и интерпретации результатов методик, написанию заключений на их основе;

7. ознакомить с компьютерной психодиагностикой;

В структуре изучаемого курса выделяются следующие основные темы:

Научные методы постановки психологического диагноза. Классификация современных методик психодиагностики. Универсальные психодиагностические методики

Тестовые нормы и проверка их репрезентативности. Основные принципы психологического изучения детей с проблемами в развитии. Организация и проведение психодиагностического обследования. Специфика применения психодиагностических методов при разных типах нарушения развития. Заключение по результатам психодиагностического обследования ребенка с нарушениями в развитии

Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и лабораторных занятий. Особое внимание в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе студентов.

В результате изучения курса студент должен знать:

1. важнейшие отрасли и этапы развития психодиагностики

2. содержание профессионально-этических норм психодиагноста

3. содержание диагностических методик, используемых в психологической практики, их возможностями и ограничениями, преимуществами и недостатками.

В результате изучения курса студент должен владеть:

ü системой знаний о ребенке дошкольного возраста как субъекте диагностического обследования его возрастных, индивидуальных особенностях и социальных факторах развития.

ü Умением организовывать процесс психологического обследования;

ü Уметь применять конкретные психодиагностические методики в различных сферах психологической деятельности;

ü Уметь обрабатывать и интерпретировать результаты методик, формулировать заключения на их основе;

ü Уметь работать с компьютеризированными психодиагностическими методиками;

ü Умение использовать психодиагностические методики в практической и научно-исследовательской работе.

Курс «Методы психологической диагностики» рассчитан на 164 учебных часа, в том числе аудиторных – 30 часов лекций, 28 часов семинарских занятий, 24 часа лабораторных работ, 82 часа самостоятельной работы студентов. Изучается на 4 курсе в течение 7 семестра. Курс завершается экзаменом в 7 семестре.

 

2.2 Содержание курса « Методы психологической диагностики»

 

Психологическая диагностика особенностей детей с отклонениями в развитии

Заключение по результатам психодиагностического обследования ребенка с нарушениями в развитии

Анализ результатов психологической диагностики. Схема анализа результатов: поведение ребенка в процессе обследования, характер деятельности, работоспособность, моторное развитие, латеральный профиль, особенности внимания, гнозис, мнестической деятельности, характеристика мышления и речи, социально-бытовая ориентировка, развитие графических навыков, эмоциональные и личностные особенности ребенка. Особенности составления заключения, его разделы. Разделы общей части заключения. «Триада составляющих» итоговой части заключения. Технология составления итоговой части заключения. Рекомендации по развитию и коррекции.

Список литературы

Основная литература

1. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 2 / Пер. с англ. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. — М.: Педагогика, 19S2.

2. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. — М: МГОПИ, издатель­ство «Альфа», 1995.

3. Белопольская Н. Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического разви­тия. - М.: Изд-во УРАО, 1999.

4. Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учебное посо­бие. — М.: Высшая школа, 2003.

5. Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребенка. — М.: Роспедагент-ство, 1994.

6. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2008.

7. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2009.

8. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб.: Питер, 2008.

9. Венгер Л. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.

  1. Возрастно-психологический подходе консультировании детей и подростков: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. —
    М.: Издательский центр «Академия», 2002

11. Диагностический Комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов / Авт.-сост. Н, Я. Семаго, М. М. Семаго. — М.: АР-КТИ, 1999 (Библиотека психолога-практика).

12. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для сту­дентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. Изд-е 2-е, перераб. — М.: Просвещение; Владос, 1995.г

13. Мамайчук И. И. Психологическая помошь дегям с проблемами в развитии. — СПб.: Речь. 2001.

14. Практикум по возрастной психологии: Учеб пособие / Пол ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2002.

  1. Психологическая диагностика детей и подростков: Учебное пособие для студентов: М. К.Акимо­ва, Г А. Берулава, Е. М. Борисова и др. / Пол ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисоьой. — М.: Между­народная педагогическая академия, 1995.
  2. Психологическая диагностика: Учебник для вузов /Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2005. – 652с.

17. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под обшей ред. М, М. Семаго. - М.: АРКТИ, 1999.

18. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

19. Семаго М. М., Семаго И. Я, Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс. 2004.

20. Семаго М. М., Семаго Н, Я. Организация и содержание деятельности психолога специального об­разования. — М.: АРКТИ, 2004.

21. Семаго М. М., Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПБ.: Речь, 2006

22. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. — М.: АРКТИ, 2000.

 

 

Дополнительная литература

1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цвет­ковой. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МО-ДЭК», 2001.

2. Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. — М.: «КСП», 1997.

3. Ахутина Т. В., Пылаева И, М, Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Учебное по­собие. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

4. Белопольская Н. Л. Исключение предметов (Четвертый лишний): Модифицированная психодиаг­ностическая методика — М.: Когито-Центр, 2002.

5. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А, Панько. — Минск,1997

6. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Альбом / Сост. Т. В. Ахутина, Н. М. Пыла-ева. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

7. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2009.

8. Методы обследования речи у детей / Под общей ред. И. Т. Власенко. Г. В. Чиркиной. Ч. I. — М., 1992.

  1. Сыромятников И.В. Психодиагностика: Учебное пособие. – М., 2005. – 640 с.

10. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии / Под ред. Г. А. Урунтаевой. — М.: Просвещение, Владос, 1995.

II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

3.1 Тематический план по курсу «Методы психологической диагностики»

  № темы     Наименование модулей и тем курса Количество часов Самостоятельная (внеаудиторная
Всего Аудиторная работа
Лекции Семинары Лабораторная работа
  Научные методы постановки психологического диагноза          
  Классификация современных методик психодиагностики.          
  Универсальные психодиагностические методики          
  Тестовые нормы и проверка их репрезентативности          
  Основные принципы психологического изучения детей с проблемами в развитии            
  Организация и проведение психодиагностического обследования, его этапы          
  Специфика применения психодиагностических методов при разных типах нарушения развития          
  Заключение по результатам психодиагностического обследования ребенка с нарушениями в развитии          
  ИТОГО          
             

План лекционных занятий

 

Лекция № 1 (2 часа)

Тема: Научные методы постановки психологического диагноза

План:

1. История психодиагностики

2. Основные принципы диагностической деятельности психолога

  1. Понятие психологического диагноза

Литература:

 

1. Семаго М. М., Семаго Н, Я. Организация и содержание деятельности психолога специального об­разования. — М.: АРКТИ, 2004.

  1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2002

3. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. — М: МГОПИ, издатель­ство «Альфа», 1995.

 

Лекция № 2 (4 часа)

Тема: Классификация современных методик психодиагностики

План:

1. Типы диагностических методик

2. Формализованные методики

3. Мало формализованные методики

 

Литература:

1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2008.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2009.

3. Психологическая диагностика: Учебник для вузов /Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2005. – 652с.

4. Сыромятников И.В. Психодиагностика: Учебное пособие. – М., 2005. – 640 с.

 

Лекция 3 (4 часа)

Тема: Универсальные психодиагностические методики

План:

1. Диагностика интеллектуальных особенностей личности

2. Диагностика темперамента и характера

3. Диагностика эмоциональной сферы и регуляторной активности

4. Психодиагностика конституциональных черт личности.

Литература:

  1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2009.

2. Практикум по возрастной психологии: Учеб пособие / Пол ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2002.

  1. Психологическая диагностика: Учебник для вузов /Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2005. – 652с.

Лекция № 4 (4 часа)

Тема: Тестовые нормы и проверка их репрезентативности

План:

1. Профессионально-этические нормы в диагностике

2. Стандартизация, границы применения норм

3. Надежность, валидность, достоверность диагностических методик

4. Использование компьютеров в психологической диагностике

Литература:

1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2008.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2009.

3. Психологическая диагностика: Учебник для вузов /Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2005. – 652с.

4. Сыромятников И.В. Психодиагностика: Учебное пособие. – М., 2005. – 640 с.

5. Семаго М. М., Семаго И. Я, Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс. 2004.

 

Лекция № 5(4 часа)

Тема: Основные принципы психологического изучения детей с проблемами в развитии

План:

1. Основные принципы диагностической деятельности психолога

2. Технология оценки психического развития

3. Базовые составляющие психического развития

Литература:

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2009.

2. Психологическая диагностика: Учебник для вузов /Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2005. – 652с.

3. Семаго М. М., Семаго И. Я, Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс. 2004.

 

Лекция № 6 (4 часа)

Тема: Организация и проведение психодиагностического обследования

План:

1. Психологический анамнез

2. Построение диагностической гипотезы

3. Тактика психологического обследования

4. Особенности проведения обследования детей разного возраста

 

Литература:

1. Семаго М. М., Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПБ.: Речь, 2006

2. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А, Панько. — Минск,1997

3. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цвет­ковой. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МО-ДЭК», 2001.

4. Психологическая диагностика детей и подростков: Учебное пособие для студентов: М. К.Акимо­ва, Г А. Берулава, Е. М. Борисова и др. / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. — М.: Между­народная педагогическая академия, 1995.

 

Лекция № 7 (4 часа)

Тема: Специфика применения психодиагностических методов при разных типах нарушения развития

План:

1. Анализ профиля латеральных предпочтений

2. Исследование операциональных характеристик деятельности ребенка

3. Оценка сформированности базовых составляющих психического развития ребенка

 

Литература:

1. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

2. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. для сту­дентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. Изд-е 2-е, перераб. — М.: Просвещение; Владос, 1995.г

3. Диагностика развития зрительно-вербальных функций: Альбом / Сост. Т. В. Ахутина, Н. М. Пыла-ева. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

4. Семаго М. М., Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПБ.: Речь, 2006

 

Лекция № 8 (4 часа)

Тема: Заключение по результатам психодиагностического обследования ребенка с нарушениями в развитии

План:

1. Разделы психологического заключения

2. Технология обшей части психологического заключения

3. Психологический диагноз, прогноз и рекомендации

Литература:

1. Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учебное посо­бие. — М.: Высшая школа, 2003.

2. Семаго М. М., Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПБ.: Речь, 2006

3. Семаго М. М., Семаго И. Я, Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическ ое пособие. — М.: Айрис-пресс. 2004

 

3.3. Планы семинарских занятий

Семинар 1 (2 часа)

Тема Научные методы постановки психологического диагноза

План семинарского занятия

1. Проблемы онтогенеза и дизонтогенеза в психологии

2. Типология дизонтогенеза как основа психологического диагноза

  1. Понятие психологического или функционального диагноза

Практическое задание: сравнитьразличные классификации отклоняющегося развити

Основные понятия: психологический диагноз, социально-психологический норматив, конвергенция двух факторов развитии, ретардация, асинхрония, дисгармония психического развития.

Список литературы:

1. Семаго М. М., Семаго Н, Я. Организация и содержание деятельности психолога специального об­разования. — М.: АРКТИ, 2004.

  1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2002

3. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. — М: МГОПИ, издатель­ство «Альфа», 1995.

 

Семинар 2

(4 часа)

Тема: Классификация современных методик психодиагностики

План семинарского занятия

1. Типы диагностических методик

2. Формализованные методики

3. Мало формализованные методики

Практическое задание: компьютерная презентация «Характеристика формализованных и мало формализованных методик»

Основные понятия: беседа, интервью, интроспекция, контент-анализ, тесты, формализованные методики, опросник, психометрия, репертуарные решетки, малоформализованные методики, метод наблюдения.

Список литературы:

1. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб.: Речь, 2008.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2009.

3. Психологическая диагностика: Учебник для вузов /Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2005. – 652с.

4. Сыромятников И.В. Психодиагностика: Учебное пособие. – М., 2005. – 640 с.

Семинар 3 (4 часа)

Тема Универсальные психодиагностические методики

План семинарского занятия

1. Диагностика интеллектуальных особенностей личности

2. Диагностика темперамента и характера

3. Диагностика эмоциональной сферы и регуляторной активности

4. Психодиагностика конституциональных черт личности.

Практическое задание: составить каталог методик с характеристикой по схеме

 

Название методики автор Назначение методики Содержание методики Результаты
       

 

Основные понятия: коэффициент интеллектуальности, креативность конструкт личный, способности, коэффициент интеллектуальности,

Список литературы:

1. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. – СПб.: Питер, 2009.

2. Практикум по возрастной психологии: Учеб пособие / Пол ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2002.

3. Психологическая диагностика: Учебник для вузов /Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2005. – 652с

Семинар 4 (2 часа)

Тема Тестовые нормы и проверка их репрезентативности

План семинарского занятия

1. Профессионально-этические нормы в диагностике

2. Стандартизация, границы применения норм

3. Надежность, валидность, достоверность диагностических методик

4. Использование компьютеров в психологической диагностике

Практическое задание: памятка «Профессионально-этические нормы в диагностике»

Основные понятия: стандартизация, надежность, валидность, достоверность, процинтили

Список литературы:

1. Психологическая диагностика: Учебник для вузов /Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2005.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – СПб.: Питер, 2008.

3. Сыромятников И.В. Психодиагностика: Учебное пособие. – М., 2005.

Семинар 5 (6 часа)

Тема Основные принципы психологического изучения детей с проблемами в развитии

План семинарского занятия

1. Основные принципы диагностической деятельности психолога

2. Технология оценки психического развития

3. Построение психологической гипотезы

4. Требования к методическим средствам и стимульным материалам

Практическое задание: составить картотеку методик для изучения базовых составляющих психического развития ребенка

Основные понятия: полифункциональность методики, скрининг, повторная диагностическая оценка, углубленная диагностика, принципы структурно-динамической целостности, терминологической адекватности, единства диагностики и коррекции.

Список литературы:

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2009.

2. Психологическая диагностика: Учебник для вузов /Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2005. – 652с.

3. Семаго М. М., Семаго И. Я, Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс. 2004.

Семинар 6 (4 часа)

Тема: Организация и проведение психодиагностического обследования, его этапы

План семинарского занятия

1. Психологический анамнез

2. Построение диагностической гипотезы

3. Тактика психологического обследования

4. Особенности проведения обследования детей разного возраста

Практическое задание: составить схему сбора анамнестических данных

Основные понятия: анамнез, психологическая гипотеза, запрос, принцип минимализации энергозатрат, естественная ситуация взаимодействия, учет новообразований возраста.

Список литературы:

1. Семаго М. М., Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПБ.: Речь, 2006

2. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А, Панько. — Минск,1997

3. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Цвет­ковой. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МО-ДЭК», 2001.

4. Психологическая диагностика детей и подростков: Учебное пособие для студентов: М. К.Акимо­ва, Г А. Берулава, Е. М. Борисова и др. / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. — М.: Между­народная педагогическая академия, 1995.

Семинар 7(4 часа)

Тема Специфика применения психодиагностических методов при разных типах нарушения развития

План семинарского занятия

1. Анализ профиля латеральных предпочтений

2. Оценка сформированности базовых составляющих психического развития ребенка

3. Исследование операциональных характеристик деятельности ребенка

Практическое задание: составить картотеку методик изучения психического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Основные понятия: латеральные предпочтения, базовые составляющие психического развития, пространственно-временные репрезентации, произвольная регуляция, аффективная регуляция.

Список литературы:

1. Семаго М. М., Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПБ.: Речь, 2006

2. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под обшей ред. М, М. Семаго. - М.: АРКТИ, 1999.

3. Диагностический Комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов / Авт.-сост. Н, Я. Семаго, М. М. Семаго. — М.: АР-КТИ, 1999

Семинар 8 (2 часа)

Тема Заключение по результатам психодиагностического обследования ребенка с нарушениями в развитии

План семинарского занятия

 

1. Разделы психологического заключения

2. Технология обшей части психологического заключения

3. Психологический диагноз, прогноз и рекомендации

Практическое задание: составить схему психологического заключения

Основные понятия: индивидуальная карта, психологический диагноз,психологический прогноз, психологическое заключение, рекомендации

Список литературы:

1. Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учебное посо­бие. — М.: Высшая школа, 2003.

2. Семаго М. М., Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПБ.: Речь, 2006

3. Семаго М. М., Семаго И. Я, Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс. 2004

3.4. Самостоятельная работа студентов

Темы для самостоятельного изучения Кол-во часов Формы самостоятельной работы Методическое обеспечение Формы отчетности
  Научные методы постановки психологического диагноза   Таблица «Характеристика типов отклоняющегося развития в классификации Семаго М. М.» Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 2 / Пер. с англ. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. — М.: Педагогика, 1982. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз: система основных понятий. — М: МГОПИ, издатель­ство «Альфа», 1995. Берулава Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учебное посо­бие. — М.: Высшая школа, 2003. Практикум по возрастной психологии: Учеб пособие / Пол ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. — СПб.: Речь, 2002. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. Возрастно-психологический подходе консультировании детей и подростков: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2002 Диагностический Комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов / Авт.-сост. Н, Я. Семаго, М. М. Семаго. — М.: АР-КТИ, 1999 Семаго М. М., Семаго И. Я, Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс. 2004.   Семаго М. М., Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПБ.: Речь, 2006   Семинар Экзамен
  Классификация современных методик психодиагностики.   Презентация мультимедийная «Формы и характеристика формализованных и мало формализованных методов диагностики»
  Универсальные психодиагностические методики   Картотека психологических методик, направленных на изучение интеллектуальных особенностей личности эмоциональной сферы, регуляторной активности, темперамента и характера человека.
  Тестовые нормы и проверка их репрезентативности   Составить словарь основных понятий курса  
  Основные принципы психологического изучения детей с проблемами в развитии     Картотека методик для изучения базовых составляющих психического развития ребенка Семинар Экзамен
  Организация и проведение психодиагностического обследования   Структура сбора анамнестических данных Индивидуальная психологическая карта ребенка
  Специфика применения психодиагностических методов при разных типах нарушения развития.   Картотека методик изучения познавательного развития, произвольной регуляции, эмоциональной сферы и личностных особенностей детей с проблемами в развитии
  Заключение по результатам психодиагностического обследования ребенка с нарушениями в развитии   Структура психологического заключения по результатам обследования
  Итого 82      
                   

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Темы рефератов

Современное состояние методов психодиагностики личности

Психодиагностика интеллекта. Современное состояние и тенденции развития.

Диагностика учебных достижений. Достоинства и недостатки методов измерения.

Диагностика умственного развития и предметной успеваемости учащихся.

Диагностика креативности. Методы и тенденции их развития.

Тесты специальных способностей и профконсультация.

Метод контент-анализа в психодиагностике.

Психодиагностические беседа, опрос, интервью и наблюдение.

Социометрический метод.

Диагностический обучающий эксперимент.

Психофизиологическая диагностика.

Проективные методики. Анализ и оценка особенностей использования.

Психодиагностика межличностных отношений.

Психодиагностика самосознания.

Психодиагностика в клинико-консультационной работе.

 

Темы контрольных работ

Психодиагностика как наука и практика. История психодиагностики.

Психодиагностический метод. Этика психодиагностического обследования.

Проведение психодиагностического исследования.

Психологический диагноз и психологический прогноз.

Основные этапы конструирования теста.

Направления и области психологического тестирования.

Общая характеристика опросника как метода психодиагностического исследования.

Сущность и история создания «Метрических шкал Бине-Симона»

Характеристика, структура и назначение теста Векслера.

Проективная техника в психодиагностике

Метод контент-анализа в психодиагностике.

Психодиагностика внимания и сенсомоторных реакций.

Психодиагностика памяти и мнемических свойств.

Психодиагностика мышления.

Диагностика учебных достижений. Достоинства и недостатки методов измерения.

Психодиагностика воображения и представления.

История и общая характеристика тестов интеллекта.

История и общая характеристика тестов личности.

Определение психологических типов личности.

Проективные методы исследования личности.

Диагностика межличностных отношений и особенностей общения.

Темы курсовых работ

Графические методы в диагностике развития, личности и системы отношений детей.

Психодиагностика в школьной психологической службе. Особенности проведения психодиагностического обследования детей.

Социально-психологическая диагностика личности и группы. Психодиагностика межличностных отношений.

Психодиагностика подростково-юношеской агрессивности.

Склонность к суициду как психодиагностическая проблема.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.231 с.)