Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Общая характеристика коррекционной работы
Оценка осуществляется в виде контрольной работы, включающей в себя: диктант с грамматическим заданием; тестовое задание, по которому оценивается усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи; изложения и сочинения для оценки состояния речевого внимания и памяти; устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней аграмматизмов.
При наличии у учеников нарушений звукопроизношения проводится индивидуально-подгрупповая работа по общепринятой схеме на адаптированном для данного возраста речевом материале. В случае выявления у дизорфографиков ошибок дисграфического характера коррекционная работа ведется параллельно: формируются группы сочетанного диагноза «дисграфия — дизорфография», на группу составляется перспективный и поурочный планы работы в зависимости от формы и степени выраженности дефекта.
ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ДИЗОРФОГРАфИЯ»
Не-дели
| Заня-тия
| Темы
и содержание
коррекционной
работы
| Грамматические
и лексические
темы, спользуе-
мые на занятиях
| Развитие неречевых процессов[16]
|
|
|
|
|
| Сентябрь
| I
| Фронтальное обследование
| II
| III
|
| Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных забо-леваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения
|
| I этап (диагностический)
| IV
|
| Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Осо-бенности динамической стороны речи. Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова. Состояние фонематического вос-приятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Иссле-дование понимания речи (импрессивной). Исследование лекси-ки и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение
|
|
| II этап (подготовительный)
Октябрь
| I
|
| Развитие и уточнение пространственных представлений
| Правописание существительных множественного числа, родительского
| Формирование тонкой моторики и графомоторных навыков
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| ё1
| падежа («сапоги», «чулки», «носки»). Правописание наречий и предлогов («справа», «слева», «назад», «вперед», «около», «напротив» и т.п.). «Отважные путешественники». Занимательные приключения в космосе
|
|
|
| Развитие и уточнение пространственных представлений
| Безударная гласная в корне слова. Словарные слова. Детективно-загадочная история. Мурзилка против Ябеды-Корябеды. По мотивам рассказов А. Семенова «Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды»
| Развитие внимания
| II
|
| Развитие и уточнение временных представлений. Сутки. Дни недели
| Правописание наречий (когда-нибудь, иногда, изред-ка, реже, чаще и т.п.) Ю. Мориц «Куда делся понедельник?»
| Развитие памяти
|
| Развитие и уточ-нение временных представлений.
| Согласование сущест-вительных и прилага-тельных в роде, числе
|
| | | | | | | Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| Времена года
| и падеже. В мире животных
|
| III
|
| Развитие и уточ-нение временных представлений. Месяцы
| Употребление глаго-лов в настоящем, про-шедшем и будущем времени. По страни-цам произведений
Ж. Верна
| Развитие словесно-логического мышления
|
| Развитие и уточ-нение временных представлений. Год
| Употребление глаго-лов в настоящем, прошедшем и будущем времени.
Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
| Развитие произ-вольного внимания и всех видов
памяти
| IV
|
| Развитие и уточ-нение временных представлений. Календарь. Праздники
| Употребление глаго-лов в настоящем, про-шедшем и будущем времени. Путешествие в будущее на машине времени. К. Булычев «Сто лет тому вперед»
| Развитие словесно-логического мыш-ления
|
| Развитие и уточ-нение временных представлений. Семья
| Согласование сущес-твительных и прила-гательных в роде, числе и падеже. Тайна древнего замка с при-видениями. О. Уайльд «Кентервильское привидение»
| Развитие абстрак-тного и образного мышления
|
III этап (коррекционный)
Ноябрь
| I
| Каникулы
| II
|
| Алфавит. Понятия «азбука» и «алфавит»
| Гласные и согласные буквы и звуки.
Б. Заходер «Песенка-азбука»
| Развитие слухового внимания и фонема-тического восприя-тия (дифференциа-ция неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)
|
|
| Алфавит. Понятия «азбука» и «алфавит»
| Гласные и согласные буквы и звуки.
Я. Бжехва «Волшебник Ковальский»
| Развитие слухового внимания и фонема-тического воспри-ятия (дифференци-ация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)
| III
|
| Звуки и буквы. Дифференциация гласных и согласных букв и звуков
|
| Развитие слухового внимания и фонема-тического воспри-ятия (дифференци-ация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)
|
| Звуки и буквы. Гласные I ряда
| Гласные звуки и буквы
| Развитие внимания.
Упражнения, на-правленные на увеличение объема внимания. Игра «Пуговица»
| | | | | | |
Продолжение табл.
|
|
|
|
| IV
|
| Звуки и буквы. Гласные II ряда
| Буквы «е», «ё», «ю», «я»
|
|
| Звуки и буквы. Дифференциация гласных I и II ряда
|
| Развитие воспри-ятия и ориенти-ровки в простран-стве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители»
| Декабрь
| I
|
| Звуки и буквы. Дифференциация согласных по твердости — мягкости
| Мягкие и твердые согласные
|
|
| Звуки и буквы. Дифференциация согласных по глухости — звонкости
| Глухие и звонкие согласные
| Отработка понятий «правый» и «левый».
Упражнение «Разноцветные точки»
| II
|
| Заглавная буква в начале предложе-ния. Правила на-писания предло-жения
| Предложение
|
|
| Заглавная буква в начале предло-жения. Правила написания предло-жения
| Строчные и прописные буквы
| Выполнение упраж-нений на усвоение пространственных отношений пред-логи («на», «над»,
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
| «под», «за» и т.д.). Упражнение «Копирование точек»
| III
|
| Заглавная буква в именах собствен-ных
|
|
|
| Заглавная буква в именах собствен-ных
|
| Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?»
| IV
|
| Заглавная буква в именах собствен-ных
| Развитие связной речи. Письмо Деду Морозу
|
|
| Проверочная конт-рольная работа по итогам темы
|
|
| Январь
| I
| Каникулы
| II
| III
|
| Однокоренные слова
| Части слова. Корень
| Узнавание предмета по контурному изо-бражению и дета-лям рисунка. Упражнение «Со-ставление фигуры из разрозненных деталей»
|
| Однокоренные слова
| Части слова. Приставка
|
| | | | | | |
Продолжение табл.
|
|
|
|
| IV
|
| Однокоренные слова
| Части слова. Суффикс
| Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Ис-пользование игр с постройками из кубиков»
|
| Однокоренные слова
| Части слова. Окончание
|
| Февраль
| I
|
| Ударение
|
| Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»
|
| Ударение. Смыс-лоразличительная и формообразую-щая роль ударения
| Слова-омографы
|
| II
|
| Ударение
|
| Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты»
| | | | | | |
Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| Ударение
|
|
| III
|
| Безударные гласные в корне слова
| Части слова. Корень
| Упражнения, нап-равленные на уве-личение уровня распределения внимания
|
| Безударные гласные в корне слова
| Части слова. Приставка
|
| IV
|
| Безударные гласные в корне слова
| Части слова. Суффикс. Окончание
| Упражнения, нап-равленные на уси-ление концентрации и устойчивости зри-тельного внимания
|
| Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных
| Оглушение звонких согласных в середине слова
|
| Март
| I
|
| Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных
| Озвончение глухих согласных в середине слова
| Усиление концентрации слухового внимания
|
| Звонкие и глухие согласные в корне слова и в словах со стечением согласных
|
|
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
| II
|
| Непроизносимые согласные
|
| Упражнения, нап-равленные на тренировку пере-ключения внима-ния. Упражнение «Красно-черные пары»
|
| Непроизносимые согласные
|
|
| III
|
| Непроизносимые согласные
|
| Упражнения, напра-вленные на трени-ровку распреде-ления и избиратель-ности внимания
|
|
| Непроизносимые согласные
|
|
| IV
| Каникулы
| Апрель
| I
|
| Правило переноса
|
| Развитие памяти. Упражнения для развития способ-ности к воссоз-данию мысленных образов. Упражне-ние «Мысленные образы, отвечаю-щие понятиям прямо или косвенно»
|
| Правило переноса
|
|
|
Продолжение табл.
|
|
|
|
| II
|
| Правило переноса
|
| Упражнения для развития способ-ности к воссоз-данию мысленных образов. Упражнеие «Мысленные образы и эмоции»
|
| Словарные слова
|
|
| III
|
| Словарные слова
|
| Упражнения для развития способ-ности к воссоз-данию мысленных образов. У пражне-ние «Мысленные образы и их эмоциональная окраска»
|
| Двойные соглас-ные в корне слова
|
|
| IV
|
| Двойные соглас-ные в корне слова
|
| Упражнения на осознанное воспри-ятие. Упражнение «Осознание визуального материала»
|
|
| Двойные соглас-ные в корне слова
|
|
| Май
| I
|
| Двойные соглас-ные на стыке морфем
|
| Упражнения на осознанное вос-приятие. Упражнение
| Окончание табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
| «Осознание словесного материала»
|
|
| Двойные соглас-ные на стыке морфем
|
|
| IV этап (оценочный)
| II
|
| Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей
|
|
| III
| Фронтальное обследование
| IV
| ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ДИЗОРФОГРАФИЯ»
Не-дели
| Заня-тие
| Темы
и содержание
коррекционной
работы
| Грамматические
и лексические темы, используемые на занятиях
| Развитие
неречевых процессов
|
|
|
|
|
| Сентябрь
| I
| Фронтальное обследование
| II
| I—II этапы (диагностико-подготовительные)
| III
|
| Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение
|
| IV
|
|
| III этап (коррекционный)
Октябрь
| I
|
| Повторение
|
|
|
| Повторение
|
|
| II
|
| Употребление гласных после шипящих
(«жи — ши»)
|
| Упражнения на осоз-нанное восприятие. Упражнение «Оживление»
|
| Употребление глас-ных после шипящих («ча — ща»,
«чу — щу»)
|
|
| III
|
| Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных
|
| Упражнения, направ-ленные на способ-ность устанавливать связи между элемен-тами материала. Упражнение «Двой-ная стимуляция памяти»
|
| Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных
|
|
| IV
|
| Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных
|
| Упражнения, направ-ленные на способ-ность устанавливать связи между элемен-тами материала. Упражнение «"Нело-гичные " парные ассоциации слов»
|
|
| Мягкий знак. Упот-ребление мягкого знака для обозна-
чения мягкости согласных
|
|
|
|
| Ноябрь
| I
| Каникулы
| II
|
| Мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных
|
| Упражнения для использования визуального кода. Упражнение «Осо-бый путь зубрежки»
|
| Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих
| Употребление «ь» как средства выражения формы слова
|
| III
|
| Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих
| Употребление «ь» как средства выражения формы слова
| Развитие мышления.
Коррекционные упражнения, направ-ленные на развитие образного мышле-ния. Игра «Дополни до...»
|
| Мягкий знак. Употребление мягкого знака после шипящих
| Употребление «ь» как средства выражения формы слова
|
| IV
|
| Разделительный «ь»
|
| Развитие мышления.
Коррекционные уп-ражнения, направ-ленные на развитие образного мышле-ния. Игра «Догадай-ся, кто нарисован»
|
|
| Разделительный «ъ»
|
|
| Декабрь
| I
|
| Слово и его лексическое значение
| Лексика. Лексическое и грамматическое значение слова. Толковый словарь
| Коррекционные упражнения, направ-ленные на развитие образного мышле-ния. Игра «Кубики»
|
| Однозначные и многозначные слова
| В. Остен «Дорога»
|
| II
|
| Прямое и переносное значения слова
|
| Коррекционные упражнения, направ-ленные на развитие образного мышле-ния. Упражнение «Задачи на состав-ление заданной фигу-ры из определенного количества палочек»
|
|
| Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению
| Омонимы
|
| Ш
|
| Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному в зависи-мости от значения
| Омофоны
| Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления. Упражнение «Фор-мирование искусст-венных понятий» (по Л.С. Выготскому — Л.С. Сахарову)
|
|
| «Слова-приятели»
| Синонимы.
С. Маршак «Вьюга»
|
| IV
|
| «Слова-приятели»
| Синонимы.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
| Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления. Упражнение «Формирование умения отделять форму понятия от его содержания»
|
| «Слова-приятели»
| Синонимы, обозна-чающие предмет, признак предмета, действие предмета
|
| Январь
|
| Каникулы
| II
| III
|
| «Слова-
неприятели»
| Антонимы. Картина И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
| Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления.
Упражнение «Фор-мирование умения устанавливать связи между понятиями»
|
|
|
| «Слова-неприятели»
| Антонимы.
Б. Заходер «И нам с тобой пришел черед...»
|
| IV
|
| «Слова-неприятели»
| Антонимы, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета
| Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления. Упражнение «Фо-рмирование умения выделять сущест-венные признаки для сохранения логич-ности суждений при решении длинного ря-да однотипных за-дач»
|
| Фразеологические обороты. Устой-чивые словосоче-тания
|
|
| Февраль
| I
|
| Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания
|
| Упражнения, направ-ленные на развитие абстрактно-логичес-кого мышления. Упражнение «Фор-мирование способ-ности оперировать смыслом»
|
|
| Фразеологические обороты. Устойчивые словосочетания
|
|
| II
|
| Морфология
|
| Формирование прие-мов учебной дея-тельности. Форми-рование умения принять учебную задачу
|
| Имя существи-тельное
|
|
| III
|
| Изменение существительных по падежам
| Существительное как часть речи
| Формирование умения планировать свои действия
|
| Изменение существительных по числам
| Падежные окончания имен существительных
|
| IV
|
| Три склонения имен существительных
| Правописание слов в мужском и женском роде, оканчиваю-щиеся на шипящие
| Формирование умения ориентиро-ваться на систему признаков (условий)
|
| Закрепление темы «Имя существи-тельное»
|
|
| Март
| I
|
| Глагол
| Глагол как часть речи
| Формирование уме-ния действовать по правилу и разных ви-дов контрольно-оце-ночных действий: планирующего, про-межуточного и итого-вого видов самоконт-роля. Упражнение «Офицер-солдат»
|
|
| Времена глагола
| Прошедшее, насто-ящее и будущее времена глагола
|
| II
|
| Изменения глагола по лицам и числам
| Написание «не» с глаголами
| Формирование уме-ния действовать по правилу и разных ви-дов контрольно-оце-ночных действий: планирующего, про-межуточного и ито-гового видов само-контроля. Упражне-ние «Поиск клада»
|
| Спряжения глаголов
| Окончания глаголов
|
| Ш
|
| Закрепление темы «Глагол»
|
| Формирование приемов самоконтроля.
Упражнение «Фабрика игрушек»
|
| Имя прилагательное
| Прилагательное как часть речи
|
| IV
| Каникулы
| Апрель
| I
|
| Изменение имени прилагательного по родам и числам
|
| Формирование при-емов самоконтроля.
Упражнение «Сделай так же»
|
| Согласование прилагательных с существительными
| Окончания прилагательных
|
| II
|
| Закрепление темы «Имя прилагатель-ное»
|
| Формирование при-емов самоконтроля.
Игра «Число-контролер»
|
| Местоимение
| Местоимение, как часть речи
|
| III
|
| Изменение местоимений по лицам и числам
|
| Развитие произвольности. Игра «Пуговица»
|
| Согласование местоимений с существительными и глаголами
|
|
| IV
|
| Закрепление темы «Местоимения»
|
| Развитие произволь-ности. Игра «Кто сегодня именинник»
|
| Служебные части речи
|
|
|
|
| Май
| I
|
| Предлог. Союз. Местоимение
| Правописание частиц «не» и «ни» с глаголами
| Развитие произволь-ности. Игра «Хитрые картинки»
|
| Закрепление темы «Морфология»
|
|
| VI этап (оценочный)
| II
|
| Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей
|
|
| III
| Фронтальное обследование
| IV
| | | | | | | | | | ПОУРОЧНЫЙ ГОДОВОЙ ПЛАН РАБОТЫ С ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА, ИМЕЮЩИХ ДИАГНОЗ «ДИЗОРФОГРАФИЯ»
Не-дели
| Заня-тия
| Темы
и содержание
коррекционной
работы
| Грамматические
и лексические темы, используемые на занятиях[17]
| Развитие неречевых процессов[18]
|
|
|
|
|
| Сентябрь
| I
| Фронтальное обследование
| II
| I—II этапы (диагностико-подготовительные)
| Ш
|
| Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма
|
| IV
|
|
| Логопедическое заключение
| III этап (коррекционный)
Октябрь
| I
|
| Морфология. Повторение и закрепление темы
| Именные части речи
| Развитие произвольности. Игра «Веселые человечки»
|
| Имя числительное
| Числительное как часть речи
|
| II
|
| Изменение имени числительного по падежам
| Согласование имени существительного с именем прилагатель-ным
| Развитие произвольности. Упражнение «Найди отличие между двумя картинками»
|
| Закрепление темы «Имя числитель-ное»
|
|
| II
|
| Наречие
| Наречие как часть речи
| Развитие восприя-тия. Развитие дифференцирован-ности восприятия
|
| Конечные гласные наречий (суффик-сы)
|
|
| IV
|
| Закрепление темы «Наречия»
|
| Развитие аналитич-ности восприятия
|
| Служебные части речи (повторение)
|
|
| Ноябрь
| I
| Каникулы
| II
|
| Предлог. Виды предлогов
| Значение предлогов
| Развитие конкрет-ности восприятия
|
| Союзы. Виды союзов
|
|
| III
|
| Закрепление темы «Служебные части речи»
|
| Развитие прогно-стичности воспри-ятия
|
| Закрепление темы «Морфология»
|
|
| IV
|
| Проверочная работа
|
| Развитие памяти. Развитие памяти через установку на запоминание
|
|
| Состав слова
| Словообразование
|
| Декабрь
| I
|
| Части слова. Мор-фемика
|
| Развитие приемов, позволяющих уве-личивать объем за-поминаемого мате-риала
|
|
| Дифференциация корней «лаг—лож»
| Корень слова
|
| II
|
| Дифференциация корней «кас—кос»
| Корень слова
| Развитие приемов деятельного запоми-нания
|
| Дифференциация корней «гор—гар»
| Корень слова
|
| III
|
| Дифференциация корней «раст—рос»
| Корень слова
| Приемы для заучивания правил
|
|
| Дифференциация корней «бир—бер»
| Корень слова
|
| IV
|
| Однокоренные и родственные слова (повторение)
|
| Приемы «усиления» орфограммы
|
|
| Основа слова
|
|
| Январь
| I
| Каникулы
| II
| III
|
| Окончание
|
| Упражнения на
избирательность
запоминания
|
| Окончание имени существительного
| Согласование существительных и прилагательных
|
| IV
|
| Окончание имени прилагательного
|
|
|
|
| Окончания глаголов
| Спряжение глаголов
| Координация объема зрительной и слуховой памяти
| Февраль
| I
|
| Приставка
| Лексическое значение приставки
|
|
|
| Дифференция приставок «по-», «под-», «у-», «от-», «за-», «к-»
|
| Развитие двигательной памяти на физкультминутке
| II
|
| Дифференциация приставок «при-», «пре-», «пере-»
|
|
|
|
| Дифференциация приставок «при-», «пре-»
|
|
| III
|
| Дифференциация приставок «раз-», «рас-»
|
|
|
| Дифференциация «с—з» в корнях и приставках
|
| Развитие мышления
Построение вопросов
| IV
|
| Дифференциация приставок «без-», «бес-»
|
|
|
| Образование гла-голов с помощью приставок
| Развитие функции словообразования
|
| Март
| I
|
| Суффикс. Лексиче-ское значение суф-фикса
|
| Индуктивные и дедуктивные умозаключения
|
| Состав слова. Суф-фикс. Образование существительных с помощью умень-шительно-ласка-тельного суф-фикса. Дифферен-циация суффиксов «-ик-»— «-чик-»
| Суффиксальный способ образования слов. Миниатюра
Ф. Кривина
«О словообразовании»
|
| II
|
| Употребление суф-фиксов различных частей речи
|
|
|
| Суффиксальный способ образова-ния различных частей речи
| Развитие функции словообразования
| Построение плана действий
| III
|
| Образование наз-ваний детенышей животных
|
|
|
| Словообразовательная модель
|
|
| IV
| Каникулы
| Апрель
| I
|
| От словообразова-тельной модели к лексическому значению слова
| Овладение навыками анализа лексического значения слова на ос-нове словообразова-тельной модели.
Н. Сладков «Как их зовут?»
| Использование пиктограмм для лучшего усвоения отвлеченных понятий
|
| От словообразова-тельной модели слова к определе-нию грамматичес-ких свойств слова
| Формирование навы-ков грамматико-слово-образовательного анализа слов на основе словообразовательной модели. История обра-зования крылатых вы-ражений (иерихонская труба, силоамская ку-пель, вавилонское столпотворение, эзопов язык, казанская сирота и т.д.)
|
| II
|
| От словообразо-вательной модели слова к определе-нию граммати-ческих свойств слова
| Формирование навы-ков грамматико-слово-образовательного анализа слов на основе словообразовательной модели. Б. Заходер «Чудовищная история»
|
|
|
| От словообразова-тельной модели к выбору написания
| Анализ словообразо-вательных моделей как средство повыше-ния орфографической грамотности. «Зимняя сказка»
|
| III
|
| Индивидуально-авторские слова
| Формирование эле-ментарных умений лингвистического анализа художест-венного текста на основе внимания к словообразовательной модели. Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье» (пер. Б. Заходера)
|
|
| Индивидуально-авторские слова
| Формирование эле-ментарных умений лингвистического анализа художест-венного текста на основе внимания к словообразовательной модели. Творчество
В. Хлебникова
|
| IV
|
| Индивидуально-авторские слова
| Формирование эле-ментарных умений лингвистического анализа художест-венного текста на основе внимания к словообразовательной
|
| |
|
|
| модели. Творчество
В. Маяковского
|
|
| Индивидуально-авторские слова
| Формирование эле-ментарных умений лингвистического анализа художест-венного текста
|
|
|
|
| на основе внимания к словообразовательной модели. Творчество Е. Евтушенко
|
| IV этап (оценочный)
Май
| I
|
| Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей
|
| II
|
|
| III
| Фронтальное обследование
| IV
| | | | | | | | |
Приложение 8 ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ С ГРУППАМИ УЧАЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ ДИАГНОЗЫ
Занятие № 5 с группой учащихся 5 класса, имеющих диагноз «дизорфография»
Темы:
коррекционная — «Развитие и уточнение пространственных представлений»;
грамматическая — «Правописание существительных множественного числа, родительного падежа»;
лексическая — «Отважные путешественники. Занимательные приключения в космосе».
Цели:
1) уточнить и закрепить пространственные представления;
2) закрепить осознание схемы тела;
3) уточнить правое и левое направления в пространстве;
4) уточнить пространственные взаимодействия объектов;
5) уточнить графическое обозначение направлений;
6) развивать словесно-логическое мышление;
7) развивать пространственно-образное мышление;
8) закреплять навык определения предметной последовательности ряда.
Оборудование: цветные карандаши, часы, зеркало, календарь, доска, мел, фланелеграф. План занятия:
I.Организационный момент.
II. Основная часть.
1. Проба Хеда.
2. Работа с тетрадью.
3. Упражнение «Ухо—нос».
4. Рисование иероглифов.
5. Работа с цифровым рядом.
6. Физкультминутка.
7. Графический диктант.
8. Работа с тетрадью.
9. Графический диктант.
III. Подведение итогов.
Ход занятия
№ п/п
| Содержание
| Примечания
|
|
|
| I
| Организационный момент.
Скажите, пожалуйста, какое сегодня число, месяц? А какое число, месяц будет завтра? А какое было вчера?
|
|