В.8. Процесс реализации стратегии: его составляющие, факторы и необходимые условия




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В.8. Процесс реализации стратегии: его составляющие, факторы и необходимые условия



Управленческая структура предприятия – это взаимосвязи, складывающиеся между его различными подразделениями, направленные на выполнение миссии и достижение поставленных целей.

Каждой стратегии соответствует своя организационная структура, которая позволяет гибко реагировать на изменения внешних условий функционирования организации. Часто выбранная стратегия требует создания соответствующих подразделений, осуществляющих функцию развития организации. Например, в коммерческих организациях создаются отделы стратегического планирования, отделы развития и др.

Если стратегия развития коммерческой фирмы предполагает расши­рение географии деловой активности, потребуется выделение специ­альных организационных структур, которые бы обеспечивали функци­онирование этой организации на выбранной территории. Например, если принято решение о расширении торговых операций в другой стране, то может потребоваться создание сначала представительства, а затем филиала или даже нескольких филиалов, базирующихся в той стране, а затем, может быть, и соответствующего отдела в головном офисе фир­мы, призванного координировать всю деятельности в данной стране.

Считается, что стратегия должна определять структуру, но, к сожалению, этот принцип редко используется в практике оргпроектирования. Учитывая изменчивый характер внешней среды многих организаций и необходимость посто­янной корректировки стратегии, а, соответственно и организационной структуры, наибольший эффект может обеспечить адаптивный тип организационных структур. Адаптивные организационные структуры стали разрабатываться с начала 60-х годов. Это более гибкие организа­ционные структуры, которые приспособлены к быстрой смене внешних условий. Такие структуры можно быстро модифицировать в соответ­ствии с изменениями внешней среды. Важнейшей особенностью но­вой структуры управления должна стать ориентация предприятия на расширение горизонтальных связей, способствующих преодолению барьеров между подразделениями и являющихся необходимым усло­вием для быстрого приспособления к изменениям внешней среды.

Примером того, как организационная структура изменяется под воз­действием новой стратегии развития организации, может служить раз­витие так называемых плоских и сетевых организационных структур управления. Они возникли в практике управления именно под воздей­ствием новых стратегий развития. Если стратегия требует гибкости, адаптивности, быстрой реакции на воздействия внешней среды, то тра­диционные иерархические структуры перестают выполнять свои фун­кции. Возникают автономные подразделения, сетевые способы взаи­модействия, уменьшается число ступеней иерархии.

Так как стратегии со временем меняются, то должны изменяться и организационные структуры. Необходимо выбирать такую организа­ционную структуру, которая соответствует стратегическим планам и обеспечивает эффективное взаимодействие с окружающей средой и достижение намеченных целей.

В современном мире с его требованиями гибкости и адаптивности ко многим организациям, происходят устойчивые изменения в орга­низационных структурах управления. В качестве основных тенденций развития оргструктур можно назвать:

-сокращение числа иерархических уров­ней управления, трансформацию организаци­онных структур компаний из пирамидальных в плоские, с минимальным числом уровней между высшим руководством и непосредственными исполнителями;

-создание в рамках компаний полуавто­номных или автономных отделений, полно­стью отвечающих за свою деятельность;

-создание автономных групп (команд), постоянное повышение творческой и производственной отдачи персонала.

Современные технические средства позволяют строить масштабные локальные и глобальные телекоммуникационные сети. Использование внутрикорпоративных сетей позволяет реализовать так называемый рычаг знаний, когда каждое подразделение и каждый сотрудник имеют доступ к внутрикорпоративным базам данных и к знаниям отдельных сотрудников.

В рамках сетевой организации соединяются преимущества большого и малого предприятия. Современные компании сетевого типа получают дополнительный эффект за счет так называемого эффекта масштаба, только в новой форме. Новый эффект масштаба заключается в том, что целесообразным становится создание гигантских глобальных сетевых организаций и систем. Современный эффект масштаба проявляется в размерах сети, т.е. чем больше сеть, тем лучше.

Система управления – это элемент организационной структуры фирмы, в которую входят система планирования, финансирования, контроля за выпуском продукции, учёта и т.п.

 

Информационные технологии управления

В.1 Информационное обеспечение систем управления и его состав Под информацией понимается совокупность различных сообщений об изменениях, происходящих в системе и окружающей среде.

Показатель - логическое высказывание, содержащее качественную и количественную характеристики отображаемого явления. Показатель является минимальной по составу информационной совокупностью для образования самостоятельного документа. Совокупность показателей, содержащихся в документе, образует информационное сообщение. Группа однородных документов, объединенных по определенному признаку, составляет информационный массив (файл). Файл является основной структурной единицей при автоматизированной обработке. Массивы по различным признакам могут объединяться в потоки, используемые при решении различных комплексов задач управления. Отношение информации к той или иной функции управления дает основание выделить сложную структуру информации как информационную подсистему. Информационная система охватывает всю информацию экономического объекта и является структурной единицей высшего уровня. Управленческую информацию классифицируют по различным признакам: источникам возникновения: первичная; производная (промежуточная, командная, отчетная); способу фиксации: устная; документированная; способу выражения: цифровая; алфавитная; характеру фиксации данных: фиксируемая; нефиксируемая; направлению движения: входящая; исходящая; стабильности: переменная; условно-постоянная; функциям управления; принадлежности к сферам деятельности и функциям управления: конструкторская; технологическая, финансовая, бухгалтерская, планово-экономическая, оперативно-производственная; времени возникновения: о прошлых; o текущих; o будущих событиях. Информационное обеспечение (ИО) - важнейший элемент ИС и ИТ - предназначено для отражения информации, характеризующей состояние управляемого объекта и являющейся основой для принятия управленческих решений. Информационное обеспечение включает совокупность единой системы показателей: потоков информации - вариантов организации документооборота; систем классификации и кодирования экономической информации; унифицированную систему документации, различные информационные массивы (файлы), хранящиеся в машине и на машинных носителях и имеющие различную степень организации.

В.2 Рабочее место менеджера и особенности информационного обеспечения его управленческой деятельности Информационное обеспечение управления – это связь информации с системами управления предприятием и управленческим процессом в целом. Оно может рассматриваться не только в целом, охватывая все функции управления, но и по отдельным функциональным управленческим работам, например прогнозированию и планированию, учету и анализу. Это дает возможность оттенить специфические моменты, присущие информационному обеспечению функционального управления, раскрыв в то же самое время его общие свойства, что позволяет направить исследования вглубь. Существенная часть информации для руководителя должна быть задокументирована, поэтому частью информационного обеспечения управленческой деятельности является документационная система организации. Она включает в себя документированную информацию и документооборот. В информационном обеспечении управленческой деятельности все документы можно различить по следующим признакам:

1. по наименованию: - письма; - телеграммы, телефонограммы; - заявления; - предписания; - характеристики; - справки; - инструкции;

- удостоверения; - приказы, распоряжения, решения, указания, поручения, протоколы и т.п.; 2. по типу материального носителя: - бумажные (письменные, графические и т.д.) - фото-, кино- и видеодокументы; - электронные документы; 3. по принадлежности к системе документации определенного вида деятельности: - система управленческой документации; - система обеспечивающей документации; - система документации по основной деятельности и т.п. Система управленческой документации: распорядительная документация, состоящая из документов, фиксирующих управленческие решения (постановление, решение, приказ, распоряжение, указание, поручение); документация по планированию; информационно-справочная и аналитическая документации.

Система обеспечивающей документации: документация по бухгалтерскому учету и отчетности, включающая документы, отражающие движение денежных средств и материальных ценностей; документация по личному составу, состоящая из документов, отражающих кадровую деятельность. Система документации по основной деятельности: документация по материально-техническому обеспечению; производственно-технологическая документация.

В.3 Информационные технологии документационного обеспечения управленческой деятельностиДокументационное обеспечение управления предполагает, прежде всего, создание имеющих юридическую силу документов, или документирование, т. е. запись информации на бумаге или ином носителе по правилам, установленным правовыми нормативными актами или выработанным традицией. Документирование может осуществляться на естественном языке и на искусственных языках с использованием новых носителей информации. Текстовый письменный документ — это традиционный документ на бумажном носителе или видеограмма, т. е. его изображение на экране монитора. При создании документов используются средства документирования. Результатом документирования является документ — зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Носитель — это материальный объект, используемый для закрепления и хранения на нем речевой, звуковой или изобразительной информации, в том числе в преобразованном виде. Официальные документы в зависимости от обслуживаемой ими сферы человеческой деятельности подразделяются на управленческие, научные, технические (конструкторские), технологические, производственные и др. Управленческие документы составляют ядро учрежденческой документации, именно они обеспечивают управляемость объектов как в рамках государства, так и отдельной организации. Управленческие документы представлены следующими основными видами (системами) документации: организационно-правовая документация; плановая документация; распорядительная документация; информационно-справочная и справочно-аналитическая документация; отчетная документация; договорная документация; документация по обеспечению кадрами (по личному составу); документация по обеспечению финансами (бухгалтерский учет и отчетность); документация по материально-техническому обеспечению; документация по документационному и информационному обеспечению деятельности учреждения и др.; документация по основной деятельности учреждения, организации или предприятия, например, на производственном предприятии — это производственная документация (технологическая и конструкторская документация и др.), в лечебном учреждении — медицинская документация (медицинские карты, страховые документы и др.), в вузе — документация по высшему образованию (учебные планы, экзаменационные ведомости и др.). Документы, составляющие одну систему документации, связаны единством целевого назначения и в комплексе обеспечивают документирование той или иной управленческой функции или вида деятельности. Организация работы с документами — это организация документооборота учреждения, хранение документов и их использование в текущей деятельности. Документооборот — это совокупность взаимосвязанных процедур, обеспечивающих движение документов в учреждении с момента их создания или поступления и до завершения исполнения или отправки. В целях рациональной организации документооборота все документы распределяются на документопотоки, например: регистрируемые и нерегистрируемые документы, входящие, исходящие и внутренние документы, документы, поступающие или направляемые в вышестоящие организации, документы, направляемые или поступающие из подведомственных организаций и др. Под документопотоком понимается совокупность документов, выполняющих определенное целевое назначение в процессе документооборота. Система хранения документов — это совокупность способов учета и систематизации документов с целью их поиска и использования в текущей деятельности учреждения. Для системы хранения документов наиболее значимыми понятиями являются понятия номенклатура дел и дело. Номенклатура дел — систематизированный перечень заголовков дел, формируемых в делопроизводстве учреждения, расположенных в определенной последовательности с указанием сроков их хранения, а дело — это совокупность документов (или документ), относящихся к одному вопросу, помещенных в отдельную обложку.

В.4 Локальные и распределенные базы данных. Системы управления базами данных. Распределенная база данных: Набор логически связанных между собой совокупностей разделяемых данных (и их описаний), которые физически распределены в некоторой компьютерной сети. Распределенная СУБД: Программный комплекс, предназначенный для управления распределенными базами данных и обеспечивающий прозрачный доступ пользователей к распределенной информации. Распределенная система управления базой данных (распределенная СУБД) состоит из единой логической базы данных, разделенной на некоторое количество фрагментов. Каждый фрагмент базы данных сохраняется на одном или нескольких компьютерах, работающих под управлением отдельных СУБД и соединенных между собой сетью связи. Любой узел способен независимо обрабатывать запросы пользователей, требующие доступа к локально сохраняемым данным (т.е. каждый узел обладает определенной степенью автономности), а также способен обрабатывать данные, сохраняемые на других компьютерах сети. Пользователи взаимодействуют с распределенной базой данных через приложения. Приложения могут подразделяться на не требующие доступа к данным на других узлах (локальные приложения) и требующие подобного доступа (глобальные приложения). В распределенной СУБД должно существовать хотя бы одно глобальное приложение, поэтому любая такая СУБД должна иметь следующие характеристики: Имеется набор логически связанных разделяемых данных; Сохраняемые данные разбиты на некоторое количество фрагментов; Может быть предусмотрена репликация фрагментов данных; Фрагменты и их копии распределяются по разным узлам; Узлы связаны между собой сетевыми соединениями; Доступ к данным на каждом узле происходит под управлением СУБД; СУБД на каждом узле способна поддерживать автономную работу локальных приложений; СУБД каждого узла поддерживает хотя бы одно глобальное приложение.

В.5 Подготовка текстовых документов и табличные процессорыСистемы подготовки текстовых документов можно разбить по функ­циональному наполнению на следующие классы: * текстовые редакторы; * текстовые процессоры; * настольные издательские системы. Текстовые редакторы обеспечивают ввод, изменение и сохранение символьного текста, не требующего форматирования, т. е. изменения шрифта, цвета текста и т. д. Результатом работы текстового редактора является текстовый ASCII-файл (ASCII – Аmerican Standard Code for Information Interchange — Американский стандартный код для обме­на информацией). Текстовые редакторы позволяют : * набирать текст, удалять одну или несколько строк, копировать
их или перемещать в другое место текста; *вставлять группы строк из других текстов, обнаруживать все вхож­дения определенной группы символов; *сохранять набранный текст, печатать текст на разных тинах прин­теров стандартными программами печати одним шрифтом в пре­делах документа. К этой же категории относятся Турбо-редакторы, которые предо­ставляют удобные инструментальные средства для создания, компи­ляции, отладки и выполнения программ на языках программирования (например, Паскале). Текстовый процессор – это система подготовки сложных текстовых документов, которая во внутреннем представлении снабжает текст специальными кодами – разметкой. Среди функций текстовых процессоров можно выделить: *форматирование текста, при этом изменения сразу находят отражение на экране *задание параметров структуры будущего документа *возможность автоматической проверки орфографии *ввод и редактирование таблиц и формул *возможность объединения документов *возможность автоматического составления оглавления и указателей Табличный процессор является обязательной составляющей любого интегрированного пакета или офисной системы.. Основные функции табличных процессоров. 1. Создание совокупности электронных таблиц, расположенных на
независимых рабочих листах. Такая совокупность называется рабочей
книгой (Workbook). Электронные таблицы в книге могут быть неза­висимы, а могут быть и связаны между собой. Такой способ группировки электронных таблиц удобен для пользователя. 2.Оформление таблиц. Обрисовка ячеек электронной таблицы линиями позволяет изобразить таблицу любой сложности. Предоставляются также широкие возможности по выбору шрифта, стиля, выравниванию данных внутри ячейки, выбора цвета фона ячейки, возможность изменения высоты строк и ширины колонок, возможность задания формата данных внутри ячейки. 3. Оформление печатаемой таблицы. 4. Создание шаблонов. Табличные процессоры, как и текстовые, позволяют создавать шаблоны рабочих листов, которые применяются для создания бланков писем, факсов, расчетных таблиц. 5. Связывание таблиц. 6. Ввод формул. В электронных таблицах при изменении данных, с которыми связаны формулы, последние автоматически пересчитываются. 7. Создание деловой графики — построение диаграмм различного
типа: двумерных, трехмерных, смешанных. 8. Функции системы управления базами данных (СУБД). Обеспечивается заполнение таблиц аналогично заполнению базы данных, т. е. через экранную форму, защита данных, сортировка по ключу, обработка запросов к базе данных, создание сводных таблиц. 9. Моделирование. Подбор параметров и моделирование — одни из самых важных возможностей табличных процессоров. С помощью простых приемов можно находить оптимальные решения для многих задач. 10.Макропрограммирование. Для автоматизации выполнения ча­сто повторяемых действий можно воспользоваться встроенным языком программирования макрокоманд. Разделяют макрокоманды и макро­ функции. Применяя макрокоманды, можно упростить работу с таб­личным процессором и расширить список его собственных команд.

 

В.6 Основные этапы создания и организации компьютерных информационных систем управления. Информационная система управления — совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств и специалистов, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений. Информационные системы управления позволяют: повышать степень обоснованности принимаемых решений:. счет оперативного сбора, передачи и обработки информации; обеспечивать своевременность принятия решений по управлению организацией в условиях рыночной экономики; добиваться роста эффективности управления за счет своевременного представления необходимой информации руководителям всех уровней управления из единого информационного фонда; согласовывать решения, принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях; за счет информированности управленческого персонала о текущем состоянии экономического объекта обеспечивать рост производительности труда, сокращение непроизводственных потерь. Основными классификационными признаками автоматизированных информационных систем являются: уровень в системе государственного управления; область функционирования экономического объекта; виды процессов управления; степень автоматизации информационных процессов. ИС федерального значения решают задачи информационного обслуживания аппарата административного управления и функционируют во всех регионах страны. Территориальные (региональные) ИС предназначены для решения информационных задач управления административно-территориальными объектами, расположенными на конкретной территории. Муниципальные ИС функционируют в органах местного самоуправления для информационного обслуживания специалистов и обеспечения обработки экономических, социальных и хозяйственных прогнозов, местных бюджетов, контроля и регулирования деятельности всех звеньев социально-экономических областей города, административного района Классификация пообласти функционирования экономического объекта ориентирована на производственно-хозяйственную деятельность предприятий и организаций различного типа. К ним относятся автоматизированные информационные системы промышленности и сельского хозяйства, транспорта, связи, банковские ИС и др. По видам процессов управления ИС делятся на: ИC управления технологическими процессами предназначены для автоматизации различных технологических процессов (гибкие технологические процессы, энергетика и т. д.). ИC управления организационно-технологическими процессами представляют собой многоуровневые, иерархические системы, которые сочетают в себе ИС управления технологическими процессами и ИС управления предприятиями. Наибольшее распространениеполучили ИС организационного управления, которые предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. Учитывая .наиболее широкое применение и разнообразие этого класса систем, часто различные информационные системы понимаются именно в этом толковании. К этому классу ИС относятся информационные системы управления как промышленными фирмами, так и непромышленными экономическими объектами — предприятиями сферы обслуживания. Основными функциями таких систем являются оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом и снабжением и решение других экономических и организационных задач. Интегрированные ИC предназначены для автоматизации всех функций управления фирмой и охватывают весь цикл функционирования экономического объекта: начиная от научно-исследовательских работ, проектирования, изготовления, выпуска и сбыта продукции, анализа эксплуатации изделия. Корпоративные ХХС используются для автоматизации всех функций управления фирмой или корпорацией, имеющей территориальную разобщенность между подразделениями, филиалами, отделениями, офисами и т. д. ИC научных исследований обеспечивают решение научно-исследовательских задач на базе экономико-математических методов и моделей. Обучающие ХХС используются для подготовки специалистов в системе образования, при переподготовке и повышении квалификации работников различных отраслей экономики. По степени автоматизации информационных процессов ИС подразделяются на: Ручные информационные системы, которые характеризуются отсутствием современных технических средств обработки информации и выполнением всех операций человеком по заранее разработанным методикам. Автоматизированные информационные системы — человеко-машинные системы, обеспечивающие автоматизированный сбор, обработку и передачу информации, необходимой для принятия управленческих решений в организациях различного типа. Автоматические информационные системы характеризуются выполнением всех операций по обработке информации автоматически, без участия человека, но оставляют за человеком контрольные функции. Основной составляющей частью автоматизированной информационной системы является информационная технология (ИТ), развитие которой тесно связано с развитием и функционированием ИС.

В.7 Распределенные системы обработки информацииПод распределенной обработкой информации понимается комплекс операций с информацией (традиционно описываемый термином «обработка информации»), проводимый на независимых, но связанных между собой вычислительных машинах, предназначенных для выполнения общих задач.

Взаимодействие между программами с точки зрения хронологии последовательно приобретало следующие формы:

обмен (программы различных систем посылают друг другу сообщения, как правило, файлы);

разделение (имеется непосредственный доступ к ресурсам нескольких машин, например, совместное использование файлов);

совместная работа (машины играют в реализации программы взаимодополняющие роли).

Целью распределенной обработки информации является оптимизация использования ресурсови упрощение работы пользователя. Упрощение работы пользователя заключается в том, чтораспределенная обработка информации позволяет:

– повысить эффективность обработки информации посредством распределения данных и видов обработки между машинами и системами, способными наилучшим образом управлять выполнением вычислительных процессов;

– предложить новые возможности, вытекающие из повышения эффективности обработки информации;

– повысить удобство работы пользователя, которому нет необходимости отслеживать наличие и функционирование ресурсов в различных машинах и системах, а также осуществлять перенос файлов. Основные недостатки реализации распределенной обработки информации на сегодняшний день заключаются в ее зависимости от доступности, надежности, безопасности и характеристик сети.

 

В.8 Экспертные системы и базы знаний Экспертные системы (ЭС) - это сложные программные комплексы, аккумулирующие знания специалистов в конкретных предметных областях н тиражирующие этот эмпирический опыт для консультаций менее квалифицированных пользователей. Структура экспертной системы Пользователь - специалист предметной области, для которого предназначена система, Обычно его квалификация недостаточно высока, и поэтому он нуждается в помощи и поддержке своей деятельности со стороны ЭС. Инженер по знаниям - специалист по искусственному интеллекту, выступающий в роли промежуточного буфера между экспертом и базой знаний. Синонимы: когнитолог, инженер-интерпретатор, аналитик. Интерфейс пользователя - комплекс программ, реализующих диалог пользователя с ЭС как на стадии ввода информации, так и получения результатов. База знаний(БЗ) - ядро ЭС, совокупность знаний предметной области, записанная на машинный носитель в форме, понятной эксперту и пользователю (обычно на некотором языке, приближенном к естественному). Параллельно такому "человеческому" представлению существует БЗ во внутреннем "машинном" представлении. Решатель - программа, моделирующая ход рассуждении эксперта на основании знаний, имеющихся в БЗ. Синонимы: дедуктивная машина, блок логического вывода. Подсистема объяснений - программа, позволяющая пользователю получить ответы на вопросы; "Как была получена та или иная рекомендация?" и "Почему система приняла такое решение?" Ответ на вопрос "как" - это трассировка всего процесса получения решения с указанием использованных фрагментов БЗ, т.е. всех шагов цепи умозаключений. Ответ на вопрос "почему"- ссылка на умозаключение, непосредственно предшествовавшее полученному решению, т.е. отход на один шаг назад. Интеллектуальный редактор БЗ- программа, представляющая инженеру по знаниям возможность создавать БЗ в диалоговом режиме- Включает в себя систему вложенных меню, шаблонов языка представления знаний, подсказок ("help" - режим) и других сервисных средств, облегчающих работу с базой. В коллектив разработчиков ЭС входят как минимум четыре человека: эксперт; инженер по знаниям; программист; пользователь. Возглавляет коллектив инженер по знаниям, это ключевая фигура при разработке систем, основанных на знаниях.

В.9 Банк данных как основа автоматизированной ИСОбщим для АИС является то, что они предназначены для регистрации, хранения и переработки информации с целью поиска и выдачи ответов на запросы пользователей. АИС являются подклассом класса обобщенных динамических систем. В настоящее время в большинстве случаев они разрабатываются как банки данных и знаний. Банк данных (БнД) — это АИС, включающая в свой состав комплекс специальных методов и средств (математических, информационных, программных, языковых, организационных и технических) для поддержания динамической информационной модели предметной области с целью обеспечения информационных запросов пользователей.
Предметная область (ПО) — это область применения конкретного БнД. Различают БнД, применяемые в сфере управления предприятиями и организациями, транспортом, в медицине, научных исследованиях и т.д. Услугами БнД обычно пользуется большое число пользователей, поэтому в нем предусматривается специальное средство приведения всех запросов к единой терминологии — словарь данных. Кроме того, существуют специальные методы эквивалентных грамматических преобразований запросов для построения оптимальных процедур их обработки, а также специальные методы доступа к одним и тем же данным различных пользователей при совпадении во времени поступивших запросов. Как правило, со стороны внешних пользователей к БнД предъявляют следующие требования:
1) удовлетворять актуальным информационным потребностям внешних пользователей, обеспечивать возможность хранения и модификации больших объемов многоаспектной информации, удовлетворять выявленным и вновь возникающим потребностям внешних пользователей;
2) обеспечивать заданный уровень достоверности хранимой информации и ее непротиворечивость;
3) обеспечивать доступ к данным только пользователям с соответствующими полномочиями;
4) обеспечивать возможность поиска информации по произвольной группе признаков;
5) удовлетворять заданным требованиям по производительности при обработке запросов;
6) иметь возможность реорганизации и расширения при изменении границ ПО;
7) обеспечивать выдачу информации пользователю в различной форме;
8) обеспечивать простоту и удобство обращения внешних пользователей за информацией;
9) обеспечивать возможность одновременного обслуживания большого числа внешних пользователей и т.п.

В.10 Модель предметной области «сущность – связь»Результатом моделирования методом "сущность-связь", или ER-моделирования, является ER-модель. ER-модель представляется с помощью ER-диаграмм, которые являются графической нотацией для абстрагирования данных в виде сущностей, взаимосвязей и атрибутов. Таким образом, семантика предметной области представляется в ER-модели в терминах субъективных средств описания – сущностей, атрибутов, идентификаторов сущностей, супертипов, подтипов и т.д. Сущность предметной области является результатом абстрагирования реального объекта путем выделения и фиксации набора его свойств. Таким образом, сущность представляет класс объектов, который является результатом абстрагирования реального объекта. Обычно они обозначаются именем существительным естественного языка. Сущность описывается с помощью данных, именуемых свойствами или атрибутами (attributes) сущности. Как правило, атрибуты являются определениями в высказывании о сущности и обозначаются именами существительными естественного языка. Сущности вступают в связи друг с другом через свои атрибуты. Каждая группа атрибутов, описывающих одно реальное проявление сущности, представляет собой экземпляр сущности (instance). Иными словами, экземпляр сущности – это реализации сущности, отличающиеся друг от друга и допускающие однозначную идентификацию. Именование сущности в единственном числе облегчает в дальнейшем чтение модели. Фактически, имя сущности дается по имени ее экземпляра. Одним из основных компьютерных способов распознавания сущностей в ИС является присвоение сущностям идентификаторов (Entity identifier). Часто идентификатор сущности называют ключом. Задача выбора идентификатора сущности является семантически субъективной задачей. Поскольку сущность определяется набором своих атрибутов, для каждой сущности целесообразно выделить такое подмножество атрибутов, которое однозначно идентифицирует данную сущность. Некоторые сущности имеют естественные идентификаторы. Например, естественным идентификатором счета-фактуры является его номер. Идентификаторы сущности могут быть составными — состоящими из нескольких атрибутов, и атомарными — состоящими из одного атрибута сущности. Уникальный идентификатор сущности — это атрибут сущности, позволяющий отличать одну сущность от другой. Если сущность имеет несколько уникальных идентификаторов, так называемых возможных ключей, то проектировщик должен выбрать первичный ключ сущности. Различают однозначные и многозначные атрибуты. Однозначными являются атрибуты, которые в пределах конкретного экземпляра сущности имеют только одно значение. В противном случае они считаются многозначными.

В.11 Классификация вычислительных сетейВ вычислительных сетях программные и аппаратные связи являются еще более слабыми, а автономность обрабатывающих блоков проявляется в наибольшей степени - основными элементами сети являются стандартные компьютеры, не имеющие ни общих блоков памяти, ни общих периферийных устройств. Связь между компьютерами осуществляется с помощью специальных периферийных устройств - сетевых адаптеров, соединенных относительно протяженными каналами связи. Каждый компьютер работает под управлением собственной операционной системы, а какая-либо «общая» операционная система, распределяющая работу между компьютерами сети, отсутствует. Взаимодействие между компьютерами сети происходит за счет передачи сообщений через сетевые адаптеры и каналы связи. С помощью этих сообщений один компьютер обычно запрашивает доступ к локальным ресурсам другого компьютера. Такими ресурсами могут быть как данные, хранящиеся на диске, так и разнообразные периферийные устройства - принтеры, модемы, факс-аппараты и т. д. Разделение локальных ресурсов каждого компьютера между всеми пользователями сети - основная цель создания вычислительной сети. Классификация

· Классифицируя сети по территориальному признаку, различают локальные (LAN), глобальные (WAN) и городские (MAN) сети.

· LAN - сосредоточены на территории не более 1-2 км; построены с использованием дорогих высококачественных линий связи, которые позволяют, применяя простые методы передачи данных, достигать высоких скоростей обмена данными порядка 100 Мбит/с. Предоставляемые услуги отличаются широким разнообразием и обычно предусматривают реализацию в режиме on-line.

· WAN - объединяют компьютеры, рассредоточенные на расстоянии сотен и тысяч километров. Часто используются уже существующие не очень качественные линии связи. Более низкие, чем в локальных сетях, скорости передачи данных (десятки килобит в секунду) ограничивают набор предос





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.015 с.)