Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В.7. Диверсификация и ее значение в современной хозяйственной практике

Поиск

Диверсификация – это распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение ассортимента производимых изделий, видов предоставляемых услуг и т.д.). В узком смысле слова под диверсификацией понимается проникновение предприятий в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной их деятельности. В результате диверсификации предприятия превращаются в сложные многоотраслевые комплексы или конгломераты.

Вызвано это существованием фирм, которые располагают большими объёмами капиталов, получаемых в основных сферах бизнеса. Для них диверсификация представляется наиболее подходящим путём для инвестиции капиталов и уменьшения степени риска.

Считается, что, предлагая целый комплекс товаров и услуг, предприятие может повысить свою конкурентоспособность, ослабить возможные риски за счёт диверсификации. Эти и другие причины побуждают предприятия расширять сферы деятельности, приобретая (поглощая) другие фирмы или начиная новые виды бизнеса. Например, фирмы, занимающиеся перевозками, начинают предлагать услуги по страхованию жизни и имущества, по доставке корреспонденции, туристические услуги и т.д.

Существует 2 базовые стратегии роста на корпоративном уровне: концентрация в одной отрасли и диверсификация в другие отрасли. Главной коммерческой целью диверсификации является увеличение прибыли и установления конкурентных преимуществ.

Разделяют связанную и несвязную (конгломератную) диверсификацию (которую иногда называют литеральной). В свою очередь, связанная диверсификация может быть вертикальной и горизонтальной. Основным критерием определения типа диверсификации является принцип слияния. При функциональном слиянии объединяются предприятия, связанные в процессе производства. При инвестиционном слиянии объединение происходит без производственной общности предприятия.

Вертикальная интеграция, или связанная вертикальная диверсификация, – это процесс приобретения или включения в состав предприятия новых производств, входящих в технологическую цепочку выпуска старого продукта на ступенях до и после производственного процесса. Вертикальная интеграция заключается в том, что предприятия предпочитают создавать необходимые для производственного процесса товары и услуги самостоятельно, внутри предприятия вместо того, чтобы покупать их на рынке у других предприятий. Стратегия интеграции оправдана, когда предприятие может повысить свою рентабельность. В результате вертикальной интеграции происходит объединение фирм. При этом возможны разные типы вертикальной интеграции:

- полная интеграция производственной деятельности;

- частичная интеграция, в этом случае часть продукции изготавливается на предприятии, а часть – закупается у других предприятий;

- квазиинтеграция – создание альянсов между компаниями, заинтересованными в интеграции в интеграции без перехода прав собственности.

Чаще всего интеграция в двух основных формах:

- интеграция «назад», или обратная интеграция;

- интеграция «вперёд», или прямая интеграция.

При обратной интеграции предприятие присоединяет функции, которые ранее выполнялись поставщиками, т.е. приобретает или устанавливает контроль над источниками сырья, производством комплектующих изделий, полуфабрикатов. Целью такой интеграции может быть удешевление сырья, доступ к новой технологии и т.д.

При прямой интеграции предприятие присоединяет функции, выполняемые ранее дистрибьюторами, т.е. приобретаются транспортные, сервисные службы, каналы сбыта и др. Основной целью является обеспечение контроля над сбытом продукции.

Горизонтальная интеграция, или связанная горизонтальная диверсификация, - это объединение предприятий, работающих и конкурирующих в одной области деятельности. Главной целью горизонтальной интеграции является усиление позиции фирмы в отрасли путём поглощения определённых конкурентов или установления контроля над ними. Зачастую важной причиной горизонтальной интеграции является географическое расширение рынков. В этом случае объединяются компании, производящие однотипную продукцию, но выступающие на различных региональных рынках.

Несвязанная диверсификация (или просто диверсификация) – это охват таких направлений деятельности, которые не имеют прямой непосредственной связи с основной деятельностью предприятия. Считается, что диверсификация оправдана, если возможности для интеграции ограничены или вообще отсутствуют, либо позиции конкурентов очень сильны, либо потому, что рынок базовой продукции находится в стадии спада. Примером диверсификации может служить предприятие, продающее бензин, которое приобретает мебельную фабрику. Наиболее важными мотивами такой диверсификации можно назвать стремление закрепиться в растущих отраслях, либо диверсификация определяется личными пристрастиями руководства.

Существует 2 подхода к определению новых сфер бизнеса при диверсификации:

- метод проб и ошибок, или корректировка по ходу дела. В этом случае внимание обычно сосредоточено на конкретном приобретении, а не на преимуществах и проблемах той отрасли, в которой работает предприятие;

- планомерный подход, при котором определяется желаемая сфера деятельности, анализируются перспективы её развития, проводится целенаправленный поиск партнёров по предлагаемому слиянию, выбранные кандидатуры проходят проверку и лишь затем происходит реализация решения.

Успешная диверсификация требует «общего ядра», в качестве которого может выступать общий рынок, совместная технология, кадры и другие ресурсы предприятия, т.к. без такого «ядра» диверсификация не работает.

Диверсификация может быть успешной только тогда, когда она повышает конкурентный статус предприятия в целом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.175.66 (0.008 с.)