Современные направления диверсификации за рубежом и в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные направления диверсификации за рубежом и в России



 

Развитое рыночное хозяйство прошло через множество этапов, каждый из которых характеризовался разнообразным сочетанием специализации и диверсификации как асимметричными формами организации производства. Наиболее ощутимое развитие диверсификация получила в большинстве стран в середине 50-х годов, когда впервые дало о себе знать (с разной остротой в отдельных странах) относительное исчерпание внутренних источников роста эффективности производства.

Вопросы стратегии диверсификации в эпоху массового потребления были главным предметом обсуждения, что связано, с одной стороны, с заметным снижением темпов роста по сравнению с предшествующим этапом, а с другой – стремлением фирм устоять в условиях неравномерного экономического и политического развития.

Существенные изменения экономических, социальных и научно-технических условий деятельности промышленных фирм коренным образом изменили требования к управлению, чтобы приспособиться к внешней ситуации. Острейшая борьба на мировых рынках, замедление экономического роста и технического прогресса потребовали преобразования производства, для которого стало недостаточным приобретение передовой техники и технологии, результатов научных исследований. Этим во многом объясняется тот факт, что диверсификация стала наиболее распространенной формой концентрации капитала.[17]

Способствовало разработке стратегии диверсификации падение нормы прибыли на капитал, вложенный в традиционное производство.

Диверсификация, прежде чем приобрела современные черты, в рамках глобальной стратегии фирм прошла сложный путь развития, меняясь под влиянием внешних обстоятельств, так и внутрифирменных критериев. Историю такой эволюции условно можно разделить на четыре этапа, и на каждом из них происходило становление таких основных элементов, как: товарный набор; отраслевой набор; набор отраслей и сфер деятельности; набор стран.

Каждый последующий этап был шагом в достижении целей производства и отличался изменением приоритетов в развитии предпринимательской деятельности.

Приступая к решению такой масштабной стратегической задачи, как диверсификация экономики России, небезынтересно посмотреть па опыт других стран, в той или иной мере проводивших политику в этой области.

Достаточно успешные примеры целенаправленного изменения структуры экономики можно найти в странах Азии – Японии, Китае, Южной Корее – и Индии. В политике, проводимой правительствами этих стран, много общих черт, хотя решали они разные задачи: Япония – восстановления промышленности после войны, Китай, Индия и Южная Корея, будучи аграрными странами, – индустриализации. Сложная задача диверсификации нередко усугублялась бедностью, безработицей, нехваткой квалифицированных кадров и др. Соответственно одни страны опирались на государственный сектор (Китай, отчасти Южная Корея), другие – на частный.

Как правило, выделялись два типа политики в зависимости от этапов развития – активное государственное регулирование или либерализация. В частности, в Китае па первом этапе индустриализация осуществлялась фактически в режиме автаркии, с 1978 г. проводились либерализация режима, политика децентрализации экономического управления, происходило ослабление системы государственного планирования, привлекались иностранные инвестиции.

Практически во всех странах при диверсификации структуры экономики правительства осуществляли выбор приоритетных отраслей, в которые и направлялись инвестиции. Приоритетным отраслям предоставлялись налоговые и иные льготы. В Японии вначале приоритетными отраслями были металлургия и угольная промышленность, в конце 1950-х годов – автомобильная промышленность.

Состав приоритетных отраслей со временем менялся. В Китае на начальном этапе реформ приоритетными отраслями были признаны сельское хозяйство, пищевая промышленность и другие отрасли, производящие предметы потребления, позднее – машиностроение, производство строительных материалов, автомобильная и химическая промышленность. Во второй половине 1990-х годов приоритетными отраслями были производство микросхем, персональных компьютеров и периферии, телекоммуникационных компонентов и разработка новых материалов.[18]

Во внешнеэкономической сфере, особенно на первых этапах диверсификации, во многих странах применялась политика протекционизма, в том числе высокие пошлины или квотирование импорта потребительских и промышленных товаров, субсидирование экспортеров наряду с освобождением от пошлин импортируемых оборудования и технологий. В частности, в Южной Корее па первом этапе осуществлялся контроль за внешнеторговыми операциями, государство субсидировало национальных экспортеров, получавших различные льготы. Только в 1970-е годы эти льготы составили не менее 1/10 ВНП. Одновременно правительство контролировало импорт, установив запретительные пошлины па предметы роскоши.

Интересным примером европейского типа является диверсификация, проведенная в Финляндии. За четыре десятилетия страна прошла путь от экономики, основанной па промышленности, связанной с лесными ресурсами, до экономики, где электроника и лесная отрасли являются одинаково важными для производства и экспорта. Существует ряд причин, по которым Финляндия стала ведущей страной в области информационных и коммуникационных технологий. Прогресс в сфере телекоммуникации в большой степени обусловлен дерегуляцией рынка и активной конкуренцией. Возникновению и развитию информационных и коммуникационных технологий способствовали также исследовательская и образовательная системы. Финская инновационная система включает целую сеть крупных и мелких компаний и строится на корпоративном сотрудничестве в области исследований и обучения.

Одной из важных особенностей диверсификации является наличие значительного внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию. Финские потребители и компании активно внедряли технические новинки. Плотность сети мобильной связи в Финляндии – самая высокая в мире. Более 70 % населения имеют сотовые телефоны. По количеству пользователей Интернета она занимает первое место в мире. Начиная с 1990-х годов особый акцент делался на инновациях, установлении национальных приоритетов при распределении ограниченных научно-технических ресурсов. В то же время подчеркивалось, что рынок сам должен определить победителей. Необходимо учитывать, что ресурсная отрасль может инициировать развитие технологий в других отраслях, что н произошло в Финляндии Подъем машиностроения в 1960—1980-х годах, затем химической промышленности, отраслей электроники и автоматизации был во многом связан с лесной промышленностью. Кроме того, она дала импульс развитию сектора услуг – консультированию, проектному финансированию, исследованиям и разработкам.

В Финляндии традиционно наблюдался высокий уровень инвестиций. В последние 10–15 лет объем инвестиций в научно-исследовательские разработки рос быстрее, чем в других странах ОЭСР. Среднегодовой прирост составлял в ней около 10 %. В то же время доля иностранных инвестиций и технологий оставалась довольно низкой. В основе финского экспорта и специализации се компаний лежат главным образом технологии, разработанные внутри страны. Она является одной из самых конкурентоспособных стран мира благодаря высокому научному и технологическому уровню, высокому уровню образования и быстрой интернационализации.

Опыт Финляндии, как видно, доказывает возможность успешного решения задачи диверсификации структуры экономики при определенных условиях. Однако о его прямом перенесении в Россию не может быть и речи, учитывая различия между двумя странами, прежде всего масштабы экономики. Небольшим странам приходится специализироваться на одном или нескольких секторах из-за отсутствия ресурсов для развития всего спектра промышленности и услуг. Россия же имеет как достаточное количество трудовых и природных ресурсов (может производить широкий ассортимент товаров па экспорт), так и емкий внутренний рынок (может работать по большинству отраслей «сама на себя», снижая зависимость от экспортных поставок). Вместе с тем надо отмстить, что использование опыта других стран по диверсификации экономики вполне приемлемо по ряду направлений, по с учетом особенностей российской экономики.

На предприятиях отечественной промышленности и в отраслях экономики в настоящее время сформировались различные предпосылки диверсификации производства. Поэтому в России буде наблюдаться не эволюционный характер развития явления, что имело место в мировой практике, а наоборот, диверсификация будет осуществляться одновременно на различных этапах.

Рассматриваемые вопросы не претендуют на бесспорность. Следует обратить внимание, во-первых, на их актуальность. Необходимо перейти от изучения зарубежного опыта и проверки академических гипотез к разработке и экспериментальной проверке русскоязычных программ диверсификации отечественных предприятий. Субъекты рыночных отношений, на наш взгляд, пока не владеют методами управления набором видов деятельности, и диверсификационный портфель формируется методом проб и ошибок. Во-вторых, стратегия диверсификации является важным средством реструктуризации экономики и повышения ее конкурентоспособности. Поиск направлений структурной перестройки гораздо выгоднее осуществлять путем оценки инвестиций в отрасли экономики и сферы предпринимательской деятельности, которые обладают потенциалом высокоэффективной диверсификации производства.[27]

Диверсификация охватывает широкий спектр возможностей, варьируясь от довольно ограниченного вторжения в новую область производства только внутри данной страны («узкая» диверсификация) до широкого вторжения в производственные сферы других стран («широкая» диверсификация).

Ключевыми факторами в данном случае являются усиление влияния научной и инновационной деятельности, образования, наукоемких и информационных технологий на экономику, государство и общество и обретение ими качественно новых характеристик и механизмов функционирования.

Первый (горизонтальные меры) предусматривает создание устойчивых институтов для функционирования экономических агентов, формирования благоприятного инвестиционного климата, сокращение вмешательства государства в экономику, поддержание конкуренции на рынках. Эти меры направлены на улучшение положения всех экономических агентов. Прямое вмешательство государства в отношения экономических агентов допускается только для поддержания и стимулирования конкуренции.

Второй подход (вертикальные меры) предполагает проведение активной государственной политики по изменению структуры экономики, ее совершенствованию на основе стимулирования, в том числе финансового, отдельных отраслей и предприятий. Указанные меры ставят одни группы экономических агентов в более благоприятные условия по сравнению с другими.

В диверсификации структуры экономики исключительная роль отводится стимулированию и поддержке частной предпринимательской инициативы. Предприятия малого и среднего бизнеса несут в себе огромный инновационный потенциал. По этой причине получили динамичное развитие контрактные отношения между крупным и малым бизнесом, обеспечивающие достижение синергетического эффекта от совместной деятельности. Причем это актуально не только для высокотехнологичных отраслей. Реализация таких контрактных отношений дает положительный эффект во всех отраслях экономики.

Для решения наиболее острых проблем малого бизнеса в ближайшее время необходимо:

– упростить налоговый учет и отчетность. Сложная отчетность приводит к дополнительным издержкам, не оказывая существенного влияния на поступления от налоговых сборов;

– разработать и внедрить упрощенную систему налогообложения для среднего бизнеса (по типу упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса, но для предприятий с годовым оборотом до 50 млн. руб. и численностью работающих до 300 человек);

– обеспечить доступ малых предприятий к информации о наличии государственных и муниципальных объектов недвижимого имущества, его статусе, состоянии, ценах путем создания и актуализации открытых регистров производственных помещений и площадей, предназначаемых для продажи и передачи в аренду;

– упростить процедуры оформления соответствующих прав арендных отношений в государственных и муниципальных органах власти, а также все операции с собственностью, используемой в предпринимательских целях.

Для успешного развития постиндустриальной экономики, основанной на знаниях, необходимо создание условий, обеспечивающих:

– высокий уровень образования в стране;

– динамичную инфраструктуру отрасли связи и распространения информации;

– эффективную инновационную систему, включающую исследовательские центры, университеты и малые фирмы с рисковым капиталом;

– экономический и институциональный режимы, стимулирующие эффективное создание, распространение и использование знаний.

Для выбора подходящего направления, вида диверсификации во второй главе данной работы проведен анализ предприятия ООО «Лидер».


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.013 с.)