Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диаграмма уровней развития пространственной ориентировки у детей

Поиск

Выводы по III главе:

1. Поэтапное реализация системы коррекционно - развивающейся работы, направленной на развитие пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения, оказывает положительное воздействие на сформированность показателей пространственной ориентировки у детей рассматриваемой категории.

2. Использование элементов изобразительных заданий в занятиях по развитию пространственной ориентировки позволяет наиболее эффективно закреплять приобретённые навыки и делает процесс обучения для детей доступным и интересным.

3. Дидактические игры и упражнения, направленные на ориентировку в пространстве дошкольников со зрительной патологией, должны проводиться в определённой последовательности и охватывать все виды восприятия.

4. Формирование достаточно высокого уровня автоматизированных навыков пространственной ориентации позволяет детям осуществлять перенос этих навыков в различные виды деятельности.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Целью этой работы являлось - выявление уровней развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста и разработать серию конспектов занятий по развитию пространственной ориентировки с элементами изобразительных заданий.

В теории рассмотрена проблема формирования пространственной ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушением зрения. Для формирования более высокого уровня автоматизированных навыков пространственной ориентации, необходима специальная работа по развитию навыков свободной ориентации и мобильности, а также создание психологической готовности к самостоятельной ориентировочной деятельности.

Слабовидящие дети без специально организованного педагогического процесса затрудняются в овладении пространственными представлениями и практической ориентировкой в пространстве. Нарушение бинокулярного видения осложняет формирование представлений не только о форме, величине, но и пространственных местоположениях, отношениях между предметами: удалённость, глубина, высота и т.д. зрительное запоминание и воспроизведение пространственных отношений между объектами у слабовидящих детей происходит медленнее и носит фрагментарный характер. Все эти сложности зрительно-пространственной ориентации обуславливают обеднённость чувственного опыта пространственной ориентировки слабовидящих детей.

Для развития у детей рассматриваемой категории пространственных представлений и знаний необходимо не только проводить специальные занятия, направленные на развитие пространственной ориентировки, но и осуществлять процесс обучения в условиях повседневной жизни детей в процессе игр, труда и т.д.

Проведение эксперимента показало, что при правильно созданных
условиях и грамотно организованной педагогической работой, уровень

 

развития пространственной ориентировки не будет значительно отличаться от уровня нормальновидящих сверстников. Эксперимент был проведён с детьми старшего возраста, чтобы посмотреть, как усваивается программа детского сада по разделу формирования представлений о пространстве и ориентировке в пространстве.

Данные констатирующего эксперимента позволили выделить различные группы детей по уровню формирования представлений о пространстве и ориентировке в пространстве. В первую подгруппу вошли дети, которые обладают относительной самостоятельностью при выполнении работы, а следовательно лучше приспособлены к условиям окружающей среды. Ко второй подгруппе отнесены, которым необходима специальная корригирующая помощь и поддержка в процессе различных видов деятельности. К третьей подгруппе отнесены дети, самостоятельно не умеющие добиваться результатов, работа с которыми в основном строилась индивидуально. Дети этой подгруппы без специальной коррекционной помощи не готовы войти в общеобразовательный процесс.

Экспериментальное изучение особенностей развития пространственных представлений у детей с косоглазием и амблиопией показало, что у них имеются существенные сложности пространственной ориентировки. Сложности зрительно-пространственного восприятия у этих детей обусловлены нарушениями глазодвигательных функций и монокулярным характером зрения, при котором у детей отсутствует информация о глубине, расстоянии между предметами, т.е. нарушена стереоскопическая информация. В связи с этим дети с нарушениями зрения даже в старшем дошкольном возрасте не усваивают программу детского сада по разделу формирования представлений о пространстве и ориентировке в пространстве.

Данные констатирующего эксперимента положены в основу разработки системы коррекционно - развивающейся работы, направленной на развитие пространственной ориентировки у дошкольников с нарушением зрения.

В связи с имеющимися особенностями развития пространственных ориентаций детей с нарушением зрения предлагается серии занятий по обогащению пространственных представлений слабовидящих детей старшего дошкольного возраста. Большие потенциальные возможности для развития пространственной ориентировки заложены в различных видах деятельности, в т.ч. и изодеятельности. Использование в работе элементов изобразительных заданий способствует пониманию и практическому воспроизведению конкретных пространственных представлений, также обеспечивает максимальные условия для активного действия детей в процессе практического упражнения, они постоянно узнают пространственные признаки, выделяют направления, умение ориентироваться на микроплоскости.

Контрольный эксперимент показал, что поэтапная реализация системы коррекционно - развивающейся работы, направленной на развитие пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения, оказывает положительное влияние на сформированность пространственной ориентировки у данной категории детей.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ахутина, Т.В. Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно- вербальных функций [Текст] / Т.В. Ахутина.- М.: Академия, 2008. – 182с.

2. Бондаренко, М.П. Осваиваем окружающее пространство: советы родителям с глубокими нарушениями зрения.\Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. / - 2011.-№5 –с.53-56.

3. Борисенко, М.Г., Лукина Н.А. Смотрим. Видим. Запоминаем (развитие зрительного восприятия, внимания и памяти) [Текст] / М.Г Борисенко.- СПб.: Паритет, 2007. - 159с.

4. Велович, М.В. Формирование представлений у детей с нарушением зрения на занятиях по изодеятельности // из сборника Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения под ред. М.И. Земцовой [Текст] / М.В. Велович. - М.: Просвещение, 2008.- 69-76с.

5. Венгер, Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 2006. - 356с.

6. Витковская, А.М. Особенности организации сенсорного воспитания в дошкольных учреждениях для детей с нарушением зрения [Текст] // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения: Материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена. – М., 2007. - 15-18с.

7. Воспитание и обучение слепого дошкольника [Текст] под ред. Л.И Солнцевой и Е.Н. Подколзиной. - ООО ИПТК, Логос, ВОС, М. - 2005.- 25-41с.

8. Грегушова, Г. Использование средств изобразительного искусства в развитии личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья; [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Г. Грегушова № 5-2009.- 52с.

9. Глушкова, Г.Н. Сенсорное воспитание дошкольников с амблиопией и косоглазием на занятиях в коррекционном зале [Текст] // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения: Материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена. - М., 2008г. - 36 – 39с.

10. Григорьева, Л.П., Вернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребёнка [Текст] / Л.П. Григорьева. - М., Школьная Пресса - 2009. - 61-67с.

11. Григорьева, Л.П. Развитие зрительного восприятия программа) // Программа обучения и медико-психолого-педагогической помощи специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (ясли - сад - начальная школа) [Текст] / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Просвещение, 2009. – 58с.

12. Григорьева, Л.П., Кондратьева С.И., Сташевский С.В. Организация, методы и содержание коррекционных занятий по развитию зрительного восприятия у детей с остаточным и слабым зрением [Текст]// Журнал Дефектология - 2007г. - № 2. -64с.

13. Григорьева, Л.П., Кондратьева С.И., Сташевский С.В. Системный подход к решению проблемы развития зрительного восприятия детей с глубоким нарушением зрения [Текст] // Дефектология- 2008г. - № 6.

14. Григорьева, Л.П., Кондратьева С.И., Сташевский С.В. Развитие зрительного восприятия [Текст] /Л.П. Григорьева // Примерное содержание коррекционных занятий в специальной образовательной школе для слабовидящих детей (учебно-методическое пособие). М. - 2008г.

15. Григорьева, Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у детей: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. [Текст]// М. - Школьная Пресса - 2009.- 169с.

16. Грошенков, И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII - вида; [Текст] / И.А. Грошенков. - М.: Академия – 2007. – 306с.

17. Дружинина, Л.А. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. [Текст] Методические рекомендации / сост. Дружинина Л. А. и др.; науч. ред. Дружинина Л. А. Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. — 206 с.

18. Дружинина, Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения [Текст] / Л.А. Дружинина. - М.: Экзамен - 2008.- 159с.

19. Дружинина, Л.А. Дошкольники, имеющие нарушения зрения: индивидуальная работа по развитию пространственной ориентировки в условиях общеобразовательной группы [Текст] /Л.А. Дружинина //Дошкольное воспитание. / 2011.-№ 9.- с.104-107.

20. Ермаков, В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения [Текст] / В.П. Ермаков. М.- Владос - 2009г. - 98-105, 194-195.

21. 3агайнова, Е.К., Филимонова И.В., Грищенко В.А., Черногород И.А. Опыт коррекционной работы по сенсорному воспитанию детей с нарушением зрения. [Текст] // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы яиц с нарушением зрения: Материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена. -М., 2006. - 41-44с.

22. Иванова, Н.Н. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Н.Н. Иванова // Дефектология № 4 – 2008. – 12 -16с.

23. Кабачинская, Е.Л. Оригами как средство сенсорного и творческого развития инвалидов по зрению [Текст] / Е.Л. Кабачинская //Диагностика, развитие и коррекции сенсорной сферы лиц с нарушением зрения: Материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200- летию РГПУ им. А.И. Герцена. -М., 2011г. – 197с.

24. Казакова, Т. Искусство, которое мы называем изобразительным [Текст] / Т. Козакова //Дошкольное воспитание № 10 - 2010 г. стр. 90 – 95

25. Казакова, Т. Изобразительная деятельность: интеграция и взаимосвязь видов [Текст] / Т. Казакова // Дошкольное воспитание № 2 - 2006 г. стр. 80 – 86

26. Ковалева, Л.П. Новые направления в организации работы по развитию зрительного восприятия в детском саду для детей с нарушением зрения [Текст] // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения: Материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей, посвящ. 200-летию РГПУ им. А.И. Герцена. - М., 2009г. Стр. 28 -30,

27. Коррекционная программа для слепых дошкольников и методические рекомендации к работе тифлопедагога [Текст] под ред. Рудаковой Л.А.; Международный университет семьи и ребёнка имени Рауля Валленберга, 2008г.

28. Лебедева, А.Н. Развитие сенсомоторики детей старшего дошкольного возраста: Коррекционно - развивающая программа [Текст] /А.Н. Лебедева - М.: Школьная Пресса, 2012. – 73с.

29. Липакова, В.И., Логинова Е.А., Лопатина Л.В. Дидактические пособия для диагностики состояния зрительно-пространственных функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / В.И.Липакова, Санкт-Петербург, 2011г.

30. Литвак, А.Г. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. [Текст] / А.Г. Литвак — СПб. 2006. — 336 с.

31. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии [Текст] / И.И. Мамайчук – СПб.: Речь - 2007г.

32. Медникова, Л.С. Особенности развития пространственно-временной организации изобразительной и речевой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Л.С. Медникова // Дефектология № 4 - 2010. – 47с.

33. Метиева, Л.А., Удалова Э.Л. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст] / Л.А. Метиева. - М.:- Книголюб – 2007. – 120с.

34. Методические рекомендации по программе обучения пространственной ориентировке слепых младших школьников [Текст] / составитель Кульбуш Е.А. // кафедра тифлопедагогики и РИСа ЛГПИ имени А.И. Герцена. Ленинград - 2005 г.

35. Мишин, М.А. Зрительно-двигательно-пространственная ориентировка (ЗДПО). Тестирование и развитие у детей с косоглазием и амблиопией [Текст] / М.А. Мишин. // Журнал Физическое воспитание детей с нарушением зрения № 5 - 2007г. С. 47-69.

36. Мишин, М.А., Смирнова И.А. Занятия по мелкой моторике и зрительные гимнастики в дошкольном учреждении для детей с косоглазием и амблиопией [Текст] // журнал «Физическое воспитание детей с нарушением зрения № 4 - 2008. С. 12 – 24.

37. Нагаева, Т.И. Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки [Текст] / Ростов н/Д: Феникс, 2008

38. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения [Текст] / под ред. М.И. Земцовой. М.: Просвещение – 2008. - 82 – 89с.

39. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушенным зрением. СПб.: Образование - 2010. – 128с.

40. Павлова, Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников [Текст] / Т.А. Павлова. – М.: Школьная Пресса, 2009. - С. 5.

41. Парамонова, Е.А. Сенсорное развитие детей с нарушением зрения в процессе трудового воспитания в детском саду. [Текст] // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения: Материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей - М., 2013г. С. 39-41.

42. Пафнутова, Н.В., Иванова Н.М., Павлюк Л.В. Совершенствование зрительного восприятия посредством комплексной развивающей дидактической системы в детских садах для детей с нарушением зрения [Текст] // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения: Материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей. -М., 2013г. С. 33-36.

43. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию [Текст] / Э.Г. Пилюгина. - М.: Просвещение - 2010 г. – 33 -39с.

44. Плаксина, Л.И. Некоторые особенности зрительной ориентации детей с нарушением зрения [Текст] / под ред. Плаксиной Л.И. - Калуга. 1998г.

45. Плаксина, Л.И. Реабилитация средствами образования детей с нарушением зрения [Текст]. В кн. Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения. М.: - 1997г.

46. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения в процессе предметного рисования [Текст] /Л.И. Плаксина. – М.: Гуманитар. изд. Центр Владос,2008г.

47. Подколзина, Е.Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения [Текст]: метод. пособие / Е. Н. Подколзина. - М.: Линка-Пресс, 2009г. – 169с.

48. Подколзина, Е.Н. Ознакомление дошкольников с ролью зрения в их жизнедеятельности [Текст] / Е.Н. Подколзина. // журнал Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 5 - 2008, стр. 37-38.

49. Подколзина, Е.Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения [Текст] / Е.Н. Подколзина // Дефектология. – 2008. – № 4. – 95с.

50. Подугольников, В.А. Обучение дошкольников с нарушениями бинокулярного зрения ориентировке в пространстве [Текст] / В.А. Подугольников. // Дефектология. 2011.- №1.-с.73-79.

51. Потёмкина, А.В. Рисование по представлению как средство диагностики и коррекции отклонений в развитии детей с нарушением зрения. [Текст] // Диагностика, развитие и коррекция сенсорной сферы лиц с нарушением зрения: Материалы Междунар. науч.-пед. конф. тифлопедагогов и незрячих учителей - М., 2013г. Стр. 62 - 64.

52. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения [Текст] / - метод, пособие под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: 2005г. Стр.5-21.

53. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду [Текст] / Под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Издательство Экзамен, 2003г.

54. Психолого - педагогическое и консультирование и сопровождение: Пособие для учителя-дефектолога [Текст] / под ред. Л.М. Шипицыной - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 г. стр. 128 – 136.

55. Разумова, Г.В. Особенности изобразительной деятельности детей р различными нарушениями в развитии [Текст] / Г.В. Разумова // Коррекционная педагогика стр. 36-42. № 1(11)-2009г.

56. Сверлов, В.С. Пространственная ориентация слепых [Текст] / В.С. Сверлов. – М.: - 2002г. – 8-12 с.

57. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / под ред. Н.Н. Поддъякова, B.Н. Аванесовой. М.: Просвещение - 2011г. – 27с.

58. Солнцева, Л.И. Адаптация диагностических методик при изучении детей с нарушением зрения [Текст] /Л.И. Солнцева. // Дефектология № 4 - 2003р. С.9-14.

59. Солнцева, Л.И., Семёнов Л.А. Психолого -педагогические основы обучения слепых детей ориентированию в пространстве и мобильности [Текст]/ Л.И. Солнцева. - М.: - ВОС - 2008 г.- 410с.

60. Солнцева, Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста [Текст] / Л.И. Солнцева. - М.: Полиграф сервис - 2007 г.- 9-15с.

61. Стребелева, Е.А. Современный подход к детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии [Текст] /Е.А. Стребелева. // Дефектология № 2 - 2007г. С.50-58.

62. Специальная психология [Текст] / под ред. В.И. Лубовского, уч. М.: Академия - 2003г. – 103с.

63. Уфимцева, Л.П. Воспитание личности ребёнка с проблемами в развитии средствами изодеятельности [Текст] / Л.П. Уфимцева. -2006 стр.55.

64. Фомина, Л. О развитии микроориентировки у дошкольников с нарушением зрения [Текст] /Л. Фомина. // Дошкольное воспитание -2007.-№9.-с.98-99.

 

Приложение №1

Сведения о детях с нарушенным зрением, участвовавших в эксперименте:

Имя ребёнка Дата рождения Диагноз
Иван К. 26.09.2008 г. Дальнозоркость высокой степени обоих глаз. Амблиопия средней степени обоих глаз. Слабовидящий.
Ксения Т. 03.04. 2008 г. Сходящее содружественное, оперированное косоглазие. Дальнозоркий астигматизм обоих глаз.
Наташа Г. 01.05.2008 г. Артифокия обоих глаз (искусственный хрусталик). Инвалид по зрению.
Карина С. 15.09.2008 г. Сходящиеся монолатеральное косоглазие правого глаза. Тяжёлаяамблиопия правого газа. Дальнозоркий астигматизм обоих глаз.
Рома П. 14.01.2008 г. Сходящиеся содружественное косоглазие, дальнозоркость средней степени обоих глаз.
Артем К. 20.06. 2008 г. Врождённая дальнозоркость обоих глаз (гиперметропия) высокой степени. Амблиопия средней степени обоих глаз. Слабовидящий.
Илья И. 16.10.2008 г. Дальнозоркий астигматизм обоих глаз. Острота зрения – 1 (была амблиопия)
Марина А. 14.01.2008 г. Гиперметропия, астигматизм обоих глаз. Амблиопия средней степени. Слабовидящая.
Ангелина Б. 19.01.2008 г. Сходящее содружественное оперированное косоглазие. Дальнозоркость слабой степени обоих глаз.
Ева Ж. 21.04.2008 г. Дальнозоркий астигматизм обоих глаз. Тяжёлаяамблиопия левого глаза.

 

Приложение №2

Занятие по рисованию

«МЫ ВЫЛЕПИЛИ РАЗНЫХ СНЕГОВИКОВ»

Программные задачи.

Продолжать учить детей передаче несложного сюжета — изображению места действия и персонажа; развивать творчес­кие способности (изображение разных снеговиков с разными деталями и разным местом действия: у елки, возле скамейки, горки, у забора); упражнять в различных приемах работы кис­тью (всей кистью и концом).

Материал.

У воспитателя пособие «передвижная аппликация» (2 экз.) — лист серого картона с белым («снег») карманом внизу и кар­тонные фигуры снеговиков, елки, забора, горки, скамейки. У детей листы бумаги серого и голубого цвета размером с альбом­ный лист, краски гуашь, мягкие кисти.

Ход занятия:

Педагог говорит, что зимой все дети любят лепить из снега разных снеговиков. Ставит на доску фигурки картонных сне­говиков. Рассматривает их с детьми поочередно.

— Один снеговик с ведром на голове, а в правой руке держит... (метлу), у другого на голове... (кастрюля), а в левой руке... (лопа­та), у третьего волосы сделаны из тонких веточек, а держит он... (ветку елки). А у этого маленького снеговика руки сде­ланы из веток, а на голове бумажный колпачок, как у Пет­рушки. Вот каких разных забавных снеговиков вылепили дети. Снеговиков дети лепят в разных местах: у забора, у гор­ки, около скамейки, рядом с елочкой. Давайте составим раз­ные картинки про снеговиков.

Первую картинку воспитатель составляет сам: «Здесь будет горка (вставляет нужную фигурку в карман), а внизу будет сто­ять снеговик с метлой. Кто хочет составить другую картинку?» Вызывает ребенка к доске, спрашивает: «Где у тебя будет сто­ять снеговик? Какой он?»

Убирает фигурки из карманов, вызывает еще двух детей и предлагает им составить другие картинки про снеговиков (сне­говик у скамейки; снеговик около елки).

Воспитатель убирает пособие и спрашивает нескольких де­тей, какие картинки про снеговиков они нарисуют.

В процессе рисования следит, чтобы величина изображае­мых предметов соответствовала размеру листа бумаги, чтобы фигуры снеговиков и другие предметы были достаточно круп­ными. Напоминает детям, что снеговики состоят из комьев раз­ного размера. Советует головные уборы нарисовать яркими красками, нос сделать оранжевым, а ветки сделать черными или темно-коричневыми.

Педагог следит за техникой рисования. Спрашивает детей, что нужно рисовать всей кистью, а что кончиком (глаза, нос, пуговицы, ветки и др.). Побуждает вносить в рисунок дополне­ния, обогащающие его содержание.

При рассматривании рисунков следует отметить разные ва­рианты в передаче сюжета: «Снеговик с синим ведром на голо­ве и лопатой в руке стоит возле елки. А где еще стоят снегови­ки?» Можно обратиться к нескольким детям и предложить им рассказать, какого снеговика они нарисовали (что у него на го­лове, в руках, из каких комьев его слепили). Обратить внима­ние детей на то, какие тоненькие ветки получились на некото­рых рисунках. Спросить, как дети рисовали их. Далее отметить красивое сочетание серого (голубого) неба с белым снегом, с бе­лыми снеговиками в ярких головных уборах.

 

Конспект по рисованию «В гостях у гномов.»

Цель: развитие восприятия удалённости.

Предварительная работа: набор чётких картинок, с хорошим контрастом, включающих все изобразительные признаки удалённости:

воздушную перспективу, изменение градиента текстуры поверхности, изменение размеров предметов, расположенных в отдалении, схождении параллельных линий у горизонта. Ребенок должен рассмотреть каждую картинку и сказать, что расположено вблизи, вдалеке, высоко, низко.

Материал: альбомные листы, на которых нарисованы два дома, один значительно меньше по размерам и расположен как бы в глубине.

Ход занятия:

Перед ребёнком располагается лист с заданием. Его просят рассмотреть рисунки на листе и описать их. Затем, указывая на «дальний» домик, спрашивают: «Где расположен этот домик? Дальше или ближе?»

Рассказываем ребёнку сказку:

«В этих домиках живут два брата-близнеца. У них всё одинаковое: и дома, и одежда, и машины, они посадили около домов одинаковые деревья и кусты. Нарисуй сначала окна и двери у домов, а затем машины, которые стоят около них.»

Если ребёнок не уменьшает «дальнюю» машину, ему указывают на несоответствие дома и машины и просят нарисовать ещё раз (лучше на другом листе). После того как ребёнок выполнит задание, около машины его просят нарисовать двух братьев, деревья и кусты. Внимание ребёнка концентрируется на том, что хотя все предметы одинаковые, но те, что расположены дальше, меньше по размерам.

 

 

Конспект по рисованию «В гостях у сказки».

Цель: развитие восприятия удалённости.

Материал: базовый рисунок ландшафта, содержащий признаки удалённости.

Ход занятия:

В начале занятия ребёнку дают рассмотреть базовый рисунок и затем просят нарисовать свой – так, чтобы на нём были изображены два дома, один дальше другого, дорога, уходящая вдаль, поле цветов и т.д.

Рассказываем сказку:

«Жила – была Красная Шапочка в домике вместе со своей мамой. Нарисуй их домик и Красную Шапочку. А бабушка жила от них далеко-далеко, так что её домик был еле виден. Нарисуй домик бабушки. К домику бабушки вела дорога. Нарисуй дорогу. Вдоль всей дороги росли цветы. Нарисуй цветы и доскажи сказку по своему рисунку.»

Если на рисунке ребёнка отсутствует изображение признаков удалённости, ему необходимо показать на картинке, обращая внимание на относительные размеры предметов, схождение линий, слияние текстуры поверхности на горизонте и т.д., и попросить изобразить ещё раз.

Занятие по лепке «Овощи и фрукты».

Цель: изображать в лепке предметы круглой и овальной формы, развивать воображение и формировать обобщённые представления о предметах сходной формы. Учить соотносить цвет предмета и его форму. Развивать мелкую моторику кистей рук.

Материал: пластилин трёх цветов красный, оранжевый и зелёный; муляжи яблоко(красное), апельсин (оранжевый), помидор (красный, зелёный), огурец (зелёный), морковь (оранжевая).

Ход занятия:

Поставить перед ребёнком корзинку с овощами и сказать: «Посмотри у меня в корзинке лежат овощи и фрукты. Одни похожи на эту фигуру (показать круг), а другие – на эту (показать овал). Разложи, пожалуйста, круглые предметы отдельно, а овальные – отдельно.» Попросить назвать все овощи и фрукты, причём обязательно указывая цвет предмета, например, «круглое красное яблоко», «овальный зелёный огурец» и т.д. При затруднении можно назвать цвет овощей. Достать овощи из корзинки и обвести по контуру и спросить о его форме. При обведении пальцем контура огурца подчеркнуть его протяжённость, вытянутость.

Показать и объяснить приёмы лепки круглых и овальных предметов. Обратить внимание детей на то, что вылепленный предмет должен соответствовать по цвету с образцом. Дети лепят по выбору.

В процессе работы надо следить, чтобы ребёнок выдерживал определённую выбранную форму. В конце занятия предложить сравнить детскую работу с образцом.

Занятие по рисованию «Найди такой же».

Цель: узнавание формы предметов, умение соотносить их по форме, цвету, величине. Развивать умение узнавать предмет не только по форме и цвету, но и по изменённому расположению.

Материал: у ребёнка – лист белой бумаги с изображёнными на ней контурами геометрических форм; у педагога – геометрические фигуры разного цвета, формы, размера; фломастеры соответствующих цветов.

Ход:

Воспитатель размещает на доске рисунок из геометрических фигур разной величины, цвета или вида. Задание заключается в том, чтобы найти на своём рисунке фигуру такой же формы, такого же цвета, такой же величины и раскрасить его так соответствующем цветом. В процессе работы ребёнка спрашивают какую фигуру он сейчас раскрашивает. Ребёнок должен называть фигуру полностью: цвет, размер, форму. Например: красный большой треугольник и т.д.

Занятие по лепке «Снеговик»

Программные задачи:

Развивать у детей умение самостоятельно рассматривать знакомый несложный предмет (образец) и передавать в лепке его форму и строение; развивать воображение (побуждать ис­пользовать разнообразный дополнительный материал для изоб­ражения различных деталей и украшения персонажа); приме­нять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскаты­вание, примазывание и др.

Материал.

У воспитателя образец — снеговик, выполненный из трех ватных комков разной величины или из пластилина (без дета­лей). У детей пластилин, стеки и разнообразный дополнитель­ный материал: еловые и сосновые иголки, чешуя от шишек, ма­ленькие сухие веточки, косточки от вишен, маленькие пласт­массовые пробки от бутылок, маленькие картонные квадратики, прямоугольники.

Ход занятия.

Воспитатель рассказывает:

— Всю ночь падал снег, и когда утром дети вышли во двор, снегу было по колено, а в некоторых местах даже по пояс. Мороза не было, и снег был липким. И решили дети вылепить много сне­говиков, вот таких (показывает образец, медленно поворачивая дощечку, чтобы дети увидели снеговика со всех сторон). Когда дети слепили снеговиков и посмотрели на них, то оказалось, что все они получились одинаковыми и смотреть на них было совсем не интересно. Тогда Вова сказал: «Ребята! Давайте поищем разных веточек, шишек и сделаем своим снеговикам глаза, нос, волосы, пуговицы, воротники. Но пусть каждый сделает это по-своему». Разбежались дети по двору, пошли в соседний сад, отыскали мно­го разных подходящих предметов и доделали своих снеговиков.

Каждый прохожий, молодой и старый, останавливался и с интересом разглядывал таких разных забавных снеговиков, и все хвалили детей за их выдумку.

— Дети, вы тоже сможете придумать и вылепить разных сне­говиков. У вас для этого есть не только пластилин, но и разный материал на подносах. Постарайтесь вылепить своего снегови­ка так, чтобы он отличался от других.

В процессе занятия не следует подсказывать детям, как ис­пользовать дополнительный материал. Если многие будут при­менять какой-то материал одинаково, например елочные игол­ки для волос, то целесообразно подсказать, что волосы у снего­вика можно сделать из другого материала (сухие травинки или косточки из вишен, плотно уложенные на голове).

В конце занятия на одном из столов воспитатель огоражива­ет при помощи строительного материала двор, говорит:

— Это у нас двор. Во дворе будут стоять только разные сне­говики. Одинаковых оставим за забором.

Дети подходят к столу и ставят своих снеговиков во дворе. Воспитатель предлагает проверить, нет ли во дворе одина­ковых снеговиков, и выставить их за забор.

Затем вместе с детьми он отмечает различия в работах. На­чать можно со сравнения волос, головных уборов: «Посмотри­те, дети, у этого снеговика на голове колпачок с кисточкой из сухих травинок, а у этого... (дети продолжают). У этого снего­вика на голове волосы из елочных иголок, а у этого... У этого снеговика нос сделан из вишневой косточки, а у этого... Этот снеговик смеется, у него стекой нарисован улыбающийся рот, а у этого снеговика рот сделан из тоненькой веточки. А у этого снеговика есть усы...» и т.д.

Далее следует назвать предметы, которые держат снегови­ки. Потом рассмотреть фигурки за забором, выяснить, кто из детей кому подражал.

 

Занятие по аппликации

«Что нам стоит дом построить»

Цель: развивать творческие способности детей – учить самостоятельно изображать постройку из квадратов, прямоугольников, треугольников, располагать симметрично части постройки; располагать части постройки вплотную друг к другу; закрепить способы вырезания геометрических фигур из широких бумажных полос.

Материал: игровой персонаж Хрюша, у детей широкие бумажные полоски разного цвета для разрезания их на квадраты 5х10 см.; на прямоугольники 4х14 см., квадраты для разрезания на треугольники 6х6 см.; клей ножницы.

Ход занятия:

Появляется Хрюша, здоровается с детьми и рассказывает: «Нам со Степашкой подарили целый ящик со строительным ма­териалом. Степашка сразу построил и домик, и мостик, и баш­ню из кубиков, кирпичиков и треугольных призм. А я только одни ворота умею строить. Да и то они у меня почему-то все вре­мя разваливаются. Может быть, дети научат меня сооружать разные постройки?»

«Хрюша, наши дети умеют строить домики, башню, мостик, песочницу под грибком, но у них сейчас нет строительного мате­риала, — говорит воспитатель. — Видишь, они сидят за стола­ми и приготовились заниматься аппликацией. У них есть толь­ко бумажные полоски. Но мы тебе поможем. Дети разрежут свои полоски пополам, и у них получатся квадраты и прямоугольни­ки. Ребята составят из этих и других фигур разные постройки, наклеят на бумагу, и получатся картинки. Ты будешь смотреть на них и научишься делать разные постройки. Сейчас я спрошу у детей, кто какую постройку для тебя изобразит».

Педагог спрашивает нескольких детей об их замыслах. Если их ответы повторяются, интересуется: «А кто сделает другую постройку? Кто сделает для Хрюши мостик со скатами?» и т.п. Затем путем вопросов уточняет последовательность работы (раз­резать полоски по сгибу на две части, выложить постройку на лист бумаги, наклеить).

В процессе занятия надо следить, как дети разрезают широ­кие и узкие полоски бумаги. По поводу содержания детских ра­бот целесообразно не давать прямых указаний, а от имени Хрю­ши с помощью вопросов, размышлений оказывать необходи­мое влияние. Полезно спрашивать о недостающих частях той или иной постройки («Будет ли у твоего домика окошко?» и т.п.). Если потребуется, надо давать детям дополнительные фигурки, в том числе и для украшения построек.

В конце занятия все аппликации помещают на стенд. Дети должны рассказать о своей постройке. Хрюша благодарит детей за помощь и отбирает картинки, по которым он будет учиться делать постройки. Например: «Я возьму вот этот домик. Сразу видно, из каких строительных деталей его нужно делать. Сбоку я поставлю кирпичики, а между ними кубик. Кры­шу построю из треугольной призмы». Затем Хрюша может по­просить автора другой постройки пояснить, с чего надо начинать строить такой мостик (песочницу, башню или др.).

Педагог спрашивает Хрюшу, понял ли он, почему у него все время разваливаются ворота. Хрюша не знает. Обращается с этим вопросом к детям. Можно указать на какую-нибудь постройку, у которой части неплотно прилегают одна к другой или симметрич­ные детали наклеены неровно. Хрюша радуется: он теперь знает, что кубики надо ставить ровно и плотно друг к другу. Оставшиеся работы Хрюша тоже забирает для Степашки и Фили.

Примечание. Желательно разложить исходные формы отдельно от готовых частей построек, например заготовки в коробку, а готовые части на поднос, чтобы дети не путали их.

Занятие по аппликации

Цель: формирование понимания и восприятия топологических отношений в окружающей среде; учить детей изображать несложный сюжет предметов, разных по величине и форме; развивать познавательную активность; формировать навыки совместной работы.

Материал: листы белой бумаги, вырезанные из цветной бумаги различные фигурки и предметы, клей.

Ход занятия:

Ребёнок должен рассмотреть весь материал, подготовленный взрослым.

«Мы будем делать аппликацию и наклеивать все эти фигурки и предметы на белый лист. Давай сначала построим дом (ребёнок наклеивает домик). Рядом с домом посадим дерево (ребёнок приклеивает дерево). Подальше поставим машину (ребёнок приклеивает машину). Между машиной и деревом стоит заборчик (ребёнок приклеивает заборчик).»

После того как аппликация будет закончена, ребёнка спрашивают: «Где находятся домик, дерево, заборчик и т.д.?» в ответе ребёнка должны присутствовать слова, обозначающие топологические понятия (рядом, около, напротив



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.249.170 (0.02 с.)