Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Четвёртая серия была направлена на выявление уровней моделирования пространственных отношений.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Задачи IV этапа: изучить умение моделировать пространственные отношения на плоскости, описывать схему маршрута с использованием пространственной терминологии, умение соотносить схематическое изображение предметов с реальными предметами. Задания: 1. «Расставь мебель в кукольной комнате». Оборудование: набор кукольной мебели, рисунок – план комнаты. Содержание: Педагог объясняет, что для куклы Кати купили новую мебель и предлагает детям помочь ей расставить эту мебель, используя план комнаты. Дети расставляют мебель по плану комнаты, объясняя при этом свои действия. 2. Изобрази схему расположения игрушек на столе. Оборудование: на столе расставлены игрушки (по середине, по углам); лист белой бумаги, фломастеры. Содержание: Ребёнку предлагается внимательно рассмотреть расставленные игрушки на столе и изобразить схему этого стола вместе с игрушками на листе бумаги. Таким образом, предложенные методики позволили определить: * особенности в выделении формы, цвета и величины предметов; * особенности ориентировки в микро- и макропространстве в процессе предметной деятельности; * особенности предметных представлений, а также о человеческом облике. Экспериментальные задания проводились в игровой форме и поэтапно. Методом исследования явился индивидуальный эксперимент.
2.2 Количественный и качественный анализ результатов эксперимента. В констатирующем эксперименте приняли участие 20 дошкольников (10 с косоглазием и амблиопией, 10 с нормальным зрением). Дети с косоглазием и амблиопией имели остроту зрения от 0,2 до 1 на лучше видящем глазу с коррекцией, характер зрения монокулярный. У всех детей отмечался сохранный интеллект. Оценка результатов эксперимента осуществлялась по трем основным критериям, которые характеризовали степень успешности выполнения задания. Критерии уровней сформированности разработаны в коррекционной программе «Пространственная ориентировка» Рудакова Л.А. [62]. I. к первому уровню отнесены дети, которые выполнили задания правильно и без дополнительных указаний. II. ко второму уровню отнесены дети, которые выполнили задание с небольшими неточностями или при незначительной помощи педагога. III. при выполнении задания допускались грубые ошибки (недостаточно сформированы пространственные представления: не ориентируется по словестному указанию, требуется практическая помощь педагога, грубо нарушены локомоции, не понимает словесных обозначений сложных пространственных отношений предметов: сзади, сбоку, из-за, справа, слева, неумение дать характеристику собственного положения в пространстве по отношению к предметам) или же требовалась значительная словесная и действенная помощь со стороны педагога. При выполнении констатирующего эксперимента были проанализированы трудности, которые испытывали дети при выполнении заданий и выявлены причины. Анализ данных: Первая серия эксперимента была направлена на умения детей ориентироваться на собственном теле; обозначать в речи пространственные расположения частей своего тела. Анализируя выполнение заданий данной серии детей 5—6 лет с нарушенным зрением необходимо отметить, что при названии и определении местонахождения частей тела дети путали их названия, заменяли сенсорными эталонами, допускали в ответах неточности. Соотносили части тела с предметами, с геометрическими фигурами и предметами одежды, например: «Я состою из круга и овала, есть глаза, рот и нос, туловище — кофта, спина — сзади, живот — впереди, ноги — прямоугольники». Составляя петрушку из геометрических фигур, дети с нарушением зрения затруднялись словесно обозначить пространственное расположение частей тела: долго перекладывал формы с одного места на другое, словесное определение давали неверно. Необходимо отметить, что почти все дети правильно составили петрушку, но в словесном определении пространственного расположения частей тела затруднялись: путали правую и левую стороны, говорили, что живот и спина находятся сбоку, снизу. Детям 5-6 лет с нормальным зрением были предложены аналогичные задания. По результатам проведённого исследования необходимо отметить, что дети с нарушением зрения чаще, чем дети с нормальным зрением допускали ошибки в определении правой и левой стороны, путали пространственное расположение частей. Дети с нормальным зрением грубых ошибок не допускали, и практически справились с заданием самостоятельно, допускали неточности в определении направлений в пространстве (справа-слева). Таким образом, проанализировав ответы детей по первой серии констатирующего эксперимента можно выделить три уровня сформированности пространственной ориентации детей с нарушенным зрением. В определении уровней за основу были взяты критерии предложенные в программе Рудаковой Л.А.[27] Из 10 дошкольников с нарушенным зрением только 30% успешно справились с заданиями. В норме – таких детей было – 60%. Эти дети были отнесены, согласно критериям Рудаковой Л.А., к I (высокому) уровню овладения навыками пространственной ориентировки. Из 10 детей с нарушенным зрением – 50% потребовалась незначительная помощь педагога (в основном ошибки при определении правой и левой стороны), педагог показывал образец выполнения, дальше ребёнок справлялся сам. Дети с нормальным зрением – 40%,также допускали небольшие неточности (ошибки при определении сторон), в остальном справлялись без ошибок. Эти дети были отнесены ко II уровню. 20% детей со зрительной патологией при выполнении задания не смогли самостоятельно выполнять задания, требовалась действенная помощь педагога. Эти дети были отнесены к III уровню. Результаты были обобщены в таблице и виде графика. Таблица обобщённых данных по выявлению уровней ориентировки детей на собственном теле (количество детей - %)
Гистограмма сравнительных данных по выявлению уровней пространственной ориентировки на собственном теле: Уровни Вторая серия констатирующего эксперимента была направлена на изучение ориентировки детей в окружающем пространстве, где точкой отсчёта является собственное тело. При выявлении умения словесно обозначать и определять направление дети с косоглазием и амблиопией путают правую и левую сторону. У детей с нормальным зрением результаты оказались лучше, чем у детей с патологией зрения, им требовалось меньше времени на выполнение задания, они были более уверенны и самостоятельны, не искали помощи и поддержки в лице педагога. Анализируя результаты выполненного задания «Что ближе, что дальше», следует сказать, что дети с нормальным зрением воспринимают картинку в целом, перечисляют предметы по степени удалённости в нужном порядке, дети с нарушенным зрением лучше воспринимают предметы, которые расположены вдалеке. Так большинство детей со зрительной патологией при предъявлении картины стали называть предметы, которые находились вдалеке; небо, облака, дерево, ферма. Больше никаких предметов не называли, не обращали внимание на те, которые расположены на переднем плане: кормушка, забор, трава, куры. Такие ответы были характерны для большинства детей с нарушением зрения за счёт неумения сосредоточить внимание на объекте и за счёт нарушений прослеживающих функций глаза. При проведении задания «Что где находится» дети с нормальным зрением быстро находили указанные предметы, но иногда путались при словесном обозначении места нахождения игрушки относительно себя, путали правую и левую сторону. Дети с амблиопией и косоглазием, находили предметы, но не могли дать словесное обозначение пространственного расположения предмета, путали предлоги над – под, на – из. Затруднялись в определении правой и левой сторон, в основном искали помощи у педагога. При предложении попробовать самим определить место нахождения игрушки говорили: «Не знаю», «Не могу», или совсем отказывались от выполнения задания. Дети знают правую и левую руку, а стороны путают, это связано со снижением зрительно-пространственного анализатора, им требовалось много времени на выполнение задания. Таким образом, из 10 дошкольников с нарушением зрения только 20% успешно справились с заданиями. В норме – таких детей было 50%. Эти дети были отнесены, согласно критериям Рудаковой Л.А., к I (высокому) уровню овладения навыками пространственной ориентировки. Из 10 детей с нарушенным зрением – 50% требовалась незначительная помощь педагога (педагог указывал на ошибку и ребёнок самостоятельно устранял её), в основном ребёнок мог справиться сам. Детей с нормальным зрением допускающих небольшие неточности было 40%. Эти дети были отнесены ко II уровню. К III уровню были отнесены дети, которые при выполнении задания не смогли самостоятельно выполнять задания, требовалась действенная помощь педагога. 30% - дети со зрительной патологией, 10% - ребёнок с нормальным зрением. Результаты обобщены в виде таблицы и графика. Таблица обобщённых данных по выявлению уровней
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 401; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.176.191 (0.011 с.) |