Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Влияние изобразительных заданий на развитие пространственной ориентации у детей с нарушением зрения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Рисование, лепка, аппликация и конструирование — те виды изобразительной деятельности, посредством которых дети образно отражают окружающую действительность. Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности. В процессе изобразительной деятельности осуществляется работа по формированию у детей реальных образов предметов окружающего мира.[53, с. 22] Овладевая умениями изображать невозможно без целенаправленного развития и других видов восприятия. Для того чтобы успешно изображать, ребенку необходимо хорошо представлять предмет или явление. С точки зрения психологии, представления – это образы, запечатлённые в памяти в результате восприятия предметов и явлений и возникающие в мозгу при отсутствии их непосредственного воздействия на органы чувств. Восприятия основываются на ощущениях и прошлом опыте, знаниях. Различная степень дефекта зрительного анализатора (нарушение поля зрения, снижение остроты зрения) ведёт к серьёзным нарушениям представлений слабовидящих. Поэтому на всех этапах обучения детей с нарушением зрения изобразительной деятельности необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их основные признаки и прежде всего, необходимо научить ребёнка наблюдать, учить не просто смотреть, а учить видеть предметы окружающего мира, что в свою очередь заставляет думать, интересоваться. Активизация восприятия возникает именно при столкновении с трудностями.[51, с. 44] Для развития восприятия предметов окружающего мира необходимо изучать то, что рисуешь. На основе анализа программ воспитания и обучения детей с нарушением зрения можно констатировать, что содержание программ направлено, в первую очередь, на овладение детьми сенсорными эталонами различного вида: зрительными, осязательными, двигательными и др. В связи с этим в программе представлено значительное количество занятий по предметному рисованию с натуры, когда дети изучают натуру и затем только приступают к отображению.[53, с. 5] Накопление зрительного опыта у детей с нарушением зрения осуществляется медленнее, поэтому сюжетное рисование начинает активно формироваться на 3—4-м годах обучения. Взаимосвязь всех видов занятий по изобразительной деятельности прослеживается в повторе одной и той же темы на занятиях в лепке, аппликации и рисованию. Это позволяет конкретизировать зрительный образ, уточнять детали, закреплять изобразительные умения. Так, в процессе лепки дети с нарушением зрения познаю видоизменения в положении тел и позы фигур; на занятиях по аппликации силуэтные изображения, составление изображения из частей помогают ребенку в планировании рисования, облегчают ориентировку на плоскости листа, в чем особенно нуждаются дети с нарушением зрения. На всем протяжении обучения идет уточнение, конкретизация обобщение предметных представлений, формирование способов обследования. При формировании изобразительных навыков выполнение задания следует организовать индивидуально с учетом возможностей каждого ребенка, его зрения и общего развития.[63, с. 18] На отдельных этапах обучения при очень низкой остроте зрения и сложности зрительной ориентации возможно применение шаблонов, трафаретов для обводки при рисовании и аппликации. Занятия по изобразительной деятельности и конструированию тесно связаны с игрой, ознакомлением с окружающим миром и развитием зрительного восприятия, ручным трудом и формированием элементарны математических представлений. Занятия проводятся воспитателем учителем-дефектологом (тифлопедагогом). При этом тифлопедагог проводит ту часть работы, где осуществляется процесс формирования способов обследования предмета и на начальном этапе овладения изобразительными навыками; воспитатель проводит занятия по закреплению навыков обследования и изображения предметов.[53, с. 22] К оценке результатов изобразительной деятельности следует подходить индивидуально, дифференцированно, с учетом состояния зрения детей, уровня общего развития, навыков и умений изобрази тельной деятельности. Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является одной из форм усвоения ребёнком социального опыта.[37, с. 14] Современный ребёнок, где бы он ни жил, во время рисования выражает своё раннее восприятие окружающего мира. М. Прудомью утверждает, что ребёнок рисует не сам по себе, а своё представление о предмете. Рисунки детей представляют собой изображение, а не воспроизведение. Они выражают внутренний, а не визуальный реализм. Рисунок характеризует прежде всего самого ребёнка, а не предмет как модель.[55, с. 25] По мнению исследователей (Разумова Г.В, Семаго и др.), дети рисуют: - то, что для них важно; значимых людей, дома, деревья, животных; - что-то известное им о предмете, но не всё; - то, что вспомнил ребёнок в момент рисования; - окрашенную эмоциями идею; - то, что видят; - незримую внутреннюю реальность. Для детей предмет является ориентиром, а результат не зависит от того, рисует ли ребёнок с образца или по памяти. Ребёнок с нарушенным зрением выражает себя с помощью визуальных образов, которые возникают из разных сенсорных феноменов. Характер переживаний влияет на форму изображения, особенно в раннем возрасте. В это время впечатления яркие, устойчивые и незабываемые. Для детей с нарушением зрения характерны обеднённые неустойчивые зрительные образы, их схематизм; нарушения целостности восприятия, фрагментарные отражения мира; низкий уровень обобщённости образов; страдает объём правильность зрительного восприятия, перспектива и глубина пространства. Экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом и т.д. с целью изучения их физических свойств и экспрессивных возможностей. Могут быть полезны для детей младшего дошкольного возраста с целью стимулирования интереса к изобразительной деятельности и для детей более старшего возраста в случае эмоциональных расстройств. Эффект упражнений — в стимулировании потребности в изобразительной деятельности и интереса к ней, уменьшение эмоциональной напряженности, формирование чувства личностной безопасности, повышение уверенности в себе, формирование интереса к исследовательской деятельности и стимулирование познавательной потребности.[63, с. 33] Изобразительные задания для детей с нарушением зрения, кроме эстетических, нравственных, развивающих, решает и коррекционные задачи познания окружающего мира. Реализация этих задач наглядно проявляется в творческой деятельности. В процессе изобразительной деятельности осуществляется работа по формированию у детей реальных образов окружающего мира. Таким образом, значительное место в изодеятельности занимают задания по формированию пространственной ориентировке в самом процессе изображения, а также при отображении пространственных характеристик изображаемых объектов. Задания с элементами изобразительных заданий помогают улучшать процесс формирования пространственной ориентировки у детей со зрительной патологией и решать следующие задачи: 1.Обучение приёмам и способам ориентировке на приборе для изодеятельности (стол, лист бумаги….):раскладывание предметов по порядку слева направо, рисование в направлении сверху вниз, расположение предметов и воспроизведение узоров (сначала в центре, затем в углах), умению использования инструментов для изодеятельности. 2. Знакомство с элементарными понятиями в пространственной ориентировке (вправо-влево, вверх-вниз, между). Сравнительная оценка изображаемых предметов (больше-меньше, шире-уже, короче-длиннее, толще-тоньше). 3. Овладение нестереоскопическими способами изображения пространства: оценка удалённости предметов в реальной жизни и на рисунке. 4. Обследование группы предметов, сравнение их форм и величин, положений в пространстве. Соотнесение предметов предметов с силуэтными, контурными, рельефными изображениями. 5. Формирование представлений о предметах окружающего мира (фруктах, цветах, деревьев и т.д.) их форма, величина, пропорции, цвет. 6. Отображение представлений в рисунках детей. В связи с этим обучение пространственной ориентировке может быть результативным только при условии его осуществления в рамках всей системы учебно-воспитательного процесса.
Выводы по I главе: 1. У детей с нарушениями зрения возникают особенности деятельности, общения, психофизического развития, что проявляется в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентировки, формировании образов представлений и памяти, способов предметно-практической деятельности, особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду. 2. При существующих общностях психофизического развития детей с нарушениями зрения необходимо учитывать не только типологические виды отклонений, но и индивидуальные особенности детей. Локализация, степень и время появления сенсорного дефекта и начало коррекционной работы предопределяют прогноз - развитие пространственной ориентировки ребёнка со зрительной патологией. 3. Формирование достаточно высокого уровня автоматизированных навыков пространственной ориентировки позволяет детям осуществлять перенос этих навыков в различные сферы деятельности, снимает такие последствия слепоты, как боязнь пространства, неуверенность в своих силах, медлительность и осторожность в движениях, ограничение самостоятельности, т.е. влияет на личность незрячих в целом повышая их социально-психологическую реабилитированность. 4. Психологический анализ особенностей ориентирования детей со зрительной патологией, проведённый Солнцевой Л.И. и Литвак А.Г., показал, что формирование свободной ориентации и мобильности требует специальной работы, включающей создание психологической готовности к самостоятельной ориентировочной деятельности. Она охватывает такие моменты, как расширение знаний и представлений об окружающем мире, свойствах и качествах объектов, в которых детям приходится ориентироваться и двигаться: умение выделять и воспринимать различные свойства объектов в качестве ориентиров, т.е. развитие познавательной деятельности с акцентом на выделение ориентиров, воспринимаемых как сохранными, так и нарушенными анализаторами. 5. В дошкольном возрасте необходимо проводить специальные занятия направленные на развитие пространственной ориентировки, опираясь на знания и представления, на те умения, которые незрячий и слабовидящий ребёнок приобретает в процессе ознакомления с окружающим, в процессе физического воспитания, на занятиях по развитию математических представлений, по развитию речи, по тифлографике, конструированию, лепке и т.д. эти знания служат базой и основой для развития у таких дошкольников пространственных представлений и знаний.
ГЛАВА II: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ. 2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА. Эксперимент проводился на базе МБДОУ детского сада комбинированного вида № 47 Теоретическими основами констатирующего эксперимента явились диагностическте методики, разработанные Л.А. Рудаковой, с некоторой их модификацией. [27] Было проведено четыре серии экспериментальных заданий, направленные на изучение: 1. Умение ориентироваться на собственном теле («ориентировка на себе»). 2. Умение ориентироваться в окружающем пространстве, где точкой отсчета является собственное тело («от себя»). 3. Умение детей ориентироваться в помещении группы. 4. Умение моделировать пространственные отношения на плоскости. По содержанию задания соответствовали возрастным возможностям детей с 5 до 6 лет. Цель эксперимента: исследовать уровни формирования навыков пространственной ориентации у детей с нарушениями зрения и у детей с нормой. Сделать сравнительный количественно-качественный анализ полученных данных в результате эксперимента. В констатирующем эксперименте приняли участие 10 дошкольников старшей спецгруппы в возрасте от 5 до 6 лет (Приложение№1). Дети с косоглазием и амблиопией имели остроту зрения от 0,2 до 1 на лучшем видящем глазу с коррекцией, характер зрения в основном монокулярный. У всех детей отмечался сохранный интеллект. В контрольной группе 10 человек с нормальным зрением возраст 5-6 лет.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.156.84 (0.011 с.) |