Влияние изобразительных заданий на развитие пространственной ориентации у детей с нарушением зрения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние изобразительных заданий на развитие пространственной ориентации у детей с нарушением зрения.



Рисование, лепка, аппликация и конструирование — те виды изобразительной деятельности, посредством которых дети об­разно отражают окружающую действительность. Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности. В процессе изобразительной деятельности осуществляется работа по формированию у детей реальных образов предметов окружающего мира.[53, с. 22]

Овладевая умениями изображать невозможно без целенаправ­ленного развития и других видов восприятия. Для того чтобы ус­пешно изображать, ребенку необходимо хорошо представлять предмет или явление. С точки зрения психологии, представления – это образы, запечатлённые в памяти в результате восприятия предметов и явлений и возникающие в мозгу при отсутствии их непосредственного воздействия на органы чувств. Восприятия основываются на ощущениях и прошлом опыте, знаниях.

Различная степень дефекта зрительного анализатора (нарушение поля зрения, снижение остроты зрения) ведёт к серьёзным нарушениям представлений слабовидящих.

Поэтому на всех этапах обучения детей с наруше­нием зрения изобразительной деятельности необходимо учить поэтапному обследованию предметов, умению анализировать их ос­новные признаки и прежде всего, необходимо научить ребёнка наблюдать, учить не просто смотреть, а учить видеть предметы окружающего мира, что в свою очередь заставляет думать, интересоваться. Активизация восприятия возникает именно при столкновении с трудностями.[51, с. 44]

Для развития восприятия предметов окружающего мира необходимо изучать то, что рисуешь.

На основе анализа программ воспитания и обучения детей с нарушением зрения можно констатировать, что содержание программ направлено, в первую очередь, на овла­дение детьми сенсорными эталонами различного вида: зрительными, осязательными, двигательными и др. В связи с этим в программе представлено значительное количество занятий по предметному ри­сованию с натуры, когда дети изучают натуру и затем только при­ступают к отображению.[53, с. 5]

Накопление зрительного опыта у детей с нарушением зрения осуществляется медленнее, поэтому сюжетное рисование начинает активно формироваться на 3—4-м годах обучения.

Взаимосвязь всех видов занятий по изобразительной деятельности прослеживается в повторе одной и той же темы на занятиях в лепке, аппликации и рисованию. Это позволяет конкретизировать зрительный образ, уточнять детали, закреплять изобразительные умения. Так, в процессе лепки дети с нарушением зрения познаю видоизменения в положении тел и позы фигур; на занятиях по аппликации силуэтные изображения, составление изображения из частей помогают ребенку в планировании рисования, облегчают ориентировку на плоскости листа, в чем особенно нуждаются дети с нарушением зрения.

На всем протяжении обучения идет уточнение, конкретизация обобщение предметных представлений, формирование способов обследования. При формировании изобразительных навыков выполнение задания следует организовать индивидуально с учетом возможностей каждого ребенка, его зрения и общего развития.[63, с. 18]

На отдельных этапах обучения при очень низкой остроте зрения и сложности зрительной ориентации возможно применение шаблонов, трафаретов для обводки при рисовании и аппликации.

Занятия по изобразительной деятельности и конструированию тесно связаны с игрой, ознакомлением с окружающим миром и развитием зрительного восприятия, ручным трудом и формированием элементарны математических представлений. Занятия проводятся воспитателем учителем-дефектологом (тифлопедагогом). При этом тифлопедагог проводит ту часть работы, где осуществляется процесс формирования способов обследования предмета и на начальном этапе овладения изобразительными навыками; воспитатель проводит занятия по закреплению навыков обследования и изображения предметов.[53, с. 22]

К оценке результатов изобразительной деятельности следует подходить индивидуально, дифференцированно, с учетом состояния зрения детей, уровня общего развития, навыков и умений изобрази тельной деятельности.

Изобразительная деятельность в дошкольном возрасте является одной из форм усвоения ребёнком социального опыта.[37, с. 14] Современный ребёнок, где бы он ни жил, во время рисования выражает своё раннее восприятие окружающего мира. М. Прудомью утверждает, что ребёнок рисует не сам по себе, а своё представление о предмете. Рисунки детей представляют собой изображение, а не воспроизведение. Они выражают внутренний, а не визуальный реализм. Рисунок характеризует прежде всего самого ребёнка, а не предмет как модель.[55, с. 25]

По мнению исследователей (Разумова Г.В, Семаго и др.), дети рисуют:

- то, что для них важно; значимых людей, дома, деревья, животных;

- что-то известное им о предмете, но не всё;

- то, что вспомнил ребёнок в момент рисования;

- окрашенную эмоциями идею;

- то, что видят;

- незримую внутреннюю реальность.

Для детей предмет является ориентиром, а результат не зависит от того, рисует ли ребёнок с образца или по памяти.

Ребёнок с нарушенным зрением выражает себя с помощью визуальных образов, которые возникают из разных сенсорных феноменов. Характер переживаний влияет на форму изображения, особенно в раннем возрасте. В это время впечатления яркие, устойчивые и незабываемые.

Для детей с нарушением зрения характерны обеднённые неустойчивые зрительные образы, их схематизм; нарушения целостности восприятия, фрагментарные отражения мира; низкий уровень обобщённости образов; страдает объём правильность зрительного восприятия, перспектива и глубина пространства.

Экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, пластилином, мелом и т.д. с целью изуче­ния их физических свойств и экспрес­сивных возможностей. Могут быть по­лезны для детей младшего дошкольно­го возраста с целью стимулирования интереса к изобразительной деятельно­сти и для детей более старшего возрас­та в случае эмоциональных расстройств. Эффект упражнений — в стимулирова­нии потребности в изобразительной де­ятельности и интереса к ней, уменьше­ние эмоциональной напряженности, формирование чувства личностной бе­зопасности, повышение уверенности в себе, формирование интереса к иссле­довательской деятельности и стимули­рование познавательной потребности.[63, с. 33]

Изобразительные задания для детей с нарушением зрения, кроме эстетических, нравственных, развивающих, решает и коррекционные задачи познания окружающего мира. Реализация этих задач наглядно проявляется в творческой деятельности. В процессе изобразительной деятельности осуществляется работа по формированию у детей реальных образов окружающего мира.

Таким образом, значительное место в изодеятельности занимают задания по формированию пространственной ориентировке в самом процессе изображения, а также при отображении пространственных характеристик изображаемых объектов.

Задания с элементами изобразительных заданий помогают улучшать процесс формирования пространственной ориентировки у детей со зрительной патологией и решать следующие задачи:

1.Обучение приёмам и способам ориентировке на приборе для изодеятельности (стол, лист бумаги….):раскладывание предметов по порядку слева направо, рисование в направлении сверху вниз, расположение предметов и воспроизведение узоров (сначала в центре, затем в углах), умению использования инструментов для изодеятельности.

2. Знакомство с элементарными понятиями в пространственной ориентировке (вправо-влево, вверх-вниз, между). Сравнительная оценка изображаемых предметов (больше-меньше, шире-уже, короче-длиннее, толще-тоньше).

3. Овладение нестереоскопическими способами изображения пространства: оценка удалённости предметов в реальной жизни и на рисунке.

4. Обследование группы предметов, сравнение их форм и величин, положений в пространстве. Соотнесение предметов предметов с силуэтными, контурными, рельефными изображениями.

5. Формирование представлений о предметах окружающего мира (фруктах, цветах, деревьев и т.д.) их форма, величина, пропорции, цвет.

6. Отображение представлений в рисунках детей.

В связи с этим обучение пространственной ориентировке может быть результативным только при условии его осуществления в рамках всей системы учебно-воспитательного процесса.


 

Выводы по I главе:

1. У детей с нарушениями зрения возникают особенности деятельности, общения, психофизического развития, что проявляется в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентировки, формировании образов представлений и памяти, способов предметно-практической деятельности, особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

2. При существующих общностях психофизического развития детей с нарушениями зрения необходимо учитывать не только типологические виды отклонений, но и индивидуальные особенности детей. Локализация, степень и время появления сенсорного дефекта и начало коррекционной работы предопределяют прогноз - развитие пространственной ориентировки ребёнка со зрительной патологией.

3. Формирование достаточно высокого уровня автоматизированных навыков пространственной ориентировки позволяет детям осуществлять перенос этих навыков в различные сферы деятельности, снимает такие последствия слепоты, как боязнь пространства, неуверенность в своих силах, медлительность и осторожность в движениях, ограничение самостоятельности, т.е. влияет на личность незрячих в целом повышая их социально-психологическую реабилитированность.

4. Психологический анализ особенностей ориентирования детей со зрительной патологией, проведённый Солнцевой Л.И. и Литвак А.Г., показал, что формирование свободной ориентации и мобильности требует специальной работы, включающей создание психологической готовности к самостоятельной ориентировочной деятельности. Она охватывает такие моменты, как расширение знаний и представлений об окружающем мире, свойствах и качествах объектов, в которых детям приходится ориентироваться и двигаться: умение выделять и воспринимать различные свойства объектов в качестве ориентиров, т.е. развитие познавательной деятельности с акцентом на выделение ориентиров, воспринимаемых как сохранными, так и нарушенными анализаторами.

5. В дошкольном возрасте необходимо проводить специальные занятия направленные на развитие пространственной ориентировки, опираясь на знания и представления, на те умения, которые незрячий и слабовидящий ребёнок приобретает в процессе ознакомления с окружающим, в процессе физического воспитания, на занятиях по развитию математических представлений, по развитию речи, по тифлографике, конструированию, лепке и т.д. эти знания служат базой и основой для развития у таких дошкольников пространственных представлений и знаний.


 

ГЛАВА II: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.

2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА.

Эксперимент проводился на базе МБДОУ детского сада комбинированного вида № 47

Теоретическими основами констатирующего эксперимента явились диагностическте методики, разработанные Л.А. Рудаковой, с некоторой их модификацией. [27]

Было проведено четыре серии экспериментальных заданий, направленные на изучение:

1. Умение ориентироваться на собственном теле («ориентировка на себе»).

2. Умение ориентироваться в окружающем пространстве, где точкой отсчета является собственное тело («от себя»).

3. Умение детей ориентироваться в помещении группы.

4. Умение моделировать пространственные отношения на плоскости.

По содержанию задания соответствовали возрастным возможностям детей с 5 до 6 лет.

Цель эксперимента: исследовать уровни формирования навыков пространственной ориентации у детей с нарушениями зрения и у детей с нормой. Сделать сравнительный количественно-качественный анализ полученных данных в результате эксперимента.

В констатирующем эксперименте приняли участие 10 дошкольников старшей спецгруппы в возрасте от 5 до 6 лет (Приложение№1). Дети с косоглазием и амблиопией имели остроту зрения от 0,2 до 1 на лучшем видящем глазу с коррекцией, характер зрения в основном монокулярный. У всех детей отмечался сохранный интеллект. В контрольной группе 10 человек с нормальным зрением возраст 5-6 лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 430; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.024 с.)