Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Четвёртая серия констатирующего эксперимента была направлена на изучение уровня связанного с моделированием пространственных отношений.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В ходе исследования детям предлагались такие задания «Расставь мебель в кукольном уголке», «Изобрази схему расположения игрушек на столе». Дети с нарушенным зрением затруднялись расставлять предметы детской мебели в соответствии с предложенной схемой. Некоторые дети вначале стали расставлять мебель по – своему, без учета заданной схемы. Задание пришлось повторить, потребовалась помощь педагога в разборе схемы. Педагог указывал на предмет в схеме и просил объяснить, что это. После того как ребенок давал правильный ответ, его просили определить местонахождение предмета, затем найти реальный предмет и правильно расположить его на поверхности стола. С помощью поэтапного объяснения ребенок правильно устроил комнату для куклы. Дети долго приглядывались и разглядывали схему, потом медленно начинали расставлять кукольную мебель. Большинство детей правильно соотносили схематичное изображение и расстановку мебели, но затруднялись рассказать словесно. Все дети правильно определяли середину комнаты, но путались в понятиях «слева — справа». При самостоятельном составлении схемы и словесном ее обозначении для детей с косоглазием и амблиопией характерна неуверенность в своих действиях. Многие дети при расположении игрушек - схем не использовали всей поверхности листа, рисовали неточно в правом или левом нижнем или верхнем углу, они смещали схему к середине. Детям со зрительной патологией трудно ориентироваться на листе бумаги, так как у них ограниченные зрительные возможности. У детей с нарушенным зрением возникали трудности при ориентировке в частях тела, тогда как у нормально видящих затруднений не было. Дети с косоглазием и амблиопией редко употребляют в речи слова, обозначающие пространственные признаки по сравнению с нормально видящими сверстниками. Дети с патологией зрения переносят форму части предмета на весь предмет. При соотнесении форм предметов с геометрическими эталонами пользуются самым непродуктивным способом проб и ошибок, дети с нормальным зрением правильно, четко определяют форму предмета и правильно соотносят ее с геометрическими эталонами. Таким образом, из 10 дошкольников с нарушенным зрением никто не смог самостоятельно справиться с заданиями. В норме – таких детей было 30%. Эти дети были отнесены к I(высокому) уровню овладения навыками пространственной ориентировки. Из 10 детей с нарушенным зрением – 40% понадобилась незначительная помощь педагога (педагог указывал на ошибку и ребёнок самостоятельно устранял её), в основном ребёнок мог справиться сам. Детей с нормальным зрением допускающих небольшие неточности было 50%. Эти дети были отнесены ко II (среднему) уровню. К III (низкому) уровню были отнесены дети, которые при выполнении задания не смогли самостоятельно выполнять задания, требовалась действенная помощь педагога. Таких детей с нарушенным зрением оказалось большинство - 60%, у детей с нормальным зрением таких детей было 20%. Результаты обобщены и представлены в виде таблицы и графика. Таблица обобщённых данных по выявлению уровней, связанных с умением моделировать пространственные отношения (количество детей - %)
Гистограмма сравнительных данных по выявлению уровней, связанных с умением моделировать пространственные отношения: Уровни Выводы по II главе: Результаты данного обследования по изучению уровня овладения навыками пространственной ориентировки у детей с патологией зрения старшей спецгруппы в возрасте 5 – 6 лет показали, что: 1. Дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения и снижения зрения испытывают значительные трудности при определении насыщенности цвета, оттенков предметов, величины объёмных предметов. Восприятие объектов замедленное, фрагментарное, носит неточный характер, поэтому практический опыт детей с нарушением зрения значительно беднее. Недостаточность зрительно – двигательной ориентации обуславливает наличие ошибок при определении правой и левой сторон, обозначении пространственного расположения частей тела, овладении пространственными терминами. Такие признаки пространства, как удалённость, глубина, объём, трудно поддаются анализу при монокулярном характере зрения, что обуславливает неточность зрительно – пространственной ориентировки. 2. Словесные обозначения пространственных отношений ещё не сформированы даже у нормально развивающихся дошкольников, хотя практически дети хорошо ориентируются в пространстве. У слабовидящих дошкольников опосредованные словом представления о пространстве складываются значительно медленнее и сложнее, чем у их нормально видящих сверстников. 3. Выделены три уровня овладения навыками пространственной ориентации у детей с нарушением зрения и у детей в норме. * 15% - составляют дети, выполнившие задания самостоятельно и правильно (у детей с хорошим зрением – 50%), были отнесены к первому уровню (высокий); * к третьему уровню(низкому) отнесены 35% детей (в норме - 7,5 %.), которые частично выполнили задания или отказались их выполнять. * Основная часть детей, а именно 50% (у нормально видящих – 42,5%) относятся ко второму уровню (средний) развития, это дети, которые достигли результатов с помощью педагога. Таблица сравнительных данных по результатам констатирующего Эксперимента (в %):
4. Из-за осложнённого состояния здоровья и особенностей познавательных возможностей разный уровень ориентации требует специальных условий для осуществления индивидуальной и дифференцированной помощи, без которой детям трудно достигнуть результата в каком-либо виде деятельности, а это в свою очередь затрудняет социальную адаптацию детей с нарушением зрения. 5. В связи с этим дети с нарушениями зрения даже в старшем дошкольном возрасте не усваивают программу детского сада по разделу формирования представлений о пространстве и ориентировке в пространстве. 6. Для успешной подготовки к школьному обучению необходимо усилить работу по коррекции зрительно-пространственной ориентировки и обогащению зрительно-пространственных представлений, обеспечивающих многостороннее восприятие окружающего мира и ориентировку в нём.
ГЛАВА III: СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 3.1. Описание формирующего эксперимента. Проведённый констатирующий эксперимент позволил определить уровни развития пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения и показал, что необходимо уделять самое пристальное внимание: - развитию навыков восприятия пространства; - пониманию пространственных закономерностей; - ориентированию в окружающей среде с помощью зрения. Это даст новый толчок в развитии собственно зрительного восприятия. Внедрение в процесс обучения пространственной ориентировки элементов изобразительных заданий позволит педагогам не только организовывать систематическое целенаправленное воздействие на развитие всей сферы зрительного восприятия детей с нарушением зрения, но и сделать, более эффективным обучение навыкам ориентирования и мобильности, а также обучение рисованию, конструированию и другим видам детской деятельности. При определении основных способов организации работы по формированию пространственной ориентировки детей дошкольного возраста с нарушением зрения следует исходить из принципа целесообразного сочетания основных форм обучения в зависимости от задач, содержания и методов обучения. Основная форма организации обучения детей – игра, занятие. Причём целесообразно избрать индивидуальную форму работы, как наиболее действенную и эффективную на начальном этапе, поскольку именно она создаёт возможности установления наиболее тесного эмоционального контакта между ребёнком и педагогом, а также имеется возможность отработать под контролем педагога определённый навык. В последующей работе целесообразен переход к работе в малой группе (2-3 ребёнка), а затем – в подгруппе (5-6 детей). Кроме того обучение пространственной ориентировке должно осуществляться в условиях повседневной жизни детей в процессе игр и труда, что способствует обогащению чувственного опыта ребёнка через восприятие целого комплекса различных свойств и сторон явлений общественной жизни, природы, мира вещей. При этом решаются задачи развития восприятия (преимущественного целостного) через освоение предметного мира (сведения о названии и назначении предметов, испытания ощущений от соприкосновения с ними - тяжести, характера поверхности предметов); через освоение пространства (групповой комнаты, здания детского сада, площадки детского сада); через эстетику быта (рабочего места групповой комнаты); через ознакомление с природой (свойства воды, земли); в ходе подвижных игр и развлечений. Основные задачи обучения пространственной ориентировке дошкольников со зрительной патологией: 1.Формирование потребности в самостоятельной ориентировке; 2.Преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах; 3. Овладение ориентировкой на своём теле; 4. Обучение способам и приёмам ориентировки в микропространстве (за столом, на листе бумаги, в книге). 5. Формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством и ориентировки в нём. 6. Обучение ориентировке совместно со зрячими сверстниками и взрослыми. Таким образом, формирование сенсорно – перцептивной деятельности детей осуществляется в процессе работы по всем разделам программы. Помимо специальных занятий, целесообразно проводить дидактические игры и упражнения по развитию восприятия. Эти игры и упражнения следует включать в занятия по другим разделам программы (изобразительная деятельность, конструирование, развитие речи, музыкальное воспитание и пр.). Кроме того, их может проводить во второй половине дня воспитатель в качестве особой формы работы по заданию учителя-дефектолога. Реализация поставленных задач невозможна без создания оптимальных условий для обучения. Создание этих условий, прежде всего, предполагает учет психологических особенностей детей при подборе пособий и игрушек. Детям вялым, пассивным целесообразно предлагать крупные, яркие, блестящие и звучащие игрушки (воздушные шары, надувные мячи, неваляшки различных модификаций, крупные пирамиды «клоун» и пр., электромузыкальные игрушки с бодрыми веселыми мелодиями). Представленные в работе (приложение №3) игры и упражнения входят в систему обучения слабовидящих дошкольников ориентировке в пространстве и направлены на автоматизацию и совершенствование имеющихся у детей навыков. Приёмы, которыми необходимо пользоваться педагогу при проведении этих игр, являются следующие: 1. Показ педагогам выполнения игрового действия. 2. Поэтапное предъявление педагогом игровых заданий (по мере выполнения их ребёнком). 3. Чёткие инструкции педагога, доступные пониманию ребёнка. 4. Оказание педагогом помощи различного вида: а) совместное - частичное или, в случае необходимости полное выполнение действия педагогом и ребёнком; б) повторение словесных инструкций; в) моральная поддержка, поощрение педагогом действий ребёнка. В процессе занятий с использованием изобразительных заданий необходимо помнить о нарушении зрения детей, они должны выполнять работу в соответствии со зрительными нагрузками, предложенными офтальмологом. При амблиопии высокой и очень высокой степени предлагать детям пользоваться преимущественно оранжевыми, красными, зелёными красками и карандашами.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 384; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.34.51 (0.008 с.) |