Этапы коррекционной работы по обучению ориентировке в пространстве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы коррекционной работы по обучению ориентировке в пространстве.



Обучение детей ориентировке в пространстве включает в себя несколько этапов.

На первом этапе необходимо:

- создать у детей чёткие представления о своём теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей;

- обучать практической ориентировке «на себе».

Ориентировка в схеме собственного тела первоначально проводится по вертикальной оси. Ребёнок, рассматривая в зеркале своё отражение, отвечает на вопросы: что находится в верхней части лица, в нижней части лица? Анализируется расположение всех основных составляющих тела (головы, шеи, плеч, туловища, рук, ног) и отдельных его частей: рук (ладаони, пальцы), ног (колени, стопы). Для закрепления используются дидактические игры: «Моё тело», «Покажи правильно», «Я знаю себя».

Для лучшего усвоения материала необходимо включать в занятие элементы с использованием изобразительных заданий, например: лепка «Слепи человека», рисование «Дорисуй Петрушку», аппликация «Портрет куклы Маши».

На втором этапе:

- дать детям представление о том, что собственное тело является точкой отсчёта при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя».

Ориентировка в окружающем пространстве начинается с определения право- и левостороннего расположения предметов относительно самого ребёнка.

Педагог объясняет: «У человека есть две руки, и для того, чтобы их не перепутать, каждой из них дали своё название – правая и левая. Руки всего лишь две, но они умеют делать многое. А что умеют делать ваши руки?».

Используются следующие вопросы и задания на дифференциацию правой и левой рук:

· Покажите, какой рукой вы рисуете, пишите, едите.

· В какой руке вы держите ручку, карандаш, ложку? Покажите.

· Как называется эта рука? (следует показ)

· Наденьте на правую (левую) руку браслет.

· Заложите за голову сначала правую руку, а затем левую.

· Подбросьте мяч правой рукой.

· Переложите кубик левой рукой и т. д.

Приведём примеры дидактических игр: «Найди пару», «Какая рука», «Незаконченные изображения», «Игрушки пришли в гости» и т.д.

Таким образом, благодаря многократным действиям правой (у левшей-левой) руки у ребёнка вырабатываются зрительно-двигательные связи, обеспечивающие выделение данной руки как ведущей. От этого в дальнейшем и зависит умение разграничивать правую и левую стороны окружающего пространства.

Ориентировка в пространстве начинается с дифференциации отношений предметов и их частей по вертикали (на, над, под,вверху, сверху, внизу и т.д.).

На следующем этапе анализируются отношения горизонтального пространства –позиции близости: близко, ближе, далеко, дальше. Освоение данного пространства начинается с положений рядом, около; в дальнейшем разбираются отношения (и словесное обозначение) таких отношений, как за

(позади, сзади), перед (впереди, спереди), а затем делается упор на право- и левостороннюю ориентировку (справа, слева).

Используются следующие задания:

- поднять правую руку вверх – опустить – повернуться, направо;

- поднять левую руку вверх – опустить – повернуться налево;

- вытянуть руки вперёд – сделать шаг вперёд;

- спрятать руки назад, за спину – сделать шаг назад и т. д.

Повышают мотивацию детей при обучении движению в заданном направлении игровые ситуации (например, найти спрятанные игрушки). Необходимым условием развития ориентировки в пространстве является осознание детьми двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней.

Например: игра «Пустыня», «Царство животных», «Царство птиц»…

Для лучшего усвоения материала и закрепление пространственной терминологии предлагается использовать элементы изобразительных заданий, например: аппликация «Составление узоров», рисование «В гостях у гномов», постройки из разного вида конструкторов и крупного строительного материала.

 

На третьем этапе:

-обучать детей моделированию предметно-пространственных построений.

Следующий этап работы над пространственной ориентировкой- формирование квазипространственных представлений (определение месторасположения предметов относительно друг друга с обязательным употреблением предлогов: на столе, под столом, в шкафу, около окна, за дверью и т.д.) и их вербализация в виде ответов на отдельные вопросы, отчетов о совершенных действиях, планирования предстоящей практической деятельности. Навыки пространственной ориентировки позволяют определить местоположение человека в трехмерном пространстве на основе выбранной им системы отсчета (точкой отсчета может быть собственное тело или любой предмет из окружающей обстановки).

Приведем примеры игр и упражнений: «Где что лежит?», «Выполни задание», «Головоломка», «Найди снежок», «Сделай игрушку».

На четвёртом этапе:

- обучать ориентировке в пространстве с помощью схем.

Наиболее сложными для детей являются задания, связанные с моделированием пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу (например, расстановка кукольной мебели, сервировка игрушечного стола и т.д.).

Ориентировка по плану (комнаты, улицы и т.д.) также требует специального обучения. Особое внимание в работе с детьми с нарушением зрения занимает формирование умения ориентироваться в пространстве листа и на поверхности стола. В первую очередь детям даются понятия о разных сторо­нах, углах и частях листа, идет обучение ориентировке на плоскости листа. Используются задания:

> расположить фишки или геометрические фигуры на листе бумаги по инструкции педагога, перемещать их в пространстве листа (стола);

> рассмотреть картинки и ответить, какие игрушки на­рисованы слева, что нарисовано в центре и т.д.;

> составить из разрезанной на части предметной или сюжетной картинки целую по образцу и без него.

В процессе выполнения данных заданий детям нужно усвоить следующее: лист бумаги (любого размера и по-разному расположенный) - это определенное ограниченное пространство, имеющее свои параметры (верх и низ, середину и стороны, центр и углы); на нем можно отразить реальные пространственные отношения между предметами.

Приведем примеры игр и упражнений: «Что где находится», «Разведчики», «Расставь мебель в кукольной комнате», «Внимательно слушай и рисуй», «Графический диктант», «Лабиринты», «Нарисуй свою комнату», «Нарисуй дорогу в д/с».

На каждом этапе большое внимание следует уделять формированию у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием.

 

При обучении ориентировке на собственном теле используют следующие приёмы:

- учат зрительно-осязательному обследованию ребёнком своего тела и тела сверстника;

- учат ребёнка рассматривать себя в зеркале (если у него достаточно высокая для этого острота зрения);

- учат находить и называть части своего тела;

- учат ребёнка соотносить части своего тела с телом другого ребёнка, словесно обозначать их пространственное расположение;

- учат зрительно-осязательному обследованию куклы, выделению и называнию частей её тела и словесному обозначению их расположения;

- учат различать правую и левую стороны «на себе»

Для обучения ориентировке е окружающем пространстве используют следующие приёмы:

- учат выделять различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые, осязательные);

- учат соотносить расположение игрушек и предметов с освоенными направлениями собственного тела (слева от меня, справа от меня);

- учат понимать и выделять понятия «близко - далеко, ближе - дальше»:

- учат узнавать по звуковой характеристике различные игрушки, предметы, действия окружающих, определять их расположение в пространстве с помощью слухового восприятия;

- учат выделять, анализировать и использовать в практической ориентировке любую информацию (запахи, свойственные определённым предметам или сопровождающие какие-то явления природы, температурные изменения, шумы и т. д.)

При обучении детей моделированию предметно пространственных построений:

- учат рассматривать и осязательно обследовать макет кукольной комнаты и предметы кукольной мебели;

- учат воспринимать форму, особенности строения каждого предмета;

- дают представление о том, что вместо предметов кукольной мебели можно использовать предметы-заместители (строительный материал)

-учат соотносить форму деталей предметов с формой предметов- заместителей.

Обучение детей ориентировке в пространстве с использованием схем, является наиболее сложным этапом работы и проводится последовательно по следующим направлениям:

- первоначально знакомят детей с условными (схематичными) изображениями предметов;

- затем учат рисовать условные (контурные) изображения игрушек и предметов мебели с помощью геометрической рамки;

- далее учат соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой;

- обучают ориентировке в пространстве по картинке-плану;

- обучают самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства;

Итак, подчеркнем, что формирование пространственных ориентировок проводится поэтапно на основе:

- действий по подражанию взрослому — ребенок оперирует с объектами, полностью копируя действия педагога и предоставляя отчет о проделанном;

- действий по готовому образцу — самостоятельный анализ ребенком образца (ситуации) с точки зрения пространственных соотношений предметов и их частей с последующим выполнением задания; при этом усложнение идет от повторения знакомых ситуаций к идентичным незнакомым и далее - к созданию вариативных, новых ситуаций;

- действий по инструкции взрослого, которые организуются лишь тогда, когда ребенок приобрел собственный практический опыт и закрепил его в слове в процессе планирования, выполнения деятельности и предоставления отчета о сделанном;

- самостоятельного планирования и моделирования пространственных отношений различных предметов и объектов.

При этом одним из важных условий овладения пространственной ориентировкой является вербализация деятельности.


3.2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 786; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.104.109 (0.011 с.)