Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы коррекционной работы по обучению ориентировке в пространстве.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Обучение детей ориентировке в пространстве включает в себя несколько этапов. На первом этапе необходимо: - создать у детей чёткие представления о своём теле и его симметричности, о пространственном расположении его частей; - обучать практической ориентировке «на себе». Ориентировка в схеме собственного тела первоначально проводится по вертикальной оси. Ребёнок, рассматривая в зеркале своё отражение, отвечает на вопросы: что находится в верхней части лица, в нижней части лица? Анализируется расположение всех основных составляющих тела (головы, шеи, плеч, туловища, рук, ног) и отдельных его частей: рук (ладаони, пальцы), ног (колени, стопы). Для закрепления используются дидактические игры: «Моё тело», «Покажи правильно», «Я знаю себя». Для лучшего усвоения материала необходимо включать в занятие элементы с использованием изобразительных заданий, например: лепка «Слепи человека», рисование «Дорисуй Петрушку», аппликация «Портрет куклы Маши». На втором этапе: - дать детям представление о том, что собственное тело является точкой отсчёта при ориентировке в окружающем пространстве, то есть «от себя». Ориентировка в окружающем пространстве начинается с определения право- и левостороннего расположения предметов относительно самого ребёнка. Педагог объясняет: «У человека есть две руки, и для того, чтобы их не перепутать, каждой из них дали своё название – правая и левая. Руки всего лишь две, но они умеют делать многое. А что умеют делать ваши руки?». Используются следующие вопросы и задания на дифференциацию правой и левой рук: · Покажите, какой рукой вы рисуете, пишите, едите. · В какой руке вы держите ручку, карандаш, ложку? Покажите. · Как называется эта рука? (следует показ) · Наденьте на правую (левую) руку браслет. · Заложите за голову сначала правую руку, а затем левую. · Подбросьте мяч правой рукой. · Переложите кубик левой рукой и т. д. Приведём примеры дидактических игр: «Найди пару», «Какая рука», «Незаконченные изображения», «Игрушки пришли в гости» и т.д. Таким образом, благодаря многократным действиям правой (у левшей-левой) руки у ребёнка вырабатываются зрительно-двигательные связи, обеспечивающие выделение данной руки как ведущей. От этого в дальнейшем и зависит умение разграничивать правую и левую стороны окружающего пространства. Ориентировка в пространстве начинается с дифференциации отношений предметов и их частей по вертикали (на, над, под,вверху, сверху, внизу и т.д.). На следующем этапе анализируются отношения горизонтального пространства –позиции близости: близко, ближе, далеко, дальше. Освоение данного пространства начинается с положений рядом, около; в дальнейшем разбираются отношения (и словесное обозначение) таких отношений, как за (позади, сзади), перед (впереди, спереди), а затем делается упор на право- и левостороннюю ориентировку (справа, слева). Используются следующие задания: - поднять правую руку вверх – опустить – повернуться, направо; - поднять левую руку вверх – опустить – повернуться налево; - вытянуть руки вперёд – сделать шаг вперёд; - спрятать руки назад, за спину – сделать шаг назад и т. д. Повышают мотивацию детей при обучении движению в заданном направлении игровые ситуации (например, найти спрятанные игрушки). Необходимым условием развития ориентировки в пространстве является осознание детьми двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Например: игра «Пустыня», «Царство животных», «Царство птиц»… Для лучшего усвоения материала и закрепление пространственной терминологии предлагается использовать элементы изобразительных заданий, например: аппликация «Составление узоров», рисование «В гостях у гномов», постройки из разного вида конструкторов и крупного строительного материала.
На третьем этапе: -обучать детей моделированию предметно-пространственных построений. Следующий этап работы над пространственной ориентировкой- формирование квазипространственных представлений (определение месторасположения предметов относительно друг друга с обязательным употреблением предлогов: на столе, под столом, в шкафу, около окна, за дверью и т.д.) и их вербализация в виде ответов на отдельные вопросы, отчетов о совершенных действиях, планирования предстоящей практической деятельности. Навыки пространственной ориентировки позволяют определить местоположение человека в трехмерном пространстве на основе выбранной им системы отсчета (точкой отсчета может быть собственное тело или любой предмет из окружающей обстановки). Приведем примеры игр и упражнений: «Где что лежит?», «Выполни задание», «Головоломка», «Найди снежок», «Сделай игрушку». На четвёртом этапе: - обучать ориентировке в пространстве с помощью схем. Наиболее сложными для детей являются задания, связанные с моделированием пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем и по собственному замыслу (например, расстановка кукольной мебели, сервировка игрушечного стола и т.д.). Ориентировка по плану (комнаты, улицы и т.д.) также требует специального обучения. Особое внимание в работе с детьми с нарушением зрения занимает формирование умения ориентироваться в пространстве листа и на поверхности стола. В первую очередь детям даются понятия о разных сторонах, углах и частях листа, идет обучение ориентировке на плоскости листа. Используются задания: > расположить фишки или геометрические фигуры на листе бумаги по инструкции педагога, перемещать их в пространстве листа (стола); > рассмотреть картинки и ответить, какие игрушки нарисованы слева, что нарисовано в центре и т.д.; > составить из разрезанной на части предметной или сюжетной картинки целую по образцу и без него. В процессе выполнения данных заданий детям нужно усвоить следующее: лист бумаги (любого размера и по-разному расположенный) - это определенное ограниченное пространство, имеющее свои параметры (верх и низ, середину и стороны, центр и углы); на нем можно отразить реальные пространственные отношения между предметами. Приведем примеры игр и упражнений: «Что где находится», «Разведчики», «Расставь мебель в кукольной комнате», «Внимательно слушай и рисуй», «Графический диктант», «Лабиринты», «Нарисуй свою комнату», «Нарисуй дорогу в д/с». На каждом этапе большое внимание следует уделять формированию у детей прочной связи слов, обозначающих пространственные признаки предметов, с их чувственным восприятием.
При обучении ориентировке на собственном теле используют следующие приёмы: - учат зрительно-осязательному обследованию ребёнком своего тела и тела сверстника; - учат ребёнка рассматривать себя в зеркале (если у него достаточно высокая для этого острота зрения); - учат находить и называть части своего тела; - учат ребёнка соотносить части своего тела с телом другого ребёнка, словесно обозначать их пространственное расположение; - учат зрительно-осязательному обследованию куклы, выделению и называнию частей её тела и словесному обозначению их расположения; - учат различать правую и левую стороны «на себе» Для обучения ориентировке е окружающем пространстве используют следующие приёмы: - учат выделять различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые, осязательные); - учат соотносить расположение игрушек и предметов с освоенными направлениями собственного тела (слева от меня, справа от меня); - учат понимать и выделять понятия «близко - далеко, ближе - дальше»: - учат узнавать по звуковой характеристике различные игрушки, предметы, действия окружающих, определять их расположение в пространстве с помощью слухового восприятия; - учат выделять, анализировать и использовать в практической ориентировке любую информацию (запахи, свойственные определённым предметам или сопровождающие какие-то явления природы, температурные изменения, шумы и т. д.) При обучении детей моделированию предметно пространственных построений: - учат рассматривать и осязательно обследовать макет кукольной комнаты и предметы кукольной мебели; - учат воспринимать форму, особенности строения каждого предмета; - дают представление о том, что вместо предметов кукольной мебели можно использовать предметы-заместители (строительный материал) -учат соотносить форму деталей предметов с формой предметов- заместителей. Обучение детей ориентировке в пространстве с использованием схем, является наиболее сложным этапом работы и проводится последовательно по следующим направлениям: - первоначально знакомят детей с условными (схематичными) изображениями предметов; - затем учат рисовать условные (контурные) изображения игрушек и предметов мебели с помощью геометрической рамки; - далее учат соотносить расположение в пространстве реальных предметов со схемой; - обучают ориентировке в пространстве по картинке-плану; - обучают самостоятельному составлению простейших схем замкнутого пространства; Итак, подчеркнем, что формирование пространственных ориентировок проводится поэтапно на основе: - действий по подражанию взрослому — ребенок оперирует с объектами, полностью копируя действия педагога и предоставляя отчет о проделанном; - действий по готовому образцу — самостоятельный анализ ребенком образца (ситуации) с точки зрения пространственных соотношений предметов и их частей с последующим выполнением задания; при этом усложнение идет от повторения знакомых ситуаций к идентичным незнакомым и далее - к созданию вариативных, новых ситуаций; - действий по инструкции взрослого, которые организуются лишь тогда, когда ребенок приобрел собственный практический опыт и закрепил его в слове в процессе планирования, выполнения деятельности и предоставления отчета о сделанном; - самостоятельного планирования и моделирования пространственных отношений различных предметов и объектов. При этом одним из важных условий овладения пространственной ориентировкой является вербализация деятельности. 3.2.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.155.149 (0.01 с.) |