ПО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ



КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ

СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из наиболее актуальных проблем развития и воспитания дошкольников с тяжелой зрительной патологией (тотально слепые и слепые с остаточным зрением) и их социально-бытовой самостоя­тельности была и остается проблема обучения ориентировке и мо­бильности.

Самостоятельная ориентировка в пространстве инвалидов детст­ва (по зрению) рассматривается тифлологией как важное условие формирования полноценной личности, как преодоление изоляции незрячего человека среди людей с нормальным зрением.

Понятие «пространственная ориентировка» трактуется рядом ав­торов неоднозначно (В. А. Глебов, А. Г. Литвак, М. Н. Наумов, Ю. И. Петров, В. С. Сверлов, А. П. Садчиков, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова и др<). Но все авторы указывают, что незрячие способны ориентироваться в замкнутом и свободном пространствах на суженной сенсорной основе, что овладение умениями и навыками самостоятельной ориентировки предполагает целенаправленное обу­чение с учетом особенностей познавательной деятельности инвалида по зрению, времени и степени утраты зрения.

Под ориентировкой в пространстве мы понимаем способность слепого ребенка определять свое местонахождение среди окружаю­щих его предметов и объектов, направление выбранного движения, обнаруживать предмет или объект, к которому он направляется.

Специалистами в области дошкольного воспитания убедительно доказано, что эффективность овладения слепым с детства простран­ством связана с необходимостью раннего управления процессом обу­чения, что позволяе! снять фобию (страх) пространства у слепых де-тсн в сензитивный период их развития.


Специальные коррекнионные программы" для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения

Созданная в нашей стране сеть специальных дошкольных учре­ждений для детей с тяжелой зрительной патологией дает возмож­ность своевременно включиться в процесс развития ребенка, скор­ректировать навыки пространственной ориентировки и мобильности, что возможно при реализации специальной программы, которая учи­тывает системность и одновременно решение целого ряда задач в соответствии с уровнем развития ребенка и его компенсаторными возможностями.

Основные задачиобучения пространственной ориентировке дошкольников со зрительной патологией:

- формирование потребности в самостоятельной ориентировке;

- преодоление страха пространства и неуверенности в своих си­
лах;

- овладение ориентировкой на своем теле;

- обучение способам и приемам ориентировки в микропро­
странстве (за столом, на листе бумаги, в книге);

- формирование необходимых специальных умений и навыков
самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством
и ориентировки в нем;

- обучение ориентировке совместно со зрячими сверстниками и
взрослыми;

- ознакомление с приемами ориентировки при помощи вспомо­
гательных средств (трость, звуковые сигналы).

Решение этих задач предполагает осуществление комплексногоподхода к определению содержания программы.

Современные исследования тифлопедагогической и тифлопси-хологической наук, а также опыт работы с дошкольниками в абили-тационном Центре Санкт-Петербурга выявили условияовладения не­зрячими дошкольниками умениями ориентировки в окружающем пространстве:

- развитие анализаторов (готовность сохранных анализаторов
воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира);


 



 

Специальные коррекционные прораммы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения


Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валлснберга___

- развитие общих представлений (накопление необходимого за­
паса предметных и пространственных представлений, овладение
способами восприятия);

- развитие движений (сформированность правильной позы, по­
ходки при ориентировке и обследовании);

- развитие навыков мобильности (преодоление страха простран­
ства, формирование интереса к данному виду деятельности). В соот­
ветствии с выделенными задачами и условиями обучения простран­
ственной ориентировке программа включает в себя шесть разделов:

РазделI. Развитие готовности сохранных анализаторов к обуче­нию пространственной ориентировке.

Раздел II. Ориентировка на своем теле, телах близких людей и в микропространстве.

Раздел III.Формирование представлений о предметах, напол­няющих замкнутое пространство.

РазделIV. Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах.

РазделV. Развитие общей моторики, формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке.

РазделVI. Совместная ориентировка со зрячими (взрослыми и сверстниками).

Важным фактором реализации программы является единство действий медицинского, педагогического персонала и родителей.

Программа рассчитана на четыре года пребывания в специаль­ном дошкольном учреждении. Распределение программного мате­риала дано не по возрастным группам, а по годам обучения. Объяс­няется это частым отставанием ребенка с нарушенным зрением в развитии и наличием у него к моменту поступления в дошкольное учреждение целого ряда вторичных отклонений.

Построение программы идет по концентрическому принципу, предполагающему увеличение объема знаний, усложнение содержа­ния материала на каждом году обучения.

Президентская программа "Деги России", 1995


Основной организационной формой обучения пространственной ориентировке является коррекционное занятие, проводимое индиви­дуально или с подгруппой специалистом-тифлопедагогом.

Успешное усвоение программы предполагает закрепление сфор­мированных умений на фронтальном занятии, в игре, на прогулке, включение в занятие разнообразных заданий и упражнений, связан­ных с изученными ранее темами. В целях поддержания интереса у незрячих дошкольников к обучению ориентировке следует прово­дить занятия в игровой форме, используя при этом пособия, игруш­ки и проводя дидактические игры, доступные для восприятия незря­чих.

Обучение пространственной ориентировке возможно только при наличии индивидуального подхода к каждому ребенку с тяжелой зрительной патологией, учитывающего характер его дефекта, осо­бенности личности и предыдущий опыт жизни.

Успешность реализации программы предполагает знание тифло­педагогом исходного уровня готовности детей к овладению данным видом деятельности. В связи с этим педагог по своему усмотрению может планировать свою работу, выбирая формы и методы обучения для каждой конкретной группы дошкольников.

Нами разработана примерная карта обследования исходного уровня готовности к обучению пространственной ориентировке ре­бенка дошкольного возраста со зрительной патологией. К ней при­лагается пояснительная записка и методика обследования (см. При­ложение 1 и 2).

Разработанная система обучения ориентировке дошкольников апробировалась в течение 2-х лет в Санкт-Петербургском абилита-ционном Центре для детей со зрительной патологией.

Впервые с детьми 4-6 лет проводились игры-занятия с тростью. Чем раньше ребенку давалась трость, тем естественнее он чувствовал себя в последующие периоды жизни (к программе приложены мето­дические рекомендации ло использованию трости).

Предлагаемая программа обучения ориентировке в пространстве дошкольников с тяжелыми зрительными дефектами является экспе-

© Поциршрамма "Дин - шшалчды", 1495



Международный унивсрсиил семьи и ребенка имени Рауля Bamicnficpia


Специальные коррскнпонпые мршраммы дня дошкольников с 1ИЖО1ЫМП нарушениям» фения


II


 



риментальной. В ходе дальнейшей работы в нее будут вноситься уточнения и добавления с учетом особенностей и практического ус­воения материала детьми со зрительной патологией.

Для более успешной реализации данном программы желательно иметь в штате педагога-дефектолога, специально занимающегося обучением ориентировке в пространстве, но координирующего свою деятельность со всеми специалистами, работающими в Центре.

Обучение пространственной ориентировке предполагает обору­дование специального кабинета (примерный перечень оборудования кабинета прилагается).

Занятия проводятся как в кабинете, так и в других помещениях дошкольного учреждения, а также на прогулке, ближайших улицах и в городском транспорте. Тифлопедагог по обучению пространствен­ной ориентировке поддерживает тесный контакт с родителями, обу­чая их основным приемам работы по закреплению умений и навыков ориентировки в незнакомом пространстве.

Примечание. Программа по ориентировке является примерной. Ребенок в силу объективных причин может полностью не усвоить программу для его возраста и года пребывания в Центре. Тифлопеда­гог учитывает этот факт и закрепляет необходимые умения, без ко­торых невозможно приступить к усвоению программного материала следующего года.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I год обучения

П год обучения

III год обучения

IV год обучения

I. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию
признаков и свойств окружающего мира.

Учить комплексному использованию сохранных анализаторов в пространственной ориентировке, использованию в качестве ориен­тиров характерных свойств и признаков предметров (звуки, запахи, характер поверхности и др.).

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ

ИСХОДНОГО УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ

ПАТОЛОГИЕЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение слепых дошкольников пространственной и социально-бытовой ориентировке является одной из основных задач специали­зированного детского сада для детей с тяжелой зрительной патоло­гией и главным условием подготовки к школе.

Выпадение зрительного восприятия или его глубокое нарушение значительно тормозят развитие дошкольника. У слепого ребенка не­обходимо сформировать систему знаний о внешнем предметном ми­ре на основе сохранившихся анализаторов, а это возможно лишь при активном систематическом целенаправленном обучении. Дети дошкольного возраста нуждаются в специальных занятиях по ориен­тировке в пространстве с опорой на знания, представления и уме­ния, которые они приобретают во время ознакомления с окружаю­щим, в процессе физического воспитания, игры, трудовой деятельно­сти. Эти знания служат базой и основой для развития у слепого до­школьника пространственных представлений.

Первоочередной задачей тифлопедагога, работающего с незря­чими детьми, является выявление исходного уровня готовности к обучению пространственной ориентировке, сенсорного и общего развития, необходимого для обучения, индивидуальных особенностей овладения пространством и причин возможного отставания, а также правильное планирование своей работы по обучению ориентировке в пространстве.

В ходе обследования педагогом используются различные методы:

- наблюдения (в игре выявляются предметные действия, на заня­тиях физкультурой - поза и развитие общей моторики и т. д.);

© Прсшдсшскам про!рамма "Дети России", 1995


I


 

Специальные коррекционные профаммы для дошкольников с тяжелыми нарушениями ipeiiit»

- беседа с ребенком и родителями (выявление навыков ориенти­
ровки в домашних условиях);

- педагогический эксперимент (изучение ориентировки в мик­
ропространстве).

Для обследования ребенка используются натуральные предметы, их макеты и модели, цветное и контурно-силуэтное изображение предметов и вещей, окружающих ребенка в реальной жизни (мебель, посуда, одежда).

Обследование незрячих дошкольников проводится только в иг­ровой форме, предлагаемые задания должны быть четко сформули­рованными и доступными пониманию дошкольника.

При оформлении полученных материалов на каждого ребенка составляется карта обследования и определяется уровень сформиро­ванное™ умений:

0 уровень- у ребенка нет никаких навыков ориентировки,
предлагаемые задания не выполняются;

1 уровень- задания выполняются с грубыми ошибками, необхо­
дима словесная и практическая помощь педагога;

II уровень- при выполнении заданий есть неточности, ребенок
нуждается в некоторой корректировке педагога;

III уровень- задания выполняются правильно.

Детальный анализ данных обследования выявляет уровень готов­ности к обучению ориентировке каждого ребенка и дает возмож­ность объединить детей в подгруппы, требующие дифференцирован­ного подхода в организации занятий.

Все материалы обследования соотносятся с данными наблюде­нии врача ЛФК, воспитателей, родителей и определяется роль и ме­сто каждого специалиста в комплексном процессе обучения слепого Дошкольника.

Анамнестические данные

• Фамилия, имя, отчество ребенка.

© lloniipoipdMwa "Дам - шшалиды", IW5


36

Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга

2. Возраст.

3. Диагноз.

4. Состояние зрительного анализатора:

 

- острота зрения,

- поле зрения,

- цветовое зрение,

- время потери зрения,

- предполагаемые причины.

 

5. Сопутствующие заболевания.

6. Назначения медиков.

7. Условия семейного воспитания и отношениеродителей кде­
фекту ребенка.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ

СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из наиболее актуальных проблем развития и воспитания дошкольников с тяжелой зрительной патологией (тотально слепые и слепые с остаточным зрением) и их социально-бытовой самостоя­тельности была и остается проблема обучения ориентировке и мо­бильности.

Самостоятельная ориентировка в пространстве инвалидов детст­ва (по зрению) рассматривается тифлологией как важное условие формирования полноценной личности, как преодоление изоляции незрячего человека среди людей с нормальным зрением.

Понятие «пространственная ориентировка» трактуется рядом ав­торов неоднозначно (В. А. Глебов, А. Г. Литвак, М. Н. Наумов, Ю. И. Петров, В. С. Сверлов, А. П. Садчиков, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова и др<). Но все авторы указывают, что незрячие способны ориентироваться в замкнутом и свободном пространствах на суженной сенсорной основе, что овладение умениями и навыками самостоятельной ориентировки предполагает целенаправленное обу­чение с учетом особенностей познавательной деятельности инвалида по зрению, времени и степени утраты зрения.

Под ориентировкой в пространстве мы понимаем способность слепого ребенка определять свое местонахождение среди окружаю­щих его предметов и объектов, направление выбранного движения, обнаруживать предмет или объект, к которому он направляется.

Специалистами в области дошкольного воспитания убедительно доказано, что эффективность овладения слепым с детства простран­ством связана с необходимостью раннего управления процессом обу­чения, что позволяе! снять фобию (страх) пространства у слепых де-тсн в сензитивный период их развития.


Специальные коррекнионные программы" для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения

Созданная в нашей стране сеть специальных дошкольных учре­ждений для детей с тяжелой зрительной патологией дает возмож­ность своевременно включиться в процесс развития ребенка, скор­ректировать навыки пространственной ориентировки и мобильности, что возможно при реализации специальной программы, которая учи­тывает системность и одновременно решение целого ряда задач в соответствии с уровнем развития ребенка и его компенсаторными возможностями.

Основные задачиобучения пространственной ориентировке дошкольников со зрительной патологией:

- формирование потребности в самостоятельной ориентировке;

- преодоление страха пространства и неуверенности в своих си­
лах;

- овладение ориентировкой на своем теле;

- обучение способам и приемам ориентировки в микропро­
странстве (за столом, на листе бумаги, в книге);

- формирование необходимых специальных умений и навыков
самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством
и ориентировки в нем;

- обучение ориентировке совместно со зрячими сверстниками и
взрослыми;

- ознакомление с приемами ориентировки при помощи вспомо­
гательных средств (трость, звуковые сигналы).

Решение этих задач предполагает осуществление комплексногоподхода к определению содержания программы.

Современные исследования тифлопедагогической и тифлопси-хологической наук, а также опыт работы с дошкольниками в абили-тационном Центре Санкт-Петербурга выявили условияовладения не­зрячими дошкольниками умениями ориентировки в окружающем пространстве:

- развитие анализаторов (готовность сохранных анализаторов
воспринимать признаки и свойства предметов окружающего мира);


 



 

Специальные коррекционные прораммы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения


Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валлснберга___

- развитие общих представлений (накопление необходимого за­
паса предметных и пространственных представлений, овладение
способами восприятия);

- развитие движений (сформированность правильной позы, по­
ходки при ориентировке и обследовании);

- развитие навыков мобильности (преодоление страха простран­
ства, формирование интереса к данному виду деятельности). В соот­
ветствии с выделенными задачами и условиями обучения простран­
ственной ориентировке программа включает в себя шесть разделов:

РазделI. Развитие готовности сохранных анализаторов к обуче­нию пространственной ориентировке.

Раздел II. Ориентировка на своем теле, телах близких людей и в микропространстве.

Раздел III.Формирование представлений о предметах, напол­няющих замкнутое пространство.

РазделIV. Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах.

РазделV. Развитие общей моторики, формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке.

РазделVI. Совместная ориентировка со зрячими (взрослыми и сверстниками).

Важным фактором реализации программы является единство действий медицинского, педагогического персонала и родителей.

Программа рассчитана на четыре года пребывания в специаль­ном дошкольном учреждении. Распределение программного мате­риала дано не по возрастным группам, а по годам обучения. Объяс­няется это частым отставанием ребенка с нарушенным зрением в развитии и наличием у него к моменту поступления в дошкольное учреждение целого ряда вторичных отклонений.

Построение программы идет по концентрическому принципу, предполагающему увеличение объема знаний, усложнение содержа­ния материала на каждом году обучения.

Президентская программа "Деги России", 1995


Основной организационной формой обучения пространственной ориентировке является коррекционное занятие, проводимое индиви­дуально или с подгруппой специалистом-тифлопедагогом.

Успешное усвоение программы предполагает закрепление сфор­мированных умений на фронтальном занятии, в игре, на прогулке, включение в занятие разнообразных заданий и упражнений, связан­ных с изученными ранее темами. В целях поддержания интереса у незрячих дошкольников к обучению ориентировке следует прово­дить занятия в игровой форме, используя при этом пособия, игруш­ки и проводя дидактические игры, доступные для восприятия незря­чих.

Обучение пространственной ориентировке возможно только при наличии индивидуального подхода к каждому ребенку с тяжелой зрительной патологией, учитывающего характер его дефекта, осо­бенности личности и предыдущий опыт жизни.

Успешность реализации программы предполагает знание тифло­педагогом исходного уровня готовности детей к овладению данным видом деятельности. В связи с этим педагог по своему усмотрению может планировать свою работу, выбирая формы и методы обучения для каждой конкретной группы дошкольников.

Нами разработана примерная карта обследования исходного уровня готовности к обучению пространственной ориентировке ре­бенка дошкольного возраста со зрительной патологией. К ней при­лагается пояснительная записка и методика обследования (см. При­ложение 1 и 2).

Разработанная система обучения ориентировке дошкольников апробировалась в течение 2-х лет в Санкт-Петербургском абилита-ционном Центре для детей со зрительной патологией.

Впервые с детьми 4-6 лет проводились игры-занятия с тростью. Чем раньше ребенку давалась трость, тем естественнее он чувствовал себя в последующие периоды жизни (к программе приложены мето­дические рекомендации ло использованию трости).

Предлагаемая программа обучения ориентировке в пространстве дошкольников с тяжелыми зрительными дефектами является экспе-

© Поциршрамма "Дин - шшалчды", 1495



Международный унивсрсиил семьи и ребенка имени Рауля Bamicnficpia


Специальные коррскнпонпые мршраммы дня дошкольников с 1ИЖО1ЫМП нарушениям» фения


II


 



риментальной. В ходе дальнейшей работы в нее будут вноситься уточнения и добавления с учетом особенностей и практического ус­воения материала детьми со зрительной патологией.

Для более успешной реализации данном программы желательно иметь в штате педагога-дефектолога, специально занимающегося обучением ориентировке в пространстве, но координирующего свою деятельность со всеми специалистами, работающими в Центре.

Обучение пространственной ориентировке предполагает обору­дование специального кабинета (примерный перечень оборудования кабинета прилагается).

Занятия проводятся как в кабинете, так и в других помещениях дошкольного учреждения, а также на прогулке, ближайших улицах и в городском транспорте. Тифлопедагог по обучению пространствен­ной ориентировке поддерживает тесный контакт с родителями, обу­чая их основным приемам работы по закреплению умений и навыков ориентировки в незнакомом пространстве.

Примечание. Программа по ориентировке является примерной. Ребенок в силу объективных причин может полностью не усвоить программу для его возраста и года пребывания в Центре. Тифлопеда­гог учитывает этот факт и закрепляет необходимые умения, без ко­торых невозможно приступить к усвоению программного материала следующего года.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I год обучения



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.253.106 (0.02 с.)