Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
По пространственной ориентировке↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одной из наиболее актуальных проблем развития и воспитания дошкольников с тяжелой зрительной патологией (тотально слепые и слепые с остаточным зрением) и их социально-бытовой самостоятельности была и остается проблема обучения ориентировке и мобильности. Самостоятельная ориентировка в пространстве инвалидов детства (по зрению) рассматривается тифлологией как важное условие формирования полноценной личности, как преодоление изоляции незрячего человека среди людей с нормальным зрением. Понятие «пространственная ориентировка» трактуется рядом авторов неоднозначно (В. А. Глебов, А. Г. Литвак, М. Н. Наумов, Ю. И. Петров, В. С. Сверлов, А. П. Садчиков, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова и др<). Но все авторы указывают, что незрячие способны ориентироваться в замкнутом и свободном пространствах на суженной сенсорной основе, что овладение умениями и навыками самостоятельной ориентировки предполагает целенаправленное обучение с учетом особенностей познавательной деятельности инвалида по зрению, времени и степени утраты зрения. Под ориентировкой в пространстве мы понимаем способность слепого ребенка определять свое местонахождение среди окружающих его предметов и объектов, направление выбранного движения, обнаруживать предмет или объект, к которому он направляется. Специалистами в области дошкольного воспитания убедительно доказано, что эффективность овладения слепым с детства пространством связана с необходимостью раннего управления процессом обучения, что позволяе! снять фобию (страх) пространства у слепых де-тсн в сензитивный период их развития. Специальные коррекнионные программы" для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения Созданная в нашей стране сеть специальных дошкольных учреждений для детей с тяжелой зрительной патологией дает возможность своевременно включиться в процесс развития ребенка, скорректировать навыки пространственной ориентировки и мобильности, что возможно при реализации специальной программы, которая учитывает системность и одновременно решение целого ряда задач в соответствии с уровнем развития ребенка и его компенсаторными возможностями. Основные задачи обучения пространственной ориентировке дошкольников со зрительной патологией: - формирование потребности в самостоятельной ориентировке; - преодоление страха пространства и неуверенности в своих си - овладение ориентировкой на своем теле; - обучение способам и приемам ориентировки в микропро - формирование необходимых специальных умений и навыков - обучение ориентировке совместно со зрячими сверстниками и - ознакомление с приемами ориентировки при помощи вспомо Решение этих задач предполагает осуществление комплексного подхода к определению содержания программы. Современные исследования тифлопедагогической и тифлопси-хологической наук, а также опыт работы с дошкольниками в абили-тационном Центре Санкт-Петербурга выявили условия овладения незрячими дошкольниками умениями ориентировки в окружающем пространстве: - развитие анализаторов (готовность сохранных анализаторов
Специальные коррекционные прораммы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валлснберга___ - развитие общих представлений (накопление необходимого за - развитие движений (сформированность правильной позы, по - развитие навыков мобильности (преодоление страха простран Раздел I. Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке. Раздел II. Ориентировка на своем теле, телах близких людей и в микропространстве. Раздел III. Формирование представлений о предметах, наполняющих замкнутое пространство. Раздел IV. Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах. Раздел V. Развитие общей моторики, формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке. Раздел VI. Совместная ориентировка со зрячими (взрослыми и сверстниками). Важным фактором реализации программы является единство действий медицинского, педагогического персонала и родителей. Программа рассчитана на четыре года пребывания в специальном дошкольном учреждении. Распределение программного материала дано не по возрастным группам, а по годам обучения. Объясняется это частым отставанием ребенка с нарушенным зрением в развитии и наличием у него к моменту поступления в дошкольное учреждение целого ряда вторичных отклонений. Построение программы идет по концентрическому принципу, предполагающему увеличение объема знаний, усложнение содержания материала на каждом году обучения. Президентская программа "Деги России", 1995 Основной организационной формой обучения пространственной ориентировке является коррекционное занятие, проводимое индивидуально или с подгруппой специалистом-тифлопедагогом. Успешное усвоение программы предполагает закрепление сформированных умений на фронтальном занятии, в игре, на прогулке, включение в занятие разнообразных заданий и упражнений, связанных с изученными ранее темами. В целях поддержания интереса у незрячих дошкольников к обучению ориентировке следует проводить занятия в игровой форме, используя при этом пособия, игрушки и проводя дидактические игры, доступные для восприятия незрячих. Обучение пространственной ориентировке возможно только при наличии индивидуального подхода к каждому ребенку с тяжелой зрительной патологией, учитывающего характер его дефекта, особенности личности и предыдущий опыт жизни. Успешность реализации программы предполагает знание тифлопедагогом исходного уровня готовности детей к овладению данным видом деятельности. В связи с этим педагог по своему усмотрению может планировать свою работу, выбирая формы и методы обучения для каждой конкретной группы дошкольников. Нами разработана примерная карта обследования исходного уровня готовности к обучению пространственной ориентировке ребенка дошкольного возраста со зрительной патологией. К ней прилагается пояснительная записка и методика обследования (см. Приложение 1 и 2). Разработанная система обучения ориентировке дошкольников апробировалась в течение 2-х лет в Санкт-Петербургском абилита-ционном Центре для детей со зрительной патологией. Впервые с детьми 4-6 лет проводились игры-занятия с тростью. Чем раньше ребенку давалась трость, тем естественнее он чувствовал себя в последующие периоды жизни (к программе приложены методические рекомендации ло использованию трости). Предлагаемая программа обучения ориентировке в пространстве дошкольников с тяжелыми зрительными дефектами является экспе- © Поциршрамма "Дин - шшалчды", 1495 Международный унивсрсиил семьи и ребенка имени Рауля Bamicnficpia Специальные коррскнпонпые мршраммы дня дошкольников с 1ИЖО1ЫМП нарушениям» фения II
риментальной. В ходе дальнейшей работы в нее будут вноситься уточнения и добавления с учетом особенностей и практического усвоения материала детьми со зрительной патологией. Для более успешной реализации данном программы желательно иметь в штате педагога-дефектолога, специально занимающегося обучением ориентировке в пространстве, но координирующего свою деятельность со всеми специалистами, работающими в Центре. Обучение пространственной ориентировке предполагает оборудование специального кабинета (примерный перечень оборудования кабинета прилагается). Занятия проводятся как в кабинете, так и в других помещениях дошкольного учреждения, а также на прогулке, ближайших улицах и в городском транспорте. Тифлопедагог по обучению пространственной ориентировке поддерживает тесный контакт с родителями, обучая их основным приемам работы по закреплению умений и навыков ориентировки в незнакомом пространстве. Примечание. Программа по ориентировке является примерной. Ребенок в силу объективных причин может полностью не усвоить программу для его возраста и года пребывания в Центре. Тифлопедагог учитывает этот факт и закрепляет необходимые умения, без которых невозможно приступить к усвоению программного материала следующего года. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I год обучения П год обучения III год обучения IV год обучения I. Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию Учить комплексному использованию сохранных анализаторов в пространственной ориентировке, использованию в качестве ориентиров характерных свойств и признаков предметров (звуки, запахи, характер поверхности и др.). МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ ПАТОЛОГИЕЙ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Обучение слепых дошкольников пространственной и социально-бытовой ориентировке является одной из основных задач специализированного детского сада для детей с тяжелой зрительной патологией и главным условием подготовки к школе. Выпадение зрительного восприятия или его глубокое нарушение значительно тормозят развитие дошкольника. У слепого ребенка необходимо сформировать систему знаний о внешнем предметном мире на основе сохранившихся анализаторов, а это возможно лишь при активном систематическом целенаправленном обучении. Дети дошкольного возраста нуждаются в специальных занятиях по ориентировке в пространстве с опорой на знания, представления и умения, которые они приобретают во время ознакомления с окружающим, в процессе физического воспитания, игры, трудовой деятельности. Эти знания служат базой и основой для развития у слепого дошкольника пространственных представлений. Первоочередной задачей тифлопедагога, работающего с незрячими детьми, является выявление исходного уровня готовности к обучению пространственной ориентировке, сенсорного и общего развития, необходимого для обучения, индивидуальных особенностей овладения пространством и причин возможного отставания, а также правильное планирование своей работы по обучению ориентировке в пространстве. В ходе обследования педагогом используются различные методы: - наблюдения (в игре выявляются предметные действия, на занятиях физкультурой - поза и развитие общей моторики и т. д.); © Прсшдсшскам про!рамма "Дети России", 1995 I
Специальные коррекционные профаммы для дошкольников с тяжелыми нарушениями ipeiiit» - беседа с ребенком и родителями (выявление навыков ориенти - педагогический эксперимент (изучение ориентировки в мик Для обследования ребенка используются натуральные предметы, их макеты и модели, цветное и контурно-силуэтное изображение предметов и вещей, окружающих ребенка в реальной жизни (мебель, посуда, одежда). Обследование незрячих дошкольников проводится только в игровой форме, предлагаемые задания должны быть четко сформулированными и доступными пониманию дошкольника. При оформлении полученных материалов на каждого ребенка составляется карта обследования и определяется уровень сформированное™ умений: 0 уровень - у ребенка нет никаких навыков ориентировки, 1 уровень - задания выполняются с грубыми ошибками, необхо II уровень - при выполнении заданий есть неточности, ребенок III уровень - задания выполняются правильно. Детальный анализ данных обследования выявляет уровень готовности к обучению ориентировке каждого ребенка и дает возможность объединить детей в подгруппы, требующие дифференцированного подхода в организации занятий. Все материалы обследования соотносятся с данными наблюдении врача ЛФК, воспитателей, родителей и определяется роль и место каждого специалиста в комплексном процессе обучения слепого Дошкольника. Анамнестические данные • Фамилия, имя, отчество ребенка. © lloniipoipdMwa "Дам - шшалиды", IW5 36 Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга 2. Возраст. 3. Диагноз. 4. Состояние зрительного анализатора:
- острота зрения, - поле зрения, - цветовое зрение, - время потери зрения, - предполагаемые причины.
5. Сопутствующие заболевания. 6. Назначения медиков. 7. Условия семейного воспитания и отношение родителей к де КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ СЛЕПЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Одной из наиболее актуальных проблем развития и воспитания дошкольников с тяжелой зрительной патологией (тотально слепые и слепые с остаточным зрением) и их социально-бытовой самостоятельности была и остается проблема обучения ориентировке и мобильности. Самостоятельная ориентировка в пространстве инвалидов детства (по зрению) рассматривается тифлологией как важное условие формирования полноценной личности, как преодоление изоляции незрячего человека среди людей с нормальным зрением. Понятие «пространственная ориентировка» трактуется рядом авторов неоднозначно (В. А. Глебов, А. Г. Литвак, М. Н. Наумов, Ю. И. Петров, В. С. Сверлов, А. П. Садчиков, Л. И. Солнцева, В. А. Феоктистова и др<). Но все авторы указывают, что незрячие способны ориентироваться в замкнутом и свободном пространствах на суженной сенсорной основе, что овладение умениями и навыками самостоятельной ориентировки предполагает целенаправленное обучение с учетом особенностей познавательной деятельности инвалида по зрению, времени и степени утраты зрения. Под ориентировкой в пространстве мы понимаем способность слепого ребенка определять свое местонахождение среди окружающих его предметов и объектов, направление выбранного движения, обнаруживать предмет или объект, к которому он направляется. Специалистами в области дошкольного воспитания убедительно доказано, что эффективность овладения слепым с детства пространством связана с необходимостью раннего управления процессом обучения, что позволяе! снять фобию (страх) пространства у слепых де-тсн в сензитивный период их развития. Специальные коррекнионные программы" для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения Созданная в нашей стране сеть специальных дошкольных учреждений для детей с тяжелой зрительной патологией дает возможность своевременно включиться в процесс развития ребенка, скорректировать навыки пространственной ориентировки и мобильности, что возможно при реализации специальной программы, которая учитывает системность и одновременно решение целого ряда задач в соответствии с уровнем развития ребенка и его компенсаторными возможностями. Основные задачи обучения пространственной ориентировке дошкольников со зрительной патологией: - формирование потребности в самостоятельной ориентировке; - преодоление страха пространства и неуверенности в своих си - овладение ориентировкой на своем теле; - обучение способам и приемам ориентировки в микропро - формирование необходимых специальных умений и навыков - обучение ориентировке совместно со зрячими сверстниками и - ознакомление с приемами ориентировки при помощи вспомо Решение этих задач предполагает осуществление комплексного подхода к определению содержания программы. Современные исследования тифлопедагогической и тифлопси-хологической наук, а также опыт работы с дошкольниками в абили-тационном Центре Санкт-Петербурга выявили условия овладения незрячими дошкольниками умениями ориентировки в окружающем пространстве: - развитие анализаторов (готовность сохранных анализаторов
Специальные коррекционные прораммы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валлснберга___ - развитие общих представлений (накопление необходимого за - развитие движений (сформированность правильной позы, по - развитие навыков мобильности (преодоление страха простран Раздел I. Развитие готовности сохранных анализаторов к обучению пространственной ориентировке. Раздел II. Ориентировка на своем теле, телах близких людей и в микропространстве. Раздел III. Формирование представлений о предметах, наполняющих замкнутое пространство. Раздел IV. Обучение ориентировке в замкнутом и в свободном пространствах. Раздел V. Развитие общей моторики, формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентировке. Раздел VI. Совместная ориентировка со зрячими (взрослыми и сверстниками). Важным фактором реализации программы является единство действий медицинского, педагогического персонала и родителей. Программа рассчитана на четыре года пребывания в специальном дошкольном учреждении. Распределение программного материала дано не по возрастным группам, а по годам обучения. Объясняется это частым отставанием ребенка с нарушенным зрением в развитии и наличием у него к моменту поступления в дошкольное учреждение целого ряда вторичных отклонений. Построение программы идет по концентрическому принципу, предполагающему увеличение объема знаний, усложнение содержания материала на каждом году обучения. Президентская программа "Деги России", 1995 Основной организационной формой обучения пространственной ориентировке является коррекционное занятие, проводимое индивидуально или с подгруппой специалистом-тифлопедагогом. Успешное усвоение программы предполагает закрепление сформированных умений на фронтальном занятии, в игре, на прогулке, включение в занятие разнообразных заданий и упражнений, связанных с изученными ранее темами. В целях поддержания интереса у незрячих дошкольников к обучению ориентировке следует проводить занятия в игровой форме, используя при этом пособия, игрушки и проводя дидактические игры, доступные для восприятия незрячих. Обучение пространственной ориентировке возможно только при наличии индивидуального подхода к каждому ребенку с тяжелой зрительной патологией, учитывающего характер его дефекта, особенности личности и предыдущий опыт жизни. Успешность реализации программы предполагает знание тифлопедагогом исходного уровня готовности детей к овладению данным видом деятельности. В связи с этим педагог по своему усмотрению может планировать свою работу, выбирая формы и методы обучения для каждой конкретной группы дошкольников. Нами разработана примерная карта обследования исходного уровня готовности к обучению пространственной ориентировке ребенка дошкольного возраста со зрительной патологией. К ней прилагается пояснительная записка и методика обследования (см. Приложение 1 и 2). Разработанная система обучения ориентировке дошкольников апробировалась в течение 2-х лет в Санкт-Петербургском абилита-ционном Центре для детей со зрительной патологией. Впервые с детьми 4-6 лет проводились игры-занятия с тростью. Чем раньше ребенку давалась трость, тем естественнее он чувствовал себя в последующие периоды жизни (к программе приложены методические рекомендации ло использованию трости). Предлагаемая программа обучения ориентировке в пространстве дошкольников с тяжелыми зрительными дефектами является экспе- © Поциршрамма "Дин - шшалчды", 1495 Международный унивсрсиил семьи и ребенка имени Рауля Bamicnficpia Специальные коррскнпонпые мршраммы дня дошкольников с 1ИЖО1ЫМП нарушениям» фения II
риментальной. В ходе дальнейшей работы в нее будут вноситься уточнения и добавления с учетом особенностей и практического усвоения материала детьми со зрительной патологией. Для более успешной реализации данном программы желательно иметь в штате педагога-дефектолога, специально занимающегося обучением ориентировке в пространстве, но координирующего свою деятельность со всеми специалистами, работающими в Центре. Обучение пространственной ориентировке предполагает оборудование специального кабинета (примерный перечень оборудования кабинета прилагается). Занятия проводятся как в кабинете, так и в других помещениях дошкольного учреждения, а также на прогулке, ближайших улицах и в городском транспорте. Тифлопедагог по обучению пространственной ориентировке поддерживает тесный контакт с родителями, обучая их основным приемам работы по закреплению умений и навыков ориентировки в незнакомом пространстве. Примечание. Программа по ориентировке является примерной. Ребенок в силу объективных причин может полностью не усвоить программу для его возраста и года пребывания в Центре. Тифлопедагог учитывает этот факт и закрепляет необходимые умения, без которых невозможно приступить к усвоению программного материала следующего года. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I год обучения
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.38 (0.009 с.) |