II. Представления о предметах, наполняющих замкнутое пространство



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Представления о предметах, наполняющих замкнутое пространство



Оборудование: предметы, игрушечной мебели, рельефные кар­тинки, соответствующие предметам, находящимся в комнате*. Задания:

- мы в гостях у кукол; рассмотри их мебель, скажи, как называ­
ется каждый предмет;


 


Прчикнккоя upoi p

oi pjMMd "Дим 1'otuin", 1995


© П имрофамма "Дегн - инвалиды", 1995


Специальные коррекционные программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями зрения



 


- сделай для них комнату в коробке; слева поставь кровать,
справа - шкаф, посредине - предмет, который представляет собой
деревянную крышку на четырех ножках;

- скажи, какие настоящие предметы, находящиеся в комнате,
похожи на предметы кукольной мебели;

- найди в комнате предмет, у которого была бы спинка, сиденье

и четыре ножки;

- рассмотри картинку, назови предметы, которые тебе знакомы.

III. Ориентировка на своем теле и телах близких людей, ориентировка в микропространстве

Оборудование: мелкие предметы, лист бумаги или фланелеграф.

Задания:

/. Называние и показ частей собственного тела и лица:

- назови и покажи части твоего тела и лица;

- покажи и назови то же на кукле.
2. Пространственные понятия:

 

- определи различные стороны относительно себя; покажи пра­
вую (левую) руку;

- скажи, что впереди тебя (сзади, сверху, снизу);

- покажи направления от себя: вперед-впереди, назад-сзади, на­
право-справа (игры «Куда бросили мяч?», «Найди соседа»);

 

- определи расположение предметов относительно себя - впере­
ди, перед, за, сзади, слева, вверху (игра «Отыщи игрушку»);

- определи, чей мяч укатился дальше (узнают по звуку), игра
«Кто ближе к домику?»;

- поставь игрушку на стол, под стол и т. д.

3. Ориентировка на плоскости листа.

- разложи предметы по порядку слева направо;

- нарисуй линии сверху вниз.

4. Ориентировка на плоскости стола:

© Прсндсшскоя "Р<"рамма "

- найди середину стола, расставь предметы по краям стола, по­
кажи углы;


- накрой стол для кукол (для обеда, для чая); скажи, где стоит
чашка, где лежит ложка.

IV. Представления об окружающем пространстве

IЗадания:

I' - опиши свою комнату. (Правильность рассказа подтверждается родителем, а также выясняется умение ориентироваться в домашних условиях и владение способами безопасного и легкого передвиже­ния);

- расскажи, где расположены групповые помещения (игровая
комната, спальня, туалет, раздевалка);

- игра «Найди свой шкафчик (кровать, полотенце, любимую иг­
рушку)».

V. Проявление интереса к пространству фиксируется в ходе наблюдений.

VI. Исследование общей моторики,

особенностей позы и походки,
» навыков совместной ориентировки со зрячими.

В ходе наблюдений и бесед с медперсоналом выясняется со­стояние общей координации ребенка, особенности его передвиже­ния, нарушение позы и наличие навязчивых движений, страха про­странства. Ребенку предлагается пройти прямо, повернуться, на­гнуться, присесть, найти игрушку. Следует включать ребенка в игро­вую ситуацию и трудовую деятельность.

Подпрограмма "Дети - инвалиды", 1995


Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 КАРТА ОБСЛЕДОВАНИЯ

ИСХОДНОГО УРОВНЯ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ

ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКЕ РЕБЕНКА

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО ЗРИТЕЛЬНОЙ

ПАТОЛОГИЕЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обучение слепых дошкольников пространственной и социально-бытовой ориентировке является одной из основных задач специали­зированного детского сада для детей с тяжелой зрительной патоло­гией и главным условием подготовки к школе.

Выпадение зрительного восприятия или его глубокое нарушение значительно тормозят развитие дошкольника. У слепого ребенка не­обходимо сформировать систему знаний о внешнем предметном ми­ре на основе сохранившихся анализаторов, а это возможно лишь при активном систематическом целенаправленном обучении. Дети дошкольного возраста нуждаются в специальных занятиях по ориен­тировке в пространстве с опорой на знания, представления и уме­ния, которые они приобретают во время ознакомления с окружаю­щим, в процессе физического воспитания, игры, трудовой деятельно­сти. Эти знания служат базой и основой для развития у слепого до­школьника пространственных представлений.

Первоочередной задачей тифлопедагога, работающего с незря­чими детьми, является выявление исходного уровня готовности к обучению пространственной ориентировке, сенсорного и общего развития, необходимого для обучения, индивидуальных особенностей овладения пространством и причин возможного отставания, а также правильное планирование своей работы по обучению ориентировке в пространстве.

В ходе обследования педагогом используются различные методы:

- наблюдения (в игре выявляются предметные действия, на заня­тиях физкультурой - поза и развитие общей моторики и т. д.);

© Прсшдсшскам про!рамма "Дети России", 1995


I


 

Специальные коррекционные профаммы для дошкольников с тяжелыми нарушениями ipeiiit»

- беседа с ребенком и родителями (выявление навыков ориенти­
ровки в домашних условиях);

- педагогический эксперимент (изучение ориентировки в мик­
ропространстве).

Для обследования ребенка используются натуральные предметы, их макеты и модели, цветное и контурно-силуэтное изображение предметов и вещей, окружающих ребенка в реальной жизни (мебель, посуда, одежда).

Обследование незрячих дошкольников проводится только в иг­ровой форме, предлагаемые задания должны быть четко сформули­рованными и доступными пониманию дошкольника.

При оформлении полученных материалов на каждого ребенка составляется карта обследования и определяется уровень сформиро­ванное™ умений:

0 уровень- у ребенка нет никаких навыков ориентировки,
предлагаемые задания не выполняются;

1 уровень- задания выполняются с грубыми ошибками, необхо­
дима словесная и практическая помощь педагога;

II уровень- при выполнении заданий есть неточности, ребенок
нуждается в некоторой корректировке педагога;

III уровень- задания выполняются правильно.

Детальный анализ данных обследования выявляет уровень готов­ности к обучению ориентировке каждого ребенка и дает возмож­ность объединить детей в подгруппы, требующие дифференцирован­ного подхода в организации занятий.

Все материалы обследования соотносятся с данными наблюде­нии врача ЛФК, воспитателей, родителей и определяется роль и ме­сто каждого специалиста в комплексном процессе обучения слепого Дошкольника.

Анамнестические данные

• Фамилия, имя, отчество ребенка.

© lloniipoipdMwa "Дам - шшалиды", IW5


36

Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга

2. Возраст.

3. Диагноз.

4. Состояние зрительного анализатора:

 

- острота зрения,

- поле зрения,

- цветовое зрение,

- время потери зрения,

- предполагаемые причины.

 

5. Сопутствующие заболевания.

6. Назначения медиков.

7. Условия семейного воспитания и отношениеродителей кде­
фекту ребенка.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.79.116 (0.007 с.)