Особенности ориентировки и мобильности слепых в зимнее время года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности ориентировки и мобильности слепых в зимнее время года



Цель занятия — обратить внимание ученика на особенности ориентировки и мобильности в зимнее время года, а также в осенне-зимний и зимне-весенний периоды.

Содержание занятия. Если обучение незрячего проводится в летнее время, то инструктор может ограничиться небольшим сообщением об особенностях ориентировки зимой. К этому занятию лучше вернуться в зимний период, когда у незрячего могут возникнуть сложности в передвижении, связанные, например, с гололедицей, снежными заносами и др. Инструктор может провести одно-два практических занятия, которые помогут незрячему адаптироваться к зимним условиям.

Если же занятия проводятся в зимний период, то на тренировках по обучению работе с тростью, изучению маршрутов, передвижению в оттепель и после нее должны учитываться особенности зимнего периода. Эти особенности будут учитываться на каждом занятии.

С начинающими овладевать навыками ориентировки в пространстве занятия необходимо проводить на хорошо расчищенных тротуарах или дорожках. Это позволит быстрее освоить приемы пользования тростью, передвигаться по направляющим и без них. На заснеженных, неубранных площадках труднее осваиваются навыки ориентировки, незрячий может не поверить в свои возможности и способности самостоятельного передвижения.

В зимнее время следует учиться применять в качестве направляющих сугробы, снежные отвалы; следует больше уделять внимания слуховым ориентирам.

Во время проведения занятий ученик должен быть тепло одет, но одежда не должна сковывать его движений. Тепло и удобно незрячему в вязаной шапочке- В ней хорошо слышны окружающие звуки.

Не следует проводить тренировки без перчаток, так как ощущения, воспринимаемые с помощью трости, становятся менее четкими.

Перчатки, варежки должны быть не слишком толстыми, но теплыми и мягкими.

В зимнее время труднее отрабатывать технику пользования тростью. На узких заснеженных дорожках труднее применять технику «диагонали»: трость постоянно утопает в заснеженной обочине. На таких дорогах лучше пользоваться техникой «маятника» (прием «касание»), но амплитуда качания тростью должна быть небольшой. На хорошо расчищенных тротуарах можно применять все приемы пользования тростью.

Тренировки в зимнее время года, в осенне-зимний период и ранней весной проводить гораздо сложнее, чем в летний период, но откладывать их до лета не следует. Если в зимний период незрячий освоит основные навыки ориентировки в пространстве, то можно быть уверенным в том, что он в летний период (в наиболее благоприятный для ориентировки незрячего) достигнет еще больших успехов в самостоятельном передвижении.

Ориентировка в домах отдыха, санаториях и других учреждениях ВОС

Цель занятия — помочь незрячему получить общие представления о санаториях, домах отдыха до их посещения. Попадая впервые в названные учреждения, абсолютно слепые люди много дней тратят на то, чтобы научиться самостоятельно передвигаться по их территории и в зданиях.

Содержание занятия. Наиболее наглядными для такой цели являются макеты, но с ними можно познакомиться непосредственно на местах — в санатории, доме отдыха и т. п. Общее представление о санаториях, домах отдыха можно получить с помощью плана, схемы. Если же эту информацию дополнить словесным описанием, то незрячий сэкономит время на обследовании объектов на месте, будет чувствовать себя свободнее с первых дней пребывания на отдыхе. По приезде в дом отдыха, санаторий незрячий сможет познакомиться и с поэтажными планами зданий.

Словесное описание наиболее важных объектов ВОС целесообразнее сделать в централизованном порядке. Это обеспечит качество пособия и даст возможность приобретения словесных карт каждому УПП и ТПО.

Занятие рекомендуется проводить незадолго до поездки. Инструктор должен помнить о том, чтобы на занятиях рельефно-графические пособия были чистыми, звучание словесных карт — качественным, а время проведения занятий — непродолжительным.

Собака-проводник

Цель занятия — дать необходимый минимум информации ученику о возможностях собаки-проводника при сопровождении ею незрячего, об условиях ее содержания и существующем Положении по ее приобретению.

Содержание занятия. Собака-проводник обеспечивает слепому безопасный и быстрый способ передвижения, а также является хорошим другом в общении для тех, кто любит животных. Собаками-проводниками могут стать немецкие (восточно-европейские) овчарки, колли, (шотландские овчарки), эрдельтерьеры и другие породы, которые понятливы в дрессировке и имеют уравновешенный характер.

Собака-проводник реагирует на простейшие команды: «Сидеть», «Стоять», «Налево», «Направо», «Вперед». Реагирует на движение транспорта, предупреждает хозяина о нависающих предметах. Собаку приучают не теряться и правильно вести себя при интенсивном уличном движении, на переполненных улицах и при встрече с другими животными. Самое важное — это выработать у собаки способность так называемого осмысленного неповиновения — отказываться от команды «Вперед», если существует опасность, например, приближающийся автомобиль.

Считается наиболее целесообразным пользоваться услугами собаки-проводника людям в возрасте от 16 до 55 лет (за некоторым исключением), имеющим хорошее здоровье, слух, средний уровень общего развития, умеренный темперамент. Детям и пожилым людям трудно руководить собакой. Собака передвигается обычно со скоростью от 5 до 6 км в час. Она требует каждодневных прогулок, тренировок, ухода и использования ее в качестве проводника.

Повседневный уход, правильное содержание и кормление собаки-проводника обеспечивают здоровье животного, укрепляют его привязанность к хозяину и повышают работоспособность. При содержании собаки в квартирных условиях ей должно быть отведено специальное место в стороне от прохода. Не рекомендуется отводить собаке место в темных помещениях, в сырых углах, на сквозняке, около отопительных приборов.

При необходимости собаку можно поместить в сарае, на террасе или во дворе, но при этом должно быть естественное освещение. При содержании собаки во дворе для нее устанавливают утепленную деревянную будку.

Содержание собаки предполагает регулярную ее чистку, а также мытье. Зимой собаку рекомендуется мыть один раз в квартал, летом — не реже одного раза в месяц.

Собаку следует кормить два раза в день — утром и вечером.

Прилагаем Инструкцию о порядке распределения и использования собак-проводников для слепых, утвержденную постановлением президиума ЦП ВОС от 31 октября 1960 г. № 28-2.

Собаки-проводники предназначаются для облегчения передвижения (в городах и сельской местности) инвалидов первой группы, не имеющих зрения или имеющих такое остаточное зрение, которое не дает возможности самостоятельно ориентироваться в пространстве.

Передача собаки-проводника слепому должна производиться в соответствии с настоящей Инструкцией.

1. Собака-проводник передается бесплатно в личное пользование преимущественно работающим слепым.

Вместе с собакой выдается бесплатно комплект спецснаряжения (ошейник, поводок, шлейка, намордник, щетка и гребешок).

2. Количество выделяемых собак-проводников для слепых республиканским (АССР), краевым, областным, Московскому городскому и Ленинградскому правлениям ВОС устанавливается Центральным правлением Общества.

3. Вопрос о передаче собаки-проводника слепому в личное пользование решает президиум правления по ходатайству бюро первичной организации ВОС.

Свое решение о передаче собаки-проводника слепому с приложением анкеты на слепого президиум правления высылает в Центральную республиканскую школу по подготовке собак-проводников для слепых.

4. Центральная республиканская школа по подготовке собак-проводников для слепых на основании представленных правлениями ВОС документов вызывает слепых для обучения правилам пользования и содержания собаки-проводника сроком на 12 дней, а также для ее передачи.

Примечание. Если в течение 12 дней слепой не научился пользоваться собакой-проводником, директору школы предоставляется право продлить срок обучения до 17 дней. Если и в течение дополнительного срока слепой также не научился пользоваться собакой-проводником, то директор школы сообщает об этом соответствующему правлению для решения вопроса о передаче собаки-проводника другому лицу.

5. Республиканские (АССР), краевые, областные, Московское городское и Ленинградское правления ВОС ведут учет собак-проводников, переданных слепым.

6. Администрация предприятия обязана построить для собак будки или предоставить другое помещение для размещения собак-проводников, находящихся в личном пользовании, во время работы слепого.

7. Первичная организация обязана не менее двух раз в году проверять правильность пользования и содержания собак-проводников слепыми.

8. В случае плохого обращения с собакой, не обеспечения ее нормальным питанием, а также использования ее не по назначению (как сторожевой или декоративной) или отсутствия надобности в ней президиум правления по предложению бюро первичной организации обязан изъять собаку-проводника у слепого и возвратить ее в школу для передачи другому лицу.

В случае гибели собаки-проводника слепой обязан сообщить об этом в первичную организацию, которая на основании заключения ветеринарного врача составляет акт и сообщает об этом в школу.

9. Слепой не имеет права продать собаку-проводника или передать ее другому лицу. При нарушении данного пункта Инструкции со слепого взыскивается стоимость собаки и произведенные затраты на ее обучение и содержание.

10. На время прохождения инструктажа в школе, с учетом дороги в оба конца, слепому предоставляется отпуск по месту работы без сохранения содержания.

На время пути в школу и обратно, а также на период пребывания в школе разрешается иметь одного сопровождающего на двух слепых.

11. Слепым и их сопровождающим оплачивается полностью проезд по железной дороге в оба конца в размере фактической стоимости билета в жестком плацкартном вагоне. Провоз собаки-проводника также оплачивается. Затрата средств на эти цели производится правлением ВОС за счет средств, выделенных по смете на оказание материальной помощи.

12. На срок обучения правилам пользования и содержания собаки-проводника слепому и его сопровождающему школой предоставляется бесплатное питание и общежитие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.013 с.)