Пользование незрячими городским транспортом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пользование незрячими городским транспортом



Цель занятия — формирование представлений у незрячих о различных видах общественного транспорта и приобретение навыков пользования им.

Содержание занятия. Пассажирский транспорт значительно расширяет возможности перемещения незрячих. Остановки транспорта располагаются обычно вблизи предприятий и общественных учреждений. Это позволяет слепому быстро найти нужный объект. В ряде случаев незрячему удобно воспользоваться услугами такси.

Чтобы большие возможности городского транспорта в передвижении незрячего были реальностью, надо уметь пользоваться им — уметь садиться в транспорт, хорошо представлять его салоны, знать маршруты.

Автобусы и троллейбусы, имеющие общие остановки, можно различить по характеру работы двигателей и звукам открывающихся и закрывающихся дверей. По звуку определяется и место открывающейся двери.

Большую помощь в формировании представления о городском транспорте могут оказать рельефно-графические чертежи салонов автобуса, троллейбуса, трамвая. Можно воспользоваться и макетами. Знание внутренней планировки салонов значительно облегчит ориентировку слепых во время поездки и при выходе из транспорта. Инструктор должен дать словесное описание всех видов городского транспорта данной местности — не только салонов, но и внешнего вида.

Незрячему человеку рекомендуется делать посадку в пассажирский транспорт через передние двери. При подходе к автобусу незрячему лучше пользоваться тростью, применяя технику «диагонали». Подойдя к автобусу и скользя по нему ручкой трости, незрячий легко найдет дверь. Обнаружив тростью край нижней ступеньки и придерживаясь свободной рукой за боковую часть дверного проема или поручень, он поднимается в салон. Продвигаясь по салону, надо придерживаться свободной рукой за верхний поручень. Касаясь рукой спинок кресел, можно обнаружить свободное место. Прежде чем сесть, незрячий должен провести рукой по сидению и только потом сесть. Если в автобусе приходится стоять, то необходимо держаться за поручни верхние или нижние.

Трость не должна мешать пассажирам, ее при поездке следует держать в вертикальном положении. Если же незрячий сидит, то трость не должна высовываться в проход салона. Она должна быть в наклонном положении, прислонена к плечу, а наконечник должен находиться около ступней.

Пробираясь к двери автобуса, трость лучше держать в вертикальном положении, особенно если салон переполнен людьми. Касаясь наконечником пола, незрячий отыскивает ступени. При спуске по ступенькам конец трости находится на одну ступень ниже ноги. Прежде чем сделать шаг с последней ступени, необходимо тростью коснуться поверхности дороги, тротуара. Обследовав зону перед дверью автобуса, можно сойти с нижней ступеньки.

После того, как незрячий вышел из автобуса на тротуар, не нужно делать сразу резких движений в нужном вам направлении, так как можно задеть тростью, сумкой стоящих на остановке детей. Малолетние дети не обладают хорошей реакцией и не успевают отойти с дороги.

Инструктору следует обратить внимание на тех незрячих, которые обладают слухом только на одно ухо. Таким людям бывает трудно определить прибытие транспорта на остановку, особенно на шумных улицах. Незрячему, обладающему слухом на левое ухо, необходимо стоять на остановке в таком месте, чтобы передняя дверь пришедшего транспорта оказалась перед ним. Это даст возможность услышать левым ухом звуки открывающихся дверей, шум двигателя. Если незрячий обладает слухом на правое ухо, то лучше ожидать транспорт в том месте, где обычно оказывается: задняя дверь.

Такси для незрячего человека очень удобный вид транспорта. Но приятная поездка может начаться с неприятности (ушиба о дверцу, крышу автомобиля), если незрячий не умеет сесть в такси. Чтобы быстро отыскать ручку дверцы, необходимо найти перегородку, разделяющую заднюю и переднюю дверцы. Затем движением руки вниз незрячий находит дверную ручку. Открыв достаточно широко дверь, одной рукой касается крыши автомобиля, другую руку протягивает внутрь и определяет расположение сидения. После этого он может уверенно сесть в такси. Занеся одну ногу в машину, незрячий садится на сидение, затем заносит вторую ногу. Женщина сначала может сесть на сидение, а затем перенести разом обе ноги в салон. Трость ставится между сидением и дверью. Складную трость можно сложить перед тем, как сесть в такси.

При выходе из машины незрячий открывает дверь, выставляет наружу трость, затем свободной рукой определяет высоту крыши и выходит.

Не следует забывать, какую важную роль при поездке в городском транспорте играет вестибулярный аппарат. Хорошее знание маршрута: всех поворотов, спусков, подъемов, других особенностей поверхности дороги, — даст возможность легко определить нужную остановку, если даже водитель не объявляет остановок. Большую информацию на транспорте незрячему несут и другие виды ориентиров.

Изучение маршрутов городского пассажирского транспорта и учреждений центра города, поселка

Цель занятия — изучение основных маршрутов городского пассажирского транспорта. Вблизи остановок городского транспорта в центре города располагаются многие учреждения и организации, например, больницы, поликлиники, исполкомы городских и районных советов, отделы социального обеспечения, универмаги, комбинаты бытового обслуживания и многие другие. Расположенные вблизи этих объектов остановки городского транспорта делают вполне доступным для незрячего самостоятельное их посещение.

Содержание занятия. Изучить план или схему центра города, маршруты пассажирского транспорта, проходящего через центр. Затем расположение интересующих незрячего различных объектов по отношению к близлежащим остановкам городского транспорта.

Если незрячий достаточно хорошо представляет расположение улиц в центре города, то словесного описания маршрута для него будет достаточно, чтобы он самостоятельно освоил его. Словесное описание должно быть точным и кратким. Необходимо описать обе части маршрута — и поездку в транспорте, и путь от остановки к намеченному объекту. Следует назвать вид транспорта и остановки, направление движения после выхода из транспорта, проверочные ориентиры перед объектом, а также все опасные места.на пути следования.

Если незрячий плохо представляет план центра города, то ему необходимо обследовать путь от наиболее удобной остановки транспорта к выбранному объекту под контролем инструктора.

Если маршруты предусматривают переход улиц, переулков, то инструктор должен объяснить тип перехода и место его расположения. Ученик сам выбирает маршруты. Занятие может быть посвящено и уточнению отдельных деталей на известных ученику маршрутах, на которых имеются места, где незрячий часто сбивается с пути, Причиной этому может быть, например, неправильное представление данной местности (улицы, площади), либо неудачно выбранные незрячим ориентиры. С помощью инструктора можно скорректировать представления о местности, выбрать более удачные ориентиры на маршруте, и незрячий станет увереннее передвигаться по улицам города. При освоении новых маршрутов по городу, поселку незрячий должен использовать все навыки, которые он приобрел на предыдущих занятиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 869; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.145.95 (0.006 с.)