Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ориентировка и мобильность незрячих в зеленых зонах отдыха —Содержание книги
Поиск на нашем сайте
3—6 часов. Словесное описание мест отдыха. Практическое изучение берега реки, полян, тропинок в лесу и пр. Распознавание пород деревьев и птиц в зонах отдыха. Прогулки в местах отдыха без трости. ПОЯСНЕНИЯ К ПРОГРАММЕ Программа обучения ориентировке и мобильности незрячих составлена на основе анализа существующих программ, разработанных ШВТС и реабилитационными центрами у нас в стране и за рубежом, обобщения опыта работы кружков по ориентировке и мобильности на УПП. Программа учитывает особенности организации и проведении обучения, заключающиеся в том, что обучение будет проводиться непосредственно на местах — на УПП, в ТПО. Программа рассчитана на 20 занятий и составлена в порядке усложнения приобретаемых навыков — от обучения незрячего простейшим навыкам передвижения с сопровождающим до свободного самостоятельного передвижения по городу, селу, пользования различными видами городского пассажирского транспорта и др. Такой последовательности проведения занятий необходимо придерживаться в тех случаях, когда обучаемый потерял зрение недавно и практически не имеет навыков ориентировки и мобильности. Значительная часть незрячих, работающих на УПП, как правило, имеет навыки самостоятельного передвижения в пространстве, поэтому некоторым будут нужны лишь отдельные темы. Будет большой ошибкой предлагать все темы каждому, изъявившему желание повысить свой уровень навыков ориентировки и мобильности. Это может отбить охоту заниматься в кружке, так как для некоторых незрячих ряд занятий будет не интересен и не даст им никакой практической пользы. Настоящая программа должна служить основой для составления индивидуальных программ обучения с учетом физического и психологического состояния незрячего, а также с учетом уже имеющихся навыков ориентировки и мобильности. При составлении индивидуальной программы необходимо использовать анкету, помещенную в приложении пособия, которая поможет установить достигнутый уровень ориентировки и мобильности, учесть особенности состояния зрения и личные мотивы каждого незрячего. Составляется индивидуальная программа инструктором совместно с учеником. Общее количество часов обучения по индивидуальной программе должно соответствовать сумме часов выбранных занятий. Эта сумма должна служить примерным ориентиром при обучении. Количество времени, отведенное на каждое занятие инструктором, может меняться в зависимости от способностей ученика, от состояния его здоровья, а также от факторов, связанных с месторасположением данных УПП, ТПО, особенностями местности и др. При составлении индивидуальной программы следует учитывать возраст ученика, а также дополнительные дефекты: ослабленное осязание, пониженный слух, расстройства вестибулярного аппарата и др. В связи с этим некоторым занятиям необходимо уделить больше времени, и, наоборот, в ряде случаев некоторые занятия необходимо исключить вообще. Эта программа рассчитана на 48—94 часа. Первая цифра является ориентиром для удовлетворительного освоения программы незрячими, не имеющими дополнительных дефектов, владеющими некоторыми навыками пространственной ориентировки. Вторая цифра является ориентиром для тех, кто имеет дополнительные дефекты и уровень навыков по ориентировке и мобильности у них практически близок к нулю. Курс пространственной ориентировки требует систематических занятий, нерегулярное посещение кружка по ориентировке и мобильности не даст желаемых результатов. Занятия следует проводить в условиях УПП не реже двух-трех раз в неделю. В условиях ТПО занятия проводить сложнее, но и здесь желательно их проводить два раза в неделю. Продолжительность занятий в день для недавно ослепших и пожилых людей должна быть не более часа, для других категорий она может быть дольше, но не более двух-трех часов. Если обучаемый испытывает сильное утомление, раздражительность, то время одного занятия целесообразно разбить на два периода, чередуя их с другими занятиями или отдыхом. Сильное утомление наблюдается при работе с макетами, с рельефно-графическими пособиями (картами, схемами, планами), поэтому время работы с этими пособиями не должно превышать 15—20 минут с последующим отдыхом. КРАТКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ В КРУЖКАХ Вводное занятие Цель занятия — определить имеющийся уровень навыков ориентировки и мобильности, исследовать ориентационные возможности незрячего и их дальнейшее развитие. Необходимо выяснить, что конкретно хочет получить ученик от занятий в кружке и каково его психологическое состояние. Люди, недавно потерявшие зрение, иногда бывают не готовы к занятиям, у них не прошло еще состояние повышенной нервозности, тревоги и раздражительности, от занятий наступает быстрое утомление. Занятия с такими людьми следует на некоторое время отложить. Инструктору необходимо установить уровень остаточного зрения (если оно имеется) и его практическую значимость в ориентировке, состояние вестибулярного аппарата, слуха и других сохранных органов. Инструктор по спорту или лечебной гимнастике должен дать конкретные рекомендации для занятий в кабинете здоровья. Все это необходимо для того, чтобы составить индивидуальную программу обучения ориентировке и мобильности, оказать конкретную помощь незрячему. Содержание занятия. Чтобы познакомиться с мотивами и желаниями незрячего, приведшими его в кружок по ориентировке и мобильности, определить, что он может, необходимо провести с ним беседу в спокойной, непринужденной обстановке. Если со стороны ученика нет возражений, то можно заполнить анкету (см. приложение). Она поможет инструктору выяснить многие вопросы, связанные с ориентировкой и мобильностью ученика. Если имеются возражения со стороны ученика, то настаивать на анкетировании не нужно. Инструктор может построить свою беседу таким образом, что многие вопросы анкеты станут предметом их беседы. Для того, чтобы определить имеющийся у незрячего уровень ориентировки и мобильности в пространстве, ему можно предложить выполнить некоторые упражнения, которые приводятся ниже. С помощью этих упражнений можно определить состояние работы вестибулярного аппарата, состояние слуха и некоторые другие особенности физического состояния. Однако и это мероприятие не должно быть навязано ученику. Упражнения могут быть предложены в качестве теста, который поможет и инструктору, и ученику в их совместной дальнейшей работе. Незрячего, изъявившего желание заниматься в кружке, необходимо подробно познакомить с программой обучения, с тем чтобы он мог выбрать нужные для себя темы. При знакомстве ученика с программой инструктор должен делать к каждой теме небольшие комментарии, пояснения. Инструктор должен совместно с учеником составить индивидуальную программу занятий. Для некоторых учеников она может состоять всего из двух-трех занятий. Незрячий может изъявить, например, желание освоить лишь два-три новых маршрута или уточнить некоторые старые маршруты. Окончательный вариант такой программы и план будущих занятий можно уточнить на следующем занятии. Данные о психологическом и физическом состоянии ученика, имеющийся уровень ориентировки, а также его пожелания, поставленные цели должны быть занесены в личную карточку ученика по ориентировке и мобильности. Для того чтобы определить ориентационные способности обучающегося, а также в определенной мере и состояние сохранных органов, необходимо проделать следующие упражнения в достаточно большом помещении или на улице: 1. Обучаемый стоит спиной к стене, лицом к инструктору, который подает звук (голосом, хлопками в ладони, специальным маячком). По прекращении этого звука обучаемый поворачивается и идет в направлении звука примерно 30 метров. Инструктор в это времяследит за отклонениями в правую и левую стороны. Если ученик отклоняется в одну и ту же сторону, инструктор говорит ему об этом, и обучаемый во время следующей попытки корректирует себя. 2. Обучаемый стоит спиной к стене. По команде инструктора он делает пять шагов прямо, поворачивает на 90° налево, делает еще пять шагов, поворачивает на 90° направо, идет еще немного вперед — и т. д. После первого и каждого последующего поворота инструктор просит обучаемого показать то место, откуда он начал свое движение. Этот порядок можно менять самым различным способом. 3. Выполнять то же самое, что во втором упражнении, а также полуобороты на 180° налево и направо, полные обороты на 360° налево и направо. 4. Обучаемый учится ходить под определенным углом налево и направо по отношению к стене — от стены и обратно. Используются также и повороты на различные углы. 5. Обучаемый ходит по заданным фигурам (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, восьмерка). Противоположные стороны прямоугольных фигур незрячий должен пройти одинаковым количеством шагов. Каждый раз при выполнении этих упражнений обучаемому задается вопрос, где находится исходная точка его передвижения. После повторения фигур с помощью инструктора обучаемый должен выполнять их самостоятельно. Вскоре инструктор обнаружит, что некоторые ученики при движении отклоняются влево или вправо, испытывают трудности при указании места начальной точки движения, неясно понимают выполняемые фигуры, недостаточно осознают повороты. Такие люди дезориентированы, с ними необходимо проводить интенсивные упражнения по приобретению навыков ориентировки. Обучать их ходьбе с тростью нужно позже. Сначала необходимо научить их передвигаться в помещениях. Иногда целесообразно отправлять таких людей в ШВТС. Сопровождение незрячего Цель занятия — показать незрячему человеку приемы правильного передвижения со зрячим сопровождающим в помещении, на улице, в метро, по лестницам, при прохождении через двери и т. д. Занятие будет полезно для родственников, близких и знакомых незрячего. Содержание занятия. Каждый незрячий в то или иное время обращается за помощью к зрячему для передвижения в пространстве. К помощи зрячего прибегают и те незрячие, которые самостоятельно не передвигаются, и те, которые достаточно мобильны. Помощь зрячего человека они предпочитают, например, в театре, в концертном зале, при подходе к столику в кафе, при переходе через улицу с интенсивным движением. Такая помощь необходима в зонах значительного шума, например, при ремонтно-строительных работах и в других опасных местах. Без помощи зрячего человека нельзя обойтись в первый период после внезапной или резкой потери зрения. Требуется помощь в ряде случаев и для слабовидящих — например, для лиц с узким полем зрения, особенно в темное время суток, при светобоязни и в некоторых других случаях. Незрячему необходимо знать, как нужно идти с сопровождающим, как обратиться за такой помощью или отказаться от нее. Часто случается так, что, желая помочь незрячему, прохожий сам берет его за локоть, плечо и ведет перед собой. Такое сопровождение часто приводит к неприятным ситуациям, незрячий может споткнуться о неровности, о различные выступы, наступить на ногу впереди идущим или даже упасть. Чтобы этого не происходило, лучше тактично попросить разрешения взяться самому за его локоть. При передвижении с помощью проводника незрячий должен отставать от него на полшага и держаться за его руку несколько выше локтя. Не очень красиво смотрится, когда незрячий, держась за локоть сопровождающего, отстает от него на вытянутую или почти вытянутую руку. Большая дистанция допустима и даже необходима при прохождении через двери, турникеты и в местах большого скопления людей. Но при большом скоплении людей перед эскалаторами в метро незрячему лучше идти вровень с сопровождающим и только в момент захода на эскалатор необходимо немного отстать и встать на ступеньку сзади сопровождающего. Правую руку нужно положить на поручень эскалатора. Как только поручень начнет принимать горизонтальное положение, незрячий должен опять взяться за локоть сопровождающего и вслед за своим напарником сойти с эскалатора. Нередки случаи, когда, идя с сопровождающим, незрячий интенсивно стучит тростью перед собой, а часто и перед самим сопровождающим. Многие зрячие смущаются этого, к тому же незрячий мешает идти своему напарнику. Этот человек вряд ли в следующий раз захочет помочь незрячему. Если совместный путь с сопровождающим достаточно большой, то складную трость лучше сложить и взять ее в свободную руку. Цельную трость также целесообразнее взять в свободную руку, при этом трость должна свободно висеть в руке вертикально, рукоятка должна находиться в 10—15 см перед грудью, так, чтобы наконечник трости не задевал за одежду. Если незрячий идет с портфелем или сумкой, сложенную трость можно нести вместе с портфелем или сумкой. Сложнее взять в одну руку нескладную трость вместе с портфелем или сумкой. Но можно приспособиться и в этой ситуации. Ручка портфеля захватывается тремя пальцами, а трость — кольцом, образованным большим и указательным пальцами. При этом большой палец обхватывает трость спереди, а указательный — сзади. Рукоятка трости прижата к руке. Такой захват позволяет держать трость в строго вертикальном положении, что исключает случаи задевания грязным наконечником прохожих. Незрячий и сопровождающий должны твердо знать правило: соблюдение прямого угла при подходе к препятствиям. В противном случае незрячий может споткнуться о ступеньки, бордюрный камень тротуаров и др. При подъеме по лестнице слепому лучше идти на одну ступеньку ниже сопровождающего, при спуске — на одну ступеньку выше или рядом с сопровождающим, если позволяет ширина лестницы. Аналогичный прием применяется при выходе и входе в салон пассажирского транспорта. Не нужно пропускать незрячего в этих случаях впереди себя — в таких ситуациях незрячие чувствуют себя скованно, боясь споткнуться о ступеньки, наступить на ноги пассажирам. Проходя через двери, незрячий также пропускает сопровождающего вперед. При этом сопровождающий должен сказать, с какой стороны находится дверь. Если открытая дверь окажется со стороны незрячего, то ее надо прикрыть или придержать самому незрячему. В случае, когда слепой и сопровождающий стоят, например, ожидая транспорт, разговаривая со знакомыми, сопровождающий не должен держать его за руку. Если сопровождающему необходимо на время отойти от незрячего, то он должен подвести его к какому-либо неподвижному предмету в безопасное место — например, к колонне, к стене и т. п. В сложной ситуации незрячему приходится прибегать к помощи прохожих. В этих случаях необходимо проявить инициативу и самому взять за руку прохожего. Человеку, изъявившему желание вам помочь, необходимо четко сказать о том, куда вам нужно пройти. Не следует отпускать сопровождающего до тех пор, пока вы полностью не пройдете трудный и опасный участок пути. Иногда случайные прохожие сами предлагают помощь. Незрячий может принять ее или отказаться. Отказываясь от помощи, необходимо поблагодарить прохожего, сказав, например, ему: «Спасибо, я здесь хорошо ориентируюсь». Не рекомендуется пользоваться услугами нетрезвых и спешащих прохожих. При ходьбе со случайными сопровождающими незрячий может продолжать контролировать свой путь тростью. При этом трость может свободно висеть в руке в вертикальном положении в 15— 20 см от корпуса и предупредить незрячего, например, о бордюрном камне, ступеньках и т. п. Если незрячий желает изменить свое положение относительно сопровождающего, он должен обойти его сзади и взяться за другую руку таким же способом, но об этом надо предупредить сопровождающего: «Извините, я привык ходить с другой стороны». После рассказа и демонстрации указанных приемов передвижения незрячего с сопровождающим необходимо проделать несколько упражнений. Для лучшего освоения приемов инструктор может использовать учеников в качестве сопровождающих. Эти приемы целесообразно показать родственникам и друзьям незрячего. Можно продемонстрировать неправильные приемы передвижения с сопровождающим и показать, к чему они могут привести. Методы (техника) и приемы пользования тростью Цель занятия — обучить учеников пользоваться различными способами и приемами владения тростью. Начинать тренировку следует вдоль ясно ощутимых и прямых направляющих. Под направляющей понимается любая существующая граница, например, между улицей и набережной, тротуаром и газоном, тротуаром и мостовой; направляющими могут быть заборы, стены домов и т. д. Они помогают в ориентировке и определении направления движения. Начинать учиться ориентировке надо с медленной скорости, впоследствии ваша скорость возрастет сама. Содержание занятия. Трости для обучения технике ходьбы должны иметь такую длину, чтобы от уровня земли доставать до грудной кости человека; быть легкими, прочными, изготовленными из металла или синтетических материалов; иметь наконечник в виде металлического шарика, с тем чтобы при необходимости можно было легко продвинуть трость вперед; они могут быть складывающимися или телескопическими; на ориентирующей трости нельзя применять резиновый наконечник, так как он не генерирует звуки и затрудняет обнаружение неровностей поверхности. В магазине «Рассвет» можно приобрести следующие трости: 1. Трость складная длиной 90, 95, 100, 105, ПО см. Состоит она из пяти звеньев, в сложенном состоянии убирается в чехол. К ней можно купить запасные наконечники. Предназначается для слепых и слабовидящих молодого возраста. 2. Стеклопластиковая трость длиной 100, 125 см (нескладная). Представляет собой тонкий полый стержень с вытянутой тонкой ручкой, наконечник несъемный пластмассовый. Эта трость также не опорная, а ощупывающая, следящая. 3. Трость опорная длиной 90, 95, 100, 105, НО см. Представляет собой конический полый стержень, ручка — костылик, наконечник съемный, резиновый. Предназначается в основном для людей пожилого возраста. 4. Трость цельнометаллическая мужская, длина 110 см. Представляет собой металлическую трубку, обтянутую полихлорвинилом, с загнутой ручкой; наконечник металлический, издающий при ударе звонкий звук, диаметр трубки — 16 мм. 5. Трость цельнометаллическая женская, длина 85 см, диаметр трубки 13 мм, аналогична варианту 4. Инструктор должен помочь подобрать трость в соответствии с индивидуальными особенностями незрячего: ростом, длиной рук, размером шага, особенностями осанки, характером, возрастом, полом и др. Так, например, темпераментного человека, передвигающегося быстро, короткая трость не способна предупредить об опасности, а для спокойного, неторопливого незрячего может подойти трость короче, чем принятая в норме. Привыкнув к одной трости, трудно привыкать к другой. Поэтому новичку с самого начала надо помочь подобрать удобную трость. Показать незрячему, как нужно держать трость, чтобы не уставала рука и сохранялась правильная осанка. Часто при постукивании тростью, особенно если она короткая, опускают вниз голову и плечи, наклоняют корпус вперед. Причина здесь не только в короткой трости, но и в том, что многие незрячие слишком далеко вперед вытягивают кисть руки. Это приводит не только к неправильной осанке, но и усталости руки и напряжению тела. Инструктор должен обязательно следить за тем, чтобы незрячий не вытягивал кисть руки далеко вперед. Очень важно, чтобы ученик чувствовал себя раскованно при передвижении с тростью. Если незрячий передвигается без трости, особенно в незнакомых местах, то движения его более скованные. В молодом возрасте такое напряжение менее сказывается на общей утомляемости организма, с возрастом становится все ощутимее. Упражнения на расслабление рекомендуется проводить в большой комнате, а также в свободном коридоре, на тихой площадке во дворе, чтобы можно было свободно передвигаться с тростью. Существует несколько способов и приемов пользования тростью. Незрячие, не прошедшие курса по ориентировке и мобильности, вырабатывают свой стиль передвижения и работы тростью. Но среди всех существующих приемов можно выделить несколько наиболее типичных, удобных и рациональных. Нужно познакомиться со всеми основными приемами. В процессе развития навыков ориентировки каждый незрячий отберет наиболее удобные для себя способы и приемы пользования тростью. Первый способ. Сначала обучают захвату трости. Набалдашник трости упирается в основание ладони, а стержень трости лежит на несколько согнутом среднем пальце. Большой палец лежит на верхней части трости, указательный — вытянут вдоль внешней стороны. Такой захват характерен для складной трости. Если у трости имеется удлиненная ручка, то большой палец находится на плоском срезе. При необходимости такой захват можно сделать ниже ручки трости. Рука висит расслабленно вдоль туловища. Колебательные перемещения трости осуществляются главным образом кистью. Стоя на одном месте, ученик практикуется в качании трости, наконечник при этом описывает дугу слева направо и обратно. Размах дуги не должен превышать ширину плеч ученика. Наконечник не должен подниматься над поверхностью земли выше, чем на 5 см и должен дотрагиваться до земли коротким легким ударом или касаться в конце каждого качания. Лучше тренировать обе руки. После этого можно начать передвижение, координируя его с качательными движениями трости. Инструктор должен найти для тренировки тихое, безопасное место, имеющее замкнутую направляющую, например, коридор, пустой зал, площадку во дворе. Когда направляющая находится слева, то обучаемый берет трость в правую руку. Он начинает движение с правой ноги и немедленно переносит трость влево. Опуская правую ногу, он дотрагивается тростью до направляющей. Делая шаг левой ногой вперед, незрячий переносит трость вправо, касаясь земли примерно в том месте, куда при следующем шаге опустится правая нога и т. д. Таким образом обучающийся убеждается в безопасности пути. Величина перемещения трости в сторону направляющей может быть шире, чем в ту сторону, где направляющей нет. Постукивание тростью должно быть не сильным, а коротким и легким. Свободная рука не должна использоваться как бампер, т. е. быть вытянутой вперед. Эту руку можно положить в карман или взять в нее какой-нибудь нетяжелый груз. Инструктор должен следить, чтобы и с грузом рука не вытягивалась вперед. Постукивание тростью можно использовать для обнаружения препятствий с помощью эха. Кроме того, возникающий при постукивании звук указывает на особенность поверхности земли (трава, гравий, плитка, асфальт, песок и т. д.) Этот способ пользования тростью считается основным, он применяется почти при всех обстоятельствах. На основе этого способа используются приемы касания и скольжения. Они могут применяться в особо опасных или малоизвестных местах и в ряде других случаев. Способ этот называют способом маятника (техникой маятника). Второй способ. Если незрячий идет вдоль не сплошных направляющих (заборы, кустарник), применять способ маятника не совсем удобно: трость застревает в отверстиях ограды, кустарника и может сломаться. В этих случаях трость следует взять в ту руку, которая находится рядом с направляющей. Захват трости обычный, но при качании трости к направляющей ладонь как бы разворачивается наружу. Указательный палец теперь находится на внутренней стороне трости. Таким образом, трость значительной частью своей длины будет касаться не сплошной направляющей, не застревая в ней. Для отработки этого способа необходимо вблизи УГШ, ТПО найти такую направляющую и провести тренировки. Третий способ. Этот способ применяется при ходьбе с более высокой скоростью, а также без направляющих. Обучаемый начинает движение, держа трость в правой руке. Он ставит вперед правую ногу и одновременно переносит трость влево. Трость касается земли в тот момент, когда опускается правая нога. Затем следует шаг левой ногой, но наконечник трости остается слева, направленный к земле, так что трость обеспечивает защиту корпуса незрячего. Только на третьем шаге, когда правая нога выносится вперед, он быстро переносит трость вправо и касается ею земли в тот момент, когда правая нога наступает на землю. Касание тростью земли слева и справа происходит только тогда, когда опускается вниз правая нога. Незрячий держит трость под постоянным углом наклона, защищая корпус тела, изменяя это положение только при качании тростью вправо. Ритм, таким образом, сокращен вдвое по сравнению с первым способом. Этот способ обеспечивает меньшую усталость. Применим этот способ и при передвижении по широким тротуарам или в тех случаях, когда нельзя использовать направляющие; и, наконец, незрячий может держать трость совершенно спокойно по диагонали, касаясь ею земли только в случае необходимости получения информации. Четвертый способ. Этот способ могут применять совершенствующиеся или опытные в передвижении незрячие. Им пользуются при ходьбе по тихим улицам, не имеющим никаких препятствий. При передвижении наконечник трости находится как можно ближе к земле и под углом впереди идущего. Этот и предыдущий способы часто называют техникой диагонали. Пятый способ. Этот способ используется опытными в передвижении незрячими при ходьбе по тихим улицам, скверам. Трость находится в свободной руке в вертикальном положении примерно в 15—20 см от корпуса. Трость зажата в кулаке кисти в свободном положении и наконечник должен быть в 2—3 см от поверхности земли или слегка касаться земли. Лишь время от времени трость используется как опора и для контроля за расстоянием до направляющей (газона, края, тротуара и т. п.). Это обеспечивает уверенность и прямолинейность движения. Шестой способ. Трость оказывает большую помощь незрячему при ходьбе по лестнице. Она особенно нужна при обнаружении первой и последней ступенек лестниц. Найдя первую ступеньку лестницы, обучаемый берет трость по-другому: рукоятку трости держит между большим и указательным пальцами, вытягивает руку несколько вперед, что позволяет трости свободно висеть вертикально. Он поднимается по лестнице, придерживаясь правой стороны. Наконечник трости ударяется о следующую ступеньку. Когда удара больше не последует, обучаемый может установить, что достиг, последней, верхней ступеньки. Есть и другой способ. Он состоит в том, что трость берется примерно посередине и ею обстукивают выше расположенные ступеньки. Такой способ также позволяет установить последнюю ступеньку. Идя по лестнице вниз, обучаемый крепко держит в руке набалдашник трости и непрерывно обстукивает наконечником трости ниже расположенную ступеньку до тех пор, пока не дойдет до конца лестницы. Для безопасного спуска он должен передвигать трость по полу впереди себя, не качая ею, пока не почувствует первую ступеньку. Каждый незрячий должен уметь разобрать и собрать трость, при поломке заменить наконечник, починить другие части трости. Трость — нехитрое техническое устройство, но и оно требует некоторого ухода. Придя с улицы, надо протереть нижнюю часть трости. В противном случае через некоторое время будет трудно оттереть засохшую грязь и у трости будет неопрятный вид. Необходимо помнить о том, что примерно раз в неделю надо смазывать у складной трости стыки. Для этого может быть использован технический вазелин или вазелин для рук. Наносить вазелин надо очень тонким слоем. Трость всегда будет легко складываться и раскладываться.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.149 (0.011 с.) |