Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ориентировка и мобильность незрячих в зеленых зонах отдыха

Поиск

Цель занятия — обеспечить более свободное передвижение и раскованность незрячих в местах загородного отдыха и в лесопарковой зоне города. Отдых незрячего на природе не такое уж частое мероприятие. Поэтому каждый выезд и выход на природу надо провести активно. Люди абсолютно слепые и с небольшим остатком зрения в местах отдыха (особенно в новых местах) чувствуют себя скованно, мало двигаются, боятся отойти в сторону, уединиться. Основная причина здесь — плохое знание местности.

Содержание занятия. Многие коллективы УПП, ТПО имеют свои постоянные места отдыха, к которым' уже привыкли. Поэтому незрячего, впервые собравшегося на отдых, можно познакомить с этим местом заранее. Ему можно рассказать о месте отдыха, о его особенностях, чтобы, приехав на это место, не терять время на изучение местности.

Если поездка организована в новое место, то по приезде на место необходимо рассказать о ландшафте, о характере берега реки, об опасных местах. Необходимо показать незрячему имеющиеся тропки на лугу, в лесу, по которым можно самостоятельно ходить. Незрячий должен знать расстояние от общего места расположения до реки, леса, поля, до проходящей рядом дороги. Сориентировав его по сторонам света, показать, в каком направлении находится река, лес, дорога, у которой стоит автобус и т. д.

Если место безопасное, то незрячий может самостоятельно обследовать берег реки, край леса, всю местность на расстоянии слышимости основной массы отдыхающих.

Любители живой природы могут посостязаться в определении голосов певчих птиц, луговых и лесных растений, редких цветов.

Нужно стараться хотя бы часть времени провести без трости. Ориентирами будут голоса сотрудников, гитара или баян, хорошим ориентиром может быть костер.

Совершая прогулку по лесной тропе, не обязательно держаться за товарища — идти можно на звук шагов, шелест травы. Такая прогулка доставит вам удовольствие.

Приложение

АНКЕТА

по изучению уровня готовности незрячего к обучению в кружках по ориентировке и мобильности, определению индивидуальных особенностей сохранных анализаторов и отношения незрячего к проблемам ориентировки и мобильности.

Инструктор по ориентировке и мобильности или реабилитолог должен прочитать незрячему все вопросы данной анкеты и вписать в бланк ответы ученика или подчеркнуть выбранные им ответы.

Ответы на вопросы 16, 19 заполняются непосредственно инструктором.

1. Имя, фамилия, отчество _________________________,

2. Год рождения ______________________________

3. Адрес, телефон _______________________________________

4. Группа инвалидности _________________________

5. Время потери зрения ___________________________________

6. Причина потери зрения _________________________

7. С кем в настоящее время проживаете? ______________

8. Кем работали до потери зрения? _______________________

9. Кем работаете сейчас? ______________________________

10. Острота зрения и поле зрения ____________________

11. Испытываете ли вы трудности при передвижении в темное время суток? (да, нет)

12. Мешает ли вам при передвижении вечером яркий свет, освещение от фар машин? (да, нет)

13. Мешает ли вам при передвижении яркий солнечный свет? (да, нет)

14. Видите ли вы при дневном свете край бортового камня, тротуаров? (да, нет, очень плохо)

15. Состояние осязания (читаю по Брайлю, не читаю по Брайлю)

16. Состояние вестибулярного аппарата (нарушений нет, есть отклонения от нормы, имеются нарушения)

17. Состояние обоняния (хорошее, пониженное, отсутствует)

18. Состояние слуха (нормальное, пониженный слух, тугоухость, другие дефекты слуха) ______________________________

19. Состояние осанки незрячего (удовлетворительное, имеются отклонения, неудовлетворительное)

20. Как вы оцениваете свое общее физическое состояние? (удовлетворительное, неудовлетворительное)

21. Какие у вас имеются еще дефекты и заболевания, которые мешают вам в ориентировке? _____________________________

22. Удовлетворены ли вы уровнем ориентировки в пространстве? (да, нет, затрудняюсь ответить)

.23. Какой способ передвижения для себя считаете наиболее приемлемым? (самостоятельное без трости, самостоятельное с тростью, с сопровождающим, с собакой-проводником)

24. Считаете ли вы для себя возможным обладать самостоятельным передвижением (да, нет, затрудняюсь ответить)

25. Хотели бы освоить новый способ передвижения? (да, нет, если да, то какой?) ____________________________

26. Хорошо ли вы представляете возможности передвижения с помощью собаки-проводника? (да, нет, не задумывался об этом)

27. Как вы считаете, что вам мешает самостоятельно передвигаться по городу, поселку? (чрезмерная опека со стороны близких, боязнь упасть куда-либо, боязнь движущегося транспорта, плохие подходы к УПП или ТОО, трудно отыскать остановку транспорта, не желаю сам, другие причины) _______________

28. Какова основная причина боязни самостоятельного передвижения? ______________________________________

29. Испытываете ли вы неприятные эмоции при встрече со знакомым человеком, если вы идете с тростью? (да, нет)

30. Берете ли вы с собой складную трость, если вы в большинстве случаев ориентируетесь с помощью зрения? (да, нет, очень редко)

31. На какой орган чувств вы больше всего надеетесь, ориентируясь в городе, селе? (зрение, слух, осязание) ___________

32. Испытываете ли вы сильное утомление после самостоятельного передвижения по знакомому маршруту? (да, нет)

33. Стесняетесь ли вы пользоваться тростью? (да, нет)

34. Как часто вы совершаете самостоятельный выход из дома? (ежедневно, раза два в неделю, один-два раза в месяц, не выхожу)

35. Испытываете ли вы неприятные ощущения перед тем, как идете куда-либо самостоятельно? (да, иду с удовольствием, не задумывался)

36. Хорошо ли вы знаете, где расположены кухонные принадлежности? (да, нет, не задумывался об этом)

37. Распознаете ли вы свою одежду и обувь по фасону, по виду и фактуре материала и другим признакам? (да, только некоторую, в основном с помощью других)

38. Есть ли у вас в цехе такие места, где вы испытываете трудности при самостоятельном передвижении? (укажите эти места)

39. Имеются ли у вас трудности на рабочем месте при отыскании комплектующих деталей, инструмента? (укажите какие)

40. Свободно ли вы находите свое рабочее место, если нет, то что вам мешает? ______________________________

41. Хорошо ли вы ориентируетесь в помещении ТПО? (да, нет)

42. Можете ли вы в своем цехе самостоятельно найти любое рабочее место? (да, нет, почти любое)

43. Есть ли у вас в цехе такие места, где вы часто сбиваетесь с маршрута, получаете небольшие травмы? (укажите эти места) _____________________________________

44. Имеются ли такие места в каком-либо другом помещении предприятия? (назовите их) ____________________________

45. Как вы ориентируетесь в своем дворе? (хорошо, плохо)

46. Испытываете ли вы трудности при передвижении по улице по месту проживания? (да, нет)

47. Имеются ли у вас такие места на маршруте от дома до УПП, ТПО, где вы часто сбиваетесь с пути? (укажите эти места)

48. Имеются ли такие места ТПО? (укажите их) ___

при подходах к проходной УПП,

49. Хотели бы вы подробно обследовать с инструктором те места, где вы часто сбиваетесь с маршрута? (да, нет)

50. Есть ли неудобные места для самостоятельного передвижения на территории предприятия? (укажите их) _____________

51. Есть ли такие места при подходах к зданиям на территории предприятия, при подходе к ТПО? (укажите их)________

52. Хотели бы вы подробно обследовать территорию предприятия, ТПО? (да, нет)

53. Какие ориентирующие устройства на территории предприятия необходимо установить дополнительно и в каких местах?

54. Хотели бы вы подробнее познакомиться с планировкой центра города, района? (да, нет)

55. Есть ли у вас желание изучить маршруты к некоторым объектам в центре города, района? (укажите, к каким)

56. Хотели бы вы уточнить свои представления о вокзале, автостанции с помощью макета, плана, схемы, словесного описания? (да, нет)

57. Хотели бы вы узнать подробнее о санаториях, домах отдыха ВОС? (да, нет)

58. Вы впервые поедете в санаторий, дом отдыха, на базу отдыха. Хотели бы вы предварительно познакомиться с их территорией по планам, схемам, маршрутам, словесному описанию? (да, нет)

59. Имеете ли вы представление о рельефно-графических пособиях? (да, нет, очень малое)

60. Если вы знакомы с рельефно-графическими пособиями, то пользуетесь ли вы ими при необходимости? (да, нет, очень редко)

61. Если не пользуетесь ими, то назовите основную причину_____

62. Часто ли вы прибегаете к помощи прохожих при передвижении по городу, поселку? (да, нет, иногда)

63. Часто ли вы наступаете на ноги впереди идущим, ударяетесь о какие-либо предметы, если вы идете с сопровождающим? (да, нет, иногда случается)

64. Пользуетесь ли вы тростью, когда идете с сопровождающим? (да, нет, иногда)

65. Как вы считаете, правильно ли вы пользуетесь тростью при передвижении? (да, не знаю, не задумывался об этом)

66. В каких видах городского транспорта вы плохо представляете планировку салонов? ___________________________

67. Что вы предпочитаете: стоять или сидеть при поездке в городском транспорте?____________________________

68. Какие у вас возникают трудности при пользовании метро?

69. Какая станция метро, которой вам часто приходится пользоваться, для вас является самой неудобной?____________

70. Если водитель не объявляет остановки, то как вы определяете, где вам выходить? ___________________________

71. На каком виде городского транспорта вы не любите ездить?

72. В каком случае вы испытываете больше трудностей: при входе в городской транспорт или при выходе? ________________

Примечание. Ответы на 1—9 вопросы представляют собой общие сведения о незрячем, ответы на 10—21 вопросы дают информацию о физическом состоянии незрячего, об особенностях сохранных органов чувств. Инструктор по ориентировке и мобильности из ответов на 22—35 вопросы может судить о психологическом состоянии незрячего, о его субъективном отношении к своим возможностям в ориентировке и мобильности.

Ответы на 36—72 вопросы характеризуют достигнутый незрячим уровень навыков в ориентировке и мобильности, а также цели по совершенствованию этих навыков.

ЛИТЕРАТУРА

Бюрклен П. Психология слепых. М.: Учпедгиз, 1934.

Глебов В. А. Ориентировка незрячих в пространстве. М.: ВОС, 1985.

Григутис А. Профессиональная реабилитация слепых. Вильнюс: 1981.

Кондратов А. М. Восстановление трудоспособности слепых. М.: ВОС, 1976.

Литвак А. Г. Очерки психологии слепых и слабовидящих. М.: Просвещение, 1982.

Наумов М. Н. Обучение слепых пространственной ориентировке. М.: ВОС, 1983.

Орехов Н. И. Собака-проводник слепого. М.: ВОС, 1974.

Петров Ю. И. Социальная реабилитация в территориальных организациях ВОС. М.: ВОС, 1987.

Руцкая Е. П., Капрова А. Г. Ведение домашнего хозяйства инвалидами по зрению. М.: ВОС, 1988.

Сверлов В. С. Методика обучения слепых ориентировке в пространстве. М.: Учпедгиз, 1969.

Сверлов В. С. Пространственная ориентировка слепых. М.: Учпедгиз, 1951.

Сверлов В. С. Ощущение препятствий и его роль в ориентировке слепых. М.: Учпедгиз, 1949.

Кожухаров С. Социальные аспекты обучения мобильности. Научно-практическая конференция по социальной адаптации детей со зрительными нарушениями: Доклады и рефераты. — София, 1985. — Болг.

Кооймен В. Дж. Дж. Техника передвижения с тростью. — Труды конференции по исследованию мобильности в Роттердаме. Американский фонд сле-ных.— Нью-Йорк, 1965.— Англ.

Петросян Р. Подготовка к обучению мобильности. Научно-практическая конференция по социальной адаптации детей со зрительными нарушениями: Доклады и рефераты. — София, 1985. — Болг.

Подвижность. — Лейпциг, 1976. — Рус., нем., англ., фр.

Хилл Эверетл, Пурвис Пондер. Техника ориентации и мобильности. — Нью-Йорк: Американский фонд слепых, 1976.

Юрий Иванович Петров



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.192 (0.012 с.)