Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение маршрутов к ближайшим от упп, тпо остановкам городского транспорта

Поиск

Самостоятельный переход улицы и переулка

Цель занятия — обучить незрячего самостоятельно ходить до ближайших остановок городского транспорта. Поездки на городском транспорте, как правило, связаны с переходом улиц, переулков. Поэтому ученик должен уметь не только доходить до остановки, но и переходить улицы, переулки.

Содержание занятия. Занятие лучше начать с рассмотрения упрощенной схемы микрорайона, которую инструктор может изготовить совместно с учеником. На схеме отмечаются ближайшие остановки городского транспорта всех видов. По схеме изучаются те маршруты, которые предстоит обследовать. Надо проследить путь от УПП, ТПО или жилого дома до нужной остановки и обратно. Словесное описание маршрута инструктором поможет ученику уточнить некоторые подробности, например, признаки местонахождения остановки. Инструктор должен дать краткую информацию об улицах, переулках, которые надо перейти, о ширине проезжей части, об интенсивности движения и об установленных местах перехода. Это ускорит освоение намеченных маршрутов.

Учеником подробно обследуются наиболее опасные места маршрута: заезды во дворы, места возможной парковки машин, большие выбоины и др. Инструктор должен показать ученику наиболее удобные ориентиры при подходе к остановкам транспорта, чтобы ученик точно знал месторасположение остановки. Такими ориентирами могут быть светофорные столбы, навесы от дождя, особенности поверхности тротуара, бортового камня, окончание газона, особые признаки зеленых насаждений и др.

Могут быть и звуковые ориентиры: хлопающие двери, шум вентиляторов, автоматы с газированной водой. Определить место остановки могут помочь обонятельные ощущения: запахи булочной, табачного киоска, столовой и др.

Иногда на маршруте к остановке направляющие прерываются или отсутствуют вовсе. В таких ситуациях ученика необходимо научить сохранять желаемое направление.

Такие направляющие, как стены домов, заборы, бордюрные камни газонов, могут прерываться въездами в гаражи, садовыми аллеями, заездами во дворы и т. д. (рис. 1). Начинающие самостоятельно передвигаться склонны заворачивать на эти дорожки и сбиваться с маршрута.

Если незрячий идет по улице, ориентируясь по направляющей справа, и через некоторое время перестает ее ощущать, то он должен сохранять свое первоначальное направление еще 5—7 шагов. Если направляющая появится снова, значит, он идет верно. Если же незрячий не ощущает направляющей, то он должен скорректировать свое движение. Инструктор должен заранее сообщать ученику о характере прерывистых направляющих.

На пути может встретиться и переулок. Это можно определить по поперечному бортовому камню переулка.

В некоторых случаях незрячему придется ходить и без направляющих. Тренировку такого передвижения проводят на широком тротуаре, тихой улице. Обучаемого нужно поставить на середину дороги и сориентировать его в нужном направлении. Первые шаги незрячий делает вместе с инструктором. Затем он продолжает путь самостоятельно. Для ориентации он может использовать отраженный звук от своих шагов и трости, а также информацию о поверхности дороги. Поддерживать правильное направление на тротуаре можно с помощью издаваемых пешеходами, транспортом звуков.

Ориентируясь на пешеходов, идущих впереди или сбоку, обучаемый может сохранить верное направление движения.

Сложнее сохранять прямолинейное движение, идя вдоль прерывистых, уступообразных или движущихся направляющих. Бывает, что вдоль линии бортового камня улицы встречается много препятствий — деревьев, фонарных столбов, дорожных знаков. Поэтому необходимо тренироваться в ходьбе и в таких условиях.

Первые шаги ученик делает с инструктором. Если обучаемый отклоняется вправо, его трость касается направляющей и он может следовать вдоль нее. Если направляющая исчезает, затем вновь появляется, он восстанавливает правильное направление движения. Если же он наталкивается на направляющую впереди себя (рис. 2), то он должен поддерживать контакт с направляющей, идя влево. Дойдя до угла, необходимо повернуть направо, чтобы продолжить путь в правильном направлении.

Возможны отклонения и в левую сторону. Такое отклонение легко замечается тростью по краю бортового камня. Его можно скорректировать, сделав несколько шагов вправо, и снова направить движение в нужном направлении.

Освоив передвижение по различным направляющим, можно приступить к освоению перехода улиц и переулков.

Прежде чем перейти улицу, незрячий должен сориентироваться в обстановке: остановиться, повернуться спиной к направляющей и подойти к бортовому камню тротуара, держа трость наклонно впереди себя. На край бортового камня лучше не вставать, оставаясь в полушаге от него. Незрячий должен вытянуть руку и трость вперед, оставляя наконечник трости опущенным к земле. Теперь нужно выбрать момент перехода. Незрячий вслушивается в звуки справа и слева, чтобы определить, не приближается ли транспорт. Затем его рука с тростью поднимается в горизонтальное положение (рис. 3). Подождав после этого 5—6 секунд и определив, что не слышно приближающегося транспорта, он должен пересечь улицу напрямую, держа трость в горизонтальном положении. На середине дороги трость можно опустить в обычное положение. Но рука и трость образуют прямую линию. Таким образом он легко обнаружит бортовой камень на противоположной стороне улицы. Достигнув противоположного тротуара, незрячий снова должен найти направляющую и идти по ней в нужном направлении.

Во время перехода дороги не нужно останавливаться и возвращаться обратно. Незрячий должен идти спокойно, без спешки, но решительно, глядя прямо перед собой, пока не достигнет противоположной стороны. При переходе улицы он не должен глядеть ни направо, ни налево. Если он будет поворачивать лицо к источнику транспортного шума, то водитель может подумать, что перед ним зрячий человек, который хочет его пропустить. Это может привести к аварийной ситуации.

Если обучаемый на своем маршруте проходит целый ряд боковых улиц (переулков), то следует использовать способ, описанный выше. Но с целью большей безопасности он должен свернуть на боковую улицу примерно на 10—15 м, а потом уже ее переходить (рис. 4). Такой способ обязателен для начинающего, так как водитель имеет достаточно времени на реакцию. На противоположной стороне улицы незрячий идет такое же расстояние в обратном направлении. Затем заворачивает за угол и продолжает идти в нужном ему направлении.

Опытные в самостоятельном передвижении незрячие могут переходить тихие боковые улицы иначе. Незрячий подходит к бортовому камню, вытягивает руку с тростью вперед и пересекает улицу по прямой линии, несколько отклоняясь вправо (рис. 5). Переход улиц и переулков, не имеющих прямого угла, также необходимо отработать (рис. 6).

Изучение и отработка маршрутов до близлежащих УПП, ТПО, учреждений, организаций и других объектов

Цель занятия — расширение зоны самостоятельного передвижения незрячего вблизи УПП и места проживания. Для этого необходимо выбрать 2—3 объекта по желанию ученика и изучить до них маршруты. Иногда аптеки, универмаги, сберегательные банки, пункты бытового обслуживания расположены в соседних кварталах или микрорайонах города. Поэтому путь до них связан с переходом улиц и переулков. Занятие предполагает выбор наиболее удобных маршрутов до указанных объектов.

Содержание занятия. Способным ученикам можно порекомендовать тот или иной маршрут освоить самостоятельно. Но их предварительно необходимо познакомить с маршрутом, дать подробное словесное описание переходов через улицы и переулки, обратить внимание на наиболее удобные ориентиры, имеющиеся на подходах к объектам. Незрячие, которые пока недостаточно хорошо овладели навыками самостоятельной ориентировки в пространстве, должны освоить нужные им маршруты с помощью инструктора.

В задачу инструктора не должно входить описание обучаемому каждой ситуации, в которой он может оказаться на практике, да это и невозможно. Инструктор должен предупредить ученика о наиболее опасных местах. Ниже разбираются маршруты, степень сложности которых возрастает от одного к другому.

Следует обратить внимание на то, что не всегда целесообразно использовать наиболее короткий и прямой маршрут, поскольку главным соображением является обеспечение безопасности. Незрячему необходимо придерживаться принципа: лучше дальше, но безопаснее. Выбор того или иного маршрута в приведенных ниже ситуациях всецело зависит от конкретных условий данного города, поселка, а также от индивидуальных особенностей самого незрячего.

Ситуация 1 (рис. 7). Пешеход находится на тротуаре с правой стороны улицы А и хочет перейти к нужному ему объекту на улице Б. Он пересекает улицу А и идет по тротуару с левой стороны. Затем замечает боковую улицу Б, так как направляющая слева кончилась. Он обходит угол улицы Б, переходит ее и идет по се правой стороне до цели (маршрут 1). Этим маршрутом пользуются, если улицы малолюдные и тротуары достаточно широки. Если же улицы переполнены народом и тротуары узкие, то в этом случае лучше идти вначале по правой стороне улицы А (маршрут 2) до тех пор, пока не пройдешь улицу Б. Затем перейти улицу А, пройти назад по тротуару с правой стороны и повернуть за угол направо — на улицу Б.

В данном варианте обучаемый постоянно придерживается правой стороны и только один раз переходит дорогу. Таким образом, маршрут 2 немного длиннее маршрута 1, зато безопаснее.

Ситуация 2 (рис. 8). Обучаемый находится на правой стороне улицы А. Ему нужен объект, расположенный на правой стороне улицы С. Он может дойти до объекта двумя путями, но должен выбрать лучший, исходя из конкретной ситуации.

Обучаемый идет по правой стороне улицы А и переходит на улицу Б, сворачивает за угол на улицу С, на которой расположен объект.

Если обучаемый выбирает маршрут 2, то он сразу переходит улицу А и идет по левой стороне. Затем поворачивает налево, переходит улицу С и, пройдя по ней 20—30 м, достигает места назначения.

При этом маршруте обучаемый идет по левой стороне и пересекает улицы дважды.

Ситуация 3 (рис. 9). Это четырехсторонний перекресток. Маршруты 1 и 2 имеют равную протяженность и два перехода улиц. Используя маршрут 1, обучаемый идет по правой стороне, а используя маршрут 2 — по левой стороне.

Предпочтительность маршрута зависит здесь от ряда обстоятельств, например от наличия ремонтных работ, многочисленных препятствий, плохого состояния направляющих и др.

Ситуация 4 (рис. 10). Если на площади сходится много боковых улиц, выбрать маршрут — дело непростое. В таких ситуациях играют роль многие факторы, и обучаемый должен их знать для того, чтобы сделать правильный выбор. Переход площади напрямую в большинстве случаев невозможен. Переходить такие места следует на светофор и по переходам типа «зебра» (рис. 11). В ряде случаев и ими трудно воспользоваться на площадях, поэтому надо чаще обращаться за помощью к прохожим.

Если при переходе улицы, площади незрячий чувствует себя неуверенно, то ему нежелательно это делать самостоятельно. Помощь, как правило, предлагают незрячему сами пешеходы, если он стоит у бортового камня с вытянутой вперед тростью. Не следует отказываться от помощи, если даже вы чувствуете себя уверенно. Люди могут не помочь другому незрячему, если такая помощь будет часто отвергаться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.252.194 (0.011 с.)