Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Блок. Ориентировка на листе бумаги.↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Покажи, что нарисовано в левом верхнем углу? Покажи, что нарисовано в правом нижнем углу? Покажи, что нарисовано в правом верхнем углу? Скажи, в каком углу нарисована белка? Покажи след от левой ноги. 6Поставь над крестиком точку (ребенку дается лист бумаги, расчерченный на 9 квадратов, в центре стоит крестик). Нарисуй слева от крестика кружок. Нарисуй справа от точки треугольник. Под кружком проведи волнистую черту. 6 баллов - правильный ответ с первой попытки; 4 баллов - правильный ответ со второй попытки (самокоррекция); 2 балла - правильный ответ с третьей попытки (со стимулирующей помощью); Вот какие я получила результаты при проведении диагностирующих методик. 1 блок Ориентировка в "схеме собственного тела".
1 группа детей – Дети с умеренной умственной отсталостью. Люба Д. – имеет средний уровень ориентировки в своем собственном теле так как, отвечала на мои вопросы сама, успешно пользовалась подсказками экспериментатора. Общее количество баллов – 40 б. Игорь Л – показал высокий уровень, сам отвечал на мои вопросы и выполнял задания, себя поправлял иногда, не пользовался моими подсказами. Общее количество баллов – 54 б. Лена Л – показала самый низкий результат, так как постоянно отвечала с моих подсказок. Общее количество баллов – 30 б. Аня Т. – показала средний результат, так как при ответе на мои вопросы постоянно сама себя поправляла, и немного пользовались помощью экспериментатора при ответах Общее количество баллов – 42 б. Юра М.– показал тоже высокие результаты, сам отвечали, на мои вопросы не пользовался подсказками. Общее количество баллов – 54 б. 2 группа – Дети с нормальным развитием Данил К. – показал высокий результат, так как сам отвечал на вопросы с первого раза, иногда сам себя поправлял, помощью экспериментатора не пользовался. Общее количество баллов – 62 б. Коля К. – показал высокий уровень, сам отвечал на все вопросы с первого раза, иногда себя поправлял, моей помощью не пользовался. Общее количество баллов – 66 б. Арина Д. – показала высокий уровень, отвечала на вопросы сама без ошибок, помощью экспериментатора не пользовалась, сама себя поправляла 1-2 раза. Общее количество баллов 64 б. Света М. - показала высокий результат, так как сам отвечал на вопросы с первого раза, иногда сама себя поправлял, помощью экспериментатора не пользовалась. Общее количество баллов – 62 б. Маша Н. - показала высокий результат, так как сама отвечала на вопросы с первого раза, иногда сама себя поправляла, помощью экспериментатора не пользовалась. Общее количество баллов – 58 б 2 блок Ориентировка в "схеме тела" человека стоящего напротив.
1 группа детей – Дети с умеренной умственной отсталостью. Люба Д. – имеет средний уровень ориентировки, отвечала на мои вопросы сама, часто пользовалась подсказками экспериментатора. Общее количество баллов – 52 б. Игорь Л – показал высокий уровень, сам отвечал на мои вопросы и выполнял задания, себя поправлял иногда, не пользовался подсказами экспериментатора. Общее количество баллов – 50 б. Лена Л – показала средний результат, так как постоянно отвечала с помощью экспериментатора. Общее количество баллов – 46 б. Аня Т. – показала средний результат, так как при ответе на мои вопросы постоянно сама себя поправляла, и немного пользовались помощью экспериментатора при ответах Общее количество баллов – 46 б. Юра М. – показал тоже высокие результаты, сам отвечал на мои вопросы, не пользовался подсказками экспериментатора. Общее количество баллов – 50 б. 2 группа – Дети с нормальным развитием Данил К. – показал высокий результат, так как сам отвечал на вопросы с первого раза, иногда сам себя поправлял, помощью экспериментатора не пользовался. Общее количество баллов – 50 б. Коля К. – показал высокий уровень, сам отвечал на все вопросы с первого раза, иногда себя поправлял, помощью экспериментатора не пользовался. Общее количество баллов – 54 б. Арина Д. – показала высокий уровень, отвечала на вопросы сама без ошибок, помощью экспериментатора не пользовалась, сама себя поправляла 1-2 раза. Общее количество баллов 54 б. Света М. - показала высокий результат, так как сама отвечала на вопросы с первого раза, иногда сам себя поправлял, помощью экспериментатора не пользовалась. Общее количество баллов – 52 б. Маша Н. - показала высокий результат, так как сама отвечал на вопросы с первого раза, иногда сама себя поправляла, помощью не пользовалась. Общее количество баллов –50 б 3 блок Понимание предлогов по картинке
1 группа детей – Дети с умеренной умственной отсталостью. Люба Д. – имеет низкий уровень, редко отвечала сама, часто пользовалась подсказками. Общее количество баллов – 34 б. Игорь Л – показал средний уровень, сам отвечал на мои вопросы и выполнял задания, себя поправлял часто, не пользовался подсказами. Общее количество баллов – 44 б. Лена Л – показала низкий результат, так как постоянно отвечала с помощью подсказок. Общее количество баллов – 30 б. Аня Т. – показала средний результат, так как при ответе на мои вопросы постоянно сама себя поправляла, и немного пользовались помощью экспериментатора при ответах Общее количество баллов – 46 б. Юра М. – показал тоже средние результаты, сам отвечали, на мои вопросы не пользовался подсказками. Общее количество баллов – 48 б. 2 группа – Дети с нормальным развитием Данил К. – показал высокий результат, так как сам отвечал на вопросы с первого раза, иногда сам себя поправлял, помощью экспериментатора не пользовался. Общее количество баллов – 54 б. Коля К. – показал высокий уровень, сам отвечал на все вопросы с первого раза, иногда себя поправлял, помощью экспериментатора не пользовался. Общее количество баллов – 52 б. Арина Д. – показала высокий уровень, отвечала на вопросы сама без ошибок, помощью экспериментатора не пользовалась, сама себя поправляла 1-2 раза. Общее количество баллов 54 б. Света М. - показала высокий результат, так как сам отвечал на вопросы с первого раза, иногда сам себя поправлял, помощью экспериментатора не пользовался. Общее количество баллов – 50 б. Маша Н. - показал высокий результат, так как сама отвечал на вопросы с первого раза, иногда сама себя поправляла, помощью экспериментатора не пользовалась. Общее количество баллов – 50 б 4 блок Ориентировка на листе бумаги
1 группа детей – Дети с умеренной умственной отсталостью. Люба Д. – имеет низкий уровень, редко отвечала сама, часто пользовалась подсказками экспериментатора. Общее количество баллов – 30 б. Игорь Л – показал средний уровень, сам отвечал на мои вопросы и выполнял задания, себя поправлял часто, не пользовался подсказами. Общее количество баллов – 40 б. Лена Л – показала низкий результат, так как постоянно отвечала с помощью подсказок экспериментатора. Общее количество баллов – 34 б. Аня Т. – показала высокий результат, отвечала на большую часть вопросов сама. При ответе на мои вопросы постоянно сама себя поправляла, и немного пользовались подсказками при ответах Общее количество баллов – 50 б. Юра М. – показал тоже средние результаты, сам отвечал, на мои вопросы не пользовался подсказками. Общее количество баллов – 48 б. 2 группа – Дети с нормальным развитием Данил К. – показал средний результат, так как сам отвечал на вопросы с первого раза, иногда сам себя поправлял, помощью не пользовался. Общее количество баллов – 48 б. Коля К. – показал высокий уровень, сам отвечал на все вопросы с первого раза, иногда себя поправлял, помощью не пользовался. Общее количество баллов – 50 б. Арина Д. – показала высокий уровень, отвечала на вопросы сама без ошибок, помощью экспериментатора не пользовалась, сама себя поправляла 1-2 раза. Общее количество баллов 52 б. Света М. - показала высокий результат, так как сам отвечал на вопросы с первого раза, иногда сам себя поправлял, помощью экспериментатора не пользовался. Общее количество баллов – 50 б. Маша Н. - показала высокий результат, так как сама отвечала на вопросы с первого раза, иногда сама себя поправляла, помощью экспериментатора не пользовалась. Общее количество баллов – 52 б
2.3. Анализ ошибок допускаемых учащимися 1 класса в ходе формирования пространственных представлений. В ходе констатирующего эксперимента по методике Семаго было обследовано две группы детей. 1 группа – дети с умеренной умственной отсталостью, и 2 группа - дети с нормальным развитием. В каждой группе было по 5 детей 2 мальчика и 3 девочки, в возрасте от 6-8 лет. Подробные баллы, полученные детьми за каждое задание всех блоков методики, представлены в протоколах обследования. Приложение 1 Анализ результатов уровня сформированности пространственных представлений у младших школьников показал: 1 блок Ориентировка в собственном теле (правая, левая). Правильно ориентироваться в правом и левом у себя могут лишь 50% из 1 группы, и 100% из 2 группы. В 1 группе – Отвечали самостоятельно, но искали дополнительные ориентиры. Трудности возникали при самостоятельном употреблении слов, отражающих пространственные представления, но им чаще приходиться оказывать стимулирующую помощь. Во 2 группе - Дети понимают пространственные характеристики без самостоятельного называния, уверенно оперируют понятиями "левая", "правая". Ответы точные, автоматизированные. Лишь в единичных случаях требовалась помощь взрослого. Самыми сложными заданием для детей оказались восьмое: "Левую руку подними вверх, а правую вытяни в сторону" - выполняя их дети, беззвучно артикулировали, пытаясь удержать в памяти инструкцию; и двенадцатое: "Встань и повернись к окну. Скажи, в какую сторону ты повернулся?" - дети, у которых не сформированы ориентировки в собственном теле отвечали: "К окну". 2 блок. Ориентировка в схеме человека стоящего напротив При обследовании умения ориентироваться в "схеме тела" человека, стоящего напротив, выяснилось, чтопрактически все дети в обеих группах уровень 50 %. У детей 1 группы были правильные ответы, но они были не точны и порой спутаны, но дети сами исправляли себя. Во 2 группе – дети безошибочно сориентировались в частях тела человека напротив, были ошибки, но дети сами себя поправляли, ответы были точные и систематизированы. 3 блок Понимание предлогов по картинке Анализ выполнения заданий третьего блока методики показало, что у 1 группы 25%, а у второй группы 50%, так как в 1 группе дети - понимая конструкции, выражающие пространственное расположение предметов относительно друг друга, испытывают затруднения при вербальном определении местоположения предметов. Затруднения касаются в основном конструкций, выраженных предлогами "перед", "из-за", "от", "к", "из-под". Характерной ошибкой является попытка выразить пространственное расположение предлогом "на", об этом свидетельствует ответы: на траве, вместо: под деревом, перед деревом, на небе вместо над деревом. Дети 2 группы – не испытывали особых затруднений при понимании пространственного расположения предметов, безошибочно называли слова с предлогами, иногда помогала ориентиром. 4 блок Ориентировка на листе бумаги Анализ данных показал, что у 1 группы уровень ориентировки 25%, а во второй группе уровень 100%, так как в 1 группе дети – называя месторасположение предмета, путались в ориентире на листе бумаги, пытались угадать месторасположение, использовали мои подсказки. Во 2 группе – дети правильно назвали расположение предметов, точно отвечали на мои вопросы, не путались, сами себя поправляли редко. Таблица 2 Сравнительный анализ двух групп.
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ Результаты исследования показали, что формирование пространственных представлений у детей с нарушением интеллекта находится на низком уровне. У нормально развивающихся детей навык ориентировке в пространстве уже к 1 классу сформирован на высоком уровне. Для учащихся 1 класса коррекционной школы VIII вида характерны ошибки, которые выражаются в путанице (право, лево, внизу, вверху), а также ориентировке на листе бумаги. Таким образом, результаты констатирующего эксперимента показали, что навык ориентировки в пространстве носит у детей с умеренной умственной отсталостью своеобразный характер и нуждается в специальном обучении на улучшение навыков ориентировки в пространстве.
Глава 3 Условия успешного формирования у детей 1 класса, пространственных представлений
3.1. Практические упражнения для формирования пространственных представлений Для успешного формирования у детей 1 класса пространственных представлений необходимо подбирать специальные упражнения на развитие навыков ориентировки в пространстве. В констатирующем эксперименте я проводила диагностику для определения уровня навыков ориентировки в пространстве и получила такие данные, что у детей с умеренной умственной отсталостью уровень ниже, чем у детей с нормальным развитием. И поэтому я подобрала серию упражнений для детей с умеренной умственной отсталостью [36] Мы постараемся помочь ребенку улучшить навыки ориентировки в пространстве по тем критериям, результаты которых ниже среднего уровня, при помощи этих упражнений и повысить навыки у детей, имеющих средний уровень. Вот эти упражнения: 1. Упражнение «Лабиринты» Цели: развитие умения самостоятельного употребления слов, обозначающих расположение в пространстве, формирование умения работать в паре. Используемые материалы: напечатанные на листе бумаги лабиринты по количеству участников, изображение лабиринта на большом листе бумаги формата А4 или А3 Ведущий: «Сейчас мы будем проходить лабиринты. Для этого вы должны объединиться в пары и определить, кто будет первым закрывать глаза и карандашом прочерчивать путь, а кто будет ему помогать в этом, смотря на сам лабиринт и сообщая товарищу с помощью слов «влево», «вправо», «вверх», «вниз» и т. д. правильный путь». После того, как все пары выполнят задание, ведущий предлагает детям поменять ролями в паре и, теперь, наоборот, от центра лабиринта найти выход за его пределы. Перед выполнением упражнения ведущий может предложить ребятам потренироваться на доске, на которую вывешивается большое изображение лабиринта. 2 Упражнение «Разноцветные клеточки» Цели: развитие пространственных представлений о расположении объектов по вертикальной оси, развитие умения самостоятельного употребления слов, обозначающих расположение в пространстве. Используемые материалы: поля из клеток на отдельных листах бумаги по количеству учащихся. Каждому участнику выдается лист бумаги с полем из клеток. Ведущий же по заранее приготовленному им полю диктует, используя слова, обозначающие пространственное расположение объектов, какие клеточки каким цветом закрасить. После выполнения задания дети также могут выступить в роли ведущего, отметив на своём поле по 1-2 клеточки и описав их местоположение другим участникам. Например: «Клетку в верхнем левом углу закрасьте фиолетовым карандашом, отсчитайте от неё две клетки влево и третью клетку закрасьте зелёным цветом. Отступите от зелёной клетки вниз одну клетку и вторую закрасьте жёлтым карандашом». 3. Упражнение «Самый внимательный» Цели: развитие умения использования предлогов и слов, обозначающих расположение предметов в пространстве, развитие памяти и внимания. Ведущий: А теперь мы проверим, кто у нас внимательный. Выбирается по желанию один ребёнок, который выходит в центр комнаты. Ему даётся задание внимательно оглядеться вокруг, постараться запомнить предметы, находящиеся в комнате. Затем ребёнок закрывает глаза, а другие участники занятия задают ему вопросы о предметах, которые находятся относительно него позади, спереди, справа, слева. Например: «Сколько стульев стоит справа от тебя?», «Есть ли позади тебя синяя парта?». Важным моментом в этом упражнении является то, что ребёнок получает навык правильного обозначения местоположения предмета относительно не себя, а других объектов пространства. Кроме методики Семаго я использовала дидактические упражнения из книги «Дидактические игры и упражнения по математике» М.Н. Перовой [26, с. 100]
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.204 (0.01 с.) |