Упражнение «сделай так как Я скажу» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнение «сделай так как Я скажу»



Цель: Закрепление пространственных представлений учащихся, знания о геометрических фигурах, зрительные и слуховые ощущения совершенствуются.

Материал: конверты с набором геометрических фигур и лист бумаги. У учителя такой же набор но большего размера.

Содержание: Учитель предлагает детям положить перед собой чистый лист бумаги и приготовиться к игре. Круг (учитель его показывает) надо положить в середину. Слева от круга – треугольник, справа – квадрат, вверху – круг, внизу – прямоугольник. Выигрывает тот, кто правильно разложит фигуры.

3.2. Формирование пространственных представлений на уроках математики

Обучающий эксперимент проводился в г. Екатеринбурге, в С(К)ОУ VIII вида в 1 (а) классе. В период март – апрель (во время практики), в 2015 году.

Формирование у детей с умеренной умственной отсталостью субъективных ощущений пространства и пространственных представлений.

Всего детей было 5 человек, в основном это те же дети с которыми я проводила диагностику. Все подобранные упражнения я проводила с детьми индивидуально, многие из них были проведены на уроках математики как повторение геометрического материала. Результаты каждого упражнения оценивались по такой системе:

6 баллов – все сам сделал.

4 балла – с помощью экспериментатора

2 балла – не смог(ла) сделать

1. Упражнение «Лабиринты»

При проведении первого упражнения я использовала форму рисования, чтобы детям было интересно, тем самым привлекала их внимание. Дети выполняя упражнение «Лабиринты» четко следовали моим словесным инструкциям (вверх, вниз, вправо, влево), развивали мелкую моторику, учились ориентироваться по голосу и вести линии в нужном направлении на листе бумаги кто-то сам, кто-то переспрашивал. Сами работы можно увидеть в (см. Приложение 2)

2. Упражнение «Разноцветные клеточки»

При проведении этого упражнения я так же использовала форму рисования, привлекая внимание детей. Дети, выполняя это упражнение, не только развивали мелкую моторику, но и закрепляли материал (одну - две клеточки вниз, а также закрепляли цвета). Результат можно увидеть (см. Приложение 2)

3.Упражнение «Самый внимательный»

Суть этого упражнения была в том, чтобы дети развивали память посредством рассмотрения предметов (перед собой, за тобой, справа, слева) Они запоминали расположения и закрытыми глазами должны были ответить на мои вопросы. Могу сказать, что практически все справились кроме одной девочки, она вообще ничего сказать не могла, что говорит о том, что процессы памяти развиты плохо. Результаты можно увидеть в таблице (см. Приложение 2)

4. Упражнение «Сделай так как я скажу», Эти упражнения я проводила на уроках математики как закрепление геометрического материала. Могу сказать что детям было интересно, они без ошибок выполнили нужное задание и даже смогли назвать фигуры и показать их различие на бумаге и доске. Результат этого упражнения (см. Приложение 2) [26, с.100]

3.3. Анализ результатов обучающего эксперимента по формированию пространственных представлений у учащихся 1 класса

Целью обучающего эксперимента было повысить у детей уровень ориентировки в пространстве. Проанализировав, результаты обучающего эксперимента, мы получили такие данные:

Таблица 3

Итоговая таблица обучающего эксперимента.

Дети Баллы % Уровень
Юра М   100% высокий
Аня Т   50% средний
Люба Д   25% низкий
Лена Л   25% низкий
Игорь Т   50% средний

 

После обучающих упражнений результаты, которых мы привели в таблице 3, был осуществлен контрольный этап. Эксперимент заключался в повторной диагностике детей с умеренной умственной отсталостью, для того чтобы выявить есть ли изменения после проведения упражнений по сравнению с нормально развивающимися детьми, результаты можно увидеть ниже. (см. Приложение 3)

1 блок Ориентировка в "схеме собственного тела".

Дети с умеренной умственной отсталостью
Имена детей Баллы Уровни
Люба Д.   низкий
Игорь Л.   высокий
Лена Л.   средний
Аня Т.   высокий
Юра М.   высокий

 

Люба Д. – показала низкий уровень ориентировки в своем собственном теле так как, не могла ответить даже с помощью подсказок экспериментатора, не понимала, что ее просят сделать. Общее количество баллов – 34 б. Игорь Л. – показал высокий уровень, сам отвечал на мои вопросы и выполнял задания, себя поправлял иногда, не пользовался подсказами. Общее количество баллов – 54 б. Лена Л. – повысила свой результат до среднего уровня, тем, что понимала, что от нее требовалось, использовала подсказки экспериментатора. Общее количество баллов – 40 б. Аня Т. – показала средний результат, так как при ответе на мои вопросы постоянно сама себя поправляла, но уже без помощи, ориентировалась на своем теле. Общее количество баллов – 52 б. Юра М. – показал такие же высокие результаты, сам отвечали, на вопросы не пользовался подсказками. Общее количество баллов – 54 б.

2 блок Ориентировка в "схеме тела" человека стоящего напротив.

Дети с умеренной умственной отсталостью
Имена детей баллы уровень
Люба Д.   средний
Игорь Л   высокий
Лена Л   средний
Аня Т.   высокий
Юра М.   высокий

 

Люба Д. – имеет средний уровень ориентировки, отвечала на мои вопросы сама, часто пользовалась подсказками экспериментатора. Общее количество баллов – 40 б. Игорь Л. – показал высокий уровень, сам отвечал на мои вопросы и выполнял задания, себя поправлял иногда, не пользовался подсказами. Общее количество баллов – 50 б. Лена Л. – показала средний результат, так как постоянно отвечала с помощью подсказок. Общее количество баллов – 48 б. Аня Т. – показала средний результат, так как при ответе на мои вопросы постоянно сама себя поправляла, и немного пользовались помощью экспериментатора при ответах. Общее количество баллов – 52 б. Юра М. – показал тоже высокие результаты, сам отвечали, на мои вопросы не пользовался подсказками. Общее количество баллов – 54 б.

3 блок Понимание предлогов по картинке

Дети с умеренной умственной отсталостью
Имена детей Баллы Уровень
Люба Д.   средний
Игорь Л.   высокий
Лена Л.   средний
Аня Т.   средний
Юра М.   средний

 

Люба Д. – показала средний уровень, отвечала при помощи подсказок экспериментатора, переспрашивала так или нет. Общее количество баллов – 48 б. Игорь Л. – показал высокий уровень, сам отвечал на вопросы экспериментатора и выполнял задания, себя не поправлял, не пользовался подсказами. Общее количество баллов – 52 б. Лена Л. – повысила результат до среднего уровня, так как постоянно отвечала при помощи подсказок, но старалась сама думать. Общее количество баллов – 40 б. Аня Т. – показала высокий результат, так как при ответе на вопросы постоянно сама себя поправляла, не пользовалась подсказками экспериментатора. Общее количество баллов – 40 б. Юра М. – показал высокий результат, сам отвечали, на вопросы не пользовался подсказками. Общее количество баллов 40 б.

4 Блок Ориентировка на листе бумаги

Дети с умеренной умственной отсталостью
Имена детей Баллы Уровень
Люба Д.   низкий
Игорь Л   средний
Лена Л   низкий
Аня Т.   высокий
Юра М.   средний

 

Люба Д. – имеет низкий уровень, редко отвечала сама, часто пользовалась подсказками экспериментатора. Общее количество баллов – 30 б. Игорь Л. – показал средний уровень, сам отвечал на вопросы экспериментатора и выполнял задания, себя поправлял часто, не пользовался подсказами. Общее количество баллов – 45 б. Лена Л. – показала низкий результат, так как постоянно отвечала с помощью подсказок. Общее количество баллов – 30 б. Аня Т. – показала высокий результат, отвечала на большую часть вопросов сама. При ответе на вопросы экспериментатора постоянно сама себя поправляла, и немного пользовалась подсказками экспериментатора при ответах. Общее количество баллов – 50 б. Юра М. – показал тоже средние результаты, сам отвечали, на вопросы экспериментатора не пользовался подсказками. Общее количество баллов – 48 б.

Анализ повторной диагностики уровня сформированости пространственных представлений после проведения обучающих упражнений, младших школьников показал:

1 блок Ориентировка в собственном теле (правая, левая)

По данным приведенным выше видно, что уровень у детей младших классов коррекционной школы при повторной диагностике уровень повысился. У Любы Д. – уровень из среднего стал низким. Игорь Л., Юра М. – уровень так и остался высоким. Лена Л. – уровень повысился с низкого на средний. Аня Т. – так и осталась на среднем уровне. В итоге можно сказать, что уровень повысился на 50%.

2 блок. Ориентировка в схеме человека стоящего напротив

Люба Д. Лена Л. – так и остался средний уровень. Игорь Л., Аня Т., Юра М. – уровень так и остался высоким. В итоге можно сказать, что уровень так и остался 50%.

3 блок Понимание предлогов по картинке

Люба Д. – подняла свой уровень до среднего. Игорь Л. – повысил свой уровень со среднего, на высокий. Лена Л. – перешла с низкого уровня, на средний. Аня Т., Юра М. – повысили свой показатель со среднего на высокий. В итоге можно сказать, что уровень повысился до 50%.

4 блок Ориентировка на листе бумаги

Люба Д. Лена Л. – так и остались на низком уровне. У Игоря Л., Юры М. – уровень так и остался средним. Аня Т. – показала так же высокий уровень. В итоге можно сказать, что уровень так и остался 25 %.

Таблица 4

Результаты контрольного эксперимента

Задания Учащиеся 1 класса С (К) ОУ VIII  
Кол-во %
1 блок    
2 блок    
3 блок    
4 блок    

 

 

ВЫВОД ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

Проанализировав результаты обучающего эксперимента и проведя повторный контрольный с детьми младших классов С(К)ОУ VIII вида можно сказать, что упражнения, которые были подобраны, смогли улучшить у детей ориентировку в собственном теле, в чужом теле, они лучше стали называть предлоги, и точнее стали определять и ориентироваться при выкладывании материала на листе бумаги. Результаты исследования показали, что произошло улучшение уровня развития у младших школьников пространственных представлений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий, развернуто. Затруднения при формировании представлений о пространственных отношениях предметов объясняются недоразвитием процессов пространственного анализа и синтеза, неумением устанавливать причинно-следственные отношения и отражать их в речи. Нарушения в понимании категорий пространства у детей с умеренной умственной отсталостью так же вероятно вызвано нарушениями в формировании сложной функциональной системы, отражающей пространство.

Мы считаем, что смогли реализовать все задачи поставленные в моей работе. Так как мы не только изучали общепедагогическую и специальную литературу, но и с ее помощью смогли проанализировать пространственные представления у детей младшего школьного возраста не только с нормальным развитием, но и детей с нарушением интеллекта. Так же мы подбирали комплекс методик для исследования пространственных представлений у детей. Кроме выше перечисленного мы провели сравнительное экспериментальное исследование уровня сформированности пространственных представлений детей с нарушением интеллекта и учащихся с нормальным развитием.

Коррекционная работа была направлена на формирование у детей с умеренной умственной отсталостью младшего школьного возраста пространственных представлений (о направлениях пространства, пространственных отношениях, о временных единицах). Она осуществлялась в игре и в процессе активного наблюдения за предметами и явлениями, в процессе которых дети учились выделять пространственные признаки, подвергать их анализу, обобщать их, обозначать словами.

При обучении организовывались наблюдения детей за предметами и явлениями, в процессе которых дети учились выделять пространственные признаки.

В результате проведенных занятий у детей с умеренной умственной отсталостью значительно улучшилась пространственная ориентировка: дети проявляют умение не только ориентироваться в правом и левом у себя и у собеседника, определять направления по словесной инструкции, но и запоминать предлоги и воспроизводить их в речи, ориентироваться в расположении на листе бумаги.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1) Ананьев Б. Г. Особенности восприятия пространства у детей. / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, 1964. – 302 с.

2) Ананьев Б.Г. Системный механизм восприятия пространства и парная работа полушарий головного мозга. // Проблемы восприятия пространства и пространственных представлений. Под ред. Ломова Б.Ф. М.: «Известия АПН РСФСР», 1961г. -200с.

3) Венгер, Л. А. Восприятие и обучение. / Л. А. Венгер – М.: Изд-во МГУ, 1973. – 365 с.

4) Венгер Л.А. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. докт. пед. наук. М., 1968г., 19с.

5) Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста: сб.статей / под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Дьяченко. – М.: Наука, 1985. – 144 с.

6) Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.

7) Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии. / Л. С. Выготский – М, 1985. – 355 с.

8) Гончарова М.А. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления / М.А. Гончарова. - М. "Антал" 1995, 136 с.

9) Елецкая О.В. Горбачева Н.Ю. Развитие и уточнение пространственно - временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь. М.: Школьная Пресса, 2003.

10) Забрамная С. Д.. Развивающие занятия с детьми: Материалы для самостоятельной работы студентов по курсу «Психолого – педагогическая диагностика и консультирование». / С. Д. Забрамная, Ю. А. Костенкова – М.: В.Секачёв, 2001. – 80 с.

11) Запорожец, А. В. Развитие восприятия и деятельность /А. В. Запорожец // Вопросы психологии. – 1967. - № 1 – С. 11-17.

12) Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969, 120 с.

13) Иншакова О.Б. Колесникова А.М. Пространственно-временные представления: обследование и формирование у школьников с экспрессивной алалией. Учебно-методическое пособие. М.: В. Секачев, 2006.

14) Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: пособие для учителя. / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224 с.

15) Кириченко Н. Развитие пространственных представлений на уроках изобразительного искусства. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М., 1970г., 17с.

16) Кожевников В.А. Психология математических способностей школьников. /В.А. Кожевников - М.: Просвещение, 2003, 170 с.

17) Левченко И.Ю. Патопсихология. Теория и практика. М.: Издательский центр "Академия", 2004. – 408 с.

18) Ломпшер И. О развитии понимания детьми некоторых пространственных отношений. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Л., 1958г., 14с.

19) Лурия А.Р. Речь и мышление. М., 1975. – 230 с.

20) Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов. М., 1956. 144 с.

21) Мусейибова Т.А. Развитие пространственной ориентировок у детей дошкольного возраста. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Л., 1964г., 19с.

22) Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учеб. для студ. Вузов. - 7-е изд., стереотип. /В.С. Мухина - М.: Изд. центр "Академия", 2002. - 456 с.

23) Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителей. Под.ред. канд. пед. наук В.Г.Петровой. М., «Просвещение» 1976 г.

24) Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. М., "Школьная пресса", 2004. – 230 с.

25) Перова М.Н. Методика преподавания математики в специальной коррекционной школе 8 вида: Учебник для студ. дефект. фак. педвузов. – 4-е издание., перераб. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 408 с.

26) Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста: Пособие для учителей. – 2-е изд., перераб. – М.:Просвещение, Учебная литература, 1996. – 144 с.

27) Пономарёв Я.А. Знание, мышление и умственное развитие.М., 1967, 200с.

28) Психология и педагогика игры. / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой, М., 1966. – 250 с.

29) Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие. М., Айрс-пресс, 2007. – 250 с.

30) Семаго Н.Я. Формирование представлений о схеме тела. Дошкольный младший возраст. Демонстрационный материал. М., Айрис-пресс, 2006. – 340 с.

31) Семаго Н.Я. Формирование пространственно-временных и элементарных математических представлений. Демонстрационный материал. М., Айрис-пресс, 2006. – 230 с.

32) Сорокун П.А. Формирование пространственных представлений у младших школьников. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Л., 1953г., 16с

33) Шемякин Ф.Н. Некоторые актуальные проблемы исследования пространственных восприятий и представлений.//Восприятие пространства и времени. Ред. Ананьев Б.Г. Л.: «Наука», 1969г. -136с.

34) Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. /Г.И. Щукина - М.: Педагогика, 1988, 340 с.

35) Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. / И.С. Якиманская - М. 1980, 324 с.

36) Реферат на тему: Пространственно–временные представления: исследование и формирование у детей с задержкой психического развития// URL - http://all5ballov.ru/abstracts/263365, http://www.bestreferat.ru/referat-136937.html, http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=565082

37) Реферат на тему: Формирование пространственного мышления у детей младшего школьного возраста на уроках математики //URL - http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=605484, http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65635b2bd68a4c53b89521206c36_0.html

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.251 (0.039 с.)