Глава 1. Общее недоразвитие речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Общее недоразвитие речи



Е. А. ЛАРИНА

 

СОДЕРЖАНИЕ и МЕТОДИКА

ПРОВЕДЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

по ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

у МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ с ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

 

Учебно-методическое пособие

по логопедии и олигофренопедагогике (ДППФ — 2)

для специальности 050715 «Логопедия»

 

хабаровск

издательство ДВГГУ

ДК 376.1(075.8)

ББК 37.013

Л251

Рецензенты:

канд. педагог, наук, проф. кафедры логопедии и олигофренопедагогики

ДВГТУ Л. Н. Блинова;

дои. кафедры логопедии и олигофренопедагогики ДВГТУ Е. И. Сергеева;

логопед высшей квалификационной категории МОУ СОШ с. Корфовское

Хабаровского района, Хабаровского края 3. И. Фисенко

Ларина, Е. Л.

Л251 Содержание и методика проведения коррекционной работы по формированию интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи: учеб.-метод. пособие по логопедии и олигофренопедагогике (ДППФ - 2) для специальности 050715 «Лого­педия» / Е. А. Ларина. - Хабаровск: Изд-во Дальневосточ. гос. гуманит. ун-та, 2007. - 66 с.

 

Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 050715 «Логопедия», изучающих дисциплину «Логопедические технологии», раздел «Тех­нология формирования интонационной стороны речи».

В пособии раскрываются разноаспектные проблемы формирова­ния интонационной стороны речи у детей младшего школьного воз­раста с общим недоразвитием речи (ОНР), а также предлагаются воз­можные пути и методы их решения. Пособие включает методику кор­рекционной работы, перспективное планирование, рекомендации по использованию коррекционно-развивающих упражнений по форми­рованию интонационной стороны речи, дидактические материалы к логопедическим занятиям.

Учебно-методическое пособие будет полезно в процессе подго­товки курсовых и выпускных квалификационных работ студентам очной и заочной форм обучения специальности 050715 «Логопедия», а также для специалистов в области практической логопедии.

Печатается по решению учебно-методической комиссии ДВГТУ.

 

 

© Ларина Е. А., 2007 © Дальневосточный государственный гуманитарный университет, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение........................................................................................ 4

Глава 1. Общее недоразвитие речи....................................................... 6

Глава 2. Интонация в свете лингвистических и психолингвистических

исследований.................................................................................. 9

Глава 3. Особенности интонационной стороны речи у младших школьников

с общим недоразвитием речи..............................................................16

Глава 4. Коррекционная работа по формированию интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи........................21

Заключение.....................................................................,............. 28

Библиографический список............................................................ 29

Приложения

Приложение I. Частные подходы по коррекции интонационно-выразительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с ОНР... 34

Приложение 2. Перспективное планирование работы по формированию интонационной стороны речи в структуре коррекции нарушения письма у младших школьников с ОНР..............................................................58

Приложение 3. Дидактические материалы к логопедическим занятиям... 61

Приложение 4. Уровни сформированности самоконтроля за

интонационным оформлением речи у младших школьников с ОНР........... 64

Глоссарий......................................................../......................... 65

Введение

Учебно-методическое пособие представляет собой системное изложение учебного теоретического и практического материала, отобранного и структурированного в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Логопедические технологии», раздел «Технология формирования интонационной стороны речи». Пособие составлено в соответствии с государственным стандартом высшего профессионального образования для студентов 4 курса, обучающихсяно специальности 050715 «Логопедия» факультета специальной психологии и логопедии ДВГГУ. Пособие включает разделы учебного материала с кратким резюме, вопросы для самопроверки по теме, перечень рекомендуемой литературы, приложение с методическими рекомендациями.

Цель настоящего пособия - развитие у студентов очной и заочной формы обучения умений соотносить теорию по лингвистике и психолингвистике в рамках проблемы «интонация» с вопросами коррекционной педагогики; формирование навыков структурно-содержательного моделирования коррекционного воздействия при нарушении интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста с ОНР.

Задачи курса:

• сформировать лингвистические и психолингвистические представления о понятии «интонация», ее структуре и месте в системе языка, назначении и функционировании;

• актуализировать теорию, привлекаемую в процессе характеристики онтогенеза и механизмов восприятия и воспроизведения интонационных структур детей младшего школьного возраста с ОНР;

• обеспечить возможность для овладения студентами методикой коррекционной работы по формированию системы суперсегментного уровня языка у учащихся с общим недоразвитием речи.

В процессе изучена данного пособия студенты должны знать:

• компоненты и функции интонации,

• характер специфических проявлений несформированности интонационной стороны речи младших школьников с ОНР,

• методические основы разработки и проведения коррекционных занятий по формированию интонационной стороны речи у детей с разными формами речевых нарушений.

После завершения данной дисциплины студенты должны уметь:

• осуществлять и обосновывать выбор методик формирования интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста с ОНР;

• разрабатывать модели фрагментов фронтальных и индивидуальных занятий по развитию интонационной стороны речи у младших школьников С общим недоразвитием речи.

Базой для теоретического осмысления студентами данного курса является предварительное и параллельное изучение специальных дисциплин: «Логопедия» (раздел: дислалия, дизартрия, ринолалия, заикание, нарушение голоса, нарушение темпа речи, фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи), «Нейрофизиология», «Нейропсихология»,

«Психолингвистика». Приобретенные студентами знания по вышеуказанным курсам обуславливают понимание ими этиологии, механизмов, симптоматики нарушения интонационной стороны речи при различных речевых расстройствах, возможности целенаправленного применения логопедических технологий в системе комплексных реабилитационных методик.

В учебно-методическом пособии рассмотрены следующие вопросы:

1. Понятие «общее недоразвитие речи».

2. Междисциплинарный подход к изучению интонации: история вопроса, определение, структура и место в системе языка, компоненты, назначение и функционирование.

3. Теоретический анализ специфических особенностей просодической организации речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.

4. Содержание коррекцией кого воздействия при нарушении интонационной выразительности речи и методика формирования интонационной стороны речи у младших школьников с ОНР, в основу которых положены:

- лингвистические и психолингвистические представления об интонации как целостной разнофункциональной и многокомпонентной системе;

- общие подходы и специфические приемы ученых и практиков по формированию интонационно-выразительной стороны речи детей с речевой патологией;

- результаты исследования автора, проведенного под руководством кандидата педагогических наук, профессора Зои Алексеевны Репиной.

Настоящее пособие не исчерпывает всего содержания практическо-ориентированных исследований в обозначенной области.

 

 

Резюме по теме

1. В психолого-педагогической классификации «общее недоразвитие речи» определяется как сложное, системное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы

2. Правильное понимание различных соотношений первичных и вторичных нарушений в структуре ОНР необходимо для отбора детей в специальные учреждения, а также для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и предупреждения школьных осложнений.

 

Вопросы

1. Дайте определение ОНР.

2. Охарактеризуйте I, II, III и IV уровни речевого развития.

3. Назовите первичные и вторичные нарушения в структуре общего недоразвития речи.

 

Контрольные задания для самостоятельной работы

1. Опишите особенности детей I, Ц, III и IV уровней развития речи, приведите примеры.

2. Проанализируйте карту логопедического обследования младшего школьника с ОНР.

 

Список литературы

Основная

1. Логопедия: учеб, для студ. дефектолог. фак. пед. вуз.; Дон МО РФ / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 680 с.

2. Хрестоматия но логопедии: в 2 т. / под ред. Л. С. Волковой. - М.: Гуманитарный изд. Центр. ВЛАДОС, 1997. - 560 с., 656 с.

 

Дополнительная

1. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: методическое пособие / сост. И. Ю. Кондратенко М: Айприс-пресс, 2005. -224с.

2. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов; кн. для логопедов / Л. Н. Ефименкова. - М.; Просвещение, 1991. - 224 с.

3. Каше, Г. А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения / Г'. А. Каше // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / иод ред. Р. Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1965.-С. 99-103.

4. Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и пуги их коррекции у младших школьников: учеб, пособие / Р. И. Лалаева. - СПб., 2002. - 224 с.

5. Левина, Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. -М., 1961.-С 254-255.

6. Мастюкова, Е. М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи: хрестоматия / Е. М. Мастюкова. - М., 1996,

7. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста/Т. Б. Филичева. -М., 2000.

8. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т. Б. Филичева, Г. В Чиркина -М, 1999.

9. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника / Т. Н. Филичева, А. В. Соболева.-М., 2003.

 

Резюме по теме

1. Система суперсегментного уровня языка является важным средством формирования коммуникативных единиц - синтагмы, предложения и текста в соответствии со смыслом передаваемого сообщения, Интонация формирует высказывание, выявляет его смысл и эмоционально-экспрессивное содержание, служит средством эстетического воздействия на слушателя.

2. Интонация представляет собой многофункциональное языковое явление, всецело сориентированное на коммуникацию. А также многокомпонентное единство, состоящее из мелодики, громкости, темпа и ритма, тембра, паузы и ударения. Эти компоненты взаимосвязаны между собой и передают различные логические и модально-эмоциональные отношения.

3. Интонация определяется как основа для осуществления конкретного коммуникативного намерения, служащая для передачи смыслового содержания и оптимизации восприятия речи.

 

Вопросы

1. Раскройте понятие «интонация» с лингвистической точки зрения.

2. Перечислите основные функции интонации.

3. Какие компоненты суперсегментного уровня языка выделяют современные исследователи?

4. Объясните значимость интонации в письменном тексте.

5. Каково представление о нахождении интонационной программы оформления звучащей речи в модели порождения речи?

 

Контрольные задания дли самостоятельной работы

1. Проанализировать работы исследователей в области лингвистики и психолингвистики, посвященные проблеме изучения интонации.

Список литературы

Основная

1. Белянин, В. П. Психолингвистика: учебник / В. П. Белянин. - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 232 с.

2. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб, пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 351 с.

3. Залевекая, А. А. Введение в психолингвистику / А. А. Залевекая. - М.: Российск. гос. гуманит, ун-т, 2000. - 382 с.

4. Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: Интонация, паузирование, логическое ударение, темп., ритм: учеб, пособие. - М., 2000. - 200 с.

5. Петрянкина,В. И. Интонация /В. И. Петрянкина// Современный русский язык. Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование Морфология. Синтаксис / под ред. Л. А Новикова. - СПб.: Изд-во «Лань», 1999.

6. Черемисина, Н. В. Законы и правила русской интонации: учеб, пособие / Н. В. Черемисина. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 520 с.

7. Шахнарович, А. М. Общая психолингвистика: учеб, пособие / А. М. Шахнарович. - М.: Изд-во РАУ, 1995. - 96 с.

Допол н ител ьн ая

1. Антитюва, А. М Направления исследований по интонации в современной лингвистики / А. М. Антипова // Вопросы языкознания. -- 1986. -№1.

2. Артемов, В. А. Психология обучения иностранным языкам / В. А. Артемов. - М..Просвещение, 1969.-279с.

3. Ахутина, Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. - М., 1989.

4. Бондаренко, Л. В. Звуковой строй современного русского языка / Л. В. Бондаренко. - М., 1977. - 176 с.

5. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русской речи / Е. А. Брызгуиова, - М.: Прогресс, 1969.-278с.

6. Винарская, Е. Н. Возрастная фонетика / Е. И. Винарская, Г. М. Богомазов. -М.: Астрель, 2005.-С. 192.

7. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.-432 с.

8. Зиндер, Л. Р. Общая фонетика / Л, Р. Зиндер. - М.: Высшая школа, 1979. -312с.

9. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - 320 с.

10. Николаева, Т_ М. Фразовая интонация славянских языков / Т. М. Николаева.

 

-М.: Наука, 1977,- 278с.

11. Светозарова, Н. Д. Интонационная система русского языка / Н. Д. Светоззрова. - Л., 1982. - 175 с.

12. Торсуева, И. I'. Роль интонации в оформлении элементов смыслового членения предложения / И. Г. Торсуева- - М.: Уч. зал. 1-го МГПИИЯ, 1960.

13. Фрумкина, Р. М. Психолингвистика / Р. М. Фрумкина. - М., -2001. - 320 с.

14. Цветкова, Л. С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности / Л. С. Цветкова. -- М.: Просвещение, 1995. -С. 302.

15. Цеплитис, Л. К. Анализ речевой интонации / Л. К. Цешштис. -- Рига, 1974. -272с.

16. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. - Л.: Наука, 1974.-428 с.

 

Резюме по теме

1. Искаженное развитие интонационной стороны речи у младших школьников с ОНР проявляется в следующих мелодико-интонационных ошибках: недостаточная громкость и узкий динамический диапазон, несоответствие высоты голоса и невыраженность модуляций, изменение тембра голоса в виде глухости, осиплости, монотонность, невыразительность, обедненность и однообразие интонаций, трудности в восприятии и

 

 

воспроизведении различных интонационных конструкций, нарушение интонирования сложных предложений; сложности реализации некоторых типов высказывания; иногда «разорванность» и незаконченность сверхфразовых единиц, потеря целостности сообщения, нарушение тема-рематических отношений, трудности в расстановке логических ударений, восприимчивости ударно-безударной позиции и пауз ритмического рисунка, затруднения в синтагматическом членении, выделении интонационного центра, сложности в понимании и выражении эмоционально-смыслового высказывания.

2. Недостаточная сформированность интонационной стороны речи у младших школьников с ОНР приводит к трудностям организации коммуникативной деятельности, снижению потребности и эффективности речевого взаимодействия, ограничению коммуникативного потенциала, нарушению чтения и письма, что обуславливает целесообразность мероприятий по формированию интонационной выразительности речи в комплексе коррекционных логопедических мероприятий.

 

Вопросы

1. Каковы особенности просодической организации речи младших школьников с общим недоразвитием речи?

2. Прокомментируйте клиническую точку зрения на постановку заключения ОНР в общеобразовательной школе и сделайте педагогические выводы.

3. Докажите необходимость коррекционно-логопедических мероприятий по формированию интонационно-выразительной стороны речи у младших школьников с ОНР.

 

Контрольные задания для самостоятельной работы

1. Обобщите данные по специфическим особенностям формирования интонационной стороны речи у младших школьников с ОНР. Составьте таблицу «Характеристика интонационно-выразительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи», где укажите проявления основных компонентов и функций интонации.

2. Реферирование специальной научной и методической литературы по теме главы,

 

Список литературы

1. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов пед. вуз. в 5 кн / под ред. проф. Л. С. Волковой. - М.. ВЛАДОС, 2003. - 224 с.

2. Логопедия: учеб, для студ. дефектолог. фак. пед. вуз.: Доп МО РФ / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 680 с.

 

3. Правдина, О. В. Логопедия; учебник для студ. дефектол. фак. / О. В. Правдива. - М., 1973. - 325 с.

4. Хрестоматия по логопедии; в 2 т. / под ред. Л. С. Волковой. - М: ВЛАДОС, 1997. - 560 с., 656 с.

5. Черкасова, Е, Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция): учебное пособие для студентов педагогических университетов по специальности «Дефектология» / Е. Л. Черкасова. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.

Дополнительная

1. Бахтина, Н. Ю. Становление интонационной системы в раннем детском возрасте (экспериментально-фонетическое исследование на материале русского языка): дис.... канд. филол. наук / Бахтина Н. Ю. - СПб., 2000. - 318 с.

2. Ванюхина, Г. А. Экспериментальная диагностика ведущей сенсорно-перцептивной модальности у детей с ОНР / Г. А. Ванюхина // Логопед. - 2005. -№3.-С. 16-24.

3. Василевская, Н. Г. Особенности формирования просодии у дошкольников с речевыми нарушениями: автореф. дисс... канд. пед, наук / Василевская Н, Г. - Екатеринбург: Б.И., 2003. - 23 с.

4. Винарская, Е. 11. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е. Н. Винарская. - М., 1987. - С. 101-152.

5. Иваненко, С. Ф. Развитие интонации у детей с ринолалией / С. Ф. Иваненко // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2003. - № 2. - С. 48-57.

6. Корнев, А Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А. Н. Корнев. - Спб.: Речь, 2006. - 380 с.

7. Лопатина, Л. В. Нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой дизартрией / Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова // Логопедия. - 2004.-№ 1.-С. 53-60.

8. Лопатина, Л. В. Особенности тембра голоса у дошкольников со стертой дизартрией/Л. В. Лопатина//Логопедия. - 2005. -№3. - С.28-32.

9. Лопатина, Л, В. Приемы обследования дошкольников со стертыми формами дизартрии и дифференциация их обучения / Л. В. Лопатина // Дефектология. -1989.-№2.-С. 64-71.

10. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей; страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалии / Р, И. Мартынова // Хрестоматия по логопедии: Т. 1 / под ред. Л. С. Волковой, В, И. Селиверстов. - 1997. - С. 214-218.

11. Мастюкова, Е. М. Дизартрия / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова // Хрестоматия по логопедии: Т. 1 / под ред. Л. С Волковой, В. И. Селиверстов. -1997.-С. 227-254.

12. Поварова, И. А, Особенности формирования просодии в онтогенезе и дизонтогенезе (на примере заикания) / И. А. Поварова // Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 2, - С. 20-33.

13. Семенова, К. А. Речевые расстройства у детей с церебральным параличем / К. А. Семенова // Хрестоматия но логопедии: Т. 1 / под ред. Л. С. Волковой,

В. И. Селиверстов. - 1997. - С.168-173.

14. Шахнарович, А. М. Проблемы формирования языковой способности / А. М. Шахнарович // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. -М.: Наука, 1991.-С. 185-220.

 

Резюме по теме

1. Логопедическое воздействие по формированию интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста с ОНР предполагает усвоение компонентов интонации и нормализацию системы языковых функций интонации, при одновременном развитии технического базиса интонационной стороны речи - физиологических и психофизиологических механизмов овладения интонацией.

2. Коррекционный блок рекомендуется строить на основе метода обучения - сознательного подхода к интонационному оформлению высказывания с выработкой устойчивого интонационного навыка и самоконтроля, через систему специально разработанных учебных форм организации материала.

3. Прохождение основных этапов обучения должно принимать индивидуализированный и дифференцированный характер с учетом выявленной неоднородности уровня речевого, сенсомоторного и психического развития детей.

Вопросы

1. Объясните структуру коррекционного воздействия по формированию интонационной стороны речи у младших школьников с ОНР.

2. Раскройте задачи 1 этапа - развитие технического базиса интонационной стороны речи.

3. Дайте характеристику II этапа - формирование интонационно-выразительной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Контрольные задания для самостоятельной работы

1. Составить план индивидуального (группового, фронтального) занятия но одному из этапов коррекционной работы по формированию интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста с ОНР.

 

2. Разработать фрагмент занятия по формированию интонационно-выразительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с ОНР. 3- Подобрать дидактический и речевой материал для занятий по совершенствованию интонационной стороны речи у детей с ОНР.

4. Провести сравнительный анализ существующих приемов и методик по формированию интонационной стороны речи детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих различные речевые нарушения (дизартрия, ринолалия, заикание). Выделить принципиальные методические основы и частные методики обучения.

5. Рационально отобрать специальные коррекционные упражнения по формированию интонационной стороны речи у младших школьников с ОНР, обосновать патогенетический подход для их применения.

6. Составить реферативное сообщение, доклад по одной из перечисленных тем;

• «Характеристика и анализ приемов и способов работы над интонацией, используемых в логопедии».

• «Содержание работы над интонацией на разных этапах коррекциоиного воздействия при дизартрии, ринолалии, заикании, алалии, ОНР, ФФН».

 

Список литературы

1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей; учеб, пособие для студентов дефектол. фак. / Е. С. Алмазова. - М., 1973,- 149 с.

2. Логопедия: учеб, для студ. дефектолог. фак пед. вуч.: Доп МО РФ / под ред. Л. С. Волковой, С Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 680 с.

3. Правдина, О. В. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. / О. В. Правдина. М., 1973. - 325 с.

Дополнительная

1. Агейкина, 3. А, Формирование у младших школьников умения выразительно читать: автореф. дисс.... канд. пед. наук/Агейкина 3. А, -Екатеринбург, 1983. -18с.

2. Арсюхин, В. М. Упражнения, основанные на списывании с расстановкой пропущенных знаков препинания, в системе работы по формированию у школьников пунктуационных навыков письма: автореф. дисс.... канд. пед. наук / Арсюхин В. И. - Екатеринбург: Б.И., 2003. - 23 с.

3. Бахтина, II. Ю. Становление интонационной системы в раннем детском возрасте (экспериментально-фонетическое исследование ыа материале русского языка): дис.... канд. филол. наук / Бахтина Н. Ю. - СПб., 2000, -318 с.

4. Блинов, И, Я. Выразительное чтение и культура устной речи / И. Я. Блинов. - Л.: Учпедгиз, 1946. - 200 с.

5 Вильсон, Д. К. Нарушения голоса у детей/Д. К. Вильсон. - М., 1990.

6, Выразительное чтение: пособие для студентов и учителей / под ред.

Б. С. Найденова, Т. Ф. Завадской, Н. М. Соловьева и др. - М.: Просвещение,

1964.-184 с.

7. Григорян, Л. Т. Обучение пунктуации в средней школе; (методическое исследование) / Л. Т. Григорян. М,: Педагогика, 1982. - 120 с. - С. 25.

8. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В. В. Емельянов. - СПб.: Издательство «Лань», 2004. - 192 с.

9. Ермакова, И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков / И. И. Ермакова. -М. Просвещение, 1996. - 143 с.

10. Ермолаев, В. Г. Руководство по фониатрии / В. Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева, В. П. Морозов.-Л., 1970.

11. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: кн. для логопедов / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1991.-224 с.

12. Зиновьева, Т. И. Работа над интонацией в период обучения грамоте: автореф. дис.... канд. пед. наук / Зиновьева Т. И. - М., 1995.

13. Иваненко, С. Ф. Развитие интонации у детей с ринолалией / С. Ф. Иваненко // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. -2003. - № 2. - С. 48-57.

14. Казакова, В. И. Развитие выразительности речи младших школьников: дис.... канд пед. наук / Казакова В. И. -Екатеринбург, 1998. - 143 с.

15. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной речи учащихся /Т. А. Ладыженская. - М., 1974. - 256 с.

16. Лопатина, Л. В. Развитие фонетико-фонемати ческой стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова // Хрестоматия по логопедии: Т. 1 / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - 1997. - С. 285-293.

17. Лошакова, Т. В Развитие интонационной стороны речи учащихся в процессе обучения русскому языку: автореф. дис.... канд. пед. наук / Лошакова Т. В.-М., 2000.-19 с,

18. Мисаренко, Г. Г. Технология коррекции письма: ошибки при записи готового предложения и способы их устранения речью / Г. Г. Мисаренко /'/ Логопед. - 2004. - № 5. - С. 10-21.

19. Нарушения речи и голоса у детей / под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. -М., 1975.

20. Найденов, Б. С. Выразительность речи и чтения / Б. С. Найденов. - М., 1969. -С. 187-208.

21. Нефедьева, В. С. Формирование навыков интонационного оформления речи при обучении иностранцев русскому языку на начальном этапе: автор, дис.... канд. пед. наук - С.-П, 1998. - С. 7.

22. Огородное Д. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе/ Д. Огороднов.-Киев, 1989.

23. Очерки по патологии речи и голоса / под ред. С. С. Ляпидевского - М., 1967,

24. Позднякова, Л. А. Логопедическая работа по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией: автор дис.... канд. пед. наук/Позднякова Л. А. -СПб.: Б.И., 2004 -22 с.

 

25. Позднякова, Л. А Формирование восприятия интонационной выразительности речи дошкольников со стертой формой дизартрии / Л. А. Позднякова // Логопед в детском саду. - 2005. № 5-6. - С.57-60.

26. Сорокина, В. Т. А. Коррекци он но-педагогическая работа по формированию мелодико-интонационной стороны речи у дошкольников с ДЦП: автореф. дис.... канд. пед- наук / Сорокина В. Т. А. - М.: Б.И., 2004.-20 с.

27. Сорочинская, Т. В Оптимизация логопедической работы по формированиюфонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии: автореф. дис.... канд. пед. наук / Сорочинская Т. В.-М., 2000.-16 с.

28. Фирсов, Г. П. Значение работы над ишонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе / Г. П. Фирсов / под ред. В. В. Виноградова. - М • Изд-во АПН РСФСР, 1962. -С, 342.

29. Хватцев, М. Е Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей / М. Е, Хватцев. - М., 1962.

 

Заключение

Настоящее учебно-методическое пособие предназначено, в первую очередь для обеспечения учебного, процесса по изучению дисциплины «Логопедические технологии», раздел «'Технология формирования интонационной стороны речи».

Цель настоящего пособия - развитие у студентов очной и заочной формы обучения умений соотносить теорию по лингвистике и психолингвистике в рамках проблемы «интонация» с вопросами коррекционной педагогики; формирование навыков структурно-содержательного моделирования коррекционного воздействия при нарушении интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста с ОНР.

В учебно-методическом пособии рассмотрены следующие вопросы:

1) Понятие «общее недоразвитие речи».

2) Междисциплинарный подход к изучению интонации; история вопроса, определение, структура и место в системе языка, компоненты, назначение и функционирование,

3) Теоретический анализ специфических особенностей просодической организации речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.

4) Методика формирования интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Подводя итог проделанного научно-теоретического анализа проблемы, хочется отметить, что данное пособие не претендует на исчерпывающий охват обозначенной темы. Это, скорее, первая попытка автора разобраться в состоянии вопроса, определить свой подход к его пониманию и освещению.

Автор надеется, что представленный практический материал, включенный в пособие, будет полезен не только для подготовки к учебным занятиям, но и для целенаправленного применения в системе комплексных реабилитационных методик.

 

 

Библиографический список

1. Агейкина, 3. А. Формирование у младших школьников умения выразительно

читать: автореф дисс.... канд. пед. наук/Агейкина 3, А.-Екатеринбург, 1983.

-18с,

2- Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей.

учеб- пособие для студентов дефектол. фак. / Е. С. Алмазова. - М., 1973.- 149 с.

3. Антипова, А. М. Направления исследований по интонации в современной лингвистики / А. М. Антипова // Вопросы языкознания. - 1986. -№1.

4. Арсюхин, В. М. Упражнения, основанные на списывании с расстановкой пропущенных знаков препинания, в системе работы по формированию у школьников пунктуационных навыков письма: автореф. дисс.... канд. пед. наук / Арсюхин В. И. - Екатеринбург: Б.И., 2003. - 23 с.

5. Артемов, В. А. Психология обучения иностранным языкам / В.А. Артемов.

- М.: Просвещение, 1969. - 279 с.

6. Ахутина, Т. В. Порождение речи Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. -М., 1989.

7. Бахтина, Н. Ю. Становление интонационной системы в раннем детском возрасте (экспериментально-фонетическое исследование на материале русского языка): дис.... канд. филол. наук / Бахтина Ы. Ю. - СПб., 2000. - 318 с.

8. Белянин, В. П. Психолингвистика: учебник / В. П, Белянин. - М; Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003, - 232 с.

9. Блинов, И. Я. Выразительное чтение и культура устной речи / И. Я, Блинов,

- Л.. Учпедгиз, 1946. - 200 с.

10. Бондаренко, Л. В. Звуковой строй современного русского языка / Л. В. Бондаренко. - М., 1977. - 176 с.

1 ]. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русской речи / Е. А. Брызгунова. - М.: Прогресс, 1969.-278с.

12. Ванюхина, Г. А- Экспериментальная диагностика ведущей сенсорно-перцептивной модальности у детей с ОНР / Г. А. Ванюхина // Логопед. - 2005. -№3.-С. 16-24.

13. Василевская, Н. Г. Особенности формирования просодии у дошкольников с речевыми нарушениями; автореф. дисс.... канд. пед. наук / Василевская Н. Г. - Екатеринбург; Б.И., 2003. - 23 с.

И.Вильсон, Д. К. Нарушения голоса у детей/Д, К, Вильсон.-М., 1990.

15. Винарская, Е. Н. Возрастная фонетика / Е- Н. Винарская, Г. М. Богомазов. -М.: Астрель, 2005. -207с.

16. Винарская, Е. Н, Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е. Н. Винарская. - М., 1987.-С. 101-152.

17. Выразительное чтение: пособие для студентов и учителей / под ред. Б. С- Найденова, Т. Ф. Завадской, Н. М. Соловьева и др. М.: Просвещение, 1964.-184с.

 

 

18. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: методическое пособие / сост И. Ю. Кондратенко. - М.: Айприс-пресс, 2005. -224с.

19. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб, пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 351 с.

20. Григорян, Л. Т. Обучение пунктуации в средней школе: (методическое исследование)/Л. Т. Григорян.-М.: Педагогика, 1982. 120с. -С. 25.

21. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В. В. Емельянов. - СПб.: Издательство «Лань», 2004. - 192 с,

22. Ермакова, И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков / И, И. Ермакова. -М., 1996. - 143 с.

23. Ермолаев, В. Г. Руководство по фониатрии / В Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева, В. П. Морозов.-Л., 1970.

24. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: кн. для логопедов / Л. II, Ефименкова. - М.. Просвещение, 1991.-224 с.

25. Залевская, А. А. Введение в психолингвистику / А. А. Залсвская. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. - 382 с.

26. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. - М.: Московский психЬло го-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК»,2001.-432с.

27. Зиндер, Л. Р. Общая фонетика / Л. Р. Зиндер. ~ М.: Высшая школа, 1979. -312с.

28. Зиновьева, Т. И. Работа над интонацией в период обучения грамоте: автореф. дис.... канд. пед. наук / Зиновьева Т. И. М., 1995.

29. Иваненко, С. Ф. Развитие интонации у детей с ринолалией / С. Ф. Иваненко // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. -2003. - № 2. - С. 48-57.

30. Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: Интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: учеб, пособие. - М, 2000. - 200с.

31. Казакова, В. И. Развитие выразительности речи младших школьников: дис.... канд. пед. наук / Казакова В. И. - Екатеринбург, 1998. - 143 с.

32. Каше, Г А, Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения / Г. А. Каше // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / под ред. Р. Е. Левиной, - М.: Просвещение, 1965. -С. 99-103.

33. Корнев, А. Н, Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А. Н. Корнев. - Слб.: Речь, 2006. - 380 с.

34. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. - М., 1974. - 256 с.

35. Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников: учеб, пособие / Р. И. Лалаева. - СПб., 2002. - 224 с.

36. Левина, Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина.-М., 1961.-310с.

37. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов пед. вуз.: в 5 кн. / под ред. проф. Л. С. Волковой. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 224 с.

38. Логопедия: учеб, для студ. дефектолог. фак. пед. вуз.: Доп МО РФ / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. -М.: ВЛАДОС, 2002. -680 с.

39. Лопатина, Л. В. Нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой дизартрией / Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова // Логопедия.-2004.-№ 1.-С. 53-60.

40. Лопатина, Л. В Особенности тембра голоса у дошкольников со стертой дизартрией / Л, В. Лопатина // Логопедия. - 2005. ~ № 3. - С. 28-32.

41. Лопатина, Л. В. Приемы обследования дошкольников со стертыми формами дизартрии и дифференциация их обучения / Л. В. Лопатина // Дефектология. -1989,-№2. -С. 64-71.

42. Лопатина, Л. В. Развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова // Хрестоматия по логопедии: Т. 1 / под ред. Л, С. Волковой, В. И. Сепиверстова. - 1997. - С. 285-293.

43. Лошакова, Т. В. Развитие интонационной стороны речи учащихся в процессе обучения русскому языку: автореф. дис.... канд. пед. наук / Лошакова Т. В.-М., 2000.-19с.

44. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. - М.: Изд-во МГУ, 1979, - 320 с.

45. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалии / Р. И. Мартынова // Хрестоматия по логопедии: Т. 1 / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - 1997. - С. 214-218.

46. Мастюкова, Е. М. Дизартрия / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова // Хрестоматия по логопедии: Т. 1 / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстов. -1997 -С. 227-254.

47. Мастюкова, Е. М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи: хрестоматия / П. М. Мастюкова. -М., 1996.

48. Мисарекко, Г. Г. Технология коррекции письма: ошибки при записи готового предложения и способы их устранения речью / Г. Г. Мисаренко // Логопед. - 2004. - № 5. - С. 10-21.

49. Нарушения речи и голоса у детей / под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. -М., 1975.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.17.45 (0.179 с.)