III. Варьирующе-ситуативный этан формирования многокомпонентного интонационного навыка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Варьирующе-ситуативный этан формирования многокомпонентного интонационного навыка.



• Работа с алгоритмом обучения воспроизведению интонации в письме. Порядок работы в блоке представлен последовательностью ступеней.

Коррекционно-развивающие интонационные упражнения.

• Аналитические упражнения, обучающие логико-интонационному

анализу текста, с целью автоматизации умений на стадиях

формирования восприятия, воспроизведения и дифференциации ИК,

обучения воспроизведению интонации речевого образца на письме.

а) Упражнения на списывание имеют существенное значение для

формирования пунктуационных умений и навыков, для речевого развития,

поскольку тексты представляют собой образцы письменной речи в

содержательном, жанровом и стилистическом плане, их списывание

способствует усвоению норм литературного языка, обогащает словарный запас

учащихся, помогает вводить в речь новые синтаксические обороты. Перед

данным видом упражнения объясняется, что знаки препинания, обычно

квалифицированные как «немые» должны восприниматься не как нечто,

находящееся вне их речевой деятельности, а как необходимая принадлежность

их собственной речи. Списывание должно быть сознательным. Для

формирования навыка работы над пунктуацией в процессе письма, уяснения

смысла текста, совершенствования оперативной памяти пред упражнением

организовывается предварительное чтение.

- списывание с опорой на зрительное и слуховое восприятие,

- списывание с предварительным анализом условий постановки знаков препинания,

- списывание с анализом пунктуационных закономерностей в процессе самого письма,

- списывание с объяснением постановки знаков препинания.

списывание в сочетании с приемом конструирования или переконструированием предложения (дописать предложение по заданному концу или началу, заменить синонимичной или омонимичной конструкцией).

Тексты к упражнениям:

Воробей клевал кротки хлеба. Пушистый кот Васька грелся на крыльце. Он бросился на птицу, Это заметил Алеша. Малыш стал гнать Ваську. Кот злился. Алеша молодец! Мальчик спас птицу. Воробей скрылся в куста.

- Наступила суровая зима. С ветки на землю упал темный ком. Кто это? Это была птица. Она замерзла. Витя взял ее домой. Птица ожила. Мальчик выпустил ее на волю.

- Ударили морозы. Кругом белым-бело, Скорей в лес! Сколько там тайн! Лыжи бегут быстро Андрюша и Володя вышли на поляну. Что за птицы трещат в лесной тишине? Это сороки. В сосне дупло. Кто там живет? В гнезде спит рыжий зверек. Кто он?

- Пришла весна! Солнце льет на землю свет и тепло. Журчат ручьи. По земле ползают муравьи. В лесу цветут ландыши. В саду поставили улья. Все рады весне!

 

 

б) Произвести разбивку текста на предложения, предложения на синтагмы с анализом длительности паузы, голосовыми изменениями (осмысленный подход к отграничению речевых единиц).

- было жаркое лето дети пошли за грибами в лесу их застал дождь громыхала гроза дети укрылись в шалаше

- на дворе зима стоят сильные морозы гулять нельзя дети сидят дома они стали играть в школу старший брат учит маленькую Свету мама готовит чай папа пишет другу письмо

- дети вышли во двор там сугробы снега Юра и Алеша катили снежный ком они строили горку у Даши и Нюры санки как хорошо зимой

- в саду тишина малыши крепко спят на столе игрушки тут мишка и кукла чья красивая кукла кукла Машина

в) Упражнения по логико-интонационному анализу текста:

- определить тему прослушанного рассказа,

- выделить в тексте законченные смысловые единицы (предложения),

- указать о чем говорится в каждом из предложений,

- упражняться в чтении текста с интонационными обозначениями границ предложения с помощью понижения голоса и использования пауз,

- списать текст, подчеркивая заглавные буквы и пунктуационные знаки.

Тексты к упражнениям:

- Отбился от дома кот Васька. Он стал сам искать себе пищу. Раз заметил кот гнездо дрозда. Глазки Васьки заблестели! Влез он к самому дуплу и запустил лапу. Дрозд бросился на Ваську. Он стал клевать его в нос и глаза. Кот струсил и пустился бежать. Кто из них храбрый?

- Летом мы ездили в поле за сеном. Дядя Илья вез большой воз сена. Зашло солнышко. На небе заиграли звезды. Я лег на стог сена и смотрел на небо. Кругом была тишина. Мне казалось, что я плыву на лодке. Хорошо летом!

г) Учиться соотносить знаки препинания с интонационным оформлением (соотношение интонации и пунктуации, определение интонационно-пунктуационных закономерностей, усвоение графической модели интонационных конструкций).

- Прочитать предложения, объяснить постановку знаков препинания, дать характеристику предложения.

- Записать предложение, объяснить постановку знаков препинания, дать характеристику предложения.

д) Выбрать речевое действие на основе связи интонирования высказывания и предназначенности его дексико-грамматического состава для осуществления цели общения с предварительным обдумыванием.

Примерные задания:

- Что нужно сказать, если не знаешь который сейчас час?

- Тебе подарили долгожданный подарок, что ты скажешь?

 

 

- Ты обрадовался. Завтра вы с мамой едете в цирк. Что ты скажешь?

- Спроси, сколько стоит игра лото.

е) Расставить в тексте пропущенные пунктуационные знаки. На начальной стадии целесообразно пропускать один знак препинания., что связано с необходимостью усвоения школьниками особенностей грамматической структуры, на которую распространяется действие этого пунктуационного правила. Позже, по мере формирования пунктуационного навыка, используются упражнения с пропуском знаков препинания на все изучаемые пуи кто граммы.

- Определить какие знаки препинания следует поставить в конце предложения. Обосновать свой выбор.

ж) Графический диктат с фиксацией на письме только пунктуационных знаков.

- Прочитать текст, последовательно записать знаки конца предложения.

- Послушать предложение (текст), записать знак препинания в конце предложения.

Тексты к упражнениям:

- Красив русский лес зимой. Белые кружева застыли на березах. Вот и солнышко заглянуло в лес. Кто затаился на лесной тропинке? Это рысь. Кто вылетел на полянку? Это рябчик. Он уселся на ветку дерева. Ветерок весело играл с березами. Летел белый пух зимы. Лес запел песню. О чем она?

- Заяц ночью ходит по полянам без страха. Его следы прямые. А что бывает утром? Заяц начинает от страху метаться и путать следы. Охотники удивляются хитрости зайца. Ну и хитер заяц! А заяц и не думал хитрить. Он всего боится.

з) Пересказ (повтор) прослушанного диалога по ролям.

- Объяснить, как следует произносить предложения и почему, какое «главное» слово необходимо выделять.

Тексты к упражнению:

- Как ты себя чувствуешь? Хорошо! Голова больше не болит.

- Мне кажется, тебе надо помириться с Таней, Вот еще! Не буду с ней разговаривать.

- Диалог в столовой: - Я вас слушаю. Заказывайте.

- Мне, пожалуйста, булочку и компот.

- Какой компот?

- Какой компот? Вишневый.

- Вишневого нет. А может сливовый?

- Замечательно!

- Диалог в кафетерии: - Ты заказала пирожное?

-Нет. А что?

- Обязательно закажи! Оно очень вкусное!

- Слово ОХ и слово АХ заблудилось в трех соснах.

И сказало ОХ со вздохом: - Ох, наверно, дело плохо! И сказало слово АХ: - Ах, как страшно в трех соснах! И заохали, и заахали, и зажмурились и заплакали:

 

- Ох-ох! Ах-ах! Что за ужас! Что за страх! Прибежало слово ЭЙ! Закричало слово ЭЙ!

- Эй, друзья, повеселей! С плачем дело не пойдет! Надо бы наоборот: коль беда случилась с вами, станьте бодрыми словами!

Переставьте буквы - улыбнетесь вдруг вы!

И сказало ОХ: «Хо-хо! В самом деле, как легко!»

И сказало АХ: «Ха-ха! В самом деле, чепуха!

Заблудиться в трех соснах можно только лишь со сна!»

И по лесу далеко побежало: «Хо-хо-хо!»

А потом издалека доносилось: «Ха-ха-ха!»

И когда их голос стих, тут окончился мой стих. (Е. Измайлова) и) Запись предложения, текста. Ученикам объяснялось, что при записи прослушанного предложения, «надо прислушаться к своему произношению, чтобы предложение прозвучало», понять смысл, наблюдая за движением голоса, установить начало и конец предложения, определить его характер. Верно графически обозначить предложение в начале заглавной буквой, в конце правильно (корректно) обозначить интонацию пунктуационным знаком. Рекомендовалось произнести вслух предложение, которое необходимо записать.

• Трансформационные задания:

а) Произнести и записать предложения, имеющие один лексико-1раммэтический состав и порядок слов с разной интонацией (осуществление разных возможностей речевой актуализации высказывания, обозначение на письме нужного пунктуационного знака).

- Сказать (радостно, грустно, печально, задумчиво, зло, весело, устало, тихо, громко, вежливо и т.д.) предложение, записать с объяснением выбранного знака препинания. Примерные варианты: Заяц спасся от волка. Плыть в бурю опасно Цветы завяли. Дождь прошел. Спасибо,

б) Произнести и записать одно предложение с разной интонацией в зависимости от изменения коммуникативной ситуации.

• Творческие упражнения, стимулирующие свободное общение при сознательном отношении к просодической стороне речи, с целью автоматизации интонационного навыка в условиях аудирования, говорения, письма и чтения:

а) соотнести интонацию и смысл предложения;

б) построить предложение с нужной интонацией;

в) самостоятельное интонационное оформление предложения.

 

Приложение 2

Перспективное планирование работы по формированию



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.237.75.165 (0.017 с.)