Этапы коррекционного обучении
| Содержание работы
| Содержание коррекцнонмо-воспитательной
работы
|
I этап - развитие
| II Дыхательная гимнастика:
| 1. Развитие
|
технического
| а) дифференциация ротового и носового дыхания;
| предпосылок к
|
базиса
| 6) формирование силы, целенаправленности и
| обучению:
|
интонационной
| длительности воздушной струи;
| а) наблюдательность
|
стороны речи
| б) развитие нижнереберного дыхании и нижних
| К ЯЗЫКОВЫМ
|
| резонаторов, позволяющее поставить голос на
| явлениям,
|
1 Формирование
| опору и сформировать длительный экономичный
| 6) познавательная
|
и развитие
| выдох;
| активности.
|
сенсо моторного
| г) постановка продуктивных схем дыхания в ходе
| 2. Развитие
|
базиса.
| выполнения статических и динамических
| коммуникативной
|
| упражнений.
| ГОТОВНОСТИ К
|
| 1.2 Артикуляционная гимнастка;
| обучению:
|
| а) нормализация тонуса артикуляционной и
| а) умение слушать и
|
| мимической мускулатуры;
| слышать логопеда,
|
| б) снятие повышенного тонуса мышц;
| б) умение понять и
|
| в) увеличение объема артикуляционных
| принять учебную
|
| движений,
| задачу.
|
| г) развитие переключаемое™;
| в) умение
|
| д) выработка артикуляционных поз.
| целенаправленно ее
|
| 1.3 Голосовые упражнения
| ВЫПОЛНЯТЬ и
|
| а) координация дыхательных, фонационных и
| адекватно
|
| артикуляционных кинестезии;
| реагировать на
|
| б) увеличение времени фонации, расширение
| контроль и оценку со
|
| диапазона, силы и высоты голоса во время
| стороны логопеда.
|
| выполнения вокальных упражнений;
| 3. Формирование
|
| в) работа над мягкой подачей голоса.
| навыков и приемов
|
| 1.4. Фонетическая ритмика;
| контроля:
|
| а) формирование жестомимических коррелятор
| а) за дыхательными,
|
| при изучении интонаций (особенно
| голосовыми,
|
| эмоциональных);
| артикуляционными
|
| б) обучение свободному воспроизведению и
| кинестезия ми,
|
| адекватному восприятию высказываний разною
| б) за темпо-
|
| типа.
| ритмическими
|
2, Формирование
| 2. 1 Коррекция темно-ритмического чувства:
| характеристиками
|
психофизиологиче
| а) обучение восприятию и воспроизведению
| речи на фоне
|
ской основы
| темповых отличий на основе ритма;
| усиленной
|
| б) формирование восприятия и воспроизведений
| тактильно-
|
| комплексов ритмических структур;
| кинестетической.
|
| в) трансформация ритмических структур с
| зрительной и
|
| заданным темпом и ритмом из одной
| слуховой
|
| модальности в другую;
| афферентации
|
| г) обучение восприятию и воспроизведению
| эмоционально-
|
| акцентированных и неакцентированных сигналов;
| выразительных
|
| д) развитие темпо-ритмического чувства речевых
| артикуляций и
|
| и неречевых движений;
| жестикуляторных
|
| е) формирование произвольноти контроля за
| двигательных
|
| темпо-ритмическими характеристиками речи.
| комплексов
|
| 2.2. Упражнения на развитие произвольного
|
|
| самоконтроля.
|
|
| а) формирование произвольного внимания в
|
|
| процессе практической деятельности.
|
|
| б) активизация кратковременной и
|
|
| долговременной слуховой памяти;
|
|
| в) целенаправленное привлечение внимания к
|
|
| собственной речи, к речи окружающих взрослых
|
|
| и сверстников,
|
|
| г) анализ речевого поведения (собственного и
|
|
| окружающих) в конкретных ситуациях общения
|
|
| 2.3. Развитие интонационного слуха
|
|
| компонента фонетической сосстявляюшей
|
|
| речевою слуха.
|
|
| а) обучение восприятию и воспроизведению
|
|
| мелодического контура,
|
|
| б) формирование восприятия и воспрош ведения
|
|
| интенсивности речи;
|
|
| в) развитие умения постановки логического
|
|
| ударения;
|
|
| г) формирование правильности восприятия и
|
|
| воспроизведения паузальной
|
|
| границы интонационно-смысловых единиц
|
|
| разной сложности.
|
|
| д) формирование речевосприятия и
|
|
| Речепорождения тебральных качеств голоса.
|
|
| Термины, используемые па занятиях: дыхание,
|
|
| голос (качества голоса, сила голоса, движение
|
|
| голоса), темп, ритм, выделенность (акцепт),
|
|
| пауза.
|
|
II этап -
| 1. Усвоение понятийной основы - сведений о
| 1. Формирование
|
формирование
| специфике и значимости интонации, видах
| учебных умений:
|
интонационно-
| интонации, типах предложений по целям и
| а) формирование
|
выразительной
| эмоциональной окраске высказывания.
| мотивационной
|
стороны речи
| пунктуационных знаках.
| основы действия,
|
| 2 Формирование первичных представлений о
| б) принятие учебной
|
| компонентах и функциях интонации.
| задачи.
|
| Формирование простого
| в) осмысление
|
| (однокомпонентного), сложного
| предлагаемых
|
(система
| (многокомпонентного) интонационного навыка:
| упражнений с
|
пропедевтических
| 1 Ориентировочно-подготовительный этап
| системой
|
устных
| (аспектно-иммитационные упражнения.
| однозначных
|
упражнений
| обучающие интонационно-смысловому анализу
| предписаний.
|
к изучению
| текста: умение дифференцировать на слух
| г) работа в
|
синтаксиса
| различные типы интонации, определять
| определенном темпе.
|
и пунктуации)
| акцентное слово, соотносить смысл и интонацию
| д) применение
|
|
|
|
| | | |
| предложения, интонацию и пунктуационные
| знаний в новых
|
| обозначения), Работа с алгоритмом обучения
| условиях
|
| восприятию интонации.
| 2. Формирование
|
| II Стереотипизирующе-ситуативный этап
| коммуникатив -
|
| (аналитико-произносительные упражнения,
| ных умений,
|
| обучающие сознательному подходу к
| адекватных
|
| интонационному оформлению' умение
| ситуации учебной
|
| дифференцировать ИК, воспроизводить речевой
| деятельности:
|
| образец с нужной интонацией, узнавать
| а) ответы на вопросы
|
| просодические ошибки в своей и чужой речи,
| в точном
|
| точно использовать комплекс компонентов
| соответствии с
|
| интонации для выражения в речи основных
| инструкцией,
|
| интонационных функций). Работа с алгоритмом
| заданием,
|
| обучения восприятию и воспроизведению
| алгоритмом,
|
| интонации
| б) рассказ о
|
|
| последователь -
|
| Термины, используемые па занятиях:
| кости выполнения
|
| интонация, движение голоса (мелодика, тон),
| учебной работы,
|
| логическое ударение, окраска голоса (тембр);
| в) оценка ответов
|
| виды интонации: повествовательная,
| своих товарищей.
|
| восклицательная, вопросительная,
| 3. Контроль за
|
| (побудительная, перечислительная);
| ходом своей
|
| повествовательные, побудительные.
| умения работать с
|
| вопросительные; предложение по
| образцом до умения
|
| эмоциональной окраске (восклицательное);
| пользоваться
|
| знаки препинания: точка, вопрос,
| приемами
|
| восклицательный знак, многоточие, запятая.
| самоконтроля).
|
III этап-
| 1. Формирование сложного интонационного
| Сознательный
|
коррекция
| навыка:
| контроль над
|
ПИСЬМа
| III Варьирующе-ситуативный этап
| правильностью
|
посредством
| а) аналитические упражнения, обучающие
| выполняемых
|
формирования
| логико-интонационному анализу текста
| действий с четким
|
интонационной
| осмысленный подход к членению текста, умение
| знанием алгоритма
|
стороны речи
| соотносить знаки препинания с интонационным
| работы и опорой на
|
| оформлением, определение интонационно-
| смысл.
|
(система
| пунктуационных закономерностей, усвоение
| Самостоятельный
|
подготовительных
| графических моделей ИК, автоматизация умений
| контроль.
|
письменных
| восприятия, воспроизведения и дифференциации
| включающий знание
|
упражнений
| ИК.
| образца действия,
|
к изучению
| б) трансформационные задания (осуществление
| последователь-
|
синтаксиса
| разной возможной речевой актуализации
| ность своих
|
и пунктуации)
| высказывания на основе одного лексико-
| действий.
|
| грамматического состава и порядка слов).
| качественной
|
| в) творческие упражнения (автоматизация
| стороны работы,
|
| интонационного навыка в условиях аудирования,
| обращение к способу
|
| воспроизведения, письма и чтения).
| действия в ходе
|
|
| усвоения новых
|
|
| умений
|
|
| Самопроверка -
|
|
| контроль самого
|
|
| процесса деятельности
|