Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 4. Коррекционная работа по формированию интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Аннотация. Содержание коррекционного воздействия при нарушении интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста с ОНР. Основные понятия. Физиологические и психофизиологические механизмы овладения интонацией. Интонационный навык. Контроль и самоконтроль за интонационно-выразительной стороной речи.
Ориентация процесса коррекционно-логопедического воздействия в современной школе на интенсивное речевое развитие учащихся с речевой патологией требует усиленного внимания к формированию и развитию способности соблюдать в процессе речевого общения все стилистические, функционально-стилевые, коммуникативные и этические нормы, в том числе строго соблюдать специфические нормы устной и письменной речи. В последние десятилетия в науке достаточно активно разрабатываются принципы организации такого обучения, определяются основные его направления, а также эффективные методические приемы и средства Большое значение в такой работе должно быть уделено формированию интонационных умений и навыков учащихся - умений, которые представляют собой неотъемлемый компонент стратегии речевого поведения, речевой деятельности. Работа по формированию интонационной выразительности у младших школьников с ОНР строится в направлении: • от формирования обобщенного представления об интонации к дифференцированному усвоению интонационных структур; • от различения интонационных конструкций в импрессивной речи с опорой на речевой слух к овладению интонационной выразительностью в экспрессивной речи с опорой на графические изображения и выразительные движения, соответствующие основному тону: • к последующему воспроизведению элементов интонации «письменной речи. Формирование интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста с ОНР, с одной стороны, включает осознанное понимание интонации, языковых обобщений в результате анализа информации, заключенной в высказываниях различных коммуникативных типов. С другой стороны, направлена на развитие «технической базы» (Л. А. Позднякова): 1) физиологических механизмов овладения интонацией – нормализация
деятельности дыхательного и голосового аппарата, достижение координированной работы речевых мышц, движений мелкой и крупной моторики; 2) психофизиологических механизмов - развитие темпо-ритмического чувства, речевого слуха, слухового самоконтроля, мнестических функций Логопедическое воздействие предполагает усвоение компонентов интонации и нормализацию системы языковых функции интонации. На первом этапе коррекций иного процесса по формированию «технической базы» интонационной стороны речи предпочтение отдается двигательным методам, которые, с одной стороны, нормализовывают состояние двигательной системы, координируют процессы дыхания, голоса и артикуляции у детей с ОНР, и, с другой стороны, активизируют взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности Для этих целей выбираются следующие направления: дыхательные, артикуляционные и голосовые упражнения, фонетическая ритмика, темпо-ритмические задания, а также упражнения на развитие произвольного внимания, слуховой памяти, слухового самоконтроля, речевого слуха. Комплекс упражнений для воспитания навыков речевого дыхания направлен на освоение техники смешанно- диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса, сознательного регулирования его ритма (правильного соотношения вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки, диктуемые синтагматическим членением). Артикуляционная гимнастика подбирается с учетом состояния речи и моторной сферы детей. При ОНР с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии принимается во внимание необходимость снятия спастичности артикуляционных мышц, важность формирования активности и произвольности движений мышц артикуляционного аппарата. При ее проведении большое значение имеет развитие статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезии. Для работы над полисом обучающимся предлагаются коррекциоино-развивающие упражнения, направленные на воспитание длительной фонации, отработку восходящей, нисходящей и ровной интонации. Это формирует навык правильного голосообразования, речевого дыхания, устраняет чрезмерное мышечное напряжение. Фонетическая ритмика способствует нормализации произношения и усваиванию мелодики. В ходе выполнения ритмики мелодические движения голоса (завершенность, незавершенность, выделенность) связываются с движением ведущей руки. При этом учитываются методические положения: резкое движение вниз одновременно понижает частоту основного тона голоса (ЧОТ), рука движется вверх - тон голоса повышается, крепкое и сильное нажатие руки - выделяет акцентную часть слова. На этапе коррекции временной организации речи (темно-ритмического чувства) вырабатывается осознание младшими школьниками ритмов разных уровней: слогового, словесного, их совмещения с логическим центром синтагмы, подчиненности синтагм, составляющих фразу логическому центру.
Обучение строится на основе двигательного сопровождения ритмических структур: под воздействием пальцев рук формируются основные ритмические структуры слов, которые синтезируются со свободными движениями рук и туловища. С этой целью проводятся коррекционно-развивающие упражнения по маркировке ритма в неречевом и речевом плане сопряженно и отраженно, затем самостоятельно под музыку, по зрительной схеме и по инструкции Усвоение детьми ритмической системы осуществляется в следующей последовательности: усвоение эталонов темпа (медленный, умеренный, быстрый), метра (акцентированные и неакцентированные доли), ритмического рисунка (простого - состоящего из равных длительностей, сложного - из неравных ритмических структур) (К.В. Тарасова). Работа над темпом и ритмом ноет моделирующий характер: перешифровка визуальных моделей в акустические или кинетические. В процессе работы вырабатываются умения двигаться в заданном темпе, чередовать движения в различном темпе, согласовывать движения с темпо-ритмической организацией высказывания, проговаривать речевой материал с движением и позже без движения в заданном темпе и ритме Одновременно с обозначенным коррекционным воздействием проводится работа по формированию основных психических процессов и функций, обеспечивающих формирование письменно-речевой деятельности. Это упражнения на развитие произвольного внимания, слуховой памяти и слухового самоконтроля и речевого слуха. Все предлагаемые упражнения по развитию базовых компонентов интонационной стороны речи выполняются на фоне усиленного тактильно-кинестетического, зрительного и слухового контроля. Вышеуказанная деятельность готовит детей к усвоению чтения и письма и более сложных коммуникативных навыков На втором этапе коррекционного обучения учащиеся знакомятся с «интонационной» понятийной основой: дается определение «интонации», разбираются первичные теоретические сведения о русской интонации, формируются знания о компонентах и функциях интонации и их качественных определениях, уточняются понятия о типах предложений и соответствующих им пунктуационных знаках, С этой целью используются упражнения с опорой на визуальное представление моделей интонационной реализации, различающихся по коммуникативным, экспрессивным и эмоциональным аспектам. Развитие восприятия и воспроизведения основных коммуникативных типов высказывания осуществляется в направлении от повествовательной и вопросительной, до восклицательной интонации. При этом обязательно указывается способ интонационного обозначения. Постепенно вербальный материал усложняется - от восприятия и интонирования фонетического слова к синтагме, односингагменному и сложному предложению, связному тексту Воспроизведение также предусматривает поуровневое обучение - от сознательной имитации той или иной интонационной единицы до самостоятельного выразительного
оформления высказывания в соответствии с лингвистическими закономерностями речи. Речепорождение и речевосприятие интонационных моделей базируется на их осмыслении, которое включает сравнение с эталоном и анализ, систематизацию, классификацию, объяснение, различные преобразования. В ходе коррекционной работы у детей формируется интонационный навык (способность точно воспринимать и воспроизводить интонацию). Интонационный навык при речепорождении группирует автоматизированную операцию выбора параметров интонационных компонентов, оформляющих смысл, и их реализацию в соответствии с интонационной системой и нормой употребления. При речевосприятии происходят автоматизированные операции узнавания параметров интонационных компонентов в соотнесении с их функциональной нагрузкой. К числу основных операций, составляющих стержень общего приема умственной работы при решении «пунктуационных задач», относится операция определения. В связи с этим важное значение приобретают умения школьников, связанные с действием оперативной памяти: удерживать в памяти те элементы построения, которые требуют применения того или иного пунктуационного правила, и упреждать те синтаксические формы и конструкции, которые должны быть записаны (В.М. Арсюхин, Г.И. Блинов, Г.Г. Граник, Л.Т. Григорян). Поэтому применяются частные приемы, связанные с нахождением в предложении слова («сигнала»), являющегося показателем определенной синтаксической формы. (Например, прием определения значения и функции в предложении слова «что», как правило, определяющим вопросительную интонацию). Для совершенствования учебной деятельности младших школьников большое значение имеет формирование контрольных действий и самоконтроля. Они являются необходимым средством учебных действий и условием формирования психических новообразований (произвольности, рефлексии, внутреннего плана действий) в процессе учебной деятельности. Формирование контрольно-оценочных действий происходит на всех этапах коррекционного обучения. Навыки контроля и самоконтроля за интонационно-выразительной стороной речи во время слушания и произнесения обеспечивают на дальнейших ступенях обучения возможность самостоятельной работы учащихся по совершенствованию своей устной и письменной речи. В процессе коррекционного воздействия учитываются теоретические и практические навыки, полученные младшими школьниками на уроках русского языка при усвоении тем: 1) синтаксис простого предложения; 2) понятие предложения; 3) предложение повествовательное, вопросительное, восклицательное, 4) логическое ударение; 5) однородные члены предложения, 6) слова, грамматически не связанные с членами предложения; 7] бессоюзные сложные предложения; 8) обособленные второстепенные члены предложения; 9) прямая и косвенная речь
А также, проводимые на уроках русского языка различные аналитико-синтаксических упражнения: расчленение предложения на синтагмы, сложных предложений на простые, переконструирование простых предложений в сложные; конструирование сложных предложений по схеме, по союзному слову, по придаточному и главному предложению. Резюме по теме 1. Логопедическое воздействие по формированию интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста с ОНР предполагает усвоение компонентов интонации и нормализацию системы языковых функций интонации, при одновременном развитии технического базиса интонационной стороны речи - физиологических и психофизиологических механизмов овладения интонацией. 2. Коррекционный блок рекомендуется строить на основе метода обучения - сознательного подхода к интонационному оформлению высказывания с выработкой устойчивого интонационного навыка и самоконтроля, через систему специально разработанных учебных форм организации материала. 3. Прохождение основных этапов обучения должно принимать индивидуализированный и дифференцированный характер с учетом выявленной неоднородности уровня речевого, сенсомоторного и психического развития детей. Вопросы 1. Объясните структуру коррекционного воздействия по формированию интонационной стороны речи у младших школьников с ОНР. 2. Раскройте задачи 1 этапа - развитие технического базиса интонационной стороны речи. 3. Дайте характеристику II этапа - формирование интонационно-выразительной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Контрольные задания для самостоятельной работы 1. Составить план индивидуального (группового, фронтального) занятия но одному из этапов коррекционной работы по формированию интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста с ОНР.
2. Разработать фрагмент занятия по формированию интонационно-выразительной стороны речи у детей младшего школьного возраста с ОНР. 3- Подобрать дидактический и речевой материал для занятий по совершенствованию интонационной стороны речи у детей с ОНР. 4. Провести сравнительный анализ существующих приемов и методик по формированию интонационной стороны речи детей дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих различные речевые нарушения (дизартрия, ринолалия, заикание). Выделить принципиальные методические основы и частные методики обучения. 5. Рационально отобрать специальные коррекционные упражнения по формированию интонационной стороны речи у младших школьников с ОНР, обосновать патогенетический подход для их применения. 6. Составить реферативное сообщение, доклад по одной из перечисленных тем; • «Характеристика и анализ приемов и способов работы над интонацией, используемых в логопедии». • «Содержание работы над интонацией на разных этапах коррекциоиного воздействия при дизартрии, ринолалии, заикании, алалии, ОНР, ФФН».
Список литературы 1. Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей; учеб, пособие для студентов дефектол. фак. / Е. С. Алмазова. - М., 1973,- 149 с. 2. Логопедия: учеб, для студ. дефектолог. фак пед. вуч.: Доп МО РФ / под ред. Л. С. Волковой, С Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 680 с. 3. Правдина, О. В. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. / О. В. Правдина. М., 1973. - 325 с. Дополнительная 1. Агейкина, 3. А, Формирование у младших школьников умения выразительно читать: автореф. дисс.... канд. пед. наук/Агейкина 3. А, -Екатеринбург, 1983. -18с. 2. Арсюхин, В. М. Упражнения, основанные на списывании с расстановкой пропущенных знаков препинания, в системе работы по формированию у школьников пунктуационных навыков письма: автореф. дисс.... канд. пед. наук / Арсюхин В. И. - Екатеринбург: Б.И., 2003. - 23 с. 3. Бахтина, II. Ю. Становление интонационной системы в раннем детском возрасте (экспериментально-фонетическое исследование ыа материале русского языка): дис.... канд. филол. наук / Бахтина Н. Ю. - СПб., 2000, -318 с. 4. Блинов, И, Я. Выразительное чтение и культура устной речи / И. Я. Блинов. - Л.: Учпедгиз, 1946. - 200 с. 5 Вильсон, Д. К. Нарушения голоса у детей/Д. К. Вильсон. - М., 1990. 6, Выразительное чтение: пособие для студентов и учителей / под ред. Б. С. Найденова, Т. Ф. Завадской, Н. М. Соловьева и др. - М.: Просвещение, 1964.-184 с. 7. Григорян, Л. Т. Обучение пунктуации в средней школе; (методическое исследование) / Л. Т. Григорян. М,: Педагогика, 1982. - 120 с. - С. 25. 8. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В. В. Емельянов. - СПб.: Издательство «Лань», 2004. - 192 с. 9. Ермакова, И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков / И. И. Ермакова. -М. Просвещение, 1996. - 143 с. 10. Ермолаев, В. Г. Руководство по фониатрии / В. Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева, В. П. Морозов.-Л., 1970. 11. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: кн. для логопедов / Л. Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1991.-224 с. 12. Зиновьева, Т. И. Работа над интонацией в период обучения грамоте: автореф. дис.... канд. пед. наук / Зиновьева Т. И. - М., 1995. 13. Иваненко, С. Ф. Развитие интонации у детей с ринолалией / С. Ф. Иваненко // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. -2003. - № 2. - С. 48-57. 14. Казакова, В. И. Развитие выразительности речи младших школьников: дис.... канд пед. наук / Казакова В. И. -Екатеринбург, 1998. - 143 с. 15. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной речи учащихся /Т. А. Ладыженская. - М., 1974. - 256 с. 16. Лопатина, Л. В. Развитие фонетико-фонемати ческой стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова // Хрестоматия по логопедии: Т. 1 / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - 1997. - С. 285-293. 17. Лошакова, Т. В Развитие интонационной стороны речи учащихся в процессе обучения русскому языку: автореф. дис.... канд. пед. наук / Лошакова Т. В.-М., 2000.-19 с, 18. Мисаренко, Г. Г. Технология коррекции письма: ошибки при записи готового предложения и способы их устранения речью / Г. Г. Мисаренко /'/ Логопед. - 2004. - № 5. - С. 10-21. 19. Нарушения речи и голоса у детей / под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. -М., 1975. 20. Найденов, Б. С. Выразительность речи и чтения / Б. С. Найденов. - М., 1969. -С. 187-208. 21. Нефедьева, В. С. Формирование навыков интонационного оформления речи при обучении иностранцев русскому языку на начальном этапе: автор, дис.... канд. пед. наук - С.-П, 1998. - С. 7. 22. Огородное Д. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе/ Д. Огороднов.-Киев, 1989. 23. Очерки по патологии речи и голоса / под ред. С. С. Ляпидевского - М., 1967, 24. Позднякова, Л. А. Логопедическая работа по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией: автор дис.... канд. пед. наук/Позднякова Л. А. -СПб.: Б.И., 2004 -22 с.
25. Позднякова, Л. А Формирование восприятия интонационной выразительности речи дошкольников со стертой формой дизартрии / Л. А. Позднякова // Логопед в детском саду. - 2005. № 5-6. - С.57-60. 26. Сорокина, В. Т. А. Коррекци он но-педагогическая работа по формированию мелодико-интонационной стороны речи у дошкольников с ДЦП: автореф. дис.... канд. пед- наук / Сорокина В. Т. А. - М.: Б.И., 2004.-20 с. 27. Сорочинская, Т. В Оптимизация логопедической работы по формированиюфонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии: автореф. дис.... канд. пед. наук / Сорочинская Т. В.-М., 2000.-16 с. 28. Фирсов, Г. П. Значение работы над ишонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе / Г. П. Фирсов / под ред. В. В. Виноградова. - М • Изд-во АПН РСФСР, 1962. -С, 342. 29. Хватцев, М. Е Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей / М. Е, Хватцев. - М., 1962.
Заключение Настоящее учебно-методическое пособие предназначено, в первую очередь для обеспечения учебного, процесса по изучению дисциплины «Логопедические технологии», раздел «'Технология формирования интонационной стороны речи». Цель настоящего пособия - развитие у студентов очной и заочной формы обучения умений соотносить теорию по лингвистике и психолингвистике в рамках проблемы «интонация» с вопросами коррекционной педагогики; формирование навыков структурно-содержательного моделирования коррекционного воздействия при нарушении интонационной стороны речи у детей младшего школьного возраста с ОНР. В учебно-методическом пособии рассмотрены следующие вопросы: 1) Понятие «общее недоразвитие речи». 2) Междисциплинарный подход к изучению интонации; история вопроса, определение, структура и место в системе языка, компоненты, назначение и функционирование, 3) Теоретический анализ специфических особенностей просодической организации речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. 4) Методика формирования интонационной стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. Подводя итог проделанного научно-теоретического анализа проблемы, хочется отметить, что данное пособие не претендует на исчерпывающий охват обозначенной темы. Это, скорее, первая попытка автора разобраться в состоянии вопроса, определить свой подход к его пониманию и освещению. Автор надеется, что представленный практический материал, включенный в пособие, будет полезен не только для подготовки к учебным занятиям, но и для целенаправленного применения в системе комплексных реабилитационных методик.
Библиографический список 1. Агейкина, 3. А. Формирование у младших школьников умения выразительно читать: автореф дисс.... канд. пед. наук/Агейкина 3, А.-Екатеринбург, 1983. -18с, 2- Алмазова, Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. учеб- пособие для студентов дефектол. фак. / Е. С. Алмазова. - М., 1973.- 149 с. 3. Антипова, А. М. Направления исследований по интонации в современной лингвистики / А. М. Антипова // Вопросы языкознания. - 1986. -№1. 4. Арсюхин, В. М. Упражнения, основанные на списывании с расстановкой пропущенных знаков препинания, в системе работы по формированию у школьников пунктуационных навыков письма: автореф. дисс.... канд. пед. наук / Арсюхин В. И. - Екатеринбург: Б.И., 2003. - 23 с. 5. Артемов, В. А. Психология обучения иностранным языкам / В.А. Артемов. - М.: Просвещение, 1969. - 279 с. 6. Ахутина, Т. В. Порождение речи Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. -М., 1989. 7. Бахтина, Н. Ю. Становление интонационной системы в раннем детском возрасте (экспериментально-фонетическое исследование на материале русского языка): дис.... канд. филол. наук / Бахтина Ы. Ю. - СПб., 2000. - 318 с. 8. Белянин, В. П. Психолингвистика: учебник / В. П, Белянин. - М; Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2003, - 232 с. 9. Блинов, И. Я. Выразительное чтение и культура устной речи / И. Я, Блинов, - Л.. Учпедгиз, 1946. - 200 с. 10. Бондаренко, Л. В. Звуковой строй современного русского языка / Л. В. Бондаренко. - М., 1977. - 176 с. 1 ]. Брызгунова, Е. А. Звуки и интонация русской речи / Е. А. Брызгунова. - М.: Прогресс, 1969.-278с. 12. Ванюхина, Г. А- Экспериментальная диагностика ведущей сенсорно-перцептивной модальности у детей с ОНР / Г. А. Ванюхина // Логопед. - 2005. -№3.-С. 16-24. 13. Василевская, Н. Г. Особенности формирования просодии у дошкольников с речевыми нарушениями; автореф. дисс.... канд. пед. наук / Василевская Н. Г. - Екатеринбург; Б.И., 2003. - 23 с. И.Вильсон, Д. К. Нарушения голоса у детей/Д, К, Вильсон.-М., 1990. 15. Винарская, Е. Н. Возрастная фонетика / Е- Н. Винарская, Г. М. Богомазов. -М.: Астрель, 2005. -207с. 16. Винарская, Е. Н, Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии / Е. Н. Винарская. - М., 1987.-С. 101-152. 17. Выразительное чтение: пособие для студентов и учителей / под ред. Б. С- Найденова, Т. Ф. Завадской, Н. М. Соловьева и др. М.: Просвещение, 1964.-184с.
18. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: методическое пособие / сост И. Ю. Кондратенко. - М.: Айприс-пресс, 2005. -224с. 19. Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб, пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 351 с. 20. Григорян, Л. Т. Обучение пунктуации в средней школе: (методическое исследование)/Л. Т. Григорян.-М.: Педагогика, 1982. 120с. -С. 25. 21. Емельянов, В. В. Развитие голоса. Координация и тренинг / В. В. Емельянов. - СПб.: Издательство «Лань», 2004. - 192 с, 22. Ермакова, И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков / И, И. Ермакова. -М., 1996. - 143 с. 23. Ермолаев, В. Г. Руководство по фониатрии / В Г. Ермолаев, Н.Ф. Лебедева, В. П. Морозов.-Л., 1970. 24. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: кн. для логопедов / Л. II, Ефименкова. - М.. Просвещение, 1991.-224 с. 25. Залевская, А. А. Введение в психолингвистику / А. А. Залсвская. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2000. - 382 с. 26. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. - М.: Московский психЬло го-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК»,2001.-432с. 27. Зиндер, Л. Р. Общая фонетика / Л. Р. Зиндер. ~ М.: Высшая школа, 1979. -312с. 28. Зиновьева, Т. И. Работа над интонацией в период обучения грамоте: автореф. дис.... канд. пед. наук / Зиновьева Т. И. М., 1995. 29. Иваненко, С. Ф. Развитие интонации у детей с ринолалией / С. Ф. Иваненко // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. -2003. - № 2. - С. 48-57. 30. Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи: Интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: учеб, пособие. - М, 2000. - 200с. 31. Казакова, В. И. Развитие выразительности речи младших школьников: дис.... канд. пед. наук / Казакова В. И. - Екатеринбург, 1998. - 143 с. 32. Каше, Г А, Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с недостатками произношения / Г. А. Каше // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / под ред. Р. Е. Левиной, - М.: Просвещение, 1965. -С. 99-103. 33. Корнев, А. Н, Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А. Н. Корнев. - Слб.: Речь, 2006. - 380 с. 34. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной речи учащихся / Т. А. Ладыженская. - М., 1974. - 256 с. 35. Лалаева, Р. И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников: учеб, пособие / Р. И. Лалаева. - СПб., 2002. - 224 с. 36. Левина, Р. Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина.-М., 1961.-310с. 37. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов пед. вуз.: в 5 кн. / под ред. проф. Л. С. Волковой. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 224 с. 38. Логопедия: учеб, для студ. дефектолог. фак. пед. вуз.: Доп МО РФ / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. -М.: ВЛАДОС, 2002. -680 с. 39. Лопатина, Л. В. Нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой дизартрией / Л. В. Лопатина, Л. А. Позднякова // Логопедия.-2004.-№ 1.-С. 53-60. 40. Лопатина, Л. В Особенности тембра голоса у дошкольников со стертой дизартрией / Л, В. Лопатина // Логопедия. - 2005. ~ № 3. - С. 28-32. 41. Лопатина, Л. В. Приемы обследования дошкольников со стертыми формами дизартрии и дифференциация их обучения / Л. В. Лопатина // Дефектология. -1989,-№2. -С. 64-71. 42. Лопатина, Л. В. Развитие фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова // Хрестоматия по логопедии: Т. 1 / под ред. Л, С. Волковой, В. И. Сепиверстова. - 1997. - С. 285-293. 43. Лошакова, Т. В. Развитие интонационной стороны речи учащихся в процессе обучения русскому языку: автореф. дис.... канд. пед. наук / Лошакова Т. В.-М., 2000.-19с. 44. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. - М.: Изд-во МГУ, 1979, - 320 с. 45. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалии / Р. И. Мартынова // Хрестоматия по логопедии: Т. 1 / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - 1997. - С. 214-218. 46. Мастюкова, Е. М. Дизартрия / Е. М. Мастюкова, М. В. Ипполитова // Хрестоматия по логопедии: Т. 1 / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстов. -1997 -С. 227-254. 47. Мастюкова, Е. М. Основы психоневрологического понимания общего недоразвития речи: хрестоматия / П. М. Мастюкова. -М., 1996. 48. Мисарекко, Г. Г. Технология коррекции письма: ошибки при записи готового предложения и способы их устранения речью / Г. Г. Мисаренко // Логопед. - 2004. - № 5. - С. 10-21. 49. Нарушения речи и голоса у детей / под ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. -М., 1975. 50. Найденов, Б, С. Выразительность речи и чтения / Б. С. Найденов. - М 1969 - 262 с. 51. Нефедъева, В. С. Формирование навыков интонационного оформления речи при обучении иностранцев русскому языку на начальном этапе: автор, дис.... канд. пед. наук - С.-П., 1998. - 17 с. 52. Николаева, Т. М. Фразовая интонация славянских языков / Т. М.?1иколаева -М.: Наука, 1977.- 278с. 53 Огородное Д. Музыкально-пев чес кое воспитание детей в общеобразовательной школе/ Д. Огороднов. - Киев, 1989.
54. Очерки по патологии речи и голоса /под ред. С. С. Ляпидевского. М, 1967. 55. Петрянкина, В И. Интонация / В. И. Петрянкина // Современный русский язык. Учебник: Фонетика Лексикология. Словообразование, Морфология. Синтаксис / под ред. Л. А. Новикова. - СПб.: Изд-во «Лань», 1999. 56. Поварова, И. А. Особенности формирования просодии в онтогенезе и дизонтогенезе (на примере заикания) / И. А. Поварова // Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 2, - С. 20-33. 57. Позднякова, Л. А. Логопедическая работа по преодолению нарушений интонационной выразительности речи у дошкольников со стертой дизартрией: автор, дис.... канд. пед. наук / Позднякова Л. А. — СПб.: Б.И., 2004. - 22 с. 58. Позднякова, Л. А. Формирование восприятия интонационной выразительности речи дошкольников со стертой формой дизартрии / Л. А. Позднякова // Логопед в детском саду. - 2005. - № 5-6. - С.57-60. 59. Правдина, О. В. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. I О. В. Правдина. -М., 1973. -325 с. 60. Светозарова, Н. Д. Интонационная система русского языка / Н. Д. Светозарова. - Л., 1982. - 175 с. 61. Семенова, К. А Речевые расстройства у детей с церебральным параличам / К. А. Семенова // Хрестоматия по логопедии: Т. I / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. - 1997.'- С.168-173. 62. Сорокина, В. Т. А. Коррекционно-педагогическая работа по формированию мелодико-иптоыационной стороны речи у дошкольников с Д1Щ; авгореф. дис... канд. пед. наук / Сорокина В. Т, А. - М.: Б.И., 2004. - 20 с. 63. Сорочинская, Т. В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии: автореф. дис.... канд. пед. наук / Сорочинская Т. В.-М., 2000.-16с. 64. Торсуева, И. Г. Роль интонации в оформлении элементов смыслового членения предложения / И. Г, Торсуева. - М.: Уч. зап. 1-го МГПИИЯ, 1960. 65. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. - М., 2000. 66. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т. Б. Филичева, Г. В Чиркина. -М., 1999, 67. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника / Т. Ь. Филичева, А. В. Соболева. - М., 2003. 68. Фирсов, Г. П. Значение работы над интонацией для усвоения синтаксиса и пунктуации в школе / Г. П. Фирсов / под ред. В. В. Виноградова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. - С. 342. 69. Фрумкина, Р. М. Психолингвистика / Р. М. Фрумкина. - М., - 2001. - 320 с. 70. Хватцев, М. Ь'. Как предупредить и устранить недостатки голоса и речи у детей / М. Е. Хватцев. - М., 1962. 71. Хрестоматия по логопедии: в 2 т. / под ред. Л. С. Волковой. - М.; ВЛАДОС, 1997. - 560 с., 656 с. 72. Цветкова, Л. С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности / Л. С. Цветкова. - М.: Просвещение, 1995. -304с. 73. Цеплитис, Л. К. Анализ речевой интонации / Л. К. Цеплитис. - Рига, 1974. 272с. 74. Черемисипа, Н, В. Законы и правила русской интонации: учеб, пособие / Н. В Черемисина. - М.: Флинта: Наука, 1999. - 520 с. 75. Черкасова, Е. Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция): учебное пособие для студентов педагогических университетов по специальности «Дефектология» / Е. Л. Черкасова. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с. 76. Шахнарович, А. М. Общая психолингвистика: учеб, пособие / А. М. Шахнарович. - М.: Изд-во РАУ, 1995, - 96 с. 77. Шахнарович, А. М. Проблемы формирования языковой способности / А. М. Шахнарович // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи. -М.: Наука, 1991. - С. 185-220. 78. Щерба, Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Л. В. Щерба. - Л.: Наука, 1974. 428с.
Приложения Приложение I
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 836; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.87.67 (0.011 с.) |