I этап коррекционного обучения - развитие технического базиса интонационной стороны речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I этап коррекционного обучения - развитие технического базиса интонационной стороны речи



 

1. Формирование и развитие сенсомоторного базиса

1,1. Дыхательная гимнастика.

Цель - выработка правильных дыхательных кинестезии.

Задачи:

а) дифференциация ротового и носового дыхания;

б) формирование силы, целенаправленности и длительности воздушной струи;

в) развитие нижнереберного дыхания и нижних резонаторов, позволяющее поставить голос на опору и сформировать длительный экономичный выдох;

г) постановка продуктивных схем дыхания в ходе выполнения статических и динамических упражнений.

Упражнения (выполняются плавно, под счет или музыку, с тактильным контролем - ладонь на области диафрагмы):

- вдох через рот, выдох через нос;

- вдох через нос, выдох через рот;

- вдох на счет 1-2-3, выдох на счет 1-2-3-4-5 (6-7-8);

- руки развести в стороны (вдох), соединить медленно перед грудью на уровне плеч до смыкания ладоней (выдох);

- упражнение «косари»: вдох и «отведение косы» в строну, выдох и «взмах косой» с произнесением междометия «ух», «эх», «ах»;

- упражнение с наклоном: вдох через нос, наклон туловища вперед, достать руками пальцы ног, медленно на выдохе произнести «па-по-пу»;

- вдох через нос, на выдохе ходьба на месте с длительным выдохом через сближенные губы (мысленно считать до 10-20).

1.2. Артикуляционная гимнастика.

Цель - коррекция нарушений артикуляционной моторики.

Задачи:

а) нормализация тонуса артикуляционной и мимической мускулатуры;

б) снятие повышенного тонуса мышц;

в) увеличение объема артикуляционных движений;

г) развитие переключаемости;

д) выработка артикуляционных поз. Упражнения:

- развитие произвольности и дифференцированности мимических движений (показать естественные мимические движения):

• «плакса» (зажмуривание глаз),

• «я удивился» (приподнимание надбровных дуг),

• «пузырь» (надувание щек),

• «упрямец» (нахмуривание мышц лба);

- упражнения для губ, языка, нижней челюсти:

• растянуть губы в улыбку, вытянуть губы «трубочкой»,

• оскалить зубы, высунуть язык, «прикусить» ею зубами,

• упражнение «качели» - прижать кончик языка за верхние, затем за нижние резцы,

• сделать язык широким «лопаточка», затем узким «иголочка»;

- сочетание артикуляционных поз с движениями разных частей тела:

• растянуть губы в улыбке и развести руки в стороны,

• округлить губы и руками показать овал,

• вытянуть губы «трубочкой» и вытянуть руки вперед;

- активизация движений мягкого неба:

• покашливание,

• имитация зевка;

- движения челюстями:

• открывание и закрывание рта,» имитация жевания;

- укрепление мышц небной занавески:

• длительное произнесение звука «а» до окончания зевательного движения к звуку «п»;

1.3. Голосовые упражнения.

Цель - формирование правильных фонационных кинестезии.

Задачи:

а) координация дыхательных, фонационных и артикуляционных кинестезии;

б) увеличение времени фонации, расширение диапазона, силы и высоты голоса во время выполнения вокальных упражнений,

в) работа над мягкой подачей голоса.

 

Упражнения:

- произнесение мягко, негромко на плавном выдохе гласных, различных по длительности:

 

1.4. Фонетическая ритмика *

(* За основу взят вербо-тональный метод югославского дефектолога Петера Губерена)

Цель - стимулирование одновременного синкретичного возникновения

модулированных интонационных реакций с эмоционально-выразительными

движениями.

Задачи:

а) формирование жсстомимических коррелятов при изучении интонаций (особенно эмоциональных);

б) обучение свободному воспроизведению и адекватному восприятию высказываний разного типа.

Упражнения:

- произнесение открытых слогов с соответствующими движениями:

Зву ки Характеристика звука Движение
    интенсивность напряженность время Направление движения    
па малая большая кратко прямо прикосновение
ба малая малая среднее вниз расслабленное
ма малая малая длкг прямо плавное, скользящее
та большая большая кратко прямо от себя удар, марш
да малая средняя среднее вниз от себя длительное, вниз
на малая малая длит. вниз от себя «отдать» что-либо
фа   ва средняя средняя среднее вперед от себя толкание
    малая малая длит. вперед от себя длительное скольжение
й средняя средняя кратко к себе вниз напряженно, вверх расслабленно
ла средняя средняя среднее вращение внизу вращение -«вертушка»
ра большая большая кратко от себя вибрация
ка большая большая кратко от себя рывок руками
га малая малая среднее назад движение головой назад
ха малая малая длит. вниз поднятие плеч (вдох), опускаем плечи (выдох)
са большая большая длит. вперед от себя давление
за   ша, ща средняя средняя длит. вниз к диафрагме напряженное вращение и расслабление
    средняя средняя длит. вниз извилистые
жа малая малая длит. вниз к диафрагме соединение рук в области диафрагмы
ца большая большая кратко от себя «брызгающие»: соединение и размыкание пальцев
ча большая большая кратко от себя «хватающие»

- произнесение стихотворений с элементами фонетической ритмики и эмоционально-выразительными движениями:

Папа тут,

Папа там,

Папа, папа

Тут и там!

 

Мама, тут

Мама там,

Мама, мама

Тут и там!

 

Папа тут,

Мама там,

Папа, мама

Туг и там!

2. Формирование психофизиологической основы.

2.1. Коррекция темпо-ритмического чувства.

Цель - овладение элементарными ритмическими структурами и создание на их

основе предпосылок для усвоения фонетической стороны (ритмической

структуры слов, словесного и логического ударения, модуляций, паузации)

Совершенствование пространственно-временной организации

речедвигательного акта.

Задачи:

а) обучение восприятию и воспроизведению темповых отличий на основе ритма;

б) формирование восприятия и воспроизведения комплексов ритмических структур;

в) трансформация ритмических структур с заданным темпом и ритмом из одной модальности в другую;

г) обучение восприятию и воспроизведению акцентированных и неакцентировапных сигналов;

д) развитие темпо-ритмического чувства речевых и неречевых движений;

е) формирование произвольного контроля за темпо-ритмическими характеристиками речи.

Упражнения:

- восприятие и воспроизведение темпа в неречевом плане:

• воспроизведение движений телом (повороты, прыжки, наклоны) в заданном темпе (медленный, умеренный, быстрый) и ритме,

• чередование движений в различном темпе (усваивание эталонов темпа\

повтор за логопедом в определенном темпе ударов по музыкальному инструменту1 (барабан, бубен, ксилофон) - усваивание метрических отношений (акцентированных и неакцентированных долей);

- восприятие и воспроизведение темпа в речевом плане:

• скоординированное с темпом и ритмом собственных движений (хлопки ладонью по столу, прыжки на одной, двух ногах, хлопки ладонями) воспроизведение слогов с разным темпом: ба-ба-ба, да-да-да, ва-ва-ва;

- восприятие и воспроизведение ритмических структур в неречевом плане

(сопряжено-отраженно отрабатываются ритмические рисунки — освоение соотношения длительности и паузы):

• ритм повтора // // //, /// /// ///, / / /, //// //// //// (одинаковые карточки),

• ритм чередования / ////// / //////; / ////// / ИНН (карточки разных цветов),

• ритм противопоставления / // / //; ////// (карточки разных цветов и

 

 

размеров),

трансформация звукового ритма в зрительно-пространственную схему -

предметное моделирование с использованием квадратов одинакового

размера (звуки одинаковой длительности), позже квадрата и

прямоугольника (короткий и длительный звук),

воспроизведение и различение ритмов по слуховому образцу (вне поля

зрения учащихся): повторить заданный ритмический образец,

прослушанный с закрытыми глазами // // ///, //// / ///,

сравнить две серии ударов, предъявленных последовательно

- восприятие и воспроизведение ритмических структур в речевом плане:

• одинаковых слогов:

пати /патла, па'папа /па'папа, папа'/ папа'/ папа1, папапа` панапа'/ папапа',

• слогов с разными гласными и согласными звуками:

пы'па / пы'па, пыпа'/ пыпа'/ пыпа', пы'папу/ пы'папу, пыпапу'/ пыпапу'/ пыпапу, та'па /та'па, тала'/ тапа' / тапа', та'пака / та'пака тапака'/ та пака1/ тапака';

• односложных простых слов:

он, ем, сел, нос, сок, сын, вот, кот, рот,

• односложных слов со стечением:

трап, крот, смог, свет, брод, квас,

• двухсложных слов с ударением, падающим на гласные (у, ы, и, э, о, а) на первый слог:

зубы, рыба, вилы, эхо. Толя, Катя;

• двухсложных слов с ударением, падающим на гласные (у, ы, и, э, о, а) на второй слог:

иду, кусты, старик, сапог, стена;

• пар слов с разномесгным ударением:

лист-листы, мост-мосты, дуб-дубы, долг - долги, нос-носы, кот-коты, бак-баки, рак-раки, мак-маки, ночь-ночи;

• слов с различной слоговой структурой и местом отрабатываемого гласного

 

 

(у, ы, и, э, о, а) по отношению к ударению в слове:

Уля, улей, утро;

удар, укол, урок, учитель;

запуск, август, минус, папирус;

· отхлопывание слогового ритма с одновременным проговариванием:

Да-ша, лап-ша, ле-ни-ли, те-ре-мок;

* произнесение словосочетаний (синтагм) и предложений простой и сложной синтаксической конструкции с различными комбинациями по месту ударения: (ударение на первом слоге)

- красный редис, желтая тыква, быстрый поезд, стул занят, длинный локон,

лисья шкура, гром и молния, стая птиц, около кресла, взял удочку, грустные звуки, танцы под музыку, капает дождь, в парке сторож,

- Мальчик бежит. Вечером холодно. Что это ты делаешь? Летом жарко. Серое небо. Вкусный торт. Громкий топот. Ящик был выдвинут. На горке было много ягод.

,- В девять вечера / будет фильм.

У мамы на шее / легкий шарф.

У дяди Васи / сильный голос

Петя целый день / был дома.

«Эту сказку ты прочтешь / тихо, тихо, тихо..

Жили-были серый еж / и его ежиха.

Серый еж был очень тих, / и ежиха тоже.

И ребенок был у них / -- очень тихий ежик» (С. Маршак);

(ударение в середине слова)

- зеленная рассада, великий писатель, веселый ребенок, забытая машина, голодный котенок, приятный напиток, лягушка-квакушка, разноцветная погремушка, пластмассовое ведерко, лошадка резвиться, прозрачные сосульки, читаем предложение, любимая игрушка, однажды решили,

развеселили невеселых старушек, сестренка приехала;

- Последняя остановка. Контрольная работа. Прекрасное настроение. Утомителъная пробежка. На праздник подарили собаку.

- Пугливый зайчонок / забился под корягой. Скоростная дорога / представляет опасность.

(ударение на последнем слоге)

- водяной потоп, трава в росе, разговор о тебе, нашли грибы, испечь колобок,

река позади, пальто велико,

лежит апельсин, уснул бегемот, рубил дровосек,

боюсь по ночам, собрать урожай, переплыть залив,

- Переезд закрыт. Данил пришел в магазин. Уха удалась! Ученики пошли поливать цветы. Задать вопрос.

- Какой у тебя Степан / смешной щенок!

 

У снеговика на голове ведро, / а в руках метла. На столе в гостях / пирог и чаек. Над рекою бережком / на базар пошли пешком, (различные комбинации ударений)

- плачет мышонок, чистая просторная комната, лепить из пластилина, увлеклись чтением,

на сцене театра, пускать кораблики, зацветает верба, отгадать ребус, поиграть на дудочке, идет ослик;

- Катя подошла к своему столу. Ветка хрустнула и обломилась.

Мама бегом бросилась в сад. Вдруг раздался звонок. Появился добрый волшебник.

- Алеша просунул в дверь / свою круглую голову. Хозяин вытащил / тяжелое ведро из колодца.

В саду вырос / душистый цветок

В старину на Востоке / жил богатый султан.

Щеки и нос у него / были перепачканы красками. Братишка сидел на земле / и испуганно смотрел по сторонам,

· отстукивание ритмического контура слова, словосочетания, предложения и стихотворения с последующим воспроизведением его слоговой структуры (отрабатываются ритмы разных уровней: слоговой, словесный, их совмещение с логическим центром синтагмы, подчиненность синтагм логическому центру):

та-Та-та (машина), Та-та (липа), та-та-Та (молоко);

та-Та-та та-та-Та (сбежало молоко). та-Та-та та-та-Та (сбежало молоко):

та Та-та та-Та-та та-та-Та (у мамы сбежало молоко); та Та-та та-Тада та-та-Та (у мамы сбежало молоко); та Та-та та-Та-та та-та-Та (у мамы сбежало молоко);

та Та-та та та-Та (у мамы на плиту) та-Та-та та-та-Та (сбежало молоко); та Та-та та та-Та (у мамы на плиту) та-Та-та та-та-Та (сбежало молоко); та Та-та та та-Та (у мамы на плиту) та-Та-та та-та-Та (сбежало молоко);

Та-та Та-та (динь-дон, динь-дон), та Та-та-та та-Та Та (по улице идег слон), Та-та Та-та Та (старый, добрый слон), Та-та Та-та (динь-дон, динь-дон);

· прослушивание ритма стихотворения, похлопывание и протопывание его

в нужном ритме, воспроизведение текста с отработанными движениями, затем произнесение текста без сопутствующих движений:

Это кто? Это кто?

По дороге скачет?

Это наш озорной

Непоседа мячик.

• подбор подходящей строчки из стихотворения к прослушанному ритмическому рисунку, который демонстрирует учитель-логопед:

Мяу! Мяу!

Кот пищит.

- У меня живот болит.

(Та та-Та)

Лапкой грудку

И животик

Я помою, словно котик!

(Та-та Та-та)

2.2. Упражнения на развитие произвольного внимания, слуховой памяти,

слухового самоконтроля.

Цель развитие основных психических процессов и функций,

обеспечивающих формирование письменно-речевой деятельности. Задачи:

а) формирование произвольного внимания в процессе практической деятельности;

б) активизация кратковременной и долговременной слуховой памяти;

в) целенаправленное привлечение внимания к собственной речи, к речи окружающих взрослых и сверстников;

г) анализ речевого поведения (собственного и окружающих) в конкретных ситуациях общения.

Упражнения:

- совершить заранее обозначенное предметно-практическое действие при

восприятии определенного слова из ряда других слов, произнесенных логопедом (взять в руку бусинку, нарисовать крестик, открыть закрытые глаза, встать со стула и т.д.),

- заучивание односложных и двусложных слов с разноместным ударением, семантически не связанных друг с другом и знакомых детям (повторение слов сразу после прослушивания, через час, на следующий день):

хлеб, лес, стул, окно, вода, брат, мед, игла, конь, гриб;

- заучивание односложных и двусложных слов, семантически связанных

между собой и знакомых детям (повторение слов сразу после

прослушивания, через час, на следующий день):

стул, стол, окно, рама, воробей, птица, клетка, крыло, корм, летать;

 

заучивание вопросительных слов с соответствующей интонацией

(повторение слов сразу после прослушивания, через час, на следующий день):

Кто? Что?

Почему? Зачем?

Когда? Куда?

Как? Какой? Какие?

- заучивание эмоциональных междометий с нужной интонацией и мимикожестикуляцией:

• междометия, выражающие радостные и положительные чувства н положительную оценку фактов действительности

Аи! О! Браво! Вот это да! Ура!

• междометия, выражающие тяжелые психологические состояния или отрицательное отношение к фактам действительности

А____! Ах! Ох! Увы! Беда! Фу! Горюшко!

• междометия, выражающие удивление

Ой! Ух,ты! Ба! Ах! У____! Ух! Ужас!

- заучивание чистоговорок, пословиц;

- взаимное рецензирование детьми заученных слов, стихотворных форм, устных монологов

 

2.3. Развитие интонационного слуха (компонента фонетической

составляющей речевого слуха).

Цель - формирование способности воспринимать и воспроизводить

подсистемы интонации.

Задачи:

а) обучение восприятию и воспроизведению мелодического контура;

б) формирование восприятия и воспроизведения интенсивности речи;

в) развитие умения постановки логического ударения;

г) формирование правильности восприятия и воспроизведения паузальной границы интонационно-смысловых единиц разной сложности;

д) формирование речевосприятия и речепорождения тебральных качеств голоса.

Упражнения:

- различение мелодических контуров различных типов предложений:

• различение повествовательной интонации, средств выражения и

способов обозначения. Послушать предложения и поднять карточку с изображением точки, если предложение произнесено спокойно, ровным голосом:

Юнга учится. Егерь опытен. Юля - умница?

Ясное утро. С днем рождения! Юркая ящерица.

• различение восклицательной интонации, средств выражения и способов обозначения. Послушать предложения и поднять карточку с изображением восклицательного знака, если предложение произнесено

 

радостно, звонким голосом:

Аня учится. Иней искрится. Ура! Привет! Отпуск окончился? Пойдем гулять! Целое яйцо.

• различение вопросительной интонации, средств выражения и способов обозначения. Послушать предложения и поднять карточку с изображение вопросительного знака, если предложение произнесено с вопросом:

Елочка осыпается? Яблоко упало. Ярмарка открыта? Адрес потерян. Это просто чудо! Осенью холодно?

• дифференциация различных вариантов интонации звучания одинаковых предложений с обозначением сигнальной карточкой соответствующего пунктуационного знака:

Маленький сын. Маленький сын? Маленький сын!

• дифференциация повествовательной, восклицательной, вопросительной интонации. Послушать предложения и поднять карточку с соответствующим пунктуационным знаком:

Изгородь упала. Сильный удар'? Кролик убежал? Соня - молодец! Чай остыл? Звонит будильник;

- развитие звуковысотных изменений на материале гласных звуков (а, о, у, и) с показом движения руки понижения и повышения голоса:

игры «лесенка», «самолет», «укачаем малыша»;

- обучение четкой реализации ИК, выражающих повествовательную, воскли­цательную, вопросительную интонацию:

• сопряженное и отраженное произнесение за логопедом односинтагменных предложений различных интонационных типов с движением руки, соответствующим понижению и повышению голоса (по сюжетной картинке и без нее).

Высокая стена. Водитель вездехода.

Ученик отвечал урок? Куда поедем?

В реке плавает рыба. Я все понял! Лопатой копают?

«Куда? Остановитесь! Куда? Куда? Вернитесь!

Не смейте убегать!»

• произвольное повторение реплик персонажей предложенной сюжетной картинки с верной интонацией по направляющим вопросам логопеда: вспомни и повтори, что было скачано и как это было произнесено;

• самостоятельное «озвучивание» сюжетных картинок по направляющим вопросам логопеда;

• произвольное формулирование предложений с изучаемыми интонационными контурами по инструкции учителя-логопеда: задай вопрос, поинтересуйся, переспроси, порадуйся, похвали, расскажи, вспомни, отдай приказ и т.д.;

- формирование условных невербальных реакций на речевые звукокомплексы заданной громкости. Инструкция: хлопнуть в ладоши, услышав громкие звуки, не хлопать в ответ на тихие,

 

- воспроизведение интенсивности по подражанию за логопедом:

игры «заблудились», «эхо», «далеко - близко»;

- самостоятельное изменение силы голоса по инструкции с использованием сюжетной картинки и без нее: произнесение фразы тихим, нормальным и громким голосом;

различение логическое ударение на материале односинтагменных повествовательных предложений:

Оля читает брату сказку. Оля читает брагу сказку. Оля читает брату сказку, Оля читает брагу сказку

Вопросы логопеда: Какое слово было выделено? На что хотелось обратить внимания?

сопряженное и отраженное воспроизведение логического ударения. Инструкция: выделить главное слово голосом и движением рук (стукнуть ладонями по столу):

На столе синий карандаш. Уборка урожая окончена. У Светы красная юбка. Кошку зовут Мурка. Ягуар очень опасен. Мы летим на самолете. Олег пьет компот. Ежевику едят охотно.

- самостоятельное выделение в простом предложении слова, обозначенного логическим ударением:

• выделить «главное» слово по смыслу,

• произносить предложение, меняя место логического ударения (обратить внимание на различные оттенки смысла предложения);

- формирование правильности восприятия паузальной границы интонационно-смысловых единиц (синтагм, предложений):

• определение на слух межсингагменной паузы во фразе произнесенной логопедом (обратить внимание детей на смыслоразличительную роль паузы):

Без наук, / как без рук.//

Была бы охота, / заладится всякая работа. //

У нас гость / унес трость. //

У четырех черепашек / четыре черепашонка. //

Уж совсем стемнело, / и начало холодать. //

• слушать текст, при улавливании длительной паузы брать в руку бусинку;

• графический диктант: написать одну диагональную черту при восприятии паузы;

• определение различных по длине пауз: 1) небольшая пауза, стоящая после смыслового отрезка - межсинтагменная пауза, 2) длительная пауза, находящаяся в конце законченного смыслового отрезка - пауза в конце предложения;

 

• графический диктант: написать одну диагональную черту при восприятии межсинтагменной паузы и две диагональных черты при восприятии конца предложения;

- формирование верного оперирования «смысловой» паузой в самостоятельной речи:

• прочитать предложения парами. В зависимости от места паузы изменить смысл высказывания:

У нас / с сестрой беда. У нас с сестрой / беда.

• определить вариант прочтения фраз:

На утес одинокий орел садится

• прочитать предложения, делая правильно паузы:

Я не видел брата, товарища и его сестру. Я не видел брата товарища и его сестру.

- формирование речевосприятия общей эмоциональной окраски речи окружающих:

• определение тембра мужского, женского и детского голоса;

• узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов, междометий и демонстрация ее с помощью жестов и мимики:

Аи! О! браво! Вот это да! Ах! Ох! Увы! Беда! Горюшко' Фу! Ой! Ух! Ужас!

- развитие речепорождения и произвольного изменения речевого тембра:

• сопряженный и отраженный повтор за логопедом слов, отражающих эмоциональные переживания (на материале междометий),

• преднамеренное изменение качества голоса с целью передачи содержательной информации по иллюстрационному образцу,

• произвольное изменение окраски голоса в соответствии с характеристикой персонажа стиха, сказки:

Ералаш.

«Где живут моржи?

Во ржи!

А мышата где?

В воде!

Что жуют коты?

Цветы!

А голодный бык?

Шашлык!

Что поела моль?

Фасоль!

А улитка что?

Пальто!

Как поет жираф?

Тяф-тяф!

А Барбосик как?

 

 

Никак!»

• варьирование общей окраски голоса в зависимости от отношения к предмету или собеседнику:

Простите.

«Папа разбил драгоценную вазу. Бабушка с мамой нахмурились сразу, Но папа нашелся: взглянул им в глаза И робко и тихо «проспите» сказал. И мама молчит, улыбается даже. «Мы купим другую, есть лучше в продаже» «Простите!» казалось бы, что в нем такого? А вот ведь какое чудесное слово!...» (Н. Юсупов)

• преднамеренное изменение качества голоса в зависимости от ситуации общения:

Привет.

'.(Прислала мне тетя печенье, конфет, Варежки, шарф и горячий привет. Вот варежки, шарф и конфеты с печеньем. Где же привет? Я смотрю с нетерпеньем. И с чем он? С грибами? С капустой? С вареньем? Наверное, мама привет этот прячет, Чтобы остыл, - видно, горячий» (Н. Юсупов)

• произвольное изменение речевого тембра на материале одного предложения по инструкции логопеда. Инструкция: произнести предложение с различными интонациями (грусти, радости, испуга, злости, удивления, восторга, смущения и тд.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 16662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.139 с.)