Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II этап коррекционного обучения - формирование интонационно-выразительной стороны речи

Поиск

 

1, Усвоение понятийной основы.

Цель - обогащение лексического запаса определениями, характеризующими

интонационную сторону речи.

Проводится беседа, в ходе которой уточняются следующие вопросы:

• Что называется интонацией? Какова роль интонации в предложении? (Интонация это ритмико-мелодическая сторона речи. Она служит для выражения смысла высказывания. Она передает чувства и настроение говорящего. Виды интонации: повествовательная, восклицательная, перечислительная, побудительная, вопросительная. Умение пользоваться интонацией делает речь выразительной и правильной).

2. Формирование первичных представлений о компонентах и функциях интонации

Цель - ознакомление со структурной и функциональной особенностью

 

 

русской интонации.

С младшими школьниками проводится беседа, на которой разбираются следующие вопросы:

- Какие бывают компоненты интонации? (Существуют семь компонентов интонации: мелодика, сила, логическое ударение, ритм, темп, пауза, окраска голоса. Все эти части интонации делают нашу речь красивой, понятной, выразительной. Мелодика (тон) - это движение голоса; сила голоса - это громкость произнесения части слова или целого слова, группы слов; логическое ударение это выделение главного, «самого важного» слова; ритм

- это повторение частей речи; темп - скорость (быстрота) произнесения; пауза

- момент отсутствия речи; окраска голоса (тембр) индивидуальная характеристика голоса каждого человека).

3. Формирование простого и сложного интонационного навыка.

(Алгоритм формирования интонационном стороны речи построен на основе теории поэтапного формирования умственных действий П Я. Гальперина. Система однозначных предписаний предполагает пошаговое выполнение определенных действий по формированию итонационной стороны речи с обязательным контролем над правильностью исполнения Для учащихся разрабатываются карточки с пиктографическими изображениями трех правил проверки отрабатываемых в алгоритме обучения поступательных действий: восприятия и воспроизведения в устной речи и письме (на заключительном этапе) предложений с различной интонацией. При первоначальном показе и освоении предлагается поэлементная развернутость действия, задания на разном материале выполняются многократно, вслух с краткими ответами. В начале происходит предварительное ознакомление с речевым образцом, прослушивание про себя с целью снятия лексико-грамматических и содержательных трудностей. После «знакомства» с предложением происходит его повторное прослушивание в исполнении логопеда с дополнительным разбором и нужными уточнениями В конце алгоритма лети должны выполнить задание' передать смысл предложения и сделать выбор пунктуационного обозначения при восприятии интонации или правильно воспроизвести повествовательную, вопросительную или восклицательную интонацию В случае затруднения оказывается помощь: повтор предложения логопедом (звучащий «ключ»), синхронное повторение вместе с логопедом отдельных фрагментов - синтагм и высказываний, комментарии логопеда и учащихся группы рекомендательного характера по отношению к предпочтительной интонационной реализации После автоматизации действия сокращается выполняемое требование работы вслух по алгоритму предлагается называть только номер задания или проговаривать его последовательность про себя, при безошибочном выполнении но отдельным операциям -действия молча. Постепенно дети переходят на завершающую стадию сокращения умственного контроля до уровня обобшенного, хорошо освоенного, свернутого, умственного действия, когда совершается полный отказ от речевого сопровождения Во время прохождения поступательных действий алгоритма обучения формируется интонационный навык, его осмысление, осознание и автоматизация Выбирается путь от формирования у младших школьников с ОНР простого однокомпонентного интонационного навыка (способность воспринимать), к формированиюболее сложного многокомпонентного интонационного навыка (способность воспринимать и воспроизводить интонацию), к, развития на данной основе навыка контроля и самоконтроля за правильностью выполнения деятельности. Установлены этапы формирования интонационного навыка (В.С. Нефедьева)' ориентировочно-подготовительный, стереотипизирующе-ситуативный и, варьирующе-ситуативный)

 

I. Ориентировочно-подготовительный этап формирования

Интонационного навыка.

Цель формирование однокомпонентного интонационного навыка. Задачи:

а) формировать умение дифференцировать на слух различные типы интонации;

б) определять акцентное слово;

в) соотносить смысл и интонацию предложения, интонацию и пунктуационные обозначения.

• Работа с алгоритмом обучения восприятию интонации. Порядок работы в блоке представлен последовательностью ступеней.

Коррекционно-развивающие интонационные упражнения.

• Аспектно-иммитационные упражнения, обучающие интонационно-смысловому анализу высказывания:

а) Внимательно прослушать (односингагменное) предложение, ответить на вопрос:

- как оно было произнесено (спокойным, ровным голосом; с понижением голоса; с резким повышением голоса и последующим спадом);

- что передавало (сообщение информации; удивление, незнание; радость, негодование и т.д.);

- каким знаком в конце предложения должно быть обозначено (соотнести смысл, интонацию предложения и пунктуационный знак),

- какое слово в предложении было выделено (определить акцентное слово).

б) Повторить проанализированное предложение за логопедом с нужной интонацией.

Примерные односинтагменные предложения, предлагаемые для интонационно-смыслового анализа: Олег моет уши. Бабушка связала пару носков. Где лежат книги? Буря повалила старую сосну. Рядом с кем ты сидишь? Какой замечательный праздник! Сильный дождь освежил сад. Ты получил письмо? У Кати был день рождения. Зачем заяц запутывает следы?

Мамы нет дома? Я восхищаюсь музыкой! Даша любовалась бабочкой. Саша и Маша жили в деревне. Это твои туфли? Хорошо зимой! Разве этого мало? Схожу-ка я погулять! Закройте дверь! Что ты делаешь? Где ты была вчера?

в) Произвести разбивку высказывания (текста) на части (предложения). Хлопнуть в ладоши, стукнуть карандашом по столу, взять бусинку в руку, надеть кольцо на пирамидку и т.д., - произвести предметные действия по инструкции логопеда при ощущении законченности предложения. Ученикам объяснялось, что предложение имеет интонационную и смысловую цельность.

Тексты, предлагаемые для интонационно-смыслового анализа' - На дворе много снега. Сильный мороз. Вера и Катя любят птиц. Они насыпали крошки хлеба у крыльца. Вот сел воробей. А рядом села ворона.

- Алеша один дома. Вот книга. Там интересные картинки. Это море. А вот яхта. Алеша взял краски и кисти. Он стал рисовать море. На море были волны.

- Рыжий кот спал на крыльце. Из норки выскочили мышата. Они стали играть. Кот прыгнул к мышатам. Они быстро умчались в норку. Кот только рот раскрыл.

- Весь день дул сильный ветер. Но вот повалил снег. Он укрыл землю. Красив был снежный узор Наступила зимушка-зима.

- Мама ушла на работу. Брат с сестрой решили убрать квартиру. Брат подмел пол веником. Сестра стерла пыль влажной тряпкой. Брат вымыл посуду горячей водой, вытер чашки полотенцем Дети на стол поставили вазу с цветами. Мама была довольна своими помощниками.

- Вдали показалось темное облако. Оно очень быстро надвигалось на рошу. Солнце скрылось. Все небо потемнело Приближалась летняя 1роза. Вот блеснула яркая молния, и загрохотал гром. Туча пролилась ливнем. Через полчаса гроза промчалась. Небо очистилось и выглянуло солнышко

- Скажи погромче слово «гром» — грохочет слово, словно гром Скажи потише: «шесть мышат» - и сразу мыши зашуршат. (А.Л. Барто)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.26.184 (0.006 с.)