Состояние лексико-грамматической стороны речи и связной речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состояние лексико-грамматической стороны речи и связной речи



В активном словаре школьников со стертой формой дизартрии представлены все части речи, дети владеют обобщающими понятиями, словообразованием. В уст­ной речи школьников по сравнению с дошкольниками резко уменьшается проявление аномии, использование вербальных штампов. Отмечается правильное употре­бление предложно-падежных конструкций, при этом в письменной речи детей встречаются многочисленные ошибки: слияние предлогов со словом, замены и др.

Рассказ оформляется грамматически правильно, с использованием сложных и разнообразных граммати­ческих конструкций, последовательность изложения событий правильная, рассказ содержит все основные смысловые единицы.




Таким образом, устная речь детей со стертой фор­мой дизартрии к школьному возрасту практически до­стигает уровня речи нормально развивающихся свер­стников.

Состояние оптико-пространственных представлений

У младших школьников со стертой формой дизар­трии обнаруживаются инверсия, сужение объема и фрагментарность зрительного восприятия, дефицитар-ность пространственных представлений, так же как и в дошкольном возрасте. Наиболее ярко это проявляется в письменной речи детей. В чтении и письме отмечают­ся зеркальность, перестановки, замены букв по опти­ческому сходству. При выявлении у ребенка оптико-пространственной недостаточности требуется создание специализированных сенсибилизированных условий. Так, например, помимо копирования фигуры Тейлора детям школьного возраста дополнительно предлагает­ся копирование фигуры Рея—Остеррица (Альбом, с. 17) левой рукой (рис. 3).

Состояние слухоречевой и зрительной памяти

Так же как и у дошкольников, на первый план у школьников со стертой формой дизартрии выступают дефекты избирательности памяти при относительно сохранном ее объеме и прочности (рис. 4).

На следах слухоречевой и зрительной памяти от­четливо проявляется недостаточность соответственно фонематического и пространственного звеньев (пара­фазии, параграфии, реверсы фигур).

Например, Оля К., 7 лет, так воспроизводит предъ­явленные слова: рыба, печать, дрова, рука, дым, ком: 1) «рыба, печать, рука, рыба»; 2) «рука, трава, печать, дым, пыль»; 3) «рыба, рука, нога, трава, печать, дым, ком»; 4) «рыба, трава, печать, дым, ком, рука».

Состояние чтения и письма

Чтение. К концу первого класса у школьников со стертой формой дизартрии скорость чтения колеблется от 7 до 14 слов в минуту. Дети читают преимущественно слогами, у некоторых школьников отмечается побук-венно-послоговое чтение и бухштабирование (побук-венное чтение). Понимание и пересказ прочитанного текста вызывает затруднение. Обращают на себя вни­мание следующие особенности:

" Трудность в овладении слиянием букв в слоги.

■ Недифференцированность представлений о слоге
и звуке. В ходе устного анализа слов количество сло­
гов в словах типа лев, стол определяется как два вместо
одного («ле-в», «сто-л»), а в словах типа тогда, звать
три слога («то-г-да», «з-ва-ть»).

■ Неумение объединять слоги в слово.

■ «Застревание» на каком-либо звуке или слоге.

■ Добавление гласного звука после согласного в
конце слова или при стечении двух согласных («лев —
ле-ва»; «крот — корот»).

■ Непонимание читаемого слова.

• Длительное побуквенное угадывающее чтение.


У первоклассников со стертой формой дизартрии при чтении отмечается большое количество специфи­ческих фонематических и оптико-пространственных ошибок. Это замены по акустико-артикуляционному и оптическому сходству, пропуски, перестановки, ревер­сы букв, слогов, слов, левостороннее игнорирование текста (строчки) и др. В отдельную группу выделяются ошибки, связанные с глазодвигательными нарушения­ми. Так, детям сложно удерживать глазами строчку (со­скальзывание взгляда), сужен объем взора, что затруд­няет переход к следующему слогу (слову).



Во втором — четвертом классах в большинстве слу­чаев школьники со стертой формой дизартрии владеют синтетическим чтением. Однако скорость чтения оста­ется замедленной, чтение малоинтонировано, пересказ прочитанного текста вызывает трудности. Количество специфических ошибок уменьшается. Выделяются наиболее стойкие нарушения чтения:


■ Ошибки, обусловленные глазодвигательными нару­
шениями: замедленный темп чтения вследствие сужения
обзора, перескакивание через строчки, что приводит к
нарушению понимания прочитанного текста.

" Ошибки, обусловленные недостаточностью оптико-пространственных представлений: переста­новки, реверсы слогов, слов; замены по оптическому сходству: бд, 3Е, цщ, ши, трудности осмыс­ления прочитанного вследствие нарушения понима­ния падежно-предложных, логико-грамматических конструкций.

■ Ошибки, обусловленные недостаточностью фо­
нематического восприятия: пропуски гласных, со­
гласных при их стечении, замены (чаще по твердо­
сти — мягкости, звонкости — глухости). Эти ошибки
также приводят к трудностям осмысления прочитан­
ного.

Письмо. В первом классе у школьников со стертой формой дизартрии выявляются следующие наруше­ния:

■ Трудности в овладении буквами письменного
шрифта. Дети не могут соотнести звуковой и зритель­
ный образы, путают буквы печатного и письменного
шрифта.

■ Неумение объединять слоги в слово.

■ Недифференцированность представлений о зву­
ке, букве, слоге, слове и предложении.

■ Разнообразные нарушения почерка, обусловлен­
ные двигательной недостаточностью.

■ Ошибки, связанные с несостоятельностью опти­
ко-пространственных представлений: левостороннее
игнорирование, соскальзывание со строки, невозмож­
ность самостоятельно определить место начала запи­
си; реверсы (повороты) букв: С, Э, Р, Ь и др., замены
по оптическому и кинестетическому сходству: 3 — Е,
В
Д, пт, иш, м — л, бд, иу и др.

■ Ошибки, связанные с несостоятельностью фо­
нематического восприятия: пропуски, перестановки
букв, слогов, добавление гласного звука после соглас­
ного при стечении двух согласных, слияние слов, заме­
ны по акустико-артикуляторному сходству.

Во втором — четвертом классах дети со стертой фор­мой дизартрии в основной массе овладевают навыка­ми письма. Однако в письменной речи по-прежнему наблюдаются нарушения почерка и специфические ошибки, связанные с недостаточностью оптико-про­странственных представлений и фонематического вос­приятия. На этих этапах обучения у детей со стертой формой дизартрии выявляются также орфографиче­ские ошибки, связанные с недостаточностью концен­трации и переключения внимания, нарушениями из­бирательности памяти, самоконтроля.

У детей, имеющих стертую форму дизартрии, соче-танную с лексико-грамматическим или общим недо­развитием речи, помимо вышеперечисленных особен­ностей письма, наблюдаются традиционные грамма­тические ошибки. При чтении такие дети также допу­скают большое количество грамматических ошибок, не могут осмыслить прочитанное, пересказать его. Пере-


сказы изобилуют аграмматизмами, выявляется ограни­ченность словарного запаса.

Недостаточность оптико-пространственных пред­ставлений отражается на усвоении математики. Дети не могут твердо усвоить числовой ряд, понятия «боль­ше — меньше», «перед», «между», «после», испытывают существенные трудности в решении логических задач, задач с обратным условием.

Во втором — четвертом классах дети обычно прео­долевают вышеперечисленные трудности, хотя многим требуется специализированная помощь.

Таким образом, в структуре симптомокомплекса стертая форма дизартрии выделяются доминирую­щие (первичные или обязательные) нарушения общей, тонкой и артикуляционной моторики, просодики,


фонематического восприятия, зрительного гнозиса и пространственных представлений, памяти, а также выявляется тенденция к анемическим проявлениям. Вторичными (не обязательно входящими в структуру симптомокомплекса) являются нарушения звукопро-изношения, лексико-грамматической стороны речи и связной речи.

Отличительная особенность проявления стертой формы дизартрии в школьном возрасте — резкая эли­минация (сглаживание внешний проявлений) дефекта. Углубленное обследование позволяет обнаружить те же доминирующие нарушения, что и в дошкольном воз­расте. Однако, поскольку ведущая деятельность изме­няется, наиболее ярко симптомокомплекс проявляется в учебной деятельности.


Диагностика стертой формы дизартрии


В предлагаемой методике обследования сочетаются традиционные логопедические приемы с некоторыми нейропсихологическими и психологическими пробами (А.Р.Лурия, Л.С.Цветкова, А.В.Семенович и др.) для оценки состояния высших психических функций.

Исследование состоит из трех разделов:

анализ анамнестических данных, результатов не­врологического обследования, объективных физиоло­гических показателей (при наличии таковых);

обследование состояния высших психических функ­ций и процессов (включает 8 серий);

обследование состояния чтения и письма у младших школьников.

Изучение и анализ анамнестических данных

Анамнестические сведения собирают со слов роди­телей и с использованием медицинской карты ребенка. Особое внимание обращают на вредности пренаталь-ного, натального и постнатального периодов, моторное и речевое развитие ребенка, особенно до года. Важно учитывать, каким образом ребенок включен в систе­му социальных взаимоотношений, которые оказывают влияние на его развитие в целом (см. Приложение 2). Следует внимательно изучить данные неврологическо­го обследования и объективных исследований, если та­ковые ранее проводились. Если ранее ребенок не был обследован, желательно направить его к неврологу и на электроэнцефалограмму. Термин «стертая форма дизар­трии» не является неврологическим, поэтому такой диа­гноз невропатолог (психоневролог) не может поставить. В первой главе мы указали примерный перечень диагно­зов, обычно зафиксированных в медицинской карте.

Обследование состояния высших психических функций и процессов

Второй раздел включает восемь серий методик для исследования высших психических функций и процес-соз, нарушенных у детей со стертой формой дизартрии. После описания каждой методики дается своя система балльной оценки с учетом характера, степени тяжести и количества допущенных ребенком ошибок. Система оценок строится с учетом того, что у каждой психиче­ской функции и функционального звена в онтогенезе есть своя программа развития и что в детском возрасте существуют периоды стабильности и уязвимости от­дельных функций. Общим для всех методик является четырехбалльный характер оценки. Балльные оценки определяются на основе шкалы: 4 балла — высокий уровень, 3 балла — средний, 2 балла — ниже средне­го, 1 балл — низкий уровень. Основанием для оценки служат нормативные данные по развитию речевых и


неречевых функций, разработанные сотрудниками ла­боратории нейропсихологии ИНХ им. акад. Н.Н.Бур­денко (под руководством Л.И.Московичюте), Л.С.Вы­готским, Л.А.Венгером и др.

1. Состояние общей, тонкой,

артикуляционной моторики,

мимической мускулатуры

Общая моторика

Перед выполнением каждой пробы ребенку дается подробная инструкция и при необходимости показы­вается правильное выполнение.

/. Статическая координация движений:

а) поставить стопы на одну линию, руки свободно
опушены, закрыть глаза, удерживать позу в течение
10 секунд;

б) встать на левую (правую) ногу, руки свободно
опушены, закрыть глаза, удерживать позу в течение
10 секунд;

в) встать на носочки, руки свободно опущены, за­
крыть глаза, удерживать позу в течение 10 секунд.

Оценка. При оценке пробы учитывается схождение с места, балансирование руками, открывание глаз, время выполнения задания.

4 балла — выполнены все пробы, ребенок в течение 10 секунд удерживает статическую позу.

3 балла — выполнены пробы «а», «б», ребенок в те­
чение 7—8 секунд удерживает статическую позу, могут
отмечаться открывание глаз и балансирование рука­
ми.

2 балла — выполнена проба «а», ребенок в течение
3—5 секунд удерживает статическую позу, балансируя
руками и (или) с открытыми глазами.

1 балл — невозможность удержания статической
позы более 2 секунд.

2. Динамическая координация движений:

а) прыгать с места через веревку, протянутую на вы­
соте от 30 до 50 см от пола (6 раз);

б) прыгать на правой и левой ноге поочередно (5 м),
поджав другую ногу;

в) ползать (5 м). Движения производятся по схеме:
левая рука — правая нога, правая рука — левая нога.

Оценка. При оценке пробы учитывается правильность, четкость, темп выполнения движений, наличие синкине-зий (непроизвольных согласованных движений).

4 балла — правильно выполнены все пробы, движе­
ния быстрые, четкие, координированные.

3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б», на­
рушены координация и темп движений при выполне­
нии пробы «в».

2 балла — движения выполняются в замедленном
темпе, нарушены четкость и координация движений,
отмечается наличие синкинезий.

1 балл — невозможность выполнения тестов.



Тонкая моторика

1. Кинестетический праксис:

а) по зрительному образцу. Движения выполняются
поочередно левой и правой рукой по предлагаемому
образцу, локоть опирается на стол, после фиксирова­
ния каждой позы руку свободно кладут на стол:

соединить большой и указательный пальцы в кольцо (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх);

указательный и средний пальцы выдвинуть впе­ред — «зайчик» (остальные пальцы прижаты к ладони, кисть руки опущена);

соединить в кольцо большой палец и мизинец (кисть руки и остальные пальцы направлены вверх);

указательный палец и мизинец выдвинуты вперед — «коза» (кисть руки опущена, остальные пальцы прижа­ты к ладони);

б) по кинестетическому образцу. Образцы поз те же,
что в пробе «а». Попросить ребенка закрыть глаза, сло­
жить его пальцы в нужную позу, затем рука распрям­
ляется, и ребенку необходимо воспроизвести заданную
позу самостоятельно.

Оценка. При оценке пробы учитывается темп, пра­вильность, четкость выполнения движений.

4 балла — выполнены пробы «а», «б». Движения вы­полняются быстро, правильно,четко.

3 балла — выполнены пробы «а», «б». При выполне­
нии пробы «а» может отмечаться «зеркальность» (по­
вторение движений противоположной рукой, другими
парами пальцев). Темп при выполнении пробы «б» за­
медлен, может отмечаться поиск нужной позы.

2 балла — выполнена проба «а», заданная поза
подбирается методом поиска, темп движения резко
замедлен, может отмечаться «зеркальность». Проба
«б» не выполняется, либо позы воспроизводятся не­
верно.

1 балл — невозможность правильного повторения
движений.

2. Динамический праксис.

Проба «Кулак — ребро — ладонь» — ударять по сто­лу рукой последовательно в трех положениях вначале по образцу (не более 3 раз), затем самостоятельно:

рука согнута в кулак;

рука ударяет об стол ребром ладони;

рука ударяет об стол ладонью.

Поочередно проба проводится правой и левой ру­кой.

По мере выполнения пробы ребенку предлагается закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизиро­ванные условия). Время выполнения — до 1 минуты на каждую руку.

Оценка. При оценке пробы учитывается темп, чет­кость и правильность выполнения движений.

4 балла — темп быстрый, движения правильные,
четкие.

3 балла — темп движения при введении сенсибили­
зированных условий замедляется, четкость движений
нарушена.

2 балла — темп резко замедлен, при введении сен-


сибилизированных условий отмечается уподобление движения (например, удары только ладонью).

1 балл — невозможность правильного повторения
движений.

3. Реципрокная координация движений.

Положить перед собой на стол обе руки — одна кисть сжата в кулак, на другой пальцы выпрямлены. Одновременно изменять положение обеих кистей, вы­прямляя пальцы одной и сжимая пальцы другой. При перемене положения пальцев обе руки должны отры­ваться от стола.

Движения выполняются вначале по образцу, затем самостоятельно. По мере выполнения пробы ребенку предлагается вначале закрыть глаза, затем прикусить язык (сенсибилизированные условия). Время выпол­нения задания — 1 минута.

Оценка. При оценке пробы учитывается темп, чет­кость, плавность, согласованность движений.

4 балла — темп выполнения быстрый, движения четкие, согласованные, плавные. Амплитуда размерен­ная, положение рук в пространстве неизменно.

3 балла — в сенсибилизированных условиях отмеча­ется снижение темпа, движений. Амплитуда размаши­стая, положение рук в пространстве неизменно.

2 балла — движения замедленны, нарушена четкость
и плавность — цепь отдельных поз. Амплитуда размаши­
стая, отмечается разведение и вынос рук в пространстве.
Выполнение пробы в сенсибилизированных условиях не­
возможно. Могут отмечаться персеверации, синкинезии.

1 балл — невозможность выполнения пробы.

Артикуляционная моторика

1. Удержание статической позы. Ребенку предлагается повторить движения по об­разцу:

а) растянуть губы в улыбку так, чтобы были видны
зубы, удерживать положение губ в течение 10 секунд;

б) улыбнуться, открыть рот, положить язык на
нижнюю губу, удерживать положение языка в течение
10 секунд;

в) улыбнуться, открыть рот, положить язык на
верхнюю губу, удерживать положение языка в течение
10 секунд.

При оценке учитывается точность выполнения зада­ния, время удержания позы, наличие саливации (слю­нотечения), девиация губ, языка, нарушения дыхания, появление гиперкинезов, потливости, покраснения (бледности) кожных покровов и другой неврологиче­ской симптоматики.

Оценка. 4 балла — пробы выполняются правильно, поза удерживается не менее 10 секунд.

3 балла — пробы выполняются правильно, поза удер­
живается в течение 6—7 секунд, может отмечаться нали­
чие саливации при отсутствии другой симптоматики.

2 балла — статическая поза при выполнении проб
«а», «б» удерживается 3—4 секунды, проба «в» не вы­
полняется. Отмечается наличие сопутствующей сим­
птоматики.



1 балл — невозможность удержания статической
позы.

2. Кинестетический праксис:

а) по зрительному образцу. Повторить по образцу
позу, необходимую для произнесения звуков: «И», «О»,
«У», «Б», «В». Звуки вслух не произносятся;

б) по кинестетическому образцу. Образцы поз те же,
что в пробе «а». Попросить ребенка закрыть глаза, сло­
жить его губы в нужную позу, затем губы разглажива­
ются, и ребенку предлагается воспроизвести заданную
позу самостоятельно.

Оценка. Оценивается правильность повторения позы, темп, четкость выполнения движений.

4 балла — позы повторяются правильно, движения четкие, темп быстрый.

3 балла — позы повторяются правильно, темп за­
медлен (движения выполняются не более чем с 2—3-
секундной задержкой после показа), четкость негрубо
нарушена.

2 балла — темп резко замедлен (движения выполня­
ются с 4-секундной и более задержкой после показа),
отмечается длительный поиск нужной позы, уподобле­
ние поз.

1 балл — невозможность правильного повторения
поз.

3. Динамическая координация движений.

Ребенку предлагается выполнить серию движений по образцу:

а) растянуть губы в улыбке, показав зубы; собрать
губы в трубочку; улыбнуться, открыть рот, высунуть
язык, поднять и опустить его;

б) улыбнуться, открыть рот, высунуть язык, при­
кусить его зубами, закрыть рот; открыть рот, высунуть
язык, двигать им одновременно с нижней челюстью
влево-вправо, закрыть рот; улыбнуться, открыть рот,
двигать языком по наружной поверхности верхних, за­
тем нижних зубов («Почистим зубки»).

Оценка. При оценке учитываются правильность, четкость, быстрота переключаемое™ движений, нали­чие саливации, неврологической симптоматики.

4 балла — выполнены обе пробы, движения выпол­
няются правильно, четко, быстро, сопутствующей сим­
птоматики не отмечается.

3 балла — выполнены обе пробы. При выполнении
второй серии движений темп замедлен, четкость негру­
бо нарушена, может отмечаться саливация.

2 балла — выполнена проба «а», темп движений рез­
ко замедлен, четкость выполнения движений грубо на­
рушена, отмечается сопутствующая симптоматика.

1 балл — полная невозможность выполнения серии движений.

Мимическая мускулатура

Выполнить движения по инструкции (в случае не­возможности выполнения движений по инструкции можно предложить ребенку образец): поднять брови вверх; нахмурить лоб и брови; поочередно зажмурить


каждый глаз; плотно соединить губы, вытянуть их впе­ред, вращать ими по кругу.

Оценка. При оценке пробы учитывается правильное, быстрое, четкое выполнение задания на основе данной инструкции или по образцу. Отмечается наличие сгла­женности носогубных складок, плотность смыкания губ.

4 балла — проба выполняется быстро, правильно, четко по инструкции.

3 балла — проба выполняется по инструкции или образцу, четкость и темп снижены. Может отмечаться нерезко выраженная сглаженность носогубных скла­док.

2 балла — проба выполняется по образцу, четкость и
темп резко снижены. Затруднено или невозможно по­
очередное закрывание глаз. Отмечается сглаженность
носогубных складок, неплотное смыкание губ.

1 балл — полная невозможность выполнения задания.

2. Состояние фонематического слуха

Восприятие и воспроизведение ритмов

При выполнении пробы руки логопеда должны быть закрыты экраном:

а) восприятие ритмов. Предлагается прослушать
удары и посчитать их:

II - III, III - I, III - II - I и т.д.;

б) слухомоторные координации. Предлагается по­
вторить:

простые ритмы: I - II - III; III - II - 1; II - I - III и т.д.;

сложные ритмы: II - III - I, I - III - II, II -1 - III и т.д. (полужирным шрифтом выделены акцентирован­ные, громкие удары).

Оценка*. 4 балла — правильное восприятие и вос­произведение простых и сложных ритмов с первого предъявления.

3 балла — правильное восприятие и воспроизведение
простых ритмов со второго предъявления, ошибки в вос­
произведении сложных ритмов с самокоррекцией.

2 балла — нарушение восприятия и воспроизведе­
ния простых ритмов (правильное количество ударов
после 3—4-го предъявления), невозможность воспро­
изведения сложных ритмов.

1 балл — невозможность выполнения обеих проб.

Фонематическое восприятие

1. Восприятие и воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации:

а) послушать и определить, близко или далеко
(громко, тихо) кричат в лесу; взрослое животное или
детеныш издает звук; ласково, грубо, радостно, грустно
говорит человек;

б) воспроизвести самостоятельно задания из пробы
«а».

* Сравнительный анализ выполнения проб «а» и «б» по­зволяет получить дополнительные данные о состоянии межа­нализаторных связей ребенка.



Оценка*. 4 балла — правильно выполнены обе про­бы.

3 балла — правильно выполнена проба «а», при вы­полнении пробы «б» ребенок затрудняется в точном воспроизведении интонации.

2 балла — при выполнении пробы «а» ребенок затрудняется в определении интонационной окра­ски голоса. При выполнении пробы «б» отмечаются трудности в воспроизведении высоты голоса и инто­нации.

1 балл — неверное восприятие и воспроизведение громкости, высоты и интонации.

2. Восприятие и дифференциация звуков речи:

а) ребенку на слух предъявляются несколько корот­
ких стихотворных текстов.

Задание: определить, какой звук чаще всего встре­чается. Тексты предъявляются вне зависимости от на­личия правильного звука в речи.

Мышонку мама-мышка Осень. Осень. Осень. Ясень

шептала: листья сбросил.

— Шалунишка! На осинке листик огоньком

Шумишь, шуршишь, горит.

болтаешь! Осень. Осень. Осень. Ветер

Ты маме шить мешаешь! листья носит,

А я, — шептала мышка, — И осенний мелкий дождик

подушку шью, малышка! моросит...

В подушке не пушинки,

а шутки и смешинки.

Поешь зерна немножко и

спать ложись, мой крошка!

б) различение слов, близких по звуковому составу и
одинаковых по ритмическому рисунку. Ребенку предъ­
являются 12 картинок, расположенных на двух альбом­
ных листах. Предлагается рассмотреть и показать кар­
тинки, называемые логопедом парами попеременно с
первого и второго листа.

Для дошкольников (Альбом, с. 2-3): дом — сом, ком — том, рак — лак, мак — бак, сук — сок, сор — хор.

Для школьников (Альбом, с. 4—5): майка — чайка, зайка — гайка, каска — кашка, горка — корка, щучка — тучка, марка — маска;

в) нахождение асемантичных звукосочетаний. Пред­
лагается на слух определить, какие из слов логопед про­
изнес «неправильно»:

кожа, зук, жираф, позорный, жужжит, зелезный, жадина;

руки, йоза, лыболов, карточка, фольточка, крыло, рю-стра;

г) повторение слов и предложений с оппозицион­
ными звуками:

солнышко, цыпленочек, телевизор, железный, чешуя.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Стерегла цыплят Варвара, а ворона воровала. Не водили Фаню в баню, ис­купали в ванне Фаню.

Оценка. 4 балла — правильно выполнены все про­бы.

* Дополнительно оценивается состояние просодической стороны речи.


3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б». При выполнении пробы «в» допускается до 3 оши­бок. Вызывает затруднение повторение чистогово-рок.

2 балла — правильно выполнена проба «а». Допуще­
но 3—5 ошибок при выполнении пробы «б». Допуще­
но 3—5 ошибок при выполнении пробы «в». Трудности
при воспроизведении слов, невозможность правильно­
го воспроизведения чистоговорок.

1 балл — затруднения при выполнении пробы «а».
Допущено более 5 ошибок при выполнении проб «б»,
«в». Невозможность правильного воспроизведения
слов и чистоговорок.

Звукослоговой анализ

Задания:

а) выделение первого гласного и последнего соглас­
ного звуков в слове:

аист, ослик, угол;

б) выделение первого согласного и последнего глас­
ного в слове:

рыба, мухи, жабы, метро, кенгуру;

в) определение 2, 3, 4-го звуков в слове, количества
звуков, слогов:

2-й звук — врач, мышка: 3-й звук — крот, рубашка: 4-й звук — лодка, радуга (в подчеркнутых словах опре­деляется количество звуков и слогов);

г) добавление и замена звука в слове:

вор — двор, волволк, ёлкатёлка, соксуклук, лисалипалупа. Оценка. 4 балла — правильно выполнены все про­бы.

3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б», «в».
При выполнении пробы «г» отмечаются ошибки, одна­
ко осуществляется самокоррекция.

2 балла — правильно выполнена проба «а»; при вы­
полнении проб «б», «в» отмечаются ошибки, требуется
помощь логопеда. Проба «г» не выполняется.

1 балл — проба «а» выполняется с помощью логопе­да, при выполнении проб «в», «г» отмечаются много­численные ошибки, которые не исправляются даже с помощью логопеда. Пробы «г» не выполняются.

Звуковой синтез*:

Задания:

а) прослушать слово, произнесенное по отдельным
звукам (пауза между звуками 3 секунды), воспроизве­
сти его слитно:

Р,О,Г; Р,О,С,А; Г, Р, О, Т; К, А, С, К, А;

б) прослушать слово, произнесенное по отдельным
звукам (пауза между звуками 5 секунд, во время паузы
дается звуковой сигнал), воспроизвести слово слитно:

К, Л, А, Н; Б, У, С, Ы; К,У,С,Т, Ы;

в) прослушать слово с переставленными звуками
или слогами, воспроизвести его правильно:

* В пробах «а» и «б» могут использоваться другие слова с аналогичной слоговой структурой. Важно, чтобы они были малоупотребляемыми для того, чтобы исключить смысловую догадку.



Н, С, Ы - сын; Р, Г, У, К - круг; ШАД, ЛО, КА —ло­шадка.

Оценка. 4 балла — правильно выполнены все про­бы.

3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б»; при
выполнении пробы «в» требуется повторение слов, по­
мощь логопеда (называние 1-го звука, слога).

2 балла —- правильно выполнена проба «а»; при вы­
полнении пробы «б» требуется неоднократное повторе­
ние слов, помощь логопеда; проба «в» не выполняется.

1 балл — при выполнении пробы «а» требуется не­
однократное повторение слов, помощь логопеда; про­
бы «б», «в» не выполняются.

3. Состояние просодической стороны речи

Обследование просодической стороны речи прово­дится по традиционным методикам на материале сти­хов, рассказа на произвольную тему, счета.

Оценка. При оценке учитываются данные, получен­ные в ходе обследования воспроизведения громкости, высоты, интонационной окраски голоса (модулиро­ванное™), а также тембр голоса, темповая и динамиче­ская организации речи, наличие смазанности и назали­зованного оттенка речи, тип дыхания, длина речевого выдоха.

4 балла — дыхание диафрагмальное или смешанное,
длина речевого выдоха не менее 8 секунд, нарушений
тембра голоса, темповой и динамической организации
речи не выявлено. Оценка за пробу на модулирован-
ность голоса — 4 балла.

3 балла — дыхание смешанное, длина речевого вы­
доха не менее 6 секунд; могут отмечаться нарушения
темповой организации речи (быстрая или замедленная
речь). Тембр голоса, динамическая организация речи
не нарушены. Оценка за пробу на модулированность
голоса — 4—3 балла.

2 балла — дыхание смешанное (грудное, ключич­
ное), длина речевого выдоха не менее 4 секунд, могут
отмечаться нарушения голоса (хриплый, грубый, «пе­
тушиный» дискант и другие дефекты), темповой орга­
низации речи. Оценка за пробу на модулированность
голоса 3—2 балла. Присутствует смазанность и(или) на­
зализованный оттенок речи.

i балл — дыхание грудное (ключичное), длина ре­чевого выдоха менее 4-х секунд, отмечаются наруше­ния голоса, темповой и динамической организации речи, смазанность и(или) назализованный оттенок речи. Оценка за пробу на модулированность голоса 2-1 балла.

4. Состояние звукопроизношения

Обследование звукопроизношения проводится по традиционным методикам на материале стихов, само­стоятельной речи ребенка и(или) с использованием наглядного материала. Оцениваются количество нару­шенных звуков (групп звуков), наличие замен, искаже-


ний или отсутствие звука при изолированном произно­шении и в спонтанной речи.

Оценка. 4 балла — правильное произношение всех звуков.

3 балла — варианты: нарушены или отсутствует
1 звук (1 группа звуков) по типу искажений изолиро­
ванно и(или) в самостоятельной речи; нарушены или
отсутствуют 2 звука (2 группы неоппозиционных зву­
ков) по типу искажений изолированно и(или) в спон­
танной речи.

2 балла — варианты: нарушены 2 звука (2 группы
звуков) по типу замен; нарушены 3—4 звука (3—4 груп­
пы звуков) по типу искажений и замен.

1 балл — нарушены более 4 групп звуков по типу ис­
кажений и замен.

5. Состояние лексико-грамматического строя речи

Обследование лексико-грамматического строя речи проводится на материале картинок и словесных зада­ний.

Лексика

1. Слова, обозначающие предметы:

а) знание обобщающих понятий (игрушки, учебные
предметы, мебель, посуда, одежда, обувь, фрукты, ово­
щи, деревья, цветы, животные домашние и дикие, пти­
цы домашние и дикие, инструменты, транспорт, про­
фессии).

Виды заданий: назвать овощи, фрукты; назвать об­щим словом группу указанных предметов; выбрать из перечисленных слов (или картинок) те, которые отно­сятся к заданной группе;

б) отношения антонимии и синонимии: придумать
к данным словам антонимы: день —..., утро —...,
зима —...;

в) многозначность слов: составить предложения из
данных словосочетаний: острая коса, длинная коса, пес­
чаная коса.

Оценка. Оценивается освоение родовых и видовых понятий, умение распределять на группы слова (кар­тинки), сопоставляя с другими группами, отмечать сходство и различие; понимание отношений антони­мии и синонимии, многозначности слов.

4 балла — богатый словарный запас, владение обоб­
щающими понятиями, умение группировать, понима­
ние отношений антонимии и синонимии, многознач­
ности слов.

3 балла — достаточный словарный запас (соответ­
ствует возрастной норме), владение обобщающими по­
нятиями, умение группировать по родовому признаку,
понимание отношений синонимии и антонимии, при
выполнении пробы «в» требуется помощь логопеда.
Может отмечаться аномия.

2 балла — ограниченный словарный запас, трудно­
сти обобщения, для понимания отношений антонимии
и синонимии требуется помощь логопеда, проба «в» не­
доступна для выполнения.

1 балл — бедный словарный запас, незнание обоб-



щенных понятий, непонимание отношений антони­мии и синонимии, многозначности слов.

2. Знание времен года, суток, дней недели:

а) назвать времена года, время суток, дни недели;

б) из названных слов найти слова, относящиеся к
зиме (лету): лед, трава, санки, загорать, снеговик,

урожай;

утру (вечеру): вставать, темно, завтракать, ужи­нать, светло, ложиться;

в) перечислить по порядку времена года, части су­
ток, дни недели.

Оценка. 4 балла — выполнены все пробы. 3 балла — выполнены пробы «а», «б»; затруднения вызывает проба «в».

2 балла — выполнена проба «а», трудности при вы­
полнении пробы «б», проба «в» не выполнена.

1 балл — при выполнении пробы «а» ребенок забы­
вает названия, пробы «б», «в» не выполняются.

3. Слова, обозначающие действия:

а) ответить на вопрос, как животные и птицы (ко­
рова, собака, овца, коза; ворона, соловей, воробей) по­
дают голос;

б) назвать, что делают люди разных профессий
(врач, учитель, строитель, маляр, художник, портной,
сапожник);

в) придумать к предлагаемым словам синонимы —
думать, ехать, бежать; антонимы — находить, ло­
житься, смеяться.

Оценка. 4 балла — правильно выполнены все про­бы.

3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б»,
при выполнении пробы «в» требуется помощь логопе­
да.

2 балла — отмечаются замены глаголов словами,
близкими по значению, ограниченное знание глаголов
по профессиям, невозможность выполнения пробы
«в».

1 балл — бедность предикативного словаря, непо­
нимание отношений антонимии и синонимии.

4. Слова, обозначающие признаки предметов:

а) описать предмет по цвету, форме, величине, вкусу
(яблоко, лимон, огурец, помидор);

б) сравнить предметы по цвету, форме, размеру, вку­
су, качеству (лимон — апельсин, деревянный полов­
ник — чайная ложка, река — ручей);

в) придумать к словам толстый, широкий, горький,
здоровый
антонимы; к словам грустный, веселый, хра­
брый
синонимы.

Оценка. 4 балла — правильно выполнены все про­бы.

3 балла — правильно выполнены пробы «а», «б», при
выполнении пробы «в» отмечаются трудности самосто­
ятельного подбора синонимов и антонимов.

2 балла — отмечается ограниченность словаря при­
лагательных, трудности сравнения, непонимание отно­
шений синонимии и антонимии.

1 балл — бедность словаря прилагательных, невоз­можность сравнения слов и подбора антонимов и си­нонимов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 437; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.111.234 (0.215 с.)