Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Составление рассказа по картинеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Обследование речи дошкольников и учащихся 1—2 классов проводится по картинке «На горке» (Альбом, с. 23), обследование речи учащихся 3—4 классов — по картинке «На тонком льду» (Альбом, с. 24). Оценка. При оценке учитывается смысловая адекватность, самостоятельность выполнения, состояние словарного запаса, правильность грамматического оформления. 4 балла — рассказ содержит все основные смысло 3 балла — верно передается смысл, однако могут 2 балла — требуется развернутая помощь для пони 1 балл — невозможность построения связного рас Составление рассказа по серии сюжетных картин Обследование проводится по серии из трех сюжетных картинок (Альбом, с. 22). Оценка. При оценке учитывается смысловая адекватность, самостоятельность выполнения, правильность определения последовательности картинок, состояние словарного запаса, грамматическое оформление рассказа. 4 балла — назван правильный порядок следования картинок, изложение самостоятельное; адекватный словарный запас; грамматическое оформление правильное, с использованием различных грамматических конструкций. 3 балла — правильный или обратный порядок картинок; отсутствие связующих элементов между отдельными звеньями либо неверная интерпретация событий; словарный запас адекватен, возможно проявление аномии; грамматическое оформление правильное, но отмечаются вербальные штампы. 2 балла — при определении правильной последова-
1 балл — невозможность построения связного рассказа даже при оказании развернутой помощи; выраженная бедность словарного запаса; множественные аграмматизмы. Состояние зрительного гнозиса и пространственных представлений Зрительный гнозис Задания: а) восприятие предметных реальных изображений. б) восприятие зашумленных изображений. Назвать в) восприятие наложенных изображений. Назвать г) восприятие недорисованных изображений с раз д) восприятие «химерных» изображений. Назвать 8 нарисовано (Альбом, с. 14). Для школьников дополняется опознанием букв (Альбом, с. 15). Оценка. 4 балла — изображения называются в порядке слева направо, сверху вниз (отсутствует тенденция к инверсии вектора восприятия), правильно опознаны все реальные, зашумленные, наложенные изображения, не менее 9 незавершенных изображений, букв, «химеры». 3 балла — может отмечаться тенденция к инверсии 2 балла — выявляется тенденция к инверсии векто 1 балл — изменен вектор восприятия; затруднено
Оптико-пространственная деятельность Проводится на материале копирования фигуры Тейлора ведущей рукой (Альбом, с. 16). Для школьников проба дополняется копированием левой рукой фигуры Рея—Остеррица (Альбом, с. 17). Ребенку предлагается скопировать лежащий перед ним рисунок. Не допускается переворачивание рисунка. Оценка. Оцениваются стратегия воспроизведения рисунка (дедуктивная — с последовательным переходом от целого к частям, пофрагментарная — с поэлементным копированием частей рисунка с относительно выраженным вектором продвижения от одного края рисунка к другому, хаотичная — отсутствие последовательности действий); осознанное восприятие целостного перцептивного поля (рисунок воспроизводится целиком, а не левая или правая его половина); тип ошибок при копировании (координатные — поворот рисунка и(или) отдельных его частей на 90, 180 градусов; структурно-топологические — разрушение целостного образа рисунка, смещение его частей относительно друг друга; метрические — неверная оценка расстояний, углов и пропорций). 4 балла — дедуктивная или пофрагментарная 3 балла — дедуктивная или пофрагментарная страте 2 балла — пофрагментарная или хаотичная стратегия 1 балл — хаотичная стратегия воспроизведения ри Воспроизведение слуховых и зрительных стимулов Слуховые стимулы Обследование проводится с использованием пробы, которая входит в качестве обязательной в систему нейропсихологического исследования, разработанную А.Р.Лурией для тестирования больных с локальными поражениями головного мозга — запоминание двух конкурирующих групп по 3 слова (дом, лес, кот; ночь, игла, пирог). Детям предлагается повторить за логопедом сначала 1-ю группу слов, затем 2-ю. Далее логопед просит вспомнить и назвать все указанные слова. Задание можно воспроизводить до четырех раз. После перерыва, во время которого предлагается произвести счет от 1 до 10 и обратно, любые несложные арифметические действия, прочитать стихотворение или выполнить какие-либо другие задания, логопед просит повторить слова без их дополнительного предъявления. Оценка. Нормативным считается полноценное воспроизведение слов непосредственно после называния их с третьего раза. Прочность удержания слуховых стимулов считается нормативной, если сделано не более 2 ошибок. 4 балла — непосредственное воспроизведение после 3 предъявлений без ошибок, при отсроченном воспроизведении не более 2 негрубых ошибок (забывание, ошибки в распределении слов по группам, замена близкими по звучанию или значению).
3 балла — непосредственное воспроизведение после 4 предъявлений с 2—3 ошибками, при отсроченном воспроизведении не более 4 негрубых ошибок. 2 балла — непосредственное воспроизведение по 1 балл — невозможность непосредственного и отсроченного воспроизведения. Зрительные стимулы Перед ребенком выкладывается рисунок из 6 фигур. Предлагается внимательно рассмотреть их, запомнить. Затем эталон убирается, и ребенок рисует фигуры по памяти (Альбом, с. 18). Допустимо не более 4 предъявлений. Через 20—25 минут, в течение которых выполняются другие задания, ребенок повторно рисует фигуры без дополнительного предъявления эталона. Школьники воспроизводят фигуры левой рукой. Оценка. Нормативным является точное изображение фигур с третьего раза. Прочность зрительной памяти при отсроченном воспроизведении считается нормативной, если сделаны 2 ошибки. Метрические изменения фигур не учитываются. 4 балла — непосредственное воспроизведение после 3-го предъявления, отсроченное — не более 2 негрубых ошибок (нарушение порядка, неточное изображение фигур). 3 балла — непосредственное воспроизведение после 4-го предъявления — не более 2 негрубых ошибок; отсроченное — не более 4 негрубых ошибок. 2 балла — непосредственное воспроизведение с 4-го предъявления — не более 2 негрубых и 2 грубых ошибок (замена заданных фигур другими, координатные ошибки), отсроченное воспроизведение — аналогично. 1 балл — невозможность выполнения пробы. Обследование состояния чтения и письма Обследуются учащиеся 2—4-х классов. Чтение Предлагается прочитать и пересказать текст (Альбом, с. 20). Чтение оценивается по следующим параметрам: способ чтения, интонированность, правильность, понимание прочитанного текста. Скорость чтения не учитывается при составлении логопедического заключения. Для 1-го класса скорость чтения составляет от 15 до 8 слов в минуту, для 2-го класса — от 60 до 45 слов, для 3—4-х классов — от 90 до 70 слов. Способы чтения — бухштабирование, послоговое, слитное. К концу 1 -го класса у ребенка в норме формируется слитное (синтетическое) чтение, однако отдельные слова сложной слоговой структуры могут читаться по слогам. Интонированность чтения — интонированное, ма-лоинтонированное, неинтонированное.
Правильность чтения — отсутствие или наличие стойких повторяющихся ошибок на уровне слога и слова. Понимание прочитанного (пересказ) — полный или краткий, с опорой на вопросы и без опоры, логичный или без понимания смысла прочитанного. Письмо Изучаются классные и домашние работы учащихся, диктанты, результаты списывания. Выделяются стойкие повторяющиеся специфические и грамматические ошибки. Текст диктанта: «Темный лес зимой сказочно красив. По небу плывут пушистые облака. Осенью на гибких ветках рябины созрели плоды. По крыше стучал торопливый дождик. На зеленой лужайке яркие цветочки. На березах надулись почки». Интерпретация данных обследования При первичной обработке проводится суммирование баллов за выполнение каждого задания каждой методики. Сформированностьтой или иной психической функции (процесса) оценивается путем деления полученной суммы на общее количество заданий серии. Результаты обследования позволяют условно разделить детей на 4 группы, с учетом степени тяжести нарушений: 1) без нарушений (средний балл от 4 до 3,3); 2) дети со стертой формой дизартрии с минималь 3) дети со стертой формой дизартрии со средней 4) дети со стертой формой дизартрии с выраженной Предположим, что при исследовании состояния фонематического слуха (серия 2) ребенок показал следующие результаты: слухомоторные координации — 1 балл; восприятие громкости, высоты, интонации голоса — 1 балл; восприятие и дифференциация звуков речи — 2 балла, звукослоговой анализ — 2 балла; звукосло- Далее суммируется среднее количество баллов по заданиям серий 1, 2, 3, 7 и 8, выявляющим доминирующие нарушения в структуре симптомокомплекса стертая форма дизартрии. Например, этот же ребенок показал следующие средние результаты: по серии 1 — 2 балла, по серии 2—1,6 балла, 3-я серия — 2, 4 балла, 7-я — 1,4 балла, 8-я — 2 балла. Суммируя средние баллы, получаем результат: 2 + 1,6 + 2,4 + 1,4 + 2 = = 9,4 балла. Затем разделим балл на количество методик (9,4:5 = 1,9 балла). Сопоставим полученный средний результат с приведенными выше данными. В указанном примере средний результат выполнения заданий ребенком составил 1,9 балла. Следовательно, его можно отнести к группе детей со средней степенью нарушений высших психических функций и процессов. Далее проводится сравнительный анализ состояния высших психических функций и процессов по сериям методик 4, 5 и 6 с целью выявления вторичных симптомов. Предположим, данный ребенок показал следующие результаты: 4-я серия — 4 балла, 5-я — 3,5 балла, 6-я — 3,5 балла. Анализируя результаты (4 + 3,5 + 3,5): 3, сделаем заключение о том, что у данного ребенка вторичных симптомов не отмечается.
Дополнительный анализ выполнения заданий каждой методики позволит выявить наиболее сильные и слабые звенья. Так, у приведенного нами в пример ребенка явное нарушение базовых звеньев фонематического восприятия (восприятие и воспроизведение рит- мов, громкости, высоты, интонации голоса). Следовательно, в данном случае особо важной следует считать работу именно на первых этапах коррекции фонематического восприятия. В отдельную группу выделяются дети со стертой формой дизартрии, сочетанной с лексико-грамматическим или общим недоразвитием речи. В этом случае их показатели по 5-й и 6-й сериям методик составят 2,0 и менее баллов. На диаграмме (рис. 5) показано состояние психических функций нормально развивающихся детей и детей, имеющих стертую форму дизартрии. Графики: 1 — нормально развивающиеся дети, 2 — дети с минимальной степенью нарушений, 3 — дети со средней степенью нарушений, 4 — дети с выраженной степенью нарушений, 5 — дети с сочетанными нарушениями (стертая форма дизартрии и ОНР III уровня). По оси ординат — уровни выполнения заданий, баллы: 4 — высокий уровень, 3 — средний уровень, 2 — уровень ниже среднего, 1 — низкий уровень. По оси абсцисс — состояние ВПФ: 1 — общая, тонкая, артикуляционная моторика, 2 — фонематическое восприятие, 3 — просодическая сторона речи, 4 — зву-копроизношение, 5 — лексико-грамматическая сторона речи, 6 — связная речь, 7 — зрительный гнозис и пространственные представления, 8 — воспроизведение слуховых и зрительных стимулов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 404; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.105.119 (0.011 с.) |