Составление рассказа по картине 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составление рассказа по картине



Обследование речи дошкольников и учащихся 1—2 классов проводится по картинке «На горке» (Альбом, с. 23), обследование речи учащихся 3—4 классов — по картинке «На тонком льду» (Альбом, с. 24).

Оценка. При оценке учитывается смысловая адек­ватность, самостоятельность выполнения, состояние словарного запаса, правильность грамматического оформления.

4 балла — рассказ содержит все основные смысло­
вые единицы, составлен самостоятельно, изложение
последовательное, логичное, словарь адекватен, грам­
матическое оформление правильное, используются
различные грамматические конструкции.

3 балла — верно передается смысл, однако могут
отсутствовать отдельные смысловые звенья, требу­
ется помощь логопеда для уточнения смысла; изло­
жение последовательное; словарный запас адеква­
тен, возможно проявление аномии; грамматическое
оформление правильное, но отмечаются вербальные
штампы.

2 балла — требуется развернутая помощь для пони­
мания смысла; изложение фрагментарное; ограничен­
ность словаря; негрубые грамматические ошибки.


1 балл — невозможность построения связного рас­
сказа даже при оказании развернутой помощи; вы­
раженная бедность словаря; множественные грубые
аграмматизмы.

Составление рассказа по серии сюжетных картин

Обследование проводится по серии из трех сюжет­ных картинок (Альбом, с. 22).

Оценка. При оценке учитывается смысловая адек­ватность, самостоятельность выполнения, правиль­ность определения последовательности картинок, со­стояние словарного запаса, грамматическое оформле­ние рассказа.

4 балла — назван правильный порядок следования картинок, изложение самостоятельное; адекватный словарный запас; грамматическое оформление пра­вильное, с использованием различных грамматических конструкций.

3 балла — правильный или обратный порядок кар­тинок; отсутствие связующих элементов между отдель­ными звеньями либо неверная интерпретация собы­тий; словарный запас адекватен, возможно проявление аномии; грамматическое оформление правильное, но отмечаются вербальные штампы.

2 балла — при определении правильной последова-
. тельности картинок требуется помощь; изложение со­
бытий без обобщающей сюжетной линии; ограничен­
ность словарного запаса; негрубые аграмматизмы.

1 балл — невозможность построения связного рас­сказа даже при оказании развернутой помощи; выра­женная бедность словарного запаса; множественные аграмматизмы.

Состояние зрительного гнозиса и пространственных представлений

Зрительный гнозис

Задания:

а) восприятие предметных реальных изображений.
Найти и назвать среди изображений, показываемых
логопедом по 2 предмета, нужное (Альбом, с. 2-5). Для
школьников дополняется буквами различного шрифта
(Альбом, с. 6);

б) восприятие зашумленных изображений. Назвать
6 предметов (Альбом, с. 7). Для школьников дополня­
ется зашумленными буквами (Альбом, с. 8);

в) восприятие наложенных изображений. Назвать
10 (2 по 5) предметов (Альбом, с. 9). Для школьников
дополняется наложенными буквами (Альбом, с. 10);

г) восприятие недорисованных изображений с раз­
личным положением на поле листа (альбом нельзя по­
ворачивать). Назвать 12 предметов (Альбом, с. 11). Для
школьников дополняется незавершенными буквами и
текстом (Альбом, с. 12, 13);

д) восприятие «химерных» изображений. Назвать 8
изображений; если ребенок называет только одну часть
рисунка, необходимо уточнить у него, все ли правильно



нарисовано (Альбом, с. 14). Для школьников дополня­ется опознанием букв (Альбом, с. 15).

Оценка. 4 балла — изображения называются в поряд­ке слева направо, сверху вниз (отсутствует тенденция к инверсии вектора восприятия), правильно опознаны все реальные, зашумленные, наложенные изображения, не менее 9 незавершенных изображений, букв, «химеры».

3 балла — может отмечаться тенденция к инверсии
вектора восприятия (нестойкая), правильно опознаны
реальные, не менее 5 зашумленных, 7 наложенных, 6
незавершенных изображений, букв, 6 «химер».

2 балла — выявляется тенденция к инверсии векто­
ра восприятия (возможно хаотичное называние изо­
бражений); правильно опознаны предметные реальные
изображения, буквы, однако отмечаются словесные за­
мены; не менее 3 зашумленных, 4 наложенных, 3 неза­
вершенных изображений, букв, 3 «химер».

1 балл — изменен вектор восприятия; затруднено
узнавание реальных изображений, букв, отмечаются
неадекватные словесные замены; правильно опознаны
менее 3 зашумленных, наложенных, незавершенных
фигур, 4 «химер».

Оптико-пространственная деятельность

Проводится на материале копирования фигуры Тей­лора ведущей рукой (Альбом, с. 16). Для школьников проба дополняется копированием левой рукой фигуры Рея—Остеррица (Альбом, с. 17). Ребенку предлагается скопировать лежащий перед ним рисунок. Не допуска­ется переворачивание рисунка.

Оценка. Оцениваются стратегия воспроизведения рисунка (дедуктивная — с последовательным пере­ходом от целого к частям, пофрагментарная — с по­элементным копированием частей рисунка с относи­тельно выраженным вектором продвижения от одного края рисунка к другому, хаотичная — отсутствие по­следовательности действий); осознанное восприятие целостного перцептивного поля (рисунок воспроиз­водится целиком, а не левая или правая его половина); тип ошибок при копировании (координатные — по­ворот рисунка и(или) отдельных его частей на 90, 180 градусов; структурно-топологические — разрушение целостного образа рисунка, смещение его частей отно­сительно друг друга; метрические — неверная оценка расстояний, углов и пропорций).

4 балла — дедуктивная или пофрагментарная
стратегия (слева направо) воспроизведения рисунка,
осознанное восприятие целостного перцептивного
поля, правильные структурно-топологические и ко­
ординатные представления. Допустимы метрические
ошибки.

3 балла — дедуктивная или пофрагментарная страте­
гия воспроизведения рисунка, осознанное восприятие
целостного перцептивного поля. Допустимы не более
3 координатных ошибок внутри рисунка, столько же
структурно-топологических, метрические ошибки.

2 балла — пофрагментарная или хаотичная стратегия
воспроизведения рисунка, множественные структурно-
топологические, координатные, метрические ошибки.


1 балл — хаотичная стратегия воспроизведения ри­
сунка, нарушение осознанного восприятия целостного
перцептивного поля, изобилие структурно-топологи­
ческих, координатных, метрических ошибок, вплоть до
невозможности опознания рисунка.

Воспроизведение слуховых и зрительных стимулов

Слуховые стимулы

Обследование проводится с использованием про­бы, которая входит в качестве обязательной в систему нейропсихологического исследования, разработанную А.Р.Лурией для тестирования больных с локальными поражениями головного мозга — запоминание двух конкурирующих групп по 3 слова (дом, лес, кот; ночь, игла, пирог).

Детям предлагается повторить за логопедом снача­ла 1-ю группу слов, затем 2-ю. Далее логопед просит вспомнить и назвать все указанные слова. Задание можно воспроизводить до четырех раз.

После перерыва, во время которого предлагается произвести счет от 1 до 10 и обратно, любые несложные арифметические действия, прочитать стихотворение или выполнить какие-либо другие задания, логопед просит повторить слова без их дополнительного предъ­явления.

Оценка. Нормативным считается полноценное вос­произведение слов непосредственно после называния их с третьего раза. Прочность удержания слуховых сти­мулов считается нормативной, если сделано не более 2 ошибок.

4 балла — непосредственное воспроизведение по­сле 3 предъявлений без ошибок, при отсроченном вос­произведении не более 2 негрубых ошибок (забывание, ошибки в распределении слов по группам, замена близ­кими по звучанию или значению).

3 балла — непосредственное воспроизведение по­сле 4 предъявлений с 2—3 ошибками, при отсроченном воспроизведении не более 4 негрубых ошибок.

2 балла — непосредственное воспроизведение по­
сле 4 предъявлений с 3—4 грубыми ошибками (повто­
рение одного и того же слова, замены слов далекими по
звучанию и значению, перестановки слов из 1-й и 2-й
групп); при отсроченном воспроизведении более 4 не­
грубых или 3 грубых ошибок.

1 балл — невозможность непосредственного и от­сроченного воспроизведения.

Зрительные стимулы

Перед ребенком выкладывается рисунок из 6 фи­гур. Предлагается внимательно рассмотреть их, за­помнить. Затем эталон убирается, и ребенок рису­ет фигуры по памяти (Альбом, с. 18). Допустимо не более 4 предъявлений. Через 20—25 минут, в течение которых выполняются другие задания, ребенок по­вторно рисует фигуры без дополнительного предъ­явления эталона. Школьники воспроизводят фигуры левой рукой.



Оценка. Нормативным является точное изображе­ние фигур с третьего раза. Прочность зрительной па­мяти при отсроченном воспроизведении считается нормативной, если сделаны 2 ошибки. Метрические изменения фигур не учитываются.

4 балла — непосредственное воспроизведение после 3-го предъявления, отсроченное — не более 2 негрубых ошибок (нарушение порядка, неточное изображение фигур).

3 балла — непосредственное воспроизведение после 4-го предъявления — не более 2 негрубых ошибок; от­сроченное — не более 4 негрубых ошибок.

2 балла — непосредственное воспроизведение с 4-го предъявления — не более 2 негрубых и 2 грубых ошибок (замена заданных фигур другими, координат­ные ошибки), отсроченное воспроизведение — анало­гично.

1 балл — невозможность выполнения пробы.

Обследование состояния чтения и письма

Обследуются учащиеся 2—4-х классов.

Чтение

Предлагается прочитать и пересказать текст (Аль­бом, с. 20).

Чтение оценивается по следующим параметрам: способ чтения, интонированность, правильность, по­нимание прочитанного текста. Скорость чтения не учитывается при составлении логопедического заклю­чения. Для 1-го класса скорость чтения составляет от 15 до 8 слов в минуту, для 2-го класса — от 60 до 45 слов, для 3—4-х классов — от 90 до 70 слов.

Способы чтения — бухштабирование, послоговое, слитное. К концу 1 -го класса у ребенка в норме форми­руется слитное (синтетическое) чтение, однако отдель­ные слова сложной слоговой структуры могут читаться по слогам.

Интонированность чтения — интонированное, ма-лоинтонированное, неинтонированное.

Правильность чтения — отсутствие или наличие стойких повторяющихся ошибок на уровне слога и сло­ва.

Понимание прочитанного (пересказ) — полный или краткий, с опорой на вопросы и без опоры, логичный или без понимания смысла прочитанного.

Письмо

Изучаются классные и домашние работы учащихся, диктанты, результаты списывания. Выделяются стой­кие повторяющиеся специфические и грамматические ошибки.

Текст диктанта: «Темный лес зимой сказочно кра­сив. По небу плывут пушистые облака. Осенью на гиб­ких ветках рябины созрели плоды. По крыше стучал торопливый дождик. На зеленой лужайке яркие цве­точки. На березах надулись почки».


Интерпретация данных обследования

При первичной обработке проводится суммирова­ние баллов за выполнение каждого задания каждой ме­тодики. Сформированностьтой или иной психической функции (процесса) оценивается путем деления полу­ченной суммы на общее количество заданий серии.

Результаты обследования позволяют условно разде­лить детей на 4 группы, с учетом степени тяжести на­рушений:

1) без нарушений (средний балл от 4 до 3,3);

2) дети со стертой формой дизартрии с минималь­
ной степенью нарушений высших психических функ­
ций и процессов (средний балл от 3,2 до 2,6);

3) дети со стертой формой дизартрии со средней
степенью нарушений высших психических функций и
процессов (средний балл от 2,5 до 1,8);

4) дети со стертой формой дизартрии с выраженной
степенью нарушений высших психических функций и
процессов (средний балл от 1,7 и ниже).

Предположим, что при исследовании состояния фо­нематического слуха (серия 2) ребенок показал следую­щие результаты: слухомоторные координации — 1 балл; восприятие громкости, высоты, интонации голоса —

1 балл; восприятие и дифференциация звуков речи —

2 балла, звукослоговой анализ — 2 балла; звукосло-
говой синтез — 2 балла. Произведем подсчет: 1 + 1 +
+ 2 + 2 + 2 = 8 баллов. Разделим 8 баллов на количество
заданий серии: 8: 5 = 1,6 балла. Аналогичные подсчеты
проводим по другим методикам.

Далее суммируется среднее количество баллов по заданиям серий 1, 2, 3, 7 и 8, выявляющим домини­рующие нарушения в структуре симптомокомплекса стертая форма дизартрии. Например, этот же ребенок показал следующие средние результаты: по серии 1 — 2 балла, по серии 2—1,6 балла, 3-я серия — 2, 4 бал­ла, 7-я — 1,4 балла, 8-я — 2 балла. Суммируя средние баллы, получаем результат: 2 + 1,6 + 2,4 + 1,4 + 2 = = 9,4 балла. Затем разделим балл на количество методик (9,4:5 = 1,9 балла).

Сопоставим полученный средний результат с при­веденными выше данными.

В указанном примере средний результат выполнения заданий ребенком составил 1,9 балла. Следовательно, его можно отнести к группе детей со средней степенью нарушений высших психических функций и процессов.

Далее проводится сравнительный анализ состояния высших психических функций и процессов по сериям методик 4, 5 и 6 с целью выявления вторичных симпто­мов. Предположим, данный ребенок показал следую­щие результаты: 4-я серия — 4 балла, 5-я — 3,5 балла, 6-я — 3,5 балла. Анализируя результаты (4 + 3,5 + 3,5): 3, сделаем заключение о том, что у данного ребенка вто­ричных симптомов не отмечается.

Дополнительный анализ выполнения заданий каж­дой методики позволит выявить наиболее сильные и слабые звенья. Так, у приведенного нами в пример ре­бенка явное нарушение базовых звеньев фонематиче­ского восприятия (восприятие и воспроизведение рит-



мов, громкости, высоты, интонации голоса). Следова­тельно, в данном случае особо важной следует считать работу именно на первых этапах коррекции фонемати­ческого восприятия.

В отдельную группу выделяются дети со стертой формой дизартрии, сочетанной с лексико-грамматиче­ским или общим недоразвитием речи. В этом случае их показатели по 5-й и 6-й сериям методик составят 2,0 и менее баллов.

На диаграмме (рис. 5) показано состояние психиче­ских функций нормально развивающихся детей и де­тей, имеющих стертую форму дизартрии.

Графики: 1 — нормально развивающиеся дети, 2 — дети с минимальной степенью нарушений, 3 — дети со средней степенью нарушений, 4 — дети с выраженной степенью нарушений, 5 — дети с сочетанными наруше­ниями (стертая форма дизартрии и ОНР III уровня).

По оси ординат — уровни выполнения заданий, баллы: 4 — высокий уровень, 3 — средний уровень, 2 — уровень ниже среднего, 1 — низкий уровень.

По оси абсцисс — состояние ВПФ: 1 — общая, тон­кая, артикуляционная моторика, 2 — фонематическое восприятие, 3 — просодическая сторона речи, 4 — зву-копроизношение, 5 — лексико-грамматическая сто­рона речи, 6 — связная речь, 7 — зрительный гнозис и пространственные представления, 8 — воспроизведе­ние слуховых и зрительных стимулов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.225.1.66 (0.375 с.)