Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Заповеди семейного воспитания ( Сухомлинский В.А.)

Поиск

Не уничтожай.

Не угрожай.

Не вымогай обещание.

Не морализируй.

Не лишай ребенка быть самим собой.

Не повреди.

Не бойся признать свою ошибку.

Начинай воспитание с себя..

Верь в своего ребенка.

Помоги ребенку поверить в себя.

В конце игры, в качестве домашнего задания, вы можете предложить участникам провести семейный эксперимент, содержание которого приводится ниже.

Домашний эксперимент

Если вы хотите развивать и обогащать ваши супружеские отношения, то попробуйте провести наблюдение. Записывай­те в течение недели следующие события, происшедшие с вами (пусть ваш брачный партнер сделает то же самое)

1. Случаи, когда супруг (супруга) одобрял (одобряла)
вас.

2. Случаи, когда вы одобряли супруга (супругу).

3. Случаи, когда вы ожидали одобрения, но не получили
его.

Подведите итоги (независимо друг от друга) по каждому пунктуи сравните их.

Возможны такие ситуации:

Вариант первый

Количество записей в первом пункте меньше, чем во втором. Это значит, что вы испытываете дефицит в эмо­циональной поддержке со стороны партнера. Он, по вашему мнению, недостаточно ценит вас.

Вариант второй

Количество записей в первом пункте больше, чем во втором. В таком случае вам повезло — вас окружает ат­мосфера повышенной доброжелательности

Вариант третий

Количество записей в обоих пунктах примерно совпадает. Это свидетельствует о том, что эмоциональная взаимная поддержка в семье гармонизирована.

А теперь поинтересуйтесь, что получилось у вашего супру­га (супруги).

Особенно любопытно сделать сравнение по третьему пункту. Возможно, вы часто получаете одобрение партнера, но не в тот момент, когда ожидаете, поэтому похвала остается неоцененной. А может быть, вы похожи на каль­кулятор, действующий по принципу «не делать ничего да­ром»?

Словом, вам будет о чем поговорить. Только не спешите с окончательными выводами. Сегодняшний день может быть совсем не похож на завтрашний, особенно если вы захотите лучше понять друг друга.

Мы уже упоминали о трудностях родительского актива в планировании и организации своей работы. Помощь психо­лога может быть полезна на этапе психодиагностики, чтобы дать рекомендации в распределении обязанностей, а также в психологическом обеспечении планирования работы (учет возрастных особенностей учащихся, определение уровня раз­вития классного коллектива, традиционного стиля управле­ния и т. д.). Следующая разработка может пригодиться именно для такой работы.

2.2.6. «Моделирование плана работы родительского комитета класса» (практикум)

Цель практикума: выработать методику моделирования плана работы классного родительского комитета. Детализировать и отработать навык работы в условиях практикума и затем показать возможности использованияполученных в деятельности членов родительского комитета.

Алгоритм проведения:

1. Группа делится на микрогрупиы по 5 — 6 человек. Определяется лидер, задачей которого является максималь­ное включение каждого члена группы в решение данной задачи. Конечным результатом работы должен стать проект плана работы родительского комитета класса.

2. Группам определяются задания. Устанавливается чет­
кий регламент работы: на выработку проекта 25—30 минут, на выступление лидера группы с проектом 5—7 минут. Возможна работа альтернативной группы с идентичным заданием. Цель: иметь возможность сравнения, чтобы по­лучить оптимальный вариант решения данной проблемы.

3. Возможно определение индивидуальных заданий (с целью избежания эффекта неопределенности).

4. Из состава работающих групп выделяется группа экспертов, которые могут внедряться в работу микрогрупп (например, через делегирование экспертов), вырабатывают критерии оценки работы групп, доводят до них эти требо­вания и на основе выработанных критериев проводят анализ работы микрогрупп и группы в целом.

Задание микрогруппам:

Составить модель плана работы родительского комитета VII—VIII классов на четверть при наличии следующих факторов:

а) возрастные особенности учащихся 10, 11 —15 лет (ма­териалы прилагаются);

б) состояние коллектива: вторая ступень развития —
«мягкая глина», формы управления — «разящие стрелы + возвращающийся бумеранг»;

в) задача: развитие коллектива до следующей ступе­ни — «мерцающий маяк»;

г) план классного руководителя конкретизировал задачу
на четверть: формировать сознательную дисциплину и актив­ность класса;

д) ключевое дело класса на данный период (тема вы­бирается произвольно или называется классным руководи­телем).

За основу можно взять предлагаемую структуру плана работы родительского комитета класса и внести в нее соот­ветствующие дополнения, изменения, вплоть до создания новой структуры:

— совместная работа родительского комитета и классно­го руководителя по диагностике семейного воспитания (ан­кетирование, совместные целевые выходы, наблюдения, целе­вые беседы и т. д.);

— работа микрогруппы родителей с микрогруппой учащихся по реализации конкретной задачи класса.

— родительские собрания, заседания, отчеты родитель­ского комитета по различным направлениям его деятель­ности (не реже одного раза в месяц);

— работа всеобуча: распределение фонда всеобуча, связь
с неблагополучными семьями, с комиссиями содействия семье
и школе на предприятиях, работа родительского патру­ля и т. д.;

— учебная комиссия: контроль за дневниками, за выпол­нением домашних заданий, выполнением режима дня, провер­ка условий работы ребенка дома, организация экскурсий на предприятия, организация встреч с интересными людьми, помощь в организации предметных вечеров, предметных кружков и т. д.;

— хозяйственная комиссия: организация совместных суб­ботников по уборке территории школы, озеленению дворов, косметический ремонт класса, починка мебели и т. д.;

— комиссия по организации питания: контроль за ка­чеством пищи, помощь в организации дежурства;

— культурно-массовая и спортивная комиссии: работа кружков самодеятельности, спортивных секций, клубов по интересам, совместный просмотр и обсуждение спектаклей и кинофильмов, совместные соревнования, походы, вечера, помощь в организации клубов общения детей, родителей и учителей.

При составлении плана должны учитываться элементы психологической возрастной характеристики учащихся 10, 11 —15 лет.

А. Благоприятные тенденции:

— стремление к взрослости,

— общая активность,

— важность мнения другого человека, желание осознать
себя личностью,

— стремление к самостоятельности.

— увеличение широты и разнообразия интересов.

— возрастание определенности и устойчивости инте­ресов.

Б Неблагоприятные тенденции:

- незрелость самооценок и оценок другого человека.

- стремление к взрослости чисто внешнее.
- стремление к самостоятельности.

— отсутствие умения применять теоретические знания
в практической жизни.

- неумение сосредоточить усилия и одном направлении

Характеристика второй и третьей ступеней развития кол­лектива:

«Мягкая глина» — заметны первые усилия по сплоче­нию коллектива. У организаторов нет достаточного опыта работы. Скрепляющее звено — формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные: от доброжелатель­ных до конфликтных. Ребята по своей инициативе редко приходят друг другу на помощь. Существуют замкнутые приятельские группировки. Подлинного организатора нет или ему трудно себя проявить, потому что его некому под­держать.

«Мерцающий маяк» — в группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу. Авторитетен актив класса, в группе есть на кого опереться. Группа отличает­ся индивидуальностью, однако ощущается недостаток воли в доведении дела до конца,--в преодолении трудностей, не каждому хватает сил подчиниться требованиям коллектива. Недостаточно проявляется инициатива, налицо только всплески активности.

В работе с родителями психологу необходима вера в их педагогические способности и уважение их человеческого достоинства. Таким же должен быть настрой и в отношении всего педколлектива. Родители быстро распознают, когда с ними работают ради галочки, а когда в них действительно видят коллег-воспитателей.

Все приводимые рекомендации по практическим формам работы с семьей испытаны на экспериментальных площад­ках кафедры. Опыт показывает, что успех можно гаранти­ровать только при условии серьезной предварительной под­готовки родительского актива класса. На это ориентирован следующий практикум.

2.2.7. «Совершенствование работы родительского комитета» (практикум)

/. Беседа за «круглым» столом:

— В чем вы испытываете удовлетворение и что вас бес­покоит в работе родительского комитета?

— Ваше отношение к родительскому всеобучу в вашей
школе.

— Знаете ли вы о новаторах семейного воспитания?

В какой помощи психолога нуждаются председатели школьных родительских комитетов?

2. Регламентированная дискуссия «Семья сегодня»:

— Как вы представляете себе семейное благополучие?

— Какие из проблем семейного воспитания сегодня вас
особенно тревожат, радуют, вызывают непонимание?

3. Консультация «Содержание и формы работы роди­
тельских комитетов в условиях перестройки школы».

Важно, чтобы все проводимые мероприятия заканчива­лись конкретными советами школьного психолога, а не стано­вились бы в ряд очередной пустой «говорильни».

Обычно у родителей возникают вопросы:

— Как помогать детям, указывать, поощрять или на­казывать без нанесения вреда воспитанию самостоятель­ности и ответственности? Как уберечь при этом достоинство ребенка?

— Резко ухудшилась успеваемость в декабре, а это — конец полугодия; на улице темно, холодно, ребенок силь­но устает... Что важнее — здоровье или успеваемость?

— Чем отличается «отметка» от «оценки»?

— Надо ли родителям заниматься с детьми по тем темам,
которые они «проходят» в школе? Или это дело только школы?

— Чем воспитание отличается от обучения и развития?
Как видите, вопросы не из простых и часть из них требует квалифицированной оценки психолога.

Если родители проявляют интерес к теории семейного воспитания, то психологу обязательно придется участвовать в работе лектория для родителей. Часть занятий придется провести самому, на других быть содокладчиком, коммента­тором или оппонентом.

Организуя по вечерам работу лектория, постарайтесь, чтобы продолжительность занятия была не более 40—45 ми­нут. Мы должны ценить время семьи, и так как время от 19 до 21 часа является на неделе единственным в течение суток периодом, когда родители и дети встречаются дома, но стоит его полностью расходовать на просвещение. Лучше делать так, чтобы после занятий у мам и пап была возможность что-то изменить к лучшему уже в этот вечер. Постарайтесь после каждого сообщения дать родителям простенькое практическое занятие, чтобы они на практике убеждались в действенности и пользе таких собраний.

Советуем проводить занятие так, чтобы успеть ответить на конкретные вопросы родителей. Иногда на такие вопросы сначала специалист отвечает при всей аудитории, объясняя это «пользой для других». Но, нам кажется, такие прилюдные консультации не всегда этичны. Ведь родители порой спрашивают о самом сокровенном. Поэтому лучше сделать небольшое перерыв после 30 минут сообщения. После него пусть возвращаются только те, у кого будут вопросы. Тем самым быстро освободятся те, кто все сразу понял, и те, кто спешит; обеспечится относительный комфорт и интимность индивидуальных консультаций.

Консультируя сразу после лекции, постарайтесь опирать­ся на только что прослушанный родителями материал, вы­водя их самих на верное решение. И если такое решение бу­дет найдено, обязательно подчеркните, что это сделали сами родители, что они знают, как действовать правильно. Укрепляйт е в них чувство собственной зрелости и чуткос ти.

Несколько слов о том, какие домашние задания давать родителям в конце лекционных занятий. Конечно же, не все окажутся примерными учениками и выполнят то, о чем их просили. Кто-то выполнит, но постесняется при всех расска­зать об итогах. Лучше всего итоги домашних заданий об­суждать в узком кругу, после следующего лекционного за­нятия. Со временем этот круг значительно расширится.

Задания могут быть такими:

1. В течение четырех дней после собрания ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремить­ся добиваться от него выполнения ваших распоряжений дру­гими способами. Главное—без крика.

2. В течение двух дней после собрания стараться заме­нять все директивные указания свободным выбором. На­пример, вместо «иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через десять минут?»; «Молока налить целый стакан или половину?»; «Из школы придешь сразу или на полчаса
задержишься?» и т. п.

3. В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?

Ниже дается вариант годовой программы работы с роди­телями первоклассников.

2.2.8. Школа родителей первоклассников» (годовая программа)

Октябрь — «Роль семьи в формировании личности» (форми­рование фамильного сознания, организация раз­новозрастного общения, домашние занятия и т.п.).

Ноябрь — «Правила общения е детьми» (по материалам лекций Ю. Б. Гиппенрейтер в «Учительской газе­те», 1988—1989 гг.) (Консультации.)

Декабрь — «Конец полугодия: проблема успеваемости» (способности детей, режим, роль родителей в ор­ганизации домашних занятий, плохие отметки, выдающиеся способности и др.).

Январь — «Распределение обязанностей в семье. Воспита­ние трудолюбия». (Консультация.)

Февраль — «Впереди подростковый («трудный») возраст» (воспитание самостоятельности, ответственности и др.).

Март — «Дети и деньги. Семейный бюджет и дети. Ра­бота для ребенка».

Апрель — Консультации.

Май — «Ваши дети — будущие родители ваших внуков»

Семья — это всегда пересечение нескольких поколений, узел чрезвычайно сложной иерархии отношений. Здесь и разные люди из разных времен, здесь и разные судьбы из разных родов и фамилий. И каждый ребенок несет в себе это узловое переплетение судеб и времен — продолжает эти линии дальше.

Довольно часто отклонения в развитии ребенка связаны с дезинтеграцией отношений к нему: завышение или заниже­ние оценок, непоследовательность или противоречивость тре­бований, а порой и полное отсутствие требований со стороны взрослых. Сложно согласовать требования родителям, но еще труднее приходится семьям с несколькими поколениями вос­питателей. Иногда полезно молодым родителям взглянуть на себя и свою семью со стороны. Помочь в этом могут диалог «Мнения» и тест «Бабушка и дедушка», которые мы при­водим ниже.

2.2.9. «Мнения» (диалог)

(о единстве требований родителей в семье)

1. В разговоре с детьми не следует допускать критики решений родителей.

2. С детьми можно говорить обо всем, они вправе критиковать родителей.

3. Самостоятельность детей допустима в строгих пределах.

4. Детям стоит предоставлять свободу выбора во всем, влияя на выбор советом.

5. Дети должны участвовать в проблемных семейныхразговорах, даже если они касаются только родителей.'

6. Нельзя посвящать детей в разногласия родителей.

Пусть выскажутся папы и мамы из одной семьи или за­полнят одну табличку на двоих: слева дан перечень вопро­сов, а справа в двух клетках надо поставить знаки плюс или минус. Разница знаков подтвердит предположение о том, что родители противоречивы в требованиях к своим детям.

2.2.10. «Семейный вечер»

Цель вечера: развитие семейного творчества и сотруд­ничества родителей класса.

/. Подготовительный этап

На классном собрании классный руководитель предла­гает придумать совместное дело «Дети + родители» и под­сказывает форму такого дела — семейный вечер. На роди­тельском собрании эта идея доводится до сведения родите­лей, здесь же они могут разделиться на творческие группы
в соответствии с желанием и в каждой группе выбрать «базо­вую» семью. Таким образом, у классного руководителя поя­вятся 5—6 «базовых» семей для проведения семейных ве­черов. Члены родительского комитета и их дети образуют совет, они же будут работать на вечере в качестве жюри и ведущих разных конкурсов, имеющих ролевые «звания»: психолог, дизайнер, композитор, дегустатор и т. д. Каждая семья является основной при формировании столика на ве­чере. Дети, чьи родители не смогут прийти, будут в роли гос­тей этой семьи. Совет разрабатывает задания столикам, при­мерно, следующие::

— информация главы семьи: повод для семейного вечера, предложение по девизу вечера, приветствие гостям;

— эстафета семейных традиций — рассказ о самой интересной традиции семьи;

— приветствие гостей семье, можно приготовить по­дарок — рисунок, поделки, дружеский шарж, песню или ми­ни-концерт;

— конкурс «Дружба»: семья и гости придумывают до­машний плакат по «технике безопасности при конфликтах» и подпись к нему.

//. Проведение вечера

1.Совет или жюри являются хозяевами вечера, поэтому они ведут вечер. Семьи рассаживаются за столиками, член жюри представляет семьи, называет глав «базовых» семей, высказывает пожелания семьям сделать гостей своими постоянными друзьями для общения вне стен класса, а для этого сотрудничать и фантазировать, переживать и радо­ваться всем вместе в ходе конкурсов и эстафет вечера. Опре­деляется время для первых заданий.

2. Жюри исполняет художественную заставку на тему «Семья-семья»: о необходимости взаимопонимания, доверия, доброжелательности во взаимоотношениях взрослых между собой и детьми.

3. Объявляется пресс-конференция глав семей: глава семьи выступает с информацией о поводе для семейного вечера, который они вместе с гостями придумали, о девизе вечера, семья исполняет приветствие гостям.

4. Ответное слово гостей — творческое приветствие се­мье, вручение подарков (символических).

5. За 3 минуты столик готовит угощение (по жребию — овощное или фруктовое) и дает ему оригинальное название.

6. Эстафета семейных традиций: каждая семья отрывает лепесток «ромашки» с датой, к которой нужно придумать или взять из своей жизни) традицию семьи. На лепестках следующие даты: 8 Марта, день рождения папы (мамы, сына, дочери...), Новый год и др. На лепестках нужно запи­сать содержание традиции и приклеить их обратно к «ро­машке». Ведущий прочитывает написанное (не указывая автора), с помощью жюри оценивает (по 5-балльной сис­теме) предложенную традицию; определяется лучшая, т. е.
наиболее содержательная и интересная. Время на обдумы­вание и запись — 5 минут.

7. «Наша реклама» — конкурс рекламы безалкоголь­ного напитка (русский квас, чай, ягодный морс, коктейль молочный, сок томатный...).

8. Психологический тест на умение общаться с детьми — время на обдумывание 10 секунд. Тест проходит папа, а оце­нивает его мама:

а) надо позвать сына (дочь) домой с улицы;

б)узнать по телефону его учебные дела за день;

в) ребенок плохо ест, надо убедить его в пользе манной каши;

г) ваша реакция на приход ребенка с улицы мокрым и грязным;

д) вы приходите с работы домой, уроки у сына еще не сделаны, а по телевизору начинается художественный фильм.

9. Конкурс «Дружба» (семья и гости придумывают плакат по «технике безопасности при конфликтах»),

10. Ведущий проводит «кольцовку» песен на любую тему:
дружба, школа... Семьи по очереди исполняют один куплет песни. Столик, который не успел включиться вовремя или по истечении 3 секунд, из «кольцовки» выпадает. Побеждает тот коллектив, который споет последнюю песню.

Жюри награждает каждый коллектив за сплоченность, на­ходчивость, умение постоять за честь коллектива.

///. Коллективный анализ

1. Что удалось? 2. Что не удалось и почему? 3. Что из­менить? 4. Какая цель стояла и достигнута ли она?

Практика показала, что родители могут помочь школь­ному психологу в развитии психолого-педагогического мыш­ления в семье. Проведя однажды деловую игру по анализу ситуаций семейного воспитания, можно привлекать ро­дителей к организации подобных практикумов по клас­сам.

2.3.11. «Вариант» (деловая игра)

Цель игры: психолого-педагогический анализ ситуаций воспитания.

Игроки садятся за стол согласно своим номерам. Четыре игрока, отдельно лидер и три «защитника».

Игра проходит в четыре этапа; в ходе игры ее участни­ки меняются местами. Задача лидера провести игру так, чтобы каждый «защитник» имел возможность изложить и аргументировать свою позицию. По окончании игры лидер оценивает выступления «защитников»; «защитники» оцени­вают действия лидера, ознакомившись со специальным бланком; «защитники» оценивают друг друга.

Таким образом, каждый участник трижды играет роль «защитника» и один раз — лидера.

В ходе игры ее участники знакомятся с ситуацией и пред­лагают три варианта ее решения. 10 минут для обмена мне­нием с «родной» командой. Главная задача каждого участ­ника — получить как можно больше баллов, выступая в роли «защитника» или «критика».

Оценочный лист «защитников»

Команда №:

Вы участник игры «Вариант». За вашим столом игроки. которые принимают участие в обсуждении ситуаций. Оцени­те работу каждого, поставив около фамилии игрока коли­чество баллов, какое считаете нужным.

1.

2.

3.

Оценочный лист лидера

Команда №

Вы участник игры «Вариант». У вас есть лидер, который должен увлечь вас темой и вести разговор в нужном направлении. Оцените его работу: 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50. Нужное количество баллов необходимо под­черкнуть.

Ситуация для общения

1. Ваша дочь стала молчаливой и замкнутой. Вам никак не удается вызвать ее на откровенность. При этом она считает, что у нее все в порядке. Как поступить?

2. В доме собрались ребята, друзья ваших детей. Как можно организовать их, чем занять, кроме праздничного угощения?

3. Вам необходима помощь ребенка, но он занят каким- то интересным делом. Как быть?

4. Ребенок плохо ведет себя на улице или в гостях. Как
реагировать родителям?

5. Ребенок не уверен в себе, очень волнуется и переживает, когда отвечает у доски, участвует в коллективных делах, просто общается со сверстниками. Как помочь ребенку2

Полезнее, если ситуации для обсуждения «принесут» с собой родители, ведь в любой семье каждый день встречают­ся довольно сложные случаи.

Практикумы являются и своеобразной формой распро­странения опыта семейного воспитания.

Сколько бы мы ни предлагали методических разработок, конкретных форм работы психолога с родителями, мы не в состоянии разрешить все проблемы семейного воспитания.

Любая работа с людьми носит творческий характер. Навести на мысль может и реплика ребенка, и рубрика в газете, и предложение коллег-педагогов. Надо только развивать в себе способность педагогического творчества.

2.3.12. «Все работы хороши, выбирай на вкус» (совместный семинар родителей и детей)

Цель: повысить уровень ориентации учащихся в мире профессий.

Материалы:

Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова.

Тест “Профессиональная ориентация”.

Карта интересов А. Е. Голомштока.

Подготовительный этап

До проведения собрания необходимо провести тесты по профориентации учащихся (методика ДДО Е. А. Климова, “Тип личности” Дж. Холланда и т. д.).

Педагог анализирует тесты и готовит сообщение о результатах анкетирования учащихся.

Основной этап

Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что все больше ощущается не только необходимость расширения ее масштабов, но и поднятие качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении. Это в немалой степени связано с особой ситуацией, сложившейся в России на рубеже веков (и тысячелетий), ситуацией хаоса не только в социально-экономической, но и в духовной сферах общественной жизни.

Именно в таких условиях приходится самоопределяться современным подросткам, а также самоопределяться их родителям, педагогам и психологам. В условиях, когда еще не ясны перспективы дальнейшего развития страны (да и всего остального мира), многим приходится выстраивать перспективы своего собственного личностного и профессионального развития.

Ознакомление с результатами тестирования учащихся и обсуждение результатов.

Родители и учащиеся образуют команды, которые будут участвовать в конкурсах. Формируется авторитетное жюри.

Практические задания для команд



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.158 (0.016 с.)