Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Заповеди семейного воспитания ( Сухомлинский В.А.)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Не уничтожай. Не угрожай. Не вымогай обещание. Не морализируй. Не лишай ребенка быть самим собой. Не повреди. Не бойся признать свою ошибку. Начинай воспитание с себя.. Верь в своего ребенка. Помоги ребенку поверить в себя. В конце игры, в качестве домашнего задания, вы можете предложить участникам провести семейный эксперимент, содержание которого приводится ниже. Домашний эксперимент Если вы хотите развивать и обогащать ваши супружеские отношения, то попробуйте провести наблюдение. Записывайте в течение недели следующие события, происшедшие с вами (пусть ваш брачный партнер сделает то же самое) 1. Случаи, когда супруг (супруга) одобрял (одобряла) 2. Случаи, когда вы одобряли супруга (супругу). 3. Случаи, когда вы ожидали одобрения, но не получили Подведите итоги (независимо друг от друга) по каждому пунктуи сравните их. Возможны такие ситуации: Вариант первый Количество записей в первом пункте меньше, чем во втором. Это значит, что вы испытываете дефицит в эмоциональной поддержке со стороны партнера. Он, по вашему мнению, недостаточно ценит вас. Вариант второй Количество записей в первом пункте больше, чем во втором. В таком случае вам повезло — вас окружает атмосфера повышенной доброжелательности Вариант третий Количество записей в обоих пунктах примерно совпадает. Это свидетельствует о том, что эмоциональная взаимная поддержка в семье гармонизирована. А теперь поинтересуйтесь, что получилось у вашего супруга (супруги). Особенно любопытно сделать сравнение по третьему пункту. Возможно, вы часто получаете одобрение партнера, но не в тот момент, когда ожидаете, поэтому похвала остается неоцененной. А может быть, вы похожи на калькулятор, действующий по принципу «не делать ничего даром»? Словом, вам будет о чем поговорить. Только не спешите с окончательными выводами. Сегодняшний день может быть совсем не похож на завтрашний, особенно если вы захотите лучше понять друг друга. Мы уже упоминали о трудностях родительского актива в планировании и организации своей работы. Помощь психолога может быть полезна на этапе психодиагностики, чтобы дать рекомендации в распределении обязанностей, а также в психологическом обеспечении планирования работы (учет возрастных особенностей учащихся, определение уровня развития классного коллектива, традиционного стиля управления и т. д.). Следующая разработка может пригодиться именно для такой работы. 2.2.6. «Моделирование плана работы родительского комитета класса» (практикум) Цель практикума: выработать методику моделирования плана работы классного родительского комитета. Детализировать и отработать навык работы в условиях практикума и затем показать возможности использованияполученных в деятельности членов родительского комитета. Алгоритм проведения: 1. Группа делится на микрогрупиы по 5 — 6 человек. Определяется лидер, задачей которого является максимальное включение каждого члена группы в решение данной задачи. Конечным результатом работы должен стать проект плана работы родительского комитета класса. 2. Группам определяются задания. Устанавливается чет 3. Возможно определение индивидуальных заданий (с целью избежания эффекта неопределенности). 4. Из состава работающих групп выделяется группа экспертов, которые могут внедряться в работу микрогрупп (например, через делегирование экспертов), вырабатывают критерии оценки работы групп, доводят до них эти требования и на основе выработанных критериев проводят анализ работы микрогрупп и группы в целом. Задание микрогруппам: Составить модель плана работы родительского комитета VII—VIII классов на четверть при наличии следующих факторов: а) возрастные особенности учащихся 10, 11 —15 лет (материалы прилагаются); б) состояние коллектива: вторая ступень развития — в) задача: развитие коллектива до следующей ступени — «мерцающий маяк»; г) план классного руководителя конкретизировал задачу д) ключевое дело класса на данный период (тема выбирается произвольно или называется классным руководителем). За основу можно взять предлагаемую структуру плана работы родительского комитета класса и внести в нее соответствующие дополнения, изменения, вплоть до создания новой структуры: — совместная работа родительского комитета и классного руководителя по диагностике семейного воспитания (анкетирование, совместные целевые выходы, наблюдения, целевые беседы и т. д.); — работа микрогруппы родителей с микрогруппой учащихся по реализации конкретной задачи класса. — родительские собрания, заседания, отчеты родительского комитета по различным направлениям его деятельности (не реже одного раза в месяц); — работа всеобуча: распределение фонда всеобуча, связь — учебная комиссия: контроль за дневниками, за выполнением домашних заданий, выполнением режима дня, проверка условий работы ребенка дома, организация экскурсий на предприятия, организация встреч с интересными людьми, помощь в организации предметных вечеров, предметных кружков и т. д.; — хозяйственная комиссия: организация совместных субботников по уборке территории школы, озеленению дворов, косметический ремонт класса, починка мебели и т. д.; — комиссия по организации питания: контроль за качеством пищи, помощь в организации дежурства; — культурно-массовая и спортивная комиссии: работа кружков самодеятельности, спортивных секций, клубов по интересам, совместный просмотр и обсуждение спектаклей и кинофильмов, совместные соревнования, походы, вечера, помощь в организации клубов общения детей, родителей и учителей. При составлении плана должны учитываться элементы психологической возрастной характеристики учащихся 10, 11 —15 лет. А. Благоприятные тенденции: — стремление к взрослости, — общая активность, — важность мнения другого человека, желание осознать — стремление к самостоятельности. — увеличение широты и разнообразия интересов. — возрастание определенности и устойчивости интересов. Б Неблагоприятные тенденции: - незрелость самооценок и оценок другого человека. - стремление к взрослости чисто внешнее. — отсутствие умения применять теоретические знания - неумение сосредоточить усилия и одном направлении Характеристика второй и третьей ступеней развития коллектива: «Мягкая глина» — заметны первые усилия по сплочению коллектива. У организаторов нет достаточного опыта работы. Скрепляющее звено — формальная дисциплина и требования старших. Отношения разные: от доброжелательных до конфликтных. Ребята по своей инициативе редко приходят друг другу на помощь. Существуют замкнутые приятельские группировки. Подлинного организатора нет или ему трудно себя проявить, потому что его некому поддержать. «Мерцающий маяк» — в группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу. Авторитетен актив класса, в группе есть на кого опереться. Группа отличается индивидуальностью, однако ощущается недостаток воли в доведении дела до конца,--в преодолении трудностей, не каждому хватает сил подчиниться требованиям коллектива. Недостаточно проявляется инициатива, налицо только всплески активности. В работе с родителями психологу необходима вера в их педагогические способности и уважение их человеческого достоинства. Таким же должен быть настрой и в отношении всего педколлектива. Родители быстро распознают, когда с ними работают ради галочки, а когда в них действительно видят коллег-воспитателей. Все приводимые рекомендации по практическим формам работы с семьей испытаны на экспериментальных площадках кафедры. Опыт показывает, что успех можно гарантировать только при условии серьезной предварительной подготовки родительского актива класса. На это ориентирован следующий практикум. 2.2.7. «Совершенствование работы родительского комитета» (практикум) /. Беседа за «круглым» столом: — В чем вы испытываете удовлетворение и что вас беспокоит в работе родительского комитета? — Ваше отношение к родительскому всеобучу в вашей — Знаете ли вы о новаторах семейного воспитания? В какой помощи психолога нуждаются председатели школьных родительских комитетов? 2. Регламентированная дискуссия «Семья сегодня»: — Как вы представляете себе семейное благополучие? — Какие из проблем семейного воспитания сегодня вас 3. Консультация «Содержание и формы работы роди Важно, чтобы все проводимые мероприятия заканчивались конкретными советами школьного психолога, а не становились бы в ряд очередной пустой «говорильни». Обычно у родителей возникают вопросы: — Как помогать детям, указывать, поощрять или наказывать без нанесения вреда воспитанию самостоятельности и ответственности? Как уберечь при этом достоинство ребенка? — Резко ухудшилась успеваемость в декабре, а это — конец полугодия; на улице темно, холодно, ребенок сильно устает... Что важнее — здоровье или успеваемость? — Чем отличается «отметка» от «оценки»? — Надо ли родителям заниматься с детьми по тем темам, — Чем воспитание отличается от обучения и развития? Если родители проявляют интерес к теории семейного воспитания, то психологу обязательно придется участвовать в работе лектория для родителей. Часть занятий придется провести самому, на других быть содокладчиком, комментатором или оппонентом. Организуя по вечерам работу лектория, постарайтесь, чтобы продолжительность занятия была не более 40—45 минут. Мы должны ценить время семьи, и так как время от 19 до 21 часа является на неделе единственным в течение суток периодом, когда родители и дети встречаются дома, но стоит его полностью расходовать на просвещение. Лучше делать так, чтобы после занятий у мам и пап была возможность что-то изменить к лучшему уже в этот вечер. Постарайтесь после каждого сообщения дать родителям простенькое практическое занятие, чтобы они на практике убеждались в действенности и пользе таких собраний. Советуем проводить занятие так, чтобы успеть ответить на конкретные вопросы родителей. Иногда на такие вопросы сначала специалист отвечает при всей аудитории, объясняя это «пользой для других». Но, нам кажется, такие прилюдные консультации не всегда этичны. Ведь родители порой спрашивают о самом сокровенном. Поэтому лучше сделать небольшое перерыв после 30 минут сообщения. После него пусть возвращаются только те, у кого будут вопросы. Тем самым быстро освободятся те, кто все сразу понял, и те, кто спешит; обеспечится относительный комфорт и интимность индивидуальных консультаций. Консультируя сразу после лекции, постарайтесь опираться на только что прослушанный родителями материал, выводя их самих на верное решение. И если такое решение будет найдено, обязательно подчеркните, что это сделали сами родители, что они знают, как действовать правильно. Укрепляйт е в них чувство собственной зрелости и чуткос ти. Несколько слов о том, какие домашние задания давать родителям в конце лекционных занятий. Конечно же, не все окажутся примерными учениками и выполнят то, о чем их просили. Кто-то выполнит, но постесняется при всех рассказать об итогах. Лучше всего итоги домашних заданий обсуждать в узком кругу, после следующего лекционного занятия. Со временем этот круг значительно расширится. Задания могут быть такими: 1. В течение четырех дней после собрания ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное—без крика. 2. В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через десять минут?»; «Молока налить целый стакан или половину?»; «Из школы придешь сразу или на полчаса 3. В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение? Ниже дается вариант годовой программы работы с родителями первоклассников. 2.2.8. Школа родителей первоклассников» (годовая программа) Октябрь — «Роль семьи в формировании личности» (формирование фамильного сознания, организация разновозрастного общения, домашние занятия и т.п.). Ноябрь — «Правила общения е детьми» (по материалам лекций Ю. Б. Гиппенрейтер в «Учительской газете», 1988—1989 гг.) (Консультации.) Декабрь — «Конец полугодия: проблема успеваемости» (способности детей, режим, роль родителей в организации домашних занятий, плохие отметки, выдающиеся способности и др.). Январь — «Распределение обязанностей в семье. Воспитание трудолюбия». (Консультация.) Февраль — «Впереди подростковый («трудный») возраст» (воспитание самостоятельности, ответственности и др.). Март — «Дети и деньги. Семейный бюджет и дети. Работа для ребенка». Апрель — Консультации. Май — «Ваши дети — будущие родители ваших внуков» Семья — это всегда пересечение нескольких поколений, узел чрезвычайно сложной иерархии отношений. Здесь и разные люди из разных времен, здесь и разные судьбы из разных родов и фамилий. И каждый ребенок несет в себе это узловое переплетение судеб и времен — продолжает эти линии дальше. Довольно часто отклонения в развитии ребенка связаны с дезинтеграцией отношений к нему: завышение или занижение оценок, непоследовательность или противоречивость требований, а порой и полное отсутствие требований со стороны взрослых. Сложно согласовать требования родителям, но еще труднее приходится семьям с несколькими поколениями воспитателей. Иногда полезно молодым родителям взглянуть на себя и свою семью со стороны. Помочь в этом могут диалог «Мнения» и тест «Бабушка и дедушка», которые мы приводим ниже. 2.2.9. «Мнения» (диалог) (о единстве требований родителей в семье) 1. В разговоре с детьми не следует допускать критики решений родителей. 2. С детьми можно говорить обо всем, они вправе критиковать родителей. 3. Самостоятельность детей допустима в строгих пределах. 4. Детям стоит предоставлять свободу выбора во всем, влияя на выбор советом. 5. Дети должны участвовать в проблемных семейныхразговорах, даже если они касаются только родителей.' 6. Нельзя посвящать детей в разногласия родителей. Пусть выскажутся папы и мамы из одной семьи или заполнят одну табличку на двоих: слева дан перечень вопросов, а справа в двух клетках надо поставить знаки плюс или минус. Разница знаков подтвердит предположение о том, что родители противоречивы в требованиях к своим детям. 2.2.10. «Семейный вечер» Цель вечера: развитие семейного творчества и сотрудничества родителей класса. /. Подготовительный этап На классном собрании классный руководитель предлагает придумать совместное дело «Дети + родители» и подсказывает форму такого дела — семейный вечер. На родительском собрании эта идея доводится до сведения родителей, здесь же они могут разделиться на творческие группы — информация главы семьи: повод для семейного вечера, предложение по девизу вечера, приветствие гостям; — эстафета семейных традиций — рассказ о самой интересной традиции семьи; — приветствие гостей семье, можно приготовить подарок — рисунок, поделки, дружеский шарж, песню или мини-концерт; — конкурс «Дружба»: семья и гости придумывают домашний плакат по «технике безопасности при конфликтах» и подпись к нему. //. Проведение вечера 1.Совет или жюри являются хозяевами вечера, поэтому они ведут вечер. Семьи рассаживаются за столиками, член жюри представляет семьи, называет глав «базовых» семей, высказывает пожелания семьям сделать гостей своими постоянными друзьями для общения вне стен класса, а для этого сотрудничать и фантазировать, переживать и радоваться всем вместе в ходе конкурсов и эстафет вечера. Определяется время для первых заданий. 2. Жюри исполняет художественную заставку на тему «Семья-семья»: о необходимости взаимопонимания, доверия, доброжелательности во взаимоотношениях взрослых между собой и детьми. 3. Объявляется пресс-конференция глав семей: глава семьи выступает с информацией о поводе для семейного вечера, который они вместе с гостями придумали, о девизе вечера, семья исполняет приветствие гостям. 4. Ответное слово гостей — творческое приветствие семье, вручение подарков (символических). 5. За 3 минуты столик готовит угощение (по жребию — овощное или фруктовое) и дает ему оригинальное название. 6. Эстафета семейных традиций: каждая семья отрывает лепесток «ромашки» с датой, к которой нужно придумать или взять из своей жизни) традицию семьи. На лепестках следующие даты: 8 Марта, день рождения папы (мамы, сына, дочери...), Новый год и др. На лепестках нужно записать содержание традиции и приклеить их обратно к «ромашке». Ведущий прочитывает написанное (не указывая автора), с помощью жюри оценивает (по 5-балльной системе) предложенную традицию; определяется лучшая, т. е. 7. «Наша реклама» — конкурс рекламы безалкогольного напитка (русский квас, чай, ягодный морс, коктейль молочный, сок томатный...). 8. Психологический тест на умение общаться с детьми — время на обдумывание 10 секунд. Тест проходит папа, а оценивает его мама: а) надо позвать сына (дочь) домой с улицы; б)узнать по телефону его учебные дела за день; в) ребенок плохо ест, надо убедить его в пользе манной каши; г) ваша реакция на приход ребенка с улицы мокрым и грязным; д) вы приходите с работы домой, уроки у сына еще не сделаны, а по телевизору начинается художественный фильм. 9. Конкурс «Дружба» (семья и гости придумывают плакат по «технике безопасности при конфликтах»), 10. Ведущий проводит «кольцовку» песен на любую тему: Жюри награждает каждый коллектив за сплоченность, находчивость, умение постоять за честь коллектива. ///. Коллективный анализ 1. Что удалось? 2. Что не удалось и почему? 3. Что изменить? 4. Какая цель стояла и достигнута ли она? Практика показала, что родители могут помочь школьному психологу в развитии психолого-педагогического мышления в семье. Проведя однажды деловую игру по анализу ситуаций семейного воспитания, можно привлекать родителей к организации подобных практикумов по классам. 2.3.11. «Вариант» (деловая игра) Цель игры: психолого-педагогический анализ ситуаций воспитания. Игроки садятся за стол согласно своим номерам. Четыре игрока, отдельно лидер и три «защитника». Игра проходит в четыре этапа; в ходе игры ее участники меняются местами. Задача лидера провести игру так, чтобы каждый «защитник» имел возможность изложить и аргументировать свою позицию. По окончании игры лидер оценивает выступления «защитников»; «защитники» оценивают действия лидера, ознакомившись со специальным бланком; «защитники» оценивают друг друга. Таким образом, каждый участник трижды играет роль «защитника» и один раз — лидера. В ходе игры ее участники знакомятся с ситуацией и предлагают три варианта ее решения. 10 минут для обмена мнением с «родной» командой. Главная задача каждого участника — получить как можно больше баллов, выступая в роли «защитника» или «критика». Оценочный лист «защитников» Команда №: Вы участник игры «Вариант». За вашим столом игроки. которые принимают участие в обсуждении ситуаций. Оцените работу каждого, поставив около фамилии игрока количество баллов, какое считаете нужным. 1. 2. 3. Оценочный лист лидера Команда № Вы участник игры «Вариант». У вас есть лидер, который должен увлечь вас темой и вести разговор в нужном направлении. Оцените его работу: 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50. Нужное количество баллов необходимо подчеркнуть. Ситуация для общения 1. Ваша дочь стала молчаливой и замкнутой. Вам никак не удается вызвать ее на откровенность. При этом она считает, что у нее все в порядке. Как поступить? 2. В доме собрались ребята, друзья ваших детей. Как можно организовать их, чем занять, кроме праздничного угощения? 3. Вам необходима помощь ребенка, но он занят каким- то интересным делом. Как быть? 4. Ребенок плохо ведет себя на улице или в гостях. Как 5. Ребенок не уверен в себе, очень волнуется и переживает, когда отвечает у доски, участвует в коллективных делах, просто общается со сверстниками. Как помочь ребенку2 Полезнее, если ситуации для обсуждения «принесут» с собой родители, ведь в любой семье каждый день встречаются довольно сложные случаи. Практикумы являются и своеобразной формой распространения опыта семейного воспитания. Сколько бы мы ни предлагали методических разработок, конкретных форм работы психолога с родителями, мы не в состоянии разрешить все проблемы семейного воспитания. Любая работа с людьми носит творческий характер. Навести на мысль может и реплика ребенка, и рубрика в газете, и предложение коллег-педагогов. Надо только развивать в себе способность педагогического творчества. 2.3.12. «Все работы хороши, выбирай на вкус» (совместный семинар родителей и детей) Цель: повысить уровень ориентации учащихся в мире профессий. Материалы: Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова. Тест “Профессиональная ориентация”. Карта интересов А. Е. Голомштока. Подготовительный этап До проведения собрания необходимо провести тесты по профориентации учащихся (методика ДДО Е. А. Климова, “Тип личности” Дж. Холланда и т. д.). Педагог анализирует тесты и готовит сообщение о результатах анкетирования учащихся. Основной этап Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что все больше ощущается не только необходимость расширения ее масштабов, но и поднятие качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении. Это в немалой степени связано с особой ситуацией, сложившейся в России на рубеже веков (и тысячелетий), ситуацией хаоса не только в социально-экономической, но и в духовной сферах общественной жизни. Именно в таких условиях приходится самоопределяться современным подросткам, а также самоопределяться их родителям, педагогам и психологам. В условиях, когда еще не ясны перспективы дальнейшего развития страны (да и всего остального мира), многим приходится выстраивать перспективы своего собственного личностного и профессионального развития. Ознакомление с результатами тестирования учащихся и обсуждение результатов. Родители и учащиеся образуют команды, которые будут участвовать в конкурсах. Формируется авторитетное жюри. Практические задания для команд
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.158 (0.016 с.) |