Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели и технологии психолого – педагогического сопровождения семьи (пособие для специалистов сопровождения и воспитания)

Поиск

Ленинградской области

Ленинградский областной институт развития образования

МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ (ПОСОБИЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ)

Автор – составитель:

Мартынова А.В., канд. пс. наук,

доцент каф.педагогики ЛОИРО;

Редакция:

Васютенкова И.В., канд. пед.наук,

доцент каф. педагогики ЛОИРО;

Рецензия;

Маркина Л.Н., канд. пед. наук,

доцент каф. педагогики ЛОИРО

Санкт – Петербург

Аннотация

Практикоориентированое пособие посвящено проблеме эффективного взаимодействия институтов социализации детей: семьи и школы.

В работе использованы материалы, представленные Орловой Л.Ю. и Пономаревой О.В. – директора МОУ «Рассветовская СОШ» Лодейнопольского района Ленинградской области.

В пособии представлены рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения взаимодействия ребенка, родителя и социума.

Пособие предлагает вариативные формы сотрудничества педагогов и родителей, методики их организации и проведения, а так же технологии интерактивных форм сопровождения.

Особое место в пособии отведено материалам из опыта деятельности ОУ по организации психолого-педагогического сопровождения семьи.

Пособие адресовано специалистам по воспитанию, классным руководителям, специалистам сопровождения; оно может представлять интерес для родителей и студентов педагогических учебных заведений.

 

Маркина Л.Н., доцент, канд.пед.наук


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4 - 6

Раздел 1. Организация психолого – педаогического сопровождения семьи. ( Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей) 6 - 18

Раздел 2. Методики организации и проведения различных форм сопровождения семьи силами педколлектива ОУ. 18 - 50

Раздел 3. Из опыта деятельности по организации психолого-педагогического сопровождения семьи (МОУ «Рассветовская средняя общеобразовательная школа» МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, директор О.В. Пономарева) 50 - 56

Заключение.

Родительская общественность в процессе создания воспитательного пространства ОУ. 56 - 61

Рекомендуемая литература 61 - 62


«Именно семейное воспитание во многом определяет,

Каким станет человек. Ни государство, ни даже

Лучшие педагоги, дай им Бог здоровья, заменить ребенку

Семью не могут».

В. Путин.

Введение

15 июня 2007 года

Формы взаимодействия педагогов и родителей

Формы взаимодействия педагогов и родителей — это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями.

На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Собрания не должны сводиться к монологу учителя. Это — взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной:»Мы — одна семья»; «О доброте и милосердии»; «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» и др. (см. «Методические рекомендации по организации службы психолого-педагогического сопровождения в ОУ Ленинградской области», ЛОИРО, СПб – 2007)

Особую заботу у педагогов вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью классный руководитель организует специальные встречи с отцами детей, проводит конференции-размышления, собрание «Роль отца в воспитании детей» и др. (см. «Модели и технологии реализации гендерного подхода к воспитанию в ОУ» - электронная версия, 2007 г., «Гендерный подход в семейном воспитании» - электронная версия, 2008 г.).

Многие образовательные учреждения с учетом современных требований существенно разнообразили саму форму проведения родительского собрания. Оно может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами и др.

Родительский лекторий, «Университет педагогических знаний» и др. способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Презентации опыта семейного воспитания в средствах массовой информации.

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы учениц 8—9 классов).

Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление. Результаты дискуссий воспринимаются с большим доверием.

Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.

Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.

Родительский клуб проводится в форме встреч и требует от организаторов специальной подготовки. Цель клуба — вовлечь родителей в обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий — добровольность и взаимная заинтересованность.

Раздел 2. Методики организации и проведения различных форм сопровождения семьи силами педколлектива ОУ.

Алгоритм организации всеобуча силами педколлектива

И родительской общественности

1). Изучение и анализ типичных для ОУ проблем семейного воспитания.

2). Проведение деловой игры «Организация всеобуча для родителей».

3). Составление общего плана всеобуча.

4). Анализ результатов деятельности.

5). Корректировка тем, форм, содержания.

СОСТАВЛЕНИЕ ОБЩЕГО ПЛАНА ВСЕОБУЧА (ОБРАЗЕЦ)

Возрастная группа Месяцы
Сентябрь Октябрь т.д.
1-3 класс Тема, дата, ответственные Тема, дата, ответственные  
Тема, дата, ответственные
5-7 класс      
т.д.      

2.2.2. Осмысление задач воспитания и распределение ответственности за конечный результат (деловая игра).

Шаг 1. Вступление.

В результате нашей работы мы поняли, что счастье в личной жизни человека, так же, как и нравственное здоровье зависят от воспитания и являются фактически его результатом и показателями воспитанности.

 

Шаг 2. Осмысление.

Вопросы для осмысления:

1. Как Вы понимаете, что значит «воспитывать»?

2. Как Вы понимаете, что значит «воспитанность»?

 

Комментарии:

Существует множество трактовок понятия «воспитание» и «воспитанность». Предлагаем Вам некоторые из них:

Воспитание – сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения подрастающих поколений в жизнь общества: в быт, общественно- производственную деятельность, творчество, духовность, становление их людьми, развитыми личностями и индивидуальностями, созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный процесс и преемственность поколений. (Лихачев Б.Т. Педагогика, М., 1998).

Воспитание – процесс манипуляции поведением и психикой воспитуемого с целью привития качеств, угодных воспитателю (Энциклопедический словарь)

Воспитанность – уровень личностного развития, в основе которого лежит ценностное отношение человека к себе, другим людям, труду, Родине, обществу.

«Введение этих пяти базовых ценностей не является догмой…, но без них не возможен социальный стержень личности, а значит, невозможна социальная зрелость» (Информационно-справочный сборник № 11-12 1998г. Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области «Концепция воспитания в ОУ» авт. Н.П. Царева, Н.Н. Петушкова, Н.Н. Козлова).

Различают воспитанность внутреннюю (нрав – характер, проявление в отношениях) и внешнюю (поведение, манеры).

Средства воспитания - относительно независимые источники формирования личности. К ним относятся виды деятельности (труд, игра, учение), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ) произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, литература, общественная жизнь), природу (Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах, М., 1997).

Возможные вопросы для осмысления:

1. Что значит «относиться к себе, как к ценности»?

2. Что значит «относиться к людям, как к ценности»? и т.д.

 

Комментарии:

1. Отношение ребенка к самому себе формируется прежде всего через отношение к нему значимых людей (родителей, педагогов, товарищей).

Существует два вида отношений: доброжелательное и недоброжелательное. Равнодушие – разновидность недоброжелательного отношения, когда все равно хорошо себя чувствует ребенок или плохо, интересно ему или неинтересно, страшно или нестрашно, получается или не получается и т.д.

Человек, который умеет себя ценить, любить и уважать не позволит себе унизиться до хамства, грубости, матерщины; опуститься до пьянства, проституции и т.п. Речь идет не об эгоизме, а о человеческом достоинстве. Если человек не научиться любить, ценить и уважать (т.е. беречь свое человеческое достоинство) себя, самого близкого себе человека, то как же он сможет ценить, любить и уважать других людей?

«Возлюби ближнего своего, как самого себя». Заметьте сначала возлюби себя, а через это ближнего. Воспитывать бережное отношение ребенка к себе, значит: не навешивать на него ярлыков и штампов; не унижать; заботиться о его нуждах; быть требовательным, но помогать в трудной ситуации, разобраться в своих чувствах, переживаниях; помогать добиться хорошего результата в учебе и т.д. вселить в него веру, что он хороший и способный к познанию, совершению добрых дел и поступков. имеет ли это общее с забалованностью, попустительством?

2. Доброжелательное отношение людей к человеку порождает ответное доброжелательное отношение человека к людям. И наоборот, подумайте и скажите, если кто-то по отношению к нам не справедлив, груб, жесток, равнодушен, то как мы к нему относимся?

3. Ценностное отношение к труду как источнику всех благ, силе, движущей прогресс человеческого сообщества, формируется постепенно в процессе развития важнейшего качества – трудолюбия. Отсутствие трудолюбия порождает тунеядство – стремление жить за чужой счет, паразитизм.

В основе трудолюбия лежат: полезные привычки, умение преодолевать внешние и внутренние препятствия на пути достижения целей разного уровня (воля), ответственное отношение к делу (чувство долга), творческий подход (как сделать лучше, проще, удобнее и т.п.), осознание красоты и общественной полезности своего труда.

Вопросы для последующего осмысления:

1. Какими качествами должен обладать взрослый, чтобы у ребенка сформировать полезные привычки? (ответственность, волю и т.д.).

4. Формирование ценностного отношения к Родине начинается не «с картинки в букваре», а скорее всего с чувства принадлежности к своей семье. Родина – место, где чувствуешь себя не только любимым, нужным, но и защищенным, где вокруг «свои люди».

Сначала это – семья ребенка, а потом все шире, как круги по воде: его двор, улица, класс, школа, поселок, район и т.д.

Родина - место, где есть своя история, традиции, культура, природа и все это – близко, понятно, дорого для души.

 

5. Ценностное отношение к обществу характеризуется определенным уровнем социальной зрелости и формируется в процессе накопления опыта социального созидания и ответственности, представлений о том, как можнодостичь успеха в жизни, не нарушая нравственно-правовых норм жизни людей, среди которых живешь.

Нам представляется, что ценностное отношение к обществу определяется гражданской ответственностью.

Быть гражданином, значит сочетать в себе следующее:

- принадлежать данному государству и обществу по факту своего рождения и значит жить в соответствии с установленными в нем обычаями, законами, знать и уважать его историю, культуру, природные особенности;

- способность нести личную ответственность за собственную судьбу и благополучие (это может делать только человек - труженик);

- способность нести личную ответственность за судьбу и благополучие своих близких (это может делать только семьянин);

- способность нести личную ответственность за судьбу и благополучие своего Отечества в целом (на это способен только Патриот).

 

Вопросы для осмысления:

1. Какие задачи мы должны поставить перед собой, как родители и педагоги, чтобы сформировать ценностное отношение детей по каждой из 5 позиций?

 

педагоги родители
К самому себе (ребенок) 1-2- задачи общие примерно по 2-3- задачи частные
I ступень обучения: 1. 2. 3. … I ступень 1. 2. 3. …
II степень обучения 1. 2. 3. II ступень
III ступень 1. 2. 3. III ступень 1. 2. 3.
к людям
I ступень обучения: 1. 2. 3. … I ступень 1. 2. 3. …
II степень обучения 1. 2. 3. II ступень
III ступень 1. 2. 3. III ступень 1. 2. 3.
и т.д.

 

Примечание: Методика имеет свои положительные и отрицательные качества.

К положительным можно отнести – глубокий уровень осмысления и осознания, побуждений к самоанализу и повышению психолого-педагогической компетентности как родителей, так и педагогов.

К отрицательным – невозможность уложиться по процедуре в короткое время (но стоит ли спешить в таком важном деле? «Поспешишь – людей насмешишь»).

 

2.2.3. Осмысление воспитательных задач, доли и ответственности родителей в процессе обучения (деловая игра).

 

Вступление ведущего:

Успех в профессиональной деятельности (УПД) человека можно определить следующей формулой:

  УПД = способности + интерес + знания + опыт (умения, навыки, мастерство) + воля (способность к преодолению своих слабостей и неблагоприятных обстоятельств) + полезные привычки.  

 

УПД закладывается с детства, еще в дошкольном возрасте (привычки, игры, совместный домашний труд, умение проявлять заботу о близких), далее в процессе обучения в школе.

Успешность необходимо взращивать, она не может возникнуть сама по себе.

Вопросы для осмысления по возрастным ступеням:

Что могут и должны сделать взрослые в настоящем, чтобы заложить фундамент успешности детей в будущем.

 

Задачи педагогов школы Задачи родителей школы
1. Для развития способностей:
- Задачи для I ступени: Назвать 3.5. основных - Задачи для II ступени: - Задачи для III ступени. - Задачи для I ступени Назвать 3.5. основных - Задачи для II ступени. - Задачи для III ступени.
2. Для развития интереса к учебе, как основному виду деятельности школьника.
Аналогично Аналогично
3. И так далее по слагаемым формулы УПД

 

Примечание:

Осмысление задач сохранения здоровья, воспитания детей в процессе обучения в школе и распределение ответственности между педагогами и родителями на разных возрастных ступенях может и должно происходить в несколько этапов в соответствии с изложенными принципами и включаться в разные формы работы с родителями и родительской общественностью.

2.2.4. «Эстафета семейного опыта успешного воспитания детей» (деловая игра).

Цели:

1. Найти и представить интересный опыт успешного се­мейного воспитания.

2. Освоить правила общения и навыки коллективного творчества.

I этап: «Мой личный опыт семейного воспитания», (родители заполняют предложенную им анкету, обмениваются заполненными карточками, обсуждают, чье решение по пово­ду конкретной проблемы оказалось наиболее оригинальным и как этот опыт будет представлен в группе).

II этап: «Версия» — защита и анализ опытов семейного
воспитания.

Алгоритм проведения игры

1. Индивидуальная работа по осмыслению собственного
опыта и заполнения анкеты-карточки.

2. Работа в парах. Знакомство с анкетой партнера, об­
суждение.

3. Работа в группах по 6 человек. Выявление наиболее
интересных решений конфликтных ситуаций. Подготовка к
защите лучшего решения.

4. Защита решений и их оценка группой «экспертов».

Алгоритм проведения игры

I этап. Индивидуальная работа с тестом на тему «Какие
у вас отношения с ребенком?».

II этап. Составление заповедей семейного общения.

IIIэтап. Защита заповедей.

IV этап. Подведение итогов.

Тест «Какой вы родитель?»

(Проводится на I этапе игры)

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому мы предлагаем вам тест-игру. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми:

 

    баллы
  Сколько раз тебе повторять?  
  Посоветуй мне, пожалуйста…  
  Не знаю, что бы я без тебя делала…  
  И в кого ты только такой уродился?!  
  Какие у тебя замечательные друзья!  
  Ну на кого ты похож (а)?  
  Я в твое время!  
  Ты моя опора и помощник (ца)…  
  Ну что за друзья у тебя?  
  О чем ты только думаешь?!  
  Какая ты у меня умница!  
  А как ты считаешь, сынок (доченька)?  
  У всех дети как дети, а ты…  
  Какой ты у меня сообразительный!  

Подсчитайте общее количество баллов. (Конечно, вы по­нимаете, что наша игра—лишь намек на действительное положение дел. Ведь то, какой же вы родитель, не знает никто лучше вас самих.)

Если вы набрали 5—6 баллов — вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит Вас и уважает Вас; ваши отношения способствуют становлению личности.

От 7 до 8 баллов – намечаются сложности в Ваших отношениях с ребенком, непонимание его проблем, попытки перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

9 – 10 баллов – Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает Вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

Конкурс “Кинокомедия”.

Педагог перечисляет несколько названий кинокомедий (4–5) и просит команды назвать профессии, встречающиеся в этих фильмах. Каждой команде на размышление дается 2–3 минуты. Предлагаемые варианты:

· “Бриллиантовая рука”.

· “Кавказская пленница”.

· “Иван Васильевич меняет профессию”.

· “Один дома”.

Упражнение “Пантомима”.

Каждая команда получает задание изобразить особенности какой-нибудь профессии. Время на обдумывание – 3–5 минут. Когда все готовы, команды выступают по очереди друг перед другом. Загадывающая команда спрашивает: “Вам работники нужны?”. В ответ ее спрашивают: “А что вы умеете делать?”. Участник загадывающей команды начинает изображать задуманное: действия, которые выполняют люди этой профессии. Остальные отгадывают задуманное.

Подведение итогов собрания.

2.2.13. Диагностика семьи, особенностей семейного воспитания:

Название методики Литература
1. Примерная схема анализа особенностей и недостатков семейного воспитания учащихся. Р.В. Овчарова «Справочная книга школьного психолога». М., Просвещение, 1993г., с.132
2. Типовое состояние семьи (эмоционально-психологическая атмосфера). Р.В. Овчарова «Справочная книга социального педагога», М., 2001г., с. 462
3. Опросник «Анализ семейного воспитания». Р.В. Овчарова «Справочная книга социального педагога», с.474 «Справочная книга школьного психолога»,с.140
4. Тест Т. Лири «Изучение межличностных отношений и взаимного воспитания в семье» Р.В. Овчарова «Справочная книга школьного психолога», с.153
5. Анализ семейной тревоги Р.В. Овчарова «Справочная книга социального педагога», с.463
6. Тест-опросник родительского отношения. Р.В. Овчарова «Справочная книга социального педагога», с.464
7. Кинетический рисунок семьи (отношение ребенка к членам семьи) Р.В. Овчарова «Справочная книга социального педагога», с.470
8. Методика PARI Распечатка.
9. Метод комплексной экспресс диагностики особенностей семейной атмосферы семейного воспитания и отношения к детям. Р.В. Овчарова «Справочная книга социального педагога», М., 2001г., с.428

 

Заключение.

Родительская общественность в процессе создания воспитательного пространства ОУ.

РОДИТЕЛЬСКАЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ – совокупность людей, отражающих и представляющих общие интересы родителей в их заботе о здоровье, безопасности и благополучии детей в процессе их воспитания, развития, обучения и социализации.

Условием объединения представителей общественности в некие сообщества (группы, организации, кружки, клубы, комитеты и т.п.) является наличие активности.

Общественная активность как качество личности вызывается острым интересом в преобразовании жизни, улучшении ее качества, или потребностью объединить усилия в решении насущных задач.

Существуют следующие виды объединения (общественных организаций)

1. Семейные клубы и кружки

2. Группы взаимопомощи (общества многодетных матерей, родители против наркотиков, комитет солдатских матерей, общества родителей и детей инвалидов).

3. Родительские комитеты при образовательных учреждениях

4. Районные, городские, поселковые, областные родительские комитеты

Если родительские общественные объединения существуют как самостоятельные организации, то они обычно проходят регистрацию в муниципальном совете, получают статус и юридический адрес. В своей деятельности они руководствуются Уставом, имеют определенную оргструктуру, программу и план работы.

Родительские общественные объединения, существующие при различных учреждениях, в своей деятельности руководствуются Положением, решениями родительских собраний, рекомендациями администрации ОУ и планом работы.

Родительский комитет школы – общественный орган, существующий для содействия и помощи школе в решении воспитательных, образовательных и хозяйственных задач (РКШ).

РКШ – связующее звено между родительской общественностью и педагогическим коллективом. Избирается решением родительского собрания школы сроком на один год.

Для глубокой целенаправленной работы по конкретным направлениям под руководством РКШ из актива родителей создаются постоянно действующие или временные комиссии.

СИСТЕМА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

    ЦЕЛЬ – гармонизация воспитательных отношений между родителями и детьми    
Организация совместного досуга детей и родителей Всеобуч: информация, предупреждающая ошибки и проблемы семейного воспитания Групповые занятия по решению типичных воспитательных проблем Индивидуальные консультации по решению частных воспитательных проблем Длительная индивидуальная работа (посредничество, социальная помощь специалистов и служб)
    РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ    
  Благополучная семья (почти нет воспитательных проблем) Среднеблагополучная семья Неблагополучная семья (есть серьезные проблемы с воспитанием детей)  
             

 

ЗАДАЧИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

 

Задачи взаимодействия сотрудников ОУ с комиссиями родительского комитета Задачи членов родительского комитета
  1. Комиссия РКШ по оказанию помощи ОУ в решении материально-технических проблем
Директор ОУ (совместно с зам.директора по АХО) в рамках функционала: · информирует о состоянии материально-технической базы, нормативно-правовых особенностях деятельности ОУ, о возможностях по предоставлению дополнительных платных услуг, о деятельности попечительского совета и т.п. · побуждает председателя РКШ и членов комиссии РКШ к участию в повышении качества условий воспитания и обучения (приглашает к обсуждению, участию во встречах, деловых переговорах), анализу санитарно-гигиенических условий, анализу питания · привлекает членов комиссии РКШ и МТП к планированию и проведению мероприятий и акций общественно-полезного труда с привлечением родителей и детей к ним (оборудование спортивных площадок, мелкий ремонт, уборка, озеленение и т.д.) Председатель и члены РКШ: · информируют родителей 1, 2, 3 ступени обучения школьников о нормативно-правовой базе деятельности ОУ, состоянии материально-технической базы, возможных дополнительных услугах для детей и родителей, о потребностях учреждения · обсуждают эти проблемы и принимают решения по оказанию материально-технической, спонсорской помощи и т.д. · исходя из временных, финансовых и физических возможностях родителей, члены комиссии МТП организуют: - сбор средств на нужды школы; - акции и мероприятия по совместному с детьми общественно- полезному труду в соответствии с возрастом детей и т.д. · изучают потребности родителей на оказание дополнительных платных услуг · принимают участие в изыскании дополнительных источников финансирования через депутатов, бизнесменов, руководителей организаций района и т.п.
  1. Комиссия РКШ по решению задач семейного воспитания (повышения ответственности родителей за воспитание детей, в целях повышения профилактики безнадзорности, правонарушений и наркомании)

 

РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

Два вида родительских собраний:

1. Общешкольные (проводятся два, три раза в год) – формы взаимодействия администрации школы, РКШ с родительской общественностью. На них родителей знакомят с планами учебно-воспитательной работы, нормативно-правовыми документами, перечнем предоставляемых услуг, отчетами о работе РКШ, финансовыми отчетами и условиями пребывания школьников в ОУ.

2. Классные (проводятся четыре, шесть раз в год). На них анализируются конкретные вопросы обучения, воспитания, касающиеся данного коллектива. Их можно рассматривать как одну из форм родительского всеобуча. Готовят и проводят родительские собрания члены родительского комитета класса (РКК) вместе в классным руководителем.

Непременным условием взаимодействия родительской общественности и педагогического коллектива является:

- согласование воспитательных позиций, ценностей, целей, задач, норм на разных этапах развития детей;

- выработка единых подходов и требований в воспитании детей с учетом потребностей и особенностей их возраста, пола, здоровья, темперамента и т.д.

 

Литература:

1. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. Битяновой М.Р. – СПб, 2006. – 304 с.

2. Основы организации психолого-педагогического сопровождения в инновационной деятельности образовательных учреждениях/С.А.Лисицын, Г.Е.Гун (отв. ред.), С.В.Тарасов, Е.Г.Болдышева, И.П.Корчуганова, А.В.Мартынова, Л.Ю.Орлова, Е.А.Туренко, Е.М.Туренко, Е.М.Егорова, Л.Д.Симонова, С.А.Степанов. – СПб, 2005. – 308 с.

3. Общаться с ребенком. Как?/Ю.Б.Гиппенрейтер; худож. Г.А.Карасева. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 238 с.

4. Шурухт С.М. Подростковый возраст: развитие креативности, самосознания, эмоций, коммуникации и ответственности.– СПб.: Издательство «Речь», 2006. – 112 с.

5. Левин Э.А., Прокофьева О.И. Методика индивидуально – группового обучения. – М.: Сентябрь, 2007. – 112 с.

6. Ерохина М.С., Середа Е.И. Игровые технологии в работе с детьми групп риска. Методическое пособие. – Псков: «ГИМЕНЕЙ», 2006. – 142 С.

7. Орлова Л.Ю. Методическое пособие по составлению и реализации программы индивидуальной помощи и поддержки проблемных школьников /под науч. ред. Профессоров С.А.Лисицына, С.В.Тарасова. СПб., Издательство ЛОИРО, 2006. – 116 с.

8. Мартынова А.В. Методика формирования и развития профессионального самоопределения подростков как средство профилактики дезадаптации (Методическое пособие) /Под нуч.ред.профессоров С.А.Лисицына, С.В.Тарасова. СПб., Издательство ЛОИРО, 2006. – 124 с.

9. Мартынова А.В., Орлова Л.Ю. Методические рекомендации по организации службы сопровождения в образовательных учреждениях Ленинградской области (Для специалистов сопровождения). – СПб.: ЛОИРО, 2007.-104 с.

10. Мартынова А.В., Орлова Л.Ю. Модели и технологии реализации гендерного подхода к воспитанию в ОУ - электронная версия, 2007 (http://new.loiro.ru)

11. Мартынова А.В. Гендерный подход в семейном воспитании - электронная версия, 2008 (http://new.loiro.ru)

12. Мартынова А.В. Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения семьи - электронная версия, 2008 (http://new.loiro.ru)

 

 

Ленинградской области

Ленинградский областной институт развития образования

МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ (ПОСОБИЕ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОПРОВОЖДЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ)

Автор – составитель:

Мартынова А.В., канд. пс. наук,

доцент каф.педагогики ЛОИРО;

Редакция:

Васютенкова И.В., канд. пед.наук,

доцент каф. педагогики ЛОИРО;

Рецензия;

Маркина Л.Н., канд. пед. наук,

доцент каф. педагогики ЛОИРО

Санкт – Петербург

Аннотация

Практикоориентированое пособие посвящено проблеме эффективного взаимодействия институтов социализации детей: семьи и школы.

В работе использованы материалы, представленные Орловой Л.Ю. и Пономаревой О.В. – директора МОУ «Рассветовская СОШ» Лодейнопольского района Ленинградской области.

В пособии представлены рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения взаимодействия ребенка, родителя и социума.

Пособие предлагает вариативные формы сотрудничества педагогов и родителей, методики их организации и проведения, а так же технологии интерактивных форм сопровождения.

Особое место в пособии отведено материалам из опыта деятельности ОУ по организации психолого-педагогического сопровождения семьи.

Пособие адресовано специалистам по воспитанию, классным руководителям, специалистам сопровождения; оно может представлять интерес для родителей и студентов педагогических учебных заведений.

 

Маркина Л.Н., доцент, канд.пед.наук


СОДЕРЖАНИЕ

Введение 4 - 6

Раздел 1. Организация психолого – педаогического сопровождения семьи. ( Методические рекомендации о взаимодействии образовательного учреждения с семьей) 6 - 18

Раздел 2. Методики организации и проведения различных форм сопровождения семьи силами педколлектива ОУ. 18 - 50

Раздел 3. Из опыта деятельности по организации психолого-педагогического сопровождения семьи (МОУ «Рассветовская средняя общеобразовательная школа» МО Лодейнопольский муниципальный район Ленинградской области, директор О.В. Пономарева) 50 - 56

Заключение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 505; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.250 (0.015 с.)