Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Журнал консультаций педагога-психолога↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Принципы В основу всей документации заложены следующие принципы. Документация педагога-психолога должна: - основываться на имеющихся основных нормативных документах Министерства образования РФ; - охватывать все виды работ педагога-психолога и строиться в соответствии с основными направлениями его деятельности; - отражать в целом структуру деятельности образовательного учреждения; - быть ориентированной на учет отдельных единиц деятельности и возможность оценки всего объема работ за отчетные периоды в соответствии с бытующими в практике службы практической психологии образования «стандартами» отчетности; - отражать определенную периодичность деятельности психолога, удобную для отчетности в принятые для учреждений образования сроки; - ориентироваться на деятельность психолога как координатора службы сопровождения, наиболее приближенного к ребенку и семье; - обладать определенной унификацией как для деятельности психолога с «условно-нормативными» детьми разного возраста, так и для возможности работы с детьми с различными отклонениями в развитии; - быть негромоздкой и по возможности занимать минимальное время на ведение.
Виды документации, обеспечивающей и регламентирующей деятельность педагога – психолога
Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в образовательном учреждении является оформление различного рода документации. Документация должна сопровождать каждое направление деятельности практического психолога. Комплект (пакет) документации практического психолога подразделяется на следующие типы: законодательно-правовые акты и нормативные документы; специальная документация; организационно-методическая документация. Законодательно-правовые акты и нормативные документы Это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности педагога-психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации. В перечень нормативной документации педагогов-психологов входят: Международные: · Конвенция ООН о правах ребенка. Федеральные: · Конституция РФ; · Закон РФ «Об образовании»; · Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года; · Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.) · Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; · Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.89 года № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования»; · Решение коллегии МО РФ № 7/1 от 29.03.95 «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ»; · Постановление правительства РФ от 31.07. 1998 г. № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»; · Письмо МО РФот 22.01.98 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений»; · Приказ № 636 от 22.10.99.г. «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением; · Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»; · Письмо МО РФ №297/19-10 и Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 117 от 15.08.2000 г. «О некоторых вопросах применения положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений», приложение к приказу МО РФ от 26.06.2000 г. № 1908 «Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»; · Материалы заседания Коллегии Министерства образования РФ от 8.02.2000 г. № 27/602-6 «О мероприятиях по развитию службы практической психологии в системе МО РФ в 2000-2001 г.г.». · Письмо Министерства образования Российской Федерацииот 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения»; · Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования; · Приложение к письму Департамента общего и дошкольного образования от 17.02.2004 № 14-51-36/13 «Об использовании программ индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе»; · Приказ МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений»; · Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную»; · Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва); · Распорядительно-нормативные документы (административ-ные распоряжения, инструкции, приказы, законодательные акты и распоряжения субъектов РФ, и пр.). Региональные: · Закон «О защите прав ребенка в Новосибирской области»; · Положение о службе практической психологи образования Новосибирской области; · Положение о Центре службы практической психологии образования Новосибирской области; · Статус практического психолога образования Новосибирской области; · Требования к оформлению кабинета педагога-психолога; · Рекомендуемые формы ведения документации педагогом-психологом в образовательном учреждении. Специальная документация Это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. К специальной документации практического психолога относятся: 1. Выписка из медицинской карты. Отражает основные параметры психофизического развития ребенка и его соматического состояния. 2. Карта психического развития ребенка – совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте. 3. Психологические заключения. Структурирование по комплексным параметрам, включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. В психологическом заключении отражаются также показатели познавательного, личностно-эмоционального и коммуникативного развития ребенка. 4. Выписки из психологических заключений и карт развития. Оформляется по запросу родителей (законных представителей), педагогов, по официальному запросу образовательных учреждений и учреждений общественного воспитания. Основной текст выписки – адаптированная часть психологического заключения, где отражены основные выводы. 5. Протоколы обследования. Протокол является формой фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком. 6. Протоколы коррекционных занятий, бесед. Чаще оформляются в виде таблицы в свободной форме. Требования касаются лишь единиц фиксирования: поведенческие реакции, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности. Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Эта документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения (сейфе, закрытом шкафу и т.п.) и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов системы образования. Организационно-методическая документация В организационно-методическую документацию входят: 1. Хронометраж рабочего времени практического психолога. 2. График работы. 3. Годовой план работы 4. Дифференцированный план работы на месяц. 5. Бланки психологических запросов. 6. Журналы учета видов работы: - диагностика; - консультирование; - развивающая и коррекционная работа (индивидуальная); - развивающая и коррекционная работа (групповая); - просветительская работа; - организационно-методическая работа; - экспертная работа. 7. Программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов. 8. Альбом диагностических методик. 9. Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал. 10. Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ. 11. Отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.
Рекомендуемый комплект рабочей документации, обеспечивающей деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения детей
Рекомендуем педагогам-психологам, работающим в образовательных учреждениях различного типа и вида и образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, использовать при оформлении документации предложенные ниже формы: 1. План работы педагога-психолога на учебный год (Форма № 1, обязательная). 2. План работы на месяц (Форма № 2, обязательная), рабочую неделю (Форма № 2 А) 3. Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели) (Форма № 3 А-Б) 4. Журналы учета видов работы (Формы № 4 А-Ж, обязательные): ¨ Диагностика (А); ¨ Консультирование (Б); ¨ Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная) (В); ¨ Развивающая и коррекционная работа (групповая) (Г); ¨ Просветительская работа (Д); ¨ Организационно-методическая работа (Е); ¨ Экспертная работа (Ж). 5. Аналитический отчет о проделанной работе (за учебный год) (Форма № 5 А, обязательная). Статистическая справка за отчетный период (четверть, полугодие, год) (Форма № 5 Б, обязательная). 6. Заключения по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма № 6 А – Г, обязательная). 7. Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка (Форма № 7, обязательная для классов КРО и ККО). 8. Программа работы педагога-психолога с группой (Форма № 8, обязательная). 9. Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий (Форма № 9, обязательная). 10. Требования к авторским программам (Форма № 10). 11. Материалы психолого-педагогических консилиумов и медико-психолого-педагогических комиссий. 12. Протоколы (Формы 11 А-В), материалы тестовых обследований. 13. Сводные таблицы по скринингу. 14. Материалы в виде итоговых заключений по видам работ. 15. Журнал регистрации индивидуальных консультаций в ситуации анонимного обращения. 16. Представление педагога-психолога для школьного консилиума (Форма № 12). 17. Запрос в районную детскую поликлинику. 18. Выписка из медицинской карты (Форма № 13). 19. Форма регистрации применяемых диагностических методик (Форма № 14). 20. Примерная схема психолого-педагогической характеристики (Форма № 15). 21. Формы документации по созданию и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения (Формы № 16 - 21). 22. Ориентировочная форма договора с родителями о разрешении на работу с детьми (Форма № 22).
Форма № 1 (обязательная) Перспективное (годовое) планирование. План работы педагога-психолога на учебный год Годовой план – документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога образовательного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности). · Планирование всего объема работы психологом определяется целями и задачами службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, видом и запросами администрации данного образовательного учреждения образования. · При составлении плана необходимо учитывать приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным Законом РФ «Об образовании», «Конвенцией о правах ребенка», нормативными документами Министерства образования России. · При планировании мероприятий необходимо учитывать количество общего рабочего времени педагога-психолога в год и неделю, нормы расхода времени на каждый вид деятельности, согласно инструктивному письму от 24.12.2001г. № 29/1886-6 и приказу МО РФ от 01.03.2004 г. № 945 «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений». · Годовой план работы педагога-психолога согласовывается с районным методистом-психологом и утверждается руководителем образовательного учреждения. · Схема оформления годового плана представляется с распределением основных мероприятий по видам деятельности. · Просветительская работа включает в себя проведение лекций, семинаров, выступления на методических объединениях, родительских собраниях и т.д. · К экспертной работе относится участие в консилиумах, комиссиях, административных совещаниях по принятию каких-либо решений, требующих психологического разъяснения ситуации. · Проектная деятельность включает в себя проектирование образовательной программы совместно педагогом - психологом и учителями на основе возрастно-нормативной модели развития ребенка определенного возраста, в которой дается характеристика его развития в виде последовательности ситуаций и типов развития. · К организационно-методической работе относятся следующие виды деятельности: - анализ и планирование деятельности; - курсы повышения квалификации; - анализ научной и практической литературы для подбора инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ; - участие в научно-практических семинарах, конференциях; - посещение совещаний и методических объединений; - оформление кабинета и др.
Перспективный план работы _______________педагога-психолога _________на ______________учебный год ФИО учреждение Цель психологической службы _________________________________________ ____________________________________________________________________
Форма № 2 (обязательная) План работы на месяц
Дифференцированный план работы представляет собой конкретизированный по видам деятельности объем работы практического психолога в условиях образовательного учреждения. Планирование психологических мероприятий осуществляется на месяц.
Дифференцированный план работы ______________________________педагога-психолога _____________________ ФИО учреждение на ___________________месяц________года
Форма № 2А План работы на рабочую неделю План работы на неделю рекомендуется составлять в конце недели на предстоящую неделю
План работы на рабочую неделю с «______» по «______»______________200 г.
Форма № 3 А-Б Циклограмма работы (виды деятельности и нагрузка по дням недели)
· Циклограмма работы представляет собой недельный режим работы психолога с указанием видов деятельности на 36 часов · Согласно приказу Министерства образования РФ «О режиме рабочего времени и времени отдыха работников образовательных учреждений» от 01.03.2004 № 945 (п. 8.1) нагрузка педагога-психолога составляет 36 часов в неделю, из них: - выполнение индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени; - подготовка к индивидуальной и групповой консультативной работе, обработка, анализ и обобщение полученных результатов, заполнение отчетной документации, а также повышение квалификации оставшиеся время. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами. Распределение видов профессиональной деятельности по дням недели и рабочим часам может быть изменено, но при сохранении общего принципа организации психологических взаимодействий с детьми и взрослыми, а также с учетом особенностей данных взаимоотношений: ü Групповые занятия с детьми (коррекционные и развивающие) не рекомендуется проводить в утренние часы в понедельник. ü Все диагностические процедуры целесообразно организовывать с утра. ü Индивидуальное и групповое консультирование родителей желательно сдвинуть на более позднее время. Форма № 3А Циклограмма работы педагога-психолога дошкольного учреждения
Форма № 3 Б Циклограмма работы педагога-психолога образовательного учреждения
Формы № 4 А-Ж (обязательные) Журналы учета видов работы Рекомендации по оформлению журналов учета видов работы · Журналы учета видов работы позволяют отслеживать ежедневные разнообразные мероприятия, проводимые психологом в течение года · Наличие всего объема информации, отраженной в журналах учета видов работы, позволяют психологу успешно проводить анализ проделанной за учебный год работы, получать необходимые отчетные статистические данные · Журналы являются документом, на основе которого администрация контролирует деятельность педагога-психолога · Журналы заводятся на каждый вид деятельности: психодиагностика, консультирование, развивающая, коррекционная, просветительская, экспертная и методическая работа. · Допускается ведение одного журнала с отведением определенного количества страниц на каждый вид деятельности · Запись работы рекомендуется оформлять в соответствии с предлагаемыми ниже формами
Формы № 4 А ¨ Диагностика Если диагностика производится групповым способом, то во второй графе журнала указывается категория группы (например, 6-й «Б» класс) и прилагается список диагностируемых.
Формы № 4 Б ¨ Консультирование * Характер консультации - первичная, повторная и т.п. * В ситуации анонимного обращения рекомендуется применять кодирование информации * В примечании делаются необходимые пометки, в том числе может быть направление к более узкому специалисту
Заключения Заключение Количественные данные
Обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации по результатам исследования______________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Дата__________________________
Педагог-психолог_______________ II. Познавательное развитие
Цвета________________________________________________________________________ Формы_______________________________________________________________________ Величины____________________________________________________________________ Целостности объектов__________________________________________________________ 2.Мышление__________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Предметные действия__________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. Воображение_______________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 4. Память_____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 5. Речь_______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 6. Внимание__________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
V. Детская компетентность 1.Конструирование_______________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 2. Изобразительная деятельность___________________________________________________ ________________________________________________________________________________ 3.Игра__________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
VI. Особенности развития ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________
VII. Проблемы развития ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VIII. Прогноз развития ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IX. Рекомендации ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись: _______________ Форма № 6 В Психологическое заключение
Ф.И. О. ребенка ______________________________________________________________________ Код ребенка Возраст ребенка______________________________________________________________________ Дата обследования____________________________________________________________________ Ф.И.О. психолога_____________________________________________________________________ II. Познавательное развитие 1. Восприятие_____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ 2. Мышление______________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ Форма мыслительной деятельности___________________________________________________ Моделирование____________________________________________________________________ *Классификации и обобщение_______________________________________________________ Схематизация_____________________________________________________________________ 3. Воображение____________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ 4. Память_________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ 5. Речь___________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ 6. Внимание_______________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________
V. Детская компетентность 1. Конструирование___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ 2. Изобразительная деятельность________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________ 3. Игровая деятельность_______________________________________________________________ предметно-дидактическая игра__________________________________________________________ сюжетно-ролевая игра_________________________________________________________________
VI. Особенности развития _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VII. Проблемы развития _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VIII. Прогноз развития _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IX. Рекомендации _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись: ______________ Форма № 6 Г
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ После проведения психологического обследования составляется обобщенное заключение. Подобное психологическое заключение может быть написано по предлагаемой ниже схеме. I. Общий раздел 1.Основные паспортные данные ребенка. 2.Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, которые сопровождали ребенка на консультацию. 3.Наиболее важные анамнестические данные. 4.Описание внешности и поведения ребенка в процессе обследования (аффективное, эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию). 5.Сформированность регуляторных функций. 6.Общая оценка операциональных характеристик деятельности ребенка в различные моменты обследования. 7.Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы, высших психических функций. 8.Характеристики эмоционально-личностной сферы, межличностных отношений. II. Специальная часть 1.Психологический диагноз. 2.Вероятностный прогноз развития. 3.Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка. Следует отметить, что общий раздел заключения ориентирован не только на профильных специалистов, но и на педагогический коллектив (педагогов, воспитателей, администрацию образовательного учреждения) — всех тех, кто имеет непосредственный контакт с ребенком. Специальная часть заключения адресована непосредственно психологу и другим специалистам «внеурочного плана», участвующим в сопровождении ребенка. Форма № 7 ( обязательная) Восприятие _____________________________________________________________________________________ Внимание: _____________________________________________________________________________________ Память: _____________________________________________________________________________________ Мышление: __________________________________________________________________ ___________________
V. Рекомендации Рекомендации педагогам_______________________ ___________ ________ ____________________ _______________________________________________________________________________________________________________________ _____________ ________ ____ _____________ ____ _________ Рекомендации родителям_____________________________________ ___________ _____________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________ __________ VI. Занятия с психологом ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________ _______ _____________ ________ _____________ ___ VII. Динамика ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _____________ ________ _____________ _ _____________ _________
Педагог-психолог_________________________ Форма № 8 (обязательная) Планируемые результаты психологической работы в классе (группе) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________ Сроки реализации программы __________________________________ ______ ____ ___________________________________________________________ ____________ _ Содержание программы по разделам (с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них)_____________________________________________________________________________________________________________________________ _____________ ___ Практическая часть ( занимаемое ею место в курсе)____________________ __________________________________________________________ ______ ________ Список литературы _______________________________________________ ______ __________________________________________________________________ ______
Тематический план занятий
Дата составления «______»_____________________200 г. Педагог-психолог ________________________ Форма № 9 (обязательная) Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с _______ ______ ______ ___________________________________________________________________________________ ФИО, возраст, класс Название программы «_________________________________________ ______ ___________ __________________________________________________________________ ______ __________» Программа составлена на основе __________________________________________ ________________________________________________________________________ Цель программы _________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Сроки реализации программы ____________________________________________ Планируемые результаты психологической работы_ ______ __________________ ________________________________________________________________________ Содержание программы по разделам (с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них) _____________________ __________________________________________________________________
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.82 (0.009 с.) |