Тема 3.2. Психологические закономерности трудовой деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3.2. Психологические закономерности трудовой деятельности



Цель:ознакомить студентов с психологическими закономерностями трудовой деятельности

Задания:

1.Профессиональная деятельность как система (по В.Д.Шадрикову).

2. Формирование индивидуального стиля трудовой деятельности (взгляды В.С.Мерлина).

3. Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности.

Рефераты:

1. Роль профессиональной деятельности в формировании личности.

2. Психологические закономерности формирования профессиональных кадров.

3. Личностные особенности представителей различных профессиональных групп.

Форма контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос

 

Литература:

* литература, обязательная для конспектирования и аннотирования

1. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения /Е.А.Климов. – М.: Академия, 2004.

2. * Толочек В. А. Профессиональный отбор персонала организаций / В.А.Толочек // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. и общ. редакция Л. В. Винокурова. – СПб.: Питер, 2001. – С. 281 – 292.

3. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В.Д.Шадриков.– М.: Наука, 1982.– 185 с.

9 СЕМИНАР.

Тема 3.3. Понятие о профессиологии и профессиографии

Цель: ознакомить студентов с основами разработки профессиограмм и, в частности, психограмм.

Вопросы для обсуждения:

1.Соотношение понятий: профессия, специальность, квалификация, должность.

2.Классификация профессий.

3.Виды профессиограмм. Психограмма.

4.Методы профессиографирования.

5.Модульный подход в профессиографировании.

6.Трудности изучения профессий в современных условиях.

Рефераты:

1. Психологические особенности составления профессионально квалификационных характеристик.

2. Особенности составления аналитической профессиограммы.

3. Особенности составления образовательной профессиограммы.

4. Особенности составления проспективной профессиограммы.

Форма контроля самостоятельной работы студентов: дискуссия

 

Литература:

* литература, обязательная для конспектирования и аннотирования

1. *Дмитриева, М. А. Цели профессиографии и структура профессиограммы / М.А.Дмитриева // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. и общ. редакция Л. В. Винокурова. – СПб.: Питер, 2001. – С. 84 – 91.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф.Зеер. – М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. – 336 с.

3. *Иванова, Е. М. Аналитическая профессиограмма как средство обеспечения профессиональной диагностики кадров / Е.М.Иванова // Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов / Сост. и общ. редакция Л. В. Винокурова. – СПб.: Питер, 2001. – С. 92 – 102.

4. * Кандыбовіч, Л.А. Прафесіяграфія і методыка яе правядзення / Л.А Кандыбовіч // Адукацыя і выхаванне. – 1996. – № 5. – С. 73 – 77.

5. Исмагилова, Ф.С. Основы профессионального консультирования: учеб. пособие / Ф.С.Исмагилова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.– 256 с.

10. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ.

Тема 3.4. Профессиональная пригодность и профессиональный отбор

Цель: ознакомить студентов с основами проведения профессионального отбора.

Задания:

1. Понятие о профотборе (подборе).

2.Профессиональная пригодность, ее основные факторы.

3. Самооценка профессиональной пригодности.

4. Условия успешного профессионального выбора.

Рефераты:

1. Психологические условия формирования профессиональной пригодности.

2. Этапы отбора персонала.

3. Особенности функционирования ассесмент-центра.

Форма контроля самостоятельной работы студентов: дискуссия

 

Литература:

* литература, обязательная для конспектирования и аннотирования

1. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А.Бодров.– М.: ПЕР СЭ, 2001. – 511 с.

2. * Иванова, Н.Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство / Н.Л. Иванова, Е.В. Конева // Мир психологии. – 2004. – № 2. – С. 148-157.

3. Кухарчук, А.М. Человек и его профессия: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ А.М.Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова. – Минск: Современное слово, 2006. – 544 с.

4. *Павлова, А.М. Мотивационный фактор в актуализации профессионально-личностного потенциала субъекта труда / А.М. Павлова // Мир психологии. – 2005. – № 1. – С. 170-177.

5. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. – СПб.: Речь, 2001. – 448 с.

 

11. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ.

Тема 3.5. Условия профессиональной деятельности и эффективность труда

Цель: сформировать знания студентов об основных условиях профессиональной деятельности ее эффективности

Задания:

1. Психические состояния в труде и их классификация.

2. Динамика психологических компонентов трудового процесса.

3.Проблема физического и психического здоровья в профессиональной деятельности.

4.Психологические аспекты социально-трудовой адаптации больных и инвалидов.

Рефераты:

1. Профессиональный стресс и пути его преодоления.

2. Работоспособность и утомление.

3. Психологические аспекты безопасности.

4. Психологические основы монотонии, пути ее предупреждения.

Форма контроля самостоятельной работы студентов: дискуссия

 

Литература:

1. Носкова, О.Г. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Г. Носкова; под ред. Е.А.Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.

2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 560 с.

3. Психология профессионального здоровья / Под ред Г.С.Никифорова. – СПб.: Речь, 2006. – 480 с.

 

12. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ.

Тема 3.6. Социальная психология труда

Цель: познакомить студентов с технологиями предупреждения и разрешения профессиональных конфликтов; с основами принятия управленческих решений.

Задания:

1.Психология принятия управленческих решений.

2.Социально-психологические факторы формирования отношения к труду

3.Управленческое общение в трудовом коллективе.

4. Психология профессиональных конфликтов.

Рефераты:

1. Деэскалация профессиональных конфликтов.

2. Диспозиционные теории мотивации труда.

3. Когнитивные теории мотивации труда.

4. Делегирование полномочий в профессиональной деятельности.

Форма контроля самостоятельной работы студентов: дискуссия

 

Литература:

1. Джуэлл, Л. Индустриально-организационная психология / Л. Джуэлл.– СПб., 2001.

2. Носкова, О.Г. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Г. Носкова; под ред. Е.А.Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.

3. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С.Никифорова, М.А.Дмитриевой, В.М.Снеткова. – СПб.: Речь, 2001. – 448 с.

4. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2001. – 480 с.


КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНАМ

1. Предмет и задачи психологии труда.

2. Методы психологии труда.

3. Связь психологии труда с другими науками и разделами психологии.

4. Исторические этапы развития психологии труда.

5. История становления профессиональной ориентации.

6. Исследования белорусских психологов в области психологии труда и профориентационной психологии.

7. Движущие силы профессионального самоопределения.

8. Периодизация развития человека как субъекта труда: отечественные и зарубежные подходы.

9. Личностный профессиональный план.

10. Основные формы развития профессионала.

11. Понятие «трудового поста», характеристика его составляющих.

12. Предмет и средства труда.

13. Эргатическая система и эргатические функции.

14. Профессиональная деятельность как система.

15. Индивидуальный стиль трудовой деятельности.

16. Роль профессиональной деятельности в формировании личности.

17. Виды профессиональных деструкций.

18. Понятие об эмоциональном выгорании, пути преодоления.

19. Профессионально важные качества личности в структуре ее профессиональной деятельности.

20. Динамика профессионально важных качеств личности на протяжении профессионального пути человека.

21. Кризисы профессионального становления личности.

22. Стратегии преодоления кризисов профессионального становления.

23. Соотношение понятий «профессия», «специальность», «должность», «занятие», «квалификация».

24. Принципы классификации профессий: типы, классы, отделы, ярусы профессий.

25. «Формула профессий» (по Е.А.Климову).

26. Профессиографирование. Виды профессиограмм.

27. Психофизиологическая характеристика профессиональной деятельности (психограмма).

28. Характеристика модульного подхода в профессиографии.

29. Трудности изучения профессий в современных условиях.

30. Профессиональная пригодность. Основные факторы и критерии профпригодности.

31. Этапы формирования профессиональной пригодности.

32. Профессиональная пригодность как система.

33. Классификация профессиональной пригодности.

34. Организация и процедура проведения профессионального отбора и подбора.

35. Этапы отбора персонала.

36. Разработка профессионально-квалификационной характеристики.

37. Теории профессионального самоопределения личности.

38. Структура и функции профессиональной ориентации молодежи.

39. Виды профессионального консультирования. Типология профконсультационных ситуаций.

40. Психологическое содержание понятия «карьера».

41. Планирование и построение карьеры.

42. Составление резюме. Самопрезентация при трудоустройстве.

43. Психические процессы и функции в труде.

44. Познавательные процессы в трудовой деятельности.

45. Эмоциональные состояния в производительном труде.

46. Волевые процессы в производительном труде.

47. Психические состояния в труде и их классификация.

48. Проблема физического и психического здоровья в профессиональной деятельности.

49. Психологические аспекты социально-трудовой адаптации больных и инвалидов.

50. Понятие о профессиональном стрессе.

51. Психология принятия управленческих решений.

52. Социально-психологические факторы формирования отношения к труду.

53. Управленческое общение в трудовом коллективе.

54. Психология профессиональных конфликтов.

55. Основные виды профессиональных конфликтов. Стратегии их преодоления.

56. Диспозиционные теории мотивации труда.

57. Когнитивные теории мотивации труда.

58. Понятие о работоспособности. Ее виды и динамика.

59. Психологические способы профилактики производственного травматизма и аварийности.

60. Склонность к риску и методы ее диагностики.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Контрольная работа выполняется по вариантам. Состоит из двух частей. Вариант первой части соответствует последней цифре зачетной книжки студента. Задания первой части требуют письменного ответа на поставленные вопросы. Вариант (задание) второй, практической, части выбираются студентом самостоятельно.

1 теоретические задания:

0 вариант:

  1. Опишите основные подходы к определению понятия «профессионально важные качества личности».
  2. Выделите факторы, детерминирующие профессионально обусловленные кризисы профессиональной деятельности (по выбору).
  3. Охарактеризуйте причины профессиональной деформации личности.
  4. Выделите ме­тодологические принципы и методы изучения психологии труда.
  5. Разведите понятия «профессия», «специальность», «квалификация» и «должность».

 

Вариант 1:

  1. Опишите исторические этапы развития психологии труда.
  2. Охарактеризуйте основные формы профессионального развития личности.
  3. Опишите основные подходы к классификации профессиональной деятельности в сфере производства.
  4. Опишите структуру профессиональной деятельности.
  5. Какую из профессий Вы могли бы выбрать в качестве второй своей специальности? Дайте обоснование своего выбора.

 

Вариант 2:

1. Соотнесите понятия «профессионально значимые свойства личности» и «профессиональные способности».

2. Методы измерения стратегий преодоления профессионально обусловленных кризисов.

3. Назовите причины профессиональной деформации личности.

4. Опишите психологические механизмы и условия активного профессионального самоопределения и самоактуализации человека.

5. Дайте общую характеристику трудовой деятельности.

 

Вариант 3

1. Назовите основные подходы к классификации профессионально важных качеств личности.

2. Выделите типы переживания кризисных ситуаций.

3. Охарактеризуйте основные проявления нарушений профессиональной адаптации.

4. Дайте определение понятиям «профессиональная пригодность» и «профессиональный отбор».

5. Опишите условия, при которых профессиональный отбор становится целесообразным.

 

Вариант 4

1. Какие трудности могут возникнуть при использовании при описании профессий классификаций профессионально важных качеств личности, предложенных В.Д. Брагиной, Е.А. Климовым, Ю.П. Поваренковым, Г.В. Селиховой?

2. Опишите причины, влияющие на осознанность кризисов профессионального становления личности (на примере любой специальности).

3. Опишите методики выявления эмоционального выгорания в профессиях типа «человек – человек».

4. Охарактеризуйте взаимосвязь между объективными требованиями профессии и субъективными индивидуально-психологическими особенностями и способностями человека.

5. Опишите основные подходы к профессиональному развитию человека в отечественной психологии, на примере типологии Е.А.Климова.

 

Вариант 5

1. Как соотносятся понятия «профессиограмма» и «психограмма»?

2. Какие индивидуально-психологические особенности личности влияют на выбор стратегии преодоления кризисов профессионального становления?

3. Опишите основные подходы к профессиональному развитию человека в зарубежной психологии на примере концепции Д. Сьюпера.

4. Опишите связь психологии труда с другими науками и разделами психологии.

5. Опишите понятие «формула профессий». Представьте формулу профессии «Психолог».

 

Вариант 6

1. Опишите основные стратегии выделения профессионально важных качеств личности.

2. Назовите и дайте характеристику основным признакам кризисов профессионального становления.

3. Опишите движущие силы профессионального развития личности.

4. Опишите основные подходы к профессиональному развитию человека в отечественной психологии, на примере типологии А.К.Марковой.

5. Основные подходы в психологическом сопровождении личности специалиста на этапе профессионального обучения.

 

Вариант 7

1. Назовите основные механизмы развития профессионально значимых свойств личности.

2. Проанализируйте нормативные кризисы профессионального становления личности.

3. Опишите основные подходы к профессиональному развитию человека в отечественной психологии, на примере типологии Э.Ф. Зеера.

4. Основные подходы в психологическом сопровождении личности специалиста на этапе профессиональной адаптации.

5. Опишите основные подходы к профессиональному развитию человека в зарубежной психологии на примере концепции Дж. Голланда.

 

Вариант 8

1. Назовите и дайте характеристику основным этапам развития профессионально важных качеств личности специалиста в процессе ее профессионализации.

2. Какие психодиагностические методики используются при изучении психологических особенностей профессионально обусловленных кризисов?

3. Основные подходы в психологическом сопровождении личности специалиста в процессе трудовой деятельности.

4. Опишите основные подходы к профессиональному развитию человека в зарубежной психологии, на примере концепции А.Роу.

5.Опишите понятие «Индивидуальный стиль профессиональной деятельности».

Вариант 9

1. Назовите основные условия осознания и развития профессионально важных качеств личности.

2. Раскройте технологию психологического консультирования по проблеме профессионально обусловленных кризисов.

3. Опишите проблемы гуманитаризации труда в современных условиях.

4. Опишите модели личности профессионала.

2 практическое задание

1. Разработка психограммы психолога.

2. Составление личностного профессионального плана.

3. Психологическая диагностика этапов профессионального развития личности (на примере любой дефиниции).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.062 с.)