Общей и прикладной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общей и прикладной психологии



СБОРНИК ПРОГРАММ КАФЕДРЫ

ОБЩЕЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

ПО СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Санкт-Петербург – 2007

 

Сборник учебных программ составлен на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина поспециальности: 020400 – «Психология», а также учебных программ по специализации «Психология труда и организационная психология».

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

доктор психологических наук, профессор кафедры социальной антропологии и психологии Санкт-Петербургского государственного университета Советова О.С.

доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой общественных связей и психологии массовых коммуникаций Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина Казанская В. Г.

 

ОБСУЖДЕНО:

на заседании кафедры общей и прикладной психологии

Протокол № ___ 9 ____

28 ” апреля 2007 г.

 

 

ОДОБРЕНО МЕТОДИЧЕСКИМ СОВЕТОМ ФАКУЛЬТЕТА

 

 

 

В сборнике представлены программы дисциплин, читаемых для студентов 1-5 курсов, обучающихся по специализации «Психология труда и организационная психология». Авторами программ выступили преподаватели кафедры общей и прикладной психологии.

Сборник программ предназначен для преподавателей и студентов факультета психологии.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Ленинградского государственного университета

имени А.С. Пушкина


С О Д Е Р Ж А Н И Е

    стр.
1. Учебная программа по дисциплине «Основы профессионального психологического отбора»………………………………………………….  
2. Учебная программа по дисциплине «Физиология трудовой деятельности» …………………  
3. Учебная программа по дисциплине «Психологическое сопровождение профессиональ-ной деятельности» ………………………………………  
4. Учебная программа по дисциплине «Психоконсультирование в профессиональной деятельности» ………………………………………………  
5. Учебная программа по дисциплине «Психология карьеры»…………………………………..  
6. Учебная программа по дисциплине «Психологические основы предпринимательства»…  
7. Учебная программа по дисциплине «Управленческое консультирование»…………………  
8. Учебная программа по дисциплине «Деловое общение в профессиональной деятельности»……………………………………….  
9. Учебная программа по дисциплине «Психология деятельности в экстремальных условиях»…………………………………………………..  
10. Учебная программа по дисциплине «Психология трудового коллектива и организа-ционная культура»…………………………………………  
11. Учебная программа по дисциплине «Тренинговые технологии в работе с кадрами»  
12. Учебная программа по дисциплине «Психология профессионального здоровья»…………………………………..  

 


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА»

 

СОСТАВИТЕЛЬ: доктор психологических наук профессор

Маклаков А.Г.

 

 

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

 

Целью преподавания дисциплины является:

изучение теоретических и методологических положений, а также организации мероприятий профессионального психологического отбора; формирование профессионального мировоззрения и практиче­ских навыков решения прикладных задач психологии в сфере организации профессиональной деятельности трудовых коллективов.

 

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

 

· методологические основы организации мероприятий профессионального психологического отбора;

· структуру мероприятий профессионального отбора;

· порядок, основные принципы и методологию разработки системы мероприятий профессионального психологического отбора;

· порядок организации непосредственных мероприятий профессионального психологического отбора на предприятии.

 

уметь:

 

· организовывать проведение профессионального психологического отбора на предприятии или организации;

· самостоятельно разрабатывать систему профессионального психологического отбора в отношении существующих специальностей.

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Основные виды занятий по дисциплине «Основы профессионального психологического отбора»: лекции и практические занятия, самостоятельная работа. В хо­де самостоятельный работы выполняются: практические задания и контрольные работы, а также изучается рекомендованная литература. Контроль знаний осуществляется: при опросе во время практических занятий; при выполнении контрольных тестовых заданий; на экзаменах.

Изучение данной дисциплины осуществляется на 3 курсе, в течении 1 семестра, проводится на базе знаний полученных на предыдущих курсах обучения. Предлагает предварительное изучение специальных психологических дисциплин: «Общая психология», «Психодиагностика», «Математические методы в психологии», «Информатика».

Знания, полученные при изучении данной дисциплины необхо­димы для усвоения других специальных дисциплин, предусмотренных программой подготовки по специализации «Психология труда и организационная психология». Так же полученные знания необходимы для подготовки дипломной работы, для проведения научных исследований и осуществлении практической деятельности.

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ ДИСЦИПЛИНЫ:

Очная форма обучения 5 лет.

 

  Название темы     Распределение часов  
Всего Аудиторная работа Самостоя­тельная работа    
Лекции практические   Семинары  
РАЗДЕЛ 1. РОЛЬ И МЕСТО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Тема 1. Управление персоналом как элемент эффективного бизнеса          
Тема 2. Человек как субъект труда и объектнаучного познания современных наук              
Тема 3. Общее понятие о профессиональномпсихологическом отборе.          
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧСЕКОГО ОТБОРА
Тема 4. Индивидуальные психологические различия и методологические проблемы профессионального психологического отбора.          
Тема 5. Психология способностей, как методологическая проблема профессионального психологического отбора          
Тема 6. Психодиагностика, как основной элемент профессионального психологического обора              
Тема 7. Общие вопросы методологии организации и проведения профессионального психологического отбора          
РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА
Тема 8. Технология выявления профессионально важных качеств          
Тема 9. Основные принципы, методы и технология подбора методик для решения задач профессионального психологического отбора.            
Тема 10. Принципы и методы формирования итогового заключения о профессиональной психологической пригодности            
Тема 11. Реализация мероприятий профессионального психологического отбора в практической деятельности организации            
РАЗДЕЛ 4. ПРАКТИКУМ ПО РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА
Тема 12. Подготовка к осуществлению мероприятий по разработке системы профессионального психологического отбора и осуществление психографического исследования            
Тема 13. Подбор и апробация психодиагностических методик системы профессионально психологического отбора для гипотетического предприятия          
Тема 14. Разработка алгоритма вынесения итогового заключения о профессиональной психологической пригодности          
Тема 15. Организация профессионального психологического отбора кандидатов на замещение вакантных должностей в гипотетической организации          
ИТОГО:          
               

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

РАЗДЕЛ 1. РОЛЬ И МЕСТО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧСЕКОГО ОТБОРА

РАЗДЕЛ 3. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА

РАЗДЕЛ 4. ПРАКТИКУМ ПО РАЗРАБОТКЕ СИСТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА

Тема 12. Подготовка к осуществлению мероприятий по разработке системы профессионального психологического отбора и осуществление психографического исследования.

Общие сведения об организации – заказчике и их интерпретация. Порядок проведения интервью с руководством организации-заказчика. Анализ полученной информации об организации- заказчике.

Сбор косвенных сведений о профессионально важных качествах. Интернет, как источник информации. Анализ психологической литературы. Порядок осуществления анализа, полученной информации о ПВК специалиста.

Определение группы экспертов для изучения профессионально важных качеств. Этапы формирования группы экспертов. Содержание беседы с руководством организации-заказчика.

Подготовка к проведению экспериментальному исследованию. Выбор методов экспериментального исследования. Материальное обеспечение проведения экспериментального исследования.

Проведение психографического исследования. Организация психографического исследования с сотрудниками организации-заказчика. Обработка ответов экспертов на вопросы психографического опросника. Порядок занесение результатов в электронную таблицу Excel. Использование встроенных функций Excel для проведения математико-статистического анализа. Средняя тенденция. Среднее значение и стандартное отклонение. Анализ результатов психографического исследования после математико-статистической обработки данных.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Купер Д., Робертсон А. Психология в отборе персонала. СПб., Питер. 2003.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – 3-е изд., СПб, Питер, 2001

2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2003. – 688 с.

3. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004.

4. Шульц Д, Шульц С. Психология и работа. - СПб.:Питер. 2003.

 

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М.: Медицина.- 1979

2. Базаров Т.Ю., Беков Ч.А., Аксенова Е.А Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. М., 1995.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочние по психодиагностике. – СПб., Питер. 1999.

4. Вернадский В.И. Биосфера: Избранные труды по биогеохимии. – М.: Мысль, 1967.

5. Винер Н. Кибернетика и общество / Пер. с англ. Под общей ред. Э.Я. Кольмана. – М.: Изд. Иностр. лит., 1958

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. /Гл. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982

7. Глас Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. Пер. с Англ. - М.: Прогресс, 1976.

8. Дафт Р. Менеджмент. –СПб. Питер. 2002

9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб.: Питер, 2-е изд., 2000.

10. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. М., 1964.

11. Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. – М.: Наука, 1966

12. Иванцевич Дж., ЛобановА.А. Человеческие ресурсы управления. - М. Дело. 1993 г.

13. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы (к психологическим основам научной организации труда, учения, спорта). – Казань: Изд-во Казанского гос.ун-та, 1969

14. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.

15. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л.: Медицина. 1984 г.

16. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л.: Медицина., 1984. СПб.: Питер, 2-е изд., 2002.

17. Леонтьев А.Н, Деятельность. Сознание. Личность. – 2-е изд. –М.:Политиздат, 1977.

18. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. / Психологический журнал.-2001. – Т.22, N 1. – С.16-24

19. Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2002

20. Маничев С.А. Технология работы оценочного центра. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб., СПбГУ. 2000.

21. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. Пермь. 1973.

22. Методические рекомендации по организации профессионального психологического отбора в ВВУЗах МО РФ (1993 г.)

23. Монден Я. «Тоёта»: методы эффективного управления. – М. Экономика. 1989 г

24. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1966

25. Небылицын В.Д. Темперамент // Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.

26. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Л.: Медгиз, 1951.

27. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. Под ред. Никифорова Г.С., Дмитриевой М.А., Снеткова В.М. – СПб., 2001.

28. Психологическая диагностика: Проблемы и исследовния./ Под. Ред. Гуревича К.М. –М.: педагогика, 1981.

29. Рождественская В.И. Индивидуальные различия работоспособности. М.: Педагогика, 1980.

30. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.

31. Сидоренко Е.В, Методы математической обработки в психологии. – СПб, 1996.

32. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. - СПб. Питер. 2001 г.

33. Теплов Б.М. Психофизиология индивидуальных различий. Избр. Труды в 2 т., М.: Наука, 1963.

34. Теплов Б.М. Способность и одаренность. // Ученые записки ГосНИИ психологии. Т.II. М., 1941.

35. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. - Управление – это наука и искусство. М. Республика 1992 г.

36. Фрай К. Хитрости Excel. – СПб. Питер., 2005

37. Фрумкин А.А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности. СПб.: Речь

38. Холодная М.А. Психология интеллекта.

39. Шадриков В.Д. Способности человека. М., 1997.

40. Шекшеня С.В. Управление персоналом современной организации. - М. Бизнес школа «Интел-Синтез». 1996.

41. Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. М.: 1926

42. Штерн В. Основы генетики человека. – М., 1965.

43. Эденбро Р. Практическая психометрия. Эффективное интервьюирование. СПб., 2003. С.209

44. Allport G.W., Odbert H.S. Trait-names: A psycho-lexical study. – Psychological. Monographs, 1936.

45. Costa P.T., McCrae R.R. The Revised NEO Personality Inventory (NEO-PI-R) and NEO Five-Factor Inventory (NEO-FFI) professional manual. – Odessa. FL: Psychological Assessment Resourses, 1992.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

“ФИЗИОЛОГИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ: доктор психологических наук, доктор медицинских наук, профессор Благинин А.А.

 

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

 

Физиология трудовой деятельности - это отрасль общей физиологии человека, изучающая влияние условий среды и факторов профессиональной деятельности на функциональное состояние и работоспособность специалистов с целью повышения эффективности их труда, снижения заболеваемости, обеспечения безопасности деятельности и продления профессионального долголетия.

Теоретическую и научную основу дисциплины составляют: физиология высшей нервной деятельности, общая физиология человека, психология труда, психофизиология, инженерная психология.

Объектом физиологии трудовой деятельности является работающий человек.

Предметом являются условия среды, факторы и содержание профессиональной деятельности; функциональное состояние, работоспособность и профессиональная надежность.

Целью изучения физиологии трудовой деятельности является фундаментальная подготовка студентов к практической деятельности.

Способы достижения цели: изложение теоретического, в том числе проблемного материала на лекциях, обсуждение основных и наиболее сложных вопросов на семинарских занятиях, проведение практических занятий, написание рефератов, индивидуальное выполнение научно-исследовательской работы по тематике кафедры, самостоятельная работа студентов.

Средства, используемые в процессе обучения:

- технические средства обучения;

- наглядные пособия;

- аппаратура для оценки функционального состояния и работоспособности;

- тренажеры, защитное снаряжение и специальное оборудование;

- специализированные учебные классы и лаборатории;

- технические средства контроля знаний.

В результате изучения дисциплины студенты должны знать и уметь использовать:

- основные теоретические концепции, научные и методологические основы физиологии трудовой деятельности;

- психофизиологическую характеристику профессиональной деятельности операторов;

- принципы и методы оценки функционального состояния организма и профессиональной работоспособности;

- изменения функционального состояния и профессиональной работоспособности при действии неблагоприятных факторов внешней среды;

- средства и методы сохранения и восстановления работоспособности;

- принципы и методы изучения двигательных навыков;

- психофизиологические основы обеспечения безопасности деятельности;

- содержание и роль личного и человеческого факторов в безопасности деятельности;

- компоненты надежности системы «человек-машина»;

- психофизиологические реакции человека в аварийной ситуации;

- компоненты профессиональной надежности оператора;

владеть:

- методиками оценки функционального состояния организма и профессиональной работоспособности в различных условиях деятельности;

- дифференциальной диагностикой функциональных состояний организма;

- методикой оценки функционального состояния, качества деятельности и успешности формирования двигательных навыков при тренировках на тренажере;

- средствами и методами сохранения и восстановления работоспособности;

иметь представление:

- о принципах индивидуальной оценки годности к работе и возможных ограничений к ней;

- о перспективах развития физиологии трудовой деятельности.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Введение. Предмет и задачи дисциплины

Предмет и задачи физиология трудовой деятельности. Основное содержание дисциплины. Последовательность изучения дисциплины, контрольные мероприятия, организация учебного процесса на кафедре. Связь физиологии трудовой деятельности с фундаментальными и прикладными дисциплинами.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Новиков В.С., Шустов Е.Б., Благинин А.А. и др. Способы оптимизации функционального состояния человека в экстремальных условиях. – СПб, 2001. – 38 с.

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск, Изд-во БГУ им. В.И.Ленина, 1976. - 175 с.

2. Завалова H.Д., Пономаpенко В.А. Психические состояния человека в особых условиях деятельности // Психол. жуpн. - 1983. - Т. 4, N 6. - С. 92-105.

3. Ломов Б.Ф. Психологические проблемы деятельности в особых условиях. - М.: Наука, 1985. - 231 с.

4. Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М.:Наука, 1981. - 278 с.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1988. - 267 с.

2. Александровский Ю.А. Социально-стрессовые расстройства. - Обозр. психиат. и мед. психол., 1992, N 2, с. 5-10.

3. Анохин П.К. Принципы формирования защитных приспособлений организма // Вестн. АМН СССР. - 1962. - С. 16-26.

4. Горбов Ф.Д. Детерминация психических состояний // Вопр. психологии. - 1971. - № 5. - С. 20-29.

5. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. - Новосибирск: Наука, 1980. - 191 с.

6. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. - М.: Медицина, 1985. - 303 с.

7. Китаев-Смык Л.А. Психология стpесса. - М.: Наука, 1983. - 368 с.

8. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - Л.: Медицина, 1984. - 216 с.

9. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. - М.: Политиздат, 1989. - 304 с.

10. Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. - М.: Просвещение, 1964. - 344 с.

11. Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. - 167 с.

12. Пейсахов Н.М. Саморегуляция и типологические свойства нервной системы. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1974. - 253 с.

13. Платонов К.К. Проблемы способностей. - М.: Наука, 1972. - 312 с.

14. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме: Пер. с англ. - М.: Медгиз, 1960. - 254 с.

15. Словарь физиологических терминов. - М., 1987. - 446 с.

16. Сосновикова Ю.Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. - Горький, Изд-во Горьк. пед. ин-та, 1975. - 118 с.



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНОГО ПРОФИЛЯ»

 

СОСТАВИТЕЛЬ: доцент кафедры общей и прикладной психологии, кандидат психологических наук, доцент Константинов В. В.

 

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

Учебная программа по спецкурсу «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов различного профиля» разработана в соответствие с квалификационными требованиями к профессиональной подготовке выпускников психологических факультетов государственных университетов Российской Федерации, предусмотрена специализацией «Психология труда и организационная психология» и предназначена для специальной психолого-педагогической подготовки студентов в данном напревлении, изучении методологических подходов, форм организации и направлений практической деятельности психолога по психологическому сопровождению учащихся высших учебных заведений и специалистов различных сфер и направлений профессиональной деятельности. А также, для приобретения практических навыков в организации планирования и реализации мероприятий по психологическому сопровождению учащихся и специалистов различных направлений профессиональной деятельности.

Значение курса заключается в том, что его содержание является методологической и практической основой деятельности психолога в планировании и организации работы по психологическому сопровождению профессиональной деятельности специалистов различного профиля.

Главная цель обучения – подготовить психолога, в соответствие со специализацией, способного квалифицированно выполнять свои обязанности по профилю предстоящей профессиональной деятельности, обладающего знанием методологических подходов, основ планирования, навыков организации и практических навыков проведения мероприятий психологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов различного профиля.

В результате изучения спецкурса «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности» студент должен достигнуть следующих уровней подготовленности.

Знать и иметь представление:

о методологических подходах, основных принципах планирования и организации мероприятий по психологическому обеспечению профессиональной деятельности специалистов различного профиля.

о месте мероприятий психологического сопровождения в системе психологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов различного профиля;

об основных системах и моделях психологического сопровождения профессиональной деятельности в работе практического психолога;

об основных методах, используемых в организации процедур психологического сопровождения;

- об анализе эффективности мероприятий психологического сопровождения специалистов различного профиля деятельности.

Уметь и владеть практически:

методическими подходами, основными принципами планирования и организации мероприятий по психологическому обеспечению профессиональной деятельности специалистов различного профиля.

обоснованно и эффективно использовать психологические и психодиагностческие методы в процессе психологического сопровождения специалистов различного профиля;

- осуществлять анализ эффективности собственной деятельности и проводимых мероприятий психологического сопровождения специалистов различного профиля деятельности.

 

Знанием теоретических основ и методологических подходов к организации процесса психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов различного профиля студенты овладевают в процессе лекционных курсов и самостоятельно. Основными навыками и умениями в организации и осуществлении мероприятий по психологическому сопровождению специалистов различного профиля деятельности студенты овладевают на практических занятиях в соответствие с учебным планом.

Теоретико-методологический подход к изложению спецкурса основан на системном подходе (С. Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев), в русле основных традиций Московской и Санкт-Петербургской психологической школы. Ядром этого подхода является позиция диалектико-материалистического подхода становления, развития и создания системы психологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов различного профиля.

Положения о том, что практическую значимость существующей системы планирования и организации психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов может выявить лишь эффективность и результативность мероприятий по ее осуществлению.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание спецкурса «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов различного профиля» включает в себя рассмотрение следующих проблем:

Практическое занятие № 1

Тема 1. Исторический аспект формирования концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности специалистов различного профиля.

Время: 2 часа

Вопросы для обсуждения:

Зарубежный опыт формирования концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности.

Отечественный опыт формирования концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности.

 

Тема доклада (реферата): “Структурализм и функционализм их отношение к проблемам индустриальной психологии”.

 

Практическое занятие № 2

Тема 2. Общее представление о системе психологического обеспечения и месте мероприятий психологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов различного профиля.

Время 2 часа.

Вопросы для обсуждения:

Современная система, цель, задачи и структура психологического обеспечения профессиональной деятельности.

Теоретические и методологические основы психологического обеспечения учебного процесса и профессиональной деятельности специалистов.

Организация психологического обеспечения учебного процесса и профессиональной деятельности специалистов.

 

Тема доклада (реферата): «Актуальность создания системы и практической реализации концепции психологического обеспечения профессиональной деятельности».

Практическое занятие № 3

Тема 3. Основные направления, организация и методы психологического сопровождения учебной деятельности в специализированных и высших учебных заведениях Российской Федерации.

Время: 6 часов.

1. Контрольный опрос по вопросам:

- понятие психологического сопровождения учебного процесса уча-

щихся и студентов учебных заведений;

- динамика индивидуально-психологических особенностей учащихся

и студентов в процессе обучения их в учебном заведении;

- организация психологического сопровождения учебного процесса

студентов ВУЗов.

2. Составление анкеты на выявление ценностных ориентаций учащихся.

3. Исследование уровня познавательных психических процессов по методикам: КР-3-85; Равен.

4. Исследование эмоционально-волевой сферы по методикам: МЛО «Адаптивность», Mini-Mult, шкала самооценки (Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина), ОФДСИ, Басса-Дарки.

 

В часы самостоятельной работы:

- обработать результаты обследования;

- занести данные результатов обследования в сводную таблицу в рукописном и электронном вариантах.

 

Практическое занятие № 4

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Шульц Д, Шульц С. Психология и работа. - СПб.:Питер. 2003.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация.- М.: Медицина, 1976.-272 c.

2. Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 384 с.

3. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. - М.: Просвещение, 1988. - 269с.

2. История психологии (10-е – 30-е гг. Период открытого кризиса): Тезисы / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. 3-е изд. – Екатеринбург: Деловая книга, 1999. – 480 с.

3. Киселев И.Я. Профориентация и профотбор в капиталистических странах. - М.: Экономика, 1968. - 79с.

4. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. - Т.2: Способности. - Л., 1960.- 264 с.

5. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. - Л.: Медицина, 1984.- 216 с.

6. Леонгард К. Акцентуированные личности: Пер. с нем. – М., 2002.

7. Маклаков А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Автореф. дис....д-ра психол. наук.- СПб., 1996.- 37 с.

8. Практикум по инженерной психологии и психологии тру­да. - Л.: ЛГУ.- 1983. - 208.

9. Школа и психическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха.- М.: Медицина, 1988.- 271 с.

10. Шульц Д. П., Шульц С. Э. История современной психологии / Перев. с англ. – СПб.: Изд-во «Евразия», 1998. – 528 с.

11. Якунин В. А. Первые психологические лаборатории // Психол. журн., 1980. - № 2.

12. Ярошевский М. Г. История психологии. – 3-е изд., дораб. – М., 1997. – 575 с.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

« ПСИХОКОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ »

СОСТАВИТЕЛЬ: канд. психол. наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии Бережкова Е.И.

 

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

Целью преподавания курса является ознакомление с основными теоретическими положениями и практическими направлениями психоконсультационной работы в профессиональной области, а также овладение практическими умениями, направленными на психологическое обеспечение двуединой цели организационного психоконсультирования – достижение высоких результатов в социально-психологической и экономической сфере деятельности предприятия.

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

· теоретические основы организационного психоконсультирования;

· основные направления работы психоконсультирования в профессиональной деятельности;

· прикладные аспекты работы психолога в профессиональной сфере;

 

уметь:

· определять направления практической деятельности психолога в организации;

· разрабатывать рекомендации для решения конкретных проблем в профессиональной сфере;

· выявлять и анализировать возможные трудности в производственной сфере и намечать психологические аспекты путей их решения.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

 

1. Организационно-методологические принципы психо­логической службы организации.

Группы проблем, для решения которых привлекаются психологические консультанты.

Расширение возможностей предприятий, имеющих постоянно работающего психоконсультанта или психологическую службу.

Цели и задачи психологической службы предприятия.

Морально-этические принципы работы психолога организации.

Правила пользования психологической информацией.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бакирова Г.Х. Тренинг управления персоналом. – СПб., 2006.

2. Машков В.Н. Практика психологического обеспечения руководства, управления, менеджмента. – СПб., 2005.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы PR. – СПб., 2003.

2. Завьялова Ж., Фарба Е. и др. Энергия бизнес-тренинга. – СПб., 2005.

3. Перелыгина Е.Б. Психология имиджа. – М., 2002.

4. Психология управления. Хрестоматия./ Под ред. Райгородского Д.Я. – Самара, 2006.

5. Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. – Самара, 2001.

 

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. /Под ред. Крылова А.А., Маничева С.А.- СПб. и др., 2000.

2. Шульц Д., Шульц С. Психология и работа. – СПб. и др., 2006.

 

 


 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

«ПСИХОЛОГИЯ КАРЬЕРЫ»

 

 

СОСТАВИТЕЛЬ: канд. психологических наук, ассистент кафедры общей и прикладной психологии Бойко Е.А.

 

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА

 

Целью преподавания дисциплины является:

 

· формирование умений и навыков построения плана карьеры для специалистов различного профиля, оценки эффективности выполнения деятельности сотрудниками предприятия, планирования наиболее эффективного обучения (повышение квалификации) сотрудников предприятия;

· формирование профессионального мышления и овладение психологической терминологией, а также приобретение студентами профессионального психологического опыта;

· развитие способности студентов к организации самостоятельной деятельности.

 

В результате изучения дисциплины студент должен

знать:

· основные понятия психологии карьеры;

· основные этапы, виды карьеры;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.161 (0.29 с.)