Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 15. Организация профессионального психологического отбора кандидатов на замещение вакантных должностей в гипотетической организацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные разделы и содержание инструкции по организации и проведению мероприятий профессионального психологического отбора. Содержание раздела «Общие положения». Содержание раздела инструкции «Порядок организации профессионального психологического отбора кандидатов на замещение вакантных должностей». Содержание раздела инструкции «Организация и проведение психологического обследования». назван Содержание раздела инструкции «Порядок организации и проведения индивидуального собеседования с кандидатом на замещение вакантной должности». Содержание раздела «Вынесение итогового заключения о профессиональной психологической пригодности кандидатов на замещение вакантных должностей». Разработка приложений для инструкции о порядке организации и проведении профессионального психологического отбора кандидатов на замещение вакантных должностей. Определение перечня необходимых приложений. Журнал учета результатов работы. Инструкции руководителю обследования. Образец регистрационного листа. «Ключи» к методикам. Особенности использования компьютерных систем профессионального психологического отбора. Варианты использования компьютерных систем для решения задач профессионального психологического отбора. Особенности использования систем автоматизированной обработки данных. Особенности использования компьютерных психодиагностических систем профессионального психологического отбора. Постановка задачи программисту на создание компьютерного варианта системы профессионального психологического отбора. Проблемы взаимопонимания психолога и программиста. Информация необходимая программисту для создания компьютерного варианта системы профессионального психологического отбора. Структура документа, содержащего требования к создаваемой компьютерной системы профессионального психологического отбора. Порядок осуществления проверки компьютерного варианта системы профессионального психологического отбора. Основные этапы проверки компьютерной системы профессионального психологического отбора. Программные ошибки. Проведение контрольного обследования. Критерии надежности и работоспособности компьютерного варианта профессионального психологического отбора. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ: 1. Почему компетентное руководство является одним из главных факторов обусловливающих возможность успешного развития организации? 2. Что такое менеджмент? 3. В чем состоит роль менеджмента в структуре деятельности организации? 4. Какие основные методы менеджмента вы знаете? 5. Расскажите о истории изменения отношения к персоналу в процессе развития менеджмента. 6. Почему персонала, сегодня оценивается в качестве главного достояния предприятия? 7. Дайте общую характеристику понятия «управление персоналом». 8. Что такое кадровая политика и какие подходы к трактовке роли руководителя Вы знаете? 9. Каковы особенности решения проблем управления персоналом в России? 10. Охарактеризуйте основные направления кадровой политики предприятия. 11. В чем состоит значимость профессионального психологического отбора для успешной экономической деятельности организации? 12. Объясните в чем заключается феномен человека как биосоциального существа? 13. Объясните в чем состоит суть проблемы прогнозирования с точки зрения кибернетики? 14. Что из себя представляет человек с позиции кибернетической науки? 15. Что вы знаете о методологическом подходе Б.Г. Ананьева в отношении путей изучения человека? 16. Охарактеризуйте человека как индивида, как личность и как субъекта деятельности. 17. В чем состоит суть проблему соотношения биологического и социального в психики человека и каково значение данной проблемы для решения задач профессионального отбора? 18. Что такое деятельность? Охарактеризуйте основные виды человеческой деятельности. 19. Раскройте место и роль труда в жизни человека? 20. Расскажите об основных этапах становления человека как субъекта труда. 21. Расскажите об основных причинах возникновения и широкого распространения профессионального психологического отбора в практической деятельности предприятий и организаций. 22. Что вы знаете об истории развития профессионального психологического отбора? 23. Что такое профессиональный психологический отбор и какие задачи он решает? 24. Раскройте какое место занимает профессиональный психологический отбор в структуре современных наук. 25. Расскажите о том, что из себя представляет психология труда и ккие задачи она решает. 26. Раскройте структуру мероприятий профессионального психологического отбора. 27. Назовите и охарактеризуйте факторы, отражающиеся на эффективности мероприятий профессионального психологического отбора 28. Что вы знаете о морально-нравственных аспектах профессионального психологического отбора? 29. Каких этических принципов должен придерживаться психолог, осуществляющий мероприятий профессионального психологического отбора? 30. Что вы знаете о проблеме дискриминации в структуре задач профессионального психологического отбора? 31. Расскажите о истории возникновения проблемы индивидуальных различий людей в психологии. 32. Охарактеризуйте предмет и задачи дифференциальной психологии. 33. Что такое дифференциальная психофизиология и в чем проявляется ее связь с дифференциальной психофизиологией? 34. Что вы знаете о соотношении понятий «свойства нервной системы» и «свойства нервных центров»? 35. Какие свойства нервной системы вы знаете? 36. Расскажите о том, как знания о свойствах нервной системы могут быть использованы при решении задач профессионального психологического отбора? 37. В чем заключается различие в подходах И.П. Павлов, В.С. Мерлина, Б.М Теплома и В.Д. Небылицына к изучению свойств нервной системы. 38. Какие методы изучения свойств нервной системы вы знаете? 39. Какие научные подходы к изучению темперамента вы знаете? 40. Что вы знаете об экспериментальных теориях личности? 41. Расскажите о методах экспериментального изучения личностных черт и выделения типов личности. 42. Раскройте значение дифференциальной психологии для решения задач профессионального психологического отбора. 43. Раскройте содержание понятия «способности человека». 44. Расскажите о истории исследования проблемы способности. 45. Что вы знаете о подходе Б.М. Теплова к изучению способностей? 46. Что вы знаете о личностно-деятельностном подходе к изучению способностей? 47. Расскажите о функционально-генетическом подходе к изучению способностей? 48. Сопоставьте между собой основные положения личностно-деятельностного и функционально генетического подходов. В чем их сильные и слабые стороны. 49. Раскройте суть функционально-деятельностного подхода. 50. Что вы знаете об иерархии способностей? 51. Что такое профессионально важные качества? 52. Что вы знаете о структуре профессионально важных качеств? 53. Что Вы знаете о психодиагностике, как одном из направлений современной психологии? 54. Охарактеризуйте суть проблемы психологических измерений. 55. Какие уровни измерения психических явлений Вы знаете? 56. Расскажите об истории возникновения и развитии психологического тестирования. 57. Расскажите о классификации современных тестов. 58. Расскажите что Вы знаете об интеллектуальных тестах» 59. Что Вы знаете о тестах специальных способностей? 60. Расскажите что Вы знаете о личностных тестах 61. Расскажите о требованиях, предъявляемых к методикам профотбора. 62. Расскажите об ограничениях в возможности применять психодиагностические методики в процедурах профессионального психологического отбора. 63. Что вы знаете о возможных ошибках встречающихся при проведении мероприятий профессионального психологического отбора? 64. Раскройте суть метода инженерно-психологического анализа деятельности. 65. Что Вы знаете о «профессиограмме» и «психограмме». 66. Назовите преимущества и недостатки метода инженерно-психологического анализа деятельности. 67. Какие подходы к реализации на практике метода инженерно-психологического анализа Вы знаете. 68. Какова структура профессиограммы. 69. Что Вы знаете об организации и проведении экспертной оценки ПВК с помощью психографических опросников. 70. Расскажите о том, что необходимо учитывать при подборе группы экспертов и какие методы при работе с экспертами в процессе изучения ПВК. 71. Что Вы знаете о количественной и качественной оценке ПВК, используемых в процессе изучения профессионально важных качеств. 72. Расскажите о порядке оформления и представления результатов психографического опроса. 73. Что Вы знаете о методе классификации видов деятельности. 74. Назовите преимущества и недостатки метода классификации видов деятельности 75. Что Вы знаете о методе «пилотажного обследования» 76. Назовите основные факторы затрудняющие использование данного метода на практике. 77. Расскажите о методе контрастных пар, используемого при решении задач выявления и изучения ПВК 78. Что Вы знаете о методе двух портретов. 79. Перечислите основные принципы выбора методик для решения задач профессионального психологического отбора 80. Раскройте основные требования принципа «учет предназначения психологических методик». 81. Почему при разработке системы профессионального психологического отбора следует обязательно учитывать требования принципа использования стандартизированных методик? 82. Почему при разработке системы профотбора необходимо использовать методики с единым измерительными шкалами? 83. В чем заключается целесообразность использовании в профотборе с единым интегральным показателем? 84. В чем заключается основные требования принципа оптимального количества методик? 85. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы оценки степени пригодности методик для решения задач профессионального психологического отбора 86. Что вы знаете об основных подходах к решению задачи по оценке надежности и валидности психологического теста? 87. Охарактеризуйте основные подходы к формированию выборки для пилотажного исследования. 88. Что вы знаете о валидности и надежности теста? 89. Охарактеризуйте основные принципы и способы проведения пилотажного исследования. 90. Раскройте содержание процедур математико-статистического анализа результатов пилотажного исследования. 91. Перечислите и раскройте суть требований основных принципов отбора критериев успешности профессиональной деятельности. 92. Расскажите о подходах к решению задач по разработке экспертных шкал. 93. Назовите основные этапы разработки алгоритма итогового заключения о профессиональной пригодности кандидата. 94. Что Вы знаете о стандартизации измерительных шкал психодиагностических методик? 95. Расскажите о методологии перевода первичных баллов в стэны. 96. Расскажите о методологии перевода первичных баллов в станайны. 97. Что вы знаете о методах оценки значимости показателей отдельных методик для прогнозирования профессиональной пригодности? 98. Расскажите о методах нормирования показателей психодиагностических методик в рамках решения задач разработки системы профессионального психологического отбора. 99. Что вы знаете об алгоритмах вынесения итогового заключения о профессиональной пригодности? 100. Что вы знаете об алгоритмах вынесения итогового заключения разработанных с позиции факторного подхода к решению задач профессионального психологического отбора. 101. Что вы знаете об логическом алгоритме вынесения итогового заключения о профессионально психологической пригодности? 102. Расскажите о приемах формализации результатов профессионального психологического отбора. 103. Перечислите основные этапы организации и практического осуществления мероприятий профессионального психологического отбора на предприятии. 104. Охарактеризуйте основные причины побуждающие руководство организации решать задачи по поиску нового персонала. 105. Какие методы изучения потребности организации в персонале вы знаете? 106. Что вы знаете о рекрутинге персонала? 107. Какие методы рекрутинга Вы знаете? 108. Какие требования, предъявляемые к организации непосредственного психологического обследования кандидатов, Вы знаете? 109. Охарактеризуйте основные негативные факторы, способные снизить эффективность психологического обследования. 110. Что вы знаете о порядке практического вынесения итогового заключения о профессиональной пригодности? 111. Раскройте алгоритм анализа эффективности мероприятий профессионального психологического отбора. 112. Что вы знаете о способе оценки экономической эффективности мероприятий профессионального психологического отбора. 113. Назовите основные этапы подбора методик для включения их в систему мероприятий профессионального психологического отбора. 114. Как и для чего осуществляется анализ взаимосвязи выявленных в ходе психографического исследования ПВК? 115. Почему следует объединять ПВК в схожие группы качеств и чем следует руководствоваться при осуществлении данной процедуры? 116. Расскажите как на практике осуществить подбор методик, на основе результатов анализа ПВК, для их дальнейшей апробации и оценки целесообразности использования в разрабатываемой системы мероприятий профессионального психологического отбора? 117. Назовите последовательность действий по экспериментальной оценки соответствия методик замыслу и задачам мероприятий профессионального психологического отбора? 118. Расскажите как с помощью программы Excel можно осуществить статистический анализ полученных результатов пилотажного исследования? 119. Зачем следует проводить пилотажное обследование сотрудников предприятия-заказчика и на что следует обращать внимание при формировании пилотажной группы обследуемых? 120. Назовите основные этапы разработки алгоритма вынесения итогового заключения о профессиональной психологической пригодности. 121. Опишите порядок и основные принципы разработки стеновых шкал для методик, планируемых к использованию в мероприятиях профессионального психологического отбора. 122. Как оценить степень соответствия стэновых шкал шкалам «сырых» баллов? 123. Расскажите об основных этапах разработки алгоритма итогового заключения на основе использования регрессионного уравнения. 124. Почему для построения регрессионного уравнения необходимо использовать стэновые шкалы? 125. Назовите основные преимущества и недостатки алгоритма построенного на основе регрессионного уравнения. 126. Расскажите об основных этапах разработки алгоритма итогового заключения на основе концептуального подхода. 127. Назовите основные преимущества и недостатки алгоритма построенного на основе концептуального подхода. 128. Расскажите о порядке проверки прогностических возможностей разработанного алгоритма вынесения итогового заключения о профессиональной психологической пригодности на этапе разработки. 129. Опишите основные этапы проверки прогностичности алгоритма вынесения итогового заключения о профессиональной психологической пригодности в ходе практической деятельности. 130. Перечислите действия, которые должен выполнить психолог для внедрения разработанной им системы профессионального психологического отбора в практику деятельности организации-заказчика. 131. Назовите основные разделы инструкции о порядке организации и проведения профессионального психологического отбора. 132. Что необходимо отразить в разделе «Общие положения» инструкции о порядке организации и проведения профессионального психологического отбора? 133. Перечислите приложения, которые целесообразно включать в инструкции о порядке организации и проведения профессионального психологического отбора. 134. Почему необходимо включать в приложение к разрабатываемой инструкции образцы регистрационных листов? 135. Что вы знаете об использовании на практике компьютерных системы профессионального психологического отбора. 136. С какими ограничениями и проблемами может столкнуться психолог при использовании автоматизированных систем обработки результатов психологического обследования. 137. Назовите основные этапы разработки системы компьютерной психодиагностики для решения задач профессионального психологического отбора. 138. Расскажите о порядке проверки валидности и надежности компьютерной психодиагностической системы. 139. Почему взаимопонимание между психологом и программистом является важнейшим условиям успешной разработки компьютерной психодиагностической системы профотбора.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Купер Д., Робертсон А. Психология в отборе персонала. СПб., Питер. 2003.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – 3-е изд., СПб, Питер, 2001 2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб.: Питер, 2003. – 688 с. 3. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2004. 4. Шульц Д, Шульц С. Психология и работа. - СПб.:Питер. 2003.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М.: Медицина.- 1979 2. Базаров Т.Ю., Беков Ч.А., Аксенова Е.А Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. М., 1995. 3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочние по психодиагностике. – СПб., Питер. 1999. 4. Вернадский В.И. Биосфера: Избранные труды по биогеохимии. – М.: Мысль, 1967. 5. Винер Н. Кибернетика и общество / Пер. с англ. Под общей ред. Э.Я. Кольмана. – М.: Изд. Иностр. лит., 1958 6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. /Гл. ред. А.В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982 7. Глас Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. Пер. с Англ. - М.: Прогресс, 1976. 8. Дафт Р. Менеджмент. –СПб. Питер. 2002 9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб.: Питер, 2-е изд., 2000. 10. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. В 2-х т. М., 1964. 11. Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. – М.: Наука, 1966 12. Иванцевич Дж., ЛобановА.А. Человеческие ресурсы управления. - М. Дело. 1993 г. 13. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы (к психологическим основам научной организации труда, учения, спорта). – Казань: Изд-во Казанского гос.ун-та, 1969 14. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995. 15. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л.: Медицина. 1984 г. 16. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. – Л.: Медицина., 1984. СПб.: Питер, 2-е изд., 2002. 17. Леонтьев А.Н, Деятельность. Сознание. Личность. – 2-е изд. –М.:Политиздат, 1977. 18. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях. / Психологический журнал.-2001. – Т.22, N 1. – С.16-24 19. Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2002 20. Маничев С.А. Технология работы оценочного центра. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб., СПбГУ. 2000. 21. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. Пермь. 1973. 22. Методические рекомендации по организации профессионального психологического отбора в ВВУЗах МО РФ (1993 г.) 23. Монден Я. «Тоёта»: методы эффективного управления. – М. Экономика. 1989 г 24. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1966 25. Небылицын В.Д. Темперамент // Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. 26. Павлов И.П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Л.: Медгиз, 1951. 27. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности. Под ред. Никифорова Г.С., Дмитриевой М.А., Снеткова В.М. – СПб., 2001. 28. Психологическая диагностика: Проблемы и исследовния./ Под. Ред. Гуревича К.М. –М.: педагогика, 1981. 29. Рождественская В.И. Индивидуальные различия работоспособности. М.: Педагогика, 1980. 30. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. 31. Сидоренко Е.В, Методы математической обработки в психологии. – СПб, 1996. 32. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. - СПб. Питер. 2001 г. 33. Теплов Б.М. Психофизиология индивидуальных различий. Избр. Труды в 2 т., М.: Наука, 1963. 34. Теплов Б.М. Способность и одаренность. // Ученые записки ГосНИИ психологии. Т.II. М., 1941. 35. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. - Управление – это наука и искусство. М. Республика 1992 г. 36. Фрай К. Хитрости Excel. – СПб. Питер., 2005 37. Фрумкин А.А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности. СПб.: Речь 38. Холодная М.А. Психология интеллекта. 39. Шадриков В.Д. Способности человека. М., 1997. 40. Шекшеня С.В. Управление персоналом современной организации. - М. Бизнес школа «Интел-Синтез». 1996. 41. Штерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. М.: 1926 42. Штерн В. Основы генетики человека. – М., 1965. 43. Эденбро Р. Практическая психометрия. Эффективное интервьюирование. СПб., 2003. С.209 44. Allport G.W., Odbert H.S. Trait-names: A psycho-lexical study. – Psychological. Monographs, 1936. 45. Costa P.T., McCrae R.R. The Revised NEO Personality Inventory (NEO-PI-R) and NEO Five-Factor Inventory (NEO-FFI) professional manual. – Odessa. FL: Psychological Assessment Resourses, 1992. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ “ФИЗИОЛОГИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”
СОСТАВИТЕЛЬ: доктор психологических наук, доктор медицинских наук, профессор Благинин А.А.
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
Физиология трудовой деятельности - это отрасль общей физиологии человека, изучающая влияние условий среды и факторов профессиональной деятельности на функциональное состояние и работоспособность специалистов с целью повышения эффективности их труда, снижения заболеваемости, обеспечения безопасности деятельности и продления профессионального долголетия. Теоретическую и научную основу дисциплины составляют: физиология высшей нервной деятельности, общая физиология человека, психология труда, психофизиология, инженерная психология. Объектом физиологии трудовой деятельности является работающий человек. Предметом являются условия среды, факторы и содержание профессиональной деятельности; функциональное состояние, работоспособность и профессиональная надежность. Целью изучения физиологии трудовой деятельности является фундаментальная подготовка студентов к практической деятельности. Способы достижения цели: изложение теоретического, в том числе проблемного материала на лекциях, обсуждение основных и наиболее сложных вопросов на семинарских занятиях, проведение практических занятий, написание рефератов, индивидуальное выполнение научно-исследовательской работы по тематике кафедры, самостоятельная работа студентов. Средства, используемые в процессе обучения: - технические средства обучения; - наглядные пособия; - аппаратура для оценки функционального состояния и работоспособности; - тренажеры, защитное снаряжение и специальное оборудование; - специализированные учебные классы и лаборатории; - технические средства контроля знаний. В результате изучения дисциплины студенты должны знать и уметь использовать: - основные теоретические концепции, научные и методологические основы физиологии трудовой деятельности; - психофизиологическую характеристику профессиональной деятельности операторов; - принципы и методы оценки функционального состояния организма и профессиональной работоспособности; - изменения функционального состояния и профессиональной работоспособности при действии неблагоприятных факторов внешней среды; - средства и методы сохранения и восстановления работоспособности; - принципы и методы изучения двигательных навыков; - психофизиологические основы обеспечения безопасности деятельности; - содержание и роль личного и человеческого факторов в безопасности деятельности; - компоненты надежности системы «человек-машина»; - психофизиологические реакции человека в аварийной ситуации; - компоненты профессиональной надежности оператора; владеть: - методиками оценки функционального состояния организма и профессиональной работоспособности в различных условиях деятельности; - дифференциальной диагностикой функциональных состояний организма; - методикой оценки функционального состояния, качества деятельности и успешности формирования двигательных навыков при тренировках на тренажере; - средствами и методами сохранения и восстановления работоспособности; иметь представление: - о принципах индивидуальной оценки годности к работе и возможных ограничений к ней; - о перспективах развития физиологии трудовой деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.205 (0.009 с.) |